МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная и государственно-конфессиональная политика в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_Регионоведение России_РУМВ-2023
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 126
самостоятельная работа 225
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 15,5 17 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 12 12 36 36
Практические 30 30 30 30 30 30 90 90
Сам. работа 75 75 75 75 75 75 225 225
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 144 144 144 144 144 144 432 432

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков;к.и.н., Доцент, Д.В. Папин;к.и.н., Доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Национальная и государственно-конфессиональная политика в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 650)

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Национальная и государственно-конфессиональная политика в Российской империи" является формирование у будущих магистров регионоведения России представления о процессе взаимоотношений между церковью и государством, рассмотрение культурной, социальной, экономической, правовой динамики церковно-государственных отношений в историческом контексте имперского периода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Использует теоретические эмпирические методы для анализа и оценки общественно политических экономических, социокультурных, демографических и иных процессов в современной России на региональном уровне
ОПК-3.2 Проводит прикладной региональный анализ с использованием качественных и количественных методов для оценки и моделирования различных политических, экономических, социальных и культурных процессов различных регионов России
ОПК-3.3 Учитывает национально-государственную, региональную локальную специфику в построении моделей и прогнозов развития региона на краткосрочный и среднесрочный периоды
ПК-1Способен планировать, реализовывать и контролировать организационно-управленческие процессы в сфере социально-экономического, политического, этноконфессионального и культурного развития региона
ПК-1.1 Определяет цели и задачи, оценивает альтернативы их решения, разрабатывает концепции политических, экономических, этноконфессиональных и культурных мероприятий разного уровня
ПК-1.2 Оценивает уровень потенциальной результативности политических, экономических, этноконфессиональных и культурных мероприятий регионального, межрегионального и международного уровня
ПК-1.3 Планирует организационно управленческие процессы, необходимые для реализации мероприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
ОПК-3.1. Использует теоретические эмпирические методы для анализа и оценки общественнополитических экономических, социокультурных, демографических и иных процессов в современной России на региональном уровне;
ПК-1.1. Определяет цели и задачи, оценивает альтернативы их решения, разрабатывает концепции политических, экономических, этноконфессиональных и культурных мероприятий разного уровня
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2. Проводит прикладной региональный анализ с использованием качественных и количественных методов для оценки и моделирования различных политических, экономических, социальных и культурных процессов различных регионов России;
ПК-1.2. Оценивает уровень потенциальной результативности политических, экономических, этноконфессиональных и культурных мероприятий регионального, межрегионального и международного уровня
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3. Учитывает национально-государственную, региональную локальную специфику в построении моделей и прогнозов развития региона на краткосрочный и среднесрочный периоды
ПК-1.3. Планирует организационноуправленческие процессы, необходимые для реализации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Национальные и государственно-церковные отношения.
1.1. Особенности отношений между церковью и государством в разные периоды истории России. Основные терминологические понятия Лекции 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
1.2. Особенности отношений между церковью и государством в разные периоды истории России. Основные терминологические понятия Сам. работа 1 5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Национальные и государственно-конфессиональные отношения в эпоху формирования Российской империи
2.1. Церковная реформа Петра I Практические 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
2.2. Церковная реформа Петра I Сам. работа 1 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Национальные и государственно-конфессиональные отношения в эпоху дворцовых переворотов
3.1. Отношение к церкви и государству в период царствования Елизаветы Петровны, Екатерины II Лекции 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
3.2. Отношение к церкви и государству в период царствования Елизаветы Петровны, Екатерины II Сам. работа 1 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Раздел 5. Национальная и вероисповедальная политика Российской империи во второй половине XIX в.
4.1. Отношение государства и церкви во второй половине XIX в. Практические 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
4.2. Отношение государства и церкви во второй половине XIX в. Сам. работа 1 26 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Положение неправославных и нехристианских церквей в Российской Империи
5.1. Особенности правового положения христианских неправославных церквей и нехристианских церквей в Российской Империи Лекции 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
5.2. Особенности социального и правового положения христианских неправославных церквей и нехристианских церквей в Российской Империи Практические 1 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
5.3. Особенности социального и правового положения христианских неправославных церквей и нехристианских церквей в Российской Империи Сам. работа 1 14 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
Раздел 6. Национальные и государственно-конфессиональные отношения в 1917
6.1. Церковь и февральская революция в России 1917 г. Практические 1 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
6.2. Церковь и февральская революция в России 1917 г. Сам. работа 1 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
6.3. Экзамен 1 27 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
Раздел 7. 2 семестр Национальная и государственно-конфессиональная политика в СССР
7.1. Эволюция государсвенно-конфессиональной политики с 1917 - 1945 гг. Лекции 2 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
7.2. Политичкские и идеологические факторы эволюции государственно-конфессиональной политики в СССР 1945 - 1992 гг. Практические 2 30 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
7.3. Механизмы реализации государственно-конфессиональной политики в СССР Сам. работа 2 75 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
7.4. Экзамен 2 27 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
Раздел 8. Национальная и государственно-конфессиональная политика в России
8.1. Задачи национальной политики в конце XX века Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
8.2. Формирование правовых оснований национальной политики в XX веке Практические 3 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
8.3. Методы осуществления национальной и конфессиональной политики в конце XX века Сам. работа 3 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
8.4. Задачи националшьной политики в начале 2000-х гг. Осуществление Концепции национальной политики Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
8.5. Религиозная ситуация в стране и регионе в 2000 - 2009 гг. Задачи регламентации государственно-конфессиональных отношений Практические 3 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
8.6. Последствия этнического сепаратизма в РФ. Влияние экстремистского этнического фактора на религиозную ситуацию в стране и регионе. Сам. работа 3 25 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
8.7. Цели и методы реформирования национальной и конфессиональной политики в 2010 - 2019 гг. Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
8.8. Причины и условия реформирования государственно-конфессиональной и национальной политики на современном этапе Практические 3 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
8.9. Приоритетные направления государственно-национальной и конфессиональной политики на современном этапе Сам. работа 3 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1
8.10. Цели и задачи Стратегии государственной национальной политики Сам. работа 3 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-3. Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально- государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно- политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа

Открытые тесты:
1. В 1849 г. в составе Русского Географического общества было создано Отделение
____________________, начавшее целенаправленый сбор сведений о бытовых особенностях народов империи.
2. Какие народы полиэтнического государства обозначаются термином «национальные меньшинства»?
3. Если в политической системе страны важное место занимает местная или муниципальная власть, организующая жизнь на определенной территории, то каким по своему типу является данное государство?
4.Каким словосочетанием в Российской империи обозначались балтийские провинции страны в XVIII XIX вв.?
5. В государстве какого типа доминирующий этнос руководит общественной жизнью, формирует институты власти согласно собственным представлениям и традициям, превращая свою культуру в доминирующую и престижную?
6. Как называется система власти в государстве, где политически преобладает самый многочисленный и доминирующий в культурном отношении народ?
7. Генезис и начало распространения идеи права наций на самоопределение в Европе хронологически относятся к эпохе ____________________.
8. Старый имперский герб (двуглавый орел), восстановленный в современной Российской Федерации, по своему происхождению был ___________________, а символизировал, в частности, двояко нацеленные (на восток и на запад) векторы политики отечественного государства
9. Государство, в составе которого проживают различные этносы, исторически сформировавшиеся на данной этнической территории и имеющие свои формы политической, территориальной, административной или культурной автономии, — это государство____________________
10. Какого типа государственное устройство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, большим (в отличие от федеративного государства) единообразием принципов управления регионами страны?
11. Какой из регионов Российской империи к началу ХХ в. обладал реальной административной автономией?
12. Как называется согласие старообрядцев, которое в 80–90-е годы XVIII века в Стародубье и на Иргизе пошло на примирение с государственной властью и официальной церковью?
13. Христианское население Крыма, которому были дарованы Жалованные грамоты, представлено именно этими народами.
14. Какое из христианских вероисповеданий преобладало в белорусских губерниях империи в XVIII-XIX веках?
15. На каком языке проводились учебные занятия для студентов Дерптского (Юрьевского) университета?
16. Цель нашумевшего судебного процесса 1913 г., получившего название «дело Бейлиса», заключалась в стремлении правительства:
17. Гуманистическим принципам политики в области национальных отношений противоречит:
18. Идеология, не признающая равноправия наций и их представителей, получила название:
19. Преобладание в государственной политике принципа национального равенства характерно для режима:
20. Идея национальной исключительности, основанная на военном превосходстве той или иной нации, – это:
21. Власть одного, обычно титульного, исторически проживающего на данной территории и давшего ей название или наиболее влиятельного этноса (нации) в многонациональном государстве – это:
22. Нация как общность людей формируется:
23. Особенности национально-территориальной организации государства и взаимоотношений между органами центра и регионов раскрывает понятие:
24. Какой из национальных вопросов, существовавших в Российской империи, соотносится с понятиями «выкрест», «кагал», «черта оседлости»?
25. Города Нарва, Пярна и Тарту находились в составе какой из балтийских провинций империи?
26. Рижская и Ревельская губернии появились в административном делении Российской империи при правителе…..
27. В XVIII в. в состав России вошли:
28. Законодательное оформление крепостного права в Левобережной Украине произошло в….году
29. Переселение запорожских казаков на Кубань связано с …
30. До 1781 г. в административно-территориальном отношении Украина делилась на …

Ключи:
1.этнографии
2. все народы такой страны, кроме самого многочисленного
3. федеративным
4. остзейские губернии
5. в национальном государстве
6. этнократия.
7. просвещения
8. византийским
9. полиэтническое
10. унитарное
11. Финляндия
12. единоверцы
13. греки и армяне
14. католичество
15. на немецком
16. спровоцировать новую волну антисемитизма в русском обществе
17. отстаивание этнической «чистоты»
18. шовинизм
19. демократического
20. шовинизм
21. этнократия
22. при капитализме
23. форма государственного устройства
24. еврейский
25. Эстляндии
26. Екатерине II.
27. Северный Азербайджан; Крым
28. 1783 г
29. введением Малороссийского генерал-губернаторства
30. полки и сотни

Тесты закрытого типа:
1. Перечислите типы этносов, которые выделяются в зависимости от положения (статуса) в конкретном государстве?
1 этническое большинство;
2 этническое меньшинство;
3 титульный этнос;
4 все варианты верны

2. Назовите основные принципы государственно-конфессиональной («колонизаторской») политики правительств Российской Империи?
1.административное покровительство в отношении коренных этносов колонизуемых территорий;
2. сохранение экономической и политической власти национальной элиты, ее постепенная интеграция;
3. религиозная терпимость;
4.все варианты верны.

3. Какие основные этапы национально-государственного строительства выделяются в отечественной истории?
1.Древнерусская (Киевская) держава как государство-протоимперия;
2.Московское царство как православная сословно-представительная монархия;
3.Российская империя как полиэтническое государство.
4. все варианты верны

4. Двумя основными лозунгами политической программы «Союза русского народа» были:
1. становление в России режима конституционной монархии;
2. сохранение и укрепление самодержавной императорской власти;
3. осуществление лозунга «Россия – для русских!»;
4. введение всеобщего избирательного права.

5.Укажите льготы, предоставляемые по указам императрицы Екатерины II 1762–1764 гг. иностранным колонистам.
1. отведение больших земельных наделов;
2. выдача небольших участков земли в аренду без права наследования;
3. предоставление налоговых льгот и денежных средств на первоначальное обзаведение домохозяйством.

6. Представители какого народа были первыми иностранными колонистами в Крыму и Новороссии?
1. поляки
2. немцы
3. греки

7. Укажите сопредельные территории, за счёт которых Российская империя расширяла свои границы в XVIII веке.
1. Курляндия;
2. Восточная Беларусь;
3. Правобережная Украина;

8. Временное правительство России подтверждало право на автономию для:
1. Украины;
2. Грузии;
3. Финляндии.

9. При политико-правовом анализе нация отождествляется с:
1. религиозной общностью;
2. сообществом граждан того или иного государства;
3. культурным единством;

10. В каком году была учреждена первая в России Община сестер милосердия (Свято-Троицкая)?
1. 1844
2. 1842
3 1846

11. Какой русский исследователь в ходе Амурской экспедиции (1849-1855 гг.) впервые доказал, что Сахалин является островом?
1. Невельский
2.Лазарев
3.Атласов
12."Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать ударами молота...". Кому из русских философов принадлежит это высказывание?
1. В. Соловьеву
2. Н. Бердяеву
3. П. Чаадаеву

13. Во второй половине XVIII века в России возникло несколько крупных религиозных сект. Члены какой секты называли свои общины кораблями под управлением кормщиков с безграничной властью?
1. скопцы
2. молокане
3. духоборцы

14.Летом 1572 г. русские войска на подступах к Москве одержали крупную победу над крымско-турецкой армией под командованием хана Девлета I Гирея. Как называлось это сражение?
1. битва у Черного Острова
2. Молодинская битва
3. сражение у Судьбищей

15. Кто возглавлял российское министерство иностранных дел в 1906-1910 гг.?
1. В. Н. Ламздорф
2. А. П. Извольский
3. С. Д. Сазонов


Ключи:
1-4
2-4
3-4
4-2и3
5-3
6-2
7-1
8-3
9-2
10-1
11-1
12-3
13-3
14-2
15-2

ПК-1. Способен планировать, реализовывать и контролировать организационно- управленческие процессы в сфере социально- экономического, политического, этноконфессионального и культурного развития региона

1. В каком году главами государств СНГ было подписано Соглашение о создании Межгосударственного экологического совета стран СНГ?
2. Какое из государств СНГ первым подписало с Европейским Союзом Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве?
3. Какая территория была включена в состав российских владений в Туркестане после 1873 г.?
4. Кто и когда возглавлял первую Российскую императорскую миссию в Бухарское ханство?
5. Закарпатская Украина вошла в состав бывшего СССР согласно ...
6. По приказу какого правителя отправился Флорио Беневени в Среднюю Азию?
7. В каком году в результате подписания советско-японской декларации было оформлено формальное прекращение состояния войны между бывшим СССР и Японией?
8. Кем были построены первые каменные храмы на Руси?
9. Определите русского путешественника, руководившего кругосветной экспедицией и открывшего 12 островов.
10. Россия в XVI в. не имела морских путей, что помешало развитию торговых и культурных связей с другими государствами. Однако эти связи расширились после того как ...
11. Какое событие произошло в России спустя год после того, как Абдуллахан официально был признан верховным правителем государства Шейбанидов?
12. Какое посольство представляло особый интерес в истории русско-бухарских торговых и дипломатических отношений во второй половине XVIII в.?
13. С какого времени глава русской церкви стал называться патриархом?
14. Что по сути дела привело к созданию в 20-х годах XX в. унитарного сверхцентрализованного Советского государства?
15. Сколько республик подписали в 1991 г. в Алма-Ате протокол соглашения об образовании СНГ?
16. Какие территории были переданы России эмиром Бухары в соответствии с договором 1868 г.?
17. Какие города вынужден был уступить Бухарский эмират царской России в период завоевания Туркестана?
18. Маршрут похода монголо-татар к границам русских княжеств при Чингисхане проходил через ...
19. Столица Крымского ханства в XV в. - ...
20. Когда в России зародился абсолютизм?
21. Главный укрепленный центр Сибирского ханства в XVI в. - ...
22. Сколько государств из состава бывшего СССР приняло участие в алма-атинской встрече (декабрь, 1991г.) и основное решение этой встречи?
23. В каком году между Афганистаном и бывшим СССР было заключено соглашение об установление границ между двумя странами по течению реки Амударья?
24. Где впервые до Куликовской битвы русские войска нанесли поражение монголам?
25. Определите количество лет между годом начала антиарабского восстания под руководством Абу Муслима и временем первого упоминания в летописи о Москве?
26. В состав какой республики вошла Молдавская АССР, образованная в 1924 г.?
27. Начало боевых действий в русско-японской войне (1904-1905 гг.) - это ...
28. Что позволило небольшому отряду казаков Ермака разбить превосходящие силы сибирского хана Кучума?
29. Какой город России первенствовал в торговле со странами Востока в XVII в.?
30. Какой из древнегреческих городов-колоний был основан на Черноморском побережье Кавказа?

Ключи:
1.1992
2.Россия
3. правобережье Амударьи
4. Негри в 1820 г.
5. советско-чехословакскому договору (1945г.)
6. Петра I
7. 1956
8. византийскими архитекторами
9. Ф.П.Литке
10. в 1553 г. по Белому морю прибыл корабль англичанина Чеслера
11. основан Архангельск
12. И.Максютова
13. с 1589 г.
14. договор об образовании СССР
15. 9
16. Самарканд, верховье Зарафшана, Каттакурган
17. Каттакурган, Джизак
18. Иран, Северный Кавказ
19. Бахчисарай
20. во 2-ой половине ХVII в.
21. Кашлык
22. Девять, принятие Декларации об окончательном прекращении существования СССР
23. 1946
24. на реке Воже
25. 400
26. Украинской
27. сражение у Чемульпо
28. наличие огнестрельного оружия
29. Астрахань
30. Фасис

Тесты закрытого типа:
1. Кирилло-Мефодиевское общество – это:
1. тайная политическая организация на Украине в середине XIX в.
2. научное общество любителей старинной литературы
3. монашеский орден под покровительством святых Кирилла и Мефодия.

2. Основным местом ссылки преступников в Российской империи были:
1. Сибирь и Кавказ
2. Казахские степи и Крымский полуостров
3. Дальний Восток и Закавказье.

3. Инвентарная реформа в 1840-е гг. проводилась …
1. в Правобережной Украине и Белоруссии
2. на территории всей Российской империи
3. в Сибири и на Кавказе.

4. Автономия Малороссии была ликвидирована в:
1. 1775 г.
2. 1781 г.
3. 1779 г.

5. Что из политических действий имперской власти послужило поводом к народному восстанию под предводительством Е.И. Пугачева?
1. ликвидация казачьих станиц;
2. введение монополии государства на ловлю рыбы и добычу соли на р. Урал (Яик);
3. смерть императора Петра III.

6. Главной, ключевой причиной церковного раскола стали:
1. реформы патриарха Никона по замене норм храмовой обрядности
2. религиозное движение «ересь жидовствующих»
3. иконоборчество

7. Религиозное движение XVII в., сразу принявшее социально-протестную окраску:
1. старообрядчество
2. «ересь жидовствующих»
3. иконоборчество
8. Крупное событие в истории русской этноконфессиональной жизни середины XVII в., это:
1. Церковный раскол
2. Земская реформа
3. Избрание первого царя из династии Романовых

9. Кто на заседании Третьей Государственной Думы произнес знаменитую фразу: "Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!"?
1. П. А. Столыпин
2. П. Н. Милюков
3. Николай II

10. В каком году была впервые переведена с древнерусского языка и опубликована рукопись "Слова о полку Игореве"?
1. 1795 г.
2. 1800 г.
3. 1804 г.

11. В каком году Совет народных комиссаров был преобразован в Совет Министров СССР?
1. 1945 г.
2. 1946 г.
3. 1953 г.

12.Кто был первым президентом учрежденной Екатериной I в 1725 г. Академии наук?
1. Л. Л. Блюментрост
2. И. Х. Буксбаум
3. Г. Б. Бильфингер

13.Какой архитектор был автором первоначального проекта строительства Храма Христа Спасителя?
1. Г. В. Барановский
2. А. Л. Витберг
3. В. И. Собольщиков

14. Под каким городом в 1237 г. князь Даниил Галицкий нанес поражение рыцарям Тевтонского ордена и тем самым остановил экспансию крестоносцев в галицко-волынские земли?
1. Требовль
2. Звенигород
3. Дрогичин

15. В каком году отряд под командованием полковника П. И. Яковлева разрушил и сжег Запорожскую Сечь?
1. 1709 г.
2. 1701 г.
3. 1699 г.



Ключи:
1-1
2-1
3-1
4-2
5-2
6-1
7-1
8-1
9-1
10-2
11-2
12-1
13-2
14-3
15-1

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену 1
1. Предмет, задачи и методологические ориентиры дисциплины «Национальная и государственно-конфессиональная политика Российской империи».
2. Типология политических систем: отличительные признаки национальной, имперской и федеративной государственности.
3. Период империи в отечественной истории: общая характеристика и основные интерпретации в отечественной и зарубежной историографии.
4. Россия – мировая империя (универсальные признаки, региональная и цивилизационная специфика.
5. Сущностные особенности политики российской имперской власти в отношении государствообразующего народа.
6. «Русский вопрос» в контексте отечественной политики периода Империи: причины и факторы.
7. Верховная имперская власть и староверческое православное население: характер политических взаимоотношений.
8. Политика правительств Российской империи в отношении русского христианского протестантизма (молокане, духоборцы, толстовцы и др.)
9. Эволюция политики государственной имперской власти в отношении русского казачества (XVIII – начало XX вв.)
10. Главные особенности казачества как сословной и этноконфессиональной группы русского народа.
11. Причины и факторы коренных изменений в государственной политике имперской власти по отношению к казачеству в XVIII м – начале XX вв.
12. Роль иррегулярных казачьих войск России в общеимперской системе государственной военной службы к началу XX в.
13. Общие принципы национальной и государственно-конфессиональной политики российской имперской власти на Кавказе в XVIII – начале XX вв.
14. Основные геополитические предпосылки включения народов Северного и Южного Кавказа в состав имперской России.
15. Этапы эволюции окраинной политики Российской империи по отношению к Кавказу и Закавказью в XVIII-м – начале XX вв.
16. Историческая роль наместников и функции Кавказского Комитета в системе государственного управления территориями.
17. Исторические условия и факторы инкорпорации польского этноса в состав России.
18. Конфессиональная и национально-региональная специфика «польского вопроса».
19. Эволюция статуса Царства Польского в имперской системе национальных и государственно-конфессиональных отношений.
20. Исторические обстоятельства формирования еврейской диаспоры на территории России. Связь «польского» и «еврейского» вопросов.
21. Этноконфессиональная политика императорских правительств по отношению к еврейским общинам России: конец XVIII – начало XX вв.
22. Российские евреи в контексте истории отечественной культуры и политики.
23. Причины и факторы провала имперской государственно-конфессиональной политики в отношении еврейского сообщества в дореволюционной России.
24. Исторические условия, причины и факторы инкорпорации мусульман в состав Российского государства.
25. Конфессиональная и этническая специфика «мусульманского вопроса» в имперской России
26. Изменения в этноконфессиональной политике императорских правительств по отношению к исламу и мусульманам (XVIII – начало XX вв.)
27. Исторические условия и факторы включения остзейских (балтийских) губерний в состав Империи.
28. Этнополитическая подоплека «остзейского вопроса» в России.
29. Роль и статус балтийских немцев в имперской правящей элите. Особый характер взаимоотношений остзейского дворянства и правящей династии в Империи.
30. «Остзейский вопрос» в годы первой мировой войны (1914-1917 гг.).
31. Место и роль Сибири в истории окраинной политики Российской империи.
32. Сибирь как «внутренняя колония» имперского политического центра.
33. Особенности региональной политики правительств Российской империи в XVII – начале XX в. по отношению к Сибири.
34. «Сибирский вопрос» в период системного кризиса государственной императорской власти (1905-1917 гг.).
35. Региональная (окраинная) политика имперской власти в Русском Алтае XVIII – XX вв.
36. Политико-историческая специфику места и роли Русского Алтая в системе окраинных (сибирских) регионов Империи.
37. Этноконфессиональное многообразие состава инородческого и русского крестьянского населения дореволюционного Алтая.
38. Характерные принципы дистанционной «кабинетской» модели управления Алтайским горным округом имперской эпохи.
39. Роль сибирских подразделений РПЦ как инструмента имперской государственно-конфессиональной политики (на примере Алтайской духовной миссии.
40. Принципы традиционного подхода российской имперской власти к решению «инородческого вопроса».
41. Инородческие волости как низовые административно-территориальные звенья системы местного самоуправления в Империи.
42. Политика поэтапной интеграции коренного населения Сибири в социальную структуру имперского государства: достижения и провалы.
43. Альтернативные методы решения «инородческого вопроса» в концепции ведущих идеологов сибирского областничества Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева.
44. Эволюция имперской национальной и государственно-конфессиональной политики в период «великих потрясений» (1905-1917 гг.).
45. Коренные изменения в национальной и государственно-конфессиональной политике российской имперской власти по итогам революции 1905 г.
46. Общая характеристика политического смысла деклараций императорского манифеста от 17 октября 1905 г. о вероисповеданиях и свободе совести.
47. Послереволюционная трансформация государственной этноконфессиональной политики в отношении русского старообрядчества.
48. Правительственная политика «русификации» этноконфессиональных групп населения Империи как один из факторов нарастания общегосударственного кризиса.
49. Причины и последствия антиимперских народных восстаний в российской Средней Азии периода I-й мировой войны.
50. Национальные окраины Российской империи в период роста революционных центробежных тенденций

Вопросы к экзамену 2
1. Обеспечение национальными кадрами органов власти и сферы народного хозяйства СССР 1917-1945 гг. (политика коренизации).
2. Обеспечение национальными кадрами органов власти и сферы народного хозяйства СССР 1945-1991гг.
3. Теоретические основы и нормативно-правые принципы осуществления национальной политики в СССР 1917-1941 гг.
4. Практические формы реализации национальной политики в СССР 1917-1941 гг.
5. Практические формы реализации конфессиональной политики в СССР в 1917-1940 гг.
6. Практические формы реализации конфессиональной политики в СССР 1941-1953 гг.
8. Практические формы реализации конфессиональной политики в СССР в период правления Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева
7. Осуществление политики в сфере религии в Алтайском крае.
8. Практические формы реализации конфессиональной политики в СССР 1985-1991 гг.
9. Национальная политика СССР в период Великой Отечественной войны.
10. Национальные мотивы в немецкой и советской агитационной работе.
11. Причины осуществления политики депортации народов. Основные категории спецпереселенцев.
12.Политика СССР по отношению к диаспорам, проживающим за пределами СССР.
13. Практические формы реализации депортация народов СССР. Депортация чеченцев
14. Практические формы реализации депортации СССР. Депортация крымских татар
15. Практические формы реализации депортации СССР. Депортация корейцев и китайцев.
16. Этно-конфессиональные конфликты на территории СССР в годы «Перестройки».
17. Языковая политика и статус русского языка в СССР в 1920-1940 -е гг.
18. Языковая политика и статус русского языка в СССР в период 1950-1991 г.
19. Национальный вопрос в работе И.В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос»
20. Общая характеристика национальной политике в СССР
21. Национальный вопрос во взглядах В.И. Ленина
22. Теоретические основы конфессиональной политике в СССР (общая характеристика)
23.Политика СССР по отношению к диаспорам, проживающим внутри СССР
24. Развитие национально-освободительного движения на Украине 1918 – 1939 гг.
25. Национально-освободительное движение на Украине 1939-1940е гг.. Взаимодействие с заграницей.
26. Развитие и функционирование националистического и религиозного диссидентства в СССР.
27. Политика СССР по отношению к евреям 1917-1939 гг.
28. Холокост в период Великой отечественной войны
29. Проявления антисемитизма в СССР 1945-1953 гг.
30. Общественное движение евреев 1953-1991 гг.


вопросы к экзамену 3
1. Специфика многонационального уклада в РФ в конце XX века (последствия национальной политики в СССР)
2. Начало кризисных явлений в национальной политике в конце 1980-х гг. XX века.
3. Правовые способы обеспечения национального согласия в 1990-х гг. (На примере Конституции 1993 г.)
4. Деятельность гос. органов, осуществлявших национальную политику в 1990-е гг: Комитет ГД по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике.
5. Силовые методы решения национальных проблем в 1990-2000 гг.
6. Содержание и специфика принятия концепции Государственной национальной политики в 1996 году.
7. Правовая регламентация национальной политики в РФ 1993 – 1997 гг.
8. Влияние конфессионального фактора на внутриполитический процесс в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
9. Правовая регламентация жизни коренных малочисленных народов в середине 1990-х гг.
10. Особенности статуса национально-культурной автономии.
11. Стратегия и тактика решения проблем Северного Кавказа.
12. Специфика национально-кльтурного развития русского народа.
13. Демографические аспекты развития народов РФ в начале XXI в.
14. Проблема сохранения субкультур российского социума (на примере казачества).
15. Обеспечение прав коренных малочисленных народов в XXI веке.
16. Особенности миграционной политики в РФ в начале XXI века.
17. Проблемы преодоления незаконной миграции в РФ на современном этапе.
18. Правовые способы преодоления экстремизма, шовинизма и религиозной нетерпимости.
19. Этнотуризм как фактор сплочения многонационального народа.
20. Концептуальные особенности Стратегии национальной политики 2012 – 2025 гг.
Практические задания:
1.Охарактеризуйте основные задачи национальной политики на современном этапе. Оцените влияние экономических, политических и социальных факторов в процессе формирования толерантного, поликультурного российского общества. Выявите факторы культурного и духовного развития, оказывающие влияние на процесс формирования поликультурного российского общества.
2.Проанализируйте развитие российского законодательства в сфере государственно – конфессиональных отношений. Выявите специфику сферы государственно – конфессионального регулирования. Соответствует ли государственно-конфессиональная политика, проводимая на современном этапе, идее строительства толерантного многонационального и многоконфессионального российского общества?

Методика проведения экзамена
Цель и основные задачи экзамена: экзамен является заключительным этапом изучения дисциплины и имеет целью проверить теоретические знания обучаемых, их навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач. Время на подготовку к экзамену устанавливается с учетом объема и сложности предмета. Экзамен проводится в объеме программы учебной дисциплины. В экзаменационный билет включаются два теоретических вопроса из пройденного материала разных разделов программы и одна практическое задание. Предварительное ознакомление обучающихся с экзаменационными билетами не разрешается.
В аудитории могут одновременно находиться не более пяти экзаменующихся. Для подготовки к ответу слушателям отводится не более 40 минут. По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задавать дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен. Прерывать экзаменующегося при ответе не рекомендуется. Оценка по результатам экзамена объявляется студенту, заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.
Экзамен проводится в устной форме. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и одно практическое задание. На подготовку ответа студенту отводится 40 минут. При выставлении оценки экзаменатор учитывает:
знание фактического материала по программе, в том числе; знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории науки;
степень активности студента на практических занятиях, его семестровый рейтинг.
логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить практическое задание;
наличие пропусков практических и лекционных занятий по неуважительным причинам.
Методика оценивания экзамена. Итоговая экзаменационная оценка складывается суммарно за выполнение следующих видов учебной деятельности: активная своевременная работа на практических занятиях, ответ на два теоретических вопроса экзаменационного билета и правильное решение практического задания.

Оценивание ответа на экзамене

Отлично-Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания.

Хорошо-Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями

Удовлетворительно-Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

Неудовлетворительно-Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Практические задания студентом не выполнены.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуев, М. Н История России до хх века : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1C9D3637-7127-49B6-A6AC-5126F65B5FF4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. П. К. Дашковского Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX – начале XXI века: Монография Изд-во АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
Л2.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.3 П. К. Дашковский, Е. А. Шершнёва Ислам и империя: положение мусульманских общин Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики во второй половине XIX – начале XX в.: Монография Изд-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
Л2.4 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.5 П. К. Дашковский, Н. П. Зиберт Государственно-конфессиональная политика на юге Западной Сибири в конце 1917 – середине 1960-х гг.: Монография Из-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История государства Российского www.rusempire.ru
Э2 Курс в Moodle "Национальная и государственно-конфессиональная политика в России" (1й семестр) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Национальная и государственно-конфессиональная политика в России" (2й семестр) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "Национальная и государственно-конфессиональная политика в России" (3й семестр) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.