МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государства и права России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ист.н, доцент, Русанов Виталий Викторович

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
История государства и права России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: история государства и права России является одной из фундаментальных дисциплин при подготовке современных юристов. Изучая политические и правовые институты с момента формирования государственности у народов населявших территорию России (на всем протяжении развития), история отечественного государства и права позволяет понять современную государственность и дает возможность прогнозировать основные тенденции ее развития, а так же способствует формированию юридического мировоззрения и правовой культуры, воспитывает патриотизм и духовность.
Задачи дисциплины: зучение курса предполагает глубокое и объективное освоение студентами знаний по истории государства и права России. Изучая закономерности становления, эволюции и особенности развития государства и права России, студенты должны уметь выявить положительный и отрицательный опыт прошлого, чтобы не повторять ошибки в современный период. Они должны знать не только специфику нашей государственности, но и хорошо усвоить вопросы, связанные с развитием отечественной правовой системы, что поможет им свободно ориентироваться в настоящий момент развития нашего общества и государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-1.1 Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-1.2 Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
ОПК-1.3 Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1: основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-5.1: Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ОПК-1.1. Знает основные закономерности формирования, функционирования и развития права.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2: Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
ОПК-1.2. Умеет выявлять составные элементы и особенности основных закономерностей формирования, функционирования и развития права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4: Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи,
оценивая их достоинства и недостатки
УК-5.3: Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4: Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
ОПК-1.3. Владеет навыками аргументации собственной позиции при решении профессиональных задач на основе проведенного анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XVI в.)/ Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XV вв.) Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XVI в.)/ Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XV вв.) Практические 1 8 Л2.1, Л1.1
1.3. Сословно-представительная монархия в России Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Сословно-представительная монархия в России Практические 1 8 Л2.1, Л1.1
1.5. Сословно-представительная монархия в России Сам. работа 1 11 Л2.1, Л1.1
1.6. Проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья) Сам. работа 1 12 Л2.1, Л1.1
1.7. Проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья) Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
1.8. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
1.9. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
1.10. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Сам. работа 1 12 Л2.1, Л1.1
1.11. Государство и право России в период становления и развития капитализма Лекции 1 6 Л2.1, Л1.1
1.12. Государство и право России в период становления и развития капитализма Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
1.13. Государство и право России в период становления и развития капитализма Сам. работа 1 14 Л2.1, Л1.1
1.14. Возникновение и основные этапы развития советского государства и права Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
1.15. Возникновение и основные этапы развития советского государства и права Практические 1 8 Л2.1, Л1.1
1.16. Возникновение и основные этапы развития советского государства и права Сам. работа 1 12 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7004

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие две, основные теории рассматривают вопрос о происхождении Древне Русского государства?
- цивилизационная и формационная;
- норманская и антинорманская;
- насилия и договорная;
- историческая школа права и славянская цивилизация.
Ответ: норманская и антинорманская.

Вопрос 2. Основным источником права для русских земель периода Киевской Руси является?
- княжеское законодательство;
- церковное и византийского законодательство;
- Русская Правда;
- Псковская судная грамота.
Ответ: Русская Правда

Вопрос 3. Важное значение в Новгороде в решении вопросов отводилось:
- вече;
- боярской думе;
- князю;
- архиепископу.
Ответ: вече.

Вопрос 4. Судебник 1497 г., основной целью ставил?
- ввести в законодательство новые составы преступлений;
- сформировать единый правовой источник Русского централизованного государства;
- отделить поместное владение от вотчинного;
- заменить дворцово-вотчинную систему управления на приказную.
Ответ: сформировать единый правовой источник Русского централизованного государства.

Вопрос 5. Соборное Уложение 1649 г., содержало?
- гражданские права и свободы;
- правовое обоснование абсолютизма;
- достаточно стройную систему преступлений и наказаний;
- архаизмы и правовые определения из Судебников 1497 и 1550 гг.
Ответ: достаточно стройную систему преступлений и наказаний.

Вопрос 6. Начало периода абсолютизма связывают с периодом правления:
- Ивана Грозного;
- Екатерины Великой;
- Петра Первого;
- Николая Второго
Ответ: Петра Первого.

Вопрос 7. Жалованная грамота городам 1785 г., «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» содержит:
- разделение городского населения на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам;
- перечисление зависимого населения Российской империи;
- права подданных;
- привилегии дворян.
Ответ: разделение городского населения на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам

Вопрос 8. Первые попытки сделать из России конституционную монархию были предприняты
- Александром Первым
- Екатериной Второй
- Павлом Петрвым
- Александром Вторым
Ответ: Александром Первым

Вопрос 9. Что являлось главной причиной окончательной отмены крепостного права в 1861 году?
- Крепостное право сдерживало рост экономики страны, так как у подневольных крестьян не было стимула повышать эффективность своего труда;
- Государство обнаружило, что крепостное право идет вразрез с христианским учением;
- Подражание Европе
- отсутствие нормативного закрепления крепостного права.
Ответ: Крепостное право сдерживало рост экономики страны, так как у подневольных крестьян не было стимула повышать эффективность своего труда.

Вопрос 10. Единственной формой брака в России в XIX веке являлся брак:
- гражданский;
- церковный;
- на основе договора;
- брак не заключался.
Ответ: церковный.

Вопрос 11. В результате судебной реформы 1864 года появились?
- военные трибуналы;
- независимые судьи;
- присяжные заседатели;
- прокуроры.
Ответ: присяжные заседатели.

Вопрос 12. Какой законосовещательный орган страны был учрежден в 1905 году?
- Совет объединенного дворянства
- Советы рабочих депутатов
- Государственная Дума;
- Совет Народных Комиссаров.
Ответ: Государственная Дума.
Вопрос 13. В какой Конституции РСФСР впервые было закреплено право выхода из состава СССР?
- 1937 г.
- 1978 г.
- 1925 г.
- такое право не было закреплено
Ответ: 1937 г.

Вопрос 14. В годы Великой Отечественной войны распространение ложных слухов являлось?
- уголовным преступлением;
- административным проступком;
- правонарушением не считалось;
- дисциплинарным проступком.
Ответ: уголовным преступлением.

Вопрос 15. Референдум о принятии действующей Конституции РФ был проведен?
- 25 декабря 1993 года;
- 12 декабря 1993 года;
- 7 декабря 1993 года;
- 1 апреля 1993 года.
Ответ: 12 декабря 1993 года.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. исполнитель решений княжеского суда, занимавшийся взысканием штрафов Ответ: вирник.

Вопрос 2. свидетель-очевидец определенного факта, чьи показания учитывались судом при рассмотрении дела
Ответ: видок

Вопрос 3. в праве северо-западных русских земель общее название движимого имущества
Ответ: живот

Вопрос 4. преступление против государства, выражавшееся в посягательстве на основы политического строя в форме заговора, волнения или мятежа?
Ответ: крамола

Вопрос 5. великокняжеские и царские грамоты XIV – первой половины XVI в., ограничивавшие кормления и поборы наместников, волостелей, тиунов и др. представителей местного управления и суда.
Ответ: Уставные грамоты.
Вопрос 6. Орган государственной власти, действовавший в России с X по начало XVIII в. и представлявший собой высший совет при князе (с 1547 г. – при царе)?
Ответ: Боярская дума

Вопрос 7. в русском праве XV–XVII вв. общее название преступления?
Ответ: лихое дело.

Вопрос 8. по Судебнику 1497 г. преступление против государства, выражавшееся в организации мятежа или восстания против существующих порядков?
Ответ: подым.

Вопрос 9. в России XVI–XVII вв. общегосударственное собрание представителей различных сословий, созывавшееся для решения важных вопросов государственного значения?
Ответ: Земский Собор.

Вопрос 10. один из наиболее значительных памятников русского права. Было подготовлено в результате работы специальной комиссии, принято Земским собором и подписано царем?
Ответ: Соборное Уложение 1649 г.

Вопрос 11. в XV–XVIII вв. основная форма обращения к центральным или местным властям?
Ответ: челобитная.

Вопрос 12. Судебница в Древнерусском государстве?
Ответ: помещение, где осуществлялось правосудие.

Вопрос 13. Впервые понятие умышленной и неосторожной вины стало употребляться в?
Ответ: Соборном Уложении 1649 года.

Вопрос 14. Совещательным органом, который создала Екатерина I и который подчинил все госструктуры, стал?
Ответ: Верховный Тайный Совет.

Вопрос 15. Высшей кассационной инстанцией во времена Екатерины II являлся?
Ответ: Сенат.

Вопрос 16. Право удельных князей, входивших в состав великого княжества, осуществлять на своей территории как хозяйственно-административные, так и государственные функции без вмешательства великого князя, носило название?
Ответ: феодальных иммунитетов

Вопрос 17. Основным направлением политики в сфере сельского хозяйства в 1927-1930 гг. стало?
Ответ: коллективизация.

Вопрос 18. Закон об арбитраже, который был призван разрешать споры, возникшие между государственными предприятиями, был принят во времена?
Ответ: Брежнева Л.И.

Вопрос 19. Кто играл преимущественную роль в определении политики государства согласно Конституции 1977 года?
Ответ: Рабочий класс.

Вопрос 20. Главным методом истории отечественного государства и права является?
Ответ: историко-сравнительный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Одной из теории образования Древне Русского государства является:
- восточная;
- норманская;
- патриархальная;
- западная.
Ответ: норманская.

Вопрос 2. Крещение Руси и формирование церковного законодательства прошло под влиянием:
- болгарских царей;
- Рисмско-католической церкви;
- Византии;
- Скандинавских государств.
Ответ: Византии

Вопрос 3. На межкультурное взаимодействие периода формирования Русского централизованного государства повлияли взаимоотношения между?
- Россией и Византией;
- Русского централизованного государства и Золотой Орды;
- Руси и Скандинавией;
- Московией и балканскими государствами
Ответ: Русского централизованного государства и Золотой Орды.

Вопрос 4. Москва-третий Рим – политико-правовая идея появилась вследствие:
- Падения Константинополя под нашествием турок;
- Крещения Руси;
- Борьбы против татаро-монгол;
- Установление династии Романовых
Ответ: Падения Константинополя под нашествием турок.

Вопрос 5. Утверждение, что российское государство с ранних времен существования обладало признаками культурного, религиозного, этнического, социального многообразия?
- верно;
- неверно;
- это утверждение применимо только к современному периоду;
- это утверждение применимо только к периоду советского государства.
Ответ: верно

Вопрос 6. Активное использование западного законодательства начинается в правление?
- Владимира Мономаха;
- Ивана Грозного;
- Петра Первого;
- Николая Второго;
Ответ: Петра Первого.

Вопрос 7. Кодификационные работы Сперанского М.С. критиковали за использование в качестве примера законодательство?
- Великобритании;
- Швеции;
- Франции;
- Турции.
Ответ: Франции.

Вопрос 8. межкультурное взаимодействие - это:
- замена одного культурного пласта на другой;
- смена исторических эпох;
- контакт двух или более культурных традиций, в результате чего контрагенты оказывают взаимное влияние друг на друга;
- противоборство разных культур.
Ответ: контакт двух или более культурных традиций, в результате чего контрагенты оказывают взаимное влияние друг на друга.

Вопрос 9. Абсолютная монархия как форма правления появилась в России под влиянием?
- Восточной деспотии;
- Западной Европы;
- переселенцев иностранцев;
- Золотой Орды.
Ответ: Западной Европы

Вопрос 10. Александр Первый даровал Конституцию:
- Белороссии;
- Российской империи;
- Царству Польскому;
- Закавказским княжествам.
Ответ: Царству Польскому.

Вопрос 11. Крымская война 1853-1856 гг, столкновение внешне-экономических и культурных интересов России с.. ?
- интересами Японии и Китая;
- интересами Германии и Австро-Венгрии;
- интересами Турции, Англии и Франции;
- интересами Наполеоновской Франции.
Ответ: интересами Турции, Англии и Франции.

Вопрос 12. Социализм как политическая, социальная и идеологическая философия оказавшая влияние на формирование учений марксизма имеет истоки из:
- европейских капиталистических государств;
- православных государств;
- восточных стран;
- революционной Франции.
Ответ: европейских капиталистических государств.

Вопрос 13. Правовая система советского государства была распространена в странах:
- Ближнего востока;
- стран Варшавского договора;
- послевоенной Европы до 1945 г.,
- странах Африки и Азии.
Ответ: стран Варшавского договора

Вопрос 14. Интернационализм это -:
- идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями;
- способ финансовой помощи в условиях мировых экономических кризисах;
- система данных по контролю за международной преступностью;
- религиозное течение.
Ответ: идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями.

Вопрос 15. Демократия как форма политического режима новое явление для нашего государства на современном этапе?
- утверждение верно;
- утверждение неверно;
- в долгой истории нашего государства мы можем найти элементы демократии;
- затрудняюсь ответить.
Ответ: в долгой истории нашего государства мы можем найти элементы демократии

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Наиболее ранние письменные памятники русского права — это?
Ответ: тексты договоров Руси с Византией

Вопрос 2. Переход центра православия из Византии в Москву произошел после?
Ответ: Падения Константинополя в 1453 г.

Вопрос 3. Соглашение с византийскими властями о статусе Русской Церкви было достигнуто в?
Ответ: 1037 году

Вопрос 4. Форма правления в Новгородском и Псковском государствах?
Ответ: феодально-республиканская

Вопрос 5. общее название преступления по древнерусскому праву?
Ответ: обида

Вопрос 6. важнейший памятник права Древней Руси, по мнению большинства авторов, создан в первой половине XI в. на основе обычного права при князе Ярославе Мудром и действовал более 400 лет?
Ответ: Русская Правда.

Вопрос 7. боярский совет, один из высших органов власти в Псковской и Новгородкой республиках?
Ответ: Оспода

Вопрос 8. институт феодального права XV–XVII вв., регулировавший служебные отношения в системе феодальной иерархии. сложилось в период создания Российского централизованного государства, когда в состав великокняжеского двора вошли многочисленные потомки удельных князей и боярства удельных русских земель. Сущность заключалась в особом порядке, по которому бояре и служилые князья распределяли между собой дворцовые и государственные должности в соответствии с именитостью отдельных фамилий. нарушало государственные интересы в подборе руководящего состава управления, постепенно ограничивалось, а окончательно было отменено в 1682 г.?
Ответ: местничество

Вопрос 9. предварительный договор о заключении брака, который заключался с символическими обрядами, обеспечивался неустойкой, задатком или залогом?
Ответ: Обручение

Вопрос 10. сборник постановлений Стоглавого собора, проходившего в 1551 г. с участием царя и Боярской думы, включавший 100 статей?
Ответ: Стоглав

Вопрос 11. поддержка отечественного производства, увеличение количества товаров для продажи за границу и сокращение импорта.?
Ответ: протекционизм

Вопрос 12. торговая политика, которая была направлена на то, чтобы в стране вывоз товаров преобладал над ввозом?
Ответ: меркантилизм.

Вопрос 13. совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820- 1895), а также взгляды их последователей?
Ответ: марксизм.

Вопрос 14. в марксистской теории это наиболее демократическая из всех существующих форм политической власти, обеспечивающая коллективную власть пролетариата как общественного класса?
Ответ: диктатура пролетариата

Вопрос 15. название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрет частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений, уравнивание в распределении материальных благ, использование армии и милиции в народном хозяйстве.?
Ответ: военный коммунизм

Вопрос 16. возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства?
Ответ: культ личности.

Вопрос 17. общее название, используемое для обозначения кардинальных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Сергеевичем Горбачёвым в 1985—1991 годах? Ответ: перестройка

Вопрос 18. один из основных идеологических терминов СССР, обозначающий декларированный принцип существования советского государства на основе всестороннего братского сотрудничества и взаимопомощи народов и наций, ставших на социалистический путь развития. В многонациональных государствах XX века — один из главных провозглашённых принципов развития социалистических обществ?
Ответ: Дружба народов

Вопрос 19. теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии?
Ответ: Москва-третий Рим

Вопрос 20. форма правления, при которой неограниченная верховная власть царя опиралась на господствующий класс дворян-помещиков.?
Ответ: самодержавие.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Образование Древнерусского государства.
2. Русская Правда как памятник феодального права.
3. Суд и процесс Киевской Руси.
4. Псковская судная грамота.
5. Новгородская феодальная республика.
6. Судебник 1497 года.
7. Судебник 1550 года.
8. Соборное Уложение 1649 года.
9. Преступления и наказания по Соборному Уложению 1649 года.
10. Государственные реформы Петра I.
11. Суд и процесс при Петре I.
12. Реформаторская деятельность Екатерины II.
13. Основные этапы развития крепостничества в России.
14. Кодификация М.М. Сперанского.
15. Крестьянская реформа 1861 года.
16. Земская реформа.1864 года.
17. Городская реформа 1870 года.
18. История мирового суда в России.
19. Контрреформы конца XIX в.
20. История становления местного самоуправления в России.
21. Конституция РСФСР 1918 года.
22. Конституция СССР 1924 года.
23. Конституция СССР 1977 года.
24. Конституция РФ 1993 года.
25. История становления следственного аппарата в советский период развития России.
26. Источники права во время Великой отечественной войны.
27. Розыскной процесс от Судебника 1497 года до Соборного уложения 1649 года
28. Система управления в Древнерусском государстве.
29. Особенности управления в Пскове в период феодальной раздробленности.
30. Становление Русского централизованного государства.
31. Система управления в период сословно-представительной монархии.
32. Земские Соборы и их решения.
33. Становление и развитие приказной системы управления.
34. Система государственного управления в период Великой Отечественной войны.
35. Государственное управление в период застоя.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Образование Древнерусского государства.
2. Русская Правда как памятник феодального права.
3. Псковская судная грамота.
4. Судебник 1497 года.
5. Судебник 1550 года.
6. Соборное Уложение 1649 года.
7. Преступления и наказания по Соборному Уложению 1649 года.
8. Государственные реформы Петра I.
9. Реформаторская деятельность Екатерины II.
10. Кодификация М.М. Сперанского.
11. Крестьянская реформа 1861 года.
12. Земская реформа.1864 года.
13. Городская реформа 1870 года.
14. Контрреформы конца XIX в.
15. Конституция РСФСР 1918 года.
16. Конституция СССР 1924 года.
17. Конституция СССР 1977 года.
18. Конституция РФ 1993 года.
19. Источники права во время Великой отечественной войны.
20. Государственное управление в период застоя.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Обозначить основные черты состязательного процесса по Русской Правде.
2. Выпишите основания приобретения права собственности в соответствии с Псковской судной грамотой
3. Составить схему государственного управления Русского централизованного государства
4. Составить полную характеристику преступления в соответствии с Судебником 1497 г.
5. Перечислите основные законодательные акты по закрепощению крестьян.
6. Назовите отличия поместного от вотчинного землевладения
7. Перечислите категории холопов, известные Соборному Уложению 1649 г
8. Какие законы свидетельствуют об утверждении абсолютизма в России?
9. Составить схему сословных реформ первой четверти XVIII в.
10. Можно ли назвать Уложение 1845 г. правом – привилегий?
11. Манифест 17 октября 1905 г.
12. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906-1911 гг.
13. Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов.
14. Отречение от престола Николая II.
15. Сравните Конституцию РСФСР 1918 г. и Конституцию РФ 1993 г.
16. Какие республики являлись учредителями СССР?
17. Какие кодексы были приняты в 20-е годы 20 века?
18. Основные черты тоталитарного государства.
19. Какие республики входили в состав СССР к 1941 году?
20. Что гарантировала гражданам СССР Конституция 1977 года?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Ф. Калина, Г. Ю. Курскова История государства и права России: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Блинова История государства и права России. Тесты: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История государства и права России portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к семинарским занятиям следует обратить внимание на «Российское законодательство Х-ХХ веков» в девяти томах, где каждый историко-правовой документ сопровождается вводной статьей и обстоятельными комментариями. Данные документы можно изучать и в электронном варианте.
При рассмотрении вопросов уголовного и процессуального права рекомендуется ознакомиться с работой: Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб, 1995.
По темам дореволюционного периода желательно изучить работу: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Р-н-д, 1995.
Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради.
Кроме этого каждый студент обязан конспектировать отдельные научные источники (из числа предложенных) к каждому семинарскому занятию. Для этого ему необходимо завести отдельную тетрадь общим объемом 48 листов.