МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление юридическими проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление юридическими проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения курса является приобретение навыков управления и реализации юридических проектов различных типов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен участвовать в экспертной юридической деятельности
ОПК-4.1 Знает виды юридической экспертизы.
ОПК-4.2 Умеет самостоятельно готовить экспертные юридические заключения.
ОПК-4.3 Владеет навыками проведения экспертизы в рамках поставленной задачи.
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1: Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-6.1: Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента.
ОПК-4.1: Знает виды юридической экспертизы.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2: Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-6.2: Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути.
ОПК-4.2: Умеет самостоятельно готовить экспертные юридические заключения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3: Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4: Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
УК-6.3: Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.
УК-6.4: Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни.
ОПК-4.3: Владеет навыками проведения экспертизы в рамках поставленной задачи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и виды юридических проектов
1.1. Понятие юридического проекта Практические 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие юридического проекта Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Виды юридических проектов Практические 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Виды юридических проектов Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы теории управления
2.1. Понятие и виды управления. Основные закономерности управленческой деятельности. Практические 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие и виды управления. Основные закономерности управленческой деятельности. Сам. работа 4 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.3. Механизм управления проектами Практические 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.4. Механизм управления проектами Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Командная работа в юридическом проектировании
3.1. Концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде Практические 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.3. Организация команды по управлению проектами Практические 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.4. Организация команды по управлению проектами Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Личностный фактор в юридическом проектировании
4.1. Самоорганизация, самообразование и саморазвитие при юридическом проектировании Практические 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Самоорганизация, самообразование и саморазвитие при юридическом проектировании Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Тайм-менеджмент в юридическом проектировании Практические 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.4. Тайм-менеджмент в юридическом проектировании Сам. работа 4 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Стратегии и ресурсы в юридическом проектировании
5.1. Стратегии юридического проектирования Практические 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-6.3, УК-6.4, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.2. Стратегии юридического проектирования Сам. работа 4 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.3. Ресурсы и ресурсные ограничения в юридическом проектировании Практические 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.4. Ресурсы и ресурсные ограничения в юридическом проектировании Сам. работа 4 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Презентация и защита юридического проекта
6.1. Презентация и защита юридического проекта Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
6.2. Презентация и защита юридического проекта Сам. работа 4 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2, ОПК-4.3, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9535

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. ____________ – это комплексная исследовательская деятельность, направленная на получение новых знаний, решение задач и ответы на научные вопросы.
- научный проект
- инновационный проект
- творческий проект
- образовательный проект
Ответ: научный проект

Вопрос 2. По составу участников выделяют следующие виды проектов:
(выберите строку с правильным вариантом ответа)
- монопроект, мультипроект
- индивидуальный, групповой, парный
- долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный
- социальный, экономический, организационный
Ответ: индивидуальный, групповой, парный

Вопрос 3. То, на что направлено управляющее воздействие, называется ________
- объект управления
- субъект управления
- содержание управления
- форма управления
Ответ: объект управления

Вопрос 4. Какой признак управленческих отношений указан неверно?
- сознательно-волевой характер
- объективная форма, субъективное содержание
- целенаправленность
- могут быть как конструктивны, так и разрушительны
Ответ: объективная форма, субъективное содержание

Вопрос 5. ________________________ - это систематизация информации, затем разделение ее на части, выявление слабых и сильных сторон изучаемого явления, его сравнение с аналогичными объектами
- анализ
- синтез
- аналогия
- методология
Ответ: анализ

Вопрос 6. Криминалистика и криминология занимают в системе юридического знания строго определенное место. По своей природе это
- прикладные науки
- отраслевые науки
- теоретико-исторические науки
- науки, изучающие международное право
Ответ: прикладные науки

Вопрос 7. Сферу общенаучных методов, используемых при подготовке курсового проекта/курсовой работы можно разделить на две области: эмпирическую и теоретическую. Какой из ниже приведенных методов НЕ относится к числу эмпирических:
- абстрагирование
- измерение
- эксперимент
- наблюдение
Ответ: абстрагирование

Вопрос 8. При осуществлении проектной деятельности основополагающее значение имеет всеобщий метод познания, позволяющий познавать явления окружающего мира как реально существующие, в их постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Как называется метод, о котором идёт речь?
- диалектическим
- кибернетическим
- сравнительным
- формально-юридическим
Ответ: диалектическим

Вопрос 9. Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений в проектной деятельности в сфере юриспруденции используется_________________.
- сравнительно-правовой метод
- метод численного анализа
- метод статического анализа
- метод эксперимента
Ответ: сравнительно-правовой метод

Вопрос 10. К специально-юридическим методам в проектной деятельности относят
- формально-юридический метод
- исторический метод
- анкетирование
- функциональный метод
Ответ: формально-юридический метод

Вопрос 11. Изученная теоретической юриспруденцией закономерность – это
- объективная, необходимая, общая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями (процессами) реальной действительности
- направление в развитии
- результат совпадения независимых явлений и процессов
- распределение множества разнородных объектов по группам
Ответ: объективная, необходимая, общая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями (процессами) реальной действительности

Вопрос 12. Мировоззренческая установка, которая преувеличивает когнитивные, социальные и технологические возможности науки, называется
- сциентизм
- идеализм
- когнитивизм
- позитивизм
Ответ: сциентизм

Вопрос 13. Познавательная позиция, для которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: рационализм

Вопрос 14. Какое суждение из ниже приведённых имеет аксиологический, ценностный характер?
- «Познай самого себя!»
- «Я знаю, что я ничего не знаю»;
- «Человек, его права и свободы – высшая ценность»;
- «Человек – это животное политическое».
Ответ: «Человек, его права и свободы – высшая ценность»

Вопрос 15. Высокий уровень самопознания и личной ответственности характеризует:
- индивида;
- человека;
- личность;
- физическое лицо;
Ответ: личность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как называется часть курсового проекта (курсовой работы), в которой обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуются объект и предмет исследования, описывается методология?
Ответ: Введение

Вопрос 2. Как называется часть курсового проекта (курсовой работы), которая содержит общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, получивших освещение в исследовании?
Ответ: Заключение

Вопрос 3. Объект есть некая целостность, которая изучается многими науками. При этом каждая из наук имеет в объекте свой предмет, то есть определенную проблематику, выделенную в данном объекте. Все юридические науки, в том числе теория государства и права, занимаются исследованием одного общего объекта. Назовите его:
Ответ: Государство и право

Вопрос 4. Юридическая наука стремится определить ближайшие и отдаленные перспективы развития государства и права, высказывает предположения о том, каким изменениям подвергнется в будущем то или иное государственно-правовое явление, дает оценку эффективности принимаемых политических и нормативно-правовых решений. Как называется эта функция юридической науки?
Ответ: прогностическая

Вопрос 5. Что является объектом социальных наук?
Ответ: Общество

Вопрос 6. Научная гипотеза – это
Ответ: предположение, выдвигаемое как временное на начальном этапе научного исследования и уточняемое в ходе проводимого научного исследования.

Вопрос 7. Что чаще всего входит в эмпирическую основу юридического исследования, в том числе курсового?
Ответ: материалы судебной практики

Вопрос 8. На какие два блока в курсовых работах/курсовых проектах по юриспруденции чаще всего подразделяется библиографический список?
Ответ: нормативные правовые акты и литература

Вопрос 9. Охарактеризуйте анализ как исследовательский метод.
Ответ: анализ – это метод научного исследования, предполагающий разделение целого на составные части.

Вопрос 10. Метод историзма – это
Ответ: научный метод, предполагающий исследование того, как явление возникло, как развивалось, как приобрело современное, текущее состояние.

Вопрос 11. Нормативные-правовые акты в библиографическом списке курсовой работы/курсового проекта должны располагаться в соответствии с определенными требованиями. Назовите основные из этих требований.
Ответ: расположение НПА в соответствии с юридической силой (от большего к меньшему) и указание реквизитов НПА.

Вопрос 12. Плагиат в проектной деятельности – это
Ответ: это представление (публикация) чужих работ (идей) под своим именем без корректных ссылок на цитируемую работу.

Вопрос 13. Определение темы, уточнение целей и задач относится к _________________ этапу проектной деятельности.
Ответ: подготовительному/начальному.

Вопрос 14. При работе с правом и при его изучении чрезвычайно важно помнить, что право – это система. Назовите основные элементы этой системы:
Ответ: норма права, институт права, отрасль права.

Вопрос 15. Охарактеризуйте носителя профессионального юридического правосознания в сравнении с носителем обыденного правосознания с позиции владения правовыми терминами.
Ответ: Первый будет знать точное значение правовых терминов, второй – нет.

Вопрос 16. Что означает принцип объективности при анализе государственно-правовой реальности при выполнении курсовой работы/курсового проекта?
Ответ: Он означает, что право, государство, государственные и правовые явления должны исследоваться без предвзятости.

Вопрос 17. Исследование системы социального регулирования в аспекте соотношения права и религии требует междисциплинарного подхода. Назовите основные две науки, на методологии и достижениях которых оно основывается.
Ответ: юриспруденция (юридическая наука, правоведение) и религиоведение.

Вопрос 18. Охарактеризуйте научную продуктивность междисциплинарных исследований.
Ответ: Междисциплинарные исследования позволяют получить новое знание, и взаимно обогатить систему научных представлений каждой из вовлеченной в исследование научных областей.

Вопрос 19. Чем отличается научное познание мира от обыденного? Назовите как минимум три характеристики.
Ответ: Оно отличается системностью, последовательностью и рациональностью.

Вопрос 20. Что означает принцип всесторонности при рассмотрении правовых явлений?
Ответ: Принцип всесторонности означает, что правовые явления должны рассматриваться в полноте, в разных своих проявлениях.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение социальных ролей, называется
- социализация
- обучение
- воспитание
- саморазвитие
Ответ: социализация

Вопрос 2. Что из ниже перечисленного НЕ относится к группе общепрофессиональных компетенций, формируемых у выпускников при получении высшего образования по специальности «Судебная и прокурорская деятельность»?
- Способен профессионально толковать нормы права
- Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов
- Способен участвовать в экспертной юридической деятельности
- Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Ответ: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Вопрос 3. Позиция, при котором личность строит свой познавательный контакт с окружающими людьми на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: эмпиризм

Вопрос 4. Баранчук Н.А. и Утробин Г.Ф. определяют образование как «совокупность приобретаемых человеком определенных объема и сложности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций». К какому виду определений образования относится их дефиниция?
- определение образования как результата
- определение образования как процесса
- определение образования как социального института
- определение образования как услуги
Ответ: определение образования как результата

Вопрос 5. Результат образования мыслится как система компетенций в рамках следующей педагогической парадигмы:
- компетентностной
- личностно-ориентированной
- культурологической
- знаниевой (когнитивно-информационной)
Ответ: компетентностной

Вопрос 6. При получении какого образования человек приобретает навыки, необходимые для профессиональной деятельности в обществе?
- профессионального образования
- среднего общего образования
- основного общего образования
- дополнительного образования
Ответ: профессионального образования

Вопрос 7. Если индивид получает образование в ходе организованной учебной деятельности в рамках установленной формальной системы (с выдачей по итогам государственной итоговой аттестации документа государственного образца), то это означает, что он получает
- формальное образование
- неформальное образование
- информальное образование
- высшее образование
Ответ: формальное образование

Вопрос 8. Работа под руководством опытного специалиста на рабочем месте, в ходе которой индивид получает новые знания, умения и навыки при условии, что этот процесс не регламентирован нормативными правовыми актами и не сопровождается выдачей специальных документов об образовании, является примером
- формального образования
- неформального образования
- информального образования
- среднего профессионального образования
Ответ: информального образования

Вопрос 9. Антропоцентрированная трактовка образования предполагает, что
- образование понимается как процесс, при котором общество через образование достигает своих целей
- образование понимается как процесс воздействия на личность, при котором формируется личность, соответствующая общественным запросам
- образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности
- образование трактуется как процесс и результат передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей
Ответ: образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности

Вопрос 10. Что из ниже перечисленного НЕ относится к ситуациям педагогического взаимодействия, способствующих развитию и саморазвитию его субъектов?
- лекционное занятие при получении профессионального образования
- практическое занятие при получении профессионального образования
- научное исследование под руководством преподавателя в вузе
- регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе
Ответ: регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе

Вопрос 11. Признание за обучающимся права самостоятельно определять траекторию обучения, является характерной чертой ______________ парадигмы образования.
- культурологической
- компетентностной
-личностно-ориентированной
- знаниевой
Ответ: личностно-ориентированной

Вопрос 12. Как расшифровывается аббревиатура «СРС» в образовательной деятельности?
- самостоятельная работа студента
- самостоятельное развитие студента
- система развития студентов
- ситуативная работа студента
Ответ: самостоятельная работа студента

Вопрос 13. В Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 42 Конституции РФ, ____________ образование обязательно.
- основное общее
- среднее общее
- среднее профессиональное
- дошкольное общее
Ответ: основное общее

Вопрос 14. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение про дополнительное профессиональное образование:
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование
Ответ: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование

Вопрос 15. При получении юридического образования у студентов формируется особое юридическое профессиональное мышление, которое отличается рядом особенностей. Выберите строчку, в которой верно названы три таких особенности:
- аналитичность, точность, системность
- казуистичность, системность, точность
- условность, индуктивность, аналитичность
Ответ: аналитичность, точность, системность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое самообразование?
Ответ: самообразование — это получение образования / приобретение знаний, умений, навыков без специального руководства со стороны.

Вопрос 2. Раскройте системность как признак профессионального юридического мышления.
Ответ: Системность профессионального юридического мышления связана с системностью права – правильная работа с нормой права (с точки зрения её применения и толкования) предполагает уяснение её места в системе права.

Вопрос 3. Юридическая профессия имеет долгую историю, обычно её ведут с Древнего Рима. Но первоначально в Древнем Риме юридическая деятельность была монополией______________.
Ответ: жреческих коллегий / жрецов / понтификов

Вопрос 4. Дайте определение креативности.
Ответ: креативность – это способность / умение генерировать новые идеи.

Вопрос 5. Что такое целеполагание?
Ответ: целеполагание – это процесс определения одной (главной) цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них.

Вопрос 6. Что такое эмпатийность?
Ответ: эмпатийность – это способность к сопереживанию.

Вопрос 7. Дайте определение самоконтроля.
Ответ: самоконтроль – это понимание, оценка и регуляция человеком своих действий на основе индивидуальной и социальной систем ценностей, социальных ожиданий и личных перспектив развития.

Вопрос 8. Что такое толерантность?
Ответ: толерантность – это терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект.

Вопрос 9. Дайте определение призвания.
Ответ: призвание – это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии.

Вопрос 10. Сколько составляет срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий) «Судебная и прокурорская деятельность» в очной форме обучения?
Ответ: 5 лет

Вопрос 11. Является ли обязательным условием поступления в магистратуру по направлению подготовки 40.01.04 «Юриспруденция» наличие квалификации бакалавра именно по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»?
Ответ: Нет, не является. В магистратуру можно поступать на базе любого высшего образования.

Вопрос 12. В российском обществе в последнее десятилетие большое распространение получил следующий образовательный трек: уход после 9-го класса в СПО, получение профессии/специальности, а затем поступление в вуз на платной основе на заочную форму обучения. Назовите 2-3 причины популярности этого образовательного трека?
Ответ: снижение рисков поступления (поступление без сдачи ЕГЭ); более ранний выход на рынок труда; экономия средств при получении заочного образования.

Вопрос 13. В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» есть определенная дата для начала учебного года по очной форме обучения. Что это за дата?
Ответ: 1 сентября.

Вопрос 14. Если студент имеет академическую задолженность (несданный зачет или экзамен), то он обязан её ликвидировать. Для этого образовательная организация организует первую и вторую повторные промежуточные аттестации. В чем своеобразие второй повторной промежуточной аттестации с точки зрения её субъектного состава?
Ответ: вторая повторная промежуточная аттестация проводится комиссией (комиссионная пересдача).

Вопрос 15. Студент Иванов не сдал экзамен по дисциплине «Теория государства и права» в летнюю сессии при обучении на первом курсе. У него образовалась академическая задолженность. Студент Иванов уверен, что право ликвидировать эту академическую задолженность у него есть весь период обучения в вузе. Он решил ликвидировать долг по этой дисциплине на четвертом курсе. Его одногруппники стали убежать его, что он не прав. Какие юридически значимые доводы они должны были бы ему предъявить?
Ответ: нормативными правовыми актами установлен определенный срок, в течение которого студент может закрыть свой долг. По общему правилу, этот срок не может превышать один год после образования академической задолженности.

Вопрос 16. Студент 5-го курса Петров в день, предшествующий государственному экзамену, ещё имел академическую задолженность (он не сдал два экзамена и один зачет). Может ли он быть допущен к государственному экзамену в такой ситуации?
Ответ: Нет. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности.

Вопрос 17. В АлтГУ для студентов, обучающихся по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», государственная итоговая аттестация предполагает сдачу государственного экзамена и ______________
Ответ: защиту ВКР (дипломной работы).

Вопрос 18. Студент Иванов обучается на юриста по программе бакалавриата, студент Петров обучается на юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность». Между ними возник спор. Иванов убежден, что они получают образование одного уровня с точки зрения ФЗ «Об образовании», а Петров настаивает на том, что специалитет и магистратура составляют одну ступень высшего образования. Кто из них прав?
Ответ: Прав студент Петров. Специалитет и магистратура действительно составляют одну ступень (уровень) высшего образования в РФ.

Вопрос 19. Гражданин Иванов получил диплом бакалавра юриспруденции, при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Иванов претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (бакалавриат) за счет бюджетных средств?
Ответ: Да, может. Бакалавриат и магистратура относятся к разным уровням высшего образования.

Вопрос 20. Гражданин Петров получил диплом юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Петров претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (специалитет) за счет бюджетных средств?
Ответ: Нет, не может. Специалитет и магистратура относятся к одному уровню высшего образования. Получить высшее образование каждого уровня за счёт государства можно только один раз.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен участвовать в экспертной юридической деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Общественная палата Алтайского края может проводить __________ экспертизу проектов законов Алтайского края, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Алтайского края.
- общественную
- научную
- внутреннюю
- внешнюю
Ответ: общественную

Вопрос 2. Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации
(выберите НЕ ВЕРНОЕ утверждение из числа представленных ниже):
- носят рекомендательный характер
- подлежат обязательному рассмотрению на пленарных заседаниях Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ
- носят обязательный характер
- направляются Президенту РФ
Ответ: носят обязательный характер

Вопрос 3. Оценка нормативных правовых актов (и проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов происходит в рамках _________ экспертизы.
- антикоррупционной
- лингвистической
- юридико-технической
- общественной
Ответ: антикоррупционной

Вопрос 4. Укажите верную структуру правоприменительного акта
- Вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части
- Основная и просительная части
- Преамбула, общая часть, особенная часть, заключительные положения.
- Предмет, права и обязанности, ответственность, заключительные положения.
Ответ: Вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части

Вопрос 5. Использование выражений «в случае необходимости», «целесообразно», «в крайних условиях», «в разумный срок», «в короткий срок», «в кратчайшие сроки», «длительные сроки», «в определенных условиях», «при достаточных основаниях» является примером
- юридико-лингвистической неопределенности текста проекта правового акта, но не свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов.
- юридико-лингвистической неопределенности текста проекта правового акта и одновременно свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов
- коррупциогенных факторов, но не свидетельствуют о юридико-лингвистической неопределенности текста проекта правового акта
Ответ: юридико-лингвистической неопределенности текста проекта правового акта и одновременно свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов.

Вопрос 6. В рамках какой экспертизы проверяются стиль текста нормативного правового акта?
- антикоррупционной
- лингвистической
- технико-юридической
- научной
Ответ: лингвистической

Вопрос 7. Экспертиза нормативного правового акта, предметом которой является выявление ошибок юридико-технического характера, - это экспертиза ____________.
- антикоррупционная
- лингвистическая
- юридико-техническая
- общественная
Ответ: юридико-техническая

Вопрос 8. Какая из выявленных в ходе экспертизы правовых актов ошибок НЕ относится к числу технико-юридических?
- нарушена нумерация структурных единиц НПА
- в Приложении к Решению не указана дата и номер Решения
- использовано устаревшее словосочетание
- отсутствует единый подход к написанию дат по всему документу
Ответ: использовано устаревшее словосочетание

Вопрос 9. Какая языковая ошибка допущена в следующем фрагменте НПА: «Контроль за выполнением настоящее решения возложить постоянную комиссию по законности и гласности»?
- нарушение лексической сочетаемости
- несогласованность падежных окончаний и пропуск слов
- тавтология
- употребление устаревших слов
Ответ: несогласованность падежных окончаний и пропуск слов

Вопрос 10. Ошибка нормативных правовых актов, которая состоит в преждевременности их принятия, относится к числу
- концептуальных
- компетентностных
- юридико-технических
- лингвистических
Ответ: концептуальных

Вопрос 11. Что НЕ может стать объектом юридической экспертизы?
- действующий нормативный правовой акт
- часть действующего нормативного правового акта
- проект нормативного правового акта
- недействующий нормативный правовой акт
Ответ: недействующий нормативный правовой акт

Вопрос 12. Проведение научной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края предусмотрено следующим законом
а) Закон Алтайского края от 9 ноября 2006 г. №122-ЗС «О правотворческой деятельности»
б) ФЗ «О противодействии коррупции»
в) ФЗ «О прокуратуре РФ»
г) Устав Алтайского края
Ответ: Закон Алтайского края от 9 ноября 2006 г. №122-ЗС «О правотворческой деятельности»

Вопрос 13. Заключение Общественной палаты РФ по результатам экспертизы проекта закона Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» является примером проведения
- общественной экспертизы
- экологической экспертизы
- внутренней экспертизы
- лингвистической экспертизы
Ответ: общественной экспертизы

Вопрос 14. Законом субъекта РФ была введена административная ответственность за фальсификацию итогов голосования при проведении выборов Президента РФ. Что за ошибка им допущена с точки зрения правовой экспертизы?
- юридико-компетенционная
- юридико-языковая
- юридико-техническая
- содержательная
Ответ: юридико-компетенционная

Вопрос 15. Выберите из ниже приведенного списка ошибку, которая может быть охарактеризована как ошибка, связанная с нарушением компетенции при издании акта.
а) преждевременность издания НПА в контексте отсутствия необходимых экономических и социальных условий
б) принятие субъектом РФ акта, регулирующего общественные отношения, находящиеся в исключительном ведении РФ
в) несоблюдение логики изложения текста
г) применение в заголовке нормативного правового акта сложных и длинных конструкций
Ответ: принятие субъектом РФ акта, регулирующего общественные отношения, находящиеся в исключительном ведении РФ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что проверяется при проведении лингвистической экспертизы нормативного правового акта?
Ответ: При проведении лингвистической экспертизы НПА проверяется на предмет его соответствия требованиям современного русского языка.

Вопрос 2. Охарактеризуйте антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).
Ответ: Антикоррупционная экспертиза – это оценка нормативных правовых актов (и проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Вопрос 3. ____________ – это положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Ответ: коррупциогенные факторы

Вопрос 4. Что такое внутренняя правовая экспертиза нормативных правовых актов?
Ответ: внутренняя правовая экспертиза – это экспертиза в отношении собственного нормативного правового акта.

Вопрос 5. Охарактеризуйте юридико-техническую экспертизу правового акта.
Ответ: Юридико-техническая экспертиза правового акта предполагает, что правовой акт проверяется на его соответствие требованиям юридической техники (как в части разработки, так и в части оформлении правового акта).

Вопрос 6. Может ли быть объектом правовой (юридической) экспертизы индивидуальный правовой акт, например, решение суда?
Ответ: Да. Объектом правовой (юридической) экспертизы являются правовые акты – нормативные и индивидуальные.

Вопрос 7. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) _____________ факторы.
Ответ: коррупциогенные

Вопрос 8. Заключение, подготовленное по результатам проведения общественной экспертизы, кроме оценки соответствия требованиям законодательства исследуемых материалов, должно также содержать оценку правовых и иных _________________.
Ответ: последствий их принятия.

Вопрос 9. Охарактеризуйте научную экспертизу правовых актов с точки зрения своеобразия субъекта экспертизы.
Ответ: Научная экспертиза осуществляется научными учреждениями и ВУЗами соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов.

Вопрос 10. Может ли быть объектом правовой экспертизы действие (поведение) органа публичной власти? Объясните свой ответ.
Ответ: Нет, не может. Объектом правовой экспертизы может быть только правовой акт, имеющий документальную форму.

Вопрос 11. Допущена ли ошибка в структуре текста законопроекта, если нумерация статей в каждой из его глав начинается заново?
Ответ: да, ошибка допущена – нарушено требование сквозной нумерации.

Вопрос 12. В приведенном фрагменте нормативного правового акта допущена ошибка. «Контроль за выполнением настоящее решения возложить постоянную комиссию по законности и гласности». Переформулируйте текст правильно.
Ответ: Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по законности и гласности.

Вопрос 13. Укажите конкретный способ устранения юридико-лингвистической неопределенности, содержащейся в данном положении: «В кратчайшие сроки заявителю следует предоставить график производства работ».
Ответ: нужно конкретизировать срок (например, в трехдневный срок).

Вопрос 14. Допущена ли ошибка в правовом акте, если в нем воспроизведены положения акта, имеющего большую юридическую силу?
Ответ: нет, ошибки здесь нет (такое воспроизведение не свидетельствует об ошибочности или незаконности акта).

Вопрос 15. Какое требование нарушено в тексте нормативно-правового акта, если юридический термин в разных статьях этого НПА употребляется в разных значениях?
Ответ: единство терминологии / требование единства терминологии

Вопрос 16. Укажите вид и содержание ошибки, допущенной в правовом акте, если в нем отсутствует указание должности лица его подписавшего, а также места и даты его принятия?
Ответ: технико-юридическая ошибка – частичное отсутствие реквизитов.

Вопрос 17. Укажите, какой коррупциогенный фактор содержится в приведенной норме и в чем он заключается: «В исключительных случаях администрация образовательной организации вправе отчислить обучающегося».
Ответ: юридико-лингвистическая неопределенность – формулировка «в исключительных случаях» имеет оценочный характер.

Вопрос 18. На какая ошибку нужно указать при проведении правовой экспертизы следующего фрагмента нормативного правового акта: «под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций»?
Ответ: ошибка лексическая/лингвистическая/языковая – определение не раскрывает содержание приведённого понятия, оно тавтологично.

Вопрос 19. На какая ошибку нужна указать при проведении правовой экспертизы следующего фрагмента нормативного правового акта: «каждый человек обязан ежедневно осуществлять гигиенические процедуры»?
Ответ: концептуальная ошибка – общественное отношение не нуждается в правовом регулирование

Вопрос 20. Прочитайте представленный фрагмент: «Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, федеральными законами РФ, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства РФ, Конституцией (Основным Законом) Алтайского края…». Что при проведении правовой экспертизы должно быть обозначено в качестве допущенной ошибки?
Ответ: Основной закон Алтайского края – Устав, а не Конституция.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем курсовых проектов разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовой проект. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Обязательные формы промежуточной аттестации по дисциплине: зачет и курсовой проект.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – ЗАЧЕТ
заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" онлайн-курса на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9535). Количество заданий в контрольно-измерительном материале составляет 20 вопросов.
Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оцениваение КИМ в целом: Оценка "зачтено" выставляется при условии, что верно выполнено более 70% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 70% и менее 70% заданий.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (КП)
Процедура проведения устанавливается в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке, выполнению и защите курсовых работ/курсовых проектов
Перечень тем курсовых проектов разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовой проект. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов. После выбора темы каждому студенту необходимо написать заявление на имя заведующего соответствующей кафедры. Решением заседания кафедры за каждым студентом закрепляется тема и научный руководитель, что необходимо отразить в протоколе заседания кафедры.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; КП актуален, выполнен самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению; в докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения органично сопряжены с практикой, даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы; в КП широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы; в КП проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализировать результаты исследования; широко представлен список использованных источников по теме КП; приложения к КП иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его вывод; по своему содержанию и форме КП соответствует всем предъявляемым требованиям.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; содержание КП в целом соответствует заявленной теме; КП актуален, написан самостоятельно; дан анализ степени теоретического исследования проблемы; в докладе и ответах на вопросы основные положения КП раскрыты на хорошем или достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения сопряжены с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; практические рекомендации обоснованы; приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями КП; составлен список использованных источников по теме КП.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; имеет место определенное несоответствие содержания КП заявленной теме; в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, имеются неточные или не полностью правильные ответы; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в КП не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП не соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; содержание КП не соответствует его теме; в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы; КП содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко ; под общей редакцией Е. М. Роговой.  Управление проектами: учебник и практикум для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/510590
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Т. Зуб Управление проектами: учебник и практикум для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/533205
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.supcourt.ru – официальный сайт Верховного Суда РФ; www.supcourt.ru
Э2 www.kraevoy.alt.sudrf.ru – официальный сайт Алтайского краевого суда РФ; www.kraevoy.alt.sudrf.ru
Э3 НИП/УЮП: курс на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9535 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows, Microsoft office.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Управление юридическими проектами" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Освоение дисциплины "Управление юридической дисциплины" организовано в виде практических занятий, проводимых в масштабах группы, и самостоятельной работы студентов.