МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Налоги и налогообложение в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_Сервис_РиСКС-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 56 56 56 56
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Третьякова О.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, КозыреваЮ.В.

Рабочая программа дисциплины
Налоги и налогообложение в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование теоретической базы в области налогообложения, в частности, о видах налогов в России, их классификации, функциях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен принимать экономически обоснованные решения, обеспечивать экономическую эффективность организаций избранной сферы профессиональной деятельности
ОПК-5.1 Знает основные производственно- экономические показатели сервисной деятельности
ОПК-5.2 Рассчитывает, оценивает и анализирует основные производственно-экономические показатели сервисной деятельности
ОПК-5.3 Владеет навыками экономического обоснования необходимости и целесообразности принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные производственно-экономические показатели сервисной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Рассчитывает, оценивает и анализирует основные производственно-экономические показатели сервисной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Экономически обосновывает необходимость и целесообразность принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы налогообложения и организация налоговой системы
1.1. Основы налогообложения. Основные понятия. Налоговое администрирование и налоговый контроль Лекции 7 21 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы налогообложения. Основные понятия. Налоговое администрирование и налоговый контроль Практические 7 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Основы налогообложения. Основные понятия. Налоговое администрирование и налоговый контроль Сам. работа 7 33 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Налоговая система в РФ
2.1. Федеральные, региональные и местные налоги. Специальные налоговые режимы. Лекции 7 7 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Федеральные, региональные и местные налоги. Специальные налоговые режимы. Сам. работа 7 72 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Федеральные, региональные и местные налоги. Специальные налоговые режимы. Практические 7 42 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3674
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен принимать экономически обоснованные решения, обеспечивать экономическую эффективность организаций избранной сферы профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Из чего состоит законодательство Российской Федерации о налогах и сборах
1. из Налогового и бюджетного Кодексов
2. из Налогового и Таможенного Кодексов
3. из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах
Ответ: 3
2. Возможно ли устанавливать дифференцированные ставки налогов в зависимости от форм собственности,
гражданства физических лиц или места происхождения капитала
1. возможно в зависимости от форм собственности
2. возможно в зависимости от места происхождения капитала
3. невозможно
Ответ: 3
3. Как толкуются неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства
1 .в пользу налогового органа
2.в пользу налогоплательщика
3.решаются в судебном порядке
Ответ:2
4. Какие акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу
1.устанавливающие новые налоги
2. повышающие налоговые ставки
3. отягощающие ответственность налогоплательщиков за совершение налогового
правонарушения
- 3 -
4. никакие из перечисленных
Ответ: 4.
5. Какие из актов законодательства о налогах и сборах не могут иметь обратной силы
1. отменяющие налоги и сборы
2. улучшающие положения налогоплательщиков
3. ухудшающие положения налогоплательщиков
Ответ: 3
6. Чем различаются понятия «налог» и «сбор»
1. не отличаются
2. отличаются порядком введения в действие
3. сбор устанавливается за совершение органами власти в отношении плательщика
юридически значимых действий
Ответ:3
7. Какие виды налогов устанавливаются в РФ Налоговым Кодексом
1. федеральные, региональные, городские, поселковые
2. федеральные
3. федеральные, региональные и местные
Ответ : 3
8. Что такое федеральные налоги
1. налоги, установленные НК РФ
2. налоги, уплачиваемые в федеральный бюджет
3. налоги, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ
Ответ:3
9. Региональные налоги устанавливаются:
1. Налоговым кодексом РФ
2. Законами субъектов РФ о налогах
3. Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах
Ответ: 3
10. Когда налог считается установленным
1. определен объект налогообложения
2. определены налогоплательщики
3. определены налогоплательщики и элементы налогообложения
Ответ :3
11. Специальные налоговые режимы устанавливаются:
1. Налоговым кодексом РФ
2. Правительством РФ
3. Государственной Думой
4. Советом Федерации
Ответ: 1
12. По какому признаку в целях налогообложения плательщики могут быть отнесены к
взаимозависимым лицам
1. одна организация непосредственно участвует в другой организации и доля ее
участия более 25%
2. физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному
положению
3. лица состоят в отношении друг друга в родстве
4. между налогоплательщиками заключен договор о совместной деятельности
Ответ: 1,2,3
13. Что из перечисленного не относится к правам налогоплательщика
1. право бесплатного получения от налогового органа по месту учета нормативных и
законодательных документов о налогах и сборах
2. право присутствовать при выездной налоговой проверке
3. право на получение отсрочки, рассрочки и налогового кредита в порядке и на
условиях, установленных НК РФ
Ответ: 1
14. Что из перечисленного не относится к обязанностям налогоплательщика
- 4 -
1. встать на учет в налоговом органе
2. вести в установленном порядке учет доходов
3. представлять в налоговый орган декларации по тем налогам, по которым это
установлено НК РФ
4. приобретение нормативных актов по налогам
Ответ :4
15. Что из перечисленного не относится к обязанностям налогового органа
1. соблюдение налоговой тайны
2. осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных
налогов
3. ведение учета организаций и физических лиц
4. ведение следственных действий по налоговым преступлениям
Ответ:4
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Кто является плательщиком НДС
Ответ: организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые плательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную территорию РФ
2. Каким налогом является НДС
Ответ: федеральным
3. В какой бюджет поступает НДС
Ответ: в федеральный
4.Как определяется налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) в натуральной форме или в форме безвозмездной передачи
Ответ:по рыночным ценам
5.Какие из перечисленных предприятий освобождены от обязанностей плательщиков НДС
Ответ: предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения
6.Положены ли налоговые вычеты «входного» НДС малым предприятиям, перешедшим на специальные налоговые режимы
Ответ: нет
7. Как определяется налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
Ответ: как сумма таможенной стоимости товаров, акцизов и таможенной пошлины
8. Увеличивается ли налоговая база по НДС на сумму авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок
Ответ: да
9. Каков налоговый период по НДС
Ответ: квартал
10. Какие ставки НДС действуют в настоящее время
Ответ:20,10 и 0%
11. Какой документ устанавливает распределение НДС по бюджетам разных уровней
Ответ:Федеральный закон О бюджете на соответствующий год
12. При реализации каких из перечисленных товаров применяется нулевая налоговая ставка
Ответ:товары, реализуемые на экспорт
13. Что является моментом определения налоговой базы по НДС
Ответ: наиболее ранняя из двух дат: день поступления предоплаты или день отгрузки товара со склада
14. В какой срок со дня отгрузки товара продавец обязан выставить счет фактуру
Ответ: 5 дней
15. Принимаются ли к вычету по расходам, формирующим налоговую базу по налогу на прибыль, суммы
НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически им уплаченные при ввозе товаров на
таможенную территорию РФ
Ответ:нет, за исключением случаев, когда налогоплательщик не является плательщиком НДС
16. Какой срок предусмотрен для уплаты НДС
Ответ: 20 дней после окончания налогового периода
17. Какими нормативными правовыми актами устанавливаются сроки уплаты НДС при ввозе товаров на
таможенную территорию РФ
Ответ:таможенным законодательством РФ
18. Каким налогом является акциз
Ответ:косвенным
19. Какое законодательство или подзаконный акт регулирует распределение акцизов по звеньям
бюджетной системы
Ответ: бюджетное
20. Кто является плательщиком акцизов
Ответ:организации и индивидуальные предприниматели, если они совершают операции, подлежащие
налогообложению акцизами
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса:
Вопросы для подготовки к зачету.
1. Экономическая сущность налогов и сборов и их роль в распределении и перераспределении ВВП.
2. Элементы налога и их характеристика.
3. Функции налогов и их взаимосвязь. Роль государства в их реализации.
4. Законодательство о налогах и сборах.
5. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
6. Налоговые органы, их права и обязанности.
7. Права и обязанности налогоплательщиков.
8. Принципы и методы налогообложения.
9. Способы уплаты налогов.
10. Налоговая система, ее эффективность. Проблемы и перспективы развития.
11. Классификация налогов.
12. Налоговая политика, ее цель и задачи. Налоговая стратегия и тактика.
13. Основные модели налоговой политики.
14. Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.
15. Понятие налогового контроля и его формы.
16. Камеральная налоговая проверка, ее задачи, порядок проведения.
17. Выездная налоговая проверка, порядок оформления ее результатов.
18. Налоговые правонарушения и ответственность налогоплательщиков за их совершение.
19. Сущность налога на добавленную стоимость и его роль в формировании бюджетов
20. Налогоплательщики НДС и объекты налогообложения.
21. Налоговая база НДС и порядок ее определения.
22. Налоговый период и налоговые ставки НДС.
23. Налоговые вычеты и порядок исчисления НДС.
24. Порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость.
25. Акцизы и их место в налоговой системе. Налогоплательщики акцизов.
26. Подакцизные товары и ставки акцизов.
27. Налоговая база, порядок исчисления и уплаты акцизов.
28. Таможенные пошлины.
29. Налог на прибыль организаций, его фискальное и регулирующее значение.
30. Налогоплательщики и объект налогообложения по налогу на прибыль.
31. Доходы и расходы, учитываемые при определении налога на прибыль.
32. Налоговый период, налоговая база по налогу на прибыль и порядок ее расчета.
33. Налоговые ставки по налогу на прибыль.
34. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и авансовых платежей.
35. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим
обособленные подразделения.
36. Налоговая декларация по налогу на прибыль.
37. Налог на доходы физических лиц и его место в налоговой системе РФ.
38. Налогоплательщики налога на доходы физических лиц и объект налогообложения.
39. Доходы физических лиц, освобождаемые от налогообложения.
40. Налоговая база по налогу на доходы физических лиц и ставки налога.
41. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
42. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
43. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц.
44. Государственная пошлина.
45. Сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.
46. Налогоплательщики налога на имущество организаций и объект налогообложения.
47. Налоговая база по налогу на имущество организаций и порядок ее определения.
48. Налоговый (отчетный) период, налоговая ставка и налоговые льготы по налогу на имущество
организаций.
49. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций. Налоговая декларация.
50. Налогоплательщики, объект и налоговая база по транспортному налогу.
51. Налоговые ставки по транспортному налогу, порядок его исчисления и уплаты. Налоговая
декларация.
52. Налогоплательщики земельного налога и объект налогообложения.
53. Налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения.
54. Налоговый (отчетный) период, налоговые ставки и налоговые льготы по земельному налогу.
55. Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по нему.
56. Налог на имущество физических лиц.
57. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и условия его применения.
58. Объект налогообложения ЕСХН и порядок признания доходов и расходов.
59. Налоговый (отчетный) период, налоговая ставка и порядок определения налоговой базы по
ЕСХН.
60. Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Налоговая декларация.
61. Сущность упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики, порядок и условия
перехода на УСН.
62. Объекты налогообложения по УСН и порядок определения доходов и расходов.
63. Налоговый (отчетный) период, налоговая база и налоговые ставки по УСН.
64. Порядок исчисления, уплаты налога при УСН и подачи налоговой декларации.
65. Упрощенная система налогообложения на основе патента.
66. Сущность патентной системы налогообложения и условия ее применения.
67. Объект налогообложения, налоговая база, порядок исчисления и сроки уплаты налога при
применении патентной системы налогообложения
68. Плательщики и база для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды. Тарифы страховых взносов.
69. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат
физическим лицам. Порядок их исчисления и уплаты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лыкова Л.Н. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горюнова Н.Н., Колыхаева Ю.А., Сыроватская Т.Р. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 компьютерная справочная правовая система "Консультант плюс" www.consultant.ru/
Э2 официальный сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru/
Э3 Курс в Moodle "Налоги и налогообложение в Социально-культурном сервисе и туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, о делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.