МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильМеждународные отношения и внешняя политика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_МОиВП-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности магистрантов по обработке информации, связанной с международной проблематикой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает принципы работы современных информационных технологий.
ОПК-2.2 Умеет использовать современные информационные технологии для решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-2.3 Владеет навыками отбора информационных технологий, соответствующих задачам профессиональной деятельности.
ОПК-5Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации
ОПК-5.1 Готовит тексты различной жанровостилистической принадлежности (дайджесты/аналитические материалы общественнополитической направленности по профилю деятельности для публикации в СМИ и научных журналах) требуемого объ?ма, в том числе на иностранном(ых) языке(ах).
ОПК-5.2 Отбирает и анализирует материалы для публикации в СМИ с учетом особенностей целевой аудитории.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные правовые документы в своей деятельности;
- основы прикладного анализа международных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
-анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
-составлять дипломатические документы;
-профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сбор и хранение цифровой информации
1.1. Поиск библиографической информации в системе Elibrary.ru Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
1.2. Поиск литературы в электронных библиотеках Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
1.3. Поиск библиографической информации в системе ScienceDirect Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
1.4. Создание библиографического списка в текстовом редакторе Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
1.5. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; ответы на контрольные вопросы Сам. работа 2 10 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
Раздел 2. Работа с базами данных
2.1. Заполнение базы данных в табличном редакторе Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
2.2. Поиск документов в системе официальной документации ООН Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
2.3. Работа с информацией на интернет-портале СНГ Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
2.4. Создание запроса и отчета в базе данных Всемирного Банка Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
2.5. Слияние данных в текстовом редакторе Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
2.6. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; ответы на контрольные вопросы Сам. работа 2 10 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
Раздел 3. Подготовка текста в цифровой среде
3.1. Форматирование страниц, абзацев и символов в тексте Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.2. Границы и заливка фрагментов текста Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.3. Приемы оформления текстовых документов Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.4. Работа с диаграммами в текстовом редакторе Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.5. Оформление списков в тексте Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.6. Оформление текста в виде колонок Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.7. Основные операции с формулами и таблицами в текстовом редакторе Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.8. Работа с диаграммами в текстовом редакторе Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.9. Иллюстрации в текстовом документе Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.10. Приемы работы с многостраничным текстом Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.11. Применение подстрочных и внутритекстовых ссылок в научном тексте Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.12. Работа с объектами в колонтитулах текстового документа Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.13. Подготовка биографической справки в текстовом редакторе Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6
3.14. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; ответы на контрольные вопросы Сам. работа 2 26 Л2.1, Л2.6, Л1.2, Л1.4
Раздел 4. Визуальное представление цифровой информации
4.1. Верстка информационного буклета в онлайн-конструкторе Лабораторные 2 2 Л2.2, Л2.5
4.2. Построение диаграмм на основе данных Всемирного Банка Лабораторные 2 2 Л2.6, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
4.3. Подготовка шаблона презентации Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4
4.4. Создание слайд-шоу на основе данных Всемирного банка Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4
4.5. Разработка инфографики Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.6, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4
4.6. Создание видеофайла Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4
4.7. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; ответы на контрольные вопросы, выполнение практических заданий Сам. работа 2 10 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
Раздел 5. Представление информации в сети Интернет
5.1. Размещение видеофайла в видеохостинге Лабораторные 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.5
5.2. Обзор веб-сайта международной организации Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
5.3. Ведение блога в Wordpress Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5, Л2.4
5.4. Создание сайта в онлайн-конструкторе Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.4
5.5. Работа в социальных сетях Лабораторные 2 2 Л1.3, Л2.5, Л2.4
5.6. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; ответы на контрольные вопросы, выполнение практических заданий Сам. работа 2 10 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5, Л2.4
Раздел 6. Обмен цифровой информацией
6.1. Редактирование файлов PDF с помощью онлайн-сервиса Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
6.2. Создание формы в онлайн-сервисе Лабораторные 2 2 Л2.3
6.3. Использование общих файлов в облачном сервисе Лабораторные 2 2 Л2.3, Л1.2, Л1.4
6.4. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 2 10 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5
6.5. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 41 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9182

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отчет в базе данных предназначен для:
А. хранения данных
Б. вывода данных на печать
В. ввода и редактирования данных
Г. создания команд для автоматизации работы
Ответ: Б

2. Для хранения данных в базе данных используется:
А. форма
Б. таблица
В. отчет
Г. запрос
Ответ: Б

3. Программа презентационной графики — это ...
А. программа, предназначенная для подготовки презентаций и слайд-фильмов
Б. программа, предназначенная для редактирования текстов и рисунков
Ответ: А

4. В цифровой презентации можно использовать:
А. оцифрованные фотографии
Б. звуковое сопровождение
В. документы, подготовленные в других программах
Г. все вышеперечисленное
Ответ: Г

5. Слайд — это ...
А. абзац презентации
Б. строчка презентации
В. основной элемент презентации
Ответ: В

6. Шаблоны в программе PowerPoint предназначены для:
А. вставки электронных таблиц
Б. облегчения операций по оформлению слайдов
В. вставки графических изображений
Г. создания нетипичных слайдов
Ответ: Б

7. В круговых диаграммах достаточно использовать:
А. один ряд данных
Б. один ряд данных, расположенных в строке
В. один ряд данных, расположенных в столбце
Г. не менее двух рядов данных
Ответ: А

8. Диаграммы на листе Microsoft Excel:
А. занимают специальные ячейки
Б. располагаются поверх ячеек
В. могут располагаться и поверх ячеек, и под ячейками
Г. располагаются поверх ячеек или занимают целый лист
Ответ: Г

9. Для построения диаграммы Microsoft Excel необходимо:
А. подготовить числовые данные на одном листе
Б. подготовить числовые данные в одной книге
В. выделить необходимые данные
Г. удалить из книги всю лишнюю информацию
Ответ: В

10. В зависимости от места расположения верхними и нижними бывают ...
А. сноски
Б. оглавления
В. гиперссылки
Г. примечания
Д. колонтитулы
Ответ: Д

11. Для уверенности в том, что Ваша презентация откроется на большинстве компьютеров, следует сохранять файл презентации в следующем формате:
А. PPTX
Б. ODP
В. PPTS
Г. PDF
Д. PPT
Ответ: Г

12. В каких программах (облачных сервисах) можно создать слайд-шоу?
А. Microsoft PowerPoint
Б. LibreOffice Impress
В. Google Презентации
Г. Yandex Диск
Д. Acrobat Reader
Ответ: А, Б, В, Г

13. Отметьте системы управления библиографической информацией.
А. Zotero
Б. Mendeley
В. Citavi
Г. Microsoft Word
Д. ScienceDirect
Ответ: А, Б, В

14. Отметьте программы для уменьшения размера файлов.
А. деструкторы
Б. архиваторы
В. компиляторы
Г. интерпретаторы
Ответ: Б

15. Можно ли использовать гиперссылки в оглавлении текстового документа вместо номеров страниц?
А. Да
Б. Нет
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое информация с точки зрения пользователя информационной системы?
– Информация – это сведения о предметах, фактах, понятиях и т. д. проблемной области, которыми обмениваются пользователи информационной системы.

2. Как Вы объяснили бы понятие «информатизация»?
Ответ: Информатизация означает организационный, социально экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

3. Какое место в развитии общества занимает цифровизация?
Ответ: Цифровизация – новый этап информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат и т. д.

4. В чем состоит основное содержание цифровой трансформации?
Ответ: В ходе цифровой трансформации проявляются качественные, революционные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад.

5. Дайте определение термину «большие данные».
Ответ: Большие данные – это обширные наборы данных, характеризующиеся значительными объемами, разнообразием, скоростью обработки и/или вариативностью, требующие масштабируемой технологии для эффективного хранения, манипулирования, управления и анализа.

6. Что понимают под интернет-сообществом?
Ответ: Одно из объяснений: интернет-сообщество – устойчивая система связей и отношений, сложившихся между пользователями сети Интернет.

7. Какие услуги можно считать веб-услугами?
Ответ: Таковым называют услуги, оказываемые пользователям посредством сети Интернет.

8. Что такое информационная система?
Ответ: Под «информационной системой» понимают организованную совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующую единое целое. Информационная система может включать в качестве объектов персонал, информационные, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации информационного процесса.

9. Дайте определение термину «информационная технология».
Ответ: ИТ – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и(или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

10. В чем отличие облачного хранилища от хранения данных на корпоративном сервере?
Ответ: В облачном хранилище данные хранятся на многочисленных распределённых в сети
серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. В отличие от модели хранения данных на собственных выделенных серверах, приобретаемых или арендуемых специально для подобных целей, данные хранятся и обрабатываются в виртуальном «облаке». Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически.

11. Дайте определение термину «цифровая грамотность».
Ответ: Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.

12. Что понимают под цифровой культурой?
Ответ: Чаще всего под цифровой культурой понимают грамотное использование цифровых технологий в профессиональной деятельности или в быту.

13. Как Вы определите термин «цифровое пространство»?
Ответ: Это пространство, интегрирующее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования.

14. Что означает понятие «цифровой след»?
Ответ: Цифровой след – это совокупность информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве.

15. В чем заключаются цифровые навыки населения?
Ответ: К цифровым навыками относят компетенции населения в области применения персональных компьютеров, интернета и других видов цифровых технологий, а также намерения людей в приобретении соответствующих знаний и опыта.

16. Дайте определение термину «информационные ресурсы».
Ответ: Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). По принадлежности к тому или иному виду собственности информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственными, могут быть в собственности граждан, органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений, предпринимательских структур.

17. Что такое СУБД?
Ответ: Система управления базами данных (СУБД) – это набор программ, позволяющий организовывать, контролировать и администрировать базы данных.

18. Какое значение имеют строки и столбцы в таблице базы данных?
Ответ: Строка таблицы содержит уникальную запись базы данных, столбец таблицы называется полем базы данных.

19. Перечислите основные объекты любой базы данных.
– Объектами базы данных, как правило, являются, таблицы, формы, запросы и отчеты.

20. Дайте определение цифровой презентации.
Ответ: Цифровая презентация – это демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере.

21. Что такое слайд в презентации?
Ответ: Любой документ программы презентационной графики представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами.

22. Объясните термин «блог».
Ответ: Блог (веб-блог) – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник – веб-сайт, основное содержимое которого включает регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

23. Что такое хостинг?
Ответ: Хостингом называют услугу по предоставлению ресурсов для размещения информации на сервере, постоянно имеющем доступ к сети Интернет.

24. Для чего используется система WordPress?
Ответ: WordPress – свободно распространяемая система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом. Ее сфера применения —создание и ведение как блогов, так и веб-сайтов.

25. Что такое диаграмма?
Ответ: Диаграмма — это средство наглядного представления информации, заданной в виде таблицы чисел. Диаграммы позволяют графически представить числовые данные так, чтобы можно было с одного взгляда оценить взаимосвязи между отдельными значениями, отметить существующие различия и выявить тенденции в динамике процесса.

26. В чем заключаются особенности гистограммы?
– На гистограмме каждая точка данных представлена в виде вертикального столбца, высота которого соответствует значению этой точки данных. Шкала значений отображается на вертикальной оси, которая, как правило, расположена в левой части диаграммы. Гистограммы часто используются для сравнения дискретных наборов данных, а также для изображения различий между точками данных одного или нескольких рядов.

27. С какой целью создаются графики в табличном редакторе?
Ответ: Графики часто применяются для отображения непрерывных данных, а также для наглядного отображения тенденций. Графики можно строить на основе нескольких наборов данных, при этом, чтобы различать наборы (ряды) данных, можно применять различные цвета и стили линий либо различные маркеры.

28. Для чего используют круговую диаграмму?
Ответ: Круговую диаграмму уместно использовать, если нужно показать пропорцию или часть чего-либо относительно целого. Круговая диаграмма строится только для одного ряда данных. Как правило, круговая диаграмма применяется не более чем для пяти-шести точек данных (секторов).

29. Укажите наиболее важные параметры страницы, которые устанавливаются в текстовом редакторе.
Ответ: К наиболее важным параметрам страницы относят: поля, определяющие расстояния от края страницы до границ текста; ориентацию страницы; размер бумаги; расстановку переносов.

30. Определите основные атрибуты абзацев в текстовом редакторе.
Ответ: Основными атрибутами абзацев являются выравнивание, отступы и интервалы.

31. Какие маркеры можно использовать для создания списков в текстовом редакторе?
Ответ: Правила русского языка для элементов списка допускают использовать: абзацный отступ, букву, цифру, тире, точку.

32. Дайте определение термину «стиль», который используется в текстовом редакторе.
Ответ: Стилем называется набор заданных параметров форматирования, которые можно применять к фрагментам текста и заголовкам, таблицам и спискам разных документов.

33. Что такое аккаунт?
Ответ: Под аккаунтом понимают домашнюю страницу (профиль) пользователя в социальных сетях.

34. Что означает глагол «забанить»?
Ответ: Глагол забанить (банить) (от англ. to ban – запрещать) – контролировать действия пользователей Интернета путем ограничения доступа к ресурсам форумов, чатов, блогов за нарушение правил использования того или иного сайта.

35. С какой целью ставят «лайк»?
Ответ: Существительное «лайк» (от англ. to like — нравиться) обозначает кнопку на веб-страницах, позволяющая отметить публикацию как понравившуюся.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К устойчивым признакам мемуарной литературы относятся:
А. преобладание событий
Б. ретроспективность
В. фактографичность
Г. непосредственность свидетельств
Д. отсутствие субъективности
Ответ: А, Б, В, Г

2. Форма информационно-аналитической документации, чьей задачей является грамотная обработка получаемой диппредставительством прессы, отбор самых значимых сообщений, составление кратких аннотаций, называется:
А. справка
Б. информация
В. обзор печати
Г. информационное письмо
Ответ: В

3. Какие существуют источники информации?
А. прямые
Б. первичные
В. косвенные
Г. вторичные
Д. дополнительные
Ответ: А, Б, В, Г

4. Информация, оберегаемая государством или отдельными политическими или экономическими структурами, и предназначенная для ограниченного круга лиц, называется
А. конфиденциальной
Б. непубличной
Ответ: А

5. Являются ли верными суждения? А) Анализ информации в сфере внешней политики является ключевым этапом в последующей реализации внешнеполитического курса государства, адекватно отражающего национальные интересы. Б) Способность ориентироваться в международных процессах на основе качественной обработки информации не является показателем зрелости дипломатического корпуса.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. оба суждения верны
Г. оба суждения неверны
Ответ: А

6. К более современным методам анализа относятся:
А. контент-анализ
Б. когнитивное картирование
В. изучение документов
Г. ивент-анализ
Д. системный подход
Ответ: А, Б, Г

7. Какой номер (идентификатор) может быть присвоен книгам (печатным и электронным)?
А. ISBN
Б. DOI
В. ISSN
Ответ: А

8. Цифровой идентификатор объекта, предназначенный для обозначения
объектов информационной деятельности:
А. DOI
Б. OpenID
В. ORCID
Г. Импакт-фактор
Ответ: А

9. В системе eLIBRARY.RU используется (используются) идентификатор(ы):
А. DOI
Б. eLIBRARY ID
В. EDN
Г. ORCID
Ответ: А

10. Отметьте международные электронные каталоги.
А. Crossref
Б. WorldCat
В. ScienceDirect
Г. КиберЛенинка
Ответ: А

11. Отметьте международные системы библиографической информации.
А. Web of Science
Б. Scopus
В. eLIBRARY.RU
Ответ: А, Б

12. Цифровым идентификатором научной статьи является:
А. ISSN
Б. DOI
В. Импакт-фактор
Ответ: Б

13. При публикации статей редакции научных журналов обычно требуют от авторов:
А. аннотацию на русском языке
Б. аннотацию на английском языке
В. DOI
Г. ключевые слова
Ответ: А, Б, Г

14. В тексте научной статьи квадратные скобки [...] используются для ссылок:
А. подстрочных
Б. внутритекстовых
Ответ: Б

15. Библиографический список в конце статьи может быть сформирован:
А. по алфавиту авторов и названий
Б. по порядку цитирования
В. по году издания статей и книг
Ответ: А, Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое интеллектуальная собственность?
Ответ: Интеллектуальная собственность является исключительным правом юридического или физического лица на результаты интеллектуальной деятельности, творческого труда (информационный продукт), имеющего конкретную ценность для собственника или владельца этих результатов.

2. Дайте определение аналитической работе.
Ответ: Аналитическая работа – это комплексное исследование различной целевой направленности, предназначенное для выявления, структуризации и изучения процессов и ситуаций.

3. Назовите основные стадии в процессе изучения информации.
Ответ: В процессе изучения информации выделяют три стадии: сбор/отбор, обработка и осмысление информации.

4. Какие источники информации являются прямыми (первичными)?
Ответ: К прямым источникам относят: 1) официальные источники, 2) мемуары и дневники, 3) материалы СМИ.

5. Определите группы официальных документов.
Ответ: Официальные документы можно сгруппировать следующим образом: 1) официальные программные документы; 2) сообщения пресс-служб ведомств; 3) уставные документы и заявления международных организаций; 4) международные договоры, заявления, совместные коммюнике, дипломатическая переписка; 5) декларации и сообщения властных структур, политических партий и общественных объединений; 6) электронные версии архивных материалов из национальных собраний; 7) аудио и аудиовизуальные источники, документальные хроники и другие материалы, иконографические документы.

6. В чем состоят особенности научного текста?
Ответ: Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются синтаксические средства связи, указывающие 1) на последовательность развития мысли; 2) на противоречивые отношения; 3) на причинно-следственные отношения; на переход от одной мысли к другой; 4) на итог.

7. Как различаются тема и проблема аналитического текста?
Ответ: Тема – это намечаемый результат исследования, направленный на решение конкретной проблемы. Проблема – это неблагополучное положение в какой-либо области деятельности, т. е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дела.

8. Что такое объект исследования?
Ответ: Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя.

9. В чем состоит отличие предмета исследования от его объекта?
Ответ: Основным отличием предмета исследования от объекта является то, что предмет исследования является частью (одним из конкретных аспектов) объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

10. Дайте определение цели исследования.
Ответ: Цель должна отражать тот конечный результат, который собирается получить исследователь. Цель исследования обычно перекликается с темой работы.

11. Как следует формулировать задачи исследования?
Ответ: Задачами исследования являются конкретные действия, с помощью которых будет достигнута цель работы. При формулировании задач используются обороты: «раскрыть сущность», «обосновать», «выявить факторы», «показать специфику», «определить место» (не стоит писать «изучить» и т. д., так как это не сам результат, а лишь средство его получения).

12. Что предполагают хронологические рамки исследования?
Ответ: Хронологические рамки предполагают «нижнюю» (самую раннюю) и «верхнюю» (саму позднюю) границы. Как правило, они связаны с некими «знаковыми» рубежами, символизирующими качественные изменения в исследуемом предмете. «Верхней» границей может быть также современные события.

13. Что означают географические рамки исследования?
Ответ: Географические границы очерчивают тот пространственный ареал, на котором развивались (развиваются) исследуемые явления (территории отдельных регионов, стран, групп стран и т. д.).

14. Из каких основных структурных элементов состоит курсовая работа?
Ответ: Курсовая работа состоит из следующих структурных элементов: титульный лист; оглавление (или содержание); введение; основная часть (состоит из 2–3-х глав); заключение; список источников и литературы.

15. Какие элементы включает введение курсовой работы?
Ответ: Введение курсовой работы включает в себя следующие обязательные основные структурные элементы: актуальность темы исследования; степень ее разработанности; объект, предмет, цели и задачи; хронологические и географические рамки; методологию и методы исследования; новизну и практическую значимость работы.

16. В чем состоит основное отличие научной публикации от публикации в обычных СМИ?
Ответ: Научная публикация – это работа, созданная в результате научных исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Это доведение информации до научного сообщества посредством размещения в научных печатных и веб-изданиях. Научная публикация предназначена для информирования исследователей и специалистов о последних достижениях в разных областях науки. В отличие от статьи в научном журнале публикация на научную тему, размещенная в обычном СМИ, не имеет научного аппарата (библиографических ссылок и списка использованной литературы) и, как правило, написана на доступном для широкого читателя языке.

17. Что должна отражать аннотация научной статьи?
Ответ: Аннотация должна отражать цель исследования, основное содержание и новизну статьи в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению, а также полученные результаты.

18. Что означают ключевые слова в описании научной статьи?
Ответ: Ключевые слова – это текстовые метки, по которым можно найти статью при поиске и определить предметную область текста. Они публикуются как в самом журнале, так и указываются в электронной версии статьи. При отборе по определенному ключевому слову читатель сможет найти все статьи, затрагивающие данную предметную область.

19. Что означают теги в описании публикации?
Ответ: Тег, либо тэг (от англ. tag – метка, бирка, ярлык) – это ассоциированное ключевое слово, относящееся к какой-либо информации (текст, фото, видео, закладки браузера и другие файлы). Такие метаданные помогают полнее описать фрагменты информации и быстро находить их через поисковый запрос. Тэги используются без жёстких правил автором или конечным потребителем.

20. Что означает сокращение ББК?
Ответ: Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) – национальная классификационная система России. Применение ББК и других классификационных систем в России регламентируется рядом Государственных стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

21. Что означает сокращение УДК?
Ответ: Универсальная десятичная классификация (УДК) – система классификации информации, широко используется во всём мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек.

22. Что означает сокращение ISBN?
Ответ: Международный стандартный книжный номер (англ. International Standard Book Number, сокращенно ISBN) — уникальный номер книжного издания, необходимый для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием.

23. Что означает сокращение DOI?
Ответ: Цифровой идентификатор объекта (англ. Digital Object Identifier, сокращенно DOI) — основной элемент системы ДОИ, предназначенной для обозначения объектов информационной деятельности. DOI может быть присвоен публикации, а также ее части (книга, глава книги, статья), элементу (рисунок, таблица, формула и т. п.), аудио и видео контенту, наборам данных и базам данных, материальным объектам (DVD, бумажная книга), людям (авторы, композиторы, издатели), организациям и пр.

24. Что означает сокращение URL?
Ответ: Унифицированный указатель ресурса (от англ. Uniform Resource Locator, сокращенно URL) – система унифицированных адресов электронных ресурсов. Согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008 аббревиатуру URL используют для обозначения электронного адреса в библиографическом описании.

25. Верно ли, что требования редакций научных журналов к оформлению библиографических описаний в статьях обязательно учитывают правила государственных стандартов?
Ответ: Нет. Как правило, редакции научных журналов имеют свои требования, которые могут принимать во внимание правила ГОСТа или их игнорировать.

26. Чем нужно руководствоваться при формулировке темы научной статьи?
Ответ: Название работы должно быть четко сформулировано и отражать суть той научной проблемы, которую хочет рассмотреть автор. При этом очень важно сразу выбрать корректные ключевые термины, которые будут присутствовать в названии и будут неоднократно использоваться в статье.

27. В чем состоит актуальность темы научной статьи?
Ответ: Научная актуальность связана обычно с недостаточной разработанностью в науке каких-то аспектов темы, необходимостью заполнения «лакун» и решения актуальных проблем, стоящих перед наукой. Помимо научной актуальности, для ряда проблем правомерно говорить и об общественно-политической значимости исследуемых проблем, например, когда речь идет о выработке экспертно-аналитических оценок и рекомендаций, которые могут быть использованы при выработке практических решений.

28. Как можно определить степень разработанности темы научной статьи?
Ответ: Необходимо охарактеризовать основные подходы и итоги изучения темы в отечественной и зарубежной научной литературе, т. е. в научных статьях и монографиях. Важно не ограничиться простым перечислением работ, но и дать анализ основных научных направлений, подводящий к общему выводу о степени научной разработанности темы, отметив какие аспекты темы достаточно исследованы, а какие еще нуждаются в разработке.

29. Какой должна быть научная новизна статьи?
Ответ: Научная новизна (или "элементы научной новизны") предполагает: обоснованность новых решений поставленных задач; разработанность новых принципов решения задач; использование новых методик; заполнение существующих пробелов в разработке темы; введение в научный оборот новых документов и т. д.

30. Как следует понимать методологическую основу исследования?
Ответ: Под методологической основой исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых автором для достижения цели исследования. Методологическая часть введения должна включать характеристику как обшей теории (или теорий), послужившей основой работы, так и основных принципов и методов конкретного исследования.

31. Как можно классифицировать методы научного исследования?
Ответ: Все методы, используемые в научном познании, можно разделить на общенаучные и специальные методы. К общенаучным методам относятся теоретические и экспериментальные методы, используемые во всех областях науки (обобщение, дедукция, абстрагирование, эксперимент и др.).
Специальные методы применяются в конкретной области науки. Так, например, в исторических исследованиях применяется метод сравнительно-исторического анализа, историко-типологический метод и т. д.

31. Дайте определение термину «персональные данные».
Ответ: Персональные данные – это информация о гражданах, лицах, особах, персонах, личностях, персоналиях, т. е. любая, в том числе недокументированная, информация, относящаяся к конкретному человеку. Субъектами персональных данных являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, к личности которых относятся соответствующие персональные данные. Персональные (личные) данные всегда входят в категорию конфиденциальной информации.

32. В чем состоит уязвимость информации?
Ответ: Уязвимость информации является объективным свойством информации подвергаться различного рода воздействиям, нарушающим ее целостность, достоверность и конфиденциальность. Воздействия носят дестабилизирующий по отношению к информации характер и приводят к утрате носителя конфиденциальной информации или утрате конфиденциальности информации.

33. Что такое анализ информации?
Ответ: Под анализом информации понимают процедуру многосторонней обработки фактических данных, обеспечивающих их сравнимость (сопоставимость), объективную оценку и выработку новой исходящей информации.

34. Назовите основные формы предоставления аналитической информации.
– В зависимости от требований, которые предъявляет заказчик к исполнителю, аналитические материалы могут предоставляться в форме: библиографического списка информационных источников, связанных с изучаемой проблемой; информационной подборки материалов в виде копий рефератов, статей, текстовых и графических фрагментов, фотографий и других документов по заданной теме; подборки аудио- и видеофрагментов, копий фильмов, слайдов и презентаций; реферативного обзора; аналитического обзора по теме; аналитического отчёта, содержащего мультимедийное приложение.

35. Дайте определение дайджеста.
Ответ: Дайджест (англ. digest «краткое изложение, резюме») – это информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие обзоры, аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передаётся содержание самых интересных публикаций за какой-то период.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=364706
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет – 16.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Байков В.Д., Байков Д.В., Крылова Е.В. Википедия объяснит всё, YouTube покажет всё: Издательство "ДМК Пресс", 2018 e.lanbook.com
Л1.2 Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/431772
Л1.3 Мансурова, Валентина Дмитриевна Социальные сети и СМИ: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016
Л1.4 Современные информационные технологии : Ставрополь : СКФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457747
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несен А.В. Microsoft Word 2010: от новичка к профессионалу: учеб. пособие "ДМК Пресс", 2011 e.lanbook.com
Л2.2 Трофимов, В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434432
Л2.3 Волкова В.М. Информатика. Средства онлайн-хранения и редактирования текстовых документов: учебное пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.4 Л. Н. Часнык Программные средства разработки презентаций и Веб-сайтов. Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Activstudio, MimioStudio [Текст : электронный] : учебное пособие Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2010 e.lanbook.com
Л2.5 Трофимов, В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434433
Л2.6 Кравченко Лидия Викторовна Практикум по Microsoft Office 2007 (Word, Excel, Access), PhotoShop: Учебно-методическое пособие Форум, 2015 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Adobe Document Cloud acrobat.adobe.com
Э2 DeepL www.deepl.com
Э3 Google Documents docs.google.com
Э4 Google Translate translate.google.com
Э5 Microsoft Office Online office.live.com
Э6 Microsoft Sharepoint altsu.sharepoint.com
Э7 Skype www.skype.com
Э8 Wordpress www.wordpress.com
Э9 Youtube www.youtube.com
Э10 Европейский Парламент www.europarl.eu.int
Э11 Европейский Союз www.europa.eu.int
Э12 Международные организации, входящие в систему ООН www.unsystem.org
Э13 Международный Торговый Центр (UNCTAD/WTO) www.intracen.org
Э14 Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ (МПА СНГ) www.iacis.ru
Э15 Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) www.ipaeurasec.org
Э16 НАТО www.nato.int
Э17 ОБСЕ www.osce.org
Э18 ОДКБ www.dkb.gov.ru
Э19 ОПЕК www.opec.org
Э20 Организация Американских Государств www.oas.org
Э21 Организация Объединенных Наций www.un.org
Э22 Представительства международных организаций в Женеве geneva.intl.ch
Э23 Представительство Европейской Комиссии www.delrus.cec.eu.int
Э24 Программа Развития ООН (UNDP) www.undp.org
Э25 Саммит Совета Европы в Варшаве www.coe.int
Э26 Совет Государств Балтийского моря www.cbss.st
Э27 Совет Россия-НАТО (СРН) www.nato-russia-council.info
Э28 Содружество Независимых Государств www.cis.minsk.by
Э29 Управление Верховного комиссара ООН по правам человека www.ohchr.org
Э30 Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) www.infoshos.ru
Э31 ЮНЕСКО www.unesco.org
Э32 Учебная дисциплина "Цифровая культура в профессиональной деятельности" на Едином образовательном портале АльГУ portal.edu.asu.ru
Э33 Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) elibrary.ru
Э34 Всемирный Банк www.worldbank.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
Acrobat ReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.