МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегии менеджмента и маркетинга в коммуникационной среде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.05. Медиакоммуникации
ПрофильМедиапроизводство и медиааналитика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_04_05_Медиакоммуникации_МиМ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 76 76 49 49 125 125
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.социол.н., Профессор, Ковалева А.В.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК Алтай, Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Стратегии менеджмента и маркетинга в коммуникационной среде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 531)

составлена на основании учебного плана:
42.04.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины - развитие и совершенствование у магистрантов стратегического и креативного мышления, ориентированного на перспективу, поиск оригинальных идей и получение системного эффекта, а также навыков стратегического менеджмента и маркетинга в коммуникационной сфере на основе ситуативного анализа и оценки стратегических перспектив.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать основные тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
ОПК-2.1 Выявляет причинно-следственные связи в проблемах взаимодействия общественных и государственных институтов
ОПК-2.2 Соблюдает принцип беспристрастности и баланс интересов в создаваемых медиапроектах и (или) медиапродуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов
ОПК-2.3
ПК-1Способен разрабатывать новые виды форматов медиапродукции, производить творческие пилотные проекты
ПК-1.1 Знает форматы и жанры медиапубликаций; принципы художественно-технического оформления интернет-ресурсов
ПК-1.2 Умеет обрабатывать текстовый контент в соответствии с задачами конкретных медиа и применять базовые приемы композиции материалов на интернет-странице
ПК-1.3 Владеет навыками работы с профессиональными компьютерными программами верстки и программами для работы с растровой и векторной графикой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию, методику и технику социологических и маркетинговых исследований;Теоретико-методологические основы стратегического менеджмента; специфику стратегического менеджмента в коммуникационной сфере;
содержание основных этапов стратегического планирования, подготовки, творческой проработки и реализации коммуникационных программ и мероприятий;
технологии постановки стратегических целей при проектировании коммуникационных программ и мероприятий и механизм реализации коммуникационных программ и мероприятий;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять понятийный аппарат стратегического планирования в практике проектирования коммуникационных программ и мероприятий;
разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;
ставить стратегические цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления процессов проектирования, планирования, подготовки и реализации коммуникационных программ и мероприятий;
навыками применения технологии постановки стратегических целей при проектировании коммуникационных программ и мероприятий;
навыками обеспечения качества и эффективности коммуникационных программ и мероприятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы стратегического менеджмента.
1.1. Сущность и становление стратегического менеджмента Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Сущность и становление стратегического менеджмента Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Сущность и становление стратегического менеджмента Сам. работа 1 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Анализ внешней и внутренней среды организации Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Анализ внешней и внутренней среды организации Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Анализ внешней и внутренней среды организации Сам. работа 1 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Анализ стратегических факторов среды организации Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Анализ стратегических факторов среды организации Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Анализ стратегических факторов среды организации Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Определение общего направления развития организации Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Определение общего направления развития организации Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Определение общего направления развития организации Сам. работа 1 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Процесс стратегического менеджмента Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Процесс стратегического менеджмента Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Процесс стратегического менеджмента Сам. работа 1 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Оценка стратегических альтернатив и выбор стратегии Лекции 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Оценка стратегических альтернатив и выбор стратегии Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Оценка стратегических альтернатив и выбор стратегии Сам. работа 1 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.19. Реализация стратегии Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.20. Реализация стратегии Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Реализация стратегии Сам. работа 1 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Теоретические основы стратегического маркетинга
2.1. Стратегический маркетинг: основные понятия, концепции Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Стратегический маркетинг: основные понятия, концепции Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Стратегический маркетинг: основные понятия, концепции Сам. работа 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Процесс управления стратегическим маркетингом Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Процесс управления стратегическим маркетингом Практические 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Процесс управления стратегическим маркетингом Сам. работа 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Стратегический подход к сегментации рынка и позиционированию товаров Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Стратегический подход к сегментации рынка и позиционированию товаров Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Стратегический подход к сегментации рынка и позиционированию товаров Сам. работа 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Оценка конкурентных позиций организации Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Оценка конкурентных позиций организации Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Оценка конкурентных позиций организации Сам. работа 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Концепция жизненного цикла товара в стратегическом маркетинге Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Концепция жизненного цикла товара в стратегическом маркетинге Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Концепция жизненного цикла товара в стратегическом маркетинге Сам. работа 2 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.16. Реализация маркетинговых стратегий Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.17. Реализация маркетинговых стратегий Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.18. Реализация маркетинговых стратегий Сам. работа 2 9 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.19. Маркетинг взаимоотношений: основы стратегии Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.20. Маркетинг взаимоотношений: основы стратегии Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.21. Маркетинг взаимоотношений: основы стратегии Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8936

Оценка сформированности компетенции:

ОПК-2. Способен анализировать основные тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что определяет задачи для достижения цели, способы их решения и задает конкретный план действий?
а)Тактика;
б)Операция;
в) Стратегия;
Правильный ответ: а
Вопрос 2. Стратегия, которая описывает общее направление развития компании, его производственно-сбытовой деятельности, показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг – это стратегия:
а) Базовая
б) Производственная
в) Оптимальная
Правильный ответ: а

Вопрос 3. Какое действие из перечисленных ниже НЕ относится к оперативному маркетинговому планированию?
а) разработка стратегий сегментации;
б) разработка бюджета маркетинговых мероприятий;
в) реализация запланированных мероприятий;
г) контроль достигнутых результатов.
Правильный ответ: а

Вопрос 4. Что показывает аудит макроокружения:
а) показывает факторы макросреды, оказывающее решающее влияние на деятельность предприятия;
б) означает сбор и анализ информации относительно: рынка, потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу (посредников и поставщиков);
в) показывает размер, рост и тенденции рынка (стоимость, объем); потребители (покупатели), их демографические изменения, психографическое и покупательское поведение;
Правильный ответ: а
Вопрос 5. Анализ внешней среды – это:
а) контроль внешних факторов для определения возможностей и угроз
б) определение демографических тенденций развития
в) учет действия правительства в деятельности организации
г) организация работы по анализу рынка
Правильный ответ: а

Вопрос 6. SWOT-анализ включает:
а) анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей организации и вероятных угроз
б) анализ конкурентных преимуществ организации
в) анализ макросистемы рынка и конкретных целевых рынков
г) анализ ключевых факторов успеха организации
Правильный ответ: а

Вопрос 7. Цели организации должны быть:
а) конкретными, измеримыми и перекрестно поддерживающимися
б) как можно более общими, тогда проще отчитаться в их выполнении
в) как можно более близкими, тогда проще осуществлять контроль
г) предварительными, текущими, заключительными
Правильный ответ: а

Вопрос 8. Стратегия – это:
а) набор решений и действий, помогающих организации достичь своих целей
б) четко выраженная причина существования организации
в) высокие слова, позволяющие организации формировать свой имидж
г) контроль внешних факторов для определения возможностей и угроз для организации
Правильный ответ: а
Вопрос 9. Стратегия, предполагающая развитие предприятия и превышение показателей каждого последующего года по сравнению с предыдущим:
а) стратегия роста
б)стратегия сокращения
в)стратегия фокусирования
г)корпоративная стратегия
Правильный ответ: а

Вопрос 10. Основная задача инновационной стратегии:
а) разработка и внедрение новой продукции
б) обоснование для потенциальных инвесторов наиболее эффективных направлений вложения их капиталов
в) выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей
г) выход на международные рынки с целью привлечения зарубежного капитала и поиска стратегических партнеров
Правильный ответ: а

Вопрос 11. Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на:
а) долгосрочную перспективу
б) краткосрочную перспективу
в)среднесрочную перспективу
г) финансовую перспективу
Правильный ответ: а

Вопрос 12. Составление стратегического плана – это функция:
а) руководства
б) внешних консультантов
в) планового отдела
г) финансового отдела
Правильный ответ: а

Вопрос 13. Что в концепции SMART, означает буква «M»?
а) Измеримый. Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели.
б) Конкретный. Цель должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь.
в) Достижимый. Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой – вероятность ее выполнения будет стремиться к нулю.
г) Значимый. Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании.
Правильный ответ: а
Вопрос 14. CRM – это:
а) направленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес-стратегия, ядром которой является «клиентоориентированный» подход;
б) повышение эффективности бизнес-процессов, сосредоточенных во фронт-офисе, направленных на привлечение и удержание клиентов – в маркетинге, продажах, сервисе и обслуживании, независимо от канала, через который происходит контакт с клиентом.
в) ряд маркетинговых баз данных, обеспечивающих анализ на уровне продукта (его продаж), но слабо интегрированных с источниками другой информации;
Правильный ответ: а
Вопрос 15. В каком году Т. Левиттом была представлена концепция Жизненного цикла товара:
а) 1965
б) 1981
в) 1964
г) 2001
правильный ответ: а


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1:Что подразумевает цель анализа стратегических факторов?
Ответ: выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации
Вопрос 2: Как называется стратегия, направленная на сворачивание деятельности по конкретным видам деятельности, продуктам, рынкам?
Ответ: стратегия сокращения.
Вопрос 3:Как называется аудит, результаты которого показывают размер, рост и тенденции рынка (стоимость, объем); потребители (покупатели), их демографические изменения, психографическое и покупательское поведение?
Ответ: Аудит рынка
Вопрос 4: Процесс деления единого потребительского рынка на некоторое количество сегментов по какому-либо фактору (признаку) – это
Ответ: Сегментация рынка
Вопрос 5: Получить достаточную информацию о сильных и слабых сторонах конкурента, о его стратегии, намерениях и возможностях для повышения эффективности собственных действий – это цель…
Ответ: конкурентного анализа
Вопрос 6: Кто является автором Золотого правила теории пяти сил конкуренции?
Ответ: Майкл Портер
Вопрос 7: Как называется процесс сравнения продуктов, услуг или процессов одной организации с продуктами, услугами или процессами другой организации?
Ответ: Бенчмаркинг
Вопрос 8: Кто является автором концепции Жизненного цикла товара?
Ответ: Т. Левитт
Вопрос 9: Как называется процесс изменения объема продаж, как в денежном, так и в количественном отношениях, с момента его выхода на рынок и до полного упадка и ухода с рынка?
Ответ: Жизненный цикл товара
Вопрос 10: Интегрированные усилия по построению, поддержанию и развитию сети отношений с отдельными потребителями для взаимной пользы посредством взаимодействия, индивидуализации отношений на протяжении длительного времени это:
Ответ: Маркетинг взаимоотношений
Вопрос 11: Что в концепции SMART, означает буква «M»?
Ответ: Измеримый. Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели.
Вопрос 12: Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на перспективу:
Ответ:долгосрочную
Вопрос 13: Основная задача инновационной стратегии заключается в :
Ответ: разработке и внедрении новой продукции
Вопрос 14: Как называется стратегия, предполагающая развитие предприятия и превышение показателей каждого последующего года по сравнению с предыдущим?
Ответ: стратегия роста
Вопрос 15: Что является главной целью стратегического анализа внешней среды?
Ответ:определение возможностей и угроз
Вопрос 16: Какой уровень стратегического менеджмента является высшим?
Ответ: корпоративный
Вопрос 17: Набор решений и действий, помогающих организации достичь своих целей – это
Ответ: стратегия
Вопрос 18: что является исходной точкой для планирования ?
Ответ: цели
Вопрос 19: Как называется методика, включающая анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей организации и вероятных угроз?
Ответ: SWOT-анализ.
Вопрос 20: Как называется методика, включающая анализ политических, экономических и технологических факторов?
Ответ:PEST – анализ

Оценка сформированности компетенции:

ПК-1. Способен создавать медиапроект и (или) медиапродукт любого уровня сложности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К задачам стратегического маркетинга НЕ относится:
А) Формирование ценовой политики;
Б) Разработка маркетинговых стратегий и планов;
В)Оценка привлекательности рынков;
Г) Разработка стратегии сегментации выбранных рынков.
Ответ: А
Вопрос 2: Какой из перечисленных базовых стратегий НЕ существует?
А) стратегия размещения;
Б) стратегия сокращения;
В) стратегия стабильности;
Г)стратегия роста.
Ответ: А

Вопрос 3: Интегрированный рост – это:
А) рост за счет развития деятельности на уже занимаемых рынках;
Б) развитие за счет объединений с организациями конкурирующего профиля, своими поставщиками или посредниками;
В) развитие за счет поиска и выхода компании на новые товарные рынки с новыми товарными предложениями путем использования новых технологий, поглощения, слияния с организациями, уже присутствующими на выбранных рынках.
Ответ: Б
Вопрос 4: Аудит микроокружения:
А) показывает факторы макросреды, оказывающее решающее влияние на деятельность предприятия;
Б) означает сбор и анализ информации относительно: рынка, потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу (посредников и поставщиков).
В) показывает размер, рост и тенденции рынка (стоимость, объем); потребители (покупатели), их демографические изменения, психографическое и покупательское поведение;
Ответ: Б

Вопрос 5: Сегментирование потребителей - это:
А) разделение рынка для оценки значимости каждого сегмента и идентификации конкурентных товаров, определения источников рыночного развития, подсчета доли и роста рынка.
Б) разбивка их на однородные группы по критериям так, чтобы эти группы были отличными от других (по-разному реагировали на стимул) и могли быть выбраны в качестве целевой аудитории.
Ответ: Б

Вопрос 6: Разбиение каждого полученного сегмента рынка (в результате проведения макросегментации) на части в зависимости от типа потребителей – это:
А) Микросегментация;
Б) Минисегментация;
В) Классификация;
Ответ: А

Вопрос 7: Как называется стратегия, которая рассчитана на первоначальное принятие товара сегментами потребителей-новаторов с более высокими доходами, которые являются лидерами мнений и способны повлиять на дальнейшую популярность товара среди более широких групп потребителей:
А) стратегия «снятия сливок»
Б) стратегия лидерства
В) стратегия опережения
ответ: А

Вопрос 8: Интегрированные усилия по построению, поддержанию и развитию сети отношений с отдельными потребителями для взаимной пользы посредством взаимодействия, индивидуализации отношений на протяжении длительного времени это:
А) Маркетинг взаимоотношений
Б) Маркетинг потребителей
В) Маркетинг организации
Ответ: А

Вопрос 9: Какой из перечисленных этапов НЕ относится к процессу стратегического управления?
А) Создание логотипа.
Б) Формирование стратегического видения и миссии.
В) Постановка целей.
Г)Оценка и анализ внешней среды.
Д) Оценка стратегий.
Ответ: А

Вопрос 10: Дифференцированный маркетинг означает, что:
А) Фирма обращается ко всему рынку с одной маркетинговой программой и сосредоточена не на различиях, а на сходстве потребителей, экономя на рекламе, маркетинговых исследованиях и производстве товара.
Б) Фирма выступает на нескольких сегментах, и разрабатывает на них комплекс маркетинга. Рынок предприятий при этом расширяется, но затраты велики, поэтому данную стратегию чаще используют крупные предприятия.
В) Фирма концентрируется на большой доле рынка, это ведет к хорошему знанию рынка, лучшему удовлетворению потребностей, экономии на основе специализации; однако повышен риск.
Ответ: Б.
Вопрос 11: Наличие продуктов-заменителей:

А) уменьшает ценовую власть покупателей;
Б) увеличивает ценовую власть покупателей;
В) не влияет на ценовую власть покупателей;
Г) увеличивает экспортно-импортное сальдо.
Ответ: Б

Вопрос 12: После проведения внутреннего анализа фирма должна определить:

А) каких внешних угроз, усугубленных недостатками организации нужно больше всегоопасаться;
Б) где она сейчас находится и каково ее состояние, выраженное в характеристиках ее
клиентов, продуктов, технологий, персонала и управления;
В) как могут быть нейтрализованы внешние угрозы конкурентными преимуществамиорганизации;
Г) как ключевые факторы успеха могут нейтрализовать слабости организации.
ответ: Б

Вопрос 13: Для товара «дойная корова» характерны денежные потоки:

А) отрицательные;
Б) инвестиционные;
В) положительные;
Г) нулевые.
Ответ: В

Вопрос 14: Положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции ипривлекать покупателей:

А) деловая стратегия;
Б) конкурентные преимущества;
В) синергизм;
Г) стратегия фокусирования.
ответ: Б

Вопрос 15: Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществза счет:

А) высоких затрат и более низкой себестоимости
Б) высоких затрат и более высокой себестоимости
В) низких затрат и более низкой себестоимости
Г) низких затрат и более высокой себестоимости
ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Как называется комплексный документ, объединяющий в единое целое видение перспектив развития компании, четко сформулированные цели и пути их достижения?
Ответ: Стратегический план
Вопрос 2: Как определяется состояние соперничества или соревнования, часто между более или менее соответствующими друг другу компаниями?
Ответ : Конкуренция
Вопрос 3: Как называется человек или компания, которая получает, потребляет и оценивает произведенные товары и услуги и почему они важны для организации?
Ответ: Потребитель. Именно потребители являются источником доходов компании.
Вопрос 4: Как называется агрессивная стратегия, которая означает способность компании разрабатывать, производить и продавать аналогичные продукты более эффективно, чем конкуренты?
Ответ: Лидерство по издержкам
Вопрос 5: Система разделяемых работниками компании ценностей, неофициальных правил и поведенческих норм, возникающих как следствие совместного опыта и ожиданий людей, работающих в компании, и определяющих, как люди должны вести себя в большинстве ситуаций это:
Ответ: Корпоративная культура
Вопрос 6: Как называется наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и четко выражающая основную причину существования организации?
Ответ: Миссия
Вопрос 7: Как называется подход, который ориентирован на изучение влияния конкретной ситуации на процесс управления и почему он важен для управления?
Ответ: Ситуационный подход.Предполагается, что эффективность конкретного управления существенным образом зависит от его соответствия именно данной конкретной ситуации.
Вопрос 8: Группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления называется:
Ответ: Взаимозаменяемые товары

Вопрос 9: Что такое знак, символ, слова или их сочетание, помогающие потребителям отличить товары или услуги одной компании от другой и почему он важен для компании?
Ответ: Бренд . Бренд воспринимается как широко известная торговая марка или компания, занимающая в сознании и психологии потребительских сегментов особое место из массы себе подобных.

Вопрос 10: Как называются вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала?
Ответ: Инвестиции
Вопрос 11:В рамках какого вида менеджмента происходит решение каждодневных задач существования организации в границах плана ее развития?
Ответ: В рамках оперативного менеджмента.
Вопрос 12: Как определяется общая функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана?
Ответ: Планирование

Вопрос 13: Что такое прогноз ?
Ответ: научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.

Вопрос 14: Как называется условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок.
Ответ: Рынок
Вопрос 15:Как называетсясостав продаваемой фирмой продукции по группам, видам, типам, сортам, размерам и маркам и чем он различается?
Ответ: Ассортимент.Различается широтой (количеством товарных групп) и глубиной (количеством моделей, видов марки в каждой группе).
Вопрос 16: Этап жизненного цикла продукта, когда продажи растут медленно, а прибыль низка называется:
Ответ: Внедрение
Вопрос 17: Как называются совокупные затраты предприятия, связанные с производством продукции и доведением товара до потребителей?
Ответ: Издержки
Вопрос 18: Как называется компания, имеющая максимальную рыночную долю и (или) занимающая ведущие позиции на рынке в стратегически важных направлениях бизнеса?
Ответ: Лидер рынка
Вопрос 19: Кто такие новаторы?
Ответ: Потребитель, который раньше других готов к потреблению новых изделий.
Вопрос 20: Как называется соглашение на основе взаимной выгоды, в результате которого покупатель и продавец обмениваются чем-то, представляющим для них ценность (стоимость)?
Ответ: Обмен
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=424520
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 95 заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: учебник М. : Юнити-Дана, 2017 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=691968
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.А. Ким. Маркетинг : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454084
Л2.2 А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко Стратегический менеджмент : учебное пособие М. : Флинта, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83145
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Стратегии менеджмента и маркетинга в коммуникационной среде portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции, практические, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы.