МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Креативные решения в медиакоммуникациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиакоммуникации_ЦКиМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК Алтай, Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Креативные решения в медиакоммуникациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование у студентов теоретических знаний и профессиональных компетенций креативной деятельности, ознакомить студентов с теоретическими принципами, методическими подходами и практикой использования креативных технологий в медиакоммуникациях.
Задачи:
Выделить наиболее актуальные, практически значимые вопросы современных креативных технологий медиакоммуникаций;
представить преимущественно практический аспект реализации наиболее востребованных современных креативных технологий, учитывая исключительную значимость данной проблематики для медиатехнологий;
дать проблемное изложение материала в контексте современной ситуации;
показать роль современных креативных технологий в медиакоммуникациях;
выработать у студентов потребность к самостоятельному, свободному, творчески активному подходу и осмыслению знаний и готовности к внедрению инновационных
подходов в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии для продвижения продукции СМИ с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства
ПК-2.1 Знает маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценки конкурентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-2.2 Умеет разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
ПК-2.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для донесения до потребителя необходимой информации
ПК-4Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства
ПК-4.1 Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов
ПК-4.2 Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры
ПК-4.3 Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроектаи (или) медиапродукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы теории творчества, современных креативных техник и технологий в медиакоммуникациях; методологические основы креативной деятельности; приемы использования креативных решений в медиакоммуникациях;
Способы оценки потребностей в ресурсах, необходимых для решения задач в профессиональной области;
основные методы и техники креативных решений; методы и приемы оценки восприятия продуктов креатива в медиасфере;
технологии и методики определения мультимедийных и интерактивных средств для достижения коммуникативных задач;
методы и методики развития креативных способностей; творческие техники в производстве медиаконтента и возможности креативных решений в профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать использованные креативные решения, определять необходимость использования креативных техник в профессиональной деятельности; производить и воспроизводить идеи, авторские ходы и преобразовать их в творческий продукт;
определять мультимедийные и интерактивные средства для достижения коммуникативных задач;
производить оценку потребностей в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной области; использовать методы и приемы оценки восприятия продуктов креатива в медиасфере, генерировать новые идеи в профессиональной деятельности, разрабатывать творческие идеи по брифу;
использовать творческие техники в производстве медиаконтента, управлять основными этапами креативного процесса, использовать технологии и приемы креативных решений в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подбора и анализа креативных техник в профессиональной деятельности, навыками разработки творческих концепций в соответствии с творческим заданием для решения задач по разработке коммуникационной кампании;
навыками определения мультимедийных и интерактивных средств для достижения коммуникативных задач;
навыками оценки восприятия продуктов креатива в медиасфере, техниками генерации новые идеи в профессиональной деятельности и навыками разработки творческих идей по брифу;
навыками оценки потребностей в ресурсах и планирования их использования при решении задач в профессиональной области;
навыками использования творческих техник и приемов в производстве медиаконтента, навыками управления этапами креативного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Креативность как творческий процесс
1.1. Художественно-творческое мышление как профессиональное мышление Лекции 7 4 Л1.2, Л1.1
1.2. Теория креативности Энди Грина Практические 7 2 Л1.2, Л1.1
1.3. Художественно-творческое мышление. Теория креативности Энди Грина Сам. работа 7 13 Л1.2, Л1.1
1.4. Творчество и основные элементы творческого процесса Лекции 7 4 Л1.2
Раздел 2. Креативные технологии в медиакоммуникациях
2.1. Методы активизации творческих идей при создании медиапродукта Лекции 7 4 Л1.2, Л1.1
2.2. Коллективные методики креатива как способ продуцирования креативных идей («Мозговой штурм» и др.) Практические 7 4 Л1.1
2.3. Ассоциативные методики креатива (методы ассоциаций, аналогии, синектики, рефрейминга) Практические 7 4 Л1.1
2.4. Шаблонные методики креатива («шесть шляп» и др.) Практические 7 4 Л1.1
2.5. Подготовительные методики (Технология "open space" и др.) Практические 7 4 Л1.1
2.6. Использование креативных методик в профессиональной деятельности Сам. работа 7 37 Л1.1
2.7. Технологии разработки креативного брифа. Разработка креативной концепции на основе брифа. Лекции 7 4 Л1.2, Л1.1
2.8. Технологии разработки креативного брифа. Разработка креативной концепции на основе брифа. Практические 7 4 Л1.2, Л1.1
2.9. Технологии разработки креативного брифа. Разработка креативной концепции на основе брифа. Сам. работа 7 20 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

1. Художественно-образное мышление как профессиональное мышление
2. Определение креативности (Дж.Гилфорд)
3. Цели и задачи креативной деятельности
4. Пять слагаемых креативности Энди Грина. «Пять I»
5. Креатив как творческий процесс
6. "Отцы основатели" креативных технологий
7. Роль бизнеса в развитии креативных технологий
8. «Мозговой штурм» как наиболее востребованная креативная технология и ее особенности актуализации
9. Технологии, основанные на образном мышлении (катена, синектика, рефрейминг)
10. Технология, разработанная Х.Алдером
11. Особенности технология «Шесть шляп» де Боно
12. Креативная технология Х.Оуэна «Open Space»
13. Общая характеристика и базовый алгоритм «Круговора» Ч. Лендри
14. Основные этапы творческого процесса в создании медиапродуктов
15. Драматургия в различных видах медиакоммуникаций
16. Сценарий – основная форма драматургической организации медиапродукта
17. Тема, идея, проблема. Их сущность и содержание
18. Авторский и сюжетный ход
19. Игра как творческая деятельность
20. Виды игр и игровые приемы в медиасфере
21. Креативные техники в медиакоммуникациях
22. Этические основы креатива

Типовые практические задания:
1. Опишите две креативные техники, наиболее подходящие, на ваш взгляд, для разработки контент-плана instagram-аккаунта маслосырзавода.
2. Выступая в роли руководителя отдела в DIGITAL-агентстве, разработайте план проведения креативной сессии для копирайтеров, направленной на разработку рекламного слогана частного охранного предприятия.



Типовое практическое задание
Разработайте сценарий для видеоролика о направлении подготовки «медиакоммуникации». Целевая аудитория ролика - родители.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.Б. Борев Художественная культура XX века (теоретическая история) : учебник : М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека ОНЛАЙН biblioclub.ru
Э2 курс "Креативные решения в медиакоммуникациях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.