МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иностранный язык (тюркский язык / русский язык)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильТюркология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2023
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 118
самостоятельная работа 197
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 15,5 22 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 42 42 36 36 40 40 118 118
Сам. работа 39 39 117 117 41 41 197 197
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 108 108 180 180 108 108 396 396

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Сарбашева С.Б.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Иностранный язык (тюркский язык / русский язык)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содержание рабочей программы «Тюркский язык» направлено на достижение следующих целей:
• формирование представления о алтайском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия алтайского языка; формирование ответственного отношения к сохранению и развитию родных языков, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
• ознакомление и расширение знаний о фонетике, лексике и грамматике современного алтайского литературного языка в сравнении с другими тюркскими языками, которые обеспечивают выполнение научных исследований, его уместное использование в различных сферах и ситуациях общения (при необходимости); о национальной специфике языка и языковых единицах; о русском речевом этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний;
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,учебно-познавательной.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять преподавательскую деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам в области зарубежного регионоведения
ПК-2.1 Знает трудовые функции педагога высшего и дополнительного образования
ПК-2.2 Знает содержание предметной области зарубежного регионоведения, актуальные проблемы и тенденции ее развития
ПК-2.3 Умеет разрабатывать РПД по ООП высшего образования, программам ДПО
ПК-2.4 Умеет использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения учебной дисциплины, применять современные оценочные средства
ПК-4Способен осуществлять профессионально ориентированный перевод (с иностранных языков, в том числе языка региона специализации на русский язык) для обеспечения дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами
ПК-4.1 Знает содержание, цели и задачи профессионально-ориентированного перевода, основные положения теории перевода
ПК-4.2 Знает особенности письменного перевода типовых официально-деловых документов
ПК-4.3 Умеет сохранять коммуникативную цель и стилистику исходного текста
ПК-4.4 Умеет выполнять постпереводческий анализ текста
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные особенности грамматики тюркского языка (алтайского)языка
3.2.Уметь:
3.2.1. оперировать лексическими единицами и грамматическими структурами,необходимыми и достаточными для общения в различных средах и сферах речевой деятельности, систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения, углублять и расширять теоретические знания, использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть практическими навыками использования знаний в исследовтательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Артикуляционно-акустическая база как историко-лингвистический источник. Сингармонизм. Древнетюркский алфавит. Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Классификация звуков речи. Гласные алтайского языка.Долгие гласные Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Согласные алтайского языка. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Фонетический разбор словоформ. Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Агглютинативые языки Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.1
1.6. Ознакомление с древнетюркским алфавитом Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.1
1.7. Классификация тюркских языков (место алтайского языка в системе тюркских языков Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Лексика. Лексикография Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
2.2. Лексика (жилище, одежда, пища, утварь, части тела человека) Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
2.3. Лексика (животные, рыбы, насекомые, народные промыслы) Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
2.4. Антропонимы. Чувства Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
2.5. Топонимы (гидронимы) Практические 1 8 Л2.1, Л1.1
2.6. Сравнительный анализ названий жилища в тюркских языках Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.1
2.7. Сравнительный анализ названий одежды в тюркских языках Сам. работа 1 7 Л2.1, Л1.1
2.8. Исследование общих топонимов Центральной Азии Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3.
3.1. Морфология. Самостоятельные части речи Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Имя существительное. Словообразование Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.3. Категория числа, категория принадлежности Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Категория падежа Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.5. Образование имен существительных от других частей речи Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.6. Качественные и относительные прилагательные Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.7. Степени интенсивности признака Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.8. Словообразование прилагательных Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.9. Наречие Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.10. Имя числительное. Символика чисел Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.11. Приблизительные числительные. Нумеративные слова Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.12. Местоимения Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.13. Образование новых слов в тюркских языках Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
3.14. Сложение слов в тюркских языках Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
3.15. Аффикскальное образование прилагательных Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
3.16. Прилагательные в тюрских языках Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
3.17. Числительные в тюркских языках Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
3.18. Местоимения в тюркских языках Сам. работа 2 17 Л2.1, Л1.1
Раздел 4.
4.1. Глагол Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
4.2. Аналитические глаголы Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
4.3. Аспектуальность Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
4.4. Модальность Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
4.5. Категория времени Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
4.6. Словообразование глаголов Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
4.7. Картина мира пратюркского этноса по данным языка Практические 3 10 Л2.1, Л1.1
4.8. Структура поэтических текстов Практические 3 6 Л2.1, Л1.1
4.9. Мир поздних тюрков (по данным языка) Сам. работа 3 20 Л2.1, Л1.1
4.10. Тюркские языки мира и диалекты Сам. работа 3 21 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Морфологических типов классификации языков насчитывается
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 5
6. 6
Ответ: 3
Вопрос 2. Алтайские языки объединяют три семьи языков
1. тюркско-монгольские, тунгусо-маньчжурские
2. монгольские, тунгусские, славянские
3. маньчжурские, тюркские, монгольские
4. тюрко-монгольские, тунгусо-маньчжурские, японо-корейские
Ответ: 4
Вопрос 3. Хронология основных периодов развития тюркских языков с древнейших времен и до наших дней
(по Н.А. Баскакову)
1. Древнетюркская эпоха (V-X вв.)
2. Алтайская эпоха ( до VII-X тыс.лет до н.э.)
3. Среднетюркская эпоха (X-XV вв.)
4. Хуннская эпоха ( до V в.)
5. Новотюркская эпоха (XV-XIX вв.)
6. Новейшая эпоха (XX-XXI вв.)
Ответ: 2,4,1,3,5,6
Вопрос 4. Современные тюркские языки возникли и развились на
1. огузской, карлукской, кыпчакской, булгарской, уйгуро-огузской диалектных основах
2. кыпчакской, древнетюркской, древнеиранской диалектных основах
карлукской, древнеогузской, древнемонгольской диалектных основах
Ответ: 1
Вопрос 5. Следы побежденного языка-победителя при скрещивании двух языков
1. адстрат
2. субстрат
3. суперстрат
4. узус
5. сдвиг
6. адаптация
Ответ: 2
Вопрос 6. Основными законами сингармонизма являются
1.закон лингвистический
2. закон губного притяжения
3. закон нёбного притяжения
4. закон открытого слога
5. закон знака
6. закон семантический
Ответ: 2,3
Вопрос 7. Современный алтайский литературный язык, язык художественной литературы базируется на диалекте
1. телеут
2. теленгит
3. туба
4. куманды
5. чалканду
6. алтай-кижи
Ответ: 6
Вопрос 8. Не относится к диалектам современного алтайского языка
1. туба-кижи
2. куманды
3. чалканду
4. шор
5. телеит
6. телеут
Ответ: 4
Вопрос 9. Основные отличия южных диалектов алтайского языка от северных
1. лексические
2. синтаксические
3. фонетические
4. морфологические
5. стилистические
Ответ: 1,3
Вопрос 10. Развитие литературного языка начинается в
1. 1917 году
2. 1922 году
3. 1938 году
4. 1907 году
5. 1912 году
6. 1941 году
Ответ:1
Вопрос 11. Язык художественных произведений алтайского писателя Д. Каинчина отличается
1. частым отступлением от нормы языка +
2. использованием архаичных слов +
3. ненормированной лексикой
4. использованием заимствованной лексики
5. публицистическим стилем
6. научным стилем
Вопрос 12. В начале второй половины ХIХ века в Горном Алтае письменность на основе русской графики получила распространение на базе
1. диалекта алтай-кижи
2. теленгитского диалекта
3. телеутского диалекта
4. диалекта туба-кижи
5. кумандинского диалекта
6. чалканского языка
Ответ: 3
Вопрос 13. В 1928 году письменность алтайского языка была переведена на
1. кириллицу
2. латиницу
3. старомонгольский алфавит
4. новый алфавит
5. древнетюркский алфавит
Ответ: 2
Вопрос 14. Орфография алтайского литературного языка впервые разработана в
1. 1941 году
2. 1938 году
3. 1947 году
4. 1949 году
5. 1951 году
6. 1968 году
Ответ: 2
Вопрос 15. В 1922 г. в алфавит был введен ряд дополнительных знаков
1. j , ö, ÿ, 
2. в, ф, х, i, щ, j, ю, ь, я, ъ, э
3. в, ф, х, ц, щ, ю, ь, я, ъ, э
4. в, ф, х, i, щ, j, ю, ь, я, ъ, э, j , ö, ÿ, 
5. i , j , ö, ÿ, 
6. в, ф, х, i, щ, j
Ответ: 3

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен осуществлять профессионально ориентированный перевод (с иностранных языков, в том числе языка региона специализации на русский язык) для обеспечения дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Современный алтайский язык, как и все тюркские языки, относится к
1. флективным языкам
2. агглютинативным языкам
3. аффиксирующим языкам
4. изолирующим языкам
5. полисинтетическим языкам
6. аморфным языкам
Ответ: 2
Вопрос 2. Хронология основных периодов развития тюркских языков с древнейших времен и до наших дней (по Н.А. Баскакову)
1. Древнетюркская эпоха (V-X вв.)
2. Алтайская эпоха ( до VII-X тыс.лет до н.э.)
3. Среднетюркская эпоха (X-XV вв.)
4. Хуннская эпоха ( до V в.)
5. Новотюркская эпоха (XV-XIX вв.)
6. Новейшая эпоха (XX-XXI вв.)
Ответ: 241356
Вопрос 3. Разновидность двуязычия, порожденного длительным сосуществованием разных языков на одной территории
1. 1.субстрат
2. 2.суперстрат
3. 3.адстрат
4. 4.адаптация
5. 5.взаимодействие
6. 6.узус
Ответ: 3
Вопрос 4. Сущность этого закона заключается в том, что характер гласных звуков в слове зависит от гласного первого слога
1. 1.синонимия
2. 2.синкретизм
3. 3.сингармонизм
4. 4.синтез
5. 5.синхрония
6.слияние
Ответ: 3
Вопрос 5. Южные диалекты алтайского языка относятся к
1. 1. киргизо-кыпчакским
2. 2. уйгуро-огузским
3. 3. булгарским
4. 4. огузо-карлуко-кыпчакским
5. Ответ: 1
Вопрос 6. Сущность закона нёбного притяжения заключается во
1. взаимозаменяемости (по твёрдости и мягкости)
2. взаимоподчинении (по твёрдости и мягкости)
3. взаимозависимости (по твёрдости и мягкости)
Ответ: 2
Вопрос 7. Письменный язык, созданный миссионерами, базировался на диалекте
1. 1. теленгит
2. 2. туба
3. 3. телеут
4. 4. куманды
5. 5. чалканду
6. 6.алтай-кижи
Ответ: 3
Вопрос 8. К северным диалектам алтайского языка относятся
1. теленгит
2. телеут
3. тыва
4. туба
5. чалканду
6. куманды
Ответ: 4,5,6.
Вопрос 9. Разработал способ письма на алтайском языке на основе русской графики
1. М.В. Чевалков
2. В.И. Вербицкий
3. Н.А. Баскаков
4. И. Штыгашев
5. В.В. Радлов
6. Т.М. Тощакова
Ответ: 2
Вопрос 10. Главным составителем «Грамматики алтайского языка» является
1. В. Вербицкий
2. С. Ландышев
3. М. Глухарев
4. Н. Ядринцев
5. Н. Катанов
Ответ: 1
Вопрос 11. Пионером тюркской текстологии является
1. В. Вербицкий
2.Н.А. Баскаков
3. В. Радлов
4. С.Малов
5. Т.Тощакова
6. Н. Катанов
Ответ: 3
Вопрос 12. «Телеуты впервые обратились в христианство. Поэтому телеутское наречие сделалось как бы официальным языком Алтайской миссии. Кроме того, тексты на алтайском языке неудобно было издавать иначе, как на одном каком-нибудь наречии, по одному уже экономическому расчёту» – пишет в своем труде
1. М.В. Чевалков
2. В.И. Вербицкий
3. В.В. Радлов
4. Н.А. Баскаков
5. Н.А. Каланаков
6.Н.П. Дыренкова
Ответ: 2
Вопрос 13. Был утвержден проект нового алфавита, на базе которого развивались и совершенствовались нормы современного алтайского литературного языка
1. 1941 году
2. 1938 году
3. 1947 году
4. 1949 году
5. 1951 году
6. 1968 году
Ответ: 2
Вопрос 14. В 1928 году письменность алтайского языка была переведена на
1. кириллицу
2. латиницу
3. старомонгольский алфавит
4. новый алфавит
5. древнетюркский алфавит
Ответ: 2
Вопрос 15. Миссионерский алфавит состоял из:
1. 23 знаков
2. 24 знаков
3. 25 знаков
4. 27 знаков
5. 33 знаков
6. 37 знаков
Ответ: 4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочное средство – эссе, реферат
Критерии оценки:
Результатами занятия должна стать формирующиеся у студентов компетенции, а также умение аргументированно отстаивать собственную точку зрения по рассматриваемой тематике. Максимальный балл за работу равен десяти. Для выставления итоговой оценки студенту используется следующий перечень критериев.
Критерии оценки работы студента
Баллы
1. Теоретический уровень знаний 5
2. Подкрепление материалов фактическими данными 5
3. Способность делать выводы 5
Итоговая сумма баллов: 15
Оценки: «отлично» – 10-15 баллов (повышенный уровень); «хорошо» – 7-10 баллов (пороговый уровень);
«удовлетворительно» – 3-7 баллов (пороговый уровень); «неудовлетворительно» – 3-0 баллов (уровень не сформирован).
Критерии оценки компетенции:
Критерии Оценка, уровень
- знает общую характеристику звуков алтайского языка и др. тюркских языков;
- умеет формулировать аргументированные и самостоятельные выводы и заключения;
- использует понятийный аппарат и фактические данные в профессиональной деятельности;
- владеет первичным опытом обсуждения проблем «отлично», 84-100%, повышенный уровень
- в основном, знает сущность фонетических процессов, произошедших в языке;
- в основном, умеет формулировать выводы и заключения;
- с некоторыми неточностями использует понятийный аппарат и фактические данные в профессиональной деятельности
«хорошо», 66-83%, пороговый уровень
- поверхностно, с допущением существенных ошибок, знает суть вопроса, их взаимосвязь;
- допускает ошибки в определении понятий;
- затрудняется в формулировке выводов «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень
- проявляет существенные пробелы при изложении материала
- не владеет понятийным аппаратом;
- не умеет обобщать фактическую информацию, формулировать выводы «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Г. Костомаров Современный русский литературный язык в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5B0977A6-5ACD-4F2C-A4EF-5C22769AC1CA
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Доронина, Светлана Валерьевна Лексика современного русского языка. Социолингвистические и хронологические аспекты: практикум: Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Тюркский язык
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы магистрантов.
1. Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса.
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.
Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Формы самостоятельной работы разнообразны. Они включают в себя:
• изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет";
• изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
• подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
• участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
2. Цели и основные задачи СРС
Важным и необходимым условием СРС является умение самостоятельно работать для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачи СРС:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений;
• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
3. Виды самостоятельной работы
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов:
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
• формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
• написание рефератов;
• подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
• составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
• подготовка рецензий на статью, пособие;
• выполнение микроисследований;
• подготовка практических разработок;
• выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
• компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
• текущие консультации;
• коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин: (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);
• прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
• прием и защита лабораторных работ (во время проведения л/р);
• выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);
• выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС);
• прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);
• выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.
4. Организация СРС
Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие этапы:
• подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
• основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
• заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя студент должен:
 освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Федеральным государственными образовательными стандартами высшего образования по данной дисциплине.
 планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
 самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
 выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
студент может:
сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ФГОС ВО по данной дисциплине:
 самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
 предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
 в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
 предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
 использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;
 использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

Методические рекомендации для студентов
Работа с книгой.
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)
2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)
3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)
4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:
1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Практические занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Консультации
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Подготовка к экзаменам
Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Экзаменационная сессия - это серия экзаменов, установленных учебным планом. Между экзаменами интервал 3-4 дня. Не следует думать, что 3-4 дня достаточно для успешной подготовки к экзаменам.
В эти 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Во-первых, очень важно соблюдение режима дня; сон не менее 8 часов в сутки, занятия заканчиваются не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Оптимальное время занятий, особенно по математике - утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом. Во-вторых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо во время ее восстановить (переписать ее на кафедре), обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. В-третьих, при подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Методические рекомендации (указания) студентам по выполнению эссе, рефератов
• Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного текста - это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и.
• Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы.
• Писать серьезные работы следует тогда, когда есть о чем писать и когда есть настроение поделиться своими рассуждениями.
• Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея – как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея – как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время – важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.
• Писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т, п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше – не то, что в эпоху «информационного взрыва» и соответствующего «информационного мусора»).
• Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.