МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая казуистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_УСП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая казуистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и предлагать оптимальные варианты их решения
ОПК-1.1 Знает основы юридической квалификации фактической стороны дела.
ОПК-1.2 Умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики.
ОПК-1.3 Предлагает оптимальные варианты решения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
ОПК-4Способен письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу, в том числе в состязательных процессах
ОПК-4.1 Знает основные правила юридической аргументации.
ОПК-4.2 Умеет письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу.
ОПК-4.3 Владеет алгоритмами противодействия недопустимым приемам юридической аргументации при решении профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает основы юридической квалификации фактической стороны дела;
ОПК-4.1. Знает основные правила юридической аргументации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики;
ОПК-4.2. Умеет письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3: Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики;
ОПК-4.3. Владеет навыками противодействия недопустимым приёмам юридической аргументации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Лекции 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Сам. работа 1 18 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Философские основы юридической квалификации Лекции 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Философские основы юридической квалификации Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Философские основы юридической квалификации Сам. работа 1 18 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Логические основы юридической квалификации Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Логические основы юридической квалификации Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. Логические основы юридической квалификации Сам. работа 1 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.10. Психологические аспекты юридической квалификации Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.11. Психологические аспекты юридической квалификации Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.12. Психологические аспекты юридической квалификации Сам. работа 1 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.13. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Лекции 1 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.14. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.15. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Сам. работа 1 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»– https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4433

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и предлагать оптимальные варианты их решения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Как соотносятся понятия «социальное регулирование» и «правовое регулирование»?
– Социальное регулирование и правовое регулирование понятия несравнимые;
– Социальное регулирование и правовое регулирование понятия тождественные;
– Эти понятия противоположные;
– Правовое регулирование является особым видом социального регулирования.
Ответ: Правовое регулирование является особым видом социального регулирования

2. Что является результатом нормативного правового регулирования?
– Возникновение юридического факта;
– Разрешение юридического спора;
– Возникновение нормы права;
– Привлечение к юридической ответственности.
Ответ: Возникновение нормы права

3. Что является формой реализации права?
– Правотворчество;
– Применение права;
– Возникновение правоотношения;
– Внесение изменений в нормативно- правовой акт.
Ответ: Применение права

4. Что из названного не является стадией применения права?
– Выбор и толкование нормы права;
– Возникновение правоотношения;
– Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
– Принятие и оформление решения по юридическому делу.
Ответ: Возникновение правоотношения

5. Соотношение каких правовых явлений осуществляется в процессе юридической квалификации?
– Государства и права;
– Субъекта права и закона;
– Фактической стороны юридического дела и норм права;
– Юридических понятий и норм права.
Ответ: Фактической стороны юридического дела и норм права

6. Как называется юридическая квалификация, в которой выявляется несоответствие фактической стороны дела и нормы права?
– Ошибочная;
– Допустимая;
– Предварительная;
– Негативная.
Ответ: Негативная

7. Что не выделяется в качестве самостоятельного аспекта (стороны) юридической квалификации?
– Фактическая сторона юридической квалификации;
– Нормативная стороны юридической квалификации;
– Логический аспект юридической квалификации;
– Религиозный аспект юридической квалификации.
Ответ: Религиозный аспект юридической квалификации

8. С какой точки зрения (стороны) юридическая квалификация рассматривается как особый вид познания?
– Философский;
– Фактический;
– Нормативный;
– Абстрактный.
Ответ: Философский

9. Какое с философской точки зрения вырабатывается знание в процессе юридической квалификации?
– Фундаментальное;
– Обыденное;
– Прикладное (практическое)
– Эстетическое.
Ответ: Прикладное (практическое)

10. С точки зрения логической стороны юридической квалификации признаки правонарушения раскрывают:
– Смысл правонарушения;
– Цель правонарушения;
– Общественную вредность правонарушения;
– Содержание правонарушения.
Ответ: Содержание правонарушения

11. С точки зрения психологического аспекта юридической квалификации наличие какого элемента профессиограммы юриста показывает способность следователя во время допроса установить контакт со свидетелем?
– Коммуникативный;
– Организационный;
– Реконструктивный;
– Моральный.
Ответ: Коммуникативный

12. К какому виду юридического факта относится землетрясение?
– Правовой поступок;
– Событие;
– Юридический акт;
– Действие.
Ответ: Событие

13. Что из названного относится к фактическому составу?
– Норма права;
– Условия вступления в брак;
– Механизм государства;
– Система законодательства.
Ответ: Условия вступления в брак

14. Какой способ толкования норм права предполагает учет их взаимосвязи?
– Грамматический;
– Исторический;
– Функциональный;
– Систематический.
Ответ: Систематический

15. Как называется пробел в праве, возникающий в результате возникновения новых общественных отношений?
– Мнимый пробел в праве;
– Первоначальный пробел в праве;
– Пробел эволюции;
– Исторический пробел в праве.
Ответ: Пробел эволюции

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите признаки правового отношения
Ответ: особый вид общественного отношения, возникает на основе норм права, участники правоотношения носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечивается государством.
Вопрос 2. Договор купли-продажи квартиры. Что является объектом этого правоотношения?
Ответ: Вещь, т.е. квартира.
Вопрос 3. Договор купли-продажи квартиры. Что является содержанием этого правоотношения?
Ответ: Взаимные права и обязанности покупателя и продавца.
Вопрос 4. К какому виду юридического факта относится террористический акт на железной дороге для 1) правоохранительных органов и «2) участников договора ж/д перевозки?
Ответ: для 1) правоохранительных органов – неправомерное деяние и «2) для участников договора ж/д перевозки – относительное событие.
Вопрос 5. .К какому виду правонарушения относится использование смартфона студентом на экзамене?
Ответ: дисциплинарный проступок, нарушение учебной дисциплины.
Вопрос 6. В объективную сторону какого правонарушения входит такое деяние – нецензурная брань студента в коридоре университета?
Ответ: дисциплинарного проступка и административного правонарушения.
Вопрос 7. Какие аспекты (стороны) выделяются в юридической квалификации?
Ответ: фактический, нормативный, философский, логический, психологический.
Вопрос 8. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «юридическая квалификация»?
Ответ: Правотворчество – процесс создания нормы права, а юридическая квалификация – это процесс разрешения конкретной правовой ситуации.
Вопрос 9. Молодой человек праздновал свое 18-летие и совершил тяжкое преступление. Он будет привлечён к уголовной ответственности как совершеннолетий?
Ответ: Нет. Признается юридическая фикция – совершеннолетие наступает не в день рождения, а на следующий день.
Вопрос 10. В чем отличие такого вида юридического факта в виде правомерного действия, как правой акт, в отличие от правового поступка?
Ответ: Правовой акт обязательно предполагает преследование цели достижения формально–юридического результата и требует соответствующей процессуальной формы. Например, сдача экзамена студентом в аудитории и занесение оценки в ведомость.
Вопрос 11. Что такое фактический состав? Приведите пример.
Ответ: Система юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления правовых последствий. Условия вступления в брак.
Вопрос 12. Гражданство – это юридический факт?
Ответ: Да. Это особый вид юридического факта как состояние, который входит в разные фактические составы – условия участия в выборах, получения социальной помощи, принятие на гос. службу и т.д.
Вопрос 13. В ТК РФ в статья 81. «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» закрепляется фактический состав?
Ответ: Нет. В ст. 81 ТК РФ закрепляется группа юридических фактов, каждый из которых порождает одно последствие– расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
Вопрос 14. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
Ответ: купля-продажа смартфона – частноправовое отношение, а уплата налогов – публичноправовое отношение.
Вопрос 15. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
Ответ: Во-первых, это поведение правомерное и, во-вторых, оно относится к такому виду правомерного поведения, как социально-активное.
Вопрос 16. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
Ответ: 7-летний мальчик не может быть привлечен к юридической ответственности, т.к. не является дееспособным и, в том числе, деликтоспособным. Владелец автомобиля предъявит иск к родителям мальчика.
Вопрос 17. Во время спора на семинарском занятии студент сказал своему одногруппнику: «Твоя позиция в споре является точкой зрения идиота!». Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался – требовать возмещение морального вреда за клевету или оскорбление?
Ответ: В данной ситуации необходимо вести речь именно об оскорблении, а не клевете. В полнее возможно, что критика ответчика по содержанию была справедливой, но он выразил её в оскорбительной форме.
Вопрос 18. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?
Ответ: Речь идет не о юридической ответственности, а о применении к подростку принудительных мер. воспитательного и медицинского характера. Различие существенное – эти меры не порождают состояния судимости.
Вопрос 19. Хулиганство – это административное или уголовное правонарушение?
Ответ: Мелкое хулиганство– административное правонарушение. Хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и т.д. – это уголовное правонарушение.
Вопрос 20. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве?
Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу, в том числе в состязательных процессах.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Как соотносятся понятия «нормативное правовое регулирование» и «индивидуальное правовое регулирование»?
– Понятия несравнимые;
– Понятия тождественные;
– Эти понятия противоположные;
– Это виды правового регулирования.
Ответ: Это виды правового регулирования

2. Что значит занять в юридическом споре аргументированную позицию?
– Правовая позиция соответствует принципу справедливости;
– Приведены фактические и нормативно-юридические доводы, доказывающие обоснованность правовой позиции;
– Правовая позиция участника юридического спора отражает его мировоззрение;
– Участник юридического спора обосновал свою позицию ссылками на исторические примеры.
Ответ: Приведены фактические и нормативно-юридические доводы, доказывающие обоснованность правовой позиции

3. Что соответствует форме письменной аргументации правовой позиции?
– Выступление прокурора в судебном заседании;
– Исковое заявление;
– Речь адвоката в судебном заседании;
– Устная консультация юрисконсульта.
Ответ: Исковое заявление

4. Что из названного не является видом юридического процесса?
– Правотворчество;
– Заключение трудового договора;
– Достижение совершеннолетия;
– Принятие и оформление решения по юридическому делу.
Ответ: Достижение совершеннолетия

5. Что из перечисленного относится к такому виду юридических фактов, как событие?
– Землетрясение;
– Заключение договора;
– Разрешение в суде юридического спора;
– Поступление в ВУЗ.
Ответ: Землетрясение

6. Что из перечисленного относится к такому виду юридических фактов, как действие?
– Предъявление иска в суд;
– Рождение ребенка;
– Наводнение;
– Достижение совершеннолетия.
Ответ: Предъявление иска в суд

7. К какому виду юридического процесса относится возбуждение дела по факту разбоя?
– Избирательный процесс;
– Административный процесс;
– Уголовный процесс;
– Гражданский процесс.
Ответ: Уголовный процесс

8. К какому виду юридического процесса относится разрешение судом спора между предпринимателями по факту неисполнения договора поставки товара?
– Гражданский процесс
– Конституционный процесс;
– Арбитражный процесс;
– Уголовный процесс;
Ответ: Арбитражный процесс

9. Какой юридический факт является абсолютным событием?
– Сдача студентом экзамена;
– Привлечение к юридической ответственности;
– Террористический акт, в результате которого произошла просрочка исполнения поставки;
– Землетрясение.
Ответ: Землетрясение

10. К правовому процессу с юридически значимым результатом не относится:
– Предъявления иска в суд;
– Вынесение приговора судом;
– Подготовка ученым-юристом проекта НПА;
– Издание акта официального толкования норм права.
Ответ: Подготовка ученым-юристом проекта НПА

11. Какой юридический спор относится к частноправовому ?
– О праве гражданина на участив в референдуме;
– Обжалование противоправных действий госоргана;
– Расторжение брака;
– О компетенции должностных лиц.
Ответ: Расторжение брака

12. Как называется требование, которое потерпевший указывает в иске?
– Причина юридического спора;
– Повод юридического спора;
– Предмет юридического спора;
– Суть юридического спора.
Ответ: Предмет юридического спора

13. В какой части судебного слушания непосредственно происходит юридический спор?
– Подготовка к судебному слушанию;
– Судебные прения;
– Допрос свидетеля;
– Исследование вещественных доказательств.
Ответ: Судебные прения

14. Какой способ толкования норм права предполагает анализ взаимосвязи нормы права?
– Грамматический;
– Исторический;
– Функциональный;
– Систематический.
Ответ: Систематический

15. Какой вид правовой позиции выражен в решении суда по гражданскому делу?
– Правотворческий;
– Правоприменительный;
– Доктринальный;
– Обыденный.
Ответ: Правоприменительный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В чем отличие правовых позиций в процессе нормативного и индивидуального правового регулирования?
Ответ: В нормативном правовом регулировании правовая позиция отражает точку зрения на содержание принимаемой в процессе правотворчества нормы права. А правовая позиция в индивидуальном правовом регулировании направлена на разрешение конкретной правовой ситуации на основе норм права.
2. Договор купли-продажи квартиры. Что является содержанием этого правоотношения?
Ответ: Взаимные права и обязанности продавца и покупателя.
3. Что такое юридический процесс?
Ответ: это система взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении юридических дел субъектов права.
4. Что такое правовая позиция?
Ответ: это система, аргументов, суждений и доказательств, которые формулируются на основе норм права и подтверждают или опровергают суждения оппонента в юридическом споре.
5.К какому виду правонарушения относится нецензурная брань студента на семинарском занятии?
Ответ: Это деяние является элементом дисциплинарного проступка и административного правонарушения.
6. Преподаватель обвинил студента в списывании на экзамене. Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался: в чем обвинить преподавателя – в оскорблении или клевете?
Ответ: В данном случае необходимо предъявить иск о клевете и опровергнуть факт списывания.
7. Какие аспекты (стороны) юридической ситуации необходимо проанализировать в процессе выработки правовой позиции по делу?
Ответ: Обязательно проанализировать фактический и нормативный аспекты юридической квалификации, а так же в ходе спора можно использовать логические доводы, допустимые приемы психологического влияния.
8. В чем отличие публично-правового юридического процесса от частноправового?
Ответ: В публично-правовом юридическом процесса всегда одна сторона (как минимум) – государственный или муниципальный орган, должностное лицо, предметом рассмотрения выступают публичные интересы (например, вопросы налогообложения).
9. Молодой человек после завершения обучения в школе решил стразу стать адвокатом. Но в коллегии адвокатов ему отказали, на что молодой человек заявил о нарушении ст. 37 Конституции РФ, которая закрепляет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Дайте аргументированный ответ этому молодому человеку.
Ответ: Применяем систематический способ толкования, т.е. ст. 37 Конституции РФ реализуется во взаимосвязи с другими НПА, которые требуют для работы адвокатом образования, стажа 3 года, сдача экзаменов и аттестация. Действует правило – наличие специальных норм огранивает действие общих норм.
10. Юридический факт и юридическое доказательство – это синонимы?
Ответ: Нет. Юридическое доказательство — это не просто факты, а сведения о фактах, полученные в предусмотренном правом порядке, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Деяние – факт, а видеоматериал – доказательство деяния.
11. В процессе выработки правовой позиции важно фактический состав правовой юридической ситуации. Приведите пример.
Ответ: Фактический состав– система юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления правовых последствий. Условия вступления в брак.
12. Гражданство – это юридический факт?
Ответ: Да. Это особый вид юридического факта как состояние, который входит в разные фактические составы – условия участия в выборах, получения социальной помощи, принятие на гос. службу и т.д.
13. В ТК РФ в статья 81. «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» закрепляется фактический состав?
Ответ: Нет. В ст. 81 ТК РФ закрепляется группа юридических фактов, каждый из которых порождает одно последствие– расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
14. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
Ответ: купля-продажа смартфона – частноправовое отношение, а уплата налогов – публичноправовое отношение.
15. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
Ответ: Во-первых, это поведение правомерное и, во-вторых, оно относится к такому виду правомерного поведения, как социально-активное.
16. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
Ответ: 7-летний мальчик не может быть привлечен к юридической ответственности, т.к. не является дееспособным и, в том числе, деликтоспособным. Владелец автомобиля предъявит иск к родителям мальчика.
17. Во время спора на семинарском занятии студент сказал своему одногруппнику: «Твоя позиция в споре является точкой зрения идиота!». Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался – требовать возмещение морального вреда за клевету или оскорбление?
Ответ: В данной ситуации необходимо вести речь именно об оскорблении, а не клевете. В полнее возможно, что критика ответчика по содержанию была справедливой, но он выразил её в оскорбительной форме.
18. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?
Ответ: Речь идет не о юридической ответственности, а о применении к подростку принудительных мер. воспитательного и медицинского характера. Различие существенное – эти меры не порождают состояния судимости.
19. Хулиганство – этот административное или уголовное правонарушение?
Ответ: Мелкое хулиганство– административное правонарушение. Хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и т.д. – это уголовное правонарушение.
20. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве?
Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачет (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Назовите признаки правового отношения
2. Какие аспекты (стороны) выделяются в юридической квалификации?
3. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «юридическая квалификация»?
4. В чем отличие такого вида юридического факта в виде правомерного действия, как правой акт, в отличие от правового поступка?
5. Что такое фактический состав?
6. В чем отличие правовых позиций в процессе нормативного и индивидуального правового регулирования?
7. Что такое юридический процесс?
8. Что такое правовая позиция?
9. Какие аспекты (стороны) юридической ситуации необходимо проанализировать в процессе выработки правовой позиции по делу?
10. В чем отличие публично-правового юридического процесса от частноправового?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
2. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
3. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
4. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?
5. Хулиганство – это административное или уголовное правонарушение?
6. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве?
8. К какому виду юридического факта относится террористический акт на железной дороге для 1) правоохранительных органов и «2) участников договора ж/д перевозки?
9. .К какому виду правонарушения относится использование смартфона студентом на экзамене?
10. Молодой человек после завершения обучения в школе решил стразу стать адвокатом. Но в коллегии адвокатов ему отказали, на что молодой человек заявил о нарушении ст. 37 Конституции РФ, которая закрепляет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Дайте аргументированный ответ этому молодому человеку.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник и практимум для вузов Москва: Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/510831
Л1.2 А. С. Пиголкин, А. А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. Теория государства и права: учебник для вузов Юрайт, 2022 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
Л2.2 Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Э2 Юридическая казуистика: курс moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
100С центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений.

Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение казусов. В перечне учебной литературе большое место занимают сборники задач и практикумы. Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Спецкурс предполагает более углубленное изучение вопросов, связанных с правоприменением и в частности с его второй стадией – выбором нормативной основы решения. Поэтому в названии этого предмета используется термин «юридическая квалификация».