МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная и региональная безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_Регионоведение России_РУМВ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 3
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Д.А. Маракулин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Национальная и региональная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 650)

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., доцент П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., доцент П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.являются: овладение студентами терминологии национальной безопасности, формирование знаний об основных тенденциях развития теории национальной и региональной безопасности, навыков их применения при анализе тех новых вызовов и угроз, с которыми сталкиваются как национальные государства, так и система международных отношений в целом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Использует теоретические эмпирические методы для анализа и оценки общественно политических экономических, социокультурных, демографических и иных процессов в современной России на региональном уровне
ОПК-3.2 Проводит прикладной региональный анализ с использованием качественных и количественных методов для оценки и моделирования различных политических, экономических, социальных и культурных процессов различных регионов России
ОПК-3.3 Учитывает национально-государственную, региональную локальную специфику в построении моделей и прогнозов развития региона на краткосрочный и среднесрочный периоды
ПК-4Способен организовать работу с базами данных в сфере политического, социального, экономического и культурного развития региона, составлять библиографические списки информации, осуществлять выбор релевантных количественных и качественных методов
ПК-4.1 Создает библиографических списки и обзорные статьи, раскрывающие специфику методологии регионального исследования
ПК-4.2 Готовит методическое обеспечение и материалы для реализации количественных и качественных методов регионального исследования
ПК-4.3 Готовит исследовательские тексты (статьи, обзоры, экспертные заключения) с соблюдением современных требований отечественных и зарубежных академических изданий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.1. Создает библиографических списки и обзорные статьи, раскрывающие специфику методологии регионального исследования;
ПК-4.2. Готовит методическое обеспечение и материалы для реализации количественных и качественных методов регионального исследования;
ПК-4.3. Готовит исследовательские тексты (статьи, обзоры, экспертные заключения) с соблюдением современных требований отечественных и зарубежных академических изданий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.1. Использует теоретические эмпирические методы для анализа и оценки общественно- политических экономических, социокультурных, демографических и иных процессов в современной России на региональном уровне;
ОПК-3.2. Проводит прикладной региональный анализ с использованием качественных и количественных методов для оценки и моделирования различных политических, экономических, социальных и культурных процессов различных регионов России;
ОПК-3.3. Учитывает национально-государственную, региональную локальную специфику в построении моделей и прогнозов развития региона на краткосрочный и среднесрочный периоды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция понятия национальной безопасности в мировой политике
1.1. Основные подходы к определению национальной безопасности Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Традиционные концепции национальной безопасности Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Традиционные концепции национальной безопасности Сам. работа 4 14 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Ключевые термины национальной безопасности
2.1. Национальные ценности Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Национальные интересы Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Национальные интересы Сам. работа 4 14 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Типология национальных интересов
3.1. Угрозы национальной безопасности Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Средства обеспечения национальной безопасности Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Средства обеспечения национальной безопасности Сам. работа 4 14 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Система национальной безопасности
4.1. Личность, общество, государство как составляющие элементы национальной безопасности Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Внешние свойства системы национальной безопасности Практические 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Внешние свойства системы национальной безопасности Сам. работа 4 14 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Нормативно-правовая база национальной безопасности РФ
5.1. Теоретические концепции однополярного мира Практические 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Теоретические концепции однополярного мира Сам. работа 4 14 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Межгосударственные органы системы коллективной безопасности
6.1. Международный терроризм Практические 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Международный терроризм Сам. работа 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4961

Оценка сформированности компетенции
ПК-4 Способен организовать работу с базами данных в сфере политического, социального, экономического и культурного развития региона, составлять библиографические списки информации, осуществлять выбор релевантных количественных и качественных методов


1. Под системой обеспечения национальной безопасности следует понимать:
А) состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз
Б) совокупность взаимодействующих органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности, осуществляющих меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства.
И) совокупность сбалансированных интересов государства, социальных, политических и иных структур общества, а также личности.
Г) верны все высказывания

2. Информация – это:
А) документированная информация, доступ к которой ограничивается согласно российскому законодательству
Б) передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации
В) сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность
Г) верны все высказывания

3. Информационная система – это:
А) организационно упорядоченная совокупность документов и информационным технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы
Б) отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)
В) процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации
Г) верны все высказывания

4. Выбрать верное высказывание:
А) Государственная политика в области обеспечения безопасности не является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер
Б) Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Министр Финансов Российской Федерации
В) Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации
Г) Граждане и общественные объединения не участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности
5. Национальные интересы России – это:
А) совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в международной, экономической, информационной, внутриполитической, социальной, пограничной, военной, экологической и других сферах
Б) интересы, заключенные в обеспечении высокого уровня жизни народа
В) интересы, заключенные в обеспечении суверенитета, упорядочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями
Г) верны все высказывания

6. Выбрать неверное высказывание:
А) Совет Безопасности является конституционным
совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности
Б) Совет Безопасности формируется и возглавляется депутатами Государственной Думы Российской Федерации
В) Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации
Г) в целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета
7. Координацию деятельности по обеспечению безопасности не осуществляет
А) Президент Российской Федерации
Б) Совет Безопасности
В) Правительство Российской Федерации
Г) Коллегиальный исполнительный орган

8. В состав Совета Безопасности не входит
А) Председатель Совета Безопасности Российской Федерации
Б) Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
В) постоянные члены Совета Безопасности
Г) Член Верховного суда

9. Источниками угроз национальной безопасности в области
повышения качества жизни могут стать такие факторы, как:
А) кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем
Б) усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов
В) а) и b) верны
Г) а) и b) неверны

10. Угрозами военной безопасности являются:
А) политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере
Б) разведывательная и иная деятельность специальных
служб и организаций иностранных государств
В) деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти
Г) экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране

11. Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются:
А) сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики
Б) снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами
В) ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики
Г) Все ответы верны

12. Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать:
А) усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности
Б) совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом
В) повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере
Г) Все ответы

13. Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают:
А) Уровень безработицы
Б) Уровень роста потребительских цен
В) Уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта
Г) Все ответы верны

14. Национальным интересом не является:
А) государственный интерес
Б) императив самосохранения государства
В) императив самосохранения науки
Г) интерес гражданского общества
Д) внешнеполитическая деятельность

15. Национальная безопасность должна определяться
А) интересами крупного бизнеса
Б) интересами отдельных социальных групп
В) долгосрочными интересами страны в целом
Г) интересами государственного аппарата

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Г
2. Г
3. Г
4. В
5. Г
6. Б
7. Г
8. Г
9. B
10. A
11. Г
12. Г
13. Г
14. В
15. B

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено 60% и более заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
1. Формирует и возглавляет Совет Безопасности ________.
2. Национальная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности национальных _____ Российской Федерации от внешних и внутренних угроз.
3. Стратегия национальной безопасности является _____ законом.
4. Первоначальным уровнем национальной безопасности является безопасность _______.
5. Информационные _____ являются угрозой государственной и общественной безопасности.
6. Расширение _____ является угрозой государственной безопасности.
7. _____ является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.
8. Укрепление правопорядка и политической ______ общества является одной из задач обеспечения национальной безопасности РФ.
9. К угрозам национальной безопасности в международной сфере относится возникновение ______ вблизи государственных границ.
10. К интересам общества в соответствии с Концепцией национальной безопасности относится ______ и территориальная независимость России.
11. Государственный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров относится к мерам совершенствования государственной инновационной и промышленной ______.
12. Важнейшими национальными интересами являются защита личности, общества и ______.
13. К силам обеспечения национальной безопасности относятся ______ Силы.
14. Одним из способов осуществления террористического акта является уничтожение _______ средств.
15. Национальные интересы Российской Федерации – это объективно значимые потребности личности, общества и государства в ______ и устойчивом развитии.
16. Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого ______ Российской Федерации.
17. Обеспечение национальной безопасности - реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических и иных мер, направленных на противодействие ______ национальной безопасности.
18. Угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную ______ причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации.
19. Система обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов ______ власти и находящихся в их распоряжении инструментов.
20. Стремление стран Запада сохранить свою гегемонию, кризис современных моделей и инструментов экономического развития сопровождаются снижением эффективности системы глобальной ______.
21. Усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений могут привести к игнорированию основных прав и свобод ______.
22. В условиях нарастающей геополитической напряженности внешняя политика Российской Федерации должна способствовать повышению устойчивости системы международных отношений, опирающейся на ______ право.
23. Реализация Российской Федерацией государственной политики в области обеспечения национальной безопасности способствует повышению внутренней стабильности, наращиванию экономического, политического, военного и духовного ______ России.
24. Рост геополитической нестабильности и конфликтности, усиление межгосударственных противоречий сопровождаются повышением угрозы использования _____ силы.
25. Основным фактором, определяющим положение и роль Российской Федерации в мире, становится ______ качество человеческого потенциала.
26. Национальными интересами являются сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния _____.
27. Контроль за ходом реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации осуществляется в рамках Ежегодного доклада _____ Совета Безопасности Российской Федерации.
28. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику _____ Сил Российской Федерации
29. Основой системы норм, регламентирующих деятельность по обеспечению национальной безопасности в нашей стране, является _____ Российской Федерации.
30. Основным связующим звеном между национальной безопасностью и международным правом является Министерство ______ дел Российской Федерации.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Президент РФ
2. интересов
3. федеральным
4. человека
5. войны
6. НАТО
7. коррупция
8. стабильности
9. конфликтов
10. суверенитет
11. политики
12. государства
13. Вооруженные
14. транспортных
15. безопасности
16. развития
17. угрозам
18. возможность
19. публичной
20. безопасности
21. человека
22. международное
23. потенциала
24. военной
25. высокое
26. граждан
27. Секретаря
28. Вооруженных
29. Конституция
30. иностранных

ОПК-3. Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально- государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно- политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа

1. Выберите правильное определение.
А) Экстремизм – это теория и практика применения запрещенных, «крайних», насильственных методов достижения национальных, религиозных, политических целей;
Б) Экстремизм – это приверженность национальным, религиозным или политическим взглядам, отличающимся от общепринятых;
В) Экстремизм – это призывы к совершению противоправных действий по национальным, религиозным или политическим мотивам;
Г) Экстремизм – это совершение противоправных действий по национальным, религиозным или политическим мотивам.

2. Что из нижеперечисленного является признаком религиозного экстремизма?
А) Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности;
Б) Пропаганда необходимости изменения государственно-политического строя в сторону приведения его в соответствие с религиозной политико-правовой концепцией;
В) Пропаганда религиозных нравственных ценностей и критика нравственных ориентиров большинства граждан данного государства;
Г) Пропаганда религиозных нравственных ценностей и критика нравственных ориентиров представителей других религий.

3. К какому из видов экстремизма относятся группировки скинхедов?
А) Националистический экстремизм;
Б) Религиозный экстремизм;
В) Политический экстремизм;
Г) Криминальный экстремизм.

4. К какому из видов экстремизма относятся сторонники запрещенной национал-большевистской партии?
А) Националистический экстремизм;
Б) Религиозный экстремизм;
В) Политический экстремизм;
Г) Криминальный экстремизм.

5. К экстремистской деятельности (экстремизму) относится:
А) Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
Б) Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
В) Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
Г) Все ответы верны.

6. Что из нижеперечисленного в соответствии с законодательством России не относится к экстремистским действиям:
А) Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
Б) Передвижение на автотранспортном средстве с флагом России;
В) Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
Г) Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики.

7. Укажите основные направления противодействия экстремистской деятельности:
А) Предупреждение, выявление, пресечение экстремистской и террористической деятельности;
Б) Борьба с похищением людей и захватом заложников, пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, противодействие финансированию террористической и экстремистской деятельности;
В) Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Г) Выявление экстремистской и террористической деятельности.

8. Какое из нижеперечисленных высказываний не является верным?
А) К нацистской символике относятся левосторонняя свастика, птица-гриф, «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью);
Б) К нацистской символике относятся левосторонняя свастика, руны «СС», «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью);
В) К нацистской символике относятся агитационные политические плакаты гитлеровской Германии, руны «СС», «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью);
Г) К нацистской символике относятся агитационные политические плакаты гитлеровской Германии, левосторонняя свастика, «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью).

9. Федеральный список экстремистских материалов официально располагается на:
А) Сайте Министерства юстиции России;
Б) Сайте Министерства внутренних дел России;
В) Сайте Федеральной службы безопасности России;
Г) Сайте администрации Президента России.

10. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности устанавливаются:
А) Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ;
Б) Уголовным и административным законодательством России;
В) Оба ответа правильные;
Г) Оба ответа неправильные.

11. Участие в несанкционированном митинге перед администрацией субъекта России, которое осуществлялось методом «флеш-моб» относится к:
А) Экстремистскому действию;
Б) Нарушению норм законодательства о массовых мероприятиях;
В) При квалификации этого действия как экстремистского необходимо учитывать мысли человека перед участием;
Г) При квалификации этого действия как экстремистского необходимо учитывать последствия этого митинга.

12. На каком основании организация признается экстремистской и подлежит ликвидации:
А) Указа Президента Российской Федерации;
Б) Постановления Правительства Российской Федерации;
В) Решения суда;
Г) Постановления Генерального прокурора Российской Федерации.

13. Какие меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, осуществляют федеральные органы государственной власти:
А) Профилактические меры;
Б) Воспитательные меры;
В) Пропагандистские меры;
Г) Все вышеперечисленное.

14. Какое из нижеперечисленных средств сотрудник полиции не имеет право применять как специальное при пресечении экстремистских преступлений?
А) Газовые средства;
Б) Электрошоковые устройства повышенной опасности;
В) Домашних животных;
Г) Бронемашины и водометы.

15. Массовые мероприятия классифицируются:
А) На управляемые и немноголюдные;
Б) На зрелищные и агитационные;
В) На неуправляемые и широкомасштабные;
Г) По количеству жителей в населенном пункте.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. А
3. А
4. В
5. Г
6. Б
7. В
8. А
9. А
10. A
11. Б
12. В
13. Г
14. В
15. Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено 60% и более заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
1. В соответствии со ст. 282.1. УК РФ - экстремистское сообщество – это организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения преступлений _____ направленности.
2. Понятие экстремизм включает в себя насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение ______ целостности Российской Федерации.
3. Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых ______ принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
4. Экстремистские материалы – предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению _______ деятельности.
5. Противодействие экстремистской деятельности включает в себя принятие профилактических мер, направленных на ______ экстремистской деятельности.
6. Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ______ распространение экстремистских материалов.
7. В случае осуществления экстремистской деятельности религиозным объединением ее деятельность может быть запрещена по решению ______.
8. Перечень общественных и религиозных объединений, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, подлежит опубликованию в «______ газете».
9. В начале июля _____ года В.В. Путиным была утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».
10. В 2020 году в Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что страна «чтит память защитников ______».
11. Указом Президента РФ от 30 июля 2021 года № 442 была создана Межведомственная комиссия по ______ просвещению.
12. Мотивом экстремизма является стойкая неприязнь и (или) нетерпимое отношение, испытываемое лицом к другим гражданам, их группам вследствие ______ с их взглядами.
13. Слово «экстремизм» в переводе с латыни означает «______».
14. Основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций стала сеть ______.
15. В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является ______.
16. Терроризм – это идеология ______.
17. Терроризм связан с ______ населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
18. Экстремистские организации стремятся использовать религию как инструмент для ______ в свои ряды новых членов.
19. Экстремистские организации стремятся использовать религию как средство для разжигания и обострения межконфессиональных и межэтнических ______.
20. Серьезную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ______.
21. Приверженцы радикальных течений отличаются религиозным ______.
22. К преступлениям террористической направленности относится большая часть главы 24 УК РФ «Преступления против общественной ______».
23. В структуре экстремистских преступлений наибольшее количество составляют деяния, связанные с возбуждением ______ или вражды.
24. Само слово «радикализм» образовано от латинского «______».
25. Сепаратизм – теория, политика и практика, стремление к ______.
26. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других ______.
27. Незаконная деятельность политических движений, партий, граждан, направленная на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни – это ______ экстремизм.
28. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» разработан и принят в целях защиты прав и свобод человека и ______.
29. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о ______ объединениях (статья 5.26).
30. Равноправие граждан является одним из главных достижений демократического ______.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. экстремистской
2. территориальной
3. судом
4. экстремистской
5. предупреждение
6. массовое
7. суда
8. Российской
9. 2021
10. Отечества
11. историческому
12. несогласия
13. крайний
14. Интернет
15. терроризм
16. насилия
17. устрашением
18. вовлечения
19. конфликтов
20. ислам
21. фанатизмом
22. безопасности
23. ненависти
24. корень
25. отделению (обособлению)
26. конфессий
27. политический
28. гражданина
29. религиозных
30. государства


Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не педусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Теоретическое осмысление терминов «государственная безопасность», «национальная безопасность», «Общественная безопасность».
2. Реализация права человека в рамках национальной безопасности РФ.
3. Теоретические и правовые основы термина национальный интерес
4. Реализация национальных интересов РФ и другими странами
5. Теоретические и правовые основы термина военная безопасность
6. Реализация военной безопасности РФ.
7. Концепция национальной безопасности КНР
8. Виды безопасностей в КНР: продовольственная, экологическая, энергетическая и другие.
9. Осуществления безопасности РФ и КНР: сравнительный анализ.
10. Теоретические основы гибридные войны
11. Гибридные войны на Ближнем востоке – арабо-израильский конфликт 2007 г. , ИГИЛ (анализ)
12. Конфликт на востоке Украины 2014-наст. время) (анализ)
13. Однополярная система мира: философско-теоретический аспект
14. Стратегия национальной безопасности РФ
15. Концепция национальной безопасности РФ

Практические задания
1. Гайфаллин, находясь под впечатлением событий, произошедших в городе Москве, а именно убийства гражданина РФ лицами нерусской национальности, имевших место в декабре 2010 года, предложил Ч. и Т. учинить различные надписи на стенах зданий и сооружений г. Нефтекамска, в том числе нецензурного характера, на что последние согласились, не зная при этом, каково будет конкретное содержание написанного Гайфаллиным.
Гайфаллин, Ч. и Т. на здании администрации одновременно с разных сторон написали различные нецензурные надписи, при этом Гайфаллиным были сделаны следующие надписи: «Будь гражданином! Будь белым! Будь чистым!», «Русский порядок русской земле», «Вставай Россия! Бей оккупантов».
Дайте правовую оценку деяниям указанных лиц.

2. В период с мая 2006 года до конца 2007 года Дилматов умышленно, с целью распространения экстремистских идей, распространил печатные издания «Воля вольная» № 1, 2, являющиеся средством массовой информации, и «Манифест Левого Авангарда» ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и другим, не установленным следствием лицам, в публичных местах, в том числе в здании образовательной организации.
Дилматову предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 280 УК РФ, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации.
Во время судебного процесса было установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 являются давними знакомыми Дилматова и входили вместе с ним в «Школу молодого политика».
Дайте правовую оценку деяниям Дилматова.

3. Около 17 часов участковый уполномоченный ОВД майор полиции В., будучи в форменном обмундировании, по сообщению З. о нарушении тишины в ночное время его соседом Кипиным прибыл в квартиру последнего. Исполняя свои должностные обязанности, в целях выявления и установления обстоятельств административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении В. потребовал у хозяина квартиры Кипина паспорт. Кипин ответил отказом и в присутствии посторонних граждан умышленно публично оскорбил В., неоднократно выражаясь в его адрес грубой нецензурной бранью. Затем Кипин умышленно ударил В. три раза ногой в живот, причинив ему физическую боль, и попытался нанести еще один удар. Кроме того, Кипин, заведомо зная, что В. является лицом нерусской национальности, в присутствии посторонних граждан умышленно допустил в его адрес следующие высказывания: «Черножопый мент!», «Чурка», «Нерусских я ненавижу, если ты не уберешься из моей квартиры я тебя убью», «Россия не для чурок, я Вас чурок ненавижу».
Дайте правовую оценку деяниям Кипина.

В билет включен один теоретический вопрос и одно практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. На ответ студенту отводится 20 минут. Студент должен оперировать специальными терминами, знать ФИО мыслителей, основные теоретические концепции, правильно выполнить практическое задание. Студент должен грамотно и аргументировать на вопросы преподавателя. Приведенные выше требования являются гарантией получения зачета.

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/254DBF60-F2A8-4DA2-AB6C-C0641A5B05FC
Л1.2 Кафтан В.В. Противодействие терроризму : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Кафтан. — 2-е изд., испр. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/33D69545-BEDE-45A3-9540-E81A32B794C0.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анисимов А. А. , Артемьев Н. В. , Тихонова О. Б. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность : учебное пособие Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Арчаков М. К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия : монография / М. К. Арчаков ; под науч. ред. Ю. А. Ермакова. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66585ADE-390B-4D4C-AA8F-98525A93F216.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Безопасности Российской Федерации www.scrf.gov.ru
Э2 Курс в Moodle "Национальная и региональная безопасность" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Главным условием формирования современного высококвалифицированного специалиста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Национальная и региональная безопасность», вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности.
Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя. Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы, на которые не отводится времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста-практика.
Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.
Другой формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.
После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать.
В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных актов и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений.
В течение семестра проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, организационного), возникшие в результате активной самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуется обратить внимание при изучении тем дисциплины на постоянное обновление и совершенствование действующего законодательства. Поэтому издаваемая юридическая литература имеет особенность быстро устаревать. При изучении указанных тем студентам рекомендуется в первую очередь основываться на нормативных актах, обратив особое внимание на изменения и дополнения. Для этого необходимо обратиться к справочно-информационным системам и рекомендованным интернет-ресурсам.
При подготовке к практическим занятиям следует тщательно изучить соответствующий материал по учебной литературе, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск.
Устный опрос – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.