МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория толкования права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_УСП-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 79
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 79 79 79 79
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория толкования права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20223024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "теория толкования права" являются познание студентами значения, социальной природы, оснований способов и видов толкования права как средства отыскания более глубокого смысла за, на первый взгляд, сухими предписаниями нормативно-правового акта; а также уяснение природы и инструментальной ценности аналогии права и закона. В круг задач данного специального курса входят: 1) углубленное изучение в рамках общетеоретической юридической науки походов к пониманию толкования права; 2) познание целей, функций, принципов и значения толкования права и аналогии в праве; 3) разрешение проблемы пробельности права; 4) уяснение отличий между аналогией права и аналогией закона; 5) приобретение умения пользоваться конкретными видами и способами толкования права при работе с нормативно-правовыми актами; 6) формирование уважения к праву и закону, чувства необходимости соблюдения норм прав, почтения к ответственному, добросовестному и соответствующему правовым нормам поведению.
Цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен квалифицированно толковать правовые акты, в том числе в ситуациях наличия пробелов и коллизий норм прав
ОПК-3.1 Знает основные способы и виды толкования права, основные коллизионные правила.
ОПК-3.2 Умеет выявлять действительный смысл нормы права, подлежащей применению.
ОПК-3.3 Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1. Знает основные способы и виды толкования права, основные коллизионные правила.

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2. Умеет выявлять действительный смысл нормы права, подлежащей применению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3. Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория толкования права
1.1. Понятие толкования права. Способы толкования права Лекции 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие толкования права Практические 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Понятие толкования права Сам. работа 1 7 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Способы толкования права Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Практическое занятие по решению задач по теме: "Способы толкования права" Сам. работа 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона Лекции 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Виды толкования права Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Виды толкования права Сам. работа 1 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Судейское усмотрение в вопросе о толковании права Практические 1 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Судейское усмотрение в вопросе о толковании права Сам. работа 1 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Роль Конституционного Суда в толковании Конституции РФ Практические 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Роль Конституционного Суда в толковании Конституции РФ Сам. работа 1 37 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Лабораторный практикум по теме: "Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона". Составление словаря основных понятий. Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона Сам. работа 1 11 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 1 27 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6286

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен квалифицированно толковать правовые акты, в том числе в ситуациях наличия пробелов и коллизий норм прав

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Необходимость толкования норм права обусловлена:
а) тем, что нормы права носят общий характер, а применять их необходимо к конкретным жизненным ситуациям;
б) тем, что нормы права содержат множество специальных терминов и оценочных понятий;
в) всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания.
г) нет правильного ответа
Ответ: в

Вопрос 2 Какой способ толкования норм права состоит в уяснении содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами, установления ее связей с ними, определения ее места среди других норм данной отрасли права и во всей системе права:
а) исторический
б) грамматический
в) систематический
г) телеологический
Ответ: в

Вопрос 3. В чем состоит значение толкования норм права?
а) способствует правильной юридической квалификации и применению норм действующего законодательства;
б) способствует установлению пробелов и других изъянов законодательства;
в) является необходимой предпосылкой укрепления законности;
г) верно все вышеперечисленное.
Ответ: г

Вопрос 4. Субъектами доктринального толкования норм российского права выступают:
а) юристы-практики;
б) журналисты и писатели, обращающиеся к юридическим
темам;
в) правоведы;
г) депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации;
Ответ: в

Вопрос 5. В зависимости от соотношения дословного смысла текста и действительного, истинного содержания существуют следующие виды толкования норм права:
а) буквальное, распространительное, ограничительное
б) легальное и аутентическое
в) доктринальное и обыденное
г) официальное и неофициальное
Ответ: а

Вопрос 6. Актом официального аутентического толкования права является:
а) Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений Кодекса РФ об административных правонарушениях
б) Постановление Государственной Думы РФ о порядке применения постановления Государственной Думы РФ
в) Постановление Пленума Верховного Суда о рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей
г) Комментарий к Конституции РФ
Ответ: б

Вопрос 7. Под способами толкования норм права понимается:
а) толкование, осуществляемое судом при рассмотрении конкретного дела и выраженное в судебном решении;
б) акт, в котором отражены результаты разъяснения смысла и содержания правовой нормы;
в) деятельность по установлению смысла и содержания норм права для их практической реализации;
г) совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права.
Ответ: г

Вопрос 8. Назовите одну из разновидностей неофициального толкования:
а) нормативное;
б) казуальное;
в) аутентичное;
г) обыденное
Ответ: г

Вопрос 9. Как называется вид толкования, осуществляемый правотворческим органом, издавшим толкуемый акт?
а)легальный.
б) доктринальный.
в) аутентичный.
г)профессиональный.
Ответ: в

Вопрос 10. Как называется официальное толкование норм права применительно к конкретному случаю?
а) нормативное
б)казуальное.
в) аутентичное
г) экзистенциональное
Ответ: б

Вопрос 11. Правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм

а)нормативный правовой акт
б) правоприменительный акт
в) правотворческий акт
г)акт толкования права

Ответ: г

Вопрос 12. О каком виде толкования идет речь, если его результаты полностью соответствуют словесной формулировке нормы права, исключая расхождение между объемом нормы права и объемом результата толкования?
а) расширительное.
б) ограничительное.
в)распространительное
г) буквальное
Ответ: г

Вопрос 13. Коллизия норм права может существовать в виде:
а) противоречия норм права
б) несоответствия или противоречия норм права
в) аналогии норм права
г) юридически значимого действия или события
Ответ: б

Вопрос 14. Две нормы права, равно претендующие на регламентацию одного и того же общественного отношения, именуются:
А) коллизионными
Б) коллидирующими
В) специальными
Г) органическими
Ответ: б

Вопрос 15. Какой термин НЕ является синонимом грамматического способа толкования права
а) филологический способ толкования права
б) специально-юридический способ толкования права
в) языковой способ толкования права
г) текстовой способ толкования права
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла правовой нормы – это _____________права
Ответ: толкование

Вопрос 2. Разъяснение нормы права, которое дается компетентными государственными органами и обязательно для всех применяющих норму, называется _____________ толкованием
Ответ: официальным

Вопрос 3. Какое коллизионное правило используется при коллизии разных по юридической силе норм?
Ответ: Приоритетом обладает норма с высшей юридической силой

Вопрос 4. Какое коллизионное правило используется при коллизии равных по юридической силе норм?
Ответ: Специальный закон вытесняет общий закон

Вопрос 5. Под ______________коллизией понимается столкновение двух норм равной юридической силы принятых в разное время, но претендующих на регламентацию одного и того же общественного отношения
Ответ: временной / темпоральной

Вопрос 6. Сформулируйте основное правило, на основании которого разрешается временная коллизия, при условии столкновения двух норм равной юридической силы принятых в разное время, но претендующих на регламентацию одного и того же общественного отношения.
Ответ: новая норма права приоритетна по отношению к ранней норме права


Вопрос 7. толкование-_________ – это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора; он предполагает понимание самим субъектом толкования смысла соответствующей нормы права
Ответ: уяснение

Вопрос 8. ___________норм права есть изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативных актах, которое стало возможным в результате деятельности по ее уяснению.
Ответ: Разъяснение

Вопрос 9. Субъективные (статические) теории толкования права исходят из того, что значение толкуемой нормы не изменяется со временем. В рамках же ____________доктрины в качестве объекта толкования избирается смысл нормы права.
Ответ: объективной / динамической

Вопрос 10. По субъектам толкование делится на такие ______ как официальное и неофициальное.
Ответ: виды

Вопрос 11. Современная отечественная юридическая наука называет следующие ___________толкования права: грамматический, системный, логический, специально-юридический, исторический (историко-политический), функциональный и телеологический. Ответ: способы

Вопрос 12. К какому виду толкования права относятся комментарий к Уголовному кодексу РФ?
Ответ: доктринальное (научное)

Вопрос 13. К какому виду толкования права по субъекту относится разъяснение Судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела.
Ответ: каузальное

Вопрос 14. Ранее действовавший нормативно-правовой акт утратил силу с принятием нового нормативно-правового акта по тому же вопросу, а затем этот новый нормативно-правовой акт был признан Конституционным Судом недействительным.
Будет ли автоматически восстановлено действие прежнего нормативного правового акта?

Ответ: нет, прежний нормативно-правовой акт уже утратил юридическую силу. Признание нового НПА недействительным не состоит в причинно-следственной связи с юридической судьбой первого НПА.

Вопрос 15. __________способ толкования права основывается на правилах формальной логики.
Ответ: Логический

Вопрос 16. Конституционный Суд РФ обстоятельно разъяснил юридическое различие термина «свидание» в уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве: «Как следует из ст. 89 УИК РФ, законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально-полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой – свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в целях реализации осужденными уголовно-процессуального права на получение квалифицированной юридической помощи». Какой способ толкования использовал Конституционный суд РФ?
Ответ: Специально-юридический

Вопрос 17. Примечания в Уголовном кодексе РФ, в котором предлагаются разъяснения отдельных терминов (например, «особо крупный размер», «должностное лицо» и т.д.), служат примером ___________толкования.
Ответ: аутентичного

Вопрос 18. Абз. 6 пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ гласит: «При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам». Согласно толковому словарю «передавать» – означает отдавать что-либо свое, от себя в чье-либо владение, ведение, отдавать в распоряжение. __________ способ толкования позволяет относить сюда любую передачу (независимо от того, сопряжено ли это с переходом права собственности), в том числе передачу имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем перехода права собственности.
Ответ: Грамматический / языковой/ текстовой/филологический/лингвистический
Вопрос 19. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. ___________ способ толкования права, который заключается в сопоставлении указанной нормы с иными конституционными нормами, позволяет сделать вывод о том, что прокуратура РФ также относится к органам государственной власти РФ.
Ответ: Системный/систематический

Вопрос 20. ______________ способ толкования - осуществляемая субъектами права деятельность, направленную на установление с помощью обособленной совокупности приемов анализа и синтеза целевых параметров закона, позволяющих раскрыть общий смысл и содержание конкретных нормативных предписаний.
Ответ: теологический/целевой

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. Какие подходы к понятию «толкование права» вы знаете?
Вопрос 2. Чем обусловлена необходимость толкования норм права?
Вопрос 3. В чем отличие официального и неофициального толкования права?
Вопрос 4. Охарактеризуйте понятие и пределы судейского усмотрения.
Вопрос 5. В чем отличие позитивистского и естественно-правового подходов к возможности толкования права?
Вопрос 6. Что такое способ толкования права?
Вопрос 7. Что такое грамматический способ толкования права и каково его соотношение с иными способами толкования права?
Вопрос 8. Назовите основные правила грамматического толкования права.
Вопрсо 9. Что такое системный (систематический) способ толкования права и каково его соотношение с иными способами толкования права?
Вопрос 10. Что такое вид толкования права?
Вопрос 11. Охарактеризуйте виды толкования права по объему.
Вопрос 12. Охарактеризуйте виды толкования права по субъектам.
Вопрос 13. Охарактеризуйте акты толкования права и их виды.
Вопрос 14. Что такое коллизии в праве и каковы причины их появления?
Вопрос 15. Охарактеризуйте основные коллизионные правила.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1. В соответствии со ст. 1127 Гражданского кодекса РФ приравниваются к нотариально удостоверенным завещаниям завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц. При толковании данной нормы суд посчитал, что заместитель главного врача по хирургии не вправе удостоверить завещание, т.к. единственным заместителем главного врача, который вправе удостоверить завещание, является заместитель главного врача по медицинской части. Какой способ толкования использовал суд при вынесении решения?
Вопрос 2. В 1990 г. был принят Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности, в то время как из уголовного и административного законодательства вплоть до 1991 г. не были исключены составы правонарушений о спекуляции и тунеядстве. Какой способ толкования следует использовать в случае квалификации указанных деяний в период 1990-1991 гг.?
Вопрос 3.Согласно Семейному кодексу основанием для лишения родительских прав является злоупотребление своими родительскими правами. Формально-юридически вовлечение ребенка в преступную или антиобщественную деятельность может повлечь за собой лишение родительских прав. Вместе с тем, в некоторых случаях вовлечение несовершеннолетних в бродяжничество и попрошайничество не рассматривается как факт злоупотребления родительскими правами. Применение указанных норм неотъемлемо связано с выявлением целей правового регулирования, одной из которых является закрепление приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье. Какой способ толкования норм права следует использовать правоприменителю при решении вопроса о наличии / отсутствии оснований для лишения родительских прав?
Вопрос 4. В соответствии со ст. 61 Уголовного кодекса РФ при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих иные обстоятельства, прямо не предусмотренные уголовным законом. Какой способ толкования используется при обращении к перечню смягчающих обстоятельств?
Вопрос 5. Дайте толкование ст. 12 Конституции РФ. Как эта норма применяется на практике? Приведите примеры.
Вопрос 6. В соответствии с Конституцией РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Вместе с тем, граждане, отбывающие уголовное наказание, не могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Каким образом в таком случае следует толковать вышеприведенную норму?
Вопрос 7.
Какие способы толкования и в какой последовательности закреплены в ст.431 ГК РФ?
Вопрос 8. Есть ли необходимость законодательного закрепления на федеральном уровне способов толкования нормативно-правовых актов? Какие это должны быть способы толкования? Ответ обоснуйте.
Вопрос 10. ч. 1 ст. 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Как следует толковать данную норму – буквально, ограничительно или расширительно? Ответ обоснуйте.
Вопрос 11. Согласно п. 1 ст. 64 СК РФ «защита прав и интересов детей возлагается на их родителей». Как следует толковать данную норму – буквально, ограничительно или расширительно? Ответ обоснуйте.
Вопрос 12.
В ст. 37 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" сказано, что «вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства». Как следует толковать данную норму – буквально, ограничительно или расширительно? Ответ обоснуйте.
Вопрос 13.
В ст. 106 ГК РФ предусмотрено, что «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов... подлежит возмещению». Как следует толковать понтятие «гражданин» в данной статье - буквально, ограничительно или расширительно? Ответ обоснуйте.
Вопрос 14. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Изучите данный пункт и дайте толкование термину «граждане», обязаны ли соблюдать его апатриды?
Вопрос 15. Текст ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ был изначально опубликован 30.03.1998 в «Собрании законодательства», а, затем, 02.04.1998 – в «Российской газете». При этом пп. «м» п.1 ст. 55 данного ФЗ был изложен неодинаково. На какой из опубликованных вариантов текста ФЗ должен ориентироваться правоприменитель?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. А. Комаров Общая теория государства и права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
Л1.2 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. С. Пиголкин, А. А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. Теория государства и права: учебник для вузов Юрайт, 2022 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Верховный Суд РФ: http://www.vsrf.ru/
Э2 Конституционный Суд РФ: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx
Э3 Курс в Moodle "Теория толкования права" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Теория толкования права» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам правопонимания и правоприменения, овладение соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам теории толкования права: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Власенко, Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие / Н. А. Власенко; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации.- М. : Юриспруденция, 2009.- 424 с.; Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 351с.; Сорокин, В. В. Юридическая глобалистика: учебник: в 2-х томах./ В. В. Сорокин. - М.: Юрлитинформ, 2010. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с коллективной научной работой Закон: создание и толкование./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283 с. В ней имеются не только важные теоретические обобщения, но и значимая практическая составляющая. Неоценимую помощь в подготовке к данному семинарскому занятию окажет также монография Васьковского Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. М., 1997. 156с. Изучение материала, который в них представлен, позволит получить представление об эволюции теории толкования права. Для написания рефератов по представленным в плане семинарского занятия темам необходимо, прежде всего, ознакомиться со статьями: Сорокин, В. В. Проблемы толкования права в современном гражданском обществе / В. В. Сорокин // Гражданин и право.-2010. - N 6.-С. 3-8.; Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.
Подготовка к семинарскому занятию № 2 предполагает углубленное знакомство с конкретными способами и видами толкования права. Учащиеся должны четко уяснить разницу между этими теоретическими категориями. В этом им помогут следующие научные работы: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.; Гамзатов М.Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов / М. Г. Гамзатов.// Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 27 – 48.
Для подготовки к семинарскому занятию № 3 в качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие монографии: Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с., Соцуро, Л.В. Неофициальное толкование норм права./ Л.В. Соцуро. - М.: Профобразование. – 2000. – 112с.; Толстик, В.А., Дворников, Н.Л., Каргин, К.В. Системное толкование норм права./ В.А. Толстик, Н.Л. Дворников, К.В. Каргин./ М. – ИД «юриспруденция» - 2010. – 136с. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также четко определить пределы осуществления субъективного права и отграничить от правомерного и противоправного поведений злоупотребление субъективным правом.
Тема семинарского занятия № 4 предполагает аналитическое сопоставление студентами двух Постановлений Конституционного Суда РФ: а) Постановление КС РФ от 18 января 1996 г. N 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края и особые мнения судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.Д. Рудкина; б) Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобами ряда граждан и особые мнения судей А.Л. Кононова и В.Г. Ярославцева. Также необходимо обратиться к статье: Гаврюсов, Ю. В. О некоторых взглядах на правовую природу решений органов конституционной юстиции / Ю. В. Гаврюсов// Конституционное и муниципальное право.-2010. - N 7.-С. 51-55. Изучение предложенных источников позволит получить углубленное представление о правовой природе актов высших судебный инстанций России, а также окажет содействие в написании рефератов, темы которых предложены в плане семинарского занятия.
Для успешной подготовки к семинарскому занятию № 5 необходимо изучить хотя бы один источник из представленных в плане семинарского занятия по каждой из отраслей права; особое же внимание следует уделить анализу статей КоАП РФ, ГК РФ, СК РФ, УК РФ, в которых говорится об аналогии права и закона. Изучение этих источников позволит подготовить рефераты по предложенным в плате семинарского занятия темам, а также решить предложенные задачи. Важную методическую помощь при этом студентам окажет работа: Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин// Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.