МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_Сервис_РиСКС-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 28 14
Практические 28 28 28 56 28
Сам. работа 66 39 39 105 39
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 0 108 108 216 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Маслова О.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов экологического мировоззрения, воспитание навыков экологической культуры, умений анализировать развитие экосистем различного уровня

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 . Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология как наука
1.1. Предмет и объект экологии. Задачи и структура. История формирования и развития науки. Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.2. Предмет и объект экологии. Задачи и структура. История формирования и развития науки. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.3. Предмет и объект экологии. Задачи и структура. История формирования и развития науки. Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Основы биоэкологии
2.1. Экологические факторы среды. Популяция как элемент экосистемы. компоненты экосистем. Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Биосфера Земли Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Развитие экосистем. Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Среды жизни. Экологические факторы. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Популяция. Виды и структура популяции. Статистические и динамические свойства. Численность и плотность. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.6. Кривые роста. Экологическая стратегия. Гомеостаз популяции. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.7. Уровни биологической организации. Разнообразие организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Адаптация организмов. Эврибионты и стенобионты. Среды жизни. Экологические факторы. Популяция. Виды и структура популяции. Статистические и динамические свойства. Численность и плотность. Кривые роста. Экологическая стратегия. Гомеостаз популяции. Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.8. Биосфера. Роль В.И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Живое и биокосное вещество. Почва как компонент биосферы. Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Основные этапы эволюции биосферы. Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Основы социальной экологии
3.1. Взаимодействие человека и природы. Экологические кризисы. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Взаимодействие человека и природы. Экологические кризисы. Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.3. Рекреационная экология. Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Глобальные экологические проблемы Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.5. Взаимодействие человека и природы. Экологические кризисы. Рекреационная экология. Сам. работа 2 9 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Общественное развитие и экологический фактор
4.1. Понятие устойчивого развития. Методы управления природопользованием. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.2. Экологическое право. Лекции 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.3. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.4. Понятие устойчивого развития. Методы управления природопользованием. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности. Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.5. Экологическое право. Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.7. Понятие устойчивого развития. Методы управления природопользованием. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности. Экологическое право. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Сам. работа 2 18 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7506

2023-2024_43_03_02_Туризм_ВиМТ-2023_plx_Экология


УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Примеры заданий закрытого типа

1. Экологический фактор, значение которого выходит за пределы выносливости организма называется:
А) Антропогенный
Б) Абиотический
В) Стимулирующий
Д) Лимитирующий +

2. Водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду называются:
А) Ксерофиты
Б) Гидрофиты
В) Гидатофиты +
Д) Гигрофиты

3. Экологическая группа видов, оптимум жизнедеятельности которых приурочен к области высоких температур, называется:
А) Пирофиты
Б) Мезофиты
В) Термофилы +
Д) Криофилы

4. У многих млекопитающих и птиц северного полушария относительные размеры конечностей и различных выступающих частей тела (хвостов, ушей, клювов) увеличиваются к югу - это:
А) Правило Бергмана
Б) Закон Шелфорда
В) Правило Аллена +
Д) Закон Либиха

5. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелету?
А) Понижение температуры воздуха
Б) Изменение направления ветра
В) Повышение атмосферного давления
Д) Изменение продолжительности светового дня +

6. Эврифотные виды животных – это:
А) Виды, предпочитающие освещенные местообитания
Б) Виды, переносящие узко ограниченный диапазон освещенности
В) Виды, переносящие широкий диапазон освещенности +
Д) Виды животных, ведущие ночной образ жизни

7. Характерным местом произрастания ксерофитов является:
А) Болота
Б) Широколиственный лес
В) Тундра
Д) Жаркая пустыня +

8. Экологическая толерантность вида – это:
А) Зона угнетения
Б) Зона комфорта
В) Пределы выносливости между критически и точками +
Д) Зона пессимума

8. Как называется способ питания гидробионтов, при котором происходит отцеживание взвешенных в воде частиц органического происхождения и многочисленных мелких организмов:
А) Хемотаксис
Б) Фильтрация +
В) Люминесценция
Д) Гипобиоз

9. Эдафические факторы играют значительную роль в нормальном существовании биосферы и распределении растений на земной поверхности, поскольку они являются важной основой формирования экосистем. Этим термином (эдафические факторы) обозначают:
А) Климатические особенности континентальных биоценозов
Б) Газовые составляющие атмосферы
В) Грунтовые и почвенные воды экосистем
Д) Почву +

10. Псаммофиты – это:
А) Растения, предпочитающие кислые почвы
Б) Растения засоленных местообитаний
В) Растения, произрастающие на песках +
Д )Растения скальных поверхностей


11. Для какой экологической группы почвенных животных почва – это система микроводоемов. Они, по существу, водные организмы:
А) Геобионты
Б) Мезофауна
В) Микрофауна +
Д ) Геоксены

12. Общее название пассивно передвигающихся гидробионтов:
А) Планктон +
Б) Нейстон
В) Нектон
Д) Перифитон

13. Часть берега выше уровня приливов, увлажняемая брызгами прибоя, получила название:
А) Литораль
Б) Сублитораль
В) Эпипелагиаль
Д) Супралитораль +

14. Межвидовые отношения, при которых один вид участвует в распространении другого, называются:
А) Форические связи +
Б) Топические связи
В) Трофические связи
Д) Фабрические связи

15. Подверженность заражению паразитами наиболее высока:
А) У плоских червей
Б) У птиц +
В) У простейших
Д) У млекопитающих

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. Все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы – это ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬____________.
(абиотические факторы)

2. Максимально и минимально переносимые значения фактора – это _________________, за пределами которых существование уже невозможно, наступает смерть
(критические точки)

3. Жизнедеятельность организмов лимитируется тем фактором, значение которого ближе всего к минимально допустимому – закон _______.
(закон Либиха)

4. Виды, предпочитающие холод и специализированные к жизни в этих условиях называются _________.
(криофилы)

5. Виды, способны поддерживать постоянную оптимальную температуру тела независимо от температуры среды называются _____________.
(гомойотермные)

6. Разница между температурой среды и температурным порогом развития организмов – _________ температура.
(эффективная температура)

7. Пирофиты – это растения, устойчивые к ________
(пожарам)

8. У многих млекопитающих и птиц северного полушария относительные размеры конечностей и различных выступающих частей тела (хвостов, ушей, клювов) увеличиваются к югу – правило ________.
(Аллена)

9. Согласно правилу ¬¬¬¬¬¬¬¬¬____________, если два близких вида теплокровных животных отличаются размерами, то более крупный обитает в более холодном, а более мелкий – в теплом климате
(Бергмана)

10. Водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду, называются ____________
(гидатофиты)

11. ________ – это растения, постоянно находящиеся в условиях сильного затенения.
(сциофиты)

12. Эврифотные животные – выносящие ______ диапазон освещенности.
(широкий)

13. Абиссальная зона – область океанического ложа со средней глубиной _____ км.
(3-6 км)

14. Взвешенные, парящие в воде организмы объединяют в особую экологическую группу гидробионтов – _________
(планктон)

15. Многие виды способны при недостатке кислорода впадать в неактивное состояние – ___________ – и таким образом переживать неблагоприятный период
(аноксибиоз)

16. Свойства грунта земной поверхности, оказывающие экологическое воздействие на ее обитателей, объединяют названием ____________ факторы среды
(эдафические)

17. _________ вода заполняет более крупные пустоты и медленно просачивается вниз под влиянием силы тяжести, пока не достигнет грунтовых вод
(гравитационная)

18. __________ – организм, который проводит значительную часть своей жизни (в личиночной стадии), проживая на или внутри своего единственного хозяина, которого он постепенно убивает в процессе поедания
(паразитоид)

19. Этот показатель, ____________, отражает теоретический максимум потомков от одной пары (или одной особи) за единицу времени, например за год или за весь жизненный цикл
(биотический потенциал)

20. При __ стратегии отбор идет на высокую плодовитость, оборачиваемость поколений, способность к быстрому расселению, что позволяет видам быстро восстанавливать численность после резкого ее снижения.
(r-стратегии)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов
1. Моделирование в экологии.
2. Структура экосистем.
3. Гипотеза Геи.
4. Классификация экосистем.
5. Город как экосистема.
6. Структура агроэкосистемы.
7. Кризис консументов.
8. Адаптации живых организмов различных экосистемах (по выбору).
9. Развитие экологии в России.
10. Биологические ритмы живой и неживой природы.
11. Теории возникновения жизни на Земле.
12. Адаптация живых организмов к обитанию в засушливых условиях.
13. Адаптация живых организмов к обитанию в районах с незначительным количеством тепла.
14. Возникновение вида Человек разумный.
15. Международное сотрудничество в области охраны природы.
16. Заповедники как ведущая форма охраны биоразнообразия.
17. Участие России в международном сотрудничестве в области охраны природы.
18. Биотехнология и охрана природа.
19. Состояние воздушного бассейна РФ.
20. Использование и охрана водрых ресурсов РФ.
21. Земельные ресурсы РФ: состояние, использование и охрана.
22. Особо охраняемые природные территории РФ.
23. Экологическое состояние отдельных субъектов Рф.
24. Экологическое состояние территории Алтайского края.
25. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Предмет, объект экологии. Структура экологии.
2. Методы и задачи экологии.
3. История возникновения экологии: до 19 века.
4. Развитие экологии в 19-20 веках.
5. Среда обитания. Факторы среды.
6. Температура как экологический фактор.
7. Влажность как экологический фактор.
8. Свет как экологический фактор
9. Основные среды жизни.
10. Общие закономерности действия экологических факторов на живые организмы.
11. Разнообразие живых организмов.
12. Популяция: определение и структура. Численность и плотность популяции. Кривые роста.
13. Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Основные типы наземных экосистем.
14. Энергия в экосистеме: термодинамические законы, трофические структура.
15. Межвидовые отношения в экосистеме.
16. Воздействие человека на биосферу: уничтожение, акклиматизация видов.
17. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
18. Биосфера Земли: понятие, структура. Эволюция биосферы.
19. Охрана биологического разнообразия.
20. Загрязнение окружающей среды.
21. Нормирование качества среды.
22. Атмосфера как компонент биосферы.
23. Гидросфера Земли.
24. Основные экологические проблемы человечества: сырьевая и демографическая проблемы.
25. Основные экологические проблемы человечества: опустынивание, эрозия почвы.
26. Основные экологические проблемы человечества: истощение озонового слоя, кислотные осадки, парниковый эффект.
27. Основные экологические проблемы человечества: уничтожение лесов.
28. Загрязнение гидросферы: источники и загрязняющие вещества.
29. Загрязнение атмосферы источники и загрязняющие вещества.
30. Загрязнение почв: источники и загрязняющие вещества.
31. Модели социально-экономического развития мира: доклады Римскому клубу.
32. Устойчивый тип социально-экономического развития.
33. Экологические издержки общества.
34. Эколого-экономический ущерб: понятие, структура, виды.
35. Экономическая эффективность: определение, методы.
36. Принципы и виды экономического механизма управления природопользованием.
37. Административные методы управления природопользованием.
38. Система экономических инструментов природопользования.
39. Понятие и источники экологического права. Экологические правонарушения. Виды ответственности.
40. Международное сотрудничество в области экологии. Направления и формы. Международные организации.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Экология сервис.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шилов И. А. ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/405333
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова Экология: учеб. для вузов М.: Дрофа, 2005
Л2.2 Прищеп Н.И. Экология: практикум: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л2.3 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Отто, О. В. Экология: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
Э2 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
Э3 Курс в Moodle "Экология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm.
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт): http://www.mnr.ru/.
3. Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт):: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/.
4. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/.
5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog .
6. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru.
7. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/.
8. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su.
9. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru.
10. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение содержания дисциплины "Экология" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 2 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
При составлении лекций по учебной дисциплине "Экология" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии необходимо использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Лекционный материал должен быть насыщен примерами, логически правильно построен. Желательно, иметь презентации лекций (по мере необходимости).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС «Университетская библиотека online, elibrary). Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины перед практическим занятием или после его проведения. Выполнение заданий предполагает работу студента в системе Moodle.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций, в том числе о выполненных заданиях в системе Moodle.
Студент сдает экзамен при следующих условиях:
- логически правильно построенный и содержательный ответ (с примерами);
- максимальное раскрытие сущности предложенных вопросов с привлечением конкретных примеров;
- связь между теоретической базой изученных ранее учебных дисциплин.

Методические рекомендации по организации реферативной работы

Реферат является обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания которых референт (составитель реферата) возражает.
План реферата определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
■ краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
■ сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
■ замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения.
После того, как студент изучил научную литературу по теме, систематизировал полученную информацию, следует приступить к работе над рефератом. Композиционная структура реферата включает следующие основные элементы:
■ титульный лист,
■ содержание,
■ введение,
■ основную часть,
■ заключение,
■ литература,
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется строго по образцу.
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются.
Далее следует введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, приводится краткий обзор литературы, излагается цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования.
В основной части реферата раскрывается данная тема.
Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение», составляющее итоговые результаты.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей реферата и отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте реферата. Если её автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы.
Объем реферата должен составлять 12-15 страниц машинописного текста.
Выбирая тему реферата, студенту необходимо исходить из следующего:
■ интереса студента к конкретной разделу;
■ возможности получения информации из различных источников для раскрытия темы работы.
Тема и план реферата должен быть согласован с преподавателем. Рефераты выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель - углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Рефераты должны быть самостоятельны и правильно оформлены.