МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археологические и письменнные памятники тюрок Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильТюркология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Горбунов Вадим Владимирович

Рецензент(ы):
д.и.н., Доцент, Серегин Николай Николаевич

Рабочая программа дисциплины
Археологические и письменнные памятники тюрок Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является сформировать у студентов системные знания по археологическому и нарративному наследию тюрок Центральной Азии и продемонстрировать общие и особенные черты его развития.
Задачи курса:
• дать характеристику археологических памятников тюркской культуры Центральной Азии;
• сформировать представление о специфике памятников тюркской рунической письменности;
• рассмотреть изменения материальной и духовной культуры на примере археологических и письменных источников;
• раскрыть содержание основных проблем тюркской археологии и рунологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
основные понятия истории,культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать теоретические и эмпирические методы исследования для оценки политико-культурных, социально-экономических
и общественно-политических процессов различного уровня
определять и применять способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью выстраивать сценарии развития политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня в рамках решения конкретной профессиональной задачи
навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тюркская археологическая культура
1.1. География и хронология тюркской культуры Лекции 2 2 УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. География и хронология тюркской культуры Сам. работа 2 6 УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Тюркское монументальное искусство Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.4. Тюркское монументальное искусство Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.5. Художественный металл тюрок Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.6. Художественный металл тюрок Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.7. Тюркские памятники черной металлургии Лекции 2 2 УК-5 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.8. Тюркские памятники черной металлургии Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л3.1
1.9. Погребальные памятники тюркской культуры Практические 2 2 УК-5 Л1.6, Л2.2, Л3.1
1.10. Погребальные памятники тюркской культуры Сам. работа 2 6 УК-5 Л1.6, Л2.2, Л3.1
1.11. Поминальные памятники тюркской культуры Практические 2 2 УК-5 Л1.5, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.12. Поминальные памятники тюркской культуры Сам. работа 2 6 УК-5 Л1.5, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.13. Тюркский предметный комплекс: вооружение и снаряжение воина Практические 2 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.14. Тюркский предметный комплекс: вооружение и снаряжение воина Сам. работа 2 6 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.15. Тюркский предметный комплекс: амуниция верхового коня и костюм человека Практические 2 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.16. Тюркский предметный комплекс: амуниция верхового коня и костюм человека Сам. работа 2 6 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.17. Тюркский предметный комплекс: орудия труда и бытовой инвентарь Практические 2 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.18. Тюркский предметный комплекс: орудия труда и бытовой инвентарь Сам. работа 2 6 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Тюркское руническое письмо
2.1. Открытие и дешифровка памятников рунической письменности Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.2. Открытие и дешифровка памятников рунической письменности Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.3. Рунические надписи на скалах и предметах материальной культуры Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Рунические надписи на скалах и предметах материальной культуры Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Палеография рунического письма Центральной Азии Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.6. Палеография рунического письма Центральной Азии Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.7. Стелы-эпитафии II Восточно-Тюркского каганата Практические 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.8. Стелы-эпитафии II Восточно-Тюркского каганата Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.9. Стелы-прокламации Уйгурского каганата Практические 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.10. Стелы-прокламации Уйгурского каганата Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.11. Краткие эпитафии эпохи Кыргызского каганата Практические 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
2.12. Краткие эпитафии эпохи Кыргызского каганата Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Распространение памятников тюркской культуры на территории Центральной Азии.
2. Датировка и периодизация памятников тюркской культуры.
3. Тюркские петроглифы и тамги: техника, образы, символы.
4. Тюркская скульптура.
5. Тюркская торевтика: технология и назначение.
6. Тюркский орнаментализм в художественном металле.
7. Объекты черной металлургии в Чуйско-Курайском районе Алтая.
8. Железоделательная продукция тюркских кузнецов.
9. Тюркские курганы: планиграфия и конструкция.
10. Тюркский обряд: захоронения человека с конем.
11. Тюркский обряд: кенотафы и ритуальные сооружения.
12. Тюркские оградки: планиграфия и конструкция.
13. Мемориальные сооружения тюркской знати.
14. Тюркские каменные изваяния и балбалы.
15. Тюркский комплекс вооружения: оружие дальнего боя.
16. Тюркский комплекс вооружения: оружие таранного удара и ближнего боя.
17. Тюркский комплекс вооружения: доспехи воина и верхового коня.
18. Тюркское снаряжение верхового коня.
19. Тюркские мужские пояса.
20. Тюркская одежда и украшения.
21. Тюркские орудия труда.
22. Тюркская посуда.
23. Тюркский бытовой инвентарь.
24. Открытие памятников рунической письменности в Южной Сибири и Монголии.
25. Дешифровка тюркских надписей В. Томсеном и В.В. Радловым.
26. Наскальные рунические надписи.
27. Надписи руническим письмом на предметах из цветного металла и кости.
28. Палеографические особенности рунического письма: орхонский алфавит.
29. Палеографические особенности рунического письма: енисейский и южноенисейский алфавиты.
30. Памятники Кюль-тегина и Бильге-кагана.
31. Памятник в честь Тоньюкука.
32. Памятники Ильтерес-кагану, Кули-чуру и малые тексты.
33. Терхинская надпись.
34. Надпись из Могойн-Шине-усу.
35. Тесинский памятник и Сэврэйский камень.
36. Проблемы атрибуции енисейских надписей.
37. Рунические надписи из Хакасии.
38. Рунические надписи из Тувы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тема 1: Погребальные памятники тюркской культуры.
Вопросы:
1. Курганные сооружения: планиграфия и конструкция.
2. Погребения человека и сопроводительные захоронения лошади.
3. Кенотафы и ритуальные захоронения.
Тема 2: Поминальные памятники тюркской культуры.
Вопросы:
1. Поминальные оградки: планиграфия и конструкция.
2. Мемориальные сооружения тюркской знати.
3. Каменные изваяния и балбалы.
4. Елунинская культура.
Тема 3: Тюркский предметный комплекс: вооружение и снаряжение воина.
Вопросы:
1. Стрелковый комплекс: луки, стрелы, налучья и колчаны.
2. Оружие таранного удара и ближнего боя: копья, мечи и сабли.
3. Доспехи воина и верхового коня.
Тема 4: Тюркский предметный комплекс: амуниция верхового коня и костюм человека.
Вопросы:
1. Уздечные наборы и седла.
2. Парадные и стрелковые пояса.
3. Одежда и украшения.
Тема 5: Тюркский предметный комплекс: орудия труда и бытовой инвентарь.
Вопросы:
1. Орудия для обработки различных материалов: ножи, тесла, шилья и др.
2. Керамическая, органическая и металлическая посуда.
3. Бытовые принадлежности: плети, зеркала, гребни и др.
Тема 6: Стелы-эпитафии II Восточно-Тюркского каганата.
Вопросы:
1. Памятники Кюль-тегина и Бильге-кагана.
2. Памятник в честь Тоньюкука.
3. Памятники Ильтерес-кагану, Кули-чуру и малые тексты.
Тема 7: Стелы-прокламации Уйгурского каганата.
Вопросы:
1. Терхинская надпись.
2. Надпись из Могойн-Шине-усу.
3. Тесинский памятник и Сэврэйский камень.
Тема 8: Краткие эпитафии эпохи Кыргызского каганата.
Вопросы:
1. Проблемы атрибуции енисейских надписей.
2. Надписи из Хакасии.
3. Надписи из Тувы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горбунов В.В. История Алтая: в 3-х т. Т. 1: Древнейшая эпоха, древность и средневековье : учебное издание Барнаул: Изд-во Алт. ун-та; Белгород: Константа, 2019 elibrary.asu.ru
Л1.2 Серегин Н.Н., Васютин С.А. Раннетюркские археологические комплексы Центрального и Восточного Алтая (по материалам исследований А.С. Васютина): монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2021 elibrary.asu.ru
Л1.3 Худяков Ю.С. Археология степной Евразии. Искусство кочевников Южной Сибири и Центральной Азии: учебное пособие для вузов М.: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.4 Серегин Н.Н.Б Тишин В.В. Социальная история тюрков Центральной Азии (вторая половина I тыс. н. э.). Ч. 1 : Очерки социальной структуры (по письменным и археологическим источникам): монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.5 Серегин Н.Н., Шелепова Е.В. Тюркские ритуальные комплексы Алтая (2-я половина I тыс. н. э.): систематизация, анализ, интерпретация: монография Барнаул: Азбука, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.6 Серегин Н.Н. Социальная организация раннесредневековых тюрок Алтае-Саянского региона и Центральной Азии (по материалам погребальных комплексов): монография: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Алтай в эпоху Средневековья: иллюстрированный исторический атлас: учеб. пособие для вузов Барнаул: АРТИКА, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 Тишкин А.А., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай): монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Барнаул: Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Археологические и письменнные памятники тюрок Центральной Азии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с основными темами дисциплины. Обучающимся необходимо ознакомиться с археологическими и письменными памятниками Центральной Азии и их историко-географическими и этнокультурными характеристиками; обратить внимание на особенности погребальных и поминальных объектов и различные категории инвентаря, а также на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инструментарий историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного наследия, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований.
Основу дисциплины «Археологические и письменные памятники тюрок Центральной Азии» составляют лекции. Они предоставляют студентам систематизированные теоретические знания по основным темам изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется изложению фактического материала и освещению имеющихся проблем, что стимулирует познавательную деятельность, творческое мышление и формирует профессионально-значимые свойства и качества. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Практические занятия предназначены для закрепления и углубления теоретических знаний. Подготовку к ним следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на объяснение явлений и фактов, а также на аргументацию выводов. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является зачет. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Археологические и письменные памятники тюрок Центральной Азии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
Зачет выставляется по итогам текущей успеваемости, оценка текущей успеваемости проводится в устной форме, студенту предлагается один теоретический вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту отводится 30 минут. На зачете используется бинарная шкала оценивания (зачтено / незачтено). Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. Студент получает оценку «зачет», если во время устного ответа он демонстрирует наличие порогового, базового или повышенного уровня освоения дисциплины. Если уровень не сформирован, студент получает оценку «не зачет».