Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 15 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_Журналистика_УЖ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 19 | 16 | 18 | 16 | |||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 10 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 180 | 180 |
Сам. работа | 62 | 62 | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 | 144 | 138 | 350 | 344 |
Итого | 108 | 108 | 72 | 72 | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 174 | 540 | 534 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Развитие научно-исследовательских, журналистских авторских и проектно-аналитических способностей и приобретение знаний студентами в области актуальных проблем массовой информации, передаваемой по различным каналам СМИ и другим медиа, адресованной различным аудиторным группам. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта |
ПК-1.1 | Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа |
ПК-1.2 | Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему |
ПК-1.3 | Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников |
ПК-1.4 | Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников |
ПК-1.5 | Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта |
ПК-1.6 | Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа |
ПК-2 | Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа |
ПК-2.1 | Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта |
ПК-2.2 | Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами |
ПК-2.3 | Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте |
ПК-2.4 | Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа. ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения. ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта. ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему. ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников. ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа. ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте. ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база | ||||||
1.1. | Предмет и задачи дисциплины. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию и творческой работе. Выбор темы и обоснование актуальности медиаисследования. Требования к структуре курсовой работы | Лекции | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.2. | Объект и предмет исследования. Методы исследования. Определение методики исследования | Лекции | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.3. | Работа с учебной и справочной литературой. Применимость методического инструментария к решению задач конкретного исследования. Подготовка реферативного сообщения по обоснованию темы и методов исследования | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.4. | Планирование этапов медиаисследования. Составление плана-графика работы на семестр | Лабораторные | 3 | 20 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.5. | Работа с учебной и методической литературой. Конспектирование источников | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.6. | Особенности анализа теоретической литературы по журналистике, виды и типы анализа, классификация теоретических источников | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.7. | Выступление с сообщением по степени изученности проблемы | Лабораторные | 3 | 16 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.8. | Составление плана медиаисследования | Сам. работа | 3 | 22 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 2. Определение эмпирической базы исследования. Оформление результатов первого этапа исследования | ||||||
2.1. | Составление плана-графика работы на семестр. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации | Лабораторные | 4 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.2. | Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Составление библиографического списка. Требования к оформлению библиографического списка. Отчет в виде списка. | Лабораторные | 4 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.3. | Определение эмпирической базы медиаисследования и выполнение пилотного исследования. Индивидуальные консультации | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.4. | Определение эмпирической базы медиаисследования и выполнение пилотного исследования. Индивидуальные консультации | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.5. | Этапы медиаисследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования. Результаты промежуточных этапов исследования, формирование | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.6. | Реферативное сообщение и научный доклад. Правила создания устного научного сообщения. Отчет о работе в форме доклада, реферативного сообщения на семинаре | Лабораторные | 4 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.7. | Подготовка и оформление текста курсовой работы | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 3. Требования к научному медиаисследованию | ||||||
3.1. | Корректировка темы и актуальности медиаисследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение методики исследования и эмпирической базы. Формулировка целей и задач следующего этапа медиаисследования. Составление плана-графика работы на семестр | Лабораторные | 5 | 16 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
3.2. | Изучение научной литературы по журналистике, медиакоммуникации и т.п.. Конспектирование основных требований к форме, стилю изложения и лексике научного стиля. | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
3.3. | Проведение анализа эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой. Определение новых аспектов исследования. Представление результатов на семинаре | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
3.4. | Выступления студентов с докладами и реферативными сообщениями, их анализ в группе. | Лабораторные | 5 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
3.5. | Подготовка чернового варианта теоретической части курсовой работы | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
3.6. | Отчет студентов о выполнении плана-графика медиаисследования за семестр. Обсуждение плана-графика дальнейшей работы | Лабораторные | 5 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 4. Анализ эмпирической базы. Оформление результатов второго этапа медиаисследования | ||||||
4.1. | Анализ полученных результатов исследовательской работы. | Сам. работа | 6 | 24 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.2. | Определение проблемных зон, корректировка исходных установок и гипотезы медиаисследования. | Сам. работа | 6 | 24 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.3. | Составление плана-графика завершающего этапа работы над курсовой работой. | Лабораторные | 6 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.4. | Обоснование необходимости практической проверки полученных результатов. | Лабораторные | 6 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.5. | Анализ эмпирической базы медиаисследования. | Лабораторные | 6 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.6. | Индивидуальные консультации. | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.7. | Анализ полученных результатов исследовательской работы. | Сам. работа | 6 | 24 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.8. | Подготовка докладов для участия в научной студенческой конференции | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.9. | Выступления студентов с докладами и реферативными сообщениями, их анализ в группе. | Лабораторные | 7 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.10. | Оформление результатов в соответствии с требованиями | Сам. работа | 7 | 40 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.11. | Подготовка итогового варианта курсовой работы | Сам. работа | 7 | 40 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | |
4.12. | Подготовка презентации результатов медиаисследования | Сам. работа | 7 | 48 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.13. | Предзащита курсовой работы | Лабораторные | 7 | 14 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.14. | Публичная защита курсовой работы | Лабораторные | 7 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8880 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Целью литературного редактирования является … (выберите наиболее полный, на ваш взгляд, ответ) а) исправление стилистических ошибок и погрешностей при подготовке рукописи к публикации; б) комплексное улучшение содержания и формы текста при подготовке рукописи к публикации; в) исправление стилистических и логических погрешностей при подготовке рукописи к публикации; г) исправление авторской концепции при подготовке рукописи к публикации. Правильный ответ: Б 2. Каковы пределы редакторского вмешательства в текст? а) редактор может менять литературную форму и авторскую концепцию по своему усмотрению; б) редактор может исправлять стилистические погрешности, не искажая авторской концепции и не анализируя содержания; в) редактор исправляет форму и содержание текста, не искажая авторской концепции и ограничиваясь необходимым минимумом исправлений; г) редактор исправляет только стилистические и композиционные погрешности. Правильный ответ: В 3. Вы редактор. Автор принес вам материал. Ваши действия: а) возьму ручку и начну сразу его править по ходу чтения; б) возьму карандаш и начну текст внимательно читать, делая пометы в тексте и на полях; в) возьму карандаш и бегло прочитаю текст, чтобы ознакомиться с его содержанием и получить общее представление о его структуре и языке, а потом уже прочитаю материал более внимательно и медленно, делая пометы. Правильный ответ: В 4. Чтение текста – важнейшая методическая процедура работы редактора. Но есть разные виды чтения. Их последовательность: а) ознакомительное, шлифовочное, углублённое; б) ознакомительное, углублённое, шлифовочное; в) шлифовочное, ознакомительное, углублённое. Правильный ответ: Б 5. Есть четыре вида правки. Процесс редакционной подготовки материала к публикации заканчивается: а) обработкой; б) сокращением; в) вычиткой; г) переделкой. Правильный ответ: В 6. Правка текста происходит: а) одновременно с ознакомительным чтением; б) одновременно с углубленным чтением; в) после шлифовочного чтения; г) после углублённого чтения. Правильный ответ: Б 7. Самый распространенный и многоплановый вид правки: а) вычитка; б) сокращение; в) обработка; г) переделка. Правильный ответ: В 8. Правка текста подразумевает: а) исправление стилистических и смысловых ошибок; б) исправление стилистических и смысловых ошибок и общее усовершенствование текста в соответствии с его местом в коммуникации, темой и назначением; в) внесение любых изменений в текст. Правильный ответ: В 9. Правка текста начинается с: а) выправления его композиции, структуры; б) исправления языковых неточностей и ошибок; в) вычитки. Правильный ответ: А 10. Редакторские исправления имеют право на жизнь: а) всегда, потому что редактор отвечает за содержание и форму текста; б) когда редакторский и авторский варианты равноправны по стилю и смыслу; в) когда редакторский вариант улучшает авторский – в противном случае изменения текста бессмысленны. Правильный ответ: В 11. Как называется мыслительный прием, состоящий из нескольких операций, включающих разбивку текста на части, выделение ключевых слов, составление смысловых рядов? а) антиципация; б) реципация; в) мысленное составление плана текста; г) предваряющие чтение вопросы. Правильный ответ: В 12. Реципация – это… а) предваряющие чтение вопросы; б) наглядное представление; в) соотнесение содержания текста с собственными знаниями; г) мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения; д) мысленное предвосхищение содержания и плана последующего изложения. Правильный ответ: Г 13. Какие операции предполагает методика логического анализа текста? а) членение текста на смысловые части, составление плана авторского варианта текста; б) выделение имен, суждений (упрощение текста при необходимости), выделение связок, проверка верности имен и суждений путём их внутритекстового соотнесения между собой и контекстом; в) проверка правильности неконкретизированных формулировок, точности наименования объектов действительности, правильности союзов и текстообразующих вводных слов; г) специальных приемов логического анализа, отличающихся от общих приемов анализа фактического материала, не существует. Правильный ответ: Б 14. Какой закон логики нарушен в утверждении «Когда не знаешь, как поступать – на стороне городской или краевой власти, то поступай по закону» (цитата из «Алтайской правды»)? а) закон тождества; б) закон противоречия; в) закон исключенного третьего; г) закон достаточного основания. Правильный ответ: В 15. Какой закон логики нарушен в предложении «Несмотря на то, что комиссия не работает, никто её работы не контролирует»? а) закон тождества; б) закон противоречия; в) закон исключенного третьего; г) закон достаточного основания. Правильный ответ: А 16. Нарушение какого закона логики чаще всего наблюдается в заголовках газетных материалов? а) закон тождества; б) закон противоречия; в) закон исключенного третьего; г) закон достаточного основания. Правильный ответ: А 17. Какие из перечисленных недостатков относятся к композиционным? а) заявленные и неразвитые или излишне детализированные подтемы; б) частичная или полная подмена понятий; в) игнорирование тезиса; г) порочный круг. Правильный ответ: А 18. Какая из перечисленных операций относится к методам анализа композиции? а) составление плана, выделение рамочных элементов текста; б) членение текста на высказывания и определение связок между ними; в) выделение фактической основы и проверка правильности фактов; г) перегруппировка данных на основе другого логического принципа. Правильный ответ: А 19. Какой план составляется редактором на этапе углублённого чтения? а) план-проспект; б) план редакторских изменений; в) план-конспект; г) план рукописи. Правильный ответ: Г 20. По каким признакам можно узнать повествовательный текст? а) по перечислению наблюдаемых признаков предмета, оформленному преимущественно глаголами несовершенного вида; б) по цепи событий, представленной в хронологической последовательности и оформленной преимущественно глаголами прошедшего времени совершенного вида; в) причинно-следственными связями между элементами предметно-логической основы текста; г) выше не названы отличительные черты повествования. Правильный ответ: Б 21. Какой из приведенных ответов раскрывает суть определения как вида текста? а) перечисление характерных наблюдаемых, видимых признаков предмета, явления, ситуации; б) рассказ о событиях, представленный в хронологической последовательности его отдельных узлов; в) перечисление наиболее важных, ранее установленных признаков предмета, явления, как наблюдаемых, так и не наблюдаемых; г) исследование явлений, углубление наших знаний о мире, извлечение нового знания из связей ранее известных, установленных фактов. Правильный ответ: В 22. Каковы характерные пороки описания? а) выбор узлов, не продвигающих изложение вперед, нарушение хронологии событий. б) выбор нехарактерных элементов, не создающих целостной картины, нарушение принципа их систематизации (например, от части к целому или наоборот); в) нечеткая демонстрация, невнятно сформулированный тезис, неубедительные аргументы; г) логическое неравенство объемов частей, неопределенность объема понятий, порочный круг. Правильный ответ: Б 23. Работа редактора с текстами, относящимися к различным способам изложения продолжает… а) стилистическую правку текста и является частью правки-вычитки; б) логический анализ текста; в) смысловой анализ текста; г) композиционную правку и является частью правки-обработки. Правильный ответ: Г 24. Что понимается в редактировании под фактом? а) современное событие, имеющее общественный интерес; б) исторические события, факт биографии; в) любой элемент внетекстовой действительности, включая неконкретизированную формулировку; г) любое событие, которому посвящен журналистский текст. Правильный ответ: В 25. Какие приемы работы используются для проверки точности и достоверности фактического материала? а) конкретизация представления, сопоставление повторяющихся и связанных по смыслу фактов внутри текста и с тем, что известно по теме; б) определение смысловой структуры текста и выявление роли факта в ней; в) выделение подтем, составление плана текста; г) выделение элементов описания. Правильный ответ: А 26. Какие факты текста нуждаются в проверке? а) все изложенные автором в рукописи; б) все те, что войдут в окончательный вариант текста; в) те сомнительные или неизвестные автору, которые невозможно исключить из текста; г) те сомнительные или неизвестные редактору, которые невозможно исключить из текста. Правильный ответ: Б 27. Что означает понятие «точность цитирования» в применении к текстам СМИ? (выберите наиболее полный ответ) а) соблюдение орфографии и пунктуации цитаты; б) отсутствие смысловых искажений; в) первое и второе, вместе взятые; г) буквальная и смысловая точность, правописание по современным нормам. Правильный ответ: В 28. Какие правила необходимо соблюдать при работе с цифровыми данными? а) заботиться о наглядности и понятности цифр, их сопоставимости между собой, не перегружать текст цифрами; б) располагать цифровые данные в рамочных элементах текста; в) не употреблять цифр вообще; г) работа с цифрами ничем не отличается от работы с любым другим фактическим материалом. Правильный ответ: А 29. Методика какой процедуры в редакторском анализе дает возможность определить значение отрицательного языкового материала, его функции при анализе текста, обосновать методику редакторской правки? а) конкретизация; б) литературоведческий подход к анализу текста; в) стилистический эксперимент; г) лингвистический эксперимент. Правильный ответ: Г 30. Отметьте случай стилистической погрешности. а) По мнению А. Починка, должен быть пересмотрен подход к финансовой и банковским тайнам. Необходимо, по его мнению, раскрывать направление и источник перевода крупных сумм свыше установленного определенного минимума. б) Джеймс Бонд из Санкт-Петербурга перебрался в Сайгон. в) Мы привыкли к предсказаниям Павла Глоба. г) Кисть художника передала те места, где бывал Тургенев. Правильный ответ: А ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию называется _______________. Правильный ответ: информативность 2. _______________ информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной благодаря способности текста порождать ассоциативные значения. Правильный ответ: подтекстовая 3. Синтаксическое свойство текста, с помощью которого обеспечивается смысловая целостность, называется ________________. Наличие ______________ еще не гарантирует целостности текста, но зато отсутствие первой, несомненно, обеспечит и отсутствие второй. Правильный ответ: связность, связности 4. Первый этап работы с текстом называют ___________(таким) чтением. Правильный ответ: ознакомительным 5. Такой вид чтения, как ______________ (или аналитическое), требует специальных навыков: предельной концентрации внимания на изучаемом тексте, умения членить его на смысловые части, сопоставлять их между собой. Правильный ответ: углубленное 6. Сложность ___________(такого) чтения в том, что редактор, как и автор, привыкает к тексту, и вероятность пропустить погрешности повышается. Правильный ответ: шлифовочное 7. Изменение текста в целях совершенствования его формы и содержания называется _________. Правильный ответ: правка 8. Есть два ее вида: корректорская и редакторская. Это последний этап работы с текстом, и осуществляется она непосредственно перед публикацией _______________. Правильный ответ: правка-вычитка 9. Более сложного вмешательства в текст требует такая правка _____________. Как видно из названия, ее цель – уменьшить объем текста. Правильный ответ: правка-сокращение 10. Наиболее распространенный и разнообразный по количеству операций вид правки – это ____________. Она применяется тогда. Когда авторский вариант приемлем по форме и содержанию, но нуждается в разнообразных исправлениях. Правильный ответ: Правка-обработка 11. Наиболее глубокие преобразования формы текста при сохранении и уточнении содержания производится при таком виде правки___________. Правильный ответ: правка-переделка 12. Действием этого закона логики ________ обеспечивается такое неотъемлемое качество текста, как смысловая целостность, его содержательное единство. Правильный ответ: тождества 13. Соблюдение закона ____________ обеспечивает такие смысловые качества текста, как последовательность и непротиворечивость. Правильный ответ: противоречия 14. Закон _____________, четвертый основной закон логики, контролирует убедительность, доказательность текста и утверждает, что всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана. Правильный ответ: достаточного основания 15. Первое золотое правило редактирования: «Не знаешь - _______: можешь оказаться в глупом положении». Это относится прежде всего к автору, но и к редактору тоже. Правильный ответ: не пиши 16. Суть этого метода проверки факта в том, чтобы наглядно представить себе все возможные варианты действительности, которые допускаются изложением, и, если надо, найти факты, противоречащие тексту _________________. Правильный ответ: конкретизации представления 17. Работая с цифровым материалом, редактор должен помнить о принципе _____________ цифр. Правильный ответ: сопостовимости 18. Этот вид фактического материала подразумевает включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Работа редактора с ________ имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности ее воспроизведения. Правильный ответ: цитатой 19. Термин _______в переводе с латыни означает «составление». ___________ текста – это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Правильный ответ: композиция, композиция 20. Способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих называется _________. Правильный ответ: повествование ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Отметьте определение медиатекста: а) предназначен для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе в максимально обобщенной, объективной, обезличенной форме; б) является источником получения информации о духовных импульсах и материальной сфере человеческой деятельности; в) обслуживает чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом. Правильный ответ: Б 2. К особенностям (свойствам) медиатекста не относится: а) медийность, б) гипертекстуальность, в) динамический характер, г) специфика средств создания, д) обязательная художественно-эстетическая нагрузка, е) многоплановость, многомерность. Правильный ответ: Д 3. Соотнесите определения медиатекста с авторами приведенных цитат: 1) «разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию»; 2) «новый коммуникационный продукт, который существует в нескольких ипостасях, в нескольких сферах, в нескольких средах: и в бумажном виде, и в звучащем, и в визуальном»; 3) «достаточно подвижное, регулируемое социально-речевое образование, обеспечивающее решение как коммуникативных, так и иных задач, а также как инструмент формирования общественного мнения внутри данного социума и за его пределами»; 4) «динамическая сложная единица высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций». а) Засурский Я.Н. в) Кузьмина Н.А. б) Рогозина И.В. г) Солганик Г.Я. Правильный ответ: 1) – г); 2) – а); 3) – б); 4) – в). 4. Какая из названных характеристик медиатекста «является закономерностью, связанной с необходимостью передачи больших объемов информации, и, следовательно, более четким ее структурированием для облегчения восприятия и переработки, а также с необходимостью минимизации времени и условий на обработку информации с целью сохранения актуальности» (И.В. Рогозина): а) языковое наполнение, б) динамический характер, в) многомерность, г) социально-регулятивная природа. Правильный ответ: В. 5. Какой из перечисленных параметров отсутствует в классификации современного медиатекста? а) канал распространения; б) способ производства; в) форма создания и воспроизведения; г) информационная насыщенность; д) функционально-жанровый тип текста; е) тематическая доминанта. Правильный ответ: Г. 6. К основным типам медиатекстов не относится: а) новости, б) пародия, в) информационная аналитика, г) реклама. Правильный ответ: Б. 7. Соотнесите функционально-жанровую принадлежность медиатекста и функцию языка (по Т.Г. Добросклонской) а) новость 1) совмещает в себе функцию воздействия в двух аспектах: функцию языка, реализуемую с помощью богатого арсенала лингвостилистических средств выразительности, и функцию массовой коммуникации, реализуемую посредством специальных медиатехнологий б) информ. аналитика и комментарий 2) реализуют функцию сообщения и одну из главных функций массовой коммуникации – информативную в) текст-очерк (features) 3) сочетают реализацию функции сообщения с усилением компонента воздействия за счет выражения мнения и оценки г) реклама 4) усиление функции воздействия в ее художественно-эстетическом варианте Правильный ответ: а) – 2); б) -3); в) – 4); г) – 1). 8. Отметьте медиатексты, которые могут продуцироваться и как одномерные, и как многомерные: а) рекламный текст; в) газетный текст; б) фотография; г) радиотекст. Правильный ответ: А, Б, Г. 9. Назовите признаки текста, выражающие специфику и стилевое своеобразие соответствующего функционального стиля благодаря реализации функций последнего, обусловленных его экстралингвистическими факторами: а) идеологемы, в) стилевые черты, б) интертекстуальные знаки, г) семиотические коды. Правильный ответ: В. 10. К таким умениям этого анализа медиатекстов, можно, например, отнести: умение определять используемые в медиатексте средства эксплицитной и имплицитной оценки; выделять политические концептуальные слова; определять приемы интертекстуальности (аллюзии, реминисценции, намеки, перифразы, цитаты и другие); находить идеологемы личностного или социального характера и многие умения подобного рода. а) семиотический в) контекстуальный б) нарративный г) стилистический Правильный ответ: Г. 11. Кто из исследователей нарративной структуры текста создал модель, в которую входят такие элементы, как главный эпизод, причина, условие, мотивация, контекст, история, последствия, результаты, реакции: а) Пропп В.Я. в) Пирс Ч. б) Тодоров Ц. г) Т. Ван Дейк Правильный ответ: Г. 12. В процессе этого анализа фокус внимания сосредотачивается на системе знаков, составляющих текст: а) семиотический в) контекстуальный б) нарративный г) стилистический Правильный ответ: А. 13. Укажите правильное определение понятию «идеологема»: а) воплощение вербальными средствами идеологических, политических, социальных установок, которые должен усвоить адресат и которые формируют в обществе определенную устойчивую идеологию, помогающую сплочению социума; б) способ организации текста (и вид текста), который возможность читателю, работающему c одним текстом, мгновенно получить на экране другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий смысл некоторого понятия глубже, чем текст первоначальный); в) выражение в тексте какой-либо направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность. Правильный ответ: А. 14. По мнению исследователей, именно этот анализ приводит к пониманию того, как именно элементы текста связываются друг с другом в медиасообщении, поскольку мы имеем дело не просто с собранием универсальных сюжетов, а с некими моделями социальной деятельности и даже способами коммуникации: а) семиотический в) контекстуальный б) нарративный г) стилистический Правильный от: Б. 15. Выделите три параметра стилистической характеристики авторского начала в медиатексте (по Т.Г. Шмелевой): а) выявленность автора; в) выразительность; б) удельный вес; г) степень сложности. Правильный ответ: А, Б, Г. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Ключевыми категориями традиционного определения текста (Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Г.Я. Солганик) являются: Правильный ответ: смысловая завершенность, связность 2. Термин медиатекст появился в англоязычной научной литературе: Правильный ответ: в конце ХХ века 3. Верно ли, что медиатекст можно рассматривать как фрагмент медиапотока? Правильный ответ: верно 4. Медиатекст принадлежит сфере: Правильный ответ: сфере СМИ 5. Фоновые знания это: Правильный ответ: фонд знаний автора и аудитории (адресата), обеспечивающий адекватное восприятие текста. 6. О какой категории медиатекста говорится в высказывании «медиатекст не обязательно обладает смысловой завершенностью, представляя собой структуру, открытую для многочисленных интерпретаций: текст СМИ, представляет собой совокупность фраз бесконечных гипертекстов, где всё является ссылкой друг на друга и бесконечным цитированием»: Правильный ответ: интертекстуальность. 7. Что называется транслированием информации с помощью разных каналов связи: Правильный ответ: мультимедийность. 8. Как называется передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет): Правильный ответ: конвергентность. 9. Назовите анализ, который изучает не просто содержание жизненного опыта, а формы рассуждения о нем – лингвистические и культурные ресурсы построения истории и убеждения слушателя в ее подлинности: Правильный ответ: нарративный анализ. 10. Ценности, установки, поведенческие модели, культурные мифы, доминирующие в конкретной культуре и репрезентируемые в медиатексте называются: Правильный ответ: культурным контекстом. 11. В фокусе внимания этого анализа находятся такие категории, как образ автора, интенция, авторская позиция, идеологема, социальная оценочность, образ адресата: Правильный ответ: стилистический анализ. 12. Предметом внимания этого анализа является содержательная сторона текста, при обсуждении которой определенную роль играет анализ социального, а не только лингвистического контекста медиатекста: Правильный ответ: контекстуальный анализ. 13. Способностью текста отражать авторское коммуникативное намерение называется: Правильный ответ: интенция. 14. Что является каналом создания и распространения для аудиовизуального медиатекста (отметьте несколько вариантов): Правильный ответ: телевидение, Интернет. 15. В современном медиатексте наблюдается инверсия коммуникативных ролей, что это означает: Правильный ответ: авторское, личностное начало в медийном дискурсе все более стирается; КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Подготовить курсовую работу на одну из выбранных тем: Примерные темы курсовых работ 1. Аксиологическая полифония современного медиатекста (на материале любого издания). 2. Система ценностей и убеждений, конституируемая современным российским медиадискурсом (на материале любых изданий). 3. Нарушение требований неэмотивности и объективности в современном новостном дискурсе (на материале любого издания, канала). 4. Формы визуализации фактического материала в современном медиаконтенте (инфографика, лонгрид, сторителлинг и др.) (на материале любых изданий). 5. Медиатекст как способ отражения ценностей, поведенческих моделей и мифов современной культуры (на материале любого издания). 6. Диалогичность как фундаментальное свойство современного медиатекста (на материале любого издания). 7. Стилевые доминанты современного медиатекста (на материале любого издания). 8. Вербализация интертекстуальности в текстах массовой коммуникации (на материале любых изданий). 9. Приемы языковой игры в современном медиаконтенте (на материале любых изданий). 10. Лингвокультурные стереотипы массовой и элитарной ориентации (на примере медиатекстов, продуцируемых современной российской прессой). 11. Интенциональность современного медиатекста как способность текста отражать авторское коммуникативное намерение (на материале текстов жанра features). 12. Особенности медиаконтента треш-журналистики (любое издание: Рен-ТВ, Новая газета и т.п.). 13. Печатный vs сетевой текст массовой газеты (на материале любого издания). 14. Распространение медиаконтента посредством социальных сетей (на материале любого издания). 15. Идеологемы креолизованного текста в современном интернет-дискурсе (на материале любого издания). 16. Категория новости в различных СМИ: способ отбора и подачи материала (газета / радио / ТВ). 17. Троллинг в современных медиа: сущностные, юридические и этические аспекты явления. 18. Ненаучные данные в СМИ: проблема интерпретации и маскировка их под результаты научных открытий (издания и хронологический период на выбор студентов). 19. Слово и изображение в журналистской практике электронных СМИ. 20. Особенности отражения гендерных проблем в журналистской практике в электронных СМИ. 21. Стилевая концепция издания (анализ соответствия речевого материала концепции и нормам литературного языка). 22. Сравнительный анализ речевых манер телеведущих информационных программ. 23. Инфографика как новый жанр журналистики (определение графического метода передачи информации, описание жанровых особенностей). 24. Жанровое своеобразие комментария и авторской колонки в материалах интернет-СМИ. 25. Образ автора в аналитической публикации, проблема нарратива. 26. Иммерсивная журналистика как инструмент манипуляции 27. Нарративные стратегии в массмедиа 28. Журналистский нарратив как стратегия вовлечения пользователя в контент 29. Ювенильная журналистика: история, тенденции развития, жанры 30. Детская журналистика в условиях глобализации: структурно-функциональные аспекты 31. Особенности региональных интернет-СМИ 32. Медиакоммуникации региона в условиях цифровизации 33. Научная коммуникация в цифровую эпоху: платформы и инструменты 34. Влияние медиа на формирование представлений о мире и на психическое здоровье нации. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 4 семестра зачета с оценкой, в конце 6 и 7 семестров - курсовая работа. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Критерии оценивания курсовой работы КР разработаны в методическом пособии кафедры. Оценка «отлично» выставляется в том случае, если: - содержание и оформление работы соответствует требованиям методических указаний и теме работы; - работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной; - дан анализ степени теоретической изученности проблемы, различных подходов к ее решению; - теоретические положения и выводы связаны с практикой, практические рекомендации обоснованы в работе; - в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы (допускается опора на вторичный анализ имеющихся данных); - приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его выводы; - доклад и ответы на вопросы показывают высокий уровень сформированности компетенций, позволяющих решать задачи профессиональной деятельности. Оценка «хорошо»: - содержание и оформление работы в целом соответствует требованиям данных методических указаний; - работа актуальна, написана самостоятельно; - дан анализ степени теоретической изученности проблемы; - теоретические положения и выводы связаны с практикой, практические рекомендации обоснованы в работе; - приложения к курсовой работе подкрепляют выводы; - доклад и ответы на вопросы показывают в целом достаточный уровень сформированности компетенций, позволяющих решать задачи профессиональной деятельности. Оценка «удовлетворительно»: - содержание и оформление работы в целом соответствует требованиям данных методических указаний; - имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; - в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; - теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации не аргументированы, носят формальный характер; - в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание проблемы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы. Оценка «неудовлетворительно»: - содержание и оформление работы не соответствует требованиям данных методических указаний; - содержание работы не соответствует ее теме; - в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы; - работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений. - при защите студент затрудняется с ответами на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Прохоров Е.П. | Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.2 | Новиков А.М. | Методология научного исследования : | Либроком, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Корконосенко С.Г. | Теория журналистики: моделирование и применение: учебное пособие | М.: Логос., 2010 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Павлов А.В. | Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие | -М.:Флинта, // Университетская библиотека онлайн Режим доступа: http://www.biblioclub.ru, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Прохоров Е.П. | Исследуя журналистику: учебное пособие | М.: РИП-Холдинг, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.journ.msu.ru | ||
Э2 | Ассоциация корпоративных медиа России | www.corpmedia.ru | ||
Э3 | Курс в moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Научая электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Спецсеминар «Практика медиаисследований» представляет собой комплекс лабораторных занятий исследовательского типа, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы, что обеспечивается возможностью выбора направления исследования под руководством конкретного руководителя. Результатом работы студента в спецсеминаре является курсовая работа. Курсовая работа дает студенту возможность проявить свои научно-исследовательские, журналистские авторские и проектно-аналитические способности, продемонстрировать самостоятельность в анализе различных типов медиаконтента, создать свой медиапродукт, сформулировать собственную точку зрения на ту или иную научную проблему. Спецсеминар позволяет студенту познакомиться с принципами организации и проведения научного исследования; методами научного исследования и способами определения его стратегии; научным аппаратом научного исследования. Темы курсовых работ, предлагаемые в рамках спецсеминара, затрагивают наиболее важные аспекты исследования проблем массовой информации, передаваемой по различным каналам СМИ и другим медиа, адресованной различным аудиторным группам. Темы формулируются с опорой на перечень актуальных тематических направлений исследований (представлен ниже) и формулируются с учетом цели исследования в рамках конкретной курсовой работы (проекта): нформационное общество и средства массовой информации; новые коммуникационные технологии и журналистика, СМИ и Интернет, мультимедийная журналистика; экономика и менеджмент СМИ; проблемы региональной журналистики; тенденции развития печатных и электронных СМИ; жанры, язык и стиль современных СМИ; медиаобразование и журналистика; проблемы права массовой информации; проблемы саморегулирования СМИ в России и за рубежом; журналистика и регионалистика: история региональной прессы; творческое наследие ведущих публицистов в контексте российской журналистики XXI века; методология изучения современной зарубежной прессы; политическая журналистика: обозрение, комментарий и электоральный прогноз; деловая журналистика, экономический анализ и обзоры рынков; научная журналистика и ее разновидности; гендерная журналистика и проблемы стереотипизации; оценка эффективности работы СМИ в социологии журналистики; журналистика постмодерна: управление контентом, веб-дизайн, интерактив и гипертекстуальность; просветительская журналистика и популяризация науки: методы работы научных обозревателей; спортивная журналистика: история, теория и практика; правовые и этические аспекты деятельности журналиста и др. Тема должна соответствовать одному из предложенных в списке тематических направлений. Следует помнить, что формулировка темы ýже и конкретнее формулировки тематического направления. Предмет, объект медиаисследования и эмпирическая база определяют цели и задачи конкретной курсовой работы. Важнейшим принципом формулировки темы является ее научная актуальность и новизна, которая может заключаться как в малой изученности темы, так и новом медиаконтенте исследования уже известной проблемы функционирования медиа, анализа, оценки, редактирования и интепретации медиатекстов, приведения их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; разработки и презентации локальных авторских медиапроектов, участия в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ. Текущая аттестация студентов по спецсеминару осуществляется по результатам подготовленных ими отчетов, реферативных сообщений, докладов, кейсов. Систематическая работа студента в спецсеминаре позволяет ему: 1) научиться самостоятельно определять проблематику, объект и предмет медиаисследования, давать обоснование актуальности, обосновывать отбор методов научного медиаисследования; структурировать научную работу (выделение всех составных частей: введения, глав и параграфов, заключения, приложений); грамотно построить научный текст; 2) представлять результаты своей работы на конференциях, семинарах и т.п., отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения; 3) овладеть методами и технологиями презентации результатов медиаисследования. Итоговая оценка по курсовой работе выставляется с учетом оценки научного руководителя и результатов защиты. Оценка выставляется на основе как формальных, так и содержательных критериев. Формальные критерии: соблюдение графика выполнения курсовой работы, соблюдение требований к оформлению работы, ее объему, оформлению библиографического списка, наличие и количество ссылок, новизна изученной литературы, соответствие литературы выбранной теме и т.п. Содержательные критерии: соответствие содержания выбранной теме и сформулированным целям и задачам, хорошо структурированный план, раскрывающий содержание темы работы, правильность и качество написания введения и заключения, оригинальность, качество и глубина основного содержания работы, логика изложения материала, самостоятельность исследования и др. (см. методическое пособие по выполнению курсовой работы). Курсовая работа (проект) должна также иметь необходимый объем; объем курсовой работы (проекта) устанавливается кафедрой теории и практики журналистики с учетом специфики образовательной программы. Оптимальный объем курсовой работы (проекта): 2 курс – не менее 40 страниц, количество использованных источников – не менее 30, 3 курс не менее 50 страниц текста формата А4, количество использованных источников – не менее 50; Оценка по курсовой работе проставляется в ведомость Неудовлетворительная оценка может быть выставлена руководителем в одном из следующих случаев: 1) обнаружение фактов плагиата (использования фрагментов текста другого автора без соответствующих ссылок), в т.ч. представление работы или ее части из сети Интернет; 2) выполнение работы по неутвержденной теме; 3) несоблюдение установленных графиком учебного процесса сроков представления курсовой работы без уважительной причины; 4) неудовлетворительное качество работы по совокупности критериев. При оценке «неудовлетворительно» работа возвращается на доработку. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, обязан переделать работу в установленные кафедрой и деканатом сроки. При этом изменение темы без уважительной причины не допускается. Процедура и критерии оценивания результатов написания курсовой работы в спецсеминаре «Практика медиаисследований» определяются: основной профессиональной образовательной программой высшего образования, методическими рекомендациями «Подготовка и защита курсовых работ (проектов) по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика профиль «Универсальная журналистика» (уровень бакалавриата): учебно-методическое пособие / сост. д. филол. н., проф. Лукашевич Е. В, к. филол. н., доц. Деминова М. А. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. |