МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в мировое комплексное регионоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.;преподаватель, Гундова О.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Введение в мировое комплексное регионоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Лысенко Ю.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Лысенко Ю.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления о мировом комплексном регионоведении как учебной дисциплины, получение знаний о понятиях и категориях регионоведения, научных подходах к изучению тенденций и закономерностей регионализации в современном мире; изучение теоретических и практических основ мирового комплексного регионоведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает общественно- политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.2 Умеет анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно- политических и социально- экономических событий и процессов в регионе специализации
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне
ОПК-6Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ОПК-6.1 Знает основы организационно-управленческой деятельности по профилю деятельности
ОПК-6.2 Умеет составлять официальную документацию по профилю деятельности (соглашение, программа визита), в том числе на иностранном языке международного общения и языке региона специализации
ОПК-6.3 Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать управленческие решения
ПК-2Способен давать характеристику ведущим научным школам и направлениям в области зарубежного регионоведения.
ПК-2.1 Знает основные научные школы и направления в области зарубежного регионоведения и их достижения
ПК-2.2 Умеет выявлять и систематизировать научную литературу по актуальным проблемам зарубежного регионоведения
ПК-2.3 Способен проводить историографический обзор и определять вклад конкретных научных школ в изучение актуальных проблем зарубежного регионоведения
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины мирового комплексного регионоведения; основные научные теории и подходы в регионоведении; научные классификации регионов; особеннности общественно-политического и социально-экономического развития регионов мира; факторы регионализации; основные формы и направления региональной интеграции
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить сравнительную характеристику регинов мира; проводить комплексный анализ общественно-политического и социально-экономического развития региона; применять методы и методику регионалистических исследований; выявлять общее и сособенное в историческом развитии регионов мира
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть понятийным аппаратом курса; методикой региональных исследований; иметь навыки работы в многонациональном коллективе; применять полученные знания в научной и профессиональной сферах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Зарубежное регионоведение как учебная и научная дисциплина
1.1. Введение в проблематику курса. Основные этапы становления зарубежного регионоведения. Лекции 2 4 ПК-2.1, ПК-4.1, ОПК-4.1, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия и категории мирового комплексконого регионоведения Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-4.1, ОПК-4.1, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Ведущие научные школы и направления зарубежного регионовдения: основные теории и концепции Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-4.1, ОПК-4.1, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Тема 1. Комплексные регионоведческие характеристики: понятие, содержание и структура Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Тема 2. Научные классификации регионов. Изучение теорий и основных идей. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Тема 3. Региональная политика Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Тема 4. Региональные элиты и партии Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Тема 5. Региональные конфликты Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Тема 6. "Международный регион" и международное региональное пространство Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Самостоятельная работа с материалами темы. Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Факторы регионализации
2.1. Политический фактор регионализации Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-4.1, ОПК-4.1, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Этнический и демографический фактор регионализации Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-4.1, ОПК-4.1, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Конфессиональный фактор регионализации Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-4.1, ОПК-4.1, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Экономический фактор регионализации Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-4.1, ОПК-4.1, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Тема 7. Международная региональная политика: сущность, виды и концепции Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Тема 8. Природная среда как фактор регионализма Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Тема 9. Конфессиональная карта мира. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Работа с материалами темы Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Процессы регионализации в современном мире
3.1. Региональные институты и региональные организации Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-4.1, ОПК-4.1, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Региональная интеграция Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-4.1, ОПК-4.1, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Тема 10. Миграция и процессы регионализации. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Тема 11. Основные формы и направления региональной интеграции в АТР и ЦАР Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Работа с материалами темы Сам. работа 2 26 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3550

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Региональная интеграция - это:
а) усиление взаимосвязей внутри региональной подсистемы, основанной на усилении взаимодействий между ее компонентами и образование новых взаимосвязей / организаций, сосуществующих с традиционными взаимосвязями / организациями, сформированными государствами на национальном уровне.
б) процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации, следствием которого являются: мировое разделение труда и появление транснациональных корпораций.
в) процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от государственного на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. Регионализация – это:
а) процесс перераспределения полномочий между центром и регионами в пользу последних и учет интересов и нужд регионов в политике, управлении, планировании
б) различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций
в) территориальная общность, обладающая социокультурным кодом
г) территория (акватория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений; таксономическая единица в какой-либо системе территориального членения.
ОТВЕТ: а
Вопрос 3. Великая держава – это:
а) государство, которое в силу своего политического влияния играет определяющую роль в мировой геополитической ситуации
б) неюридическое название государств, которые благодаря своему экономическому и политическому потенциалу играют главную роль в системе международных отношений в отдельных макрорегионах
в) страна, обладающая наибольшей геополитической силой
г) государство с наибольшей численностью населения
ОТВЕТ: а
Вопрос 4. К особенностям «старого регионализма» относится:
а) преобладание интеграционных объединений, открытых для вступления новых членов
б) направленность на защиту региональных игроков от негативного воздействия глобализации
в) участие в региональном строительстве негосударственных и субнациональных акторов
г) сотрудничество региональных игроков во всех сферах общественной жизни
ОТВЕТ: б
Вопрос 5. Региональная политика государства – это:
а) сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспекте
б) целенаправленная деятельность государственных структур, направленная на установление отношений терпимости и уважения между гражданами, религиозными организациями различных вероисповеданий
в) направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества
г) политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам
ОТВЕТ: а
Вопрос 6. К целям региональной политики относится:
а) ориентация на развитие только стратегически значимых для страны регионов
б) предотвращение загрязнения окружающей среды
в) обеспечение территориальной целостности страны
г) сохранение исторического и культурного наследия
ОТВЕТ: в
Вопрос 7. Какая религия насчитывает наибольшее число последователей?
а) ислам
б) буддизм
в) христианство
г) иудаизм
ОТВЕТ: в
Вопрос 8. К какому виду религий относится буддизм?
а) мировые
б) национальные
в) традиционные
ОТВЕТ: а
Вопрос 9. На основе географического признака и факта пересечения административных границ выделяют:
а) постоянную и временную миграцию
б) регулярную и нерегулярную миграцию
в) внешнюю и внутреннюю миграцию
г) добровольную, принудительную и вынужденную миграцию
ОТВЕТ: в
Вопрос 10. К предпосылкам экономической интеграции относится:
а) различие в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса
б) различный уровень обеспечения трудовыми ресурсами
в) углубление международного разделения труда и возрастание значения международной кооперации
г) политическое решение лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей
ОТВЕТ: г
Вопрос 11. Формой международной экономической интеграции НЕ является:
а) транснациональная корпорация
б) таможенный союз
в) общий рынок
г) зона свободной торговли
ОТВЕТ: а
Вопрос 12. Высшей стадией международной экономической интеграции является:
а) экономический и валютный союз
б) общий рынок
в) таможенный союз
г) зона свободной торговли
ОТВЕТ: а
Вопрос 13. Примером интеграционной группировки в Азиатско-Тихоокеанском регионе является:
а) ШОС
б) АСЕАН
в) ЕАЭС
г) ЭКОВАС
ОТВЕТ: б
Вопрос 14. Примером интеграционной группировки в Центральноазиатском регионе является:
а) АСЕАН
б) АТЭС
в) ОДКБ
г) НАФТА
ОТВЕТ: в
Вопрос 15. В Азиатско-Тихоокеанский регион входят страны:
а) Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия
б) Центральной и Восточной Азии
в) Юго-Восточной и Центральной Азии
г) Юго-Восточной и Южной Азии, Австралия
ОТВЕТ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение понятия «модернизация».
Ответ: переход от традиционного к современному обществу, подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.
2. _____ - способ организации внутренней структуры региональной подсистемы и / или регионального комплекса.
Ответ: региональный порядок
3. Какой исследователь выделил пять критериев великой державы, необходимых для обретения этого статуса: 1) численность населения и размеры территории; 2) обеспеченность ресурсами; 3) экономическая мощь; 4) военная сила; 5) политическая стабильность и компетенция?
Ответ: К. Уолтц
4. _____ - население, совокупность людей, проживающих одновременно на какой-либо территории.
Ответ: народонаселение
5. Для какого типа регионов характерны следующие черты: низкий уровень жизни населения; высокий уровень безработицы; существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития; высокий уровень накопленного научно-технического потенциала; значительная доля промышленности в структуре экономики?
Ответ: депрессивный регион
6. Дайте определение понятия «проблемный регион».
Ответ: территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства
7. Какой тип регионализма рассматривает взаимодействие государств в регионе как часть более широкого контекста развития мировой экономики в условиях глобализации?
Ответ: открытый регионализм
8. _____ - совокупность лиц, занимающих основные должности в органах государственной власти и местного самоуправления в регионе и, таким образом, непосредственно, по должности влияющих на процесс принятия властных (политических) решений.
Ответ: региональная элита
9. Дайте определение понятия «региональная держава».
Ответ: держава со значительными возможностями и сильным влиянием в регионе; она определяет количество полюсов в нем, но ее влияние ограничивается рамками региона.
10. Дайте определение понятия «экономический союз».
Ответ: тип международной интеграции, при котором страны-участницы договариваются о свободном движении всех факторов производства: товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также договариваются о гармонизации фискальной и монетарной политики.
11. Назовите экономический и валютный союз, объединяющий 27 европейских государств.
Ответ: Европейский союз
12. _____ - крупная территория или акватория, представляющая собой характерное сочетание природных сообществ, объединённых общностью биотического населения и экологических процессов, находящихся в сходных географических условиях и тесно связанных между собой.
Ответ: экологический регион
13. _____ - следствие международного разделения труда, увеличения влияния внешних факторов на воспроизводство, требующего выхода производства за национальные границы, а также инструмент оптимизации экономики, служащий средством поддержания относительного равновесия в неравенстве стран.
Ответ: регионализация
14. _____ - совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и взаимоотношений между субъектами, которые действуют на международной арене.
Ответ: международные отношения
15. Какие типы стран выделяют по признаку уровня социально-экономического развития?
Ответ: развитые страны, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны
16. _____ - последовательная смена географических поясов от экватора к полюсам (вызванная главным образом неравномерным распределением по широте лучистой энергии Солнца) и закономерное распределение географических зон в пределах этих поясов.
Ответ: зональность
17. _____ - форма вероисповедания, которая тесно связана с определенной нацией или народом, отражает основные ценности и идеалы нации или этнической группы и оказывает влияние на формирование национальной идентичности.
Ответ: национальная религия
18. Назовите древнейшую мировую религию.
Ответ: буддизм
19. _____ - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими признаками, такими как общее происхождение, единый язык, культура, хозяйство, территория проживания, самосознание, стереотипы поведения.
Ответ: этнос
20. Дайте определение понятия «природные условия».
Ответ: совокупность географического положения территории, её природных ресурсов и других компонентов географической среды (например, режима рек, озер, климата, рельефа и т.д.), влияющих на размещение производства, население и все виды деятельности человека.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Важной концепцией, связанной со структурированием региона, является идея региональных комплексов безопасности, которая означает:
а) группа государств, чьи первичные интересы безопасности тесно связаны друг с другом в такой значительной степени, что их национальная безопасность не может рассматриваться в отрыве друг от друга
б) формальные и неформальные правила и организационные характеристики, которые составляют основу института
в) степень единства региона и происходящих в нем процессов в различных сферах, при этом национальные государства не исчезают, а начинают подчиняться комплексным взаимосвязям между государством, рынком и обществом на уровне региона
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. Региональная экономическая интеграция — это:
а) повышение степени открытости национальных экономик
б) сближение и взаимопроникновение национальных экономик на всех стадиях воспроизводственного процесса
в) создание компаниями, объединяющими капитал и представителей нескольких стран хозяйственных единиц за пределами своих стран
г) хозяйственно-политическое объединение стран на основе развития глубоких устойчивых связей и международного разделения труда
ОТВЕТ: г
Вопрос 3. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено:
а) различием в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса
б) углублением международного разделения труда и возрастанием значения международной кооперации
в) политическим решением лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей
г) различным уровнем обеспечения трудовыми ресурсами
ОТВЕТ: б
Вопрос 4. К предпосылкам международной экономической интеграции НЕ относится:
а) сходство уровней экономического развития интегрирующихся государств
б) неразрешенный территориальный спор
в) общность экономических и иных проблем
г) территориальная близость
ОТВЕТ: б
Вопрос 5. Какая стадия интеграции предполагает полную интеграцию национальных экономик?
а) зона свободной торговли
б) общий рынок
в) экономический и валютный союз
г) таможенный союз
ОТВЕТ: в
Вопрос 6. Главными причинами миграций являются:
а) политические
б) экономические
в) религиозные
г) экологические
ОТВЕТ: б
Вопрос 7. Какой тип миграции влияет на численность населения страны?
а) внутренние
б) внешние
в) маятниковые
г) сезонные
ОТВЕТ: б
Вопрос 8. Преимуществом регионализации является:
а) укрепление экономической и политической стабильности в регионе
б) уменьшение конкуренции между регионами
в) уменьшение роли местных правительств
г) ускорение процесса международной интеграции
ОТВЕТ: а
Вопрос 9. К особенностям «нового регионализма» относится:
а) сотрудничество преимущественно в военной и экономической области
б) преобладание группировок, закрытых для вступления новых членов
в) направленность на защиту региональных игроков от негативного воздействия глобализации
г) участие в региональном строительстве негосударственных и субнациональных акторов
ОТВЕТ: г
Вопрос 10. Какие основные ветви христианства распространены в современной Европе?
а) католицизм, арианство
б) протестантизм, католицизм
в) православие, арианство
г) арианство, протестантизм
ОТВЕТ: б
Вопрос 11. Что представляет собой протестантизм?
а) ветвь христианства, возникшую на волне «реформации» в Европе
б) автономное направление в составе католической церкви
в) католицизм, не имеющий единых систем управления с государством
г) христианское учение, возникшее в Византии
ОТВЕТ: а
Вопрос 12. Вооруженное противостояние между государствами, охватывающее часть континента, с вовлечением в него всех или большей части находящихся в границах континента государств при косвенном участии других – это:
а) глобальный конфликт
б) региональный конфликт
в) локальный конфликт
г) межгосударственный конфликт
ОТВЕТ: б
Вопрос 13. Какие факторы могут способствовать возникновению региональных конфликтов?
а) экономические разногласия
б) этнические и религиозные различия
в) политические амбиции
г) все вышеперечисленные варианты
ОТВЕТ: г
Вопрос 14. Верно ли утверждение: «Великая держава - это государство, сохраняющее очень высокую (или абсолютную) степень самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики, не только обеспечивающей национальные интересы, но и оказывающей существенное влияние на мировую и региональную политику и политику отдельных стран»?
а) Верно
б) Неверно
ОТВЕТ: а
Вопрос 15. Региональные кластеры – это:
а) группировка регионов по географическому признаку
б) крупные города в регионе
в) совокупность взаимосвязанных предприятий и институтов в регионе
г) все перечисленное
ОТВЕТ: в
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _____ - процесс всемирной экономической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Ответ: глобализация
2. Дайте определение понятия «политическая интеграция».
Ответ: процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне.
3. _____ - объединение соседних территорий по экономическим, культурным, политическим или военным соображениям.
Ответ: регионализм
4. _____ - часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений.
Ответ: мировая политика
5. Дайте определение понятия «региональная политика».
Ответ: деятельность по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных регионов при взаимодействии между собой.
6. К каким методам проведения региональной политики относится прямое воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов без учета их экономических интересов?
Ответ: административные методы
7. Назовите основные виды региональной политики.
Ответ: экономическая, социальная, демографическая, экологическая, научно-техническая
8. На какой стадии экономической интеграции страны отменяют между собой таможенные тарифы и вводят единую таможенную тарифную систему и единую систему нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран?
Ответ: таможенный союз
9. _____ - перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.
Ответ: миграция
10. Какие виды миграции выделяют на основе временного признака?
Ответ: временная миграция, постоянная миграция
11. Для какого типа регионов характерны следующие черты: состояние длительного застоя; низкая интенсивность хозяйственной деятельности; малодиверсифицированная отраслевая структура экономики; слабый научно-технический потенциал; низко развитая социальная сфера.
Ответ: отсталый регион
12. Какой тип регионализма направлен на противодействие данного региона процессам глобализации и призван защитить экономики стран региона?
Ответ: закрытый регионализм
13. _____ — держава со значительными возможностями и сильным влиянием в регионе; она определяет количество полюсов в нем, но ее влияние ограничивается рамками региона.
Ответ: региональная держава
14. Дайте определение понятия «мировая религия». Назовите существующие мировые религии.
Ответ: мировая религия — религия, распространенная у населения различных стран и континентов, объединяет людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей; выделяют три мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
15. Какая религия насчитывает наибольшее число последователей?
Ответ: христианство
16. Какая стадия экономической интеграции предполагает координацию экономических политик государств-членов и создание на их территории определенной зоны валютной стабильности?
Ответ: экономический и валютный союз
17. В чем заключается основное различие между «открытым регионализмом» и «закрытым регионализмом»?
Ответ: «Открытый регионализм» рассматривает взаимодействие государств в регионе как часть более широкого контекста развития мировой экономики в условиях глобализации. «Закрытый регионализм» направлен на противодействие данного региона процессам глобализации и призван защитить экономики стран региона.
18. _____ - регион, получивший достаточное экономическое развитие, но затем в силу каких-либо причин (циклического или структурного кризиса, изменения экономико-географического положения и т.п.) потерявший стимул экономического роста.
Ответ: депрессивный регион
19. Дайте определение понятия «народонаселение».
Ответ: население, совокупность людей, проживающих одновременно на какой-либо территории.
20. _____ - комплекс мер, осуществляемых органами местной власти или при ее участии, направленных на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий.
Ответ: региональная экономическая политика

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6 Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Региональный порядок – это:
а) способ организации внутренней структуры региональной подсистемы и / или регионального комплекса
б) группа государств, обладающая высокой степенью функциональной и географической комплексной взаимозависимостью, отграничивающей ее от других регионов.
в) дискурсивный процесс, в рамках которого политическое сообщество понижает значимость угрозы или прекращает рассматривать что-либо в качестве угрозы.
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. По уровню социально-экономических проблем выделяют регионы:
а) аграрные
б) сырьевые
в) отсталые
г) промышленные
ОТВЕТ: в
Вопрос 3. Какие преимущества может дать регионализация?
а) улучшение качества жизни населения, повышение конкурентоспособности региона, улучшение инфраструктуры
б) усиление централизации власти, сокращение бюрократических процедур, повышение налоговых ставок
в) сокращение расходов на социальное обеспечение, улучшение экономической эффективности, увеличение числа рабочих мест
г) улучшение экологической ситуации, повышение качества образования, увеличение внешних инвестиций
ОТВЕТ: а
Вопрос 4. Какие факторы могут препятствовать регионализации?
а) религиозные и этнические разногласия, отсутствие инвестиций, недостаточная развитость транспортной инфраструктуры
б) ограниченность ресурсов, экономические кризисы, высокий уровень преступности
в) недостаточная квалификация занятого населения, низкий уровень образования, сложная географическая обстановка
г) неразвитость научно-технического потенциала, политическая нестабильность, неадекватное законодательство
ОТВЕТ: а
Вопрос 5. Какие виды регионализации выделяют?
а) экономическая, социальная, культурная, политическая
б) географическая, экологическая, демографическая, историческая
в) технологическая, финансовая, информационная, правовая
г) маркетинговая, интеллектуальная, медиа, научно-техническая
ОТВЕТ: а
Вопрос 6. Какие факторы влияют на формирование региональной идентичности?
а) географическое расположение и климат
б) история, культура и язык населения
в) политическая структура и административные границы
г) экономическое развитие и инфраструктура
ОТВЕТ: б
Вопрос 7. Появление термина «новый регионализм» относится к периоду:
а) середины 1970-х гг.
б) второй половины 1950-х гг.
в) начала 1990-х гг.
г) начала 2000-х гг.
ОТВЕТ: в
Вопрос 8. Укажите вид региональной политики.
а) отсталая
б) прогрессирующая
в) экологическая
г) производственная
ОТВЕТ: в
Вопрос 9. Укажите признак, характерный для депрессивных регионов:
а) низкий уровень жизни населения
б) наличие последствий экологических катастроф
в) низкий уровень безработицы
г) Наличие интенсивного сельского хозяйства
ОТВЕТ: а
Вопрос 10. Назовите главный фактор, определяющий характер региональных конфликтов:
а) национально-этнические и религиозные интересы и традиции
б) экономический фактор
в) географический фактор
г) глобальные проблемы современности
ОТВЕТ: а
Вопрос 11. Формами разрешения региональных конфликтов являются:
а) консенсус; взаимное примирение; присутствие третьей стороны; угроза применения силы третьей стороной
б) консенсус; подавление одной из сторон; взаимное примирение; перевод борьбы в русло сотрудничества
в) консенсус; ультиматум; угроза применения силы; вмешательство ООН
г) присутствие третьей стороны; угроза применения силы третьей стороной; ультиматум; консенсус
ОТВЕТ: б
Вопрос 12. К последствиям региональных конфликтов относится:
а) человеческие жертвы и разрушения
б) распространение конфликта на другие регионы
в) рост национализма и ксенофобии
г) все вышеперечисленное
Ответ: г
Вопрос 13. Следствием процесса регионализации является:
а) увеличение числа региональных блоков
б) уменьшение числа региональных блоков
в) увеличение числа межрегиональных соглашений
г) уменьшение числа межрегиональных соглашений
ОТВЕТ: а
Вопрос 14. К целям интеграции НЕ относится:
а) создание благоприятной внешнеполитической среды, стабильной обстановки
б) создание региональных партий и движений
в) ускорение темпов роста экономики
г) сокращение транзакционных издержек
ОТВЕТ: б
Вопрос 15. Результатом процесса региональной интеграции является:
а) нарастание противоречий между государствами-членами группировки
б) сокращение производства, рост транзакционных издержек
в) ослабление позиций группировки в мире
г) углубление взаимозависимости экономик стран группировки
ОТВЕТ: г
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _____ - вмешательство государства (с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) как в естественное, так и механическое движение (миграционные потоки) населения с целью достижения специфических для регионов целей.
Ответ: региональная демографическая политика
2. _____ - совокупность принципов и соответствующих мер, проводимых региональным правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, экспорта и импорта новых знаний, технологий и готовой инновационной продукции.
Ответ: региональная инновационная политика
3. _____ - система механизмов, норм и правил, определяющих специфику и приоритеты регионального развития в контексте национальной экологической доктрины; имеющих целью обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической комфортности среды для проживания населения; учитывающих ценность экологических ресурсов при решении политических, социальных и экономических задач.
Ответ: региональная экологическая политика
4. _____ - совокупность лиц, которые занимают статусные позиции в структурах власти или непосредственно влияют на эти структуры и процесс принятия политических решений.
Ответ: региональная элита
5. _____ - процесс объединение частей в целое.
Ответ: интеграция
6. Назовите предпосылки международной экономической интеграции.
Ответ: сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран; территориальная близость государств; общность экономических и других проблем; исторические связи между странами и народами; политическая воля стран-участниц; демонстрационный эффект; эффект домино (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок)
7. Дайте определение понятия «регионализация» с точки зрения политической теории.
Ответ: процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от государственного на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.
8. Дайте определение понятия «общий рынок».
Ответ: форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение капитала, рабочей силы, товаров и услуг через границы стран, являющихся членами общего рынка.
9. _____ - территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.
Ответ: проблемный регион
10. Назовите типы проблемных регионов.
Ответ: отсталые регионы, проблемные регионы, кризисные регионы
11. Дайте определение понятия «отсталый регион».
Ответ: регион, имеющий традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов.
12. _____ - территории, которые подверглись разрушительному воздействию природных, техногенных катастроф, а также регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, которые вызвали разрушение практически всего инфраструктурного комплекса данной территории.
Ответ: кризисные регионы
13. Дайте определение понятия «внутренняя миграция».
Ответ: перемещение людей из одного региона в другой в пределах одной страны.
14. _____ - передвижение людей за пределы границы страны, в которой они проживают.
Ответ: внешняя миграция
15. _____ - временные перемещения населения с целью работы в другом регионе или стране с периодическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от способа пересечения границы и трудоустройства.
Ответ: трудовая миграция
16. К каким методам проведения региональной политики относится создание определенных условий для движения рыночных процессов в заданном направлении?
Ответ: экономические методы
17. Какие виды миграций выделяют по географическому и пространственному признаку?
Ответ: внешняя миграция, внутренняя миграция
18. _____ - стремление к отделению, обособлению (сецессии), тип политических и иных движений или направлений, основанный на идеологии, призывающей и ведущей к отделению части территории от государства.
Ответ: сепаратизм
19. _____ - комплекс мер, используемых государством и общественными институтами для регулирования миграции населения.
Ответ: миграционная политика
20. _____ - сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами (партиями, организациями, государствами), выражающими интересы различных слоев и групп общества. Это способ разрешения конфликтов, противоречий путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности, политических отношениях.
Ответ: компромисс

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 Способен давать характеристику ведущим научным школам и направлениям в области зарубежного регионоведения.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Научный подход – это:
а) способ мышления и познания реальности, отражающий стратегический взгляд на предмет изучения
б) совокупность приемов получения новых знаний
в) ценностные установки, нормы и правила, определяющих основные направления исследований в конкретной области
г) концепция, отражающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в исследуемой области действительности
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. К научным подходам, используемым в регионоведении, НЕ ОТНОСИТСЯ:
а) демографический
б) комплексный
в) проблемный
г) типологический
ОТВЕТ: а
Вопрос 3. Анализ формирования и становления изучаемых явлений и процессов, тенденций и закономерностей их развития применяется в рамках:
а) исторического подхода
б) проблемного подхода
в) системного подхода
г) типологического подхода
ОТВЕТ: а
Вопрос 4. Комплексный подход в регионоведении предполагает:
а) привлечение знаний из разных областей научного знания и научных дисциплин, их синтез и адаптацию к предмету исследования
б) рассмотрение объекта изучения в виде единой и целостной системы, нахождению взаимосвязей между ее элементами, выявлению закономерностей ее функционирования
ОТВЕТ: а
Вопрос 5. Проблемный подход в регионоведении разработан:
а) В.М. Гофманом и Я.Г. Машбицем
б) В.И. Вернадским
в) Н.Н. Баранским
г) Н.С. Мироненко
ОТВЕТ: а
Вопрос 6. Под комплексными регионоведческими характеристиками понимают:
а) программу исследования изучаемого объекта
б) выработанный в науке неизменяемый шаблон регионоведческого исследования
в) перечень свойств изучаемого объекта, без совокупного анализа которых невозможно проведение исследования
г) параметры, определяющие количественные и качественные свойства изучаемого объекта
ОТВЕТ: а
Вопрос 7. Схема комплексных страноведческих характеристик территорий Н.Н. Баранского насчитывает:
а) 7 разделов
б) 8 разделов
в) 9 разделов
г) 10 разделов
ОТВЕТ: а
Вопрос 8. Схема комплексных страноведческих характеристик территорий Н.Н. Баранского НЕ включает:
а) состояние окружающей природной среды
б) природные условия и природные ресурсы
в) историко-географический очерк
г) перспективы развития
ОТВЕТ: а
Вопрос 9. К достоинствам схемы комплексных страноведческих характеристик территорий Н.Н. Баранского относится:
а) синтез знаний из разных научных областей
б) стандартизация характеристик территорий
в) энциклопедичность, включение в описание всех явлений и процессов
г) отказ от принципа историзма в исследовании
ОТВЕТ: а
Вопрос 10. К недостаткам схемы комплексных страноведческих характеристик территорий Н.Н. Баранского относится:
а) энциклопедичность, включение в описание всех явлений и процессов
б) синтез знаний из разных научных областей
в) существенная роль принципа историзма в исследовании
г) изучение природы и человека во всем их сложном взаимодействии
ОТВЕТ: а
Вопрос 11. В отличие от схемы Н.Н. Баранского схема Я.Г. Машбица включает такую характеристику, как:
а) общество
б) историко-географический очерк
в) природные условия
г) перспективы развития
ОТВЕТ: а
Вопрос 12. Схема комплексных страноведческих характеристик территорий Я.Г. Машбица насчитывает:
а) 11 разделов
б) 7 разделов
в) 9 разделов
г) 10 разделов
ОТВЕТ: а
Вопрос 13. К основным положениям концепции Я.Г. Машбица НЕ ОТНОСИТСЯ:
а) стандартизация подхода к характеристике территории
б) анализ ключевых проблем территории
в) полимасштабность исследований, выделение своеобразия территориальных единиц разного ранга
г) антропоцентризм, зависимость специфики изучаемой территории от человека и его деятельности
ОТВЕТ: а
Вопрос 14. Кто из перечисленных ученых является автором концепции мир-системы?
а) И. Валлерстайн
б) Ф. Ратцель
в) К.-Н. Уолтц
г) С. Уолт
ОТВЕТ: а
Вопрос 15. Верно ли утверждение: «Для российской национальной страноведческой школы характерной чертой и сильной стороной была комплексность, которая отражала часть национального характера, связанного с необходимостью освоения огромных географических территорий страны»?
а) Верно
б) Неверно
ОТВЕТ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _____ - область научного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение специфики социально-экономического, политического, культурного, этноконфессионального, природного, экономического развития относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами.
Ответ: регионоведение
2. _____ - территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причём эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории.
Ответ: регион
3. Дайте определение понятия «регионалистика».
Ответ: совокупность дисциплин и направлений, методологических подходов и методических приемов, объект исследования которых регион или район.
4. _____ - научная комплексная дисциплина, изучающая природу, экономику, социальное устройство, язык и культуру отдельных стран.
Ответ: страноведение
5. Какие типы регионов выделял Маринелли?
Ответ: элементарные, сложные, интегральные
6. Какие типы регионов выделял Ли Донни?
Ответ: мегарегионы, макрорегионы, мезорегионы, микрорегионы
7. Назовите научные подходы, используемые в регионоведении.
Ответ: территориальный, исторический, комплексный, системный, проблемный, типологический
8. Какой из научных подходов комплексного регионоведения дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, способствует нахождению корреляций между взаимодействующими элементами, помогает выявлению принципы и закономерности такого взаимодействия?
Ответ: системный подход
9. _____ - советский ученый, основоположник отечественной экономической географии, разработал и предложил укрупненную и обобщенную схему характеристики районов СССР, которая состояла из 7 тематических разделов.
Ответ: Н.Н. Баранский
10. Дайте определение понятия «глобализация».
Ответ: процесс всемирной экономической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
11. _____ - переход от традиционного к современному обществу, подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества
Ответ: модернизация
12. По мнению неофункционалистов, процесс формирования нового сообщества, полезного для его членов, с центральными органами власти, которым национальными властями делегируются исполнительные полномочия, но не суверенитет – это …
Ответ: интеграция
13. _____ - процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне.
Ответ: политическая интеграция
14._____ - это процесс сближения и взаимопереплетения экономик нескольких стран с однородными социально-экономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного организма.
Ответ: экономическая интеграция
15. Какой ученый разработал классическую теорию интеграции, которая включает в себя 5 стадий?
Ответ: Б. Балаша
16. Назовите стадии экономической интеграции согласно теории Б. Балаши.
Ответ: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, экономический и валютный союз
17. На какой стадии экономической интеграции между ее участниками полностью отменяются таможенно-тарифные и ряд нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами при сохранении национальных тарифов в отношении третьих стран?
Ответ: зона свободной торговли
18. _____ - это процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от государственного на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.
Ответ: регионализация
19. Какое название получил подход к рассмотрению и решению экономических, политических и др. вопросов исходя из потребностей и интересов того или иного региона?
Ответ: регионализм
20. _____ - деятельность по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных регионов при взаимодействии между собой.
Ответ: региональная политика

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4 Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Комплексное регионоведение изучает:
а) все сферы жизнедеятельности региона
б) региональную политику
в) региональную экономику
г) региональную интеграцию
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. Верно ли утверждение: «Региональная держава - это держава со значительными возможностями и сильным влиянием в регионе; она определяет количество полюсов в нем, но ее влияние ограничивается рамками региона»?
а) Верно
б) Неверно
ОТВЕТ: а
Вопрос 3. Как соотносятся понятия «международные отношения» и «мировая политика»?
а) международные отношения являются ядром мировой политики
б) мировая политика является частью системы международных отношений
в) это тождественные понятия
ОТВЕТ: б
Вопрос 4. Глобализация – это:
а) процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации
б) процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях
в) глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества
г) перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала
ОТВЕТ: а
Вопрос 5. Регионализм – это:
а) процесс формирования региональной идентичности
б) форма политической организации территории
в) экономическая стратегия развития региона
г) культурное движение, направленное на сохранение национальных традиций
ОТВЕТ: а
Вопрос 6. Региональная идентичность – это:
а) Чувство принадлежности к определенному региону
б) Политическая стабильность региона
в) Разнообразие природных ресурсов в регионе
г) Все перечисленное
ОТВЕТ: а
Вопрос 7. Региональный конфликт – это:
а) конфликт между регионами внутри государства
б) конфликт, который возникает между субъектами социального взаимодействия на основе противоречий регионального значения
в) конфликт между государствами, связанный с их интересами в том или ином регионе
г) конфликт между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, с охватом больших географических и социальных пространств
ОТВЕТ: г
Вопрос 8. К мировым религиям НЕ относится:
а) христианство
б) иудаизм
в) ислам
г) буддизм
ОТВЕТ: б
Вопрос 9. К какому виду религий относится конфуцианство?
а) мировые
б) национальные
в) традиционные
ОТВЕТ: б
Вопрос 10. Миграция – это:
а) перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства
б) насильственное переселение лица, группы лиц или целого народа за пределы своего государства или места проживания
в) возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных обстоятельств на территории других государств
г) продажа товаров или услуг в другие страны
ОТВЕТ: а
Вопрос 11. На основе временного признака выделяют:
а) постоянную и временную миграцию
б) регулярную и нерегулярную миграцию
в) внешнюю и внутреннюю миграцию
г) добровольную, принудительную и вынужденную миграцию
ОТВЕТ: а
Вопрос 12. Интеграция – это:
а) процесс выхода из международных соглашений
б) процесс объединения частей в целое
в) процесс увеличения разрыва между странами
г) процесс создания барьеров для торговли между странами
ОТВЕТ: б
Вопрос 13. Формой международной экономической интеграции является:
а) свободная экономическая зона
б) оффшорная зона
в) зона свободной торговли
г) свободная торговая зона
ОТВЕТ: в
Вопрос 14. Примером блока экономической интеграции является:
а) НАТО
б) НАФТА
в) ОДКБ
г) ОПЕК
ОТВЕТ: б
Вопрос 15. В Центральноазиатский регион входят страны:
а) Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан
б) Армения, Азербайджан, Грузия
в) Абхазия, Южная Осетия
г) Иран, Пакистан, Сирия
ОТВЕТ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _____ - способ мышления и познания реальности, отражающий стратегический взгляд на предмет изучения.
Ответ: научный подход
2. Какой из научных подходов комплексного регионоведения предполагает анализ территории?
Ответ: территориальный подход
3. Какой из научных подходов комплексного регионоведения предполагает привлечение знаний из разных областей научного знания и научных дисциплин, их синтез и адаптацию к предмету исследования?
Ответ: комплексный подход
4. Какой из научных подходов комплексного регионоведения предполагает анализ формирования и становления изучаемых явлений и процессов, тенденций и закономерностей их развития?
Ответ: исторический подход
5. Дайте определение понятия «комплексные регионоведческие характеристики».
Ответ: программа исследования изучаемого региона
6. Назовите авторов проблемного подхода в комплексном регионоведении.
Ответ: В.М. Гофман и Я.Г. Машбиц
7. _____ - наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Ответ: демография
8. В основе какого научного подхода комплексного регионоведения лежит группировка объектов по совокупности их качественных признаков?
Ответ: типологический подход
9. Дайте определение понятия «экономическая интеграция».
Ответ: это процесс сближения и взаимопереплетения экономик нескольких стран с однородными социально-экономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного организма.
10. На какой стадии экономической интеграции страны-участницы договариваются о свободном движении всех факторов производства: товаров, услуг, капитала и рабочей силы?
Ответ: общий рынок
11. Дайте определение понятия «зона свободной торговли».
Ответ: тип международной интеграции, при котором страны-участницы отменяют между собой таможенные пошлины, налоги и сборы, при этом каждая страна имеет право на самостоятельное определение торговой политики по отношению к третьим странам.
12. Дайте определение понятия «таможенный союз».
Ответ: тип международной интеграции, при котором страны отменяют между собой таможенные тарифы и вводят единую таможенную тарифную систему и единую систему нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.
13. _____ - государство, сохраняющее очень высокую (или абсолютную) степень самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики, не только обеспечивающей национальные интересы, но и оказывающей существенное влияние на мировую и региональную политику и политику отдельных стран.
Ответ: великая держава
14. Назовите критерии великой державы, выделенные К. Уолцем.
Ответ: численность населения и размеры территории; обеспеченность ресурсами; экономическая мощь; военная сила; политическая стабильность и компетенция
15. Дайте определение понятия «миграционная политика».
Ответ: комплекс мер, используемых государством и общественными институтами для регулирования миграции населения.
16. Дайте определение понятия «внешняя миграция».
Ответ: перемещение людей между странами и континентами.
17. Дайте определение понятия «депрессивный регион».
Ответ: регион, получивший достаточное экономическое развитие, но затем в силу каких-либо причин (циклического или структурного кризиса, изменения экономико-географического положения и т.п.) потерявший стимул экономического роста.
18. _____ -– целенаправленная деятельность региона, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.
Ответ: социальная региональная политика
19. _____ - регион, имеющий традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов.
Ответ: отсталый регион
20. _____ - совокупность географического положения территории, её природных ресурсов и других компонентов географической среды (например, режима рек, озер, климата, рельефа и т.д.), влияющих на размещение производства, население и все виды деятельности человека.
Ответ: природные условия

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев Регионоведение: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Глазунов Д.А., Анисимова И.В. Введение в регионоведение: Учебное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайленко, Е. Б Регионалистика. Классические и современные подходы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B18B235-DD23-44D1-9527-131B2D10E49D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Введение в мировое комплексное регионоведение" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU www.elibrary.ru
Э3 КиберЛенинка, научная электронная библиотека cyberleninka.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не требуется.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.