МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристское страноведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Праздникова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристское страноведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: ознакомление студентов с методикой страноведческого исследования в туризме, туристскими ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в странах мира, а также с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
3.2.Уметь:
3.2.1.Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Страноведение и туризм
1.1. 1. Введение в турстрановедение Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Комплексное страноведение: функции, методы и принципы. Источники информации. Сам. работа 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. 2. Географическое положение и территория в страноведении Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.2
1.4. глобальный рейтинг туристических стран мира Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.2
1.5. роль транспортной инфраструктуры в международном туризме Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.2
1.6. 3. Особенности изучения природы в страноведении Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Природные дотопримечательности стран Практические 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. физико-географическая характеристика туристских стран (по выбору студента) Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Природа страны Сам. работа 4 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. 4. Особенности изучения населения в страноведении Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Население страны как условие развития туризма (по выбору студента) Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. 5. Методика туристского анализа истории и культуры страны Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Культурно-исторические достопримечательности стран мира Сам. работа 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Потребность туристов в исторической информации Сам. работа 4 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Политическая карта мира Сам. работа 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Политические условия развития туризма Сам. работа 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. 7. Особенности изучения экономики и инфраструктуры стран Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Современные пространственные структуры мира Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Инфраструктурные и экоономические условия развития туризмав странах мира Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. 8. Территория и окружающая среда в страноведении Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.2
1.21. Особенности изучения территории и окружающей среды Практические 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.2
1.22. Территория и окружающая среда Сам. работа 4 7 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Страна в системе экономических, политических районов (регионов) мира
2.1. Турстрановедческое описание ведущих стран разных типов Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Современные цивилизационные макрорегионы мира. Практические 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.2
2.3. Особенности современного развития международного туризма Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Турстрановедческое описание ведущих стран разных типов Практические 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Турстрановедческое описание ведущих стран разных типов Сам. работа 4 5 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Экзамен 4 27 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (зачет) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ"https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2242
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ: УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1.В этой высокогорной стране проживает около 40 народностей, в том числе гуркхи и шерпы:
а) Монголия;
б) Китай;
-в) Непал;
г) Таджикистан.

2. Наиболее благоприятное время посещения Таиланда:
-а) с октября по апрель;
б) с мая по сентябрь;
в) с июня по июль;
г) с января по февраль.

3. Урду — государственный язык страны:
а) Иран;
-б) Пакистан;
в) Сирия;
г) Иордания.

4. Высочайшая вершина мира, гора Джомолунгма, находится на территории:
а) Индии;
б) Китая;
-в) Непала;
г) Бутана.

5. Одна из важных достопримечательностей, высотный отель «Парус», расположена на территории государства:
а) Саудовская Аравия;
б) Кувейт;
-в) Объединенные Арабские Эмираты;
г) Оман.

6. На 4% территории страны проживает 96% ее населения:
а) Саудовская Аравия;
б) Ливия;
-в) Египет;
г) Тунис.

7. В какой из стран находятся священные города мусульман, центры религиозного паломничества — Мекка и Медина:
а) ОАЭ;
-б) Саудовская Аравия;
в) Египет;
г) Израиль.

8. Какая страна выходит к Каспийскому и Аральскому морю:
-а) Казахстан;
б) Туркмения;
в) Узбекистан;
г) Таджикистан.

9. Синтоизм — национальная религия народа:
а) Таиланда;
-б) Японии;
в) Тибета;
г) Монголии.

10. На территории какой из стран Юго-Западной Азии находится
уникальный древний город в скалах — Петра, в котором сохранилось около 800 памятников набатейской культуры:
а) Сирия;
-б) Иордания;
в) Саудовская Аравия;
г) Египет.

11. Золотая пагода Шведагон — достопримечательность:
а) Индии;
б) Цейлона;
-в) Мьянмы;
г) Камбоджи.

12. Храм зуба Будды, объект поклонения буддистов, расположен:
а) в Китае;
б) Индии;
-в) Шри-Ланке;
г) Вьетнаме.

13. Дворец Потала — одна из главных достопримечательностей:
а) Монголии;
-б) Тибета;
в) Непала;
г) Бутана.

14. Традиционное место отдыха жителей Сингапура и туристов:
а) остров Цейлон;
б) остров Калимантан;
в) остров Ява;
-г) остров Сентоза.

15. Исламское государство, расположенное в бассейне реки Инд. Государственный язык страны — урду. Потенциал для развития экологического туризма составляют 14 национальных парков с экзотической природой:
а) Мьянма;
б) Бангладеш;
-в) Пакистан;
г) Таджикистан.

16. Выбрать верное утверждение:
а) национальный парк «Какаду» находится в центральной части Австралии;
-б) большую часть территории Австралии занимает зона саванн;
в) главой государства Новая Зеландия является английская королева;
г) государственный язык в Австралии — австралийский.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1.На территории какого государства находится древняя столица государства инков?
(Перу)
2.Назовите столицу Непала?
(Катманду)-
3.Назовите столицу Нигерии?
(Абуджа)
4Назовите столицу Аргентины
(Буэнос-Айрас)
5.Назовите столицу Канады
(Оттава)
6.Назовите столицу Германии
(Берлин)
7.Назовите столицу Японии
(Токио)
8.Назовите столицу Индии
(Нью-Дели)
9.Назовите столицу Пакистана
(Исламабад)
10.Назовите столицу Туркмении
(Ашхабад)
11.Назовите столицу Анголы
(Луанда)
12Назовите столицу Китая
(Пекин)
13.Назовите столицу Австралии
(Канберра)
14.Национальный парк «Канайма», на территории которого находится высшая точка Гвианского нагорья — гора Рорайма и высочайший водопад мира — Анхель, расположен на территории какого государства?
(Венесуэла)
15.Как называется Объект всемирного природного наследия, водопад на границе Аргентины, Бразилии и Парагвая?
(Игуасу)
16.Какой город является столицей Бразилии с 1960 г.?
(Бразилиа)
17.Как называется водопад на границе США и Канады?
(Ниагарский)
18.В какой стране в одном из национальных парков охраняются старейшие деревья планеты, ровесники динозавров — секвойи возрастом в 5—6 тыс. лет?
(США)
19.Полуостров Калифорния — курортный район какого государства?
(США)
20.Самый длинный непрерывный пешеходный маршрут в мире протяженностью 2600 км, пересекающий несколько национальных парков, проходит по каким горам?
(Аппалачи)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Реферат на тему"Турстрановедческое описание страны" (по выбору студента)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена ( для обучающихся , не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе " Промежуточная аттестация по дисциплине "Турстрановедение"" онлайн-курса на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ". Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 50 вопросов.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Севастьянов Д. В. Основы страноведения и международного туризма: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л1.2 Н.Н. Праздникова, А.А. Бондарович, А.В. Кротов Туристское страноведение. Часть 1. Методика турстрановедческих исследований : Предназначено для студентов географического факультета, обучающихся по программе бакалавриата 43.03.01 «Сервис» , 43.03.02 «Туризм», 43.03.03 «Гостиничное дело». Барнаул : АлтГУ, 2018г. URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/6320
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сапожникова Е. Н. Страноведение: теория и методика туристского изучения стран: учеб. пособие для вузов Академия, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - Турбизнес: для профессионалов / ООО "Турбизнес". – М,2011,2012.// ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э2 - Бессараб, Д. А. Географическая и туристическая номенклатура стран мира/Д.А.Бессараб. - Минск: ТетраСистемс, 2011.-105с. // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э3 - Бессараб Д. А. География международного туризма. Ч. 1. Туристическое страноведение/Д.А.Бессараб. - Минск: ТетраСистемс, 2011. . // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012
Э4 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2010. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э5 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э6 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э7 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э8 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э9 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э10 7. Отдел статистики ООН http://unstats.un.org/
Э11 8. Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная
Э12 9. публикация «Показатели глобального развития». http://data.worldbank.org/
Э13 10. World Factbook. Данные по странам мира. http://cia.gov/factbook/
Э14 11. Бюро статистики Международной организации труда. http://laborsta.ilo.org/
Э15 12. Отдел статистики ЮНЕСКО Статистическая информация в сфере
Э16 13. образования, науки, культуры. http://dis.unesco.org/
Э17 14. (ЮНКТАД). http://unctadstat.unctad.org/
Э18 Всемирная туристская организация:http://www.world-tourism.org
Э19 Всемирный совет по путешествиям и туризму: http://www.wttc.org
Э20 Европейская комиссия: europa.eu.int/comm/index.htm Сайт содержит информацию о развитии туризма в Европе
Э21 Курс в Moodle "Турстрановедение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2010. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/
5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
7. Отдел статистики ООН http://unstats.un.org/
8. Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная
9. публикация «Показатели глобального развития». http://data.worldbank.org/
10. World Factbook. Данные по странам мира. http://cia.gov/factbook/
11. Бюро статистики Международной организации труда. http://laborsta.ilo.org/
12. Отдел статистики ЮНЕСКО Статистическая информация в сфере
13. образования, науки, культуры. http://dis.unesco.org/
14. (ЮНКТАД). http://unctadstat.unctad.org/
Всемирная туристская организация:http://www.world-tourism.org
Всемирный совет по путешествиям и туризму: http://www.wttc.org
Европейская комиссия: europa.eu.int/comm/index.htm Сайт содержит информацию о развитии туризма в Европе

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам при подготовке семинарских/практических занятий.
Семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.
Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:
- вы имеете возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное вами выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы вашей памяти;
- происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;
- немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;
- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- на семинаре вы учитесь выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих специалистов сервиса и туризма;
- имея возможность на занятии говорить, вы учитесь оперировать необходимой в вашей будущей работе терминологией.
В данной дисциплине используется 3 основных вида семинаров: а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом; б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса; в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.
При подготовке к семинару ваша основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.
Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему вам также необходимо:
- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;
- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
- проработать дополнительную литературу и источники;
- выполнить творческие задания.
Система университетского образования базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования.
Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования..
Самостоятельная работа студентов по данному курсу складывается из нескольких составляющих:
- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;
- написание докладов, рефератов, курсовых работ;
- составление графиков, таблиц, схем;
- подготовка к зачету и экзамену.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебном плане на нее отводится не менее половины учебного времени.Однако не стоит пренебрегать и аудиторными занятиями. Успехи в учебе напрямую зависят от посещаемости занятий. Здесь действует то же правило, что и при чтении книг: «Тот, кто много читает, грамотно пишет»; «Тот, кто посещает занятия, лучше усваивает материал».
Учебные программы и методические материалы составлены таким образом, что каждая дисциплина является необходимой составной частью общего образовательного процесса. Порядок изучения дисциплин находится в строгой логической последовательности. Усвоение одной дисциплины является предпосылкой для успешного перехода к следующему курсу. Задания, проблемные вопросы, предложенные вам при изучении всех дисциплин, в том числе и для самостоятельного выполнения, носят междисциплинарный характер. Содержание лекционных курсов и подбор заданий учитывают специфику получаемой специальности.
Организация самостоятельной работы
Каждый человек имеет индивидуальные особенности запоминания материала. У одних более развита память «зрительная», у других – иные ее виды. Кроме этого, некоторые люди обладают «специальными» видами памяти: на числа, на слова, на цвета, на мелодии и т.п. Чтобы продуктивно использовать ваши индивидуальные особенности, постарайтесь понять, какой вид памяти для вас является доминирующим, и сделайте акцент на соответствующий вид самостоятельной работы. Однако, независимо от вида доминирующей памяти, основные условия хорошего запоминания таковы:
1. Живость восприятия. Это значит, что вы должны хорошо представлять, о чем идет речь. Лучше запомнится материал, который был представлен в форме презентации. Лучше, если к каждому изученному тезису или положению вы сами подберете пример: вспомнив его, вы восстановите в памяти и сам тезис.
2. Ассоциативность. Воспроизведение (вспоминание) управляется законом ассоциации, следовательно, рекомендуется мысленно составлять эти ассоциативные образы. К примеру, изучение туристской номенклатуры может ассоциироваться с местами отдыха. Для создания ассоциации постарайтесь также зрительно вспомнить страницу книги, восстановить в памяти картинку, если она присутствовала на странице, и т.д. – это поможет вам вспомнить прочитанный текст.
3. Внимание. Как известно, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание (когда вы воспринимаете и запоминаете материал независимо от того, хотите этого или нет) может длиться всего несколько минут, и поэтому во время аудиторного занятия оно поддерживается преподавателем с помощью специальных методик. Занимаясь самостоятельно, вы можете использовать исключительно произвольное внимание, т. е. вынуждены делать усилие, чтобы прочитать, запомнить, понять и т.д. Однако без выработки навыков непроизвольного внимания успех невозможен.
4. Закон повторения. Материал необходимо освежать в памяти, причем, чем более длительным является период повторения, тем более продуктивным бывает обучение. Это правило выразилось даже в поговорке: «Повторенье – мать ученья».
Подготовка к контролю знаний
Основные формы контроля знаний по окончании курса «Турстрановедение» – это экзамен.
Экзамен (от лат. examen - испытание)- форма итоговой проверки ваших знаний.
Для подготовки к экзамену вам дается 3-4 дня. В течение этого времени вы можете только повторить и систематизировать изученный материал, но не выучить его. Даже при усиленной многочасовой «зубрежке» запомнить весь материал за короткое время вам не позволят свойства человеческой памяти. Как показывает практика, на экзамене такие студенты помнят только первые и иногда - последние вопросы, а находящиеся в середине списка вытесняются из их памяти, что отражается на оценке.
Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил.
1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.
2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена: распределите экзаменационные вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.
3. Данные вам 3-4 дня перед экзаменом используйте для повторения следующим образом: распределите вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Используйте его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).
4. Неплохой эффект дает «репетиция» экзамена. Сделайте себе «экзаменационные билеты», и попытайтесь смоделировать ситуацию. Вытянув билет, в течение 30 минут (времени, которое на экзамене обычно дается на подготовку) попытайтесь письменно ответить на вопросы. Откажитесь от соблазна сразу заглянуть в книгу, иначе смысл «репетиции» будет потерян. Напрягите свою память, и лишь по истечении 30 минут сверьте свой ответ с учебником или конспектом. В такой ситуации вы запомните все недочеты своего ответа, и на экзамене ответите правильно (не случайно содержание своих ответов на экзамене студенты помнят годами).
5. Откажитесь от второго соблазна – взять на экзамен шпаргалки. Как показывает опыт, они отвлекают и создают психологические препятствия для сдачи экзамена. Вместо того, чтобы сосредоточиться на билете, студент думает о том, как незаметно воспользоваться шпаргалкой, и в результате оказывается не готов к ответу. Написание шпаргалок как вид конспектирования можно признать целесообразным для определенной категории студентов, так как происходит повтор и переработка материала. Однако если вы учитесь преимущественно на «отлично», вообще откажитесь от шпаргалок, так как вы достаточно подробно и много конспектируете материал в течение семестра, и механическое переписывание его еще раз для вас является лишь потерей времени. Шпаргалки, предлагаемые интернетом, являются такого низкого качества, что, как показал опыт, даже их полное использование не гарантирует тройку на экзамене.
В целом данные вам советы по организации самостоятельной работы – это результат многолетнего преподавательского опыта, итог наблюдений и экспериментов целого поколения преподавателей. Все советы апробированы на практике, и надеемся, что соблюдение данных рекомендаций поможет вам получить гармоничное образование и стать специалистами в выбранной профессиональной области.