МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы исследований в журналистике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость15 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 540
в том числе:
аудиторные занятия 190
самостоятельная работа 350
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4
курсовая работа: 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 15,5 19 16 18 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 0 0 0 0 0 0 0 0 10 10
Лабораторные 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 180 180
Сам. работа 62 62 36 36 36 36 72 72 144 138 350 344
Итого 108 108 72 72 72 72 108 108 180 174 540 534

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Витвинчук В.В.;к.ф.н., Доцент, Кирилин К.А.;к.ф.н., Доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы исследований в журналистике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие научно-исследовательских, журналистских авторских и проектно-аналитических способностей и приобретение знаний студентами в области актуальных проблем массовой информации, передаваемой по различным каналам СМИ и другим медиа, адресованной различным аудиторным группам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-2.2 Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами
ПК-2.3 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию и творческой работе. Выбор темы и обоснование актуальности медиаисследования. Требования к структуре курсовой работы Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Объект и предмет исследования. Методы исследования. Определение методики исследования Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Работа с учебной и справочной литературой. Применимость методического инструментария к решению задач конкретного исследования. Подготовка реферативного сообщения по обоснованию темы и методов исследования Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Планирование этапов медиаисследования. Составление плана-графика работы на семестр Лабораторные 3 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Работа с учебной и методической литературой. Конспектирование источников Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Особенности анализа теоретической литературы по журналистике, виды и типы анализа, классификация теоретических источников Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.7. Выступление с сообщением по степени изученности проблемы Лабораторные 3 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.8. Составление плана медиаисследования Сам. работа 3 22 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Определение эмпирической базы исследования. Оформление результатов первого этапа исследования
2.1. Составление плана-графика работы на семестр. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации Лабораторные 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Составление библиографического списка. Требования к оформлению библиографического списка. Отчет в виде списка. Лабораторные 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Определение эмпирической базы медиаисследования и выполнение пилотного исследования. Индивидуальные консультации Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.4. Определение эмпирической базы медиаисследования и выполнение пилотного исследования. Индивидуальные консультации Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.5. Этапы медиаисследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования. Результаты промежуточных этапов исследования, формирование Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Реферативное сообщение и научный доклад. Правила создания устного научного сообщения. Отчет о работе в форме доклада, реферативного сообщения на семинаре Лабораторные 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.7. Подготовка и оформление текста курсовой работы Сам. работа 4 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Требования к научному медиаисследованию
3.1. Корректировка темы и актуальности медиаисследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение методики исследования и эмпирической базы. Формулировка целей и задач следующего этапа медиаисследования. Составление плана-графика работы на семестр Лабораторные 5 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Изучение научной литературы по журналистике, медиакоммуникации и т.п.. Конспектирование основных требований к форме, стилю изложения и лексике научного стиля. Сам. работа 5 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
3.3. Проведение анализа эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой. Определение новых аспектов исследования. Представление результатов на семинаре Сам. работа 5 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
3.4. Выступления студентов с докладами и реферативными сообщениями, их анализ в группе. Лабораторные 5 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
3.5. Подготовка чернового варианта теоретической части курсовой работы Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
3.6. Отчет студентов о выполнении плана-графика медиаисследования за семестр. Обсуждение плана-графика дальнейшей работы Лабораторные 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Анализ эмпирической базы. Оформление результатов второго этапа медиаисследования
4.1. Анализ полученных результатов исследовательской работы. Сам. работа 6 24 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.2. Определение проблемных зон, корректировка исходных установок и гипотезы медиаисследования. Сам. работа 6 24 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.3. Составление плана-графика завершающего этапа работы над курсовой работой. Лабораторные 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.4. Обоснование необходимости практической проверки полученных результатов. Лабораторные 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.5. Анализ эмпирической базы медиаисследования. Лабораторные 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.6. Индивидуальные консультации. Лабораторные 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.7. Анализ полученных результатов исследовательской работы. Сам. работа 6 24 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.8. Подготовка докладов для участия в научной студенческой конференции Сам. работа 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.9. Выступления студентов с докладами и реферативными сообщениями, их анализ в группе. Лабораторные 7 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.10. Оформление результатов в соответствии с требованиями Сам. работа 7 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.11. Подготовка итогового варианта курсовой работы Сам. работа 7 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
4.12. Подготовка презентации результатов медиаисследования Сам. работа 7 48 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.13. Предзащита курсовой работы Лабораторные 7 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
4.14. Публичная защита курсовой работы Лабораторные 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8880

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Целью литературного редактирования является … (выберите наиболее полный, на ваш взгляд, ответ)
а) исправление стилистических ошибок и погрешностей при подготовке рукописи к публикации;
б) комплексное улучшение содержания и формы текста при подготовке рукописи к публикации;
в) исправление стилистических и логических погрешностей при подготовке рукописи к публикации;
г) исправление авторской концепции при подготовке рукописи к публикации.
Правильный ответ: Б

2. Каковы пределы редакторского вмешательства в текст?
а) редактор может менять литературную форму и авторскую концепцию по своему усмотрению;
б) редактор может исправлять стилистические погрешности, не искажая авторской концепции и не анализируя содержания;
в) редактор исправляет форму и содержание текста, не искажая авторской концепции и ограничиваясь необходимым минимумом исправлений;
г) редактор исправляет только стилистические и композиционные погрешности.
Правильный ответ: В

3. Вы редактор. Автор принес вам материал. Ваши действия:
а) возьму ручку и начну сразу его править по ходу чтения;
б) возьму карандаш и начну текст внимательно читать, делая пометы в тексте и на полях;
в) возьму карандаш и бегло прочитаю текст, чтобы ознакомиться с его содержанием и получить общее представление о его структуре и языке, а потом уже прочитаю материал более внимательно и медленно, делая пометы.
Правильный ответ: В

4. Чтение текста – важнейшая методическая процедура работы редактора. Но есть разные виды чтения. Их последовательность:
а) ознакомительное, шлифовочное, углублённое;
б) ознакомительное, углублённое, шлифовочное;
в) шлифовочное, ознакомительное, углублённое.
Правильный ответ: Б

5. Есть четыре вида правки. Процесс редакционной подготовки материала к публикации заканчивается:
а) обработкой;
б) сокращением;
в) вычиткой;
г) переделкой.
Правильный ответ: В

6. Правка текста происходит:
а) одновременно с ознакомительным чтением;
б) одновременно с углубленным чтением;
в) после шлифовочного чтения;
г) после углублённого чтения.
Правильный ответ: Б

7. Самый распространенный и многоплановый вид правки:
а) вычитка;
б) сокращение;
в) обработка;
г) переделка.
Правильный ответ: В

8. Правка текста подразумевает:
а) исправление стилистических и смысловых ошибок;
б) исправление стилистических и смысловых ошибок и общее усовершенствование текста в соответствии с его местом в коммуникации, темой и назначением;
в) внесение любых изменений в текст.
Правильный ответ: В

9. Правка текста начинается с:
а) выправления его композиции, структуры;
б) исправления языковых неточностей и ошибок;
в) вычитки.
Правильный ответ: А

10. Редакторские исправления имеют право на жизнь:
а) всегда, потому что редактор отвечает за содержание и форму текста;
б) когда редакторский и авторский варианты равноправны по стилю и смыслу;
в) когда редакторский вариант улучшает авторский – в противном случае изменения текста бессмысленны.
Правильный ответ: В

11. Как называется мыслительный прием, состоящий из нескольких операций, включающих разбивку текста на части, выделение ключевых слов, составление смысловых рядов?
а) антиципация;
б) реципация;
в) мысленное составление плана текста;
г) предваряющие чтение вопросы.
Правильный ответ: В

12. Реципация – это…
а) предваряющие чтение вопросы;
б) наглядное представление;
в) соотнесение содержания текста с собственными знаниями;
г) мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения;
д) мысленное предвосхищение содержания и плана последующего изложения.
Правильный ответ: Г

13. Какие операции предполагает методика логического анализа текста?
а) членение текста на смысловые части, составление плана авторского варианта текста;
б) выделение имен, суждений (упрощение текста при необходимости), выделение связок, проверка верности имен и суждений путём их внутритекстового соотнесения между собой и контекстом;
в) проверка правильности неконкретизированных формулировок, точности наименования объектов действительности, правильности союзов и текстообразующих вводных слов;
г) специальных приемов логического анализа, отличающихся от общих приемов анализа фактического материала, не существует.
Правильный ответ: Б

14. Какой закон логики нарушен в утверждении «Когда не знаешь, как поступать – на стороне городской или краевой власти, то поступай по закону» (цитата из «Алтайской правды»)?
а) закон тождества;
б) закон противоречия;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания.
Правильный ответ: В

15. Какой закон логики нарушен в предложении «Несмотря на то, что комиссия не работает, никто её работы не контролирует»?
а) закон тождества;
б) закон противоречия;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания.
Правильный ответ: А

16. Нарушение какого закона логики чаще всего наблюдается в заголовках газетных материалов?
а) закон тождества;
б) закон противоречия;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания.
Правильный ответ: А

17. Какие из перечисленных недостатков относятся к композиционным?
а) заявленные и неразвитые или излишне детализированные подтемы;
б) частичная или полная подмена понятий;
в) игнорирование тезиса;
г) порочный круг.
Правильный ответ: А

18. Какая из перечисленных операций относится к методам анализа композиции?
а) составление плана, выделение рамочных элементов текста;
б) членение текста на высказывания и определение связок между ними;
в) выделение фактической основы и проверка правильности фактов;
г) перегруппировка данных на основе другого логического принципа.
Правильный ответ: А

19. Какой план составляется редактором на этапе углублённого чтения?
а) план-проспект;
б) план редакторских изменений;
в) план-конспект;
г) план рукописи.
Правильный ответ: Г

20. По каким признакам можно узнать повествовательный текст?
а) по перечислению наблюдаемых признаков предмета, оформленному преимущественно глаголами несовершенного вида;
б) по цепи событий, представленной в хронологической последовательности и оформленной преимущественно глаголами прошедшего времени совершенного вида;
в) причинно-следственными связями между элементами предметно-логической основы текста;
г) выше не названы отличительные черты повествования.
Правильный ответ: Б

21. Какой из приведенных ответов раскрывает суть определения как вида текста?
а) перечисление характерных наблюдаемых, видимых признаков предмета, явления, ситуации;
б) рассказ о событиях, представленный в хронологической последовательности его отдельных узлов;
в) перечисление наиболее важных, ранее установленных признаков предмета, явления, как наблюдаемых, так и не наблюдаемых;
г) исследование явлений, углубление наших знаний о мире, извлечение нового знания из связей ранее известных, установленных фактов.
Правильный ответ: В

22. Каковы характерные пороки описания?
а) выбор узлов, не продвигающих изложение вперед, нарушение хронологии событий.
б) выбор нехарактерных элементов, не создающих целостной картины, нарушение принципа их систематизации (например, от части к целому или наоборот);
в) нечеткая демонстрация, невнятно сформулированный тезис, неубедительные аргументы;
г) логическое неравенство объемов частей, неопределенность объема понятий, порочный круг.
Правильный ответ: Б

23. Работа редактора с текстами, относящимися к различным способам изложения продолжает…
а) стилистическую правку текста и является частью правки-вычитки;
б) логический анализ текста;
в) смысловой анализ текста;
г) композиционную правку и является частью правки-обработки.
Правильный ответ: Г

24. Что понимается в редактировании под фактом?
а) современное событие, имеющее общественный интерес;
б) исторические события, факт биографии;
в) любой элемент внетекстовой действительности, включая неконкретизированную формулировку;
г) любое событие, которому посвящен журналистский текст.
Правильный ответ: В

25. Какие приемы работы используются для проверки точности и достоверности фактического материала?
а) конкретизация представления, сопоставление повторяющихся и связанных по смыслу фактов внутри текста и с тем, что известно по теме;
б) определение смысловой структуры текста и выявление роли факта в ней;
в) выделение подтем, составление плана текста;
г) выделение элементов описания.
Правильный ответ: А

26. Какие факты текста нуждаются в проверке?
а) все изложенные автором в рукописи;
б) все те, что войдут в окончательный вариант текста;
в) те сомнительные или неизвестные автору, которые невозможно исключить из текста;
г) те сомнительные или неизвестные редактору, которые невозможно исключить из текста.
Правильный ответ: Б

27. Что означает понятие «точность цитирования» в применении к текстам СМИ? (выберите наиболее полный ответ)
а) соблюдение орфографии и пунктуации цитаты;
б) отсутствие смысловых искажений;
в) первое и второе, вместе взятые;
г) буквальная и смысловая точность, правописание по современным нормам.
Правильный ответ: В

28. Какие правила необходимо соблюдать при работе с цифровыми данными?
а) заботиться о наглядности и понятности цифр, их сопоставимости между собой, не перегружать текст цифрами;
б) располагать цифровые данные в рамочных элементах текста;
в) не употреблять цифр вообще;
г) работа с цифрами ничем не отличается от работы с любым другим фактическим материалом.
Правильный ответ: А

29. Методика какой процедуры в редакторском анализе дает возможность определить значение отрицательного языкового материала, его функции при анализе текста, обосновать методику редакторской правки?
а) конкретизация;
б) литературоведческий подход к анализу текста;
в) стилистический эксперимент;
г) лингвистический эксперимент.
Правильный ответ: Г

30. Отметьте случай стилистической погрешности.
а) По мнению А. Починка, должен быть пересмотрен подход к финансовой и банковским тайнам. Необходимо, по его мнению, раскрывать направление и источник перевода крупных сумм свыше установленного определенного минимума.
б) Джеймс Бонд из Санкт-Петербурга перебрался в Сайгон.
в) Мы привыкли к предсказаниям Павла Глоба.
г) Кисть художника передала те места, где бывал Тургенев.
Правильный ответ: А

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию называется _______________.
Правильный ответ: информативность

2. _______________ информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной благодаря способности текста порождать ассоциативные значения.
Правильный ответ: подтекстовая

3. Синтаксическое свойство текста, с помощью которого обеспечивается смысловая целостность, называется ________________. Наличие ______________ еще не гарантирует целостности текста, но зато отсутствие первой, несомненно, обеспечит и отсутствие второй.
Правильный ответ: связность, связности

4. Первый этап работы с текстом называют ___________(таким) чтением.
Правильный ответ: ознакомительным

5. Такой вид чтения, как ______________ (или аналитическое), требует специальных навыков: предельной концентрации внимания на изучаемом тексте, умения членить его на смысловые части, сопоставлять их между собой.
Правильный ответ: углубленное

6. Сложность ___________(такого) чтения в том, что редактор, как и автор, привыкает к тексту, и вероятность пропустить погрешности повышается.
Правильный ответ: шлифовочное

7. Изменение текста в целях совершенствования его формы и содержания называется _________.
Правильный ответ: правка

8. Есть два ее вида: корректорская и редакторская. Это последний этап работы с текстом, и осуществляется она непосредственно перед публикацией _______________.
Правильный ответ: правка-вычитка

9. Более сложного вмешательства в текст требует такая правка _____________. Как видно из названия, ее цель – уменьшить объем текста.
Правильный ответ: правка-сокращение

10. Наиболее распространенный и разнообразный по количеству операций вид правки – это ____________. Она применяется тогда. Когда авторский вариант приемлем по форме и содержанию, но нуждается в разнообразных исправлениях.
Правильный ответ: Правка-обработка

11. Наиболее глубокие преобразования формы текста при сохранении и уточнении содержания производится при таком виде правки___________.
Правильный ответ: правка-переделка

12. Действием этого закона логики ________ обеспечивается такое неотъемлемое качество текста, как смысловая целостность, его содержательное единство.
Правильный ответ: тождества

13. Соблюдение закона ____________ обеспечивает такие смысловые качества текста, как последовательность и непротиворечивость.
Правильный ответ: противоречия

14. Закон _____________, четвертый основной закон логики, контролирует убедительность, доказательность текста и утверждает, что всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана.
Правильный ответ: достаточного основания

15. Первое золотое правило редактирования: «Не знаешь - _______: можешь оказаться в глупом положении». Это относится прежде всего к автору, но и к редактору тоже.
Правильный ответ: не пиши

16. Суть этого метода проверки факта в том, чтобы наглядно представить себе все возможные варианты действительности, которые допускаются изложением, и, если надо, найти факты, противоречащие тексту _________________.
Правильный ответ: конкретизации представления

17. Работая с цифровым материалом, редактор должен помнить о принципе _____________ цифр.
Правильный ответ: сопостовимости

18. Этот вид фактического материала подразумевает включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Работа редактора с ________ имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности ее воспроизведения.
Правильный ответ: цитатой

19. Термин _______в переводе с латыни означает «составление». ___________ текста – это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст.
Правильный ответ: композиция, композиция

20. Способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих называется _________.
Правильный ответ: повествование

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отметьте определение медиатекста:
а) предназначен для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе в максимально обобщенной, объективной, обезличенной форме;
б) является источником получения информации о духовных импульсах и материальной сфере человеческой деятельности;
в) обслуживает чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом.
Правильный ответ: Б

2. К особенностям (свойствам) медиатекста не относится:
а) медийность,
б) гипертекстуальность,
в) динамический характер,
г) специфика средств создания,
д) обязательная художественно-эстетическая нагрузка,
е) многоплановость, многомерность.
Правильный ответ: Д

3. Соотнесите определения медиатекста с авторами приведенных цитат:
1) «разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию»;
2) «новый коммуникационный продукт, который существует в нескольких ипостасях, в нескольких сферах, в нескольких средах: и в бумажном виде, и в звучащем, и в визуальном»;
3) «достаточно подвижное, регулируемое социально-речевое образование, обеспечивающее решение как коммуникативных, так и иных задач, а также как инструмент формирования общественного мнения внутри данного социума и за его пределами»;
4) «динамическая сложная единица высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций».
а) Засурский Я.Н. в) Кузьмина Н.А.
б) Рогозина И.В. г) Солганик Г.Я.
Правильный ответ: 1) – г); 2) – а); 3) – б); 4) – в).

4. Какая из названных характеристик медиатекста «является закономерностью, связанной с необходимостью передачи больших объемов информации, и, следовательно, более четким ее структурированием для облегчения восприятия и переработки, а также с необходимостью минимизации времени и условий на обработку информации с целью сохранения актуальности» (И.В. Рогозина):
а) языковое наполнение,
б) динамический характер,
в) многомерность,
г) социально-регулятивная природа.
Правильный ответ: В.

5. Какой из перечисленных параметров отсутствует в классификации современного медиатекста?
а) канал распространения;
б) способ производства;
в) форма создания и воспроизведения;
г) информационная насыщенность;
д) функционально-жанровый тип текста;
е) тематическая доминанта.
Правильный ответ: Г.

6. К основным типам медиатекстов не относится:
а) новости,
б) пародия,
в) информационная аналитика,
г) реклама.
Правильный ответ: Б.


7. Соотнесите функционально-жанровую принадлежность медиатекста и функцию языка (по Т.Г. Добросклонской)
а) новость 1) совмещает в себе функцию воздействия в двух аспектах: функцию языка, реализуемую с помощью богатого арсенала лингвостилистических средств выразительности, и функцию массовой коммуникации, реализуемую посредством специальных медиатехнологий

б) информ. аналитика и комментарий 2) реализуют функцию сообщения и одну из главных функций массовой коммуникации – информативную
в) текст-очерк (features) 3) сочетают реализацию функции сообщения с усилением компонента воздействия за счет выражения мнения и оценки
г) реклама 4) усиление функции воздействия в ее художественно-эстетическом варианте
Правильный ответ: а) – 2); б) -3); в) – 4); г) – 1).

8. Отметьте медиатексты, которые могут продуцироваться и как одномерные, и как многомерные:
а) рекламный текст; в) газетный текст;
б) фотография; г) радиотекст.
Правильный ответ: А, Б, Г.

9. Назовите признаки текста, выражающие специфику и стилевое своеобразие соответствующего функционального стиля благодаря реализации функций последнего, обусловленных его экстралингвистическими факторами:
а) идеологемы, в) стилевые черты,
б) интертекстуальные знаки, г) семиотические коды.
Правильный ответ: В.

10. К таким умениям этого анализа медиатекстов, можно, например, отнести: умение определять используемые в медиатексте средства эксплицитной и имплицитной оценки; выделять политические концептуальные слова; определять приемы интертекстуальности (аллюзии, реминисценции, намеки, перифразы, цитаты и другие); находить идеологемы личностного или социального характера и многие умения подобного рода.
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный ответ: Г.

11. Кто из исследователей нарративной структуры текста создал модель, в которую входят такие элементы, как главный эпизод, причина, условие, мотивация, контекст, история, последствия, результаты, реакции:
а) Пропп В.Я. в) Пирс Ч.
б) Тодоров Ц. г) Т. Ван Дейк
Правильный ответ: Г.

12. В процессе этого анализа фокус внимания сосредотачивается на системе знаков, составляющих текст:
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный ответ: А.

13. Укажите правильное определение понятию «идеологема»:
а) воплощение вербальными средствами идеологических, политических, социальных установок, которые должен усвоить адресат и которые формируют в обществе определенную устойчивую идеологию, помогающую сплочению социума;
б) способ организации текста (и вид текста), который возможность читателю, работающему c одним текстом, мгновенно получить на экране другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий смысл некоторого понятия глубже, чем текст первоначальный);
в) выражение в тексте какой-либо направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность.
Правильный ответ: А.

14. По мнению исследователей, именно этот анализ приводит к пониманию того, как именно элементы текста связываются друг с другом в медиасообщении, поскольку мы имеем дело не просто с собранием универсальных сюжетов, а с некими моделями социальной деятельности и даже способами коммуникации:
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный от: Б.

15. Выделите три параметра стилистической характеристики авторского начала в медиатексте (по Т.Г. Шмелевой):
а) выявленность автора; в) выразительность;
б) удельный вес; г) степень сложности.
Правильный ответ: А, Б, Г.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ключевыми категориями традиционного определения текста (Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Г.Я. Солганик) являются:
Правильный ответ: смысловая завершенность, связность

2. Термин медиатекст появился в англоязычной научной литературе:
Правильный ответ: в конце ХХ века

3. Верно ли, что медиатекст можно рассматривать как фрагмент медиапотока?
Правильный ответ: верно

4. Медиатекст принадлежит сфере:
Правильный ответ: сфере СМИ

5. Фоновые знания это:
Правильный ответ: фонд знаний автора и аудитории (адресата), обеспечивающий адекватное восприятие текста.

6. О какой категории медиатекста говорится в высказывании «медиатекст не обязательно обладает смысловой завершенностью, представляя собой структуру, открытую для многочисленных интерпретаций: текст СМИ, представляет собой совокупность фраз бесконечных гипертекстов, где всё является ссылкой друг на друга и бесконечным цитированием»:
Правильный ответ: интертекстуальность.

7. Что называется транслированием информации с помощью разных каналов связи:
Правильный ответ: мультимедийность.

8. Как называется передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет):
Правильный ответ: конвергентность.

9. Назовите анализ, который изучает не просто содержание жизненного опыта, а формы рассуждения о нем – лингвистические и культурные ресурсы построения истории и убеждения слушателя в ее подлинности:
Правильный ответ: нарративный анализ.

10. Ценности, установки, поведенческие модели, культурные мифы, доминирующие в конкретной культуре и репрезентируемые в медиатексте называются:
Правильный ответ: культурным контекстом.

11. В фокусе внимания этого анализа находятся такие категории, как образ автора, интенция, авторская позиция, идеологема, социальная оценочность, образ адресата:
Правильный ответ: стилистический анализ.

12. Предметом внимания этого анализа является содержательная сторона текста, при обсуждении которой определенную роль играет анализ социального, а не только лингвистического контекста медиатекста:
Правильный ответ: контекстуальный анализ.

13. Способностью текста отражать авторское коммуникативное намерение называется:
Правильный ответ: интенция.

14. Что является каналом создания и распространения для аудиовизуального медиатекста (отметьте несколько вариантов):
Правильный ответ: телевидение, Интернет.

15. В современном медиатексте наблюдается инверсия коммуникативных ролей, что это означает:
Правильный ответ: авторское, личностное начало в медийном дискурсе все более стирается;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Подготовить курсовую работу на одну из выбранных тем:
Примерные темы курсовых работ

1. Аксиологическая полифония современного медиатекста (на материале любого издания).
2. Система ценностей и убеждений, конституируемая современным российским медиадискурсом (на материале любых изданий).
3. Нарушение требований неэмотивности и объективности в современном новостном дискурсе (на материале любого издания, канала).
4. Формы визуализации фактического материала в современном медиаконтенте (инфографика, лонгрид, сторителлинг и др.) (на материале любых изданий).
5. Медиатекст как способ отражения ценностей, поведенческих моделей и мифов современной культуры (на материале любого издания).
6. Диалогичность как фундаментальное свойство современного медиатекста (на материале любого издания).
7. Стилевые доминанты современного медиатекста (на материале любого издания).
8. Вербализация интертекстуальности в текстах массовой коммуникации (на материале любых изданий).
9. Приемы языковой игры в современном медиаконтенте (на материале любых изданий).
10. Лингвокультурные стереотипы массовой и элитарной ориентации (на примере медиатекстов, продуцируемых современной российской прессой).
11. Интенциональность современного медиатекста как способность текста отражать авторское коммуникативное намерение (на материале текстов жанра features).
12. Особенности медиаконтента треш-журналистики (любое издание: Рен-ТВ, Новая газета и т.п.).
13. Печатный vs сетевой текст массовой газеты (на материале любого издания).
14. Распространение медиаконтента посредством социальных сетей (на материале любого издания).
15. Идеологемы креолизованного текста в современном интернет-дискурсе (на материале любого издания).
16. Категория новости в различных СМИ: способ отбора и подачи материала (газета / радио / ТВ).
17. Троллинг в современных медиа: сущностные, юридические и этические аспекты явления.
18. Ненаучные данные в СМИ: проблема интерпретации и маскировка их под результаты научных открытий (издания и хронологический период на выбор студентов).
19. Слово и изображение в журналистской практике электронных СМИ.
20. Особенности отражения гендерных проблем в журналистской практике в электронных СМИ.
21. Стилевая концепция издания (анализ соответствия речевого материала концепции и нормам литературного языка).
22. Сравнительный анализ речевых манер телеведущих информационных программ.
23. Инфографика как новый жанр журналистики (определение графического метода передачи информации, описание жанровых особенностей).
24. Жанровое своеобразие комментария и авторской колонки в материалах интернет-СМИ.
25. Образ автора в аналитической публикации, проблема нарратива.
26. Иммерсивная журналистика как инструмент манипуляции
27. Нарративные стратегии в массмедиа
28. Журналистский нарратив как стратегия вовлечения пользователя в контент
29. Ювенильная журналистика: история, тенденции развития, жанры
30. Детская журналистика в условиях глобализации: структурно-функциональные аспекты
31. Особенности региональных интернет-СМИ
32. Медиакоммуникации региона в условиях цифровизации
33. Научная коммуникация в цифровую эпоху: платформы и инструменты
34. Влияние медиа на формирование представлений о мире и на психическое здоровье нации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 4 семестра зачета с оценкой, в конце 6 и 7 семестров - курсовая работа. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Критерии оценивания курсовой работы КР разработаны в методическом пособии кафедры.
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если:
- содержание и оформление работы соответствует требованиям методических указаний и теме работы;
- работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной;
- дан анализ степени теоретической изученности проблемы, различных подходов к ее решению;
- теоретические положения и выводы связаны с практикой, практические рекомендации обоснованы в работе;
- в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы (допускается опора на вторичный анализ имеющихся данных);
- приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его выводы;
- доклад и ответы на вопросы показывают высокий уровень сформированности компетенций, позволяющих решать задачи профессиональной деятельности.
Оценка «хорошо»:
- содержание и оформление работы в целом соответствует требованиям данных методических указаний;
- работа актуальна, написана самостоятельно;
- дан анализ степени теоретической изученности проблемы;
- теоретические положения и выводы связаны с практикой, практические рекомендации обоснованы в работе;
- приложения к курсовой работе подкрепляют выводы;
- доклад и ответы на вопросы показывают в целом достаточный уровень сформированности компетенций, позволяющих решать задачи профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно»:
- содержание и оформление работы в целом соответствует требованиям данных методических указаний;
- имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью;
- в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований;
- теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации не аргументированы, носят формальный характер;
- в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание проблемы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно»:
- содержание и оформление работы не соответствует требованиям данных методических указаний;
- содержание работы не соответствует ее теме;
- в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы;
- работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений.
- при защите студент затрудняется с ответами на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
Л1.3 Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение: учебное пособие М.: Логос., 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие -М.:Флинта, // Университетская библиотека онлайн Режим доступа: http://www.biblioclub.ru, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: учебное пособие М.: РИП-Холдинг, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.journ.msu.ru
Э2 Ассоциация корпоративных медиа России www.corpmedia.ru
Э3 Курс в moodle portal.edu.asu.ru
Э4 Научая электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Спецсеминар «Практика медиаисследований» представляет собой комплекс лабораторных занятий исследовательского типа, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы, что обеспечивается возможностью выбора направления исследования под руководством конкретного руководителя. Результатом работы студента в спецсеминаре является курсовая работа. Курсовая работа дает студенту возможность проявить свои научно-исследовательские, журналистские авторские и проектно-аналитические способности, продемонстрировать самостоятельность в анализе различных типов медиаконтента, создать свой медиапродукт, сформулировать собственную точку зрения на ту или иную научную проблему. Спецсеминар позволяет студенту познакомиться с принципами организации и проведения научного исследования; методами научного исследования и способами определения его стратегии; научным аппаратом научного исследования.
Темы курсовых работ, предлагаемые в рамках спецсеминара, затрагивают наиболее важные аспекты исследования проблем массовой информации, передаваемой по различным каналам СМИ и другим медиа, адресованной различным аудиторным группам.
Темы формулируются с опорой на перечень актуальных тематических направлений исследований (представлен ниже) и формулируются с учетом цели исследования в рамках конкретной курсовой работы (проекта): нформационное общество и средства массовой информации; новые коммуникационные технологии и журналистика, СМИ и Интернет, мультимедийная журналистика; экономика и менеджмент СМИ; проблемы региональной журналистики; тенденции развития печатных и электронных СМИ; жанры, язык и стиль современных СМИ; медиаобразование и журналистика; проблемы права массовой информации; проблемы саморегулирования СМИ в России и за рубежом; журналистика и регионалистика: история региональной прессы; творческое наследие ведущих публицистов в контексте российской журналистики XXI века; методология изучения современной зарубежной прессы; политическая журналистика: обозрение, комментарий и электоральный прогноз; деловая журналистика, экономический анализ и обзоры рынков; научная журналистика и ее разновидности; гендерная журналистика и проблемы стереотипизации; оценка эффективности работы СМИ в социологии журналистики; журналистика постмодерна: управление контентом, веб-дизайн, интерактив и гипертекстуальность; просветительская журналистика и популяризация науки: методы работы научных обозревателей; спортивная журналистика: история, теория и практика; правовые и этические аспекты деятельности журналиста и др.
Тема должна соответствовать одному из предложенных в списке тематических направлений. Следует помнить, что формулировка темы ýже и конкретнее формулировки тематического направления.
Предмет, объект медиаисследования и эмпирическая база определяют цели и задачи конкретной курсовой работы. Важнейшим принципом формулировки темы является ее научная актуальность и новизна, которая может заключаться как в малой изученности темы, так и новом медиаконтенте исследования уже известной проблемы функционирования медиа, анализа, оценки, редактирования и интепретации медиатекстов, приведения их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; разработки и презентации локальных авторских медиапроектов, участия в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ.
Текущая аттестация студентов по спецсеминару осуществляется по результатам подготовленных ими отчетов, реферативных сообщений, докладов, кейсов. Систематическая работа студента в спецсеминаре позволяет ему: 1) научиться самостоятельно определять проблематику, объект и предмет медиаисследования, давать обоснование актуальности, обосновывать отбор методов научного медиаисследования; структурировать научную работу (выделение всех составных частей: введения, глав и параграфов, заключения, приложений); грамотно построить научный текст; 2) представлять результаты своей работы на конференциях, семинарах и т.п., отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения; 3) овладеть методами и технологиями презентации результатов медиаисследования.
Итоговая оценка по курсовой работе выставляется с учетом оценки научного руководителя и результатов защиты. Оценка выставляется на основе как формальных, так и содержательных критериев. Формальные критерии: соблюдение графика выполнения курсовой работы, соблюдение требований к оформлению работы, ее объему, оформлению библиографического списка, наличие и количество ссылок, новизна изученной литературы, соответствие литературы выбранной теме и т.п. Содержательные критерии: соответствие содержания выбранной теме и сформулированным целям и задачам, хорошо структурированный план, раскрывающий содержание темы работы, правильность и качество написания введения и заключения, оригинальность, качество и глубина основного содержания работы, логика изложения материала, самостоятельность исследования и др. (см. методическое пособие по выполнению курсовой работы).
Курсовая работа (проект) должна также иметь необходимый объем; объем курсовой работы (проекта) устанавливается кафедрой теории и практики журналистики с учетом специфики образовательной программы. Оптимальный объем курсовой работы (проекта): 2 курс – не менее 40 страниц, количество использованных источников – не менее 30, 3 курс не менее 50 страниц текста формата А4, количество использованных источников – не менее 50;
Оценка по курсовой работе проставляется в ведомость
Неудовлетворительная оценка может быть выставлена руководителем в одном из следующих случаев: 1) обнаружение фактов плагиата (использования фрагментов текста другого автора без соответствующих ссылок), в т.ч. представление работы или ее части из сети Интернет; 2) выполнение работы по неутвержденной теме; 3) несоблюдение установленных графиком учебного процесса сроков представления курсовой работы без уважительной причины; 4) неудовлетворительное качество работы по совокупности критериев.
При оценке «неудовлетворительно» работа возвращается на доработку. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, обязан переделать работу в установленные кафедрой и деканатом сроки. При этом изменение темы без уважительной причины не допускается.
Процедура и критерии оценивания результатов написания курсовой работы в спецсеминаре «Практика медиаисследований» определяются: основной профессиональной образовательной программой высшего образования, методическими рекомендациями «Подготовка и защита курсовых работ (проектов) по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика профиль «Универсальная журналистика» (уровень бакалавриата): учебно-методическое пособие / сост. д. филол. н., проф. Лукашевич Е. В, к. филол. н., доц. Деминова М. А. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018.