МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этническая культура народов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_Регионоведение России_НПиМС-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 97
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 97 97 97 97
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Н.С. Дворянчикова;к.и.н., доцент, М.В. Кащаева;к.иск.н., Доцент, А.В. Лебедева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Этническая культура народов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с историей формирования культуры народов России
1.2 Знание типов, особенностей, традиций и других характерных черт отдельных народов Российской Федерации
1.3 Умение формировать основные угрозы и факторы влияющие на сохранение культурного многообразия народов России
1.4 Знакомство с основными мерами в области государственной политики по отношению к сохранению и поддержки культурного и самобытного разнообразия.
1.5 Формирования умения научного исследований и изучения, анализа и презентации по теме культурно-этнического характера народов России

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, разработать основные направления ее изучения
ПК-4.1 Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию
ПК-4.2 Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников
ПК-4.3 Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат
ПК-4.4 Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
ПК-4.5 Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.1. Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию;
ПК-4.2. Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников;
ПК-4.3. Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.4. Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования;
ПК-4.5. Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы культурологии. Понятие "этническая культура".
1.1. Ведение. Понятие «культура». Аспекты культуры. Народы России: формирование исторической и культурной общности Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.2. Типологии культуры народов Практические 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.3. Типологии культуры народов Сам. работа 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.4. Современные процессы влияния и сохранения традиций, языка и культуры народов России Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Раздел 2. Народы России: проблемы исторической и культурной общности
2.1. Основные этапы истории народов Дальнего Востока Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.2. Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.3. Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока Сам. работа 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.4. Основные этапы истории автохтонных народов Сибири Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.5. Духовная культура коренных народов Сибири Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.6. Духовная культура коренных народов Сибири Сам. работа 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.7. Русское население в Сибири Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.8. Культура и быт русских поселенцев в Сибири Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.9. Культура и быт русских поселенцев в Сибири Сам. работа 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.10. Этнографическая история Уральского региона Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.11. Материальная и духовная культура народов Урала Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.12. Материальная и духовная культура народов Урала Сам. работа 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.13. Этнодемографические процессы и антропологическиий облик народов Поволжья Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.14. Культура и быт народов Поволжья Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.15. Культура и быт народов Поволжья Сам. работа 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.16. История формирование этнического ландшафта народов Кавказа Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.5, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.17. Народы Кавказа и их культурные особенности Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.5, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.18. Народы Кавказа и их культурные особенности Сам. работа 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.5, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.19. Формирование русской культуры. Народы северо-запада России Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.20. Культура и традиции русского народа Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.21. Культура и традиции русского народа Сам. работа 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.22. Культура и быт народов северо-запада России Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.23. Культура и быт народов северо-запада России Сам. работа 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.24. Государственная политика поддержки и сохранения культурных особенностей и традиций народов России Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.25. Государственная политика поддержки и сохранения культурных особенностей и традиций народов России Сам. работа 2 13 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.26. Экзамен 2 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-4 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, разработать основные направления ее изучения

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:

1. В каком законодательном акте РФ закреплено понятие культурное наследие:
1) Конституция;
2) ФЗ об объектах культурного наследия народов РФ;
3) Положение о министерстве культуры РФ; 4) ФЗ о музейном деле.

2. Нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства и т.д. - это:
1) Культурные ценности;
2) Культурное наследие;
3) Культурное достояние;
4) Культурная память.

3. Памятники культурно-исторического наследия выполняют ряд функций, кроме:
1) Воспитательная;
2) Просветительская;
3) Сохранения памяти;
4) Религиозная.

4. Один из первых международных договоров, начала 30х гг. ХХ в. Об охране художественных и исторических памятников называется:
1) Пакт Бенуа;
2) Пакт Рериха;
3) Пакт Вильсона;
4) Пакт памяти.

5. Объекты историко-культурного наследия недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иные предметы возникшие в результате исторических событий, это пример:
1) Нематериального культурного наследия;
2) Материального культурного наследия.

6. Обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы и культурные пространства, это:
1) Нематериального культурного наследия;
2) Материального культурного наследия.

7. Специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры:
1) ЮНИДО;
2) МБРР;
3) ИКАО;
4) ЮНЕСКО.

8. Указание, что: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» содержится в следующем документе:
1) Конституция;
2) ФЗ об объектах культурного наследия народов РФ;
3) Положение о министерстве культуры РФ;
4) ФЗ о музейном деле.

9. Понятие «охрана» культурно-исторического наследия получило распространение в России:
1) В XVIII в.;
2) В XIX в.;
3) В XX в.;
4) В XXI в.

10. Первое музейное собрание в России, основанное при Петре Великом:
1) Эрмитаж;
2) Русский музей;
3) Кунсткамера;
4) ГИМ.

11. Примером материального культурно-исторического наследия не является:
1) Московский Кремль;
2) Горловое пение «кай»;
3) Памятник Петру I «Медный Всадник»;
4) Икона «Святая Троица» Андрея Рублева.

12. В т.н. «брежневский период» (1965-1985 гг.), в рамках празднований и отмечаний юбилейных дат, в большом количестве создаются объекты и памятники связанные:
1) С событиями Революции 1917 года и Гражданской войны;
2) Отечественной войны 1812 года;
3) С событиями Первой мировой войны;
4) С правлением И.В. Сталина.

13. Музеефициораванное бывшее жилое помещение, в котором проживал какой-либо выдающийся деятель или его творчество, а также посвященное какому-либо социально-временному срезу общества - это:
1) Мемориальная квартира;
2) Мавзолей;
3) Ансамбль;
4) Памятник.

14. Один из последних законов, затрагивающий объекты культурно-исторического наследия - ФЗ №327 от 30.11.2010 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности" - предусматривает передачу объектов:
1) Любых памятников архитектуры;
2) Национализированные в советский период религиозные объекты РПЦ МП; 3) Передачу объектов нематериального наследия;
4) Национализированные в советский период религиозные объекты различных конфессий.

15. Исторические города и поселения классифицирует исходя из их статуса и значимости на:
1) на 2 категории;
2) на 3 категории;
3) на 4 категории;
4) на 5 категорий.

Открытые:
1. Территории, сохраняющие всю историко-культурную среду - это:
Национальные парки.

2. Основное содержание Архивного фонда РФ состоит из:
Разновременных документов.

3. Особенностью нематериального культурного наследия является:
Редкость проявления.

4. Языки малочисленных народов и их диалектная лексика, как часть нематериального культурного наследия, в настоящее время из-за массовой культуры и всеобщего образования:
Исчезают.

5. Возможность сохранения народных промыслов, ремесел и знаний наблюдается среди:
Сельских поселений.

6. В XVIII веке большая роль в создании методики выявления и фиксации памятников принадлежит:
Г.Ф. Миллер.

7. М.В. Ломоносов в области изучения памятников древности, известен идей о выявлении информации об:
Церковной старине.

8. Согласно указу Петра I, под категорию «древность» подпадали объекты, возраст которых старше:
100 лет.

9. Церковные здания и сооружения для XVIII века воспринималось как:
Святыни.

10. При императрице Екатерине II в архитектуре античная традиция становится основополагающей, данный стиль получил название:
Классицизм.


11. К какому году относят рождение русской этнологии?
1596 г.

12. В чем видели свою главную задачу сторонники эволюционизма?
в показе пространственного распределения культур или отдельных культурных элементов;

13. Какому ученому-этнологу относятся труды: «Древнее Общество» (1877 г), «Первобытное общество» (1871 г)?
А. Бастиан.

14. Кто из этих ученых-этнологов является основателем школы «Диффузионизма»?
Льюис Генри Морган.

15. В чем сторонники Диффузионизма видели главный предмет в этнологии.
в человеке.

16. Какая идея относится к социологической школе этнологии?
идея мира и человека;

17. Сторонники, какого направления стремились создать социальную антропологию, как прикладную науку, обеспечивающую решение актуальных практических задач, прежде всего в английских колониях:
диффузионизма.

18. Какой ученый- этнолог отвергал все традиционные школы этнологии (диффузионизма, эволюзионизма, функционализма), как недостаточно универсальные:
Л.Н Гумилев.

19. Что в этнопсихологической школе является главным предметом изучения?
психология личности.

20. Где этнопсихологическая школа получила наибольшее распространение?
в США.

21. В каких направлениях этнологии зарождался «структурализм»?
в функционализме.

22. Какая из школ в этнологии придерживался мнения, что «культура» должна рассматриваться в своих собственных рамках, как закрытая система специфических форм существования?
школа культурного релятивизма.

23. Какой ученый-этнолог является основателем теории многолинейной эволюции в неоэволюционизме?
Джулиана Стюарт;

24. Дайте правильное определение термину «этничность».
совокупность характерных, культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой;

25. В каком веке началось формирование первой собственно этнологической теории эволюционизма?
в 20 веке.

26. Какой ученый–этнолог рассматривает «этнос», как биофизическую реальность облаченную в социальную оболочку?
Л.Н. Гумилев.

27. Какая концепция трактует этническую группу, как реально существующую группу людей?
Инструментализм.

28. Сторонники какой концепции считают «этничность» продуктом этнических мифов, которое создается элитой общества, использующаяся для достижения определенных выгод и получения власти.
конструктивизма.

29. Какому ученому- этнологу относится данная концепция: «человечество, будучи единым целым в биологическом отношении, развиваясь по общим социальным законам, вместе с тем распространяется на множество исторически сложившихся
общностей»?
Ю.В. Бромлею.

30 Какая страна 20-21 веках была самой населенной страной в мире?
Китай.



Ключ 1. 2), 2. 1), 3. 4), 4. 2), 5. 2), 6. 1), 7. 4), 8. 1), 9. 2), 10. 3), 11. 2), 12. 1), 13. 1), 14. 4), 15. 3).


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену
1. Зарубежные теории этноса и этнического самосознания.
2. Отечественные теории этноса и этнического самосознания.
3. Проблема личности в контексте культуры.
4. Особенности воспитания в традиционных культурах.
5. Первобытное мышление.
6. Мифологическое сознание.
7. Фольклорные тексты как материал для этнологического анализа.
8. Время и календарь в различных культурах.
9. Проблема маргинальности.
10. Проблема миграции и культурный шок.
11. Самосознание и ментальность этноса.
12. Космогоническая картина мира этноса и ее влияние на самосознание личности.
13. Влияние традиции и инновация на сознание носителя культуры.
14. Особенности социального пространства этноса и влияние его на личность.
15. История развития этнологических исследований.
16. Проблема этнологического факта и его интерпретации.
17. Этническая идентичность и нарушения этнической идентичности.
18. Этническая территория: этнографическая трактовка понятия
19. Этнические конфликты
20. Этнические процессы
21. Этнические стереотипы и установки
22. Этническое самосознание, миф, идентичность
23. Этногенез и культура
24. Этногенез. Теория этногенеза Гумилева.
25. Этнографические мотивы в современной повседневной культуре
26. Этнология в системе социогуманитарного знания
27. Этнос - его свойства и особенности
28. Гендерные аспекты традиционной культуры
29. Генезис стереотипов и его место в общей структуре национального мировоззрения
30. Задачи этнопсихологии как научной дисциплины
31. Информационная концепция этноса
32. Исследование национального характера в современной науке
33. Истоки современного понимания термина "культура"
34. Определите содержание следующих понятий: «этнос», «народ», «нация», «этническая принадлежность».
35. Охарактеризуйте концепции этноса в отечественной и западной этнопсихологии.
36. Дайте оценку дуалистической теории этноса Ю.В. Бромлея.
37. Дайте оценку процессу увеличения этничности в современном мире.
38. Приведите примеры этноцентризма.
39. Охарактеризуйте понятия «свой» и «чужой».
40. Понятие «самоорганизация этноса».

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козьмин В.А., Бузин В.С. Этнология (этнография): Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru
Л1.2 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.3 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе : архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 biblioclub.ru
Л1.4 Горохов В.Ф. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Клычников Ю. Ю. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арефьев А.Л., Осипов Г.В. - под ред. СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 3-е изд., пер. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Малявина Г.И., Василенко В.В., Земцева Л.Ф. Национальный этикет: учебное пособие СКФУ // университетская библиотека он-лайн, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Этническая культура народов России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий, которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.