МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Курортология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_Сервис_РиСКС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Биттер Н.В

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.С.

Рабочая программа дисциплины
Курортология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Реализация основной профессиональной образовательной программы,
предполагает командное выполнение проектов полного жизненного цикла.
Цель - сформировать устойчивое представление о курортологии как необходимом инструменте инду-стрии гостеприимства и санаторно-курортной сферы
Задачи дисциплины:
Познакомить студентов с основными санатарно-курортными зонами, их районированием и территориальной ор-ганизацией.
Познакомить студентов с природными и лечебными ресурсами России и стран СНГ. Их ландшафтная, биоклима-тическая гидроминеральная характеристика и критерии оценивания.
Рассмотреть курортно-рекреационные территории, их функциональным зонирование и принципы размещения сооружений.
Познакомить студентов с природными лечебными и физиотерапевтическими факторами лечебно-профилактического процесса.
Научить организационно-методическим основам компенсаторно-расширенного восстановления физического со-стояния человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к организации и проведению обслуживания потребителей и разрешению проблемных ситуаций на предприятиях санаторно-курортного и рекреационного сервиса
ПК-2.1 Знает основы управления сервисного и разрешения проблемных ситуаций предприятия при организации обслуживания потребителей услуг рекреационного и санаторно-курортного комплекса
ПК-2.2 Умеет осуществлять планирование текущей деятельности департаментов (служб, отделов) рекреационного и санаторно- курортного комплекса и разрешение проблемных ситуаций
ПК-2.3 Разрабатывает и применяет методы контроля и координации деятельности служб предприятий санаторно-курортного и рекреационного сервиса
ПК-2.4 Разрабатывает рекомендации по и разрешению проблемных ситуаций на предприятиях санаторно- курортного и рекреационного сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Осуществляет организацию деятельности по управлению проектами всфере сервиса
Способен использовать методы при проектировании процессов предоставления услуг на сервисном предприятии


3.2.Уметь:
3.2.1.Использует методы по управлению проектами при организации деятельности на предприятиях сервиса


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Разрабатывает и проектирует процессы предоставления услуг на сервисном предприятии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы курортологии
1.1. Основы истории и ор-ганизация санаторно-курортной помощи в нашей стране: в первые годы Советской власти и в период до Великой Отечественной Войны. Курорты в годы Вели-кой Отечественной Войны и в период по-слевоенного восстанов-ления и развития народного хозяйства Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Современное состояние курортного дела в России, принципы организации. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. «Основы истории и организация санаторно-курортной помощи в нашей стране»: в первые годы Советской власти и в период до Великой Отечественной Войны. Курорты в годы Великой Отечественной Войны и в период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства Современное состояние курортного дела в России, принципы организации Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Современное развитие курортного деал
2.1. История развития и современное состоя-ние курортного дела в Обско-Алтайском регионе: Алтайском крае Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. История развития и современное состояние ку-рортного дела в Обско-Алтайском регионе: Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской и Омской областях Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Рекреационная прак-тика санаторно-курортного дела: Па-раметры характеристи-ки курортных центров: географическое поло-жение, краткая истори-ческая справка, история развития курортного дела, лечебные факто-ры и постановка лечеб-ного процесса, основ-ные курортные учреждения, место курортного центра на мировом рынке Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. . Общая характери-стика основных ку-рортных факторов: использование их в ку-рортном деле. Основ-ные принципы курортного лечения Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Общая характеристика основных курортных факторов: использование их в курортном деле. Основные принципы курортного лечения Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Современные оздоро-вительные технологии в курортной рекреа-ции: Нетрадиционные методы оздоровления, закаливание, йога, и др. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Современные оздоро-вительные технологии в курортной рекреа-ции: Нетрадиционные методы оздоровления, закаливание, йога, и др. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. «Современные оздоровительные технологии в курортной рекреации»: Нетрадиционные мето-ды оздоровления, закаливание, йога, и др. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. : Классификация лечебных ресурсов и типов курортов: лечебные свойства торфяных грязей на организм человека. Лечебные свойства иловых грязей на организм человека. Лечебные свойства морских грязей на организм человека. Аэротерапия. Гелиотерапия. Талласотерапия. Спелеотерапия. Галотерапия Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Рекреационная деятельность: Фитнес, веллнес и СПА-индустрия: тенденции взаимопроникновения. Основные тенденции развития индустрии оздоровительных услуг: внедрение различных методик и процедур Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Классификация лечебных ресурсов и типов курортов: Лечебные свойства хлоридных минеральных вод на организм человека. Лечебные свойства гидрокарбонатных минеральных вод на организм человека. Лечебные свойства сульфатных минеральных вод на организм человека. лечебные свойства углекислых вод на организм человека Лечебные свойства сероводородных минеральных вод на организм человека. лечебные свойства бромных минеральных вод на организм человека. Лечебные свойства йодных минеральных вод на организм человека. Лечебные свойства железистых минеральных вод на организм человека. Лечебные свойства радоновых минеральных вод на организм человека Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Основы фитотерапии»: Траволечение заболеваний пищеварения, сердечнососудистых заболеваний, гинекологических, урологических заболеваний. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Понятие рекреации: Основные принципы рекреации. Методы организации отдыха Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Оздоровительные технологии с применением механических факторов: Оздоровительные технологии с применением искусственно измененной воздушной средой: аэроионотерапия, баротерапия, гипокситерапия, Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. Рекреационное районирование регионов Понятия «курортная зона», «курортная агломерация». Оценка курортно-рекреационных ресурсов и установления границ курортно-рекреационного района Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.16. Основы фитотерапии: Траволечение заболе-ваний пищеварения, сердечнососудистых заболеваний, гинеколо-гических, урологиче-ских заболеваний. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.17. "Организация оздоровительного отдыха в основных регионах России» краях и областях центральной России: Московской и Новгородской областях. в Ленинградской и Калининградской областях. Ставропольском крае: г. Ессентуки и г.Минеральные воды г. Пятигорск и г.Кисловодск Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.18. Организация оздоро-вительного отдыха в основных регионах России: краях и областях Центральной России. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.19. Рекреационное районирование регионов. Определение емкости рекреационной системы в курортном районе. Функциональное зонирование территории района. Архитектурно-планировочная организация курортных районов в различных природных условиях (приморских, озерно-речных и горных районах). Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.20. Классификация и структурные особенности рекреационной деятельности: Классификация рекреационной деятельности. Понятие рекреационного потенциала. Основные методы рекреации. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.21. Рекреационная деятельность: Стоун-терапия, азиатские виды массажа, методы восточной медицины, программы «антивозраст», «антистресс», коррекция, веллнес-тренинг; специальные (профилактические и реабилитационные), персональный тренинг и др. программы. Три основные модели услуг: фитнес-клуб; СПА-клуб; веллнес-клуб. Мировая статистика организаций, оказывающих оздоровительные услуги. Услуги, оказываемые этими организациями. Дополнительные рекреационные услуги. Связь веллнес-технологий и методик санаторно-курортного лечения и профилактики. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.22. Основы термотерапии: основные виды саун и бань. Терапевтическое действие методики, основные показания и противопоказания. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.23. Управление курортам: Управление российскими курортами. Дореволюционный период. Страхование социальной ответственности. Развитие курортной базы, управление предприятиями СКК (Санаторно-курортного комплекса). Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.24. Оздоровительные технологии с применением механических факторов: Оздоровительные технологии с применением искусственно измененной воздушной средой: аэроионотерапия, баротерапия, гипокситерапия, и др.. Сам. работа 4 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.25. Государственное регулирование санаторно-курортной деятельности Принципы современ-ной организации санаторно-курортного дела, стратегия развития отрасли. Медицинские кад-ры, работники хозяйственного обеспечения, ра-ботники по организации досуга. Проблемы ку-рортных кадров, конфликтные ситуации и формы их разрешения. Функции менеджеров санаторно-курортного дела, работающих в различных зве-ньях курортной индустрии: в здравницах, турфирмах и органах управления отраслью. Ор-ганы управления курортами России. Принципы взаимодействия туристских фирм и здравниц. Медицинское страхование и санаторно-курортная помощь. Подготовка кадров для ку-рортной отрасли в России и за рубежом. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
Курортология
ПК -2: Способен планировать и управлять изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1: (ответ Б)

Дайте определение курорта:

А) территория, располагающая природными лечебными факторами и необходимыми условиями для их применения с лечебно-профилактическими целями;
Б) освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. К последним относятся санатории, лечебные пансионаты, курортные поликлиники, лечебные пляжи, галереи и бюветы МВ, ванные здания, радонолечебницы, грязелечебницы, солярии, аэрарии и бассейны для лечебного плавания и др.;
В) совокупность объектов и видов деятельности, обеспечивающих лечение, оздоровление и реабилитацию граждан, профилактику заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.

Вопрос 2: (ответ А )

Какие выделяют курорты в зависимости от географического месторасположения, наличия тех или иных природных лечебных ресурсов, имеющихся в лечебно-оздоровительной местности:

А) климатолечебные, бальнеолечебные, грязелечебные, смешанные;
Б) климатолечебные, грязелечебные, бальнеолечебные;
В) грязелечебные, смешанные, бальнеолечебные.

Вопрос 3: (ответ А, Б, Г)

По субъектам регулирования отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов выделяют курорты: (выберите несколько правильных ответов)

А) федерального значения;
Б) регионального значения;
В) международного;
Г) местного значения.

Вопрос 4: (ответ А)

Кто осуществляет ведение государственного учета курортного фонда РФ и государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации?

А) Минздрав России;
Б) Минприроды России;
В) Минспорт России;
Г) Роспотребнадзор.

Вопрос 5: (ответ А)

Дайте определение санаторно-курортной помощи:

А) разновидность специализированной медицинской помощи, которую оказывают пациентам с использованием природных и искусственных лечебных физических факторов в условиях санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и оздоровительного отдыха;
Б) разновидность специализированной медицинской помощи, которую оказывают пациентам с использованием только природных лечебных факторов в условиях санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и оздоровительного отдыха;
В) разновидность специализированной медицинской помощи, которую оказывают пациентам с использованием природных лечебных факторов в условиях только санаторно-курортного лечения.

Вопрос 6: (ответ А)
В зависимости от масштабов рассматриваемых частей земной поверхности различают:

А) макро-, мезо- и микроклимат;
Б) Макроклимат;
В) Мезоклимат;
Г) Макро- и мезоклимат.

Вопрос 7: (ответ А, Б)

На какие типы принято делить климат в зависимости от амплитуды преобладающих атмосферных и земных факторов (прежде всего температуры и влажности воздуха)? (выберите несколько правильных ответов)

А) Континентальный климат;
Б) Морской климат;
В) Лесной климат;
Г) Горный климат.

Вопрос 8: (ответ А)

На какие типы подразделяются курорты в соответствии с природными ландшафтно-климатическими зонами? (выберите несколько правильных ответов)

А) Равнинные приморские курорты, равнинные континентальные курорты, горные курорты;
Б) Равнинные приморские курорты, равнинные континентальные курорты;
В) равнинные континентальные курорты, горные курорты.

Вопрос 9: (ответ Б)

Кто является открывателем первых курортов в России:

А) Александр I
Б) Петр I
В) Афанасий Бушуев

Вопрос 10: (ответ А)

Что является разновидностью аэротерапии?

А) Аэрофитотерапия;
Б) Грязелечение;
В) Бальнеотерапия.

Вопрос 11: (ответ А)
Бальнеотерапия- это?

А) Лечебное применение минеральных вод. Ее основу составляет наружное применение природных и искусственно минерализованных минеральных вод. В раздел бальнеотерапии традиционно включают и внутреннее применение минеральных вод (питье, ингаляции, промывания кишечника и т.д.);
Б) Лечебное применение минеральных вод. Ее основу составляет только наружное применение природных и искусственно минерализованных минеральных вод. В раздел бальнеотерапии не включают внутреннее применение минеральных вод;
В) Лечебное применение минеральных вод. Ее основу составляет внутреннее применение природных и искусственно минерализованных минеральных вод.

Вопрос 12: (ответ Б)

Лечебные грязи (пелиоды) - это?

А) Это природные органические коллоидные системы, характеризующиеся высокой теплоёмкостью не содержащие биологически активные вещества;
Б) Это природные минерально-органические коллоидные системы, характеризующиеся высокой теплоёмкостью и теплоудерживающей способностью, а также содержащие биологически активные вещества (соли, газы и т.д.) и живые микроорганизмы;
В) Это природные минерально-органические коллоидные системы, характеризующиеся низкой теплоёмкостью и теплоудерживающей способностью, а также содержащие биологически активные вещества (соли, газы и т.д.) и живые микроорганизмы.

Вопрос 13: (ответ А)

______________________- лечебное применение солнечного излучения, которая включает воздействие воздуха на полностью или частично обнаженного пациента (солнечные ванны)?

А) Гелиотерапия;
Б) Спелеотерапия;
В) Галотерапия.

Вопрос 14: (ответ Б)

______________________- лечение пребыванием в условиях микроклимата естественных и искусственных пещер?

А) Гелиотерапия;
Б) Спелеотерапия;
В) Галотерапия.

Вопрос 15: (ответ В)

______________________- лечебное действие физических факторов, связанных с пребыванием на побережье морей, рек, озер и других водоемов?
А) Гелиотерапия;
Б) Грязелечение;
В) Талассотерапия.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение курорта федерального значения.
Ответ: Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.
2. Дайте определение курорта регионального значения.
Ответ: Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта РФ.
3. Дайте определение курорта местного значения.
Ответ: Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления.
4. Какие местности относятся к курортам федерального значения?
Ответ: К курортам федерального значения относятся местности, обладающие редкими и особо ценными природными ресурсами, дающие высокий лечебный эффект,а также обладающие необходимой и достаточной инфраструктурой и общепризнанной известностью.
5. Дайте определение климата?
Ответ: Многолетний режим погоды, складывающийся в определенной местности.
6. Дайте определение мезоклимата?
Ответ: климат сравнительно небольших территорий, достаточно однородных по природным условиям: лесной массив, морское побережье, небольшой город.
7. Дайте определение курортологии?
Ответ: Курортология - наука, изучающая целебные свойства природно-климатических и преформированных физических факторов, характер их действия на организм человека, возможности их использования для лечения и профилактики заболеваний, а также с целью оздоровления.
8. Дайте определение бальнеотерапии?
Ответ: Бальнеотерапия – физиотерапевтическая процедура, заключающаяся в лечении минеральными водами, а также лечебными грязями.
9. Дайте определение климатотерапии?
Ответ: Использование особенностей климата местности для лечения больных.
10. Дайте определение аэротерапии?
Ответ: Лечебное применение воздуха открытых пространств.
11. Что такое аэрофитотерапия?
Ответ: Вдыхание свежего воздуха, насыщенного целебными летучими веществами, выделяемыми растениями.
12. Минеральные ванны - это?
Ответ: Лечебное воздействие на больного, погруженного в минеральные воды. В них, наряду с термическим и механическим факторами, существенное влияние оказывают химические факторы (различные ионы, микроэлементы и другие химические свойства).
13. Какие минеральные ванны вы знаете?
Ответ: Хлоридно-натриевые, йодобромные, кремнистые.
14. Какие основные виды лечебных грязей вы знаете?
Ответ: Сульфидные, сапропелевые, торфяные, сопочные, гидротермальные.
15. Перечислите лечебные эффекты гелиотерапии.
Ответ: Иммуностимулирующий, пигментирующий, витаминообразующий, катаболический (энергетический обмен), психостимулирующий.
16. Талассотерапия в современной косметологии - это?
Ответ: Водорослевые обертывания.
17. Дайте определение водорослевым обертываниям?
Ответ: Лечебное использование морских растений, грязей и нагретой морской воды.
18. Дайте определение криотерапии?
Ответ: Совокупность физических методов лечения, основанных на использовании холодового фактора для отведения тепла от тканей, органов или всего тела человека, в результате чего их температура снижается в пределах криоустойчивости (5-10 0С) без выраженных сдвигов терморегуляции организма.
19. Теплотерапия - это?
Ответ: Метод физиотерапии, заключающийся в дозированном воздействии тепла на организм пациента.
20. Для теплолечения используют?
Ответ: Нагретые озокерит, парафин, соль, песок, бишофит (магниевая соль), а также водные или электрические грелки, электролампы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Основные понятия курортологии и санаторно-курортного дела. Объект, предмет и задачи курса.
2. Исторические аспекты курортологии и санаторно-курортного дела.
3. Начальные этапы освоения лечебно-оздоровительного рекреационно-ресурсного потенциала в
Беларуси.
4. Советский период развития санаторно-курортного хозяйства Беларуси.
5. Курортные факторы: понятие, классификация, возможности использования в лечебных и
оздоровительных целях.
6. Биохимические провинции и эндемичные заболевания.
7. Методы курортного лечения (гелиотерапия, аэротерапия)
8. Методы курортного лечения (талассотерапия, бальнеотерапия)
9. Методы курортного лечения (пелоидотерапия, аппаратная физиотерапия)
10. Методы курортного лечения (лечебная физкультура, массаж)
11. Методы курортного лечения (лечебное питание, апитерапия (пчелы))
12. Методы курортного лечения (кумысолечение, фитотерапия, галотерапия (соляные шахты)).
13. Лечебно-оздоровительные практики: физиотерапия, диетология, косметология.
14. Адаптация. Акклиматизация.
15. Болезни тропиков: малярия. Географические особенности распространения.
16. Болезни тропиков: желтая лихорадка. Географические особенности распространения.
17. Болезни тропиков: шистосомозы. Географические особенности распространения.
18. Типы курортов по географическому положению, высоте, приближению к водоему, типам
растительности.
19. Бальнеологические типы минеральных вод Мира и Беларуси
20. Рельеф, как фактор формирования лечебно-оздоровительных свойств в ландшафтотерапии.
21. Общая характеристика климототерапевтических ресурсов Беларуси.
22. Водно-рекреационные ресурсы мира и Беларуси.
23. Растительный покров мира и Беларуси как лечебный рекреационный ресурс.
24. Характеристика природных ресурсов лечебных грязей Беларуси и Мира.
25. Национальные парки и заказники Беларуси, их рекреационное значение.
26. Природно-рекреационный потенциал Беларуси.
27. Динамика и структурные особенности развития санаторно-курортного хозяйства Беларуси.
28. Территориальная организация санаторно-курортного хозяйства Беларуси.
29. Развитие санаторно-курортной сети в Беларуси
30. Особенности реформирования санаторно-курортного хозяйства Беларуси.
31. Понятие, принципы и классификация СПА.
32. СПА-технологии в программах лечебных туров. География СПА-центров.
33. Основные тенденции развития современного рынка СПА-услуг.
34. Лечебно-оздоровительный туризм в Западной Европе.
35. Лечебно-оздоровительный туризм в странах Центральной и Восточной Европы.
36. Лечебно-оздоровительный туризм в Северной Америке.
37. Новые дестинации лечебно-оздоровительного туризма: Азиатско-Тихоокеанский регион.
38. Новые дестинации лечебно-оздоровительного туризма: Латинская Америка.
39. Новые дестинации лечебно-оздоровительного туризма: Австралия и Океания.
40. Санаторно-курортное хозяйство в постсоветских странах.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кусков А.С., Лысикова В. Курортология и оздоровительный туризм: учеб.пособие Феникс, 2004 г.
Л1.2 А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева Курортное дело: учебное пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Максимовская, О. А. История курортного дела и спа-индустрии : учебное пособие для вузов / О. А. Максимовская. : Москва : Издательство Юрайт,, 2022 https://urait.ru/bcode/492961
Л2.2 Ветитнев А. М., Войнова Я. А. Организация санаторно-курортной деятельности: М.: [Федер. агентство по туризму], 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Курортология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/
5. http://elibrary.ru/ - крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования
6. http:// edu.ru/ - федеральный образовательный портал
7. http://gsk.ru/ - Федеральная служба государственной статистики

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса "Проектирование туристско-рекреационной деятельности" включает в себя работу по освоению теоретических основ проектной деятельсноти в сфере организации туристско-рекреационной деятельности - Раздел 1. В данной части необходимо, используя учебно-методическую литературу познакомиться и освоить понятия курса, характеристики процессво и явлений в сфере туризма по отношению к которым используются проектные инструменты. Понятие проекта, формы и методы проектирования.
Раздел 2 предполагает практикоориентированную работу по освоению навыков проектирования бизнес-продукта в туризме. Заканчивается эта работа созданием учебного проекта бизнес-прордукта.
Раздел 3 предполагает изучение методов бизнес-планирования и применение их к сфере туризма. В практической части необходимо составить учебный бизнес-план
Раздел 4 - знакомство с основами проектирования пространственных туристско-рекреацилонных систем, условий их функционирования.
Раздел 5 представляет собой изучение теоретического материала по реализации проектов, их мониторингу, управлению и завершению проектов.
В процессе изучения материала рекомендуется использовать как учебно-методический материал, так и информацию о реально существующих проектах. На семинарских занятиях создается возможность обмена опытом освоения инструментария проектирования, что обладает уникальными свойствами обогащения совокупного опыта.
В университете и за его пределами существует ряд инстутутов по поддржанию проектной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, которые предоставляют возможность для проверки качества выполняемых в учебном процессе работ, использование этих площадок повышает эффективность учебной деятельности и является условием подтвержения высокого уровня результативности в освоении программы курса.