МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторический практикум журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Риторический практикум журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. филол. н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д. филол. н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса направлено на ознакомление студентов-журналистов с тысячелетней мировой практикой работы в сфере публичного слова, развитие навыков профессионального отношения к устному и письменному слову, обучение профессиональным приемам ведения диалога, дискуссии, умению грамотно использовать возможности коммуникации, удерживать внимание и интерес аудитории с учетом ее особенностей, проводить успешные рекламные и агитационные кампании, отвечать «вызовам» и потребностям современной политической и общественной жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-2.2 Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами
ПК-2.3 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте / медиапродукте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление риторики: от науки о красноречии к практике эффективной коммуникации
1.1. Введение. Становление риторики: от науки о красноречии к практике эффективной коммуникации Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Коммуникативный аспект риторики. Коммуникативно-речевая компетенция адресанта Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Коммуникативный аспект риторики. Коммуникативно-речевая компетенция адресанта Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Становление риторики: от науки о красноречии к практике эффективной коммуникации Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.5. Традиции классической риторики Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.6. Коммуникативный аспект риторики. Законы и принципы общения Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.7. Коммуникативный аспект риторики. Законы и принципы общения Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.8. Ресурсы невербальной коммуникации Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.9. Составление глоссария по риторике Сам. работа 6 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Риторический практикум. Мастерство публичного выступления журналиста
2.1. Публичное выступление. Типы речей. Искусство речи Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Мастерство публичного выступления журналиста Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.3. Риторический канон. Личностная парадигма оратора: этос, логос, пафос. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.4. Личностная парадигма оратора: этос, логос, пафос Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.5. Этико-речевые особенности современной массовой коммуникации Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.6. Подбор и анализ кейсов по проблемам современной массовой коммуникации (командная работа) Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.7. Подготовка к публичному выступлению Сам. работа 6 33 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.8. Подбор и анализ кейсов по этико-речевым проблемам современной массовой коммуникации (командная работа) Сам. работа 6 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8849
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:
способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие из перечисленных аргументов, по мнению Аристотеля, относятся к основным способам убеждения?
А. Этос
Б. Пафос
В. Мнение
Г. Логос
Правильный ответ: А, Б, Г.

2. Древнеримский ритор Квинтилиан – автор теории 8 частей речи (речевого произведения). Какие из указанных ниже элементов он не выделял?
А. Обращение
Б. Именование темы
В. Юмор
Г. Повествование (история предмета)
Д. Описание
Е. Доказательство,
Ж. Дискуссия
З. Опровержение.
Правильный ответ: В, Ж

3. Знание функциональных стилей современного русского языка должно обеспечить в речи говорящему:
А. Уместный для данной ситуации выбор языковых средств
Б. Убедительность речи
В. Ничего из перечисленного
Правильный ответ: А

4. Какие этапы работы над речью традиционно выделяют в составе риторического канона?
А. Инвенция
Б. Диспозиция
В. Ораторика
Г. Элокуция
Д. Мемория
Е. Ация
Правильный ответ: А, Б, Г, Д, Е

5. Какие три рода красноречия (типа речей) выделил Аристотель в «Риторике»?
А. Судебное
Б. Апологетическое
В. Полемическое
Г. Эпидейктическое
Д. Совещательное
Правильный ответ: А, Г, Д

6. Какие качества речи, перечисленные ниже, относятся к коммуникативным, обеспечивая ее эффективность?
А. Богатство речи
Б. Логичность речи
В. Правильность речи
Г. Уместность речи
Д. Все перечисленные
Правильный ответ: Д

7. Такие виды публичных выступлений, как доклад, лекция относят к:
А. Наиболее распространенным
Б. К наиболее убедительным
В. Монологическим
Правильный ответ: В

8. В зависимости от количества участников выделяют следующие типы коммуникации:
А. Монологические – диалогические
Б. Устные – письменные
В. Вербальные – невербальные
Г. Глобальные – локальные
Правильный ответ: А

9. Троп, состоящий в передаче отвлеченного понятия или мысли через конкретный образ или цепь образов, объединенных в определенный сюжет, - это …
А. оксюморон В. ирония
Б. гипербола Г. аллегория
Правильный ответ: Г

10. Стилистическая фигура, состоящая из ряда словесных компонентов (не менее трех): слов, словосочетаний, предложений, расположенных в порядке их возрастающей или (реже) убывающей семантической и / или эмоциональной значимости, которая порождает стилистический эффект, - это…
А. инверсия В. градация
Б. параллелизм Г. анафора
Правильный ответ: В

11. Выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение, - это …
А. сарказм В. каламбур
Б. ирония Г. аллегория
Правильный ответ: Б

12. Перифраза – это…
А. Операция переноса значения, состоящая в контекстной подстановке слова, сочетания слов или выражения отдельной мысли и используемая в основном при построении цепочек с приращением смысла.
Б. Стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном, обозначении предметов и явлений действительности (преимущественно эмоционально-экспрессивного, оценочного характера).
В. Эмоционально нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичных им слов или выражений, представляющихся говорящему грубыми или нетактичными.
Г. Характеристика выделяемого слова посредством слов или оборотов, представляющих его свойства, признаки или качества.
Правильный ответ: Б

13. Готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:
А. Приветствие и указание на смысл мероприятия
Б. Обзор работы, проделанной коллегами, продумав примеры и аргументы
В. Выражение надежды на дальнейшее сотрудничество
Г. Пожелания.
Д. Все перечисленное
Правильный ответ: Д

14. Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления:
А. Нарушение логической последовательности
Б. Большое количество затронутых вопросов
В. Отсутствие доказательности
Г. Апелляция к событиям, известным оратору и аудитории
Правильный ответ: Г

15. Какие нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты?
А. Нарушает чистоту речи
Б. Нарушает логичность речи
В. Нарушает точность речи
Г. Нарушает выразительность речи
Правильный ответ: А

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Идеал речевого общения, к которому нужно стремиться, желая доставить радость адресату и быть понятым им; вид диалогического общения, цель которого – достижение по возможности полного понимания, душевного отклика, эмоционального контакта коммуникантов, т.е. «гармонии». Гармоничным является эффективный диалог, предполагающий не только интеллектуальный контакт, связанный с передачей и усвоением (пониманием) информации, но и эмоциональное созвучие участников общения. Это…
Варианты правильного ответа: гармонизация речевого общения / гармония речи

2. Гомилетика (искусство беседовать) – наука о церковных проповедях, а также сами проповеди. Основы гомилетики заложены в сочинении Блаженного Августина «О христианском учении». Для православной ветви христианства наибольшими авторитетами в области гомилетики стали Василий Великий и Иоанн Златоуст. Теоретическая гомилетика появляется на Руси поздно. Если исходить из трехчастного деления красноречия, предложенного Аристотелем, то к какому роду красноречия следует отнести гомилетику?
Правильный ответ: к эпидейктическому / эпидейктическое

3. Раздел риторики, в котором изучается теория и практика функционирования публичной устной монологической речи, исследуются законы и правила построения ораторских речей, ораторское искусство как умение эффективно и выразительно создавать и исполнять ораторские речи, - это…
Правильный ответ: ораторика

4. Идеоречевой технологический цикл создания речевого произведения и центральный раздел риторики, изучающий «путь от мысли к слову», то есть процесс создания и произнесения речевого произведения, - это…
Правильный ответ: риторический канон

5. Какие этапы работы над речью традиционно выделяют в составе риторического канона?
Варианты правильного ответа: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция / изобретение, расположение, словесное оформление мысли, запоминание, действие

6. Этап риторического канона, отвечающий за композиционную организацию речи, - это…
Варианты правильного ответа: диспозиция / расположение

7. Кто является автором теории 8 частей речи (речевого произведения), включающих 1) обращение, 2) именование темы, 3) повествование (история предмета), 4) описание, 5) доказательство, 6) опровержение – аргументация от противного, 7) воззвание – обращение к чувствам слушающих, 8) заключение (обобщение и выводы)?
Варианты правильного ответа: Квинтилиан / римский ритор Квинтилиан

8. Назовите три рода красноречия, которые выделил Аристотель в «Риторике» (типа речей).
Правильный ответ: судебное, совещательное и эпидейктическое красноречие.

9. Какой род красноречия (тип речи) у Аристотеля предназначен «обвинять или оправдывать»?
Правильный ответ: судебное

10. Какой род красноречия (тип речи) у Аристотеля предназначен «хвалить или порицать»?
Правильный ответ: эпидейктическое

11. Какой логический закон нарушен в рассуждении (софизме) «Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит»?
Правильный ответ: закон тождества

12. Какая логическая ошибка состоит в том, что тезис обосновывается некоторыми аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом?
Правильный ответ: порочный круг в аргументации / круговая аргументация / замкнутый круг в аргументации


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции?
А. Чтение текста
Б. Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов
Г. Воспроизведение по памяти заученного текста
Д. Импровизация.
Правильный ответ: Д

2. Основными этапами деловой беседы являются:
А. Начало беседы
Б. Информирование партнеров
В. Аргументирование выдвигаемых положений
Г. Принятие решения
Д. Завершение беседы
Е. Все перечисленные
Правильный ответ: Е

3. В какой строке все слова функционально-стилистически окрашены?
А. абсорбировать, линчевать, саксаул, толпа, исцелитель
Б. нужный, болельщик, кадриль, царизм, единство
В. структурированный, салицилка, литературовед, мужество, ошеломить
Г. адепт, всласть, очаг (войны), мужать, осточертеть
Правильный ответ: Г

4. В какой строке все слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску (значение)?
А. аристократ, балаганщина, мальчуган, артикул, контра
Б. блажить, вояка, благонравие, архитектор, наглый,
В. выкрутасы, билетерша, рвач, елочка, вежды
Г. льстить, единомышленник, очковтиратель, меридиан, отгрохать
Правильный ответ: В

5. Средствами выразительности в тексте являются:
Я повзрослел, когда открыл,
Что можно плакать или злиться,
Но всюду тьма то харь, то рыл,
А непохожих бьют по лицам… (И. Губерман).
А. использование сложных предложений
Б. использование просторечных слов
В. использование синонимов
Г. использование однородных членов предложения
Правильный ответ: Б, В

6. Укажите неверное утверждение
А. Трансформация фразеологизмов – это сокращение лексического состава фразеологизма или прецедентного текста при сохранении его основного значения.
Б. Трансформация фразеологизмов – это результат его частотного употребления в медиатекстах разных СМИ.
В. Трансформация фразеологизмов – это расширение лексического состава фразеологизма или прецедентного текста (иногда с частичной заменой его компонентов), как правило, с приданием ему нового, контекстуального смысла.
Правильный ответ: Б

• 7. Укажите неверное утверждение
А. Арго – разновидность социолектов, представляющая собой особый тайный язык
ряда социально замкнутых групп, которые его искусственно создают и сознательно используют в целях конспирации, внутригрупповой коммуникации и намеренного обособления от других групп.
Б. Термин «арго» был заимствован в русский язык в 60-е гг. XIX в. и первоначально обозначал «воровской язык». В последние годы наметилась устойчивая тенденция дифференцировать термины, обозначающих такие социально детерминированные формы речи, как арго, жаргон, сленг, профессиональное просторечие.
В. Слово или словосочетание арготического происхождения, которое используется в других фор-
мах и сферах существования национального языка, называется арготизмом. В настоящее время такие арготизмы, как дать на лапу, гопник, лох, легавый, пахан, клёвый и многие др., активно используются в языке СМИ, художественной литературы, кино и т.д.
Г. Проникновение арготических слов в общенародный язык не связано с криминализацией общественного сознания, усилением позиций преступного мира, снятием табу с арготизмов в СМИ.
Правильный ответ: Г

8. Укажите неверное утверждение
А. В стилистическом аспекте варваризмы сохраняют явную чужеродность. Как средство выразительности варваризмы используются для речевой характеристики персонажей, для придания национального или территориального колорита. Но они не могут использоваться для обозначения реалий, не имеющих наименования в русском языке.
Б. Разновидностями внелитературной лексики являются такие экспрессивно окрашенные лексические единицы, как диалектизмы, жаргонизмы и некоторые просторечные слова. Они используются для создания местного колорита, речевой и социальной характеристики персонажей, как средство языковой игры. Их неоправданное использование ведёт к нарушению правил культуры речи и отрицательно характеризует говорящего/пишущего.
В. В советский период на сквернословие был наложен культурный запрет, и это имело свой результат: нецензурное слово не проникало в сферу официального общения, не было столь распространённым в сфере общения бытового. Нецензурное слово было абсолютно запретным в печатном тексте и в соответствии с юридическим кодексом расценивалось как оскорбляющее слух и представление о чести и достоинстве.
Г. С функциональной точки зрения архаизмы определяют как стилистически отмеченные варианты с ограниченной сферой употребления, противопоставленные современным нейтральным эквивалентам. Как правило, архаизмы относятся к возвышенной, торжественной лексике.
Правильный ответ: А

9. В приведенном ниже тексте допущены следующие ошибки:
К области речевой этики относится и речевой этикет. Поскольку знаки речевого этикета обладают ситуативно обусловленным значением, социально и стилистически дифференцированы и образуют разветвленные синонимические ряды, часто возникают ошибки в выборе адекватной этим условиям этикетной речевой формулы. На уровень этичности общения оказывают существенное влияние не только коммуникативная компетентность общающихся, но и их личностные качества.
А. стилистические ошибки
Б. речевые ошибки
В. грамматические ошибки
Г. ошибок нет
Правильный ответ: Г

10. Определите стиль текста.
Впрочем, главная беда даже не в том, что мало читают, а в том, что падает культура чтения. Расширение ареала Донцовой, Марининой, Даниэллы Стил, как отмечают библиотекари, происходит за счет так называемой «золотой полки». При опросах среди сельских подростков пальму первенства по узнаваемости делят Пушкин и Роулинг (до 136 упоминаний), но зато меньше 30 упоминаний получили Дефо, Дюма, Жюль Верн, Андерсен, Борис Васильев. «В чтении подрастающего поколения преобладают либо устаревшие, либо примитивные тексты», - констатируют в справке для министра библиотекари, отмечая, что в сложившейся ситуации виноваты не подростки, а взрослые. При анализе в рамках проекта PISA, исследующем качество понимания прочитанного, россияне постепенно откатились с 37-го места на 40-е из 57 стран.
А. научный
Б. официально-деловой
В. разговорный
Г. публицистический
Правильный ответ: Г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации, - это…
Правильный ответ: культура речи

2. Правила речевого поведения, обусловленные принятыми в данном этносе или в данном социуме нормами поведения, частью которых является поведение речевое. Сюда относят, например, формы вежливости (обращение на «вы») и многочисленные словесные формулы (формулы речевого этикета), связанные с теми или иными коммуникативными действиями (приветствием, извинением, прощанием и т.п.). Это …
Правильный ответ: речевой этикет

3. Начало беседы, информирование партнеров, аргументирование выдвигаемых положений, принятие решения, завершение беседы являются основными этапами _____________________.
Правильный ответ: деловой беседы

4. Основным средством согласованного принятия решений в процессе делового общения заинтересованных сторон является/являются:
Правильный ответ: деловые переговоры

5. Русский адвокат А. Ф. Кони говорил о том, что размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на __________________________.
Правильный ответ: подготовку выступления

6. Один из способов звуковой организации речи, заключающийся в симметрическом повторении однородных гласных звуков для создания звуковой и интонационной выразительности, – это...
Правильный ответ: ассонанс

7. Троп, основанный на комбинировании противоположных по значению лексических единиц, обозначающих взаимоисключающие понятия, которые в сочетании дают новое значение, вскрывающее какое-либо глубокое качество, содержание, – это...
Правильный ответ: оксюморон

8. Типичный, воспроизводимый стилистический прием словесного оформления мысли– это ...
Правильный ответ: фигура речи

9. Фигура речи, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Это ...
Варианты правильного ответа: бессоюзие / асиндетон

10. Использование собственного имени, как правило, широко известного, вместо нарицательного, для называния другого лица, наделенного сходными свойствами. Модель: (о жадном человеке) Плюшкин. Это...
Варианты правильного ответа: антономасия / антономазия

11. Комическое или ироническое изменение известного слова, выражения, текста (пословицы, поговорки, цитаты, названия книги, спектакля, фильма и т.д.) с целью придания им нового, нередко противоположного смысла. Трансформация крылатых выражений – это …
Варианты правильного ответа: каламбур / языковая игра

12. Слова, устарелые для определенной эпохи, вытесненные из активного употребления синонимичными словами: выя (шея), позор (зрелище), лицедей (актер), живот (жизнь), употребляются для создания торжественности, возвышенности стиля или как средство создания сатирического и комического, - это…
Правильный ответ: архаизмы

13. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: боярин, арбалет, кулак, пятилетка и др., – это ...
Правильный ответ: историзмы

14. Заимствованные из чужого языка слова или выражения, не до конца освоенные заимствующим языком и поэтому воспринимаемые как чужеродные: адью – прощайте, мерси – спасибо. Могут использоваться для воссоздания колорита какой-либо страны или как средство иронии – это…
Правильный ответ: варваризмы

15. ЗвонИт – звОнит, договОр – дОговор, дело возбужденО – возбУждено, ходАтайство – ходатАйство, рАпорт – рапОрт. В каких парах слов варианты ударения обусловлены употреблением в профессиональной речи?
Правильный ответ: дело возбужденО – возбУждено, рАпорт – рапОрт.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или отсутствует.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие достаточное количество баллов по предложенным рейтинговым видам работ, получают оценку автоматически.
Для обучающихся, не получивших набравших достаточное количество баллов по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплине, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Ритор. практикум.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дзялошинский, И. М. Риторика: учебник и практикум для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://urait.ru/bcode/433052
Л1.2 Стернин, Иосиф Абрамович Практическая риторика : учеб. пособие для вузов Академия, 2008
Л1.3 Введенская Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов Феникс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. И. Н. Кузнецов Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» Polpred.com/news
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме.
Каждый вариант тестовых заданий включает 25 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл. Перевод баллов в оценку: 23-25 баллов - «отлично», 18-22 балла – «хорошо»; 12-17 баллов – «удовлетворительно», ниже 12 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка за зачет ставится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра. Если студент претендует на более высокую оценку, он имеет возможность прийти на зачет и ответить на вопросы (один вопрос – теоретический, второй – практический).
В билет включено два теоретических вопроса. На ответ студенту отводится 35 минут.