МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология прикладного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.05. Медиакоммуникации
ПрофильМедиапроизводство и медиааналитика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_05_Медиакоммуникации_МиМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.социол.н, Профессор, Ковалева Алла Владимировна

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК Алтай , Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Методология прикладного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 531)

составлена на основании учебного плана:
42.04.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование представления о природе научного знания, его месте и роли в системе социогуманитарного знания; систематизация мировоззренческих компонентов, включенных в различные области гуманитарного знания и культуру в целом; изучение методологических принципов научного исследования в профессиональной сфере, изучение методологии прикладного исследования в профессиональной сфере.
Задачи обучения:
изучение особенностей современного этапа развития научного знания и характерных для него методологических проблем;
Формирование системного представления об основных этапах осуществления научных исследований в области рекламы и связей с общественностью, а также их содержании;
Выработка умения выстраивать собственные стратегии исследовательского поиска, самостоятельно устанавливать его цели, задачи и гуманитарный смысл;
Выработка умения подготовить исследовательский проект по одной из выбранных тем и защитить его;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определять стратегию достижения поставленной цели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применять навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определять стратегию действий для достижения поставленной цели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научных исследований.
1.1. Основания методологии научного исследования Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Основания методологии научного исследования Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Основания методологии научного исследования Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Организация процесса научного исследования. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Организация процесса научного исследования. Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Организация процесса научного исследования. Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Средства и методы научного исследования. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Средства и методы научного исследования. Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.9. Средства и методы научного исследования. Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Проектирование и реализация прикладного исследования
2.1. Общая характеристика социологических и маркетинговых исследований. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Общая характеристика социологических и маркетинговых исследований. Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Общая характеристика социологических и маркетинговых исследований. Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Структура процесса социологических исследований и характеристика проектов маркетинговых исследований. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Структура процесса социологических исследований и характеристика проектов маркетинговых исследований. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Структура процесса социологических исследований и характеристика проектов маркетинговых исследований. Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Качественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Качественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Качественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Количественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Количественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.12. Количественные методы сбора данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.13. Формирование выборки в социологических и маркетинговых исследованиях. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.14. Формирование выборки в социологических и маркетинговых исследованиях. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.15. Формирование выборки в социологических и маркетинговых исследованиях. Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.16. Анализ данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.17. Анализ данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.18. Анализ данных в социологических и маркетинговых исследованиях. Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.19. Основные требования к составлению исследовательских отчетов. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.20. Основные требования к составлению исследовательских отчетов. Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.21. Основные требования к составлению исследовательских отчетов. Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Промежуточная аттестация
3.1. зачет Практические 1 0 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9089

Оценка сформированности компетенции:
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Научное исследование - это...
а) целенаправленное познание
б) выработка общей стратегии науки
в) система методов, функционирующих в конкретной науке
г) учение, позволяющее критически осмыслить методы познания
Правильный ответ: а
Вопрос 2. Методология науки - это...
а) система методов, функционирующих в конкретной науке
б) целенаправленное познание
в) воспроизведение новых знаний
г) учение о принципах построения научного познания
Правильный ответ: а
Вопрос 3. Цель и задачи исследования
а) позволяют определить логику, основные шаги, ведущие к разрешению проблемы идостижению результатов работы.
б) улучшение здоровья населения.
в) позволяют определить основные шаги работы.
г) позволяют определить логику работы.
Правильный ответ: а
Вопрос 4. Предмет исследования - это:
а) особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, невыходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе;
б) то, что в самом общем виде должно быть получено в конечном итоге работы
в) то, что будет взято учащимся для изучения и исследования
г) научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.
Правильный ответ: а
Вопрос 5. Проблема – это:
а) область риска, требующая дополнительных затрат;
б) несоответствие текущего состояния желаемому;
в) спрогнозированная величина снижения прибыли;
г) не достижение цели, поставленной маркетингом фирмы.
Правильный ответ: б

Вопрос 6. Новые факты и цифры, которые собраны специально для проекта исследования, называются:
а) данными опросов;
б) факторами для принятия решения;
в) данными исследования;
г) вторичными данными;
д) первичными данными.
Правильный ответ: д

Вопрос 7. Фокус-группа – это:
а) особый метод исследования, заключающийся в многоразовом обследовании отдельной группы респондентов;
б) вид опроса, представляющий собой групповое интервью в форме свободного обсуждения заданной темы;
в) вид опроса, характеризующийся четко заданной структурной периодичностью проведения и ограниченностью круга респондентов;
г) вид опроса, характеризующийся отсутствием четко заданной периодичности проведения и ограниченностью круга респондентов.
Правильный ответ: б
Вопрос 8. Полевое исследование – это:
а) исследование, которое проводится маркетинговой службой фирмы в сельской местности;
б) сбор первичных данных у носителей информации;
в) обработка данных, полученных на коммерческой основе у официальных источников;
Правильный ответ: б
Вопрос 9. Анкетирование – это:
а) выявление мнений и определение действий респондентов путём личного диалога;
б) опрос респондентов с помощью документа в виде композиции вопросов и ответов;
в) визуальный осмотр изучаемого объекта;
г) анализ отношения автора к описываемым событиям.
Правильный ответ: б

Вопрос 10. Лабораторные эксперименты отличаются от полевых экспериментов:
а) манипулированием с зависимыми и независимыми переменными;
стоимостью;
б) репрезентативностью полученных данных;
в) возможностью контроля над каждым этапом эксперимента;
г) различной средой, в которой проводится эксперимент.
Правильный ответ: г

Вопрос 11. Генеральная совокупность – это:
а) часть потребителей, отражающая интересующие фирму вкусы и предпочтения;
б) всё население страны, структурированное по уровню дохода;
в) множество всех единиц, являющихся объектом исследования;
г) потребители конкретного товара.
Правильный ответ: в

Вопрос 12. Процесс прикладного исследования подразумевает такую последовательность этапов:
а) Постановка проблемы, разработка методического плана исследования, разработка организационно-технического плана исследования, предоставление аналитической записки;
б) Определение проблемы, выбор проекта исследования, определение методов сбора данных, разработка форм, заполняемых в ходе сбора информации, проектирование выборки и сбор данных, анализ и интерпретация данных, подготовка отчета о результатах исследования;
в) Описание проблемы, разработка исследовательского инструментария, сбор информации, определение методов анализа информации, редактирование и кодирование данных, интерпретация данных, предоставление отчетных материалов;
Правильный ответ: б
Вопрос 13. В каком порядке обычно осуществляется предвари¬тельный анализ данных?
а) Кодирование, табулирование, редактирование.
б) Редактирование, кодирование, табулирование.
в) Кодирование, редактирование, табулирование.
г) Редактирование, табулирование, кодирование.
Правильный ответ: б
Вопрос 14. Что понимается под вероятностной выборкой?
а) Выборка, в которую каждый элемент генеральной совокупности может войти с равной степенью вероятности.
б) Выборка, в которой можно определить вероятность ошибки.
в) Выборка, в которую может попасть любой элемент генеральной совокупности с определенной степенью вероятности.
г) Выборка, вероятность попадания в которую элементом генеральной совокупности неизменна.
Правильный ответ: а
Вопрос 15. Тест на словесные ассоциации подразумевает, что:
а) Участники опроса отвечают на каждое слово из предложенного для прочтения списка первым пришедшим на ум словом;
б) Участники опроса просят при помощи слов описать какую-либо ситуацию;
в) Участники опроса при помощи определенного списка слов составляют рассказ;
правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1:Учение об организации деятельности называется
Ответ:методология
Вопрос 2: Совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы определяется как
Ответ: внешняя среда.
Вопрос 3: Установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы – это знание
Ответ: эмпирическое.
Вопрос 4: Существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами называется
Ответ: законом.
Вопрос 5: Какой подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах?
Ответ: количественный подход.
Вопрос 6: Как называется признак научной теории, который означает, что в научной теории истинность ее основных положений достоверно установлена?
Ответ: достоверность.
Вопрос 7: Предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, либо о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней их основой называется
Ответ: гипотезой.
Вопрос 8: Метод разложения исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов называется
Ответ: анализ.
Вопрос 9: Как называется познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов?
Ответ: сравнение.
Вопрос 10: Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения - это
Ответ: объект исследования
Вопрос 11: Как называется последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования?
Ответ: процедура.

Вопрос 12: Как называется схематическое представление процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры?
Ответ: дерево решений .
Вопрос 13: Научный документ, отвечающий ряду необходимых требований, все части которого связаны в единое целое, а его составление предполагает осуществление следующих процедур: постановку проблемы; определение объекта и предмета исследования; описание целей и задач исследования; интерпретацию основных понятий; формулировку рабочих гипотез; разработку, стратегического плана исследования, описание методов сбора данных; списание схемы анализа данных называется
Ответ: программа исследования.
Вопрос 14: Как называется конечный результат исследования, теоретико-познавательный или практически-прикладной?
Ответ: цель исследования.
Вопрос 15: Как называются методы сбора данных при помощи которых в ходе исследования была получена информация, которую невозможно количественно измерить или для анализа которой невозможно применить количественные методы?
Ответ:качественные методы.
Вопрос 16: Как называются методы исследования, в которых конечные данные выражаются в цифровой форме?
Ответ: количественные методы.
Вопрос 17: Как называется наблюдение, которое проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом? Полевое
Вопрос 18: Как называется метод исследования, предполагающий компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования?
Ответ: экспертный опрос.
Вопрос 19: Часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется
Ответ: выборочной совокупностью.
Вопрос 20: Как называется шкала, которая включает ранжированное распределение ответов в порядке убывания или увеличения интенсивности исследуемого признака?
Ответ:ранговая.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=524262
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 137 заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
Л1.2 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Джафаров, К.А. Исседования в рекламе: учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228957 (06.02.2018).
Л2.2 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Основы научных исследований Дашков и Ко, , 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450759
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Методология прикладного исследования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы.