МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы криминалистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_УСП-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Беспечный О.В.

Рецензент(ы):
Ст. преп., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы криминалистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний и навыков, методик, а также тактик расследования преступлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
ПК-2.1 Знает нормы уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
ПК-2.2 Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач.
ПК-2.3 Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций.
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания.
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы
критического анализа и оценки проблемных ситуаций
на основе системного подхода.
УК-5.1. Знает основные понятия истории,
культурологии, закономерности и этапы развития
духовной и материальной культуры народов мира,
подходы к изучению культурных явлений,основные
принципы межкультурного взаимодействия в
зависимости от различных контекстов развития
общества; многообразия культур и цивилизаций.
ПК-2.1. Знает нормы уголовнопроцессуального законодательства,
регламентирующие деятельность
должностных лиц и органов государства в
уголовном судопроизводстве.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как
систему, выявляя ее составляющие и связи внутри;
осуществляет поиск вариантов решения поставленной
проблемной ситуации; определяет стратегию
достижения поставленной цели.
УК-5.2. Определяет и применяет способы
межкультурного взаимодействия в различных
социокультурных ситуациях; применяет научную
терминологию и основные научные категории
гуманитарного знания.
ПК-2.2. Умеет применять нормы
уголовно-процессуального
законодательства, регламентирующие
деятельность должностных лиц и органов
Область
профессиональной
деятельности
Тип задачи
профессиональной
деятельности
Задача
профессиональной
деятельности
Код и
наименование
профессиональной
компетенции
Код и наименование индикатора
достижения профессиональной
компетенции
представительства
в уголовных делах).
законодательством
Российской
Федерации
государства в уголовном
судопроизводстве, при решении
профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа
проблемных ситуаций на основе системного подхода и
определяет стратегию действий для достижения
поставленной цели.
УК-5.3. Владеет навыками применения способов
межкультурного взаимодействия в различных
социокультурных ситуациях; навыками
самостоятельного анализа и оценки социальных
явлений.
ПК-2.3. Владеет навыками совершения
уголовно-процессуальных действий и
принятия уголовно-процессуальных
решений; обладать навыками по
выявлению причин и условий совершения
преступлений, их предупреждению и
расследованию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы общей теории криминалистики
1.1. Лекции 2 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Практические 2 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теория криминалистического прогнозирования
2.1. Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
2.2. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
2.3. Сам. работа 2 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Теория криминалистической идентификации.
3.1. Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
3.2. Практические 2 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Сам. работа 2 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Организация и планирование расследования
4.1. Лекции 2 0 Л1.2, Л1.1
4.2. Практические 2 4 Л1.2, Л1.1
4.3. Сам. работа 2 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Использование специальных познаний в борьбе с преступностью
5.1. Лекции 2 0 Л1.2, Л1.1
5.2. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
5.3. Сам. работа 2 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Современные проблемы криминалистической техники
6.1. Лекции 2 0 Л1.2, Л1.1
6.2. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
6.3. Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий
7.1. Лекции 2 0 Л1.2, Л1.1
7.2. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Моделирование в судебной экспертизе
8.1. Лекции 2 0 Л1.2, Л1.1
8.2. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.3. Сам. работа 2 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Понятие криминалистической характеристики преступления, и ее место в понятийном аппарате криминалистики.
9.1. Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.3. Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Теория следственных ситуаций
10.1. Лекции 2 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.2. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
10.3. Сам. работа 2 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Современные проблемы криминалистической методики
11.1. Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
11.2. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
11.3. Сам. работа 2 9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
11.4. Экзамен Экзамен 2 27 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6204

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Система науки криминалистики состоит из следующих элементов:
1. организация расследования преступлений, методологические основы, криминалистическая техника, криминалистические версии, криминалистическая тактика, криминалистическая методика
2. общая теория криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика, криминалистическая методика
3. криминалистическая методика, криминалистическая тактика, криминалистическая экспертиза, криминалистическая техника
4. криминалистическая техника, организация расследования преступлений, методологические основы криминалистики
Правильный ответ: 2

2. Термин «криминалистика» ввел в употребление:
1. В. Гершель
2. Г. Гросс
3. Е.Ф. Буринский
4. А. Бертильон
Правильный ответ: 2

3. Основоположником судебной фотографии является:
1. Э. Локар
2. Е.Ф. Буринский
3. А. Бертильон
4. Г. Гросс
Правильный ответ: 2

4. Метод исследования, при котором новое положение выводится логическим путем от общих положений к частным выводам, — это:
1. аналогия
2. синтез
3. дедукция
4. индукция
Правильный ответ: 3

5. Рекомендации по планированию расследования, проведению отдельных следственных действий входят в раздел криминалистики:
1. криминалистическая тактика
2. криминалистическая техника
3. общая теория криминалистики
4. криминалистическая методика
Правильный ответ: 1

6. Конечная цель криминалистической идентификации:
1. установление природы объекта
2. установление тождества конкретного объекта
3. дифференциация объектов
4. классификация объектов
Правильный ответ: 2

7. Идентифицируемыми объектами являются:
1. человек, обувь, орудие взлома, пистолет
2. следы на пулях, гильзах, следы запаха
3. следы рук, ног, орудий взлома, транспорта
4. следы выстрела на преграде, следы взрыва
Правильный ответ: 1

8. Идентификационные признаки объекта должны отвечать следующим условиям:
1. относительная устойчивость, выраженность, конкретность
2. выраженность, воспроизводимость, конкретность
3. специфичность, выраженность, относительная устойчивость
4. оригинальность, воспроизводимость, существенность
Правильный ответ: 3

9. Результатом криминалистической идентификации может быть вывод:
1. все ответы верны
2. о наличии тождества объекта
3. об отсутствии тождества
4. о невозможности решения задачи отождествления
Правильный ответ: 1

10. Образцы для проведения идентификации в зависимости от способа их получения делятся на:
1. свободные и запретные
2. экспериментальные и процессуальные
3. свободные и процессуальные
4. экспериментальные и свободные
Правильный ответ: 4

11. Назовите основной способ фиксации следов преступлений:
1. описание в протоколе
2. составление схем
3. изготовление слепков
4. фотосъемка
Правильный ответ: 1

12. Формы фиксации объектов в криминалистической технике:
1. вербальная, графическая, наглядно-образная, предметная
2. простая, вербальная, протокольная, предметная
3. процессуальная, графическая, предметная
4. вербальная, графическая
Правильный ответ: 1

13. Следственный чемоданчик — это:
1. укомплектованные в чемодан технико-криминалистические средства для осмотра места происшествия
2. кожаный портфель, являющийся частью формы следователя
3. бокс для хранения вещественных доказательств
4. все ответы верны
Правильный ответ: 1

14. Видами панорамной фотосъемки являются:
1. линейная панорама, круговая панорама
2. круговая панорама, глубинная панорама
3. линейная панорама, глубинная панорама
4. глубинная панорама, стереоскопическая панорама
Правильный ответ: 1

15. Всю криминалистическую фотографию разделяют на:
1. измерительную и панорамную
2. измерительную и исследовательскую
3. запечатлевающую и исследовательскую
4. обычную и исследовательскую
Правильный ответ: 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий;
«Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий;
«Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий;
«Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. С уголовно-процессуальным правом наиболее тесно связан раздел криминалистики именуемый:
Ответ: криминалистическая тактика

2. Какие следы на гильзе относятся к следам выстрела?
Ответ: следы отражателя

3. По последовательности проведения экспертизы бывают:
Ответ: первичные и повторные

4. Чем отличается конфликтная ситуация от бесконфликтной?
Ответ: наличием противодействия

5. По своему содержанию следы классифицируются на:
Ответ: следы-отображения

6. Какие обстоятельства являются основанием для выдвижения версии об инсценировке самоубийства?
Ответ: наличие револьвера около трупа, камора барабана которого находится несоосно каналу ствола

7. Относится ли разработка и совершенствование криминалистических приемов, средств и методов предупреждения преступлений к общим задачам криминалистики?
Ответ: нет

8. Что не является целью следственного эксперимента?
Ответ: проверка алиби обвиняемого

9. Критериями оценки заключения эксперта не являются:
Ответ: понятные формулировки выводов

10. Какие действия не может проводить следователь, проверяя поступившее заявление или сообщение о совершенном преступлении до возбуждения уголовного дела?
Ответ: принимать меры к примирению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба

11. Одорология - это отрасль криминалистической техники, изучающая вопросы обнаружения и исследования:
Ответ: запаховых следов

12. Какой вид фотосъемки не используется при осмотре места происшествия?
Ответ: Опознавательная съемка

13. Чем обусловлена рекомендация об участии потерпевшего в осмотре места происшествия по делам о кражах?
Ответ: необходимостью выяснения изменений в обстановке места происшествия

14. Ключевым понятием криминалистической тактики является:
Ответ: следственная ситуация

15. Что не входит в задачу экспертных подразделений?
Ответ: установление виновности или невиновности обвиняемого лица

16. Назовите автора метода антропометрической регистрации преступников:
Ответ: Бертильон

17. Какой тактический прием является универсальным для всех видов задержания?
Ответ: внезапность

18. Какие из указанных следов не изучаются в трасологии?
Ответ: идеальные следы

19. К способам частичной подделки документа относятся:
Ответ: травление документа

20. Обязательным условием правомерности применения технико-криминалистических средств не является:
Ответ: возможность выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
1. Для съемки мелких объектов с многократным увеличением используется:
1. опознавательная фотосъемка
2. все ответы верны
3. измерительная фотосъемка
4. крупномасштабная фотосъемка
Правильный ответ: 4

2. Экспертная фотосъемка применяется:
1. для выявления и изучения невидимых объектов
2. все ответы верны
3. для выявления и изучения слабовидимых объектов
4. с целью получения изображения для проведения сравнительного анализа
Правильный ответ: 2

3. Морфология — это:
1. внешнее строение объекта, форма, размеры и взаимное расположение образующих его структурных элементов
2. изучение кристаллической структуры объекта
3. метод исследования документов
4. химические свойства объекта
Правильный ответ: 1

4. Изменения, образующиеся в объектах материального мира под механическим, химическим и другим воздействием в ходе совершения преступления в криминалистике, — это:
1. физические следы
2. материальные следы
3. идеальные следы
4. абстрактные следы
Правильный ответ: 2

5. В зависимости от характера следообразования следы делят на:
1. объемные и поверхностные
2. объемные и динамичные
3. локальные и периферические
4. поверхностные и периферические
Правильный ответ: 1

6. Трасологически важными свойствами папиллярных линий человека являются:
1. индивидуальность и устойчивость
2. индивидуальность, устойчивость и восстанавливаемость
3. устойчивость и восстанавливаемость
4. восстанавливаемость и индивидуальность
Правильный ответ: 2

7. По дорожке следов человека можно определить:
1. рост
2. расу
3. цвет глаз
4. все ответы верны
Правильный ответ: 1

8. Метод эджескопии основан на том, что:
1. совпадение папиллярных узоров у разных людей, а также у одного и того же человека на разных пальцах исключено
2. поры в отпечатках пальцев отражаются в виде просветов разной формы
3. при микроскопическом увеличении можно выявить неровности (выступы, впадины) боковых краев отпечатков папиллярных линий
4. следы рук на отдельных поверхностях видны невооруженным глазом
Правильный ответ: 3

9. К собственным признакам внешности относят:
1. рост, телосложение, национальность
2. рост, прическу, телосложение
3. макияж, прическу, верхнюю одежду
4. прическу, рост, ювелирные украшения
Правильный ответ: 1

10. Разработчиком методики графической и пластической реконструкции лица является:
1. А. Бертильон
2. А. Эйнштейн
3. Г. Гросс
4. М.М. Герасимов
Правильный ответ: 4

11. Криминалистическое учение о признаках внешности — это:
1. одорология
2. морфология
3. габитология
4. пороскопия
Правильный ответ: 3

12. К функциональным признакам внешности относят:
1. прическу
2. национальность
3. походку
4. рост
Правильный ответ: 3

13. К антропологическим признакам внешности относится:
1. все ответы верны
2. телосложение
3. форма носа
4. раса
Правильный ответ: 4

14. Оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, — это:
1. холодное оружие
2. метательное оружие
3. сигнальное оружие
4. огнестрельное оружие
Правильный ответ: 1

15. Калибр огнестрельного оружия определяется:
1. длиной ствола пистолета
2. дальностью стрельбы
3. диаметром ствола пистолета
4. шириной нарезов ствола пистолета
Правильный ответ: 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий;
«Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий;
«Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий;
«Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Что устанавливается в процессе криминалистической идентификации?
Ответ: тождество единичного объекта

2. Что не относится к видам идентификации:
Ответ: идентификация по закономерностям развития события

3. Следственный осмотр не преследует цель:
Ответ: взаимодействовать с работниками оперативного аппарата

4. Какое из требований не относится к правилам описания внешности человека по методу словесного портрета?
Ответ: производство измерений отдельных элементов внешности при описании

5. Какое из указанных положений не является предметом криминалистической тактики?
Ответ: тактика оперативно-розыскных мероприятий

6. По объему осмотр бывает:
Ответ: основной и дополнительный

7. К числу критериев анализа информации не относятся:
Ответ: сложность информации

8. Укажите, в каких основных формах может осуществляться деятельность по расследованию преступлений:
Ответ: процессуальная и непроцессуальная

9. Какой из признаков почерка относится к частному признаку?
Ответ: Последовательность движений при выполнении отдельных элементов и букв в целом

10. Что является целью проверки показаний на месте?
Ответ: установление достоверности ранее полученных фактических данных

11. Что не входит в содержание раздела «Криминалистическая техника»?
Ответ: следственный эксперимент

12. Под документом в криминалистике понимают:
Ответ: материальный объект, содержащий сведения, выраженные знаками алфавита, цифровыми символами, рисунками

13. Какой из тактических приемов осмотра места происшествия целесообразно применять при обнаружении трупа?
Ответ: от центра к переферии

14. При производстве каких видов предъявления для опознания объект предъявляется в единственном числе?
Ответ: При опознании трупов

15. Какие закономерности расследования входят в розыскную деятельность следователя?
Ответ: Закономерности поведения разыскиваемых обвиняемых и лиц, укрывающих разыскиваемые объекты

16. Отраслью криминалистической техники не является:
Ответ: криминалистическая диагностика

17. Дактилоскопические порошки всех видов нельзя применять при обнаружении следов:
Ответ: на влажных и жирных поверхностях

18. В зависимости от объема исследований экспертизы бывают:
Ответ: основные и дополнительные

19. Что не относится к формам идентификации:
Ответ: предварительный допрос опознающего лица

20. Криминалистика - это наука:
Ответ: о раскрытии и расследовании преступлений

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Система науки криминалистики состоит из следующих элементов:
1. организация расследования преступлений, методологические основы, криминалистическая техника, криминалистические версии, криминалистическая тактика, криминалистическая методика
2. общая теория криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика, криминалистическая методика
3. криминалистическая методика, криминалистическая тактика, криминалистическая экспертиза, криминалистическая техника
4. криминалистическая техника, организация расследования преступлений, методологические основы криминалистики
Правильный ответ: 2

2. Термин «криминалистика» ввел в употребление:
1. В. Гершель
2. Г. Гросс
3. Е.Ф. Буринский
4. А. Бертильон
Правильный ответ: 2

3. Основоположником судебной фотографии является:
1. Э. Локар
2. Е.Ф. Буринский
3. А. Бертильон
4. Г. Гросс
Правильный ответ: 2

4. Метод исследования, при котором новое положение выводится логическим путем от общих положений к частным выводам, — это:
1. аналогия
2. синтез
3. дедукция
4. индукция
Правильный ответ: 3

5. Рекомендации по планированию расследования, проведению отдельных следственных действий входят в раздел криминалистики:
1. криминалистическая тактика
2. криминалистическая техника
3. общая теория криминалистики
4. криминалистическая методика
Правильный ответ: 1

6. Конечная цель криминалистической идентификации:
1. установление природы объекта
2. установление тождества конкретного объекта
3. дифференциация объектов
4. классификация объектов
Правильный ответ: 2

7. Идентифицируемыми объектами являются:
1. человек, обувь, орудие взлома, пистолет
2. следы на пулях, гильзах, следы запаха
3. следы рук, ног, орудий взлома, транспорта
4. следы выстрела на преграде, следы взрыва
Правильный ответ: 1

8. Идентификационные признаки объекта должны отвечать следующим условиям:
1. относительная устойчивость, выраженность, конкретность
2. выраженность, воспроизводимость, конкретность
3. специфичность, выраженность, относительная устойчивость
4. оригинальность, воспроизводимость, существенность
Правильный ответ: 3

9. Результатом криминалистической идентификации может быть вывод:
1. все ответы верны
2. о наличии тождества объекта
3. об отсутствии тождества
4. о невозможности решения задачи отождествления
Правильный ответ: 1

10. Образцы для проведения идентификации в зависимости от способа их получения делятся на:
1. свободные и запретные
2. экспериментальные и процессуальные
3. свободные и процессуальные
4. экспериментальные и свободные
Правильный ответ: 4

11. Назовите основной способ фиксации следов преступлений:
1. описание в протоколе
2. составление схем
3. изготовление слепков
4. фотосъемка
Правильный ответ: 1

12. Формы фиксации объектов в криминалистической технике:
1. вербальная, графическая, наглядно-образная, предметная
2. простая, вербальная, протокольная, предметная
3. процессуальная, графическая, предметная
4. вербальная, графическая
Правильный ответ: 1

13. Следственный чемоданчик — это:
1. укомплектованные в чемодан технико-криминалистические средства для осмотра места происшествия
2. кожаный портфель, являющийся частью формы следователя
3. бокс для хранения вещественных доказательств
4. все ответы верны
Правильный ответ: 1

14. Видами панорамной фотосъемки являются:
1. линейная панорама, круговая панорама
2. круговая панорама, глубинная панорама
3. линейная панорама, глубинная панорама
4. глубинная панорама, стереоскопическая панорама
Правильный ответ: 1

15. Всю криминалистическую фотографию разделяют на:
1. измерительную и панорамную
2. измерительную и исследовательскую
3. запечатлевающую и исследовательскую
4. обычную и исследовательскую
Правильный ответ: 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий;
«Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий;
«Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий;
«Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. С уголовно-процессуальным правом наиболее тесно связан раздел криминалистики именуемый:
Ответ: криминалистическая тактика

2. Какие следы на гильзе относятся к следам выстрела?
Ответ: следы отражателя

3. По последовательности проведения экспертизы бывают:
Ответ: первичные и повторные

4. Чем отличается конфликтная ситуация от бесконфликтной?
Ответ: наличием противодействия

5. По своему содержанию следы классифицируются на:
Ответ: следы-отображения

6. Какие обстоятельства являются основанием для выдвижения версии об инсценировке самоубийства?
Ответ: наличие револьвера около трупа, камора барабана которого находится несоосно каналу ствола

7. Относится ли разработка и совершенствование криминалистических приемов, средств и методов предупреждения преступлений к общим задачам криминалистики?
Ответ: нет

8. Что не является целью следственного эксперимента?
Ответ: проверка алиби обвиняемого

9. Критериями оценки заключения эксперта не являются:
Ответ: понятные формулировки выводов

10. Какие действия не может проводить следователь, проверяя поступившее заявление или сообщение о совершенном преступлении до возбуждения уголовного дела?
Ответ: принимать меры к примирению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба

11. Одорология - это отрасль криминалистической техники, изучающая вопросы обнаружения и исследования:
Ответ: запаховых следов

12. Какой вид фотосъемки не используется при осмотре места происшествия?
Ответ: Опознавательная съемка

13. Чем обусловлена рекомендация об участии потерпевшего в осмотре места происшествия по делам о кражах?
Ответ: необходимостью выяснения изменений в обстановке места происшествия

14. Ключевым понятием криминалистической тактики является:
Ответ: следственная ситуация

15. Что не входит в задачу экспертных подразделений?
Ответ: установление виновности или невиновности обвиняемого лица

16. Назовите автора метода антропометрической регистрации преступников:
Ответ: Бертильон

17. Какой тактический прием является универсальным для всех видов задержания?
Ответ: внезапность

18. Какие из указанных следов не изучаются в трасологии?
Ответ: идеальные следы

19. К способам частичной подделки документа относятся:
Ответ: травление документа

20. Обязательным условием правомерности применения технико-криминалистических средств не является:
Ответ: возможность выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 теоретических вопроса и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Предмет и система отечественной криминалистики. Этапы становления криминалистики как науки в России и в зарубежных странах.
2. Общенаучные и специальные методы криминалистики.
3. Понятие криминалистической идентификации, ее научные основы. Виды криминалистической идентификации. Объекты криминалистической идентификации и их классификация. Процесс криминалистической идентификации.
4. Криминалистическая идентификация человека.
5. Понятие и система криминалистической техники, правила применения технико-криминалистических средств, их классификация.
6. Технико-криминалистические средства, используемые для обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств.
7. Оперативная техника следователя. Передвижные криминалистические лаборатории.
8. Фотографирование следов и предметов в ходе следственных действий.
9. Следы, изучаемые трасологией. Классификация следов.
10. Следы рук (обнаружение, фиксация и изъятие следов рук).
11. Следы ног человека (классификация, обнаружение, фиксация и изъятие). Дорожка следов: понятие, элементы, значение.
12. Следы транспортных средств, их классификация. Особенности фиксации и изъятия следов транспортных средств.
13. Классификация следов орудий взлома. Методы фиксации.
14. Научные основы судебной баллистики: предмет, задачи.
15. Классификация следов выстрела. Установление направления, места и дистанции выстрела. Идентификация оружия по стреляным гильзам и пулям.
16. Криминалистическое исследование взрывного оружия и следов его применения.
17. Криминалистическое исследование холодного оружия.
18. Понятие технико-криминалистического исследования документов, его виды и задачи. Признаки подделки документов. Методы исследования.
19. Криминалистическое исследование оттисков печатей и штампов.
20. Криминалистическое исследование письма.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1. Необходимо произвести фотосъемку человека, здания и сооружения, а так же движущегося объекта с помощью цифрового фотоаппарата.
Назовите основные части и узлы цифрового фотоаппарата. Назовите правила портретной фотосъемки, а также архитектурного здания (сооружения) и движущегося объекта. Укажите сведения о цифровом фотоаппарате, подлежащие отражению в протоколе следственного действия.

2. Из продовольственного магазина совершена кража с взломом. Преступники проникли в него, оторвав две доски в задней стенке подсобного помещения. Магазин расположен на углу пересечения двух улиц дачного поселка. Лицевая сторона магазина с торговой витриной и прилавком обращена на одну улицу. Левая боковая сторона с входом, если смотреть со стороны витрины, обращена на другую улицу. Задняя и правая боковая стены магазина находятся на территории дачного участка, засаженного деревьями. С двух сторон к магазину примыкает забор. Торговое помещение магазина 2x3 м и рассчитано только для одного продавца. На стеллаже с винно-водочными изделиями навалены бутылки, на других - товары находятся в порядке. На полу валяются две разбитые бутылки из-под вина. Горлышки с верхней частью бутылок сохранились. В подсобном помещении, узком и длинном, на полу в беспорядке разбросаны пустые ящики и бутылки. У стен стоят бочки и нераскрытые ящики. В месте отрыва досок в стенке подсобного помещения имеется несколько ярко выраженных следов отжатия. От пролома в глубину дачного участка в глубоком снегу ведут две дорожки следов ног.
Определите способы и методы фотосъемки данного места происшествия. Назовите виды съемки, которые должны быть выполнены в данном случае. Определите круг объектов, подлежащих запечатлению на этих снимках, точки съемки, границы кадра.

3. В сарае, расположенном во дворе жилого дома, обнаружен труп женщины. Вход во двор дома осуществляется через калитку. Двор средних размеров. В левой, от входа стороне двора находится три хозяйственных постройки. Между хозяйственными постройками имеется проход шириной 2 м. Сарай, в котором обнаружен труп, - третий со стороны дома. Его размер 3х2,5 м. Дверь сарая закрыта. Возле его двери обнаружена небольшая часть доски размером 10х30 см с одним концом, испачканным веществом бурого цвета, похожим на кровь. От двери сарая к забору двора ведут капли вещества бурого цвета. Труп лежит на дровах, разбросанных в сарае у самого входа, ногами от противоположного от входа стене, головой в левый угол. В открытую дверь сарая видны только спина и ноги трупа. На теле трупа имеется большая колотая рана.
Назовите способы фотосъемки трупа на месте происшествия. Определите наиболее целесообразные точки фотосъемки трупа в данной ситуации. Укажите на возможные в данном случае виды съемки (ориентирующая, обзорная, узловая и детальная).

4. При осмотре места происшествия были обнаружены пистолет системы «Макаров» с заводским номером 125431 и гильза с заводской 6 маркировкой, а также написанный на стене губной помадой текст, следующего содержания: «Я здесь был, попробуй - найди!».
Определите круг объектов, подлежащих запечатлению на фотоснимках, точки производства съемки, границы кадра. Назовите способы фотосъемки указанных доказательств на месте происшествия.т Определите возможные виды съемки в данном конкретном случае.

5. Из продовольственного магазина совершена кража с взломом. Преступники проникли в него, оторвав две доски в задней стенке подсобного помещения. Магазин расположен на углу пересечения двух улиц дачного поселка. Торговое помещение магазина 2x3м и рассчитано только для одного продавца. На стеллаже с винно водочными изделиями навалены бутылки, на других - товары находятся в порядке. На полу валяются две разбитые бутылки из-под вина. Горлышки с верхней частью бутылок сохранились. В подсобном помещении, узком и длинном, на полу в беспорядке разбросаны пустые ящики и бутылки. У стен стоят бочки и нераскрытые ящики. В месте отрыва досок в стенке подсобного помещения имеется несколько ярко выраженных следов давления. На торговом прилавке обнаружено два четких отпечатка следа пальца руки. От пролома в глубину дачного участка в глубоком снегу ведут две дорожки следов ног.
Определите понятие «след» в криминалистике. Классифицируйте трасологические следы. Охарактеризуйте следы в данном конкретном случае.

6. На представленных дактилоскопических картах, при определенных исходных данных, выведенная основная часть формулы имеет следующий вид:
а) на дактокарте Иванова имеются только петлевые узоры на правой и на левой руке: основная часть формулы - 0/0;
б) на дактокарте Петрова имеются завитковые узоры на большом, среднем и безымянном пальцах правой руки, на левой руке завитковый узор имеется на указательном пальце: основная часть формулы - 8/25;
в) на дактокарте Сидорова все узоры на правой и левой руках завитковые: основная часть формулы - 32/32.
Назовите порядок выведения основной и дополнительной части дактилоскопической формулы. Укажите на верные результаты выведения основной части дактилоскопической формулы.

7. 9 марта в Минское РОВД поступило сообщение о краже из магазина в д. Петровичи. Прибыв на место происшествия, следователь под одним из окон здания магазина обнаружил четкий объемный отпечаток подошвы обуви, длина которого составила 32 см.
Назовите элементы подошвы обуви, имеющие трасологическое значение. Укажите на измерения, которые производятся при описании элементов подошвы обуви. Определите примерный рост человека по длине следа его обуви. Определите совокупность отобразившихся в следе обуви признаков, на которых может быть обоснована индивидуальная идентификация. Назовите способы моделирования следа подошвы обуви. Составьте фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием объемного отпечатка подошвы обуви.

8. 18 октября в ГУВД г. Барановичи поступило сообщение об обнаружении трупа в одной из квартир города. При осмотре места происшествия в квартире были обнаружены различные следы биологического происхождения.
Укажите на информацию, которую можно получить о человеке по различным следам биологического происхождения. Назовите следы, относящиеся к следам биологического происхождения. Классифицируйте следы крови и укажите на их криминалистическое значение. Назовите способы обнаружения и фиксации следов крови. Сформулируйте вопросы, которые могут быть разрешены экспертизой по следам биологического происхождения.

9. 24 сентября в РУВД Минского района поступило сообщение, что в лесном массиве возле шоссе Минск-Гродно, недалеко от поворота на г. Заславль обнаружена автомашина ВАЗ-2109. В автомашине разбиты передние фары и помят капот. Рядом с машиной обнаружен труп Григорьева. Свидетель Чернуха пояснил, что Григорьев не справился с управлением, и они съехали в кювет. Машина ударилась в дерево и Григорьев погиб. Однако в процессе осмотра места происшествия были обнаружены микрообъекты, в результате чего возникло подозрение, что Григорьев автомашиной не управлял.
Определите понятие микрообъектов и укажите их значение в раскрытии и расследовании преступлений. Установите виды микрообъектов, которые могут быть обнаружены в данной автомашине. Назовите способы обнаружения микрообъектов в данной следственной ситуации. Сформулируйте вопросы, которые могут быть разрешены экспертизой микрообъектов в данной следственной ситуации.

10. Следователем прокуратуры Советского района г. Минска расследуется убийство гражданки Уржумской И.В. В процессе осмотра места происшествия было установлено, что труп лежит на бетонном полу подвала лицом вниз. На трупе имеется нижнее белье, платье и плащ. На стене возле трупа имеются потертости.
Определите способы обнаружения микрообъектов в данной следственной ситуации. Укажите виды микрообъектов, которые могут быть обнаружены в данной следственной ситуации. Определите порядок их описания в протоколе осмотра места происшествия. Сформулируйте вопросы, которые могут быть разрешены экспертизой микрообъектов в данной следственной ситуации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Акт. проб. крим. 2022.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Александрова И.В. КРИМИНАЛИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 И. В. Александров Криминалистика : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры М.: Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филиппов А.Г. - отв. ред. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКУ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Актуальные проблемы криминалистики" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Актуальные проблемы криминалистики" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.