МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиастратегии и медиапланирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.05. Медиакоммуникации
ПрофильМедиапроизводство и медиааналитика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_04_05_Медиакоммуникации_МиМ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 131
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 131 131 131 131
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Милюкова А.Г.

Рецензент(ы):
телеведущий ГТРК "Алтай" , Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Медиастратегии и медиапланирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 531)

составлена на основании учебного плана:
42.04.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является освоение принципов и алгоритмов построения стратегий и тактик реализации медиапроектов и медиапродуктов в разных медиасистемах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен планировать, организовывать и координировать процесс создания востребованных обществом и индустрией медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов, отслеживать и учитывать изменение норм русского и иностранного языков, особенностей иных знаковых систем
ОПК-1.1 Знает особенности всех этапов и принципов производства медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
ОПК-1.2
ОПК-1.3
ПК-1Способен разрабатывать новые виды форматов медиапродукции, производить творческие пилотные проекты
ПК-1.1 Знает форматы и жанры медиапубликаций; принципы художественно-технического оформления интернет-ресурсов
ПК-1.2 Умеет обрабатывать текстовый контент в соответствии с задачами конкретных медиа и применять базовые приемы композиции материалов на интернет-странице
ПК-1.3 Владеет навыками работы с профессиональными компьютерными программами верстки и программами для работы с растровой и векторной графикой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает особенности политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем;
Знает особенности моделирования индивидуальных и коллективных профессиональных действий в области медиакоммуникаций в зависимости от условий конкретной медиакоммуникационной системы;
Знает особенности составления концептуальных документов деятельности медиакомпаний, отделов, структур и медиапроектов;
Знает факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики аудитории потребителей; знает технологии составления аналитических отчетов, проведения презентаций результатво проектного исследования; составления квалификационных требований к персоналу для медиакомпаний;
Знает технологии формирования оргструктуры и штатного расписания медиакомпаний;
Знает основные этапы реализации медиапроекта и производства медиапродукта;
Знает основы разработки плана реалдизации медиапроекта и производства медиапродукта, знает, как осуществлять планирование мероприятий по продвижению медиапродукта и медиапроекта;
Знает основы разработки концепции продвижения продукции СМИ, технологии в сфере медиапроизводства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет выявлять особенности политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем;
Умеет моделировать индивидуальные и коллективные профессиональные действия в области медиакоммуникаций в зависимости от условий конкретной медиакоммуникационной системы;
Умеет составлять концептуальные документы деятельности медиакомпаний, отделов, структур и медиапроектов;
Умеет учитывать факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики аудитории потребителей; умеет использовать технологии составления аналитических отчетов, проведения презентаций результатво проектного исследования; составления квалификационных требований к персоналу для медиакомпаний;
Умеет формировать оргструктуру и штатное расписание медиакомпаний;
Умеет управлять основными этапами реализации медиапроекта и производства медиапродукта;
Умеет разрабатывать план реалдизации медиапроекта и производства медиапродукта, умеет осуществлять планирование мероприятий по продвижению медиапродукта и медиапроекта;
Умеет разрабатывать концепцию продвижения продукции СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками учета особенностей политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем;
Владеет навыками моделирования индивидуальных и коллективных профессиональных действий в области медиакоммуникаций в зависимости от условий конкретной медиакоммуникационной системы;
Владеет навыками составления концептуальных документов деятельности медиакомпаний, отделов, структур и медиапроектов;
Владеет навыками определения потребительского спроса на продукцию СМИ, существенных характеристик аудитории потребителей; владеет технологиями составления аналитических отчетов, проведения презентаций результатво проектного исследования; составления квалификационных требований к персоналу для медиакомпаний;
Владеет технологиями формирования оргструктуры и штатного расписания медиакомпаний;
Владеет основными этапами реализации медиапроекта и производства медиапродукта;
Владеет навыками разработки плана реалдизации медиапроекта и производства медиапродукта, владеет технологиями планирования мероприятий по продвижению медиапродукта и медиапроекта;
Владеет технологиями в сфере медиапроизводства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Медиакоммуникационные системы
1.1. Медиакоммуникационные системы Лекции 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Политические, экономические, нормативные и этические факторы при создании медиапродукта Практические 1 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Политические, экономические, нормативные и этические факторы при создании медиапродукта Сам. работа 1 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Управление командой медиапроекта
2.1. Управление командой медиапроекта Лекции 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Управление командой медиапроекта Практические 1 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Управление командой медиапроекта Сам. работа 1 31 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы создания медиапроектов
3.1. Медиапроект: структура, этапы подготовки, медиаформаты​ Лекции 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Медиапроект: структура, этапы подготовки, медиаформаты​ Практические 1 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Медиапроект: структура, этапы подготовки, медиаформаты​Файл Сам. работа 1 40 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Основы продвижения медиапроектов
4.1. Основы продвижения медиапроектов Лекции 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Основы продвижения медиапроектов Практические 1 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Основы продвижения медиапроектов Сам. работа 1 40 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чумиков, А. Н. Связи с общественностью и медиакоммуникации : учебное пособие для вузов : Высшее образование Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Кириллова Н.Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации: учебное пособие для вузов: Высшее образование Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/533064
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романов А.А. Васильев Р.В., Каптюхин Р.В. Медиапланирование: учебно-практическое пособие М. : Евразийский открытый институт, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э5 Курс "Медиастратегии и медиапланирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие. Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Самостоятельная работа. Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам:
- учебных и учебно-методических пособий;
- тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др;
- перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины;
- информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др.
Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. Целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении заданий в ходе курса.