МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обеспечение прав личности в оперативно-розыскной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_УСП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., проф., Давыдов Сергей Иванович

Рецензент(ы):
ст.пр., Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Обеспечение прав личности в оперативно-розыскной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 года № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., проф., Давыдов Сергей Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф., Давыдов Сергей Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Обеспечение прав личности в оперативно-розыскной деятельности» - получение теоретических знаний о возможностях оперативно-розыскной деятельности в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений.
Задачи изучения дисциплины:
- усвоение студентами основных теоретических положений основ оперативно-розыскной деятельности (сущность, правовая основа и принципы);
- изучение структуры органов и субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- получение знаний об оперативно-розыскных мероприятиях, их общей характеристики и отдельных видах;
- ознакомление с содержанием оперативно-розыскной тактики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
ПК-2.1 Знает нормы уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
ПК-2.2 Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач.
ПК-2.3 Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию.
ПК-3Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере уголовного судопроизводства
ПК-3.1 Знает понятие и структуру механизма правового регулирования в области уголовного судопроизводства; реализацию субъективных прав участников уголовного судопроизводства; виды уголовно-процессуальных документов, образующихся в процессе осуществления уголовного судопроизводства.
ПК-3.2 Владеет методикой консультирования по вопросам толкования и применения норм уголовнопроцессуального законодательства.
ПК-3.3 Умеет готовить и оформлять отдельные виды уголовнопроцессуальных документов, образующихся в процессе осуществления уголовного судопроизводства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве
понятие и структуру механизма правового регулирования в области уголовного судопроизводства; реализацию субъективных прав участников уголовного судопроизводства; виды уголовно-процессуальных документов, образующихся в процессе осуществления уголовного судопроизводства
3.2.Уметь:
3.2.1.применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач
готовить и оформлять отдельные виды уголовно-процессуальных документов, образующихся в процессе осуществления уголовного судопроизводства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию
владеть методикой консультирования по вопросам толкования и применения норм уголовно-процессуального законодательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и значение оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью
1.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Лекции 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 3 14 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности
2.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 3 16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности
3.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Лекции 3 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Сам. работа 3 16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Оперативно-розыскные мероприятия
4.1. Оперативно-розыскные мероприятия Сам. работа 3 16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Оперативно-розыскные мероприятия Практические 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности
5.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности: лабораторный практикум Практические 3 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Лекции 3 0 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 3 16 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=8045.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. ОРД - это вид деятельности:
а) осуществляемый в целях обеспечения деятельности правоохранительных органов;
б) осуществляемый только негласно;
в) осуществляемый посредством ОРМ;
г) осуществляемый в целях выявления и раскрытия преступлений.
Правильный ответ: в

2. Кем осуществляется ОРД?
а) работниками прокуратуры;
б) сотрудниками организаций, имеющих лицензию на осуществление частной охранной и детективной деятельности;
в) военнослужащими внутренних войск;
г) сотрудниками оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД.
Правильный ответ: г

3. ОРД основывается на следующем конституционном принципе:
а) принцип гласности;
б) принцип поступательности и высокой оперативной готовности;
в) принцип законности;
г) Принцип конспирации.
Правильный ответ: в

4. ОРД осуществляется в полном объеме:
а) сотрудниками частных охранных предприятий;
б) сотрудниками оперативных подразделений федеральных органов государственной охраны;
в) сотрудниками оперативного подразделения органа внешней разведки МО РФ;
г) сотрудниками оперативных подразделений пограничной службы РФ.
Правильный ответ: б

5. Задачей ОРД согласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» является:
а) розыск лиц скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
б) обнаружение неопознанных трупов, а также розыска без вести пропавших;
в) выявление и установление лиц, обладающих информацией о событиях или действиях создающих угрозу государственной безопасности РФ;
г) обеспечение деятельности политических партий.
Правильный ответ: а

6. Согласно ст. 3 ФЗ «Об ОРД» принципом ОРД является:
а) принцип гуманности;
б) принцип конспирации;
в) принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление;
г) принцип уважения прав человека и гражданина.
Правильный ответ: б

7. Укажите ОРМ, указанное в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»:
а) снятие электронной информации;
б) снятие информации, передаваемой по компьютерным сетям;
в) снятие информации с технических каналов связи;
г) снятие информации, передаваемой по телексной, факсимильной и электронной сетям.
Правильный ответ: в

8. Является ли препятствием для проведения ОРМ гражданство, национальность, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии?
а) да;
б) нет;
в) препятствием для проведения ОРМ, в исключительных случаях, является гражданство;
г) препятствием для проведения ОРМ, в исключительных случаях, является отношение к религиям.
Правильный ответ: б

9. В каких случаях согласно ст. 7 ФЗ «Об ОРД», оперативные аппараты в праве собирать данные, характеризующие личность гражданина?
а) По письменному заданию должностных лиц.
б) В связи с оказанием гражданами содействия в подготовке и проведения ОРМ.
в) По заявлению граждан.
г) По личной инициативе оперативного работника.
Правильный ответ: б

10. Организация и тактика проведения ОРМ составляет:
а) служебную тайну;
б) не составляет тайну;
в) государственную тайну;
г) государственную тайну составляет, организация и тактика проведения ОРМ только судебного санкционирования.
Правильный ответ: в

11. Укажите название дела оперативного учета, которое праве заводить оперативное подразделение ОВД:
а) дело оперативной проверки;
б) дело оперативного поиска;
в) дело предварительной оперативной проверки;
г) накопительное дело.
Правильный ответ: в

12. Укажите органы, оперативные подразделения которых вправе осуществлять ОРД:
а) федеральные органы налоговой полиции;
б) органы внутренних дел;
в) органы пограничной службы РФ;
г) служба безопасности Президента РФ.
Правильный ответ: б

13. Согласно ст. 1 ФЗ «Об ОРД» ОРД осуществляется:
а) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств;
б) в целях раскрытия и предупреждения преступлений;
в) в целях обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств;
г) в целях обеспечения безопасности правоохранительных органов.
Правильный ответ: а

14. ОРД осуществляется сотрудниками оперативных подразделений следующих государственных органов:
а) пограничной службы РФ;
б) таможенных органов РФ;
в) комитета ФСИН по контролю за исполнением наказаний;
г) внутренних войск РФ.
Правильный ответ: б

15. Лицо полагающее, что действие органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия согласно ст. 5 ФЗ «Об ОРД» в:
а) Государственную Думу РФ;
б) вышестоящие органы, осуществляющие ОРД;
в) комитет по соблюдению законности в органах, осуществляющих ОРД;
г) орган допустивший нарушение прав и свобод лица, при проведении ОРМ.
Правильный ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено»: верно выполнено 50% и более заданий;
«Не зачтено»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Укажите оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых сотрудники оперативно-технических подразделений не принимают участие:
Ответ: отождествление личности и проверочная закупка

2. Для чего могут быть использованы результаты ОРД?
Ответ: для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и установлению лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления и для розыска лиц, скрывшихся от органа дознания, следствия, суда

3. Проведение оперативно-розыскной деятельности запрещено:
Ответ: в отношении действующего Президента РФ

4. В ходе проведения ОРМ при получении приказа или указания, противоречащего закону, должностному лицу, уполномоченному на проведение ОРД, следует руководствоваться:
Ответ: законом

5. Какие из перечисленных подразделений осуществляют ОРД в органах внутренних дел?
Ответ: подразделения полиции

6. Укажите субъект организации и ведения криминалистической (уголовной) регистрации:
Ответ: ОВД

7. В каком году было утверждено «Положение об организации отделов уголовного розыска»?
Ответ: в 1918 году

8. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании:
Ответ: постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД

9. Назовите любой орган, который не является субъектом ОРД:
Ответ: Министерство юстиции РФ

10. Укажите основания получения ОВД РФ в случае необходимости проверки за рубежом фирм, филиалов, совместных предприятий и других коммерческих структур, зарегистрированных за рубежом, интересующей их информации из Генерального секретариата Интерпола или НЦБ Интерпола зарубежных государств?
Ответ: возбужденное уголовное дело о преступной деятельности сотрудников таких коммерческих структур

11. Какие принципы не применимы в оперативно-розыскной деятельности:
Ответ: гласность, состязательность

12. Является ли сравнительное исследование оперативно-розыскным мероприятием?
Ответ: нет

13. Принимает ли национальное центральное бюро Интерпола в РФ (НЦБ Интерпола в РФ) как подразделение, обеспечивающее сотрудничество правоохранительных органов России и зарубежных стран в борьбе с уголовной преступностью, имеющей международную направленность, непосредственное участие в проведении ОРМ?
Ответ: нет, не принимает непосредственного участия в проведении ОРМ

14. Каким нормативно-правовым актом может быть изменен и дополнен перечень оперативно-розыскных мероприятий, закрепленный в ФЗ «Об ОРД»?
Ответ: федеральным законом

15. Проведение ОРМ ограничено:
Ответ: в отношении прокуроров, следователей, судей

16. Какие мероприятия не относятся к ОРМ?
Ответ: опознание, выемка, осмотр зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

17. Орган, осуществляющий ОРД, по требованию судьи обязан предоставить оперативно-служебные документы, содержащие информацию о:
Ответ: сведениях, в представлении которых было отказано заявителю

18. В каком веке был принят Закон «Об организации сыскной части»?
Ответ: в XX веке

19. Гражданин, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, после его прекращения в связи с отсутствием в действиях состава преступления, направил прокурору жалобу, в которой сообщал, что располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий, грубо нарушивших его права. Гражданин требовал предоставления ему сведений о полученной о нем в результате этих мероприятий информации. Каковы права гражданина?
Ответ: он вправе истребовать сведения в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашения государственной тайны

20. Формы осуществления ОРД:
Ответ: гласная и негласная

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере уголовного судопроизводства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. В ст. 2 ФЗ «Об ОРД» определяется следующая задача ОРД:
а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие неочевидных преступлений;
б) выявление лиц подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;
в) сбор информации о событиях представляющих угрозу безопасности РФ;
г) осуществление контроля за деятельностью общественных и религиозных объединений.
Правильный ответ: б

2. Укажите ОРМ, определённое в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»:
а) опрос;
б) специальная беседа;
в) гипнотический опрос;
г) контролируемый опрос.
Правильный ответ: а

3. Укажите основания проведения ОРМ, определенные в ст.7 ФЗ «Об ОРД»:
а) принятие решения о допуске лица к сведениям, составляющим государственную тайну;
б) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;
в) принятие решения о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность;
г) все ответы правильные.
Правильный ответ: г

4. Укажите ОРМ ведомственного санкционирования:
а) оперативное внедрение;
б) оперативное наблюдение;
в) оперативное отождествление;
г) оперативный опрос.
Правильный ответ: а

5. Такое ОРМ как «Оперативный эксперимент» наиболее эффективно в борьбе с:
а) терроризмом;
б) незаконным оборотом наркотиков;
в) серийными изнасилованиями;
г) серийными квартирными кражами.
Правильный ответ: в

6. Укажите вид ОРМ «Обследование помещений, сооружений, участков местности и т.д.», требующий судебного санкционирования:
а) гласное;
б) негласное;
в) зашифрованное;
г) независимое.
Правильный ответ: б

7. Укажите максимальный срок проведения ОРМ «Контроль почтовых отправлений телеграфных и иных сообщений»:
а) 1 месяц;
б) 3 месяца;
в) 6 месяцев;
г) 12 месяцев.
Правильный ответ: в

8. Укажите виды непосредственного отождествления личности:
а) по фото, видео учетам ОВД;
б) в ходе оперативного поиска, в местах вероятного появления преступника;
в) с помощью служебно-розыскной собаки (выборка лиц);
г) верны варианты а и б.
Правильный ответ: г

9. ОРМ «Оперативный эксперимент» наиболее эффективен в борьбе с:
а) незаконным оборотом оружия;
б) с серийными квартирными кражами;
в) с серийными кражами автотранспорта;
г) нет правильных ответов.
Правильный ответ: в

10. ОРМ «Наблюдение» осуществляется:
а) на транспорте;
б) на открытой местности;
в) в помещениях;
г) все ответы правильные.
Правильный ответ: г

11. ФЗ «Об ОРД» определяет ОРД как:
а) вид деятельности, осуществляемый, как правило посредствам проведения негласных ОРМ;
б) вид деятельности осуществляемый гласно и негласно;
в) вид деятельности, осуществляемый в целях охраны общественного порядка;
г) вид деятельности, осуществляемый в целях выявления лиц, подготавливающих и совершающих преступления.
Правильный ответ: б

12. Сотрудниками каких перечисленных подразделений осуществляется ОРД:
а) следственных подразделений;
б) сотрудниками охранных предприятий;
в) сотрудниками оперативных подразделений ФСБ;
г) сотрудниками оперативных подразделений органов прокуратуры.
Правильный ответ: в

13. Укажите основание проведения ОРМ, предусмотренное ФЗ «Об ОРД»:
а) депутатский запрос;
б) поручение руководителя ОВД;
в) устные указания прокурора;
г) наличие возбужденного уголовного дела.
Правильный ответ: г

14. Укажите количество ОРМ относящихся к группе ведомственного санкционирования:
а) 3;
б) 4;
в) 5;
г) 6.
Правильный ответ: б

15. Укажите ОРМ судебного санкционирования:
а) просмотр почтовой корреспонденции;
б) прослушивание телефонных переговоров;
в) оперативный эксперимент;
г) исследование предметов и документов.
Правильный ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено»: верно выполнено 50% и более заданий;
«Не зачтено»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Проверочная закупка проводится на основании:
Ответ: постановления оперуполномоченного, утвержденного руководителем ОРО

2. Типовые требования к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены:
Ответ: приказом ФСБ РФ и приказом Министерства информационных технологий и связи РФ

3. Исследование предметов и документов проводится:
Ответ: специалистом по поручению органа, осуществляющего ОРД

4. Укажите основания продления срока проведения ОРМ, затрагивающего конституционные права и свободы граждан?
Ответ: постановление судьи

5. Укажите оперативно-розыскные мероприятия, для проведения которых требуется судебное решение:
Ответ: прослушивание телефонных переговоров

6. В течение какого времени рассматриваются материалы об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ?
Ответ: незамедлительно

7. Какими полномочиями обладает уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность?
Ответ: знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включая дела оперативного учета, предъявлять письменные требования и давать поручения по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам об устранении нарушений закона, ставить вопрос об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенных в порядке реализации результатов оперативно-розыскной деятельности

8. Кто из должностных лиц имеет право давать органу дознания поручения о проведении ОРМ в рамках конкретного уголовного дела?
Ответ: следователь

9. Укажите срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека:
Ответ: не более 6 месяцев

10. Материалы об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ рассматривает и выносит решение:
Ответ: судья единолично

11. Укажите основные направления деятельности Интерпола:
Ответ: международный розыск

12. В соответствии с ФЗ «Об ОРД» с конфидентами заключают:
Ответ: контракт

13. Укажите общие обязанности органов, осуществляющих ОРД:
Ответ: соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД, исполнять в пределах своих полномочий поручения следователя о проведении ОРМ

14. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности относится:
Ответ: к расходным обязательствам Российской Федерации

15. Укажите виды проверочной закупки:
Ответ: гласная и негласная

16. Сведения о каких лицах отнесены ФЗ «Об ОРД» к сведениям, составляющим государственную тайну?
Ответ: сведения о лицах, внедренных в ОПГ, сведения о ШНС органов, осуществляющих ОРД, сведения о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе

17. К сведениям, отнесенным ФЗ «Об ОРД» к государственной тайне относятся:
Ответ: сведения о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, сведения об организации и тактике проведения ОРМ

18. Какие условия привлечения лица к участию в ОРД относятся к факультативным?
Ответ: сохранение конфиденциальности и заключение контракта

19. На кого распространяется социальная и правовая защита в соответствии с ФЗ «Об ОРД»?
Ответ: на всех участников ОРД

20. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяется:
Ответ: ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 теоретический вопрос и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. ОРД и ее значение в защите прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств.
2. Задачи ОРД.
3. Законность, уважение прав и свобод человека и гражданина как принципы ОРД.
4. Нравственные основы ОРД.
5. Органы, осуществляющие ОРД и их права.
6. Обязанности органов, осуществляющих ОРД.
7. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.
8. Социальная и правовая защита лиц, содействующих органам, осуществляющим ОРД.
9. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
10. Правовое регулирование оснований проведения ОРМ.
11. Правовое регулирование условий для проведения ОРМ.
12. Виды, понятие ОРМ.
13. Правовое регулирование проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.
14. Порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ.
15. Прокурорский надзор как гарантия обеспечения законности в ОРД.
16. Контролируемая поставка.
17. Оперативный эксперимент.
18. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД.
19. Социальная, правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД.
20. Основные направления использования результатов ОРД.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1. В продуктовом киоске продавщица гражданка Иванова при проверке денег обнаружила поддельную купюру достоинством в 2000 руб. Об этом она сообщила хозяину киоска, а тот вызвал сотрудников полиции.
Какие ОРМ надо провести и какие меры оперативного характера предпринять для установления факта подделки денежных средств и лиц, совершившего это?

2. Ночью, отжав входную дверь с помощью специального устройства, неизвестные проникли в квартиру и в прихожей похитили сумку с деньгами, а также несколько курток и песцовую шубу. После этого, без шума, похитители удалились из квартиры. Хозяева находились дома, но разбужены не были. Утром на место происшествия выехала СОГ. Аналогичные преступления были совершены и в других района города.
Спланируйте ОРМ и следственные действия с участием оперативных сотрудников.

3. Оперуполномоченный Крутов составил агентурное сообщение от вымышленного лица Иващука. На самом деле такого лица не было. Однако, имея такое выдуманное агентурное сообщение, Крутову удалось получить разрешение своего начальника на проведение ОРМ по одному из совершенных преступлений.
Усматриваются ли в действиях Крутова фальсификация и нарушения требований закона?

4. В квартире у Удальцовых была совершена кража денежных средств на сумму 140 тысяч рублей. Деньги находились в женской сумке в гостиной. В ходе расследования подозрение пало на гр. Арабекову, которая была их соседкой и недавно находилась у них в гостях. В квартире, кроме хозяйки, проживали ее муж и 2 сына.
Какие ОРМ и проверочные действия следует провести для раскрытия преступления?

5. Гражданин Голиков, которому по решению суда по результатам рассмотрения уголовного дела были назначены принудительные меры медицинского характера, скрылся и место его нахождения установить не представлялось возможным. Вместе с тем гр. Голиков, признанный невменяемым лицом, совершил ряд противоправных деяний и представлял опасность для окружающих.
Имеются ли правовые основания для проведения ОРМ с целью обнаружения скрывшегося гр. Голикова?

6. Дознаватель Пайков направил в уголовный розыск поручение с просьбой провести ОРМ для установления, находящегося в розыске соучастника кражи Бывалого. Однако исполнение данного поручения явно затягивалось. На вопрос дознавателя почему, начальник уголовного розыска Нефёдов ответил, что они в основном работают по поручениям следователей, так как у тех и дела по сложнее и преступления, как правило, носят групповой характер.
Правомерно ли поступил начальник уголовного розыска Нефёдов?

7. Группе сотрудников уголовного розыска, работающих по раскрытию убийств, поступила информация о том, что бизнесмену Любарчуку угрожают убийством, и преступление может быть совершено в ближайшие два-три часа. Без судебного решения на основании лишь постановления их непосредственного руководителя по оперативной работе сотрудники установили прослушивание телефонных переговоров с одним из предполагаемых фигурантов. Спустя два часа все участники преступной группы были задержаны.
Соответствуют ли действия сотрудников уголовного розыска требованиям закона?

8. В отдел уголовного розыска поступила информация, что в университете среди студентов некто по имени «Зелимхан» незаконно торгует наркотиками. Предполагалось также, что у него могли быть подельники.
Какие следует провести ОРМ?

9. В пределах города Р-ка участились случаи угонов дорогих иномарок для дальнейшей продажи. Оперативным путем удалось установить предполагаемого организатора. Им оказался некто гр. Ломов – владелец нескольких торговых павильонов на авторынке. Однако прямых доказательств его причастности к преступлениям не было.
Какие ОРМ целесообразно провести до возбуждения уголовного дела? Каков порядок получения разрешения на проведение ОРМ?

10. Сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями длительнее время разрабатывали преступную группу на предприятии «Лессовхоз». Следователь Анидалов оформил факт передачи результатов ОРМ выемкой, о чем составил протокол.
Предусмотрен ли такой порядок передачи результатов ОРД? Кто определяет порядок предоставления результатов ОРД?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубоносов Е.С. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Лапин Е.С. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для ВО: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маркушин А.Г. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации www.ksrf.ru
Э2 Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ «Обеспечение прав личности в оперативно-розыскной деятельности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MicrosoftOffice;
- Microsoft Windows;
- 7-Zip;
- AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека «Elibrary» (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, ее анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
- контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
- индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
- групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи;
- организация работы групп обучающихся по индивидуальным заданиям;
- самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний;
- выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
- внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы ее изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.