МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сотрудничество Алтайского края с азиатскими регионами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильТюркология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Сотрудничество Алтайского края с азиатскими регионами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.выявить и проанализировать основные направления сотрудничества Алтайского края с регионами Азии (сопередельными регионами Китая и государств Центральной Азии); определить структуру сотрудничества АК с регионами Азии, выявить и проанализировать нормативную и институциональную основу регионального и межрегионального взаимодействия; определить проблемы сотрудничества Алтайского края с азиатскими регионами и спроектировать пути их разрешения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять преподавательскую деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам в области зарубежного регионоведения
ПК-2.1 Знает трудовые функции педагога высшего и дополнительного образования
ПК-2.2 Знает содержание предметной области зарубежного регионоведения, актуальные проблемы и тенденции ее развития
ПК-2.3 Умеет разрабатывать РПД по ООП высшего образования, программам ДПО
ПК-2.4 Умеет использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения учебной дисциплины, применять современные оценочные средства
ПК-3Способен осуществлять экспертноаналитическую деятельность на этапе сбора, систематизации, анализа и интерпретации фактического материала
ПК-3.1 Знает формы осуществления экспертноаналитической деятельности
ПК-3.2 Знает сущность, содержание и основные этапы аналитической работы
ПК-3.3 Умеет выявлять, систематизировать и проводить анализ фактического материала для решения конкретной профессиональной задачи
ПК-3.4 Владеет навыками составления аналитического обзора и формирования экспертной
ПК-5Способен осуществлять организационно-коммуникационную деятельность по обеспечению дипломатических, внешнеэкономичес ких и иных контактов с зарубежными странами и регионами на этапе организации работы коллектива в рамках решения конкретных задач профессиональной деятельности
ПК-5.1 Знает содержание, цель и задачи организационнокоммуникационной деятельности
ПК-5.2 Знает основы организации и проведения региональных, межрегиональных и международных мероприятий (политического, экономического, дипломатического характера)
ПК-5.3 Умеет планировать выполнение конкретного порученного этапа работы
ПК-5.4 Владеет навыками организации работы коллектива для решения конкретной задачи профессиональной деятельности
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы, необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные направления и сферы сотрудничества Алтайского края с азиатскими регионами;
- институциональное и нормативное обеспечение сотрудничества Алтайского края с азиатскими регионами;
- проблемы и перспективы сотрудничества Алтайского края с азиатскими регионами на современном этапе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Проводить экспертно-аналитическое исследование;
- прогнозировать развитие сотрудничества Алтайского края с азиатскими регионами на региональном, макрорегиональном и глобальном уровнях;
- определять степень эффективности и перспективности регионального и межрегионального сотрудничества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Составления комплексной характеристики направлений, сфер и уровней регионального сотрудничества;
- научно-исследовательской работы;
- эспертно-аналитической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Региональное сотрудничество как фактор устойчивого роста
1.1. Региональное сотрудничество: цели, задачи, формы и направления Лекции 3 2 УК-3.1, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Алтайский край в системе регионального сотрудничества Нормативно-правовая и институциональная основа регионального сотрудничества Алтайского края Лекции 3 2 УК-3.1, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Нормативно-правовое обеспечение сотрудничества Алтайского края с зарубежными странами Практические 3 4 УК-4.2, УК-4.3, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Институциональное сопровождение сотрудничества Алтайского края Практические 3 4 УК-4.2, УК-4.3, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
1.5. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 3 16 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ПК-2.4, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ВЭД и ее место в системе регионального сотрудничества Алтайского края
2.1. Внешнеэкономическая деятельность как фактор устойчивого роста региона. Внешнеэкономическая деятельность Алтайского края и ее особенности Лекции 3 2 УК-3.1, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.2. Внешнеэкономические связи Алтайского края, место азиатских регионов с системе ВЭД Алтайского края Практические 3 6 УК-4.2, УК-4.3, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
2.3. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 3 20 УК-4.1, УК-4.2, ПК-2.4, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества Алтайского края с регионами Азии
3.1. Экспортный потенциал как фактор развития региональной экономики Лекции 3 2 УК-3.1, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
3.2. Экспортный потенциал Алтайского края. Проблемы импортозамещения промышленности региона Практические 3 4 УК-4.2, УК-4.3, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
3.3. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 3 20 УК-4.1, УК-4.2, ПК-2.4, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Сотрудничество Алтайского края с азиатскими регионами в социокультурной сфере
4.1. Основные направления и перспективы развития сотрудничества Алтайского края с регионами Азии в сфере науки, культуры и туризма Лекции 3 2 УК-3.1, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.2. Образовательные межрегиональные проекты, студенческая мобильность как направление регионального сотрудничества Алтайского края с регионами Азии Практические 3 4 УК-4.2, УК-4.3, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 3 20 УК-4.1, УК-4.2, ПК-2.4, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. В полном объеме контрольные задания и вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации размещены в Электронных учебно-методических комплексах по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=534

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5
Способен осуществлять организационно-коммуникационную деятельность по обеспечению дипломатических, внешнеэкономичес ких и иных контактов с зарубежными странами и регионами на этапе организации работы коллектива в рамках решения конкретных задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие области Республики Казахстан граничат с Алтайским краем Российской Федерации?
a) Мангистауская и Атырауская области
b) Абайская, Восточно-Казахстанская и Павлодарская области
c) Астана и Алматы
d) Северо-Казахстанская и Карагандинская области
2. Какова общая протяженность государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан на алтайском участке?
a) Более 500 километров
b) Более 840 километров
c) Менее 200 километров
d) Около 1000 километров
3. Сколько приграничных районов Алтайского края находятся на территории приграничных областей Республики Казахстан?
a) 3 района
b) 7 районов
c) 11 районов
d) 15 районов
4. Какое соглашение регулирует основные сферы сотрудничества Алтайского края с Абайской областью Республики Казахстан?
a) Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве
b) Соглашение о сотрудничестве в сфере промышленности
c) Соглашение о взаимодействии в области туризма
d) Соглашение о граничных вопросах
5. Какая доля товарооборота Алтайского края составляет Казахстан?
a) 10%
b) 20%
c) 32,5%
d) 45%
6. Какой был общий внешнеторговый оборот Алтайского края с Республикой Казахстан по итогам 2021 года?
a) 200 млн. долл. США
b) 400 млн. долл. США
c) 593,3 млн. долл. США
d) 700 млн. долл. США
7. Какие товары экспортируются из Алтайского края в Казахстан?
a) Железнодорожные вагоны и их части, руды, лесоматериалы
b) Пластмассовые изделия, фармацевтическая продукция, черные металлы
c) Кокс и полукокс из каменного угля, сельскохозяйственная техника
d) Шинная продукция и шины, котельное оборудование
8. Какие товары импортируются из Казахстана в Алтайский край?
a) Каменный уголь, пластмассы и изделия из них, портландцемент
b) Масличные семена, фрукты, овощи, кондитерская продукция
c) Дорожно-строительные материалы, нефтехимия
d) Железнодорожные вагоны и их части, руды, лесоматериалы
9. Какие предприятия Алтайского края принимали участие в переговорах о сотрудничестве в сфере промышленности с Павлодарской областью Республики Казахстан?
a) ООО "Андерболд - Сибирь", ООО "Барнаульский завод винтовых свай", ООО "Электросила", ООО "СиСорт"
b) АО "Алтайвагон", АО "Барнаульский вагоноремонтный завод"
c) Крупные предприятия дорожной отрасли, предприятия энергетики, нефтехимии и сельского хозяйства
d) ООО "Нортек" (Алтайский шинный комбинат)
10. Какая область в Казахстане занимает первое место в структуре экспорта регионального сельхозмашиностроения Алтайского края?
a) Мангистауская область
b) Атырауская область
c) Восточно-Казахстанская область
d) Павлодарская область
11. Какие почвы преобладают в Кулундинской равнине:
а) каштановые
б) черноземные
в) бурые лесные
12.Какое растение образует реликтовые ленточные боры?
а) пихта
б) сосна
в) ель
13. Какое растение занесено в Красную книгу?
а) пион уклоняющийся
б) лен
в) сосна
14. Рога какого животного используют для изготовления лекарственного препарата пантокрин:
а) лося
б) барана
в) марала
15. Какая из перечисленных птиц занесена в Красную книгу?
а) коршун
б) степной орел
в) грач
16. Какой из этих объектов находится на территории Третьяковского района?
а) Гилевский заказник
б) Колыванский борок
в) г. Синюха
17. Из-за произрастания какого растения сопке Аринкин курган был присвоен статус ботанического памятника природы?
а) венерин башмачок
б) ирис Людвига
в) пион уклоняющийся
18. Какой из заповедников находится на территории Алтайского края:
а) Баргузинский
б) Алтайский
в) Тигирекский
19. Выберите из населенных пунктов города:
а) Бийск
б) Топчиха
в) Павловск
г) Алейск
д) Тальменка
е) Заринск
20. Какие народы преобладают в национальном составе края:
а) русские
б) казахи
в) немцы
г) карелы
д) украинцы
е) удмурты
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какая дата была подписана Соглашением между Администрацией Алтайского края РФ и Народным Правительством Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР?
2. Какие основные детали сотрудничества были обсуждены на круглом столе между китайскими и алтайскими компаниями?
3. Какие темы были рассмотрены алтайскими компаниями на вебинарах Торгового представительства России в Китае?
4. Какие вопросы были обсуждены во время официальной встречи Губернатора Алтайского края с Чрезвычайным и Полномочным Послом Китая?
5. В каких областях было подтверждено взаимный интерес в наращивании поставок алтайской продукции на китайский рынок?
6. Какое сотрудничество обсуждалось в рамках деятельности Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай»?
7. Какие перспективы использования инфраструктуры международного транспортного коридора Россия-Монголия-Китай были рассмотрены?
8. Какие вопросы обсуждались на презентации Алтайского края для китайских деловых кругов?
9. Какие цели ставила перед собой экспедиция в Западную Монголию, организованная Администрацией Губернатора и Правительства Алтайского края?
10. Какие актуальные проекты двустороннего сотрудничества были обсуждены на заседании Российско-Китайской постоянной рабочей группы по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества?
11. Какую долю экспорта составляют товары из Алтайского края?
12. Какие основные статьи экспорта присутствуют в товарообороте Алтайского края?
13. Какие товары импортировались в Алтайский край?
14. Когда состоялась бизнес-миссия алтайских предпринимателей в Индию?
15. Какая организация организовала бизнес-миссию в Индию?
16. Сколько швей из Индии заняты на алтайском предприятии "БТК групп"?
17. Кто является Почетным консулом Российской Федерации в г. Тривандрум?
18. Какой творческий коллектив выступал в штате Керала в рамках мероприятий Года туризма между Россией и Индией?
19. Какие мероприятия прошли в Керале по инициативе Россотрудничества и других организаций?
20. С какими индийскими партнерами сотрудничают вузы Алтайского края?

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен осуществлять экспертноаналитическую деятельность на этапе сбора, систематизации, анализа и интерпретации фактического материала
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Главной международной проблемой в международных отношениях можно считать:
а) проблему войны и мира
б) проблему сохранения окружающей среды
в) демографическую проблему
ОТВЕТ: А
2. Какой законодательный акт делает ЕС правосубъектным:
а) Парижский договор
б) Лиссабонский договор
в) Ливанский договор
ОТВЕТ: Б
3. Какое государство вышло из СНГ в 2008 году:
а) Армения
б) Украина
в) Грузия
ОТВЕТ: В
4. Какая страна вошла в блок НАТО в 2009 г.:
а) Хорватия
б) Германия
в) Испания
ОТВЕТ: А
5. Какая страна вошла в блок НАТО в 2009 г.:
а) Англия
б) Франция
в) Албания
ОТВЕТ: В
6. Какая страна стала инициатором создания ЕОУС:
а) Дания
б) Франция
в) Австрия
ОТВЕТ: Б
7. Какая из перечисленных международных организаций является интеграционным объединением и действует на территории Южной Америки:
а) ОБСЕ
б) НАТО
в) Меркосур
ОТВЕТ: В
8. Европейский Союз был создан в:
а) 1992 г.
б) 1972 г.
в) 1982 г.
ОТВЕТ: А
9. Глобализация в культуре тесно связана с:
а) Европеизация
б) Востокозация
в) Американизацией
ОТВЕТ: В
10. Главные участники международных отношений согласно теории реализма – это:
а) люди
б) государства
в) политики
ОТВЕТ: Б
11. Входит ли в состав Евросоюза председатель Еврокомиссии:
а) да
б) нет
в) периодически
ОТВЕТ: А
12. Автором идеи столкновения цивилизаций является:
а) Паркинсон
б) Хантингтон
в) Орвилл
ОТВЕТ: Б
13. Концепция глобализации несет на себе бесспорное влияние таких подходов:
а) транснационалистических
б) модернистских
в) неореалистических
ОТВЕТ: А
14. Теоретическое освоение мироцельности:
а) политология
б) социология
в) мондиология
ОТВЕТ: В
15. Кто принадлежит авторство в изобретении термина «международные отношения»:
а) Бентаму
б) Локку
в) Маккиавелли
ОТВЕТ: А
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что изучает этнология?
ОТВЕТ: наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп.
2. Какие цели преследует этнология?
ОТВЕТ: реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, а также формулировка обобщений о «человеческой природе».
3. Каким образом "открытие Америки" влияло на развитие этнологии?
ОТВЕТ: в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей»
4. Какие концепции и школы развиваются в этнологии?
ОТВЕТ: эволюционизм; диффузионизм; расово-антропологическая школа (или антропосоциология); социологическая школа; функционализм;
5. Какой предмет изучает этнология?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
6. Какие методы исследования применяются в этнологии?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
7. Каковы основные характеристики культурно отсталых народов в конце XIX века?
ОТВЕТ: в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, сменившее основоположников-практиков
8. Какие критические взгляды высказывались на концепцию культурных инвариантов?
ОТВЕТ: требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX-го и XX-го веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие
9. Какую роль сыграло становление этнологии как науки в исторической мысли?
ОТВЕТ: отход от принципа "отсталых" народов; разработка своих методов и инструментов
10. Какой вклад в развитие этнологии внесли Л.Н. Гумилев и академик Ю.В. Бромлей?
ОТВЕТ: большой вклад в российскую этнографию.
11. Укажите, о каком факторе межэтнических отношений говорится в тексте: «Стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты»?
ОТВЕТ: Ситуативный
12. Какие природные ресурсы хранит Дальний Восток России?
ОТВЕТ: леса богаты редкими животными и растениями, его реки «населены» рыбами множества видов, его недра таят месторождения угля, золота, олова, полиметаллов, графита, строительных материалов, бассейны термальных вод
13. Каковы особенности жизни народов Севера, проживающих на Дальнем Востоке?
ОТВЕТ: здесь происходило формирование их своеобразных культур. Особенности этого процесса определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила их жизнь
14. Какая роль малых народов Севера в истории и культуре России?
ОТВЕТ: В то время как численность многих народов, входящих в состав населения нашей страны составляет десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек
15. Какие вклады в изучение народов Дальнего Востока внесли российские ученые XVIII-XX веков?
ОТВЕТ: первыми учеными-исследователями истории, культуры и быта народностей Дальнего Востока являются российские участники академических экспедиций XVIII в. Г.Ф. Миллер, Г.В. Стеллер, Я.И. Линденау, СП. Крашенинников. XIX век открыл новую страницу в изучении истории и культуры народов Дальнего Востока и Русской Америки. Огромный вклад в этнографическую науку внес выдающийся российский миссионер, (священник), в наше время канонизированный святителем, Иннокентий Вениаминов (в миру — Иван Евсеевич Попов), несший свет христианства на Алеутские острова и Аляску. Также большой вклад в изучение народов Дальнего востока внесли следующие дореволюционные ученые: А.Ф. Миддендорф (автор труда «Путешествие на Север и Восток Сибири»), академик Л.И. Шренк
16. Кто из ученых занимался исследованием чукчей, тунгусо-маньчжурских народов, нивхов и других народов Дальнего Востока?
ОТВЕТ: В.Г. Богораз
17. Кто изучал голдов (нанайцев) на Дальнем Востоке?
ОТВЕТ: И.А. Лопатин
18. Какие коллекции были собраны и переданы в российские музеи исследователем В.К. Арсеньевым?
ОТВЕТ: собрал и передал в российские музеи прекрасные коллекции по этнографии нанайцев, удэгейцев, орочей
19. Какие традиции в изучении народностей Дальнего Востока были выработаны дореволюционными российскими учеными?
ОТВЕТ: им, например, было чуждо противопоставление великорусов другим народам, деление народов на «исторические» и «неисторические», чем грешила западноевропейская наука
20. Какие прогрессивные тенденции отличали отечественных исследователей народностей Дальнего Востока по сравнению с западной наукой?
ОТВЕТ: Прогрессивные тенденции наших ученых нашли отражение в историографии коренного населения Дальнего Востока. Именно отечественные исследователи дальневосточных народностей накопили огромный материал, добытый нередко в чрезвычайно трудных условиях.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Фамилия ученого, автора положения: «Время интеграции пришло, в мире начались дезинтеграционные процессы»:
а) Баталов
б) Поздняков
в) Ланцов
ОТВЕТ: Б
2. Как характеризуются в научной литературе 1990-е гг.:
а) подсистема Вестфальской системы
б) период «холодной войны»
в) переходный период от биполярной к новой системе международных отношений
ОТВЕТ: В
3. Процессы глобализации охватывают в первую очередь сообщество таких стран:
а) стран третьего мира
б) развитых
в) развивающихся
ОТВЕТ: Б
4. Унилатерализм присущ:
а) ЕС
б) Китаю
в) Турции
ОТВЕТ: В
5. Международные организации, как правило, разделяют на … основные группы:
а) три
б) две
в) четыре
ОТВЕТ: Б
6. Глобальные проблемы на современном этапе развития международных отношений:
а) приобрели поистине планетарный, общемировой характер
б) отошли на второй план
в) приобрели региональный характер
ОТВЕТ: А
7. В связи с каким событием впервые возникает вопрос о понятии «гуманитарная катастрофа»:
а) с Карибским кризисом 1962 г.
б) с балканским конфликтом 1999 г.
в) с индо-пакистанским конфликтом
ОТВЕТ: Б
8. Международный терроризм имеет такой характер:
а) межрегиональный
б) региональный
в) глобальный
ОТВЕТ: В
9. Комиссия ЕС представила «повестку дня 2000»:
а) 15 июля 2000
б) 15 июля 1997
в) 15 июля 1998
ОТВЕТ: Б
10. Какая страна активно призывала Ирландию не ратифицировать Лиссабонский договор:
а) Германия
б) Англия
в) Ватикан
ОТВЕТ: В
11. Как называется вера в возможность создания нового мирового порядка на основе универсальной межправительственной организации:
а) неолизм
б) утопизм
в) идеология
ОТВЕТ: Б
12. Какая из стран Южной и Центральной Америки является крупным экспортером нефти:
а) Венесуэла
б) Бразилия
в) Перу
ОТВЕТ: А
13. Какое из этих государств-участников СНГ не ратифицировало Устав СНГ:
а) Россия
б) Белоруссия
в) Украина
ОТВЕТ: В
14. Где было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС:
а) о. Корфу
б) о. Корсика
в) о. Крит
ОТВЕТ: А
15. Глобализация привлекла общественное внимание в:
а) 2001 году
б) 1990-х годах +
в) 2000-х годах
ОТВЕТ: Б
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. К внешним факторам прямого воздействия, влияющим на жизнедеятельность региона можно отнести
ОТВЕТ: кадры региональных субъектов межрегиональные связи региональные ресурсы макроэкономические тенденции
2. К субъективным ресурсам региона можно отнести
ОТВЕТ: лесные ресурсы социальные ресурсы демографические ресурсы достижения НТП
3. Имеют ли право субъекты федерации принимать участие в решении общегосударственных вопросов?
ОТВЕТ: нет только с разрешения Центра да, абсолютно все вопросы да, в соответствии с Конституцией или Федеральным договором
4. Возможно ли в федеративном государстве существование сферы совместной компетенции федерального Центра и субъектов федерации?
ОТВЕТ: да нет в исключительных случаях это обязательное условие любой федерации
5. Автономии – это
ОТВЕТ: политико-территориальные единицы в составе федеративного государства политико-территориальные единицы в составе конфедеративного государства самостоятельные государственные образования только национально-культурные образования в составе федеративного государства
6. Федерация состоит из
ОТВЕТ: только из государственных образований только из автономий только из национально-территориальных образований из государственных образований и автономий
Как расшифровывается аббревиатура НАТО?
7. В каком году был образован СССР?
8. В каком году Правительство Российской Федерации утвердило Комплексную стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 года?
9. Унитарное государство состоит из
ОТВЕТ: государственных образований административно-территориальных единиц национально-культурных единиц независимых государств
10. Конфедерация это
ОТВЕТ: союзное государство унитарное государство союз государств регионалистское государство
11. Субъекты РФ
ОТВЕТ: имеют одинаковый правовой статус имеют различный правовой статус по своему статусу соответствуют классической федерации все без исключения обладают чертами государственного образования
12. Политико-правовой основой российского федерализма является
ОТВЕТ: Конституция РФ специальная Декларация ОНН специальная резолюция ОБСЕ Федеральный Договор
13. Мерами по усилению стабильности регионального развития можно считать
ОТВЕТ: уменьшение доли государственного сектора в социально-экономической сфере партнерские отношения субъектов и Центра в финансовой сфере ликвидацию системы местного самоуправления уменьшение роли населения в управлении государством
14. Какая роль малых народов Севера в истории и культуре России?
ОТВЕТ: В то время как численность многих народов, входящих в состав населения нашей страны составляет десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек
15. Какие вклады в изучение народов Дальнего Востока внесли российские ученые XVIII-XX веков?
ОТВЕТ: первыми учеными-исследователями истории, культуры и быта народностей Дальнего Востока являются российские участники академических экспедиций XVIII в. Г.Ф. Миллер, Г.В. Стеллер, Я.И. Линденау, СП. Крашенинников. XIX век открыл новую страницу в изучении истории и культуры народов Дальнего Востока и Русской Америки. Огромный вклад в этнографическую науку внес выдающийся российский миссионер, (священник), в наше время канонизированный святителем, Иннокентий Вениаминов (в миру — Иван Евсеевич Попов), несший свет христианства на Алеутские острова и Аляску. Также большой вклад в изучение народов Дальнего востока внесли следующие дореволюционные ученые: А.Ф. Миддендорф (автор труда «Путешествие на Север и Восток Сибири»), академик Л.И. Шренк
16. Кто из ученых занимался исследованием чукчей, тунгусо-маньчжурских народов, нивхов и других народов Дальнего Востока?
ОТВЕТ: В.Г. Богораз
17. Кто изучал голдов (нанайцев) на Дальнем Востоке?
ОТВЕТ: И.А. Лопатин
18. Какие коллекции были собраны и переданы в российские музеи исследователем В.К. Арсеньевым?
ОТВЕТ: собрал и передал в российские музеи прекрасные коллекции по этнографии нанайцев, удэгейцев, орочей
19. Какие традиции в изучении народностей Дальнего Востока были выработаны дореволюционными российскими учеными?
ОТВЕТ: им, например, было чуждо противопоставление великорусов другим народам, деление народов на «исторические» и «неисторические», чем грешила западноевропейская наука
20. Какие прогрессивные тенденции отличали отечественных исследователей народностей Дальнего Востока по сравнению с западной наукой?
ОТВЕТ: Прогрессивные тенденции наших ученых нашли отражение в историографии коренного населения Дальнего Востока. Именно отечественные исследователи дальневосточных народностей накопили огромный материал, добытый нередко в чрезвычайно трудных условиях.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПК-2: Способен осуществлять преподавательскую деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам в области зарубежного регионоведения
1. Ответьте на вопрос:
С каким регионом КНР подписано соглашение о сотрудничестве с АК?
а. Синьцзян
б. Ляонин
в. Цзилинь
г. Внутр. Монголия
Ответ: а.

2. Ответьте на вопрос:
В каком году был подписан договор о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве АК с СУАР
а. 1999
б. 2009
в. 2015
г. 1983
Ответ: а.

3. Верно ли суждение?
Внешнеэкомическую деятельность осуществляет в АК Департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по внешним связям и протоколу
а. Да
б. Нет
Ответ: а.

4. Верно лл суждение?
Департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края поддерживает сотрудничство в СУАР с «Русским клубом в Урумчи»
а. Да
б. Нет
Ответ: а.

5. Верно ли суждение?
Департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края поддерживает сотрудничество в Киргизии с Общественным фондом «Центр поддержки русского языка и культурного наследия «Русское достояние»
а. Да
б. Нет
Ответ: а.

7. Ответьте на вопрос:
В каком году был подписан договор о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве АК с Павлодарской областью
а. 2012
б. 2009
в. 2015
г. 1983
Ответ: а.

8. Ответьте на вопрос:
В каком году был подписан договор о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве АК с Восточно-Казахстанской областью
а. 2010
б. 2009
в. 2015
г. 1983
Ответ: а.

9. Ответьте на вопрос:
В каком году был подписан договор о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве АК с Ошской областью
а. 2011
б. 2009
в. 2015
г. 1983
Ответ: а.

10. Ответьте на вопрос:
В каком году был подписан договор о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве АК с Беларусью
а. 2014
б. 2009
в. 2015
г. 1983
Ответ: а.

11. Форма внешнеэкономической сделки с участием российских лиц определяется
а. законодательством РФ
б. международными договорами с участием РФ
в. законом места совершения сделки
г. законодательством США
Ответ: а.

12. В каком из данных международных договоров РФ не участвует (2 ответа)?
а. Оттавская конвенция о международном лизинге 1988 г.
б. Оттавская конвенция о международном факторинге 1988 г.
в. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
Ответ: а.

13. Применение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи к внешнеторговому контракту
а. стороны могут отказаться от применения Конвенции и выбрать иное применимое право
б. является обязательным, если оба государства, где находятся коммерческие предприятия сторон, участвуют в Конвенции
в. не могут отказаться от применения конвенции, если выбор иного применимого права ими не сделан
г. могут выбрать те положения, которые выгодны
Ответ: а.

14. Мировые цены отражают … стоимость.
а. Интернациональную
б. Розничную
в. Закупочную
г. Оптовую
Ответ а.

15. Факторы, не оказывающие определяющее воздействие на мировые цены:
а. внутренние затраты организации
б. темпы инфляции
в. государственное регулирование
г. система национального налогообложения
Ответ а.

Критерии оценивания закрытых вопросов. Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценка "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий,
Оценка "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,
Оценка "удовлетворительно" - верно выполнено 50-69%,
Оценка "неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50%.

Примеры заданий открытого типа:
1. Объясните что такое Международная выставка
Международная выставка - это выставка, в которой принимает участие значительное количество иностранных экспонентов (а) (обычно не менее 10%) и посетителей-специалистов (б) (обычно не менее 5%)1. На международных ярмарках и выставках демонстрируются товары и услуги одной или нескольких отраслей (в).

2. Какую роль выполняет Торговая палата во внешнеэкономической деятельности
Перечень услуг, предоставляемые ТП, следующие: а) Обеспечение программными продуктами для таможенного оформления, б) Подготовка актов загрузки экспортируемых грузов а) Подготовка актов приемки экспортных грузов, г) Подготовка внешнеторговых документов.

3. Что такое Торгово-промышленная палата?
Торгово-промышленная палата — негосударственная, некоммерческая организация (а), объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты (б).

4. Что такое ВЭД?
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это деятельность государственных структур (а), частных организаций (б) и физических лиц (в), связанная с выходом на мировой рынок (г).

6. Что такое ароизводственная кооперация ВЭД
Несколько производителей из разных стран объединяются для изготовления совместной продукции (а). Налоговые ставки, стоимость сырья, оплата рабочим в разных странах (б) различаются, поэтому рассредоточение производства помогает сокращать издержки (в).

7. Что такое валютные и финансово-кредитные операции ВЭД
Этот специфический вид ВЭД связан с кредитными и валютными сделками между странами (а), а также между предприятиями, компаниями, банками разных государств (б). Он включает предоставление в кредит валюты и оборудования, продажу товаров в кредит, лизинг (в).

8. Что такое инвестиционное сотрудничество ВЭД
Инвесторы вывозят деньги из своей страны, чтобы вложить их бизнес на территории другой страны (а). Для инвестора цель такого сотрудничества — получение прибыли или процента от прибыли (б), а для принимающей стороны — развитие своего производства (в).

9. В чем суть Таможенно-тарифное регулирования ВЭД?
Власти всех государств различными способами регулируют ввоз импортных товаров на свою территорию (а) и вывоз своих товаров за рубеж (б). Таким образом, они защищают, развивают и регулируют собственную экономику (в), стимулируют своё производство, поддерживают отечественных производителей (г).

10. В чем суть роли нетарифных мер регулирования?
Защита национального рынка и отдельных отраслей производства от конкуренции извне (а). Обеспечение национальной безопасности, защита прав граждан, окружающей среды, культурных ценностей (б). Соблюдение международных договорённостей (в).

11. Какие документы нужны для осуществления и учёта ВЭД?
Документы для ведения учёта ВЭД прописаны в таможенном законодательстве. Они делятся на несколько типов:а) первичные — это всё, что касается закупки или продажи товара: договоры, инвойсы, платёжные документы; б) бухгалтерские — сборы и пошлины, оплата доставки, зарплата сотрудникам или аутсорсерам; в) налоговые — налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы.

13. Как заключать иностранные контракты?
Контракт с иностранным партнёром составляется на двух языках — русском и языке партнёра (а). В контракте описываются условия сделки, характеристики товара, его количество и особенности доставки (б). Чтобы принимать или отправлять деньги за товар, нужно открыть в банке валютный счёт (в).

14. Перечислите участников ВЭД
Участниками ВЭД выступают: переводчики (а); таможенные декларанты (б); бухгалтеры (в); переговорщики (г); эксперты по внешнеэкономическим связям (д).

15. Как стать участником ВЭД?
Ответ: Необходимо зарегистрироваться на таможне в качестве участника ВЭД (а) и получить учётную карточку – УК ВЭД (б). Получить такую карточку может любое физическое или юридическое лицо (в).
Регистрироваться нужно в том таможенном органе, через который вы в будущем планируете ввозить или вывозить товар (г).

16. Назовите признаки мировой цены
Ответ: представительность, платежи в свободно конвертируемой валюте, совершение крупных экспортных и импортных сделок.

17. Расчетная цена участника внешнеторговой сделки – это …
Ответ: нижний порог цены для участника сделки.

18. На какой срок вводится предварительная специальная пошлина ?
Ответ: В соответствии с ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней.

19. Каков максимальный срок взимания специальной пошлины составляет
Ответ: В соответствии с ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года

20. Что такое демпинг?
Ответ: Продажа товаров на иностранном рынке по пониженным ценам для вытеснения конкурентов.

Критерии оценивания открытых вопросов
Оценка "отлично" (зачтено): Ответ полный и развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибки нет.
Оценка "хорошо" (зачтено): Ответ полный и хотя и краток, терминаологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
Оценка "удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент хорошо владеет программным материалом, но имеются недочеты.


УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
Примеры заданий закрытого типа:
1. Количественные ограничения экспорта и импорта являются
а. мерой, применяемой в исключительных случаях
б. постоянно действующей мерой
в. полностью изжившей себя мерой
г. сезонной мерой
Ответ: а

2. Ответьте на вопрос:
Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования экспорта?
а. снижение цен на соответствующий товар на мировом рынке
б. дефицит соответствующих товаров на внутреннем рынке
в. снижение спроса на соответствующий товар на иностранных рынках
г. введение санкций
Ответ: а.

3. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования импорта??
а. защита отечественных производителей от конкуренции
б. причинение ущерба российской экономике
в. продажа импортируемого товара по цене ниже нормальной
г. введение санкций
Ответ: а.

4. Какое из данных мероприятий проводится в целях распределения квоты между российскими участниками внешнеторговой деятельности?
а. аукцион
б. торги
в. ярмарка
г. рынок
Ответ: а.

5. Какая из данных мер неотделима от квотирования?
а. лицензирование
б. уплата компенсационной пошлины
в. введение государственной монополии на торговлю соответствующим товаром
г. налоговый возврат
Ответ: а.

6. Какого вида лицензия выдается только после заключения внешнеторгового контракта ?
а. разовая
б. генеральная
в. исключительная
г. золотая
Ответ: а.

7. На какой срок выдается разовая лицензия?
а. на один год
б. на один месяц
в. на полгода
г. на срок исполнения соответствующего обязательства по контракту
Ответ: а.

9. Что говорится в законодательстве РФ об отказе в выдаче лицензии?
а. он должен быть мотивированным
б. он должен быть конфиденциальным
в. он может быть дан без каких-либо разъяснений
г. он должен быть на гербовой бумаге
Ответ: а.

10. В течение какого срока должно быть принято решение по заявке на получение лицензии?
а. в течение 1 месяца
б. в течение 10 дней
в. в течение 20 дней
г. в течение 3 месяцев
Ответ: а.

11. Для товаров какого происхождения сделано исключение при применении одной из защитных мер в РФ?
а. товаров из стран СНГ
б. товаров из ЕС
в. товаров из развивающихся стран
г. товаров из Китая
Ответ: а.

12. Какое условие является обязательным для применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер?
а. ущерб или угроза нанесения ущерба российской экономике
б. взаимность
в. проведение консультаций
г. жалоба в ВТО
Ответ: а.

13. Какая из данных характеристик присуща демпингу?
а. недобросовестная конкуренция
б. экономическое преступление
в. деликт
г. война
Ответ: а.
14. Что является фактическим основанием для введения предварительной специальной пошлины?
а. чрезмерно возросший импорт какого-либо товара в РФ
б. ограничение экспорта товаров из РФ
в. повышение таможенных пошлин на товары из РФ
г. санкции
Ответ: а.

15. На какой срок вводится предварительная антидемпинговая пошлина
а. 6 месяцев
б. 1 месяц
в. 9 месяцев
г. 12 месяц
Ответ: а.

Критерии оценивания закрытых вопросов. Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценка "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий,
Оценка "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,
Оценка "удовлетворительно" - верно выполнено 50-69%,
Оценка "неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50%.

Примеры заданий открытого типа:
1. Что такое импорт?
Ответ: ввоз товаров из-за границы

2. Что такое экспорт?
Ответ: вывоз товаров из стран ы

3. Что такое параллельный импорт?
Ответ: Параллельный импорт — это ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя.

4. Назовите марки автомобилей, которые находятся в списке минпромторга для параллельного импорта
Ответ: BMW, Toyota, Audi, Renault, Nissan.

5. Назовите бренды электроники, которые находятся в списке минпромторга для параллельного импорта
Ответ: Apple, Samsung, Sony, HP, Intel.

6. Можно ли купить через электронные магазины товары параллельного импорта?
Ответ: Ozon и Wildberries разрешили продавцам торговать товарами параллельного импорта.

7. Назовите товары, для которых отменили ввозные пошлины после 2022 г.
Ответ: к омпоненты для электроники; стройматериалы; удобрения; фармсубстанции; ткани и пряжа;

8. К сентябрю 2023 г. сколько пакетов санкций ввел евросоюз
Ответ: 11

9. Что значит слово санкции?
Ответ: Санкция – мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия

10. Поддержал ил Казахстан санкционный режим в отношении России?
Ответ: Да.

11. Что такое санкционная война?
Ответ: Санкционная война» – это модель международного политико-экономического конфликта, когда между субъектами международных отношений, имеющими значительную степень влияния на систему, существуют взаимные фундаментальные претензии, однако открытый вооружённый конфликт невозможен

12. Когда появился список дружественных стран России?
Ответ: 21 сентября 2023 года Правительство утвердило список дружественных и нейтральных стран, банки которых могут принимать участие в валютных торгах в России.

13. Попал ли Китай в список (2023) дружественных стран?
Ответ: Да.

14. Попала ли Франция в список (2023) дружественных стран?
Ответ: Нет.

15. Попал ли Вьетнам в список (2023) дружественных стран?
Ответ: Да.

16. Как влияет параллельный импорт на цены?
Ответ: цены на товары как правило увеличиваются от 15 до 50 % в зависимости от типа товара

17. Во время эпидемии ковида закрывал ли Китай пограничные пункты?
Ответ, Да закрывал

18. Существует ли проблемы классификации зерновой продукции при экспорте ее в Китай
Ответ: Да. Не совпадают классы пшеницы.

19. Разрешен ли экспорт свинины в Китай
Ответ: Да. С сентября 2023 рынок свинины был открыт для российских производителей.

20. После ухода западных автопроизводителей с российского рынка, автомобильные бренды какой страны пришли?
Ответ : китайские.
Критерии оценивания открытых вопросов
Оценка "отлично" (зачтено): Ответ полный и развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибки нет.
Оценка "хорошо" (зачтено): Ответ полный и хотя и краток, терминаологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
Оценка "удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент хорошо владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Евченко Н. Н. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Международное образовательное сотрудничество: опыт трансграничного вуза: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Сотрудничество Алтайского края с азиатскими регионами" portal.edu.asu.ru
Э2 Алтайкрайстат. Внешнеэкономическая деятельность. akstat.gks.ru
Э3 Научная электронная библиотека cyberleninka.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
WEB ИРБИС. Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Режим доступа: http://library.gpntb.ru/cgi/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&P21DBN=IBIS&I21DBN=IBIS
Электронная библиотека Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/
Национальный стандарт Российской Федерации гост р 7.0.100– 2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0% A0_7_0_100_2018_1204.pdf

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу обучения студентов по дисциплине составляют лекции и практические занятия.
Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально- значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Результативность лекции во многом зависит от активности обучающихся, поэтому приветствуется большое количество вопросов и обсуждений.
При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованными источниками. Для проверки знаний, полученных в результате работы с источниками, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.