МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правоохранительные органы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.пр., Соколов Александр Сергеевич

Рецензент(ы):
ст.пр., Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Правоохранительные органы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 года № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., проф., Давыдов Сергей Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф., Давыдов Сергей Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение студентами исходных сведений о правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других юридических дисциплин.
Задачи изучения дисциплины:
- ознакомить студентов с действующей системой правоохранительных органов Российской Федерации, задачами и целями их деятельности;
- дать исходные сведения о внутреннем построении (структуре) конкретных правоохранительных органов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях;
- показать роль и значение каждого правоохранительного органа в решении задач, связанных с охраной права в стране;
- показать важность взаимодействия между правоохранительными органами в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
- познакомить студентов с действующей системой правоохранительных органов зарубежных государств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами
ПК-2.1 Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2 Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
ПК-2.3 Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.
ПК-3Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства
ПК-3.1 Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
ПК-3.2 Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации.
ПК-3.3 Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства
3.2.Уметь:
3.2.1.определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть алгоритмами выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах.
1.1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.3. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах. Сам. работа 2 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы.
2.1. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы. Сам. работа 2 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды
3.1. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.3. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
4.1. Арбитражные суды и иные арбитражные органы Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.2. Арбитражные суды и иные арбитражные органы Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.3. Арбитражные суды и иные арбитражные органы Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Конституционный Суд Российской Федерации
5.1. Конституционный Суд Российской Федерации Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.2. Конституционный Суд Российской Федерации Сам. работа 2 5 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
6.1. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
6.2. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
6.3. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 7. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции
7.1. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
7.2. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 8. Прокурорский надзор и органы прокуратуры
8.1. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
8.2. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Практические 2 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
8.3. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 9. Органы обеспечения безопасности
9.1. Органы обеспечения безопасности Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
9.2. Органы обеспечения безопасности Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
9.3. Органы обеспечения безопасности Сам. работа 2 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 10. Органы внутренних дел РФ
10.1. Органы внутренних дел РФ Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
10.2. Органы внутренних дел РФ Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
10.3. Органы внутренних дел РФ Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 11. Организация выявления и расследования преступлений
11.1. Организация выявления и расследования преступлений Практические 2 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
11.2. Организация выявления и расследования преступлений Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 12. Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация. Нотариат
12.1. Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация. Нотариат Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
12.2. Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация. Нотариат Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
12.3. Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация. Нотариат Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 13. Негосударственные органы обеспечения правопорядка. Взаимодействие правоохранительных с другими органами
13.1. Негосударственные органы обеспечения правопорядка. Взаимодействие правоохранительных с другими органами Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
13.2. Негосударственные органы обеспечения правопорядка. Взаимодействие правоохранительных с другими органами Практические 2 0 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
13.3. Негосударственные органы обеспечения правопорядка. Взаимодействие правоохранительных с другими органами Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 14. Правоохранительные органы зарубежных стран
14.1. Правоохранительные органы зарубежных стран Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
14.2. Правоохранительные органы зарубежных стран Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
14.3. Экзамен Экзамен 2 27 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=834.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Что не относится к функциям правоохранительных органов:
а) охрана правопорядка;
б) борьба с преступностью;
в) издание специальных нормативно-правовых актов;
г) препятствие правонарушениям.
Правильный ответ: в

2. Кто не относится к правоохранительным органам:
а) суд;
б) полиция;
в) прокуратура;
г) Государственная Дума.
Правильный ответ: г

3. В задачи какого правоохранительного органа входит разбор преступлений и назначение справедливых наказаний:
а) суда;
б) полиции;
в) прокуратуры;
г) нотариата.
Правильный ответ: а

4. В задачи какого органа входит оказание юридической помощи гражданам:
а) суда;
б) полиции;
в) прокуратуры;
г) адвокатуры.
Правильный ответ: г

5. Что входит в обязанности полиции:
а) прием и регистрация заявлений;
б) пресечение правонарушений;
в) профилактика правонарушений среди молодежи;
г) все перечисленное.
Правильный ответ: г

6. Имеют ли право представители полиции доставить человека в состоянии наркотического опьянения в больницу:
а) имеют;
б) не имеют ни в коем случае;
в) имеют, но только с разрешения родственников;
г) имеют, но только с разрешения самого человека.
Правильный ответ: а

7. Возрастные рамки присяжных заседателей:
а) 20-80 лет;
б) 25-70 лет;
в) 25-50 лет;
г) 30-60 лет.
Правильный ответ: б

8. Кто является представителем обвинения в суде:
а) прокурор;
б) адвокат;
в) судья;
г) нотариус.
Правильный ответ: а

9. Независимость судей означает, что они:
а) подчиняются исключительно Конституции и иным законам;
б) имеют больше прав, чем другие граждане;
в) не должны подчиняться всем действующим законам;
г) могут нарушать некоторые законы.
Правильный ответ: а

10. В задачи какого правоохранительного органа входит пропаганда правового образа жизни среди молодого поколения:
а) суда;
б) полиции;
в) прокуратуры;
г) адвокатуры;
Правильный ответ: б

11. Кто имеет право стать судьей согласно Конституции Российской Федерации:
а) гражданин, достигший совершеннолетия;
б) честный и принципиальный человек, поступивший на службу в правоохранительные органы;
в) студент юридического факультета, практикующийся в адвокатуре;
г) профессиональный юрист с пятилетним стажем работы.
Правильный ответ: г

12. Какой термин не относится к понятию «адвокатура»:
а) ответчик;
б) консультация;
в) юридическая помощь;
г) государство.
Правильный ответ: г

13. Какой правоохранительный орган следит за обеспечением прав и свобод граждан:
а) нотариат;
б) ФСБ РФ;
в) адвокатура;
г) прокуратура.
Правильный ответ: г

14. Что на сегодняшний день в Российской Федерации является последней инстанцией по правам человека:
а) Европейский Суд по правам человека;
б) Верховный Суд Российской Федерации;
в) городской (районный) суд;
г) областной суд.
Правильный ответ: б

15. Что относится к отличительным признакам правоохранительной деятельности:
а) осуществляется специально уполномоченными на то органами и организациями;
б) применяются с помощью мер принуждения;
в) подотчетность вышестоящим органам и соответствующим международным организациям;
г) осуществляется адвокатами для защиты прав граждан.
Правильный ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий;
«Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий;
«Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий;
«Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?
Ответ: выявление, предупреждение, пресечение правонарушений и раскрытие преступлений, оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам.

2. Какие органы относятся к правоохранительным?
Ответ: в основном государственные органы, которые осуществляют охрану прав, свобод и законных интересов физических лиц, организаций и государства от неправомерных посягательств.

3. Субъекты правоохранительных органов - это:
Ответ: лица и органы, управомоченные осуществлять правоохранительную деятельность.

4. Основным признаком правоохранительных органов является:
Ответ: осуществление деятельности по охране права на основе закона.

5. Предметом дисциплины «Правоохранительные органы» является:
Ответ: организация и направления деятельности органов или организаций, которые осуществляют правоохранительную деятельность, их место и взаимосвязь с другими структурами в системе государственных органов.

6. Изучение демократических основ правосудия входит в:
Ответ: особенную часть системы дисциплины «Правоохранительные органы».

7. К каким источникам дисциплины «Правоохранительные органы» относится Конвенция против пыток?
Ответ: к международным договорам.

8. Каково назначение правоохранительной деятельности?
Ответ: защита, охрана прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства, а также обеспечение ими исполнения своих обязанностей.

9. Необходимость одного правоохранительного органа постоянно содействовать, контактировать и осуществлять информирование других аналогичных органов и структур - это принцип:
Ответ: взаимопомощи.

10. Какой суд уполномочен разрешать дела о соответствии нормативно-правовых актов Основному закону государства?
Ответ: Конституционный Суд Российской Федерации.

11. Какое число судей входит в состав Конституционного суда РФ?
Ответ: 11.

12. Какой суд не относятся к федеральным судам общей юрисдикции?
Ответ: мировой суд.

13. Разрешение экономических споров входит в компетенцию:
Ответ: арбитражных судов.

14. Функция надзора за соблюдением и исполнением законодательства на территории РФ возложена на:
Ответ: органы прокуратуры.

15. Государственную регистрацию некоммерческих объединений, политических партий и общественных организаций, а также записей актов гражданского состояния осуществляет:
Ответ: Министерство юстиции Российской Федерации.

16. Какое учреждение предназначено для содержания подозреваемых или обвиняемых, которым судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу?
Ответ: следственный изолятор.

17. Что является задачей ФСИН РФ?
Ответ: охрана и конвоирование по специальным маршрутам осужденных и заключенных под стражу лиц.

18. Структурное подразделение ФССП РФ возглавляет:
Ответ: главный судебный пристав.

19. Розыск лиц, уклоняющихся от следствия, - одно из основных направлений деятельности:
Ответ: полиции.

20. Кто является Председателем Совета безопасности Российской Федерации?
Ответ: Президент Российской Федерации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Что не относится к функциям правоохранительных органов:
а) охрана правопорядка;
б) борьба с преступностью;
в) издание специальных нормативно-правовых актов;
г) препятствие правонарушениям.
Правильный ответ: в

2. Кто не относится к правоохранительным органам:
а) суд;
б) полиция;
в) прокуратура;
г) Государственная Дума.
Правильный ответ: г

3. В задачи какого правоохранительного органа входит разбор преступлений и назначение справедливых наказаний:
а) суда;
б) полиции;
в) прокуратуры;
г) нотариата.
Правильный ответ: а

4. В задачи какого органа входит оказание юридической помощи гражданам:
а) суда;
б) полиции;
в) прокуратуры;
г) адвокатуры.
Правильный ответ: г

5. Что входит в обязанности полиции:
а) прием и регистрация заявлений;
б) пресечение правонарушений;
в) профилактика правонарушений среди молодежи;
г) все перечисленное.
Правильный ответ: г

6. Имеют ли право представители полиции доставить человека в состоянии наркотического опьянения в больницу:
а) имеют;
б) не имеют ни в коем случае;
в) имеют, но только с разрешения родственников;
г) имеют, но только с разрешения самого человека.
Правильный ответ: а

7. Возрастные рамки присяжных заседателей:
а) 20-80 лет;
б) 25-70 лет;
в) 25-50 лет;
г) 30-60 лет.
Правильный ответ: б

8. Кто является представителем обвинения в суде:
а) прокурор;
б) адвокат;
в) судья;
г) нотариус.
Правильный ответ: а

9. Независимость судей означает, что они:
а) подчиняются исключительно Конституции и иным законам;
б) имеют больше прав, чем другие граждане;
в) не должны подчиняться всем действующим законам;
г) могут нарушать некоторые законы.
Правильный ответ: а

10. В задачи какого правоохранительного органа входит пропаганда правового образа жизни среди молодого поколения:
а) суда;
б) полиции;
в) прокуратуры;
г) адвокатуры;
Правильный ответ: б

11. Кто имеет право стать судьей согласно Конституции Российской Федерации:
а) гражданин, достигший совершеннолетия;
б) честный и принципиальный человек, поступивший на службу в правоохранительные органы;
в) студент юридического факультета, практикующийся в адвокатуре;
г) профессиональный юрист с пятилетним стажем работы.
Правильный ответ: г

12. Какой термин не относится к понятию «адвокатура»:
а) ответчик;
б) консультация;
в) юридическая помощь;
г) государство.
Правильный ответ: г

13. Какой правоохранительный орган следит за обеспечением прав и свобод граждан:
а) нотариат;
б) ФСБ РФ;
в) адвокатура;
г) прокуратура.
Правильный ответ: г

14. Что на сегодняшний день в Российской Федерации является последней инстанцией по правам человека:
а) Европейский Суд по правам человека;
б) Верховный Суд Российской Федерации;
в) городской (районный) суд;
г) областной суд.
Правильный ответ: б

15. Что относится к отличительным признакам правоохранительной деятельности:
а) осуществляется специально уполномоченными на то органами и организациями;
б) применяются с помощью мер принуждения;
в) подотчетность вышестоящим органам и соответствующим международным организациям;
г) осуществляется адвокатами для защиты прав граждан.
Правильный ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий;
«Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий;
«Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий;
«Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?
Ответ: выявление, предупреждение, пресечение правонарушений и раскрытие преступлений, оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам.

2. Какие органы относятся к правоохранительным?
Ответ: в основном государственные органы, которые осуществляют охрану прав, свобод и законных интересов физических лиц, организаций и государства от неправомерных посягательств.

3. Субъекты правоохранительных органов - это:
Ответ: лица и органы, управомоченные осуществлять правоохранительную деятельность.

4. Основным признаком правоохранительных органов является:
Ответ: осуществление деятельности по охране права на основе закона.

5. Предметом дисциплины «Правоохранительные органы» является:
Ответ: организация и направления деятельности органов или организаций, которые осуществляют правоохранительную деятельность, их место и взаимосвязь с другими структурами в системе государственных органов.

6. Изучение демократических основ правосудия входит в:
Ответ: особенную часть системы дисциплины «Правоохранительные органы».

7. К каким источникам дисциплины «Правоохранительные органы» относится Конвенция против пыток?
Ответ: к международным договорам.

8. Каково назначение правоохранительной деятельности?
Ответ: защита, охрана прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства, а также обеспечение ими исполнения своих обязанностей.

9. Необходимость одного правоохранительного органа постоянно содействовать, контактировать и осуществлять информирование других аналогичных органов и структур - это принцип:
Ответ: взаимопомощи.

10. Какой суд уполномочен разрешать дела о соответствии нормативно-правовых актов Основному закону государства?
Ответ: Конституционный Суд Российской Федерации.

11. Какое число судей входит в состав Конституционного суда РФ?
Ответ: 11.

12. Какой суд не относятся к федеральным судам общей юрисдикции?
Ответ: мировой суд.

13. Разрешение экономических споров входит в компетенцию:
Ответ: арбитражных судов.

14. Функция надзора за соблюдением и исполнением законодательства на территории РФ возложена на:
Ответ: органы прокуратуры.

15. Государственную регистрацию некоммерческих объединений, политических партий и общественных организаций, а также записей актов гражданского состояния осуществляет:
Ответ: Министерство юстиции Российской Федерации.

16. Какое учреждение предназначено для содержания подозреваемых или обвиняемых, которым судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу?
Ответ: следственный изолятор.

17. Что является задачей ФСИН РФ?
Ответ: охрана и конвоирование по специальным маршрутам осужденных и заключенных под стражу лиц.

18. Структурное подразделение ФССП РФ возглавляет:
Ответ: главный судебный пристав.

19. Розыск лиц, уклоняющихся от следствия, - одно из основных направлений деятельности:
Ответ: полиции.

20. Кто является Председателем Совета безопасности Российской Федерации?
Ответ: Президент Российской Федерации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 теоретический вопрос и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки, виды.
2. Правоохранительные органы: понятие, признаки, классификация.
3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», ее соотношение с другими юридическими дисциплинами.
4. Источники правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов.
5. Система правоохранительных органов РФ.
6. Требования, предъявляемые к судье и кандидатам на должность судьи.
7. Порядок назначения на должность судей.
8. Порядок приостановления и прекращения судейских полномочий.
9. Понятие, структура, принципы построения судебной системы РФ.
10. Понятие и виды судебных звеньев и инстанций.
11. Первая судебная инстанция: понятие, назначение, полномочия.
12. Апелляционная судебная инстанция: понятие, назначение, полномочия.
13. Кассационная судебная инстанция: понятие, назначение, полномочия.
14. Надзорная судебная инстанция: понятие, назначение, полномочия.
15. Порядок создания судебных органов.
16. Суды общей юрисдикции: система, компетенция, полномочия.
17. Мировые судьи: место в судебной системе, компетенция, особенности правового статуса.
18. Состав, компетенция и организация деятельности районного суда.
19. Суд субъектов Российской Федерации: состав, компетенция и организация работы.
20. Понятие адвокатской деятельности. Принципы организации и деятельности адвокатуры в РФ.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

Задача № 1. Мировой судья рассмотрел уголовное дело и постановил обвинительный приговор. При пересмотре данного приговора в апелляционной инстанции установлено, что срок полномочий мирового судьи к моменту рассмотрения дела истек, а решение о назначении на новый срок не было оформлено.
Может ли считаться законным постановленный приговор? Имеется ли в данной ситуации взаимосвязь с принципом осуществления правосудия только судом?

Задача № 2. В населенном пункте совершено преступление, получившее широкий резонанс в обществе. В день открытия судебного процесса в районном суде группа граждан собралась перед зданием суда демонстрацию с требованием строго наказать виновного. На демонстрируемых многочисленных плакатах были написаны слова: «Преступник должен сидеть в тюрьме», «Не допустим условного осуждения», «Судьи - помните о горе пострадавших».
Допустимо ли подобное выражение гражданами своей позиции по делу? Чем должен руководствоваться суд, принимая решение по делу?

Задача № 3. Президиум областного суда рассмотрел в кассационном порядке дело по обвинению Вельнина. В рассмотрении приняли участие трое из семи членов президиума.
Нарушен ли в данном случае принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах? Раскройте содержание и значение этого принципа. В каком составе рассматриваются дела:
а) в суде первой инстанции;
б) апелляционном порядке;
в) кассационном порядке;
г) надзорном порядке?

Задача № 4. В Конституционный Суд Российской Федерации обратились граждане, ранее неоднократно избиравшиеся народными заседателями федеральных судов Российской Федерации, которые оспаривали конституционность ряда положений УПК РФ и ГПК РФ, в соответствии с которыми предусмотрено, что производство в суде первой инстанции осуществляется в составе одного судьи или тремя профессиональными судьями. Участие представителей общества в виде присяжных заседателей возможно только по уголовным делам, подсудным областным, краевым и равным им судам. В соответствии с государственной статистикой судами данного уровня рассматривается по первой инстанции менее одного процента уголовных дел. Поскольку присяжные заседатели участвуют не в каждом процессе (это единичные случаи), то обозначенными законами фактически нарушается конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ).
Рассмотрите данное обращение от имени Конституционного Суда Российской Федерации.

Задача № 5. В ч. 5 ст. 217 УПК РФ предусматривается, что в момент ознакомления обвиняемого с оконченным производством по уголовному делу следователь разъясняет ему право ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, если его дело, исходя из квалификации преступления, подпадает под категорию уголовных дел, которые могут быть рассмотрены таким составом суда. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом.
Какие особенности присущи производству с участием присяжных заседателей? Сформулируйте их в том виде, в котором они могут быть доведены до сведения обвиняемого.

Задача № 6. Дежурному отдела полиции позвонил мужчина и сообщил, что он только что, в собственной квартире из ревности убил жену. Прибывшая на место происшествия следственно-оперативная группа, зайдя в квартиру, действительно обнаружила труп женщины. Находившийся в квартире мужчина объявил, что это он звонил в полицию и что он является мировым судьей.
Может ли быть произведен осмотр места происшествия в квартире мирового судьи? Каков порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи и избрания в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу?

Задача № 7. В районный суд поступило уголовное дело по факту нарушения правил дорожного движения, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Брат подсудимого, считая, что в происшествии виновен не водитель, а пешеход, в период предварительного расследования неоднократно обращался в редакции СМИ, а также к депутату законодательного собрания области с тем, чтобы они помогли установить, как он понимал, истину по делу. Депутат направлял письменные запросы в орган расследования и прокурору, а после передачи дела в суд позвонил председателю суда с просьбой принять объективное решение по делу.
Оцените с позиции правового регулирования и этических норм действия депутата. Как председатель суда должен по закону отреагировать на звонок?

Задача № 8. Как Вы понимаете широко известное изречение, согласно которому «независимость судьи не является его личной привилегией, она предоставляется для защиты интересов правосудия».? Насколько обоснованно наделять судей дополнительными организационными и правовыми гарантиями, которых нет у большинства граждан? Не нарушается ли тем самым конституционным принцип равенства граждан перед законом и судом?

Задача № 9 . Государственный обвинитель, выступая перед судом в прениях, предложил признать подсудимую виновной в мошенничестве и назначить наказание в виде восьми лет лишения свободы условно. Суд вынес обвинительный приговор, согласно которому подсудимая признана виновной в совершении мошенничества и назначил ей наказание в виде пяти лет лишения свободы, подлежащих отбыванию в колонии общего режима.
Действовал ли суд в пределах выполняемой им функции разрешения дела, которая не позволяет становиться ни на сторону обвинения, ни на сторону защиты? В чем заключается нейтральность суда по отношению к сторонам?

Задача № 10. В судебном заседании по много эпизодному делу участвовало два государственных обвинителя, которые поочередно допрашивали свидетелей обвинения, задавали вопросы подсудимому, представляли доказательства, выступали в прениях. В своей апелляционной жалобе на постановленный в отношении него обвинительный приговор осужденный указал, что в его деле был нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, что выразилось в неравном количестве государственных обвинителей и защитников. В интересах подсудимого по назначению участвовал только один адвокат, который не мог в полном объеме противостоять обвинению.
Оцените приведенные доводы осужденного с позиции принципа состязательности и равноправия сторон. В чем выражается равноправие сторон в судопроизводстве?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. Правоохранительные органы [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : https://biblio-online.ru/book/pravoohranitelnye-organy-412309
Л1.2 Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы (для бакалавров): Учебник М: КноРус, 2023 e.lanbook.com
Л1.3 В. А. Байдуков [и др.] ; под ред. В. М. Бозрова. Правоохранительные органы Российской Федерации [Электронный ресурс] : : учебник для бакалавриата и специалитета М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ершов В.В. - Отв. ред., Загорский Г.И. - Отв. ред., Качалов В.И. - Отв. ред. СУД И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru
Э2 Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации www.ksrf.ru
Э3 Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации www.supcourt.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ «Правоохранительные органы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MicrosoftOffice;
- Microsoft Windows;
- 7-Zip;
- AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека «Elibrary» (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
002С кабинет криминалистики (криминалистический полигон) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования; учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест, оборудованный макетами, наглядными пособиями, стендами, схемами, образцами предметов и орудий убийства; проектор; манекен; шкафы для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования в количестве 7 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, ее анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
- контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
- индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
- групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи;
- организация работы групп обучающихся по индивидуальным заданиям;
- самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний;
- выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
- внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы ее изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.