МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-коммуникативные технологии в общественно-политической сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_Регионоведение России_РУМВ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Информационно-коммуникативные технологии в общественно-политической сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 650)

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Социально-политическая система Российской Федерации" является изучение главных компонентов политической системы современной России, изучение основных социальных процессов в современной России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен организовать работу с базами данных в сфере политического, социального, экономического и культурного развития региона, составлять библиографические списки информации, осуществлять выбор релевантных количественных и качественных методов
ПК-4.1 Создает библиографических списки и обзорные статьи, раскрывающие специфику методологии регионального исследования
ПК-4.2 Готовит методическое обеспечение и материалы для реализации количественных и качественных методов регионального исследования
ПК-4.3 Готовит исследовательские тексты (статьи, обзоры, экспертные заключения) с соблюдением современных требований отечественных и зарубежных академических изданий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.1. Создает библиографических списки и обзорные статьи, раскрывающие специфику методологии регионального исследования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.2. Готовит методическое обеспечение и материалы для реализации количественных и качественных методов регионального исследования;
ПК-4.3. Готовит исследовательские тексты (статьи, обзоры, экспертные заключения) с соблюдением современных требований отечественных и зарубежных академических изданий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формы и концепции государственного устройства
1.1. Базисные функции государства. Формы государственного устройства. Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Формирование политической системы в современной России Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Формирование политической системы в современной России Сам. работа 2 14 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Гражданское общество в России
2.1. Особенности гражданского общества в России Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Политические партии и движения современной России.Средства массовой информации в политическом процессе современной России Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Политические партии и движения современной России.Средства массовой информации в политическом процессе современной России Сам. работа 2 14 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Форма правления в России
3.1. Особенности республиканской формы правления в России Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Избирательный процесс в России Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Избирательный процесс в России Сам. работа 2 14 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сущность и виды государственной политики в современной России
4.1. Единая государственная политика РФ в социально сфере . Реформирование экономики. Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Политика и экономика в современной России: особенности взаимодействия Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Политика и экономика в современной России: особенности взаимодействия Сам. работа 2 14 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Механизмы разработки государственной политики в Российской Федерации
5.1. Определение и выбор государственных приоритетов. Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Этно-религиозная политика в России Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Этно-религиозная политика в России Сам. работа 2 14 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Идеологии и элиты в России
6.1. Политические элиты в России Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
6.2. Политические идеологии в современной России Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
6.3. Политические идеологии в современной России Сам. работа 2 14 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" -

Оценка сформированности компетенции
ПК-4 Способен организовать работу с базами данных в сфере политического, социального, экономического и культурного развития региона, составлять библиографические списки информации, осуществлять выбор релевантных количественных и качественных методов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Что такое SMM в контексте профессиональной деятельности?
a) Стандартный маркетинг и менеджмент.
b) Маркетинг в социальных медиа.
c) Стандартный месседж маркетинг.
d) Стратегический маркетинг.
ОТВЕТ: b

2. Какие из перечисленных видов рекламы являются частью SMM-стратегии?
a) Реклама на бумажных баннерах.
b) Телевизионная реклама.
c) Контекстная реклама.
d) Реклама в журналах.
ОТВЕТ: c

3. Что такое таргетинг в контексте SMM?
a) Процесс создания новых целевых рынков.
b) Подбор аудитории для показа рекламы на основе её характеристик.
c) Оценка эффективности рекламных кампаний.
d) Распределение бюджета маркетинга.
ОТВЕТ: b

4. Какой вид рекламы охватывает пользователей на поисковых платформах, таких как Яндекс (РСЯ)?
a) Контекстная реклама.
b) Реклама на улице.
c) Телевизионная реклама.
d) Реклама в мессенджерах.
ОТВЕТ: a

5. Что такое чат-бот в SMM?
a) Профессиональный чат для маркетологов.
b) Автоматизированный виртуальный помощник, взаимодействующий с пользователями через чаты.
c) Чат для мгновенных сообщений между коллегами.
d) Чат для обсуждения тематических новостей.
ОТВЕТ: b

6. Какая из нижеперечисленных стратегий является частью SMM-стратегии?
a) Стратегия расширения производства.
b) Стратегия оптимизации финансов.
c) Стратегия контент-маркетинга в социальных сетях.
d) Стратегия поставок и логистики.
ОТВЕТ: c

7. Какое понятие описывает создание текстовых материалов для интернет-сайтов и социальных сетей с целью привлечения аудитории?
a) Парсинг.
b) Контент-маркетинг.
c) Аналитика данных.
d) Программирование.
ОТВЕТ: b

8. Что такое контент-маркетинг?
a) Продажа контента на специализированных платформах.
b) Создание и распространение полезного и интересного контента для привлечения и удержания аудитории.
c) Подбор подходящих контент-менеджеров для команды.
d) Изготовление рекламных баннеров.
ОТВЕТ: b

9. Какая из следующих технологий позволяет автоматически извлекать и собирать информацию из интернет-ресурсов?
a) Парсинг.
b) Таргетинг.
c) Чат-боты.
d) Контент-маркетинг.
ОТВЕТ: a

10. Какие из нижеперечисленных технологий могут быть использованы в SMM для анализа данных и прогнозирования трендов?
a) Нейросети.
b) Сторителлинг.
c) Маскот.
d) Уличная реклама.
ОТВЕТ: a

11. Какие из перечисленных видов рекламы позволяют взаимодействовать с аудиторией и получать обратную связь?
a) Телевизионная реклама.
b) Уличная реклама.
c) Реклама в социальных сетях.
d) Реклама на радио.
ОТВЕТ: c

12. Какой элемент SMM-стратегии помогает определить, какие публикации и контент наиболее эффективны для достижения целей?
a) Копирайтинг.
b) Аналитика данных.
c) Сторителлинг.
d) Апскейлинг.
ОТВЕТ: b

13. Какие технологии могут использоваться для автоматизации ответов на часто задаваемые вопросы в социальных сетях?
a) Контекстная реклама.
b) Таргетинг.
c) Чат-боты.
d) Парсинг.
ОТВЕТ: c

14. Что означает термин «CV» в контексте SMM?
a) Результат операционной инвестиции.
b) Конверсия.
c) Общий доход и отчётность.
d) Результат обратной связи с аудиторией.
ОТВЕТ: b

15. Какая из следующих задач описывает компетенцию в области SMM, связанную с применением информационно-коммуникационных технологий?
a) Управление рекламными агентствами.
b) Создание графического дизайна для печати.
c) Оценка и выбор социальных медиа платформ для рекламы.
d) Монтаж видеороликов.
ОТВЕТ: c

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие медиа можно использовать для таргетированной рекламы в SMM? Ответ: Вконтакте, Одноклассники.
2. Вопрос: Каким образом можно применить чат-ботов в SMM стратегии для улучшения взаимодействия с аудиторией? Ответ: Чат-боты могут использоваться для автоматического ответа на запросы и предоставления информации в режиме реального времени.
3. Какие основные компоненты стратегии SMM можно выделить? Ответ: Определение целей, выбор целевой аудитории, создание контента, планирование публикаций и анализ результатов.
4. Что такое контент-маркетинг в контексте SMM? Ответ: Контент-маркетинг в SMM включает в себя создание и распространение ценного контента для привлечения и удержания аудитории.
5. Какие виды контента могут использоваться в контент-маркетинге SMM? Ответ: Видео, текстовые публикации, изображения, инфографика, аудиоматериалы и интерактивные элементы.
6. Каким образом можно использовать технологии парсинга данных в SMM? Ответ: Парсинг данных может быть использован для сбора информации о конкурентах, анализа трендов и выявления потенциальных клиентов.
7. Как нейросети могут быть применены в SMM? Ответ: Нейросети могут использоваться для анализа больших объемов данных, предсказания поведения аудитории и персонализации контента.
8. Какие основные этапы разработки стратегии SMM с учетом информационно-коммуникационных технологий? Ответ: Анализ рынка, определение целей, выбор каналов распространения, разработка контент-плана и мониторинг результатов.
9. Какие рекламные сети могут помочь в настройке контекстной рекламы? Ответ: Рекламная сеть Яндекса.
10. Какие основные задачи копирайтинга в SMM? Ответ: Написание привлекательных текстов для социальных медиа, создание продающих заголовков и описаний.
11. Какие перспективные информационно-коммуникационные технологии могут быть применены для повышения эффективности SMM стратегии? Ответ: Искусственный интеллект, машинное обучение и анализ больших данных.
12. Каким образом можно оценить эффективность стратегии SMM с использованием информационно-коммуникационных технологий? Ответ: С помощью ключевых метрик, таких как CTR, конверсия, уровень вовлеченности аудитории и ROI.
13. Какие инструменты и технологии могут помочь в анализе конкурентов в SMM? Ответ: Инструменты мониторинга социальных медиа и аналитические платформы.
14. Какие данные можно собирать и анализировать с использованием информационно-коммуникационных технологий для оптимизации SMM стратегии? Ответ: Данные о демографических характеристиках аудитории, показатели вовлеченности, отзывы клиентов и конверсии и другие.
15. Как можно улучшить таргетирование в контексте SMM с помощью информационно-коммуникационных технологий? Ответ: Использование данных о поведении аудитории и создание персонализированных рекламных кампаний, изучать ЦА.
16. Каким образом можно оптимизировать расписание публикаций в SMM с учетом информационно-коммуникационных технологий? Ответ: Анализ времени активности аудитории и использование инструментов для планирования публикаций.
17. Какие методы анализа данных можно использовать для оценки эффективности контент-маркетинга в SMM? Ответ: Анализ показателей, таких как количество просмотров, лайков, комментариев и доли вовлеченности.
18. Как можно использовать информационно-коммуникационные технологии для автоматизации процесса создания контента в SMM? Ответ: Использование генераторов контента на основе искусственного интеллекта и автоматических систем создания текстов, нейросети.
19. Какие инструменты SMM могут помочь в мониторинге реакции аудитории на контент? Ответ: Инструменты анализа социальных медиа, мониторинга упоминаний и обратной связи, лайки, репосты и прочее.
20. Каким образом информационно-коммуникационные технологии могут улучшить стратегию SMM в области кризисного управления? Ответ: Они могут помочь в быстром реагировании на кризисные ситуации, мониторинге обсуждений и эффективной коммуникации с аудиторией через социальные медиа, ЦУР, кризисный менеджмент и др.

Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Особенности формирования многопартийности в современной России.
2. Правые партии.
3. Центристские организации и движения.
4. «Партии власти» и их роль в политической жизни страны.
5. Левые организации.
6. Национал-патриотическое движение.
7. Общественно-политические движения: их роль в современном процессе России.
8. Особенности партийной системы в современной России.
9. Выборы в Государственную Думу 1993, 1995 гг.: сравнительный анализ.
10. Президентские выборы 1996, 2000, 2004 гг.: общее и особенное.
11. Выборы в Государственную Думу в 1999-2003 гг.
12. Предпосылки перехода к рыночной экономике. Основные альтернативные программы экономических преобразований.
13. План радикальных социальных и экономических реформ Гайдара, этапы проведения (1992–1994 гг.).
14. Последствия экономических реформ 1992–1994 гг.: реакция общества и критика оппозиции.
15. Особенности принятия конституции. Конституционная комиссия и конституционное совещание. Референдум 1993 г.: его итоги.
16. Последствия и смена власти (1992–1994 гг.).
17. Распад СССР.
18. Экономические, политические и социальные последствия распада СССР для России.
19. Формирование современного российского федерализма.
20. Политический кризис 1993 г.
21. Политический процесс в России в 1994-1997 гг. Формирование номенклатурного капитализма.
22. Политический кризис 1998-1999 гг.
23. Понятие политического процесса. Структура политического процесса.
24. Типология политических процессов.
25. Подходы к изучению политических процессов.
26. Особенности политического процесса в России.
27. Роль политической власти в России.
28. Легитимность политической власти в СССР и в современной России.
29. Кризисы легитимности политической власти в современной России.
30. Конституционные основы принципа разделения властей.
31. Конституционные основы деятельности Президента РФ.
32. Конституционные основы деятельности Федерального Собрания РФ.
33. Конституционные основы деятельности Правительства РФ.
34. Конституционные основы деятельности судов РФ.
35. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации.
36. Этапы становления современного российского государства.
37. Реализация в России принципов правового государства.
38. Форма правления российского государства.
39. Форма территориального устройства в современной России. Законодательное оформление российской федерации в 1992-1993 гг.
40. Федерализм: теория вопроса и практика реализации в России и в мире.
41. Современные тенденции в развитии территориального устройства России. Политика «укрупнения» регионов.
42. Органы государственной власти субъектов федерации.
43. Условия возникновения и перспективы функционирования гражданского общества в России.
44. Теория гражданского общества и проблема становления его в России. Взаимодействие гражданского общества с политической властью и государством в России.
45. Местное самоуправление в России: особенности становления.
46. Муниципальная реформа в современной России: основные изменения.

Критерии оценки ответов на зачете:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баранов Н. А. Современная российская политика : учебник для академического бакалавриата / Н. А. Баранов, Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9A05C1F5-987A-4D9D-BB20-E1FC2EB84C7A.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России kremlin.ru
Э2 Государственная Дума www.duma.gov.ru
Э3 Курс в Moodle на едином образовательном портале Алтайского государственного университетата portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.