МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Применение международного права в уголовном процессе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_УСП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 12 8 12
Практические 24 26 24 26
Сам. работа 49 43 49 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Якушева Т.В.

Рецензент(ы):
Ст. преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Применение международного права в уголовном процессе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 02.06.2023 г. № 09
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 02.06.2023 г. № 09
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистров высокого уровня правосознания в области применения общепризнанных принципов и норм международного права в уголовном судопроизводстве; совершенствование знаний магистров уголовно-процессуального права, в частности, норм, регламентирующих порядок защиты прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве; совершенствование практических навыков в изучении решений Европейского Суда по правам человека против Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
ПК-2.1 Знает нормы уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
ПК-2.2 Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач.
ПК-2.3 Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает нормы уголовно-процессуального законодательства,регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном
судопроизводстве, при решении профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и виды общепризнанных принципов и норм международного права.
1.1. Понятие и виды общепризнанных принципов и норм международного права. Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права Практические 3 6 Л1.1, Л2.1
1.3. Международные документы как источники уголовного процесса. Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Защита прав и свобод обвиняемого с позиции общепризнанных принципов и норм
2.1. Право на справедливое судебное разбирательство Лекции 3 8 Л1.1, Л2.1
2.2. Досудебные гарантии права на справедливое судебное разбирательство Практические 3 6 Л1.1, Л2.1
2.3. Право на доступ к правосудию Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
3.1. Право на судебное разбирательство в разумный срок. Практические 3 6 Л1.1, Л2.1
3.2. Применение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод по угол. Сам. работа 3 11 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Реализация в УПК РФ международных правил отправления правосудия по делам
4.1. Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
4.2. Обеспечение конфиденциальности – общепризнанный принцип судопроизводства по уголовным делам Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Практика применения норм международного права в российском уголовном процессе
5.1. Виды международно-правовой помощи: лабораторный практикум Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
5.2. Международный и национальный механизм защиты прав на справедливое судебное разбирательство Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2379

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Какие из перечисленных принципов являются общепризнанными нормами международного права?
а) принцип равенства перед законом и судом;
б) принцип всеобщего уважения прав человека;
в) принцип состязательности;
г) принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Правильный ответ: б.

2. Укажите характерные черты общепризнанных принципов международного права:
а) они всегда нормативны по своему характеру и закрепляются главным образом в между-народном договоре и соглашениях, обычаях и других источниках международного права;
б) это наиболее важные, наиболее общие, общепризнанные, универсальные нормы международного права;
в) эти норма императивные, которым должны соответствовать все другие правовые нормы
г) они являются критерием международной законности
Правильный ответ: а.

3. Укажите правила применения норм международного права правоохранительными органами и судами Российской Федерации:
а) нормы международного права, регламентирующие основные права и свободы человека, имеющие внутригосударственную юридическую силу, не противоречат Конституции Российской Федерации;
б) единственным основание, придающим договорам международного права внутригосударственную юридическую силу, должен быть факт их обязательной ратификации;
в) в случае коллизии международной нормы внутренней нормы необходимо толковать их применяя внутреннюю норму права;
г) резолюции международных конференций и организаций подлежат применению право-охранительными органами России.
Правильный ответ: а.

4. Виды международно-правовой помощи:
а) выполнение оперативно-розыскных действий;
б) выполнение поручений о проведении отдельных процессуальных действий;
в) представление информации о праве;
г) выдача правонарушителей.
Правильный ответ: б.
5. Принципы международного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам, вытекающие из международных договоров РФ:
а) взаимное сотрудничество;
б) равенство перед законом и судом;
в) реализация условий договора посредством применения национального законодательства;
г) обеспечение правовой защиты.
Правильный ответ: а.

6. Укажите универсальные принципы, закрепленные в Международном пакте о гражданских и политических правах:
а) обеспечение надлежащего соблюдения прав и свобод человека;
б) презумпция невиновности;
в) соблюдение прав человека;
г) эффективная защита регламентированных прав.
Правильный ответ: б.

7. Укажите в чем заключается значение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод:
а) закрепила принцип коллективного обеспечения прав человека, в определенной мере подчинила государства внешнему контролю;
б) ЕКПЧ впервые предоставила частным лицам статус субъектов международного права, закрепив за ними на подачу индивидуальных заявлений в связи с предполагаемым нару-шением государством-участником установленных ею стандартов;
в) специфическая роль ЕКПЧ в создании механизма толкования и применения для обеспечения выполнения государствами-участниками взятых на себя обязательств;
г) о трансформации в единый орган Европейской конвенции и Европейского Суда по правам человека.
Правильный ответ: в.

8. Реализация в УПК РФ норм международного права по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
а) обеспечение конфиденциальности – общепризнанный принцип судопроизводства по делам несовершеннолетних;
б) особенности порядка судебного разбирательства;
в) особенности задержания несовершеннолетнего и избрани в отношении него меры пре-сечения;
г) участие общественного защитника.
Правильный ответ: а.

9. Не является гарантией права на справедливое судебное разбирательство на судебных стадиях уголовного процесса судом.
а) право на независимый и беспристрастный суд, созданный на основании закона;
б) право рассмотрения дела в разумный срок;
в) презумпция невиновности;
г) право на частно-исковой процесс.
Правильный ответ: г.

10. Общепризнанные правила и процедуры обеспечения прав несовершеннолетних, сформулированные в документах ООН:
а) Европейская конвенция;
б) Пекинские правила;
в) Международный пакт о гражданских и политических права;
г) Всеобщая декларация прав человека.
Правильный ответ: б.

11. Досудебные гарантии права на справедливое судебное разбирательство:
а) право на достоинство личности;
б) право на свободу и личную неприкосновенность;
в) право каждого обратиться в судебный орган;
г) право иметь необходимое время и возможность для подготовки своей защиты, в том числе иметь право на квалифицированную юридическую помощь.
Правильный ответ: г.

12. Международные нормы при применении мер пресечения особое внимание уделяют:
а) основаниям лишения свободы;
б) виновности лица, к которому применяется мера пресечения;
в) процедуре применения ограничения свободы;
г) срокам в течении которых эти процессуальные действия могут совершаться.
Правильный ответ: а.

13. Право на свободу и личную неприкосновенность, состоящую в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на:
а) жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность);
б) на интеллектуальную собственность;
в) честь, достоинство, нравственную свободу (нравственная неприкосновенность);
г) нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность).
Правильный ответ: а.

14. Юридической базой применения Конституционным Судом РФ норм международного права являются:
а) ФКЗ «О Конституционном Суде РФ;
б) Европейская конвенции;
в) международно-правовые акты;
г) Международный пакт о гражданских и политических правах.
Правильный ответ: а.

15. По российскому законодательству видами порядка обжалования решений не являются:
а) апелляционное обжалование;
б) кассационное обжалование;
в) надзорное обжалование;
г) обжалование в ЕСПЧ.
Правильный ответ: г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено»: верно выполнено 50% и более заданий;
«Не зачтено»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Судебное следствие в апелляционном заседании суда начинается с изложения ____________.
Правильный ответ: председательствующим содержания приговора.

2. Заключение под стражу в качестве меры пресечения возможно по решению _________.
Правильный ответ: суда.

3. Какой государственный орган может признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание?
Правильный ответ: суд.

4. Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено ______________, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Правильный ответ: следственной группе.

5. Могут ли органы, осуществляющие меры безопасности, издавать в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику осуществления мер безопасности?
Правильный ответ: да.

6. Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению едино-лично _____________ или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 ча-сов с момента поступления указанного ходатайства.
Правильный ответ: судьей районного суда.

7. Назовите суд, рассматривающий уголовные дела по жалобам на не вступившие в за-конную силу приговоры.
Правильный ответ: суд апелляционной инстанции.

8. Запрос о производстве процессуальных действий по уголовным делам, находящимся в их производстве о международном сотрудничестве, осуществляется Министерством внут-ренних дел и ____________.
Правильный ответ: Следственным комитетом Российской Федерации.

9. Назовите суд, рассматривающий в уголовные дела по жалобам на вступившие в законную силу приговоры.
Правильный ответ: суд кассационной инстанции.

10. Суд применил федеральный закон, противоречащий УПК РФ, правильно ли поступил суд и почему?
Правильный ответ: не правильно, поскольку суд не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ.

11. Запрос о производстве процессуальных действий о международном сотрудничестве по вопросам судебной деятельности направляется через _________________.
Правильный ответ: Верховный Суд Российской Федерации.

12. С уголовным делом в суд поступило постановление о сохранении в тайне данных о личности потерпевшего, кто из участников принимает меры, исключающие возможность ознакомления с указанным постановлением иных участников уголовного судопроизводства?
Правильный ответ: судья.

13. Председательствующий разъясняет подсудимому его права в судебном заседании, предусмотренные каким нормативным правовым актом?
Правильный ответ: Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

14. Вправе ли суд назначить наказание более 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого наказания, предусмотренного за совершенное преступление, в особом порядке?
Правильный ответ: не вправе.

15. Подсудимый обжалует приговор суда по основания неистинности. Каково будет решение суда?
Правильный ответ: в соответствии с УПК РФ такое основание для обжалования не предусмотрено.

16. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. На какой срок до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию?
Правильный ответ: на срок более 48 часов.

17. Применение мер безопасности затрагивает интересы родителей свидетеля совместно проживающих с ним, что необходимо получить от родителей на применение мер безопас-ности?
Правильный ответ: необходимо их согласие, выраженное в письменной форме.

18. Председательствующий разъясняет подсудимому его права в судебном заседании, предусмотренные каким нормативным правовым актом?
Правильный ответ: Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

19. Копия постановления судьи о назначении судебного заседания была направлена обвиняемому и потерпевшему. Кому она не была направлена?
Правильный ответ: прокурору.

20. Суд применил федеральный закон, противоречащий УПК РФ, правильно ли поступил суд и почему?
Правильный ответ: не правильно, поскольку суд не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично («Зачтено»)»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо («Зачтено»)»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно («Зачтено»)»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно («Не зачтено»)»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 теоретический вопрос и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие общепризнанных норм международного права, принципов и договоров Российской Федерации.
2. Конституционные положения о соотношении норм международного права и национального законодательства.
3. Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Основные положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод в сфере уголовного судопроизводства.
5. Международный договор как источник уголовно-процессуального права.
6. Виды международно-правовой помощи по уголовным делам.
7. Принципы международного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам.
8. Правовая помощь в связи с признанием и исполнением приговоров иностранных государств.
9. Общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие права и свободы человека в уголовном процессе.
10. Основные положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации
11. Досудебные гарантии права обвиняемого на справедливое судебное разбирательство.
12. История развития взаимоотношений России с Советом Европы в сфере обеспечения прав человека в уголовном судопроизводстве, а также история развития соотношений международного европейского и национального права в России и СССР.
13. Международные стандарты защиты прав человека в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
14. Международное сотрудничество правоохранительных органов России в сфере уголовного судопроизводства.
15. Общепризнанные принципы международного права
16. Право на справедливое судебное разбирательство и его защита на национальном и международном уровне.
17. Разумные сроки уголовного судопроизводства.
18. Основные положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях».
19. Право на доступ к правосудию и обязанность государства проводить эффективное предварительное расследование преступлений.
20. Право на независимый и беспристрастный суд, созданный на основании закона

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Из-за неисправности двигателя в порт Мурманск вошел траулер под французским флагом. Власти порта согласились оказать помощь в устранении поломки, в связи с чем на борт судна были направлены несколько специалистов. Поломка двигателя оказалась сложной, поэтому ее устранение длилось несколько дней. Ежедневно специалисты утром на катере доставлялись на траулер, а вечером возвращались обратно. В одну из поездом матрос с траулера, управлявший катером, находясь в нетрезвом состоянии, беспричинно затеял драку с одним из специалистов, которые возвращались на берег, скинул его за борт, так как специалист не умел плавать, то он утонул.
Власти порта заявили протест капитану траулера и запросили согласие выдать виновного для проведения следственных действий. Капитан отказал в выдаче матроса.
Определите последовательность действий сотрудников правоохранительных органов порта Мурманск в указанной ситуации
Какие общепризнанные принципы и нормы международного права были нарушены?

2. Органами предварительного следствия Республики Узбекистан гр. Жогов. обвинялся в том, что. совершил кражу из квартиры, разбойное нападение с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия. Действия . Жогова. квалифицированы по п. «в» ч. 3 ст. 169 и п. «а» ч. 2 ст. 164 УК Республики Узбекистан.
Следственными органами Республики Узбекистан в отношении Жогова было вынесено постановление о заключении под стражу, он был объявлен в розыск. 21 мая 2004 г. вынесено постановление об этапировании гр. Ж. из изолятора временного содержания Калужской области РФ в следственный изолятор Республики Узбекистан.
Заместитель Генерального прокурора РФ удовлетворил запрос Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче для осуществления уголовного преследования за кражу и разбой при отягчающих обстоятельствах.
Обоснуйте решение с позиций общепризнанных принципов и норм международного права.

3. Федоров., гражданин Республики Казахстан, находился в гостях у своих родственников У. в городе Камбарке Удмуртской Республики. Он являлся свидетелем совершения убийства, которое имело место в лесопосадке в пригороде города. Боясь за свою безопасность, он ничего не рассказал ни родственникам, но сотрудникам правоохранительных органов. Вернувшись домой в Республику Казахстан, он обратился к нотариусу с просьбой засвидетельствовать его показания. Показания. Федорова. были зафиксированы на видеозапись и удостоверены нотариусом. После чего Федоров. направил в прокуратуру Удмуртской Республики видеозапись заказным письмом.
Определите доказательственное значение видеозаписи, полученной от Фодорова.
Оцените ситуацию с позиций общепризнанных принципов и норм международного права.

4. После совершения преступления Адаменко. скрылся от правоохранительных органов РФ на территории Республики Беларусь. Адаменко. был объявлен в розыск, в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Впоследствии . Адаменко. был задержан на территории Республики Беларусь и помещен в учреждение . Минска Республики Беларусь. Генеральная прокуратура РФ обратилась в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь с ходатайством о выдаче Адаменко для привлечения его к уголовной ответственности. Из текста ходатайства усматривалось, что в отношении обвиняемого было вынесено постановление о привлечении к уголовной ответственности за убийство пяти человек и покушение на убийство. Вопрос о необходимости привлечения, Адаменко к уголовной ответственности за разбой, совершенный с применением оружия, с незаконным проникновением в жилище в целях завладения имуществом в крупном размере, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевших, в ходатайстве о выдаче и приложенных к нему документах не ставился.
Прокуратура Республики Беларусь удовлетворила ходатайство Генеральной прокуратуры РФ.
По приговору суда гр. Адаменко. осужден по пп. «а», «з», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 3 ст. 30 пп. «а», «з», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ, пп. «б», «в» ч. 3 ст. 162 УК РФ ( в ред. от 13 июня 1996 г.). Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ исключила из приговора п. «б» ч. 3 ст. 162 УК РФ (в ред. от 13 июня 1996 г.), в остальном приговор оставила без изменения. В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора РФ поставил вопрос об исключении из приговора в отношении . Адаменко. указания на квалифицирующий признак убийства «сопряженное с разбоем», об отмене приговора в части п. «а» ч. 3 ст. 162 УК РФ и о прекращении уголовного дела в этой части.
Обоснуйте решение суда с позиций общепризнанных принципов и норм международного права

5. Уваров является консулом посольства России в США. Находясь за рулем своего служебного автомобиля, он превысил скорость, не справился с управлением и совершил дорожно-транспортное происшествие в результате которого был причинен тяжкий вред здоровью Воробьевой., гражданке США.
При каких условиях может иметь место отказ аккредитующего государства от иммунитета от уголовной ответственности своих дипломатических работников, обладающих таким иммунитетом.
Оцените ситуацию с позиций общепризнанных принципов и норм международного права.

6. Правоохранительными органами Республики Армения Юсупов обвинялся в совершении мошенничества в декабре 2004 г. и в ноябре 2005 г. на территории данной Республики, его действия квалифицированы по ч. 2 ст. 89 Республики Армения, что соответствует ч. 1 ст. 159 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Поскольку гр. Юсупов являясь гражданином Республики Армения, фактически проживает в Российской Федерации, Генеральная прокуратура Республики Армения обратилась в Генеральную прокуратуру РФ с запросом о его выдаче для привлечения к уголовной ответственности.
Согласно постановлению заместителя Генерального прокурора РФ от 26 Республики Армения для привлечения к уголовной ответственности за совершение мошенничества, оснований для отказа в выдаче не имеется. В качестве меры пресечения в отношении Юсупова была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Хабаровским областным судом жалоба Юсупов. на необоснованность постановления заместителя Генерального прокурора РФ была оставлена без удовлетворения.
Юсупов подал жалобу в кассационный суд в которой просил не выдавать его правоохранительным органам Армении, считая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В запросе о его выдаче не содержится гарантий непривлечения к уголовной ответственности по другому уголовному закону, о возбуждении уголовного дела правоохранительные органы Армении его не уведомили, чем лишили права на обжалование.
Обоснуйте решения правоохранительных органов с позиции общепризнанных принципов и норм международного права.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» («Зачтено»): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» («Зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» («Зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» («Не зачтено»): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. П. Божьева Уголовный процесс: учебник М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Меньшенина, Н. Н. Международное право : учебное пособие для вузов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Применение международного права в уголовном процессе" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Применение международного права в уголовном процессе" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.