МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический туризм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Маслова О.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологический туризм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Экологического туризм" является формирование у студентов осознания необходимости бережного отношения к природе, сохранения ее в том виде, в каком они ее получили в наследство. Усвоение основных целей и задач экологического туризма способствует развитию природоохранного мировоззрения, позволяющего гармонизировать отношения между экономической выгодой, получаемой от рекреации, экологической безопасностью природных территорий, используемых для отдыха и удовлетворением потребности людей в общении с природой

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает специфику качества оказания услуг в сфере гостеприимства и общественного питания с учетом мнения потребителей и заинтересованных сторон
ОПК-3.2 Владеет навыками обеспечения требуемого качество процессов оказания услуг отечественными и международными стандартами в сфере гостеприимства и общественного питания (ИСО 9000, ХАССП, ГОСТ, интегрированные системы)
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения, поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
Знает основные стандарты качества в сфере сервиса
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
Использует основные положения системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000 при решении профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
Владеет навыками организации оценки качества оказания услуг с учетом мнения потребителей и заинтересованных сторон в сфере сервиса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы экологического ткризма
1.1. Введение в экологический туризм Лекции 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. История возникновения и современная концепция экологического туризма Сам. работа 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. История возникновения и современная концепция экологического туризма Практические 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Экологические проблемы современности Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Экологические проблемы современности Сам. работа 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Принципы экологического туризма Лекции 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Принципы экологического туризма Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Принципы экологического туризма Сам. работа 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Негативное влияние туризмана природные комплексы Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Негативное влияние туризмана природные комплексы Сам. работа 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Вклад экотуризма в охрану природы Лекции 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Вклад экотуризма в охрану природы Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Вклад экотуризма в охрану природы Сам. работа 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации Лекции 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации Сам. работа 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Методика функционального зонирования территории национальных парков Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Методика функционального зонирования территории национальных парков Сам. работа 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Система экологического законодательства в Российской федерации Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Система экологического законодательства в Российской федерации Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.21. Система экологического законодательства в Российской федерации Сам. работа 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.22. Структура и функции органов экологического управления в Российской Федерации Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.23. Структура и функции органов экологического управления в Российской Федерации Сам. работа 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.24. Система ООПТ Алтайского края Практические 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.25. Система ООПТ Алтайского края Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.26. Экологические тропы Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.27. История возникновения, понятие, классификация экологических троп Практические 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.28. История возникновения, понятие, классификация экологических троп Сам. работа 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.29. Разработка экологических маршрутов Практические 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.30. Разработка экологических маршрутов Сам. работа 4 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.31. Методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.32. Методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы Практические 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.33. Методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы Сам. работа 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.34. Развитие экологического туризма в России Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.35. Развитие экологического туризма в России Практические 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.36. Развитие экологического туризма в России Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.37. Развитие кологического туризма в мире Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.38. Развитие кологического туризма в мире Практические 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.39. Развитие кологического туризма в мире Сам. работа 4 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3733

2023-2024_43_03_01_Сервис_РиСКС-2022_plx_Экологический туризм

ОПК-3: Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности

Примеры заданий закрытого типа

1. Какие характеристики несовместимы с понятием "экотуризм"? Выберите один или несколько ответов:
А) Устойчивый
Б) Мягкий
В) Сельский
Г) Жесткий +
Д) Экстремальный +

2. Какие из перечисленных животных входят в "большую африканскую пятерку" животных, истребленных ради охотничьих трофеев? Выберите один или несколько ответов.
А) Крокодил
Б) Слон +
В) Медведь
Г) Лев +

3. Какой из этих принципов не является принципом экологического туризма?
А) Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера
Б) Получение максимального дохода путем привлечения большего числа туристов +
В) Экологическое образование и просвещение
Д) Участие местных жителей и получение ими дохода от экотуристской деятельности

4. В результате рекреационной деятельности происходит эвтрофикация почвы. Что означает понятие "эвтрофикация"?
А) Уплотнение почвы.
Б) Ухудшение условий аэрации.
В) Повышение концентрации органических веществ в почве +
Г) Истощение почвы

5. Устойчивый туризм – это:
А) Туризм, который подразумевает неограниченно долгое поддержание ресурсов, на которых базируется +
Б) Отдых в частных хозяйствах в сельской местности
В) Туризм, подразумевающий применение в туристской индустрии экологичных методов и технологий
Г) Посещение природных территорий, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения

6. Что такое рекреационная емкость территории?
А) Способность привлекательной для отдыха территории или акватории обеспечивать некоторому числу отдыхающих психофизиологический комфорт без деградации природных комплексов. +
Б) Степень непосредственного влияния отдыхающих людей, их транспортных средств, строительства временных сооружений на природные комплексы;
В) Изменение в природных комплексах под влиянием их интенсивного использования для отдыха населения.;
Г) Устойчивость природных комплексов к рекреационной деятельности населения.

7. Первые в России экологические тропы «Штангеевская», «Боткинская», «Крестовая», «Дмитриевская» располагались:
А) На Кавказе
Б) В Карелии
В) В Крыму +
Г) На Алтае

8. Какие из перечисленных стран входят в «Альпийский Союз» – организацию, созданную для сохранения природы Альп? Выберите один или несколько ответов.
А) Германия +
Б) Швеция
В) Австрия +
Г) Швейцария +

9. Какой род деятельности несовместим с принципами экологического туризма:
А) Наблюдение за птицами
Б) Охота +
В) Фотографирование
Д) Сбор грибов и ягод для еды

10. Под "сельским туризмом" принято понимать:
А) Отдых в сельской местности, в ходе которого туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной культурой и местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде. +
Б) Туры, основная часть дохода от которых направляется на развитие сельского хозяйства.
В) Любые туры, в ходе которых туристы приобретают сельскохозяйственную продукцию
Г) Туры, предназначенные для реализации людям, основным видом деятельности которых являются сельскохозяйственные работы.

11. Из приведенных ниже вариантов с представлениями об экологическом туризме не совместимо:
А) Экологический туризм должен быть направленным на экологическое просвещение, на формирование отношений партнёрства с природой
Б) Экологический туризм не должен наносить ущерба природной среде или допускать минимальное вмешательство, не подрывающее её устойчивость
В) Экологический туризм должен быть обращён к природе и основываться на бережном использовании преимущественно природных ресурсов
Г) Экологический туризм включает заготовку природного лекарственного сырья +

12. Автором термина "экологический туризм" является:
А) А. Гумбольдт
Б) Р. Юнгк
В) В.И. Вернадский
Г) Г. Цебаллос-Ласкурейн +

13. Путешествия в преимущественно естественную, малонарушенную природу соответствуют какой модели экологического туризма?
А) Западноевропейской
Б) Африканской
В) Азиатской
Г) Канадско-австралийской

14. Первое восхождение на Монблан в 1863 году организовал:
А) Вениамин Генш
Б) Джон Болл
В) Томас Кук +
Д) Леопольд Липсон

15. Первый в мире национальный парк Йеллоустонский в США был создан в:
А) 1900 году
Б) 1958 году
В) 1853 году
Д) 1872 году +

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Пейзажная тропа, созданная в 1923 году, которая проходит через 14 штатов Америки и имеет общую протяженность 3473 км называется _______.
(Аппалачская экологическая тропа)

2. Один из наиболее известных экологических маршрутов – древняя дорога, проложенная в Центральных Андах между городами Куско и Мачу-Пикчу называется _________.
(Тропа Инков)

3. ________ – сфера деятельности, включающая планирование и развитие сети заповедников, сохранение в них видов и экосистем, организацию научно-исследовательской работы и разработку режима природоохранной и хозяйственной деятельности
(заповедное дело)

4. _________ емкость территории, характеризует возможность одновременного проведения на конкретной площади каких-либо рекреационных занятий группой людей без нарушения психофизиологических и гигиенических условий проведения этих занятий для каждого из них.
(психофизиологическая)

5. _____________ рекреационная нагрузка – максимальная рекреационная нагрузка, при которой биогеоценоз сохраняет свою жизнеспособность.
(предельно допустимая)

6. ___________ экотропы, или тропы выходного дня, имеют протяженность 4-8 км, находятся вблизи от входа в национальный парк или заповедник.
(познавательно-прогулочные)

7. ____________ – это система ограничений человеческой деятельности, система запретов, выполнение которых необходимо для обеспечения жизни человека на планете.
(экологический императив)

8. Процесс уплотнения почвы, сотрясения в результате вибрации и механического повреждения растительности животными или людьми называется ____________.
(вытаптывание)

9. ___________ – это изъятые из хозяйственного пользования природные комплексы (земля, недра, вода, растительный и животный мир) или ограниченные в пространстве территории, имеющие природоохранное, эколого-просветительское, научное значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира
(государственные природные заповедники)

10. Участки территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны называются ____________.
(зона экологического бедствия)

11. Список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов, аннотированный перечень видов и подвидов с указанием современного и прошлого распространения, численности и причин ее сокращения, особенностей воспроизводства, принятых и необходимых мер охраны – это ___________.
(красная книга)

12. Система контроля, включающая долгосрочное наблюдение, оценку и прогноз состояния какого-либо объекта или явления – это __________.
(мониторинг)

13. Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны – это ___________.
(особо охраняемые природные территории)

14. ________ объекты – это природные объекты, измененные в результате хозяйственной или иной деятельности, объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное или защитное значение
(природно-антропогенные объекты)

15. __________ – способность привлекательной для отдыха территории или акватории обеспечивать некоторому числу отдыхающих психофизиологический комфорт без деградации природных комплексов
(рекреационная емкость территории)

16. _________ – это отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в крестьянских домах). Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и т. д.
(сельский туризм)

17. ____________ экологическая тропа – это специализированный маршрут для целей обучения в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися разных типов учебных заведений, а также отдыхающими.
(учебная)

18. __________ – простейший вид экотура, проектируется обычно как пешеходная (реже водная, велосипедная) трасса, рассчитанная на прохождение за несколько часов, реже – дней, на которой расположено несколько интересных природных (иногда исторических, культурных, архитектурных) объектов
(экологическая тропа)

19. __________ – путешествие с ответственность перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности
(экологический туризм)

20. ____________ – это технические и организационные способы достижения максимального экологического эффекта в осуществлении эколого-туристских программ. Эти технологии разрабатываются и применяются с двумя основными целями – ради уменьшения или исключения ущерба окружающей природной среде и ради экологической безопасности туристов.
(эколого-туристские технологии)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" – верно выполнено более 50 % заданий, "не зачтено" – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий;
"отлично" – верно выполнено 85-100 % заданий, "хорошо" – верно выполнено 70-84 % заданий, "удовлетворительно" – верно выполнено 51-69 % заданий, "неудовлетворительно" – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое рекреационная дигрессия?
А) Предельно допустимая рекреационная нагрузка
Б) Это изменения в природных комплексах под влиянием их интенсивного использования для отдыха населения +
В) Один из методов геоботанических исследований
Г) Суммарное количество отдыхающих на единицу площади за интервал времени

2. Какая стадия изменения (рекреационной дигрессии) лесных природных комплексов соответствует предельно допустимой рекреационной нагрузке.
А) Третья +
Б) Первая
В) Вторая
Г) Четвертая

3. Самым ощутимым, часто встречающимся и постоянно действующим фактором рекреационной дигрессии является:
А) Распугивание диких животных
Б) Замусоривание территории
В) Вытаптывание +
Г) Сбор грибов и ягод

4. Какая категория исключена из особо охраняемых в 2013 году (ФЗ-406)?
А) Дендрологические парки и ботанические сады
Б) Лечебно-оздоровительные местности и курорты +
В) Памятники природы
Г) Государственные природные заказники

5. Какая задача не входит в задачи национальных парков?
А) Осуществление государственного экологического мониторинга
Б) Создание условий для регулируемого туризма и отдыха
В) Экологическое просвещение населения
Г) Организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий +

6. Какая деятельность разрешена на территории национальных парков?
А) Создание условий для регулируемого туризма и отдыха +
Б) Заготовка древесины, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов
В) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков
Г) Организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий

7. Первая охраняемая территория России, созданная в 1882 году, это:
А) Заповедник «Столбы»
Б) Алтайский заповедник
В) Баргузинский заповедник
Г) Кроноцкий заказник +

8. Суммарная площадь "экологического ядра" должна составлять в процентах от площади территории национального парка не менее:
А) 20 %
Б) 50 %
В) 25-30 % +
Г) 75 %

9. Что из перечисленного не является ООПТ, согласно закону "Об особо охраняемых природных территориях"?
А) Городские парки +
Б) Национальные парки
В) Природные парки
Г) Дендрологические парки

10. Какого профиля заказников нет в законе "Об особо охраняемых природных территориях"?
А) Комплексный
Б) Биологический
В) Охотничий +
Г) Гидрологический

11. Какая охраняемая территория Алтайского края имеет название «Тигирекский»?
А) Заповедник +
Б) Заказник
В) Национальный парк
Г) Природный парк

12. Какие категории ООПТ могут быть только федерального значения? Выберите один или несколько ответов
А) Памятники природы
Б) Государственные природные заказники
В) Национальные парки +
Г) Природные парки
Д) Государственные природные заповедники +

13. Какие из перечисленных водных объектов могут находиться в частной собственности?
А) Морские акватории площадью не более 3 км2
Б) Озера
В) Участки рек
Г) Пруды и обводненные карьеры +

14. Какая категория не включена в понятие «природа»?
А) Природные объекты
Б) Компоненты природной среды
В) Природно-антропогенные объекты
Г) Антропогенные объекты +

15. Какая страна Латинской Америки является мировым лидером экотуризма?
А) Коста-Рика +
Б) Гватемала
В) Эквадор
Г) Белиз

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» был принят в _______ году.
(1995)

2. Единственный в Алтайском крае национальный парк, созданный в 2020 году называется _________.
(«Салаир»)

3. Согласно закону «Об особо охраняемых природных территориях» категория __________ могут быть только регионального значения
(природные парки)

4. Программа, суть которой состоит в том, что развитые страны (США) позволяют частично аннулировать долги развивающихся стран в обмен на создание ими новых охраняемых территорий называется ______________.
(«Долги в обмен на природу»)

5. Рост доли городских жителей в составе населения страны, процесс повышения роли городов в развитии общества называется _____________.
(урбанизация)

6. Комплекс туристских услуг, предоставляемых на экологическом маршруте, включающий посещение природных территорий, обеспечение услугами доступа в данные территории, перевозку, размещение, питание, экскурсию с целью знакомства с природным и культурным наследием, охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов – Это _______________.
(экологический тур)

7. ____________ – это особо охраняемая природно-рекреационная территория линейного типа федерального значения, представляющая собой туристско-рекреационную тропу (экологическую тропу), постоянно используемую как общественный, линейный объект с прилегающей к нему природной территорией, экологической инфраструктурой и другими инфраструктурными объектами.
(национальная тропа)

8. Благоприятное санитарно-гигиеническое состояние атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, источников питьевого водоснабжения, почвы
(экологическая благоприятность территории)

9. К ____________ экотуризму относят экспедиции ученых, летние полевые практики студентов, иные путешествия, включающие сбор научной информации о посещаемом регионе
(научному)

10. Разновидность экотуризма, основой которой является наблюдение за птицами называется ____________.
(бердвотчинг (birdwatching)

11. ––––––––– площадка – специальная платформа, используемая для обозрения красивых пейзажей или архитектурных сооружений
(смотровая)

12. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу – это __________.
(экоцид)

13. Эколого-туристские ________ – это преимущественно технические и иногда организационные способы достижения максимального экологического эффекта в осуществлении эколого-туристских программ
(технологии)

14. Этот принцип системы экологического менеджмента называется – reduce (_____________), призывает отказываться от индивидуальной упаковки продуктов. Чем меньше упаковочных материалов, которые в результате оказываются на свалке, тем меньше стоимость продукции
(снижение использования)

- recycle (переработка). Переработка отходов является одним из основных методов предотвращения их накопления в окружающей среде. Переработке подвержено подавляющее большинство видов отходов, но основная проблема, возникающая на пути их переработки, - сортировка отходов, которая существенно затрудняет весь процесс. Поэтому многие отели сразу сортируют отходы. Например, в отеле Sanga Saby отходы разделяются на 23 фракции, что позволило повысить уровень переработки отходов к 1998 г. до 80 %. Кроме того, отсортированные отходы могут продаваться перерабатывающим компаниям как вторсырье и приносить дополнительную прибыль.
- repair (ремонт, поддержание в рабочем состоянии). Своевременный ремонт оборудования и поддержание его в надлежащем состоянии продлевает срок его службы и экономит финансовые средства отеля.

15. Этот принцип системы экологического менеджмента называется – refill (_____________). Этот принцип касается в первую очередь офисного оборудования – факсов, копиров, принтеров. Перезаправленные картриджи для лазерных принтеров стоят в два и более раз дешевле новых.
(перезаправка)

16. Этот принцип системы экологического менеджмента называется replace (_____________). В рамках этого принципа встает вопрос о снижении и последовательном отказе от использования моющих средств, содержащих хлор, а также замене систем кондиционирования, основанных на фреонах
(замена)

17. Этот принцип системы экологического менеджмента называется reuse (_____________). Многократно используемая тара после освобождения от товара возвращается поставщикам – изготовителям товаров.
(повторное использование)

18. _____________ – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты. Она способствует повышению экологической грамотности и культуры населения. Во время движения по _________ посетители получают информацию об экосистемах, природных объектах, процессах и явлениях.
(экологическая тропа)

19. Этот принцип системы экологического менеджмента называется recycle (_____________). Переработка отходов является одним из основных методов предотвращения их накопления в окружающей среде.
(переработка)

20. Этот принцип системы экологического менеджмента называется repair (_____________). Своевременный ремонт оборудования и поддержание его в надлежащем состоянии продлевает срок его службы и экономит финансовые средства.
(ремонт)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" – верно выполнено более 50 % заданий, "не зачтено" – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий;
"отлично" – верно выполнено 85-100 % заданий, "хорошо" – верно выполнено 70-84 % заданий, "удовлетворительно" – верно выполнено 51-69 % заданий, "неудовлетворительно" – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Экологический туризм: понятие, сущность, базовые принципы
2. Место экологического туризма на рынке международного туризма
3. Модели экологического туризма
4. История возникновения и современное состояние экологического туризма
5. Мировые тенденции и перспективы развития экологического туризма
6. Развитие экотуризма в различных регионах мира
7. Центры международного экологического туризма
8. Использование объектов мирового природного наследия ЮНЕСКО в экотуристской деятельности
9. Развитие экотуризма в регионах России.
10. Экологический туризм в Тюменской области: ресурсы, проблемы и перспективы развития
11. Оценка туристско-рекреационного потенциала для целей экологического туризма
12. Экотуристские технологии. Требования экологической безопасности
13. Развитие экологического туризма в пределах и за пределами ООПТ.
14. Типы экологических маршрутов и особенности их проектирования.
15. Требования, предъявляемые к экологическим маршрутам.
16. Этапы проектирования экологических маршрутов
17. Технологическая документация экотуристского путешествия
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Глобальные экологические проблемы современности. Состояние окружающей среды в мире.
2. Цели, задачи и базовые принципы экологического туризма.
3. История возникновения и современное состояние экотуризма.
4. Туризм и экология: взаимосвязь и взаимодействие.
5. Экономические аспекты взаимодействия туристско-рекреационной сферы с охраной природы.
6. Географические подходы к оценке потенциала, ресурсов и продукта туризма и рекреации.
7. Особенности покомпонентной оценки туристско-рекреационного потенциала. Оценка аттрактивности ландшафтов.
8. Оценка ареалов туристско-рекреационного освоении.
9. Классификация воздействий туризма и рекреации на территорию.
10. Воздействие туристско-рекреационной деятельности на отдельные компоненты ландшафта.
11. Комплексное влияние на водные экосистемы.
12. Воздействие туристско-рекреационной деятельности на экосистемы и ландшафты.
13. Определение устойчивости и допустимой рекреационной нагрузки на территорию.
14. Транспортные услуги и экологические проблемы транспорта в туризме.
15. Охрана природы и проблемы рекреационного менеджмента.
16. География поведения и управление посещениями на рекреационных и охраняемых природных территориях.
17. Качество рекреации как критерий менеджмента.
18. Принципы рекреационного менеджмента.
19. Международная практика управления эколого-туристской деятельностью.
20. Ландшафтное планирование как инструмент резервирования территорий для развития туризма и рекреации.
21. Содержание и алгоритм процедуры ландшафтного планирования для развития туристско-рекреационных систем.
22. Экологический каркас как основа для сохранения туристско-рекреационного потенциала территории.
23. Регионализация правовых форм особо охраняемых природных объектов.
24. Экологический менеджмент и аудит в организациях и на предприятиях. Экологическое обеспечение гостиничного сервиса.
25. Экологический маркетинг.
26. Правовое регулирование отношений в туристской деятельности.
27. Юридическая ответственность за экологическое правонарушение.
28. Правовой режим особо охраняемых территорий.
29. Основы международно-правовой охраны окружающей природной среды.
30. Предпосылки зарождения и история развития экотуризма.
31. Возможности управления воздействием туризма на природные туристские ресурсы и выгоды от экотуризма.
32. Принципы, признаки, формы экологического туризма.
33. Содержание, составные части и специфика туристско-рекреационного продукта.
34. Разработка и проектирование экологических туров.
35. Категории и виды ООПТ. Цели и задачи экотуризма в ООПТ.
36. Экологическая тропа: виды, формы организации.
37. Состояние и перспективы развития экологического туризма в России.
38. Экологическая ситуация на Алтае. Состояние и перспективы развития экотуризма на Алтае.
39. Анализ принципов организации и направлений использования национальных парков в зарубежных странах.
40. Степень сохранности естественных природных комплексов в различных государствах.
41. Экологический туризм в Северной Америке. Состояние и перспективы развития.
42. Экологический туризм в Южной Америке. Состояние и перспективы развития.
43. Экологический туризм в Африке. Состояние и перспективы развития.
44. Экологический туризм в Азии. Состояние и перспективы развития.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеева Т.К. Экологический туризм: учебник Финансы и статистика, 2004
Л1.2 Л. И. Егоренков. Экология туризма и сервиса: учеб. пособие для вузов М. : Финансы и кредит, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие М.: Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Экологический туризм" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Географический справочник «Страны мира» [Электронный ресурс]. URL: http://geo.historic.ru/
2. Географо-этнографический справочник «Путешествия, страны и народы» [Электронный ресурс]. URL: http://geography.su/
3. Географический справочник «О странах» [Электронный ресурс]. URL: http://ostranah.ru/_lists/regions.php -
4. Всемирная география. [Электронный ресурс] URL: http://worldgeo.ru/
5. Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecosystema.ru/
6. Физическая география материков и океанов [Электронный ресурс]. URL: http://www.geonature.ru/worldgeo/index.htm
7. Русское географическое общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Экологический туризм» практические (семинарские) занятия занимают 63% аудиторной нагрузки. Темы занятий отражают последовательность изучения дисциплины в соответствии с программой. Целью семинарских занятий является формирование базы теоретических знаний по дисциплине, обучению самостоятельного поиска литературы по теме, умения анализировать и сопоставлять точки зрения разных исследователей.
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 5-7 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.
Изучение дисциплины требует четкого распределения времени в течение семестра. На первом этапе изучения дисциплины студенту необходимо внимательно изучить УМК и выбрать литературу для подготовки самостоятельной работы и семинарских занятий, а также приготовить материалы необходимые для работы на практических занятиях. При подготовке семинарских занятий, реферата и контрольной по самостоятельной работе следует воспользоваться консультацией преподавателя. Для прохождения консультации студент обязан иметь черновой план работы и библиографический список литературы, с которой он уже познакомился.
Рекомендации по работе с литературой
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы по географии населения. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.
Рекомендации по самостоятельной работе студента
Согласно учебному плану на самостоятельную работу студентов отводится 66% общей трудоемкости данной дисциплины. Самостоятельная работа студентов подразделяется на обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем, а также выполнения тестовых заданий.
Задания для самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных предложений и научных идей для подготовки магистерской диссертации, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, обсуждение поставленных вопросов и выступлений. В процессе выполнения самостоятельной работы магистранты должны овладеть следующими навыками:
• Умение ставить и решать конкретные задачи научных и практических исследований для формирования оптимального туристского продукта с использованием современных информационных технологий, отечественного и зарубежного опыта
• Способность использовать современные методы обработки, анализа и интерпретации многоуровневой и разнонаправленной социальной и экономической информации в сфере туризма при проведении исследований
• Умение применять современные методы прогнозирования при формировании тура в сфере туризма
• Способность профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно-исследовательской работы.
Для самостоятельной работы студентам предлагаются: проработка учебного материала, изучение научной литературы составление таблиц для сравнительного анализа, решение ситуационных задач, разработка программ туров и т.п.