МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы уголовно-процессуального права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_УСП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Петухов Е.Н.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы уголовно-процессуального права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 08
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор С.И. Давыдов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 08
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор С.И. Давыдов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Актуальные проблемы уголовного процесса» - фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, способных решать сложные и ответственные задачи, которые стоят перед органами предварительного расследования и суда, умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в сфере уголовного судопроизводства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать нормативные правовые акты в сфере уголовного процесса
ПК-1.1 Знает нормы Конституции РФ, российского уголовно-процессуального законодательства и международного права, регламентирующие уголовнопроцессуальную деятельность.
ПК-1.2 Умеет конструировать нормы уголовно-процессуального права.
ПК-1.3 Владеет приёмами подготовки проектов норм уголовно-процессуального права.
ПК-2Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
ПК-2.1 Знает нормы уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
ПК-2.2 Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач.
ПК-2.3 Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает нормы Конституции РФ, российского уголовно-процессуального законодательства и международного права, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность.
ПК-2.1. Знает нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет конструировать нормы уголовно-процессуального права.
ПК-2.2. Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3 Владеет приёмами подготовки проектов норм уголовно-процессуального права.
ПК-2.3. Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения дисциплины «Актуальные проблемы уголовно-процессуального права»
1.1. Общие положения дисциплины «Актуальные проблемы уголовно-процессуального права» Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Общие положения дисциплины «Актуальные проблемы уголовно-процессуального права» Практические 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Общие положения дисциплины «Актуальные проблемы уголовно-процессуального права» Сам. работа 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих принципы уголовного судопроизводства
2.1. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих принципы уголовного судопроизводства Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих принципы уголовного судопроизводства Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих принципы уголовного судопроизводства Сам. работа 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих статус участников уголовного судопроизводства
3.1. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих статус участников уголовного судопроизводства Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих статус участников уголовного судопроизводства Практические 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих статус участников уголовного судопроизводства Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих аспекты теории доказывания в уголовном судопроизводстве
4.1. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих аспекты теории доказывания в уголовном судопроизводстве Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих аспекты теории доказывания в уголовном судопроизводстве Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих аспекты теории доказывания в уголовном судопроизводстве Сам. работа 3 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблемы толкования и применения норм, регулирующих производство следственных действий в уголовном судопроизводстве
5.1. Проблемы толкования и применения норм, регулирующих производство следственных действий в уголовном судопроизводстве Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Проблемы толкования и применения норм, регулирующих производство следственных действий в уголовном судопроизводстве Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Проблемы толкования и применения норм, регулирующих производство следственных действий в уголовном судопроизводстве Сам. работа 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Проблемы толкования и применения норм, регулирующих применение мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве
6.1. Проблемы толкования и применения норм, регулирующих применение мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Проблемы толкования и применения норм, регулирующих применение мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Проблемы толкования и применения норм, регулирующих применение мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих общие условия предварительного расследования и судебного разбирательства
7.1. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих общие условия предварительного расследования и судебного разбирательства Лекции 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих общие условия предварительного расследования и судебного разбирательства Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Проблемы толкования и применения норм, регламентирующих общие условия предварительного расследования и судебного разбирательства Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Проблемы обеспечения правосудия в уголовно-процессуальном праве
8.1. Проблемы обеспечения правосудия в уголовно-процессуальном праве Лекции 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Проблемы обеспечения правосудия в уголовно-процессуальном праве Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Проблемы обеспечения правосудия в уголовно-процессуальном праве Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Проблемы обеспечения гласности и тайны в уголовно-процессуальном праве
9.1. Проблемы обеспечения гласности и тайны в уголовно-процессуальном праве Лекции 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Проблемы обеспечения гласности и тайны в уголовно-процессуальном праве Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.3. Проблемы обеспечения гласности и тайны в уголовно-процессуальном праве Сам. работа 3 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Проблемы обеспечения уголовного преследования в уголовно-процессуальном праве
10.1. Проблемы обеспечения уголовного преследования в уголовно-процессуальном праве Лекции 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.2. Проблемы обеспечения уголовного преследования в уголовно-процессуальном праве Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.3. Проблемы обеспечения уголовного преследования в уголовно-процессуальном праве Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Проблемы противоречий в уголовно-процессуальном праве
11.1. Проблемы противоречий в уголовно-процессуальном праве Лекции 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.2. Проблемы противоречий в уголовно-процессуальном праве Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.3. Проблемы противоречий в уголовно-процессуальном праве Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4630

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен разрабатывать нормативные правовые акты в сфере уголовного процесса
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях по результатам проверки отдельных положений статей УПК РФ на соответствие Конституции РФ…
a. принимает нормы уголовно – процессуального права, соответствующие конституционным положениям
b. на основе Конституции РФ восполняет пробелы в законодательной регламентации отдельных вопросов уголовного судопроизводства
c. разъясняет порядок применения норм уголовно – процессуального закона
d. признает норму уголовно-процессуального закона не соответствующей Конституции РФ, вследствие чего эта норма не подлежит применению при производстве по уголовным делам
Ответ: d
Вопрос 2. К основным процессуальным функциям в уголовном судопроизводстве относятся …
a. прокурорский надзор за исполнением законов
b. защита от обвинения
c. исполнение приговора
d. охрана прав и законных интересов граждан
Ответ: b
Вопрос 3. Специфика уголовно – процессуальных отношений проявляется в том, что…
a. в них не обязательно участвует орган или должностное лицо государства
b. им присущи свобода и автономия воли субъектов при вступлении в правоотношения
c. их возникновение возможно без согласия одной из сторон, а иногда и вопреки ее воле
d. для них обязательно наличие инициативы всех субъектов при вступлении в правоотношения
Ответ: c
Вопрос 4. Уголовно – процессуальный закон это…
a. нормативно – правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы уголовно – процессуального права
b. нормативно-правовой акт РФ, регламентирующий процедуру уголовного судопроизводства
c. нормативно – правовой акт местного самоуправления, содержащий нормы уголовно – процессуального права
d. Конституция РФ
Ответ: b
Вопрос 5. Уголовное судопроизводство в Российской Федерации ведется на…
a. русском языке
b. государственном языке РФ
c. языке обвиняемого
d. языке большинства населения муниципального образования
e. языке национальных меньшинств в местах их компактного проживания
Ответ: a
Вопрос 6. Обеспечение права на защиту подозреваемого, обвиняемого предусматривает...
a. право подозреваемого, обвиняемого защищаться самостоятельно
b. право на защиту подозреваемого, обвиняемого со стороны следователя, прокурора
c. право на защиту лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя
d. право на участие законного представителя со стороны защиты
e. право на участие общественного защитника
Ответ: c
Вопрос 7. Действия следователя могут быть обжалованы…
a. начальнику органа дознания
b. начальнику следственного отдела
c. в суд, прокурору и руководителю следственного органа
d. прокурору
e. руководителю следственного органа
Ответ: c
Вопрос 8. Указать составы суда по действующему законодательству:
a. коллегия из трех мировых судей
b. коллегия из трех федеральных судей и коллегия из двенадцати присяжных заседателей
c. коллегия из трех федеральных судей; мировой судья единолично
d. федеральный судья и два народных заседателя
e. коллегия из двух федеральных судей и коллегия из восьми присяжных заседателей
Ответ: c
Вопрос 9. Формами осуществления судебной власти в уголовном судопроизводстве являются:
a. судебный контроль
b. надзор за деятельностью органов следствия
c. уголовное преследование по делам частного обвинения
d. надзор за деятельностью органов дознания
e. исполнение наказания
Ответ: a
Вопрос 10. Международные договоры на территории Российской Федерации…
a. действуют наряду с внутригосударственными актами РФ, принятыми во исполнение международного договора
b. непосредственно не действуют
c. не действуют, даже при отсутствии какого-либо внутригосударственного правового акта
d. действуют непосредственно, если не противоречат законам РФ
e. не действуют, если это предусмотрено в договоре
Ответ: a
Вопрос 11. Если обязательность международного договора для Российской Федерации признана ведомственным нормативным актом, то в случае противоречия положений этого договора с…
a. Федеральным конституционным законом, применяются положения международного договора
b. Конституцией РФ, применяются положения международного договора
c. Федеральным законом, применяются положения международного договора
d. Федеральным законом, применяются нормы федерального закона
e. Указом Президента РФ, применяются положения международного договора
Ответ: d
Вопрос 12. Что из перечисленного является стадией уголовного процесса?
a. проверка сообщения о преступлении
b. судебное разбирательство
c. заключение под стражу
d. судебные прения
Ответ: b
Вопрос 13. Суд вправе…
a. задержать лицо по подозрению в совершении преступления
b. продлить срок задержания
c. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
d. допросить подозреваемого
e. возбудить уголовное дело
Ответ: b
Вопрос 14. Может ли суд возбудить уголовное дело?
a. да, может при установлении в деянии признаков преступления
b. нет, не может ни при каких условиях
c. может по делам частного обвинения
d. может, если в ходе судебного разбирательства выяснится, что подсудимый совершил еще одно преступление либо к преступлению причастно лицо не привлеченное к уголовной ответственности
e. да, может по инициативе участников процесса
Ответ: b
Вопрос 15. При совершении убийства при отягчающих обстоятельствах уголовное дело не может быть рассмотрено…
a. федеральным судьей районного суда
b. коллегией из трех судей краевого суда
c. коллегией из трех судей районного суда
d. мировым судьей единолично
e. судом присяжных заседателей
Ответ: d
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Каким свойством является способность доказательства своим содержанием служить
средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела?
Ответ: относимость
Вопрос 2. Классифицировать доказательство: показания свидетеля – очевидца, уличающие
обвиняемого в совершении преступления
Ответ: прямое
Вопрос 3. Будет ли являться доказательством объяснение очевидца преступления данное
им оперативному работнику органа дознания до возбуждения уголовного дела?
Ответ: нет, не будет
Вопрос 4. Протокол допроса свидетеля – это…
Ответ: процессуальная форма закрепления показаний свидетеля
Вопрос 5. Каким доказательством будет являться видеопленка с изображением совершаемого преступления?
Ответ: вещественным доказательством
Вопрос 6. Каким источником доказательств является справка о судимости?
Ответ: иной документ
Вопрос 7. Показания получает следователь при проведении какого следственного действия?
Ответ: допроса
Вопрос 8. Доказывание – это …
Ответ: собирание, проверка, оценка доказательств
Вопрос 9. В процессе доказывания запрещается использовать…
Ответ: результаты оперативно – розыскной деятельности
Вопрос 10. Подозреваемый должен быть допрошен…
Ответ: в течение 24 часов с момента задержания
Вопрос 11. Каким свойством является способность доказательства своим содержанием служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела?
Ответ: относимость
Вопрос 12. Протокол допроса свидетеля – это…
Ответ: процессуальная форма закрепления показаний свидетеля
Вопрос 13. Каким доказательством будет являться видеопленка с изображением совершаемого преступления?
Ответ: вещественным доказательством
Вопрос 14. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до:
Ответ: вступления приговора в законную силу
Вопрос 15. Целями применения мер государственного принуждения в уголовном процессе являются…
Ответ: обеспечение установленного порядка производства по уголовным делам
Вопрос 16. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение…
Ответ: 12 часов
Вопрос 17. Срок уголовно - процессуального задержания исчисляется с момента…
Ответ: фактического задержания
Вопрос 18. На какой срок суд может продлить срок задержания для представления стороной дополнительных доказательств обоснованности либо необоснованности заключения под стражу?
Ответ: 72 часа
Вопрос 19. В отношении несовершеннолетнего обвиняемого, совершившего преступление небольшой тяжести, нельзя избрать в качестве меры пресечения …
Ответ: заключение под стражу
Вопрос 20. Ходатайство следователя о заключении под стражу обвиняемого может быть рассмотрено судом в отсутствии обвиняемого, если
Ответ: обвиняемый находится в международном розыске
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Заявление по делам частного обвинения, направляемое мировому судье не должно содержать:
a. описание события преступления, места, времени
b. сумму иска, предъявляемого в порядке гражданского судопроизводства
c. просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству
d. данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности
Ответ: b
Вопрос 2. Обвинение в судебном заседании по уголовным делам частного обвинения поддерживает:
a. государственный обвинитель
b. частный обвинитель
c. дознаватель
d. следователь
Ответ: b
Вопрос 3. Предварительное слушание не проводится:
a. при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства
b. для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей
c. при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору
d. для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела в особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
Ответ: d
Вопрос 4. Какое решение при подготовке судебного заседания может быть принято только в предварительном слушании?
a. о передаче дела по подсудности
b. об обеспечении гражданского иска
c. об исключении доказательств
d. о назначении судебного заседания
Ответ: c
Вопрос 5. Суд вправе…
a. задержать лицо по подозрению в совершении преступления
b. продлить срок задержания
c. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
d. допросить подозреваемого
e. возбудить уголовное дело
Ответ: b
Вопрос 6. Какие действия могут быть проведены на предварительном слушании?
a. обыск
b. выемка
c. освидетельствование
d. допрос
Ответ: d
Вопрос 7. Приговор мирового судьи, не вступивший в законную силу, может быть обжалован в порядке …
a. апелляции
b. кассации
c. надзора
d. по новым и вновь открывшимся обстоятельствам
Ответ: a
Вопрос 8. Судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из восьми присяжных заседателей, может рассматривать уголовные дело только при:
a. заявленном ходатайстве обвиняемого о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе
b. согласия потерпевшего с данным составом суда
c. согласия прокурора с данным составом суда
d. заявленном ходатайстве защитника о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе
Ответ: a
Вопрос 9. Какой стадией уголовного процесса является предварительное слушание дела?
a. стадией суда присяжных
b. стадией предварительного расследования
c. стадией назначения судебного заседания
d. стадией судебного разбирательства
Ответ: c
Вопрос 10. Обвиняемый ходатайствует о вынесении приговора без судебного разбирательства, но при этом он считает себя невиновным. Какое решение примет суд?
a. проведет дополнительное предварительное слушание
b. удовлетворит ходатайство, если с ним согласны государственный обвинитель, потерпевший и защитник
c. примет решение о назначении судебного разбирательства в общем порядке
d. удовлетворит ходатайство, но при этом может постановить как обвинительный, так и оправдательный приговор
Ответ: c
Вопрос 11. При рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ, бремя опровержения доводов, представленных стороной защиты, лежит на:
a. стороне, заявившей ходатайство
b. следователе
c. руководителе следственного органа
d. прокуроре
Ответ: d
Вопрос 12. После вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания рассмотрение дела, по общему правилу, должно быть начато:
a. не позднее 10 суток
b. не позднее 14 суток
c. не позднее 7 суток
d. срок не установлен
Ответ: b
Вопрос 13. Судья, по поступившему в суд уголовному делу принимает решение о …
a. прекращении уголовного дела
b. назначении предварительного слушания
c. возвращении уголовного дела прокурору
d. рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей
Ответ: b
Вопрос 14. Решение по поступившему в суд делу в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, должно быть принято не позднее … суток.
a. десяти
b. четырнадцати
c. двадцати
d. тридцати
Ответ: b
Вопрос 15.Судья по поступившему в суд уголовному делу в первую очередь должен выяснить …
a. подсудно ли дело данному суду
b. кем проведено предварительное расследование
c. вручена ли обвиняемому копия обвинительного заключения
d. кто подлежит вызову в судебное заседание
Ответ: a
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение...
Ответ: 15 суток
Вопрос 2. Кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.401.7 и 401.8 УПК РФ, могут быть поданы в течение...
Ответ: шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения
Вопрос 3. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато в апелляционном суде общей юрисдикции, апелляционном военном суде и в Верховном Суде Российской Федерации не позднее ..
Ответ: 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции.
Вопрос 4. О месте, дате и времени судебного заседания апелляционной инстанции стороны должны быть извещены не менее чем...
Ответ: за 7 суток до его начала
Вопрос 5. В качестве какой инстанции верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа могут рассматривать дела ..
Ответ: первой и апелляционной инстанции
Вопрос 6. Приговор мирового судьи, не вступивший в законную силу, может быть обжалован в порядке …
Ответ: апелляции
Вопрос 7. Вправе ли суд, разрешая конкретное уголовное дело, применить непосредственно Конституцию РФ?
Ответ: вправе, когда закрепленные нормой Конституции РФ положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия соответствующего федерального закона
Вопрос 8. Доказывание – это …
Ответ: собирание, проверка, оценка доказательств
Вопрос 9. В процессе доказывания запрещается использовать…
Ответ: результаты оперативно – розыскной деятельности
Вопрос 10. Бремя доказывания виновности лежит на…
Ответ: государственном обвинителе
Вопрос 11. Какие показания потерпевшего нельзя использоваться в качестве доказательства:
Ответ: показания, основанные на предположениях, слухах, догадках
Вопрос 12. Может ли защитник доказательство признать недопустимым :
Ответ: не может
Вопрос 13. Показания свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, являются:
Ответ: недопустимым доказательством
Вопрос 14. Каким видом доказательств являются сведения, известные свидетелю с чужих слов
Ответ: производным доказательством
Вопрос 15. Какое решение следователя придает предмету значение вещественного доказательства
Ответ: постановление о приобщении к делу в качестве вещественного доказательства
Вопрос 16. К каким источникам доказательств относится паспорт
Ответ: иные документы
Вопрос 17. Подозреваемый должен быть допрошен…
Ответ: в течение 24 часов с момента задержания
Вопрос 18. Каким свойством является способность доказательства своим содержанием служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела?
Ответ: относимость
Вопрос 19. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до:
Ответ: вступления приговора в законную силу
Вопрос 20. На какой срок суд может продлить срок задержания для представления стороной дополнительных доказательств обоснованности либо необоснованности заключения под стражу?
Ответ: 72 часа
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: вопрос теоретического характера и вопрос практико-ориентированного характера.
Примерный перечень вопросов теоретического характера к зачету
1. Определите основные исторические этапы в формировании российской национальной системы уголовного процесса.
2. Проанализируйте различия между инквизиционным, розыскным и состязательным типами уголовного процесса.
3. Раскройте основное содержание нормативно-правовых документов судебной реформы XIX в. в России.
4. Назовите основные признаки кризиса российской системы уголовного процесса к началу 1990-х гг. и основные направления его реформирования по Концепции судебной реформы 1991 г.
5. Охарактеризуйте УПК РФ 2001 г. на момент его принятия.
6. Назовите и проанализируйте основные этапы крупных законодательных изменений в период действия УПК РФ 2001 г.
7. Выделите главные проблемы современной уголовно-процессуальной науки, составляющие предмет наиболее принципиальных дискуссий.
8. Назовите известные вам значения термина «источник права».
9. Сформулируйте понятие уголовно-процессуального права.
10. Дайте понятие источника уголовно-процессуального права России.
Примерный перечень вопросов практико-ориентированного характера к зачету
1. Раскройте понятие «доказывание» с позиций принципов презумпции невиновности и состязательности.
2. Определите соотношение логической и эмпирической сторон доказывания.
3. Какие участники уголовного судопроизводства являются субъектами доказывания? Относится ли к ним суд?
4. Какова структура процесса доказывания? Охарактеризуйте каждый из ее элементов.
5. Определите свое отношение к концепции формирования доказательств, сформулировав доводы «за» и «против».
6. Раскройте связь формы и содержания доказательства. Определите основания выделения видов доказательств.
7. Дайте определения понятий «обязанность доказывания» и «бремя доказывания». На каких субъектов процесса возлагается обязанность доказывания и каковы процессуальные последствия ее невыполнения?
8. В чем состоит процессуальная сущность и значение отказа прокурора от обвинения? 49. Какие проблемы теоретического и правоприменительного характера возникают в связи с отказом прокурора от обвинения?
9. Перечислите формы участия в доказывании подозреваемого, обвиняемого, защитника.
10. Оцените возможности участия защитника в доказывании с позиций равенства сторон? 52. Сформулируйте свою позицию относительно проблемы участия защитника в собирании доказательств.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. А. П. Кругликов Уголовный процесс Российской Федерации: учебник М.: Норма, 2015 znanium.com
Л1.2 под ред. В. П. Божьева Уголовный процесс: учебник М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т., Марфицин П.Г., Зинченко И.А. Уголовный процесс. Проблемные лекции. : Учебник для магистров. М.: Юрайт., 2015 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС: «Консультант Плюс», «Гарант». – Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть)
Э2 Интернет – ресурсы:
Э3 www.asu.ru - Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э4 www.asu.ru -Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э5 www.kremlin.ru - Президент РФ, www.vsrf.ru -Верховный Суд РФ, www.ksrf.ru - Конституционный Суда РФ, www.cdep.ru - Судебного департамента, www.kraevoy.alt.sudrf. ru - Алтайский краевой суд;
Э6 - www.consultant.ru, www.garant, www.genprok.gov.ru.
Э7 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Актуальные проблемы уголовно-процессуального права" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "Консультант Плюс";
СПС "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Актуальные проблемы уголовного процесса» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. материалов судебной практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
принимайтесь за работу быстро, энергично, без промедления, не тратьте время на «раскачивание»;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно¬-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники судебной практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека и постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ей, например, в виде искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой итогового контроля является зачет. Порядок сдачи зачета содержится в приложении (ФОС).