МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление персоналом санаторно-курортных предприятий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н, Доцент , Биттер Н.В.

Рецензент(ы):
к.г.н, Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление персоналом санаторно-курортных предприятий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины:
являются: формирование у студентов теоретических и методологических
знаний по управлению персоналом и его развитию, умения выявлять проблемы
в области управления и развития персонала в санатороно-курортной сфере и находить способы их решения.
Задачами освоения дисциплины являются:
усвоение теоретических основ кадрового менеджмента управления персоналом санаторно-курортных организаций;
приобретение студентами знаний основ разработки и реализации
концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ
стратегического управления персоналом;
выработка целостного представления о персонале, личности и трудовом
коллективе как объектах управления персоналом и их роли в процессе
управления, создания благоприятных взаимоотношений в трудовых
коллективах;
освоение практических навыков оценки социальной и экономической
эффективности системы управления персоналом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен разрабатывать и внедрять маркетинговые стратегии и программы в деятельность организаций в сфере сервиса
ОПК-4.1 Знает маркетинговые стратегии и программы деятельности предприятий сервиса
ОПК-4.2 Формулирует основные направления работ по разработке маркетинговых стратегий и программ предприятий сервиса
ОПК-4.3 Умеет обосновывать внедрение маркетинговых стратегий и программ, в том числе с использованием возможностей сети Интернет в деятельность предприятий сервиса
ОПК-4.4
ПК-2Способен планировать и управлять изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
ПК-2.1 Знает основные методы планирования и управления предприятиями санаторно-курортного комплекса
ПК-2.2 Умеет проводить анализ процессов предоставления услуг на предприятиях санаторно-курортного комплекса
ПК-2.3 Владеет методами управления изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает базовые функции управления подразделениями организаций сферы сервиса и санаторно-курортного комплекса
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет подобрать методы обеспечения выполнения основных функций управления подразделениями организаций сервиса и санаторно-курортного комплекса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками делового общения
– навыками составления плана адаптации сотрудника санаторно-курортного комплекса;
– методами отбора и найма персонала санаторно-курортного комплекса;
– методами эффективной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Персонал санаторно-курортного предприятия как объект управления
1.1. Персонал предприятия как объект управления: 1. Персонал предприятия как объект управления. Цели и функции системы управления персоналом 2. Понятие деловой этикет. 3. Собеседование при приеме на работу. Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
1.2. 1.Определение потребности в персонале. 2.Планирование расходов на персонал. 3.Резюме и автобиография: правила изложения информации. 4.Анкета кандидата на должность. 5.Оценка должности. Составление объявления о текущей вакансии 6.Выбор лучшего кандидата. Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
1.3. 1. План адаптации персонала сотрудника санаторно-курортного предприятия. 2.Ошибки системы адаптации. 3.Оценка сотрудника. Социограмма. 4.Оценка деловых и личностных качеств руководителя. Сам. работа 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
1.4. Технология отбора персонала 1. Источники найма персонала. Методы отбора персонала. 2. Этапы отбора и найма персонала. Жесткие и мягкие навыки в отборе персонала. 3. Собеседование. Подготовка и проведение. Виды вопросов на собеседовании. Запрещенные вопросы. Основные ошибки интервьюера. Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
1.5. 1. План адаптации персонала сотрудника санаторно-курортного предприятия. 2.Ошибки системы адаптации. 3.Оценка сотрудника. Социограмма. 4.Оценка деловых и личностных качеств руководителя. Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
1.6. Управление развитием персонала 1.Обучение персонала в организации: определение потребности в обучении, методы обучения. 2Управление деловой карьерой персонала: система служебно-профессионального продвижения, работа с кадровым резервом. 3 Высвобождение персонала, виды увольнений, мероприятия по высвобождению персонала Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
1.7. Система мотивации и стимулирования персонала 1.Мотивация персонала в гостинице. 2.Определение размеров заработной платы в гостинице. 3.Дополнительные стимулы и льготы в системе оплаты труда сотрудников санаторно-курортных учреждений 4. Карьера. Цели и виды карьеры. Этапы карьеры. 5. Высвобождение персонала. Виды увольнений Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
1.8. Кадровая политика и кадровое планирование В чем суть системного подхода к стратегическому управлению персоналом? Каково основное содержание понятий «политика организации» и «кадровая политика организации»? Как связаны экономическая политика и кадровая политика организации? Как связаны социальная и кадровая политики организации? В чем выражается влияние политики в сфере научно-технического и информационного развития организации на стратегию управления персоналом? Сам. работа 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
Раздел 2. Кадровая политика
2.1. Кадровая политика организации 1. Понятие и сущность кадровой политики Понятие и основные направления кадровой политики 2. Кадровая политика и стратегия управления персоналом организации 3.Задачи и функции службы управления персоналом Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.2. Кадровая политика и кадровое планирование 1. В чем суть системного подхода к стратегическому управлению персоналом? 2. Каково основное содержание понятий «политика организации» и «кадровая политика организации»? 3. Как связаны экономическая политика и кадровая политика организации? 4. Как связаны социальная и кадровая политики организации? 5. В чем выражается влияние политики в сфере научно-технического и информационного развития организации на стратегию управления персоналом? 6. Как осуществляется взаимодействие организационно-производственной и кадровой политик по важнейшим направлениям деятельности? 7. Каковы основные принципы и направления кадровой политики и их содержание? 8. Каковы особенности закрытой и открытой кадровых политик? 9. Каковы отличительные особенности пассивной и активной кадровых политик? Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.3. Лидерство и командообразование 1.Понятие команды. 2. Виды формальных команд. 3. Стадии развития команды. Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.4. Лидерство и командооьбразование 1. Понятие коллектива и команды. 2. Виды команд. 3. Пути создания эффективной команды. 4. Групповая сплоченность. Факторы, повышающие и понижающие сплоченность группы. 5. Организационное лидерство. 6. Теория обмена между лидером и рядовым членом. 7. Ситуационная теория лидерства Фидлера. 8. Теория лидерства «путь – цель» Р. Хауса. Модель ситуационного лидерства Херши и Бланчарда. Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.5. Управление деловой карьерой персонала санаторно-курортного предприятия : система служебно-профессионального продвижения, работа с кадровым резервом. Высвобождение персонала, виды увольнений, мероприятия по высвобождению персонала. Сам. работа 1 19 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.6. Управление поведением персонала 1.Конфликтная личность. 2.Определение способа регулирования конфликта. 3.Определение уровня стресса сотрудников. 4.Критика подчиненного Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.7. Управление изменения персонала 1. Изменения в управлении персоналом, изменения в организационной структуре, установки сотрудников по отношению к изменениям. 2. Стратегии изменений. 3. Определение роли личности в группе. 4. Ситуационные кейсы: «Я руководитель». 5. Формирования коллектива гостиничного предприятия Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.8. Критика: правила восприятия критики. Конфликты в коллективе, и управление ими. Признаки, виды и функции конфликтов. Стили управления конфликтами. Этапы проведения переговоров в конфликтной ситуации. Управление проблемными сотрудниками. Сам. работа 1 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.9. Стресс-менеджмент 1. Стресс-менеджмент в организации 2.Системы управления временем в организации 3.Управление проблемными сотрудниками 4. Процесс коммуникации и коммуникационные барьеры 5.Стили, типы и правила эффективной коммуникации 6. Персонал и изменения. Заблуждения и сопротивления изменения Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.10. Менеджмент персонала в СКУ 1.Соционика и менеджмент персонала 2.Особенности формирования трудового коллектива санаторно-курортного предприятия 3.Развитие персонала санаторно-курортного предприятия 4. Текучесть кадров санаторно-курортного предприятия: причины, последствия 5.Требования к менеджеру санаторно-курортного предприятия Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.11. Командообразование 1. Этапы создания эффективной команды Поведение личности в группе. Распределение ролей Мотивация персонала. Уравнения производительности труда работника Системы оплаты труда персонала Этика деловых отношений в коллективе Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
2.12. Стратегии изменений. Сам. работа 1 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4
Раздел 3. Промежуточная аттестация
3.1. Экзамен 1 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10470
2023-2024 43_04_01_Сервис_МСКД-2023.plx_ Управление персоналом санаторно-курортных предприятий
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-4. Способен разрабатывать и внедрять маркетинговые стратегии и программы в деятельность организаций в сфере сервиса
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Сущность технико-технологичного аспекта управления персоналом состоит в следующем:
А) включает вопросы соблюдения трудового законодательства в кадровой работе;
Б) содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава персонала, их материального стимулирования, использованием рабочего
В) отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологии, производственные условия и др..
ОТВЕТ: В
Вопрос 2. Управление – это
А) это непрерывный процесс воздействия на коллектив людей, организация координации их деятельности в процессе производства для достижения
Б )совокупность материальных и моральных стимулов, на основе которых человек во время трудовой деятельности ставит перед собой конкретные цели.
В) это, с одной стороны, расширение функции производственного маркетинга в области управления персоналом, с другой – вид управленческой
ОТВЕТ: А
Вопрос 3. Группа работников, которая направляет, координирует и стимулирует деятельность предприятия, распоряжается его ресурсами, несет полную ответственность за достижение целей предприятия — это:
А) линейные руководители;
Б) функциональные руководители;
В) производственный персонал.
Ответ: А
Вопрос 4. Обучение персонала
А) это целенаправленный, поэтапно организованный процесс овладения новыми профессиональными знаниями, навыками и умениями конкретным сотрудником или группой под руководством своего непосредственного руководителя или вне организации согласно целям и миссии компании.
Б) специально организованный, управляемый процесс, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, развитие умственных сил
Ответ: А
Вопрос 5. вид карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступ¬ление на работу, профессиональный рост, поддержку и разви¬тие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию – последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера может быть специализиро-ванной и неспециализированной.
А) Карьера межорганизационная
Б) Карьера неспециализированная
В) Карьера специализированная
Ответ: А
Вопрос 6. вид карьеры; совмещающий эле¬менты горизонтального и вертикального видов карьеры. Продви¬жение работника может осуществляться посредством чередова¬ния вертикального роста с горизонтальным, что дает значитель¬ный эффект.
А) Карьера ступенчатая
Б) Карьера центростремительная (скрытая)
В) Карьера-молния
Ответ: А
Вопрос 7. Управление на верхнем уровне предусматривает
А) управления исполнителями
Б) планирование производства
В) организацию деятельности
Г) формирование политики управления персоналом
Ответ: Г
Вопрос 8. Методы управления, с помощью которых создаются необходимые условия работы персонала, разрабатывается структура управления:
А) Экономические
Б) Психологические
В) Организационные
Г) Административные
Ответ: В
Вопрос 9. Менеджер по подбору персонала
А) Должностное лицо, обладающее официальной властью;
Б) специалист призванный эффективно использовать кадровый потенциал организации
В) специалист ответственный за отбор и распределение кадров
Г) специалист в области управления.
Ответ: Б
Вопрос 10. Часть менеджмента направленная на повышение эффективности кадровой политики называется:
А) Управление персоналом
Б) управление трудовыми ресурсами
В) управление организацией
Г) управление кадрами
Ответ: Г
Вопрос 11. Сущность социально-психологического аспекта управления персоналом состоит в следующем
А) отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологии, производственные условия и др.
Б) отражает вопросы социально-психологических огичного обеспечения управления персоналом, внедрения различных социологических и психологических процедур в практику кадровой работы;
В) содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава персонала, их материального стимулирования, использованием рабочего времени, организации делопроизводства;
Г) включает вопросы соблюдения трудового законодательства в кадровой работе.
Ответ: Б
Вопрос 12. Работники, выполняющие производственные или управленческие операции с помощью различных средств труда, являются
А) Гражданами страны
Б) трудовыми ресурсами
В) персоналом организации
Г) специалистами организации
Ответ: В
Вопрос 13. Обучение персонала предполагает
А) повышение квалификации работников;
Б) переобучение и стажировку
В) все ответы верны
Ответ: В
Вопрос 14. Расстановка кадров предполагает
А) Создание должностных инструкций
Б) повышение квалификации
В) расчет потребности в кадрах
Г) все ответы верны
Ответ: А
Вопрос 15. Подбор персонала предполагает
А) Расчет потребности;
Б) профессиональный отбор;
В) формирование резерва кадров;
Г) все ответы верны. (верно)
Ответ: Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое управленческое действие не относится к функциям менеджмента персонала?
ОТВЕТ: составление отчетов
Вопрос 2. Должностная инструкция на санаторно-курортном предприятии разрабатывается с целью:
ОТВЕТ: определение определенных квалификационных требований, обязанностей, прав и ответственности персонала предприятия
Вопрос 3. Управление – это
ОТВЕТ: непрерывный процесс воздействия на коллектив людей, организация координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при минимальных затратах.
Вопрос 4. Перечислите функции управления :
ОТВЕТ: планирование; организацию; мотивацию; контроль.
Вопрос 5. Профессиональные обязанности специалиста по санаторно-курортному делу включают в себя:
ОТВЕТ: Сбор данных об объектов санаторно-курортного назначения; оценку качества предоставляемых услуг и их соответствия федеральным или ведомственным стандартам; разработку программ развития и модернизации санаторно-курортных комплексов; координацию работы технических специалистов, сотрудников и медицинского и вспомогательного персонала при обеспечении текущей деятельности санаторно-курортных учреждений.
Вопрос 6. Какая подсистема кадрового менеджмента направлена на разработку перспективной кадровой политики:
ОТВЕТ: стратегическая.
Вопрос 7. Аттестация — это
ОТВЕТ: оценка сотрудника со стороны руководителя, коллег, подчиненных
Вопрос 8. Как называется функция оценки персонала, когда осуществляется принятие решения относительно карьеры работника, размеров вознаграждения, планирования обучения?
ОТВЕТ: административная
Вопрос 9 . Как называется процесс интеграции сотрудника в организацию, в ходе которого происходит взаимное приспособление человека и организации?
ОТВЕТ: Адаптация
Вопрос 10 К внутренним факторам управления персоналом относится:
ОТВЕТ: стиль руководства
Вопрос 11. Кадровый потенциал предприятия – это:
ОТВЕТ: совокупность работающих специалистов, устраивающихся на работу, обучающихся и повышающих квалификацию с отрывом от производства;
Вопрос 12. О каком термине идет речь: массовое привлечение на работу персонала санаторно-курортное предприятие .
ОТВЕТ: Набор кадров
Вопрос 13. Что включает процесс набора кадров:
ОТВЕТ: Общий анализ потребности
Вопрос 14. Аспекты (факторы), влияющие на процесс адаптации сотрудника в коллективе санаторно-курортного предприятия:
ОТВЕТ: организационный, социально-психологический, профессиональный, психофизиологический.
Вопрос 15. Аттестация персонала в санаторном бизнесе представляет собой
ОТВЕТ: комплексный метод оценки сотрудников санаторно-курортного предприятия для определения аттестационной комиссией соответствия кандидата занимаемой или вакантной должности
Вопрос 16. Какое управленческое действие не относится к функциям менеджмента персонала санаторно-курортного предприятия?
ОТВЕТ: составление отчетов
Вопрос 17. Должностная инструкция на предприятии разрабатывается с целью:
ОТВЕТ: определение определенных квалификационных требований, обязанностей, прав и ответственности персонала предприятия;
Вопрос 18. Системный сбор, оценка и организация информации о работах — это __________________ работы.
ОТВЕТ. Анализ
Вопрос 19. Основная функция управления персоналом:
ОТВЕТ: Социальная
Вопрос 20. Анализ расстановки кадров, текучести кадров, определение резерва на выдвижение внутри предприятия — это анализ ...
ОТВЕТ: кадрового потенциала

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2. Способен планировать и управлять изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. О каком термине идет речь: массовое привлечение на работу персонала в какую-либо организацию.
А) Наем на работу
Б) Набор кадров
В) Собеседование
ОТВЕТ:Б
Вопрос 2. Совокупность документов организационно-методического, нормативно-технического и технико-экономического характера, которые определяют нормы, правила, требования, характеристики и другие данные, используемые для решения задач организации труда и управления персоналом — это:
А) нормативно-правовое обеспечение менеджмента персонала
Б) информационное обеспечение менеджмента персонала
В) научно-методическое обеспечение управления персоналом
ОТВЕТ: В
Вопрос 3. Что включает процесс набора кадров в санаторно-курортных предприятиях:
А) общий анализ потребности
Б) определение основных источников поступления капитала
В) два предыдущих верны
ОТВЕТ: А
Вопрос 4. Что решает задачу: удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик
А) Найм персонала
Б) Деловая оценка персонала
В) Отбор персонала
ОТВЕТ: Б
Вопрос 5. При установлении критериев отбора персонала санаторно-курортного предприятия должны быть соблюдены требования
А) полнота
Б) аккумулятивность
В) два предыдущих верны
ОТВЕТ:А
Вопрос 6. Как понимается качество умение работать с людьми
А) Умение обеспечить контроль за исполнением, умение ориентироваться в сложной обстановке, умение разрешать конфликтные ситуации, владеть собой
Б) Умение работать с подчиненными, умение работать с руководителями разных организаций, умение создать сплоченный коллектив, умение подобрать, расставить и закрепить кадры
В) Способность подчинять личные интересы общественным, умение прислушиваться к критике, активно участвовать в общественной жизни, обладать уровнем политической грамотности.
ОТВЕТ: Б
Вопрос 7. На низшем уровне управления (производственный участок, функциональное подразделение) происходит …
А) разрабатываются стратегия менеджмента персонала
Б) непосредственное руководство исполнителями
В) планирование производства
ОТВЕТ: Б
Вопрос 8. Какой вид карьеры означает, что работник может пройти все стадии развития последовательно в одной организации или разных, но в рамках одной профессии и одной специализации
А) специализированная
Б) неспециализированная
В) карьера горизонтальная
ОТВЕТ: А
Вопрос 9. О какой группе персонала идет речь: это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности, а также часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации.
А) линейные руководители
Б) заместители
В) кадровый резерв
ОТВЕТ: В
Вопрос 10. Продукт (результат) менеджмента персонала имеет следующие измерения:
А) экономическое и социальное
Б) психологический и энергетический
В) централизованный и децентрализованный
ОТВЕТ:А
Вопрос 11. Сущность организационно-экономичного аспекта управления персоналом состоит в следующем:
А) содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава персонала, их материального стимулирования, использованием рабочего времени, организации делопроизводства;
Б) предусматривает решение вопросов, связанных с воспитанием кадров, наставничеством;
В) включает вопросы соблюдения трудового законодательства в кадровой работе.
ОТВЕТ: А
Вопрос 12. Работники предприятия, работающих по найму и имеющих трудовые отношения с работодателем — это:
А) трудовые ресурсы;
Б) человеческие ресурсы;
В) персонал.
ОТВЕТ: В
Вопрос 13. По содержанию оказания влияния на исполнителей методы управления персоналом подразделяются на следующие группы:
А) организационные, экономические, психологические;
Б) административные, экономические, социально-психологические
В) административные, организационные, социально-психологические
ОТВЕТ: Б
Вопрос 14. К общим принципам управления персоналом относятся:
А) научность, непрерывность, нормативность, экономичность;
Б) комплексность, плановость, заинтересованность, ответственность;
В) все вышеперечисленные
ОТВЕТ: В
Вопрос 15. Стиль управления персоналом, который имеет следующие характеристики: «единоличное изъявление воли при наличии управленческих функций у руководителя; формирование руководителем строгого морально-психологического климата в коллективе », носит название:
А) авторитарный;
Б) либеральный
В) демократический
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Управленческий персонал санатория включает__
ОТВЕТ: руководителей, специалистов
Вопрос 2. Процесс эффективного использования и развития человеческих ресурсов компании для достижения организационных и личных целей персонала, путем применения экономических, организационных и социально-психологических методов управления – это
ОТВЕТ: Управление персоналом
Вопрос 3. Обучение персонала – это
ОТВЕТ: целенаправленный, поэтапно организованный процесс овладения новыми профессиональными знаниями, навыками и умениями конкретным сотрудником или группой под руководством своего непосредственного руководителя или вне организации согласно целям и миссии компании.
Вопрос 4. Функции управления персоналом представляют собой:
ОТВЕТ: комплекс направлений и подходов работы в с кадрами, ориентированный на удовлетворение производственных и социальных потребностей предприятия
Вопрос 5. Стиль поведения в конфликтной ситуации, характеризующийся активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей – это:
ОТВЕТ: противоборство, конкуренция
Вопрос 6. Потенциал специалиста – это:
ОТВЕТ: совокупность возможностей, знаний, опыта, устремлений и потребностей;
Вопрос 7. Кадровый потенциал предприятия – это:
ОТВЕТ: совокупность работающих специалистов, устраивающихся на работу, обучающихся и повышающих квалификацию с отрывом от производства;.
Вопрос 8. Конфликты в зависимости от способа разрешения, делятся на:
ОТВЕТ: антагонистические, компромиссные;
Вопрос 9 . Планомерная и систематическая смена рабочего места, перевод с одной должности на другую — это
ОТВЕТ: ротация
Вопрос 10. В каких организованных формах осуществляется санаторно-курортное обеспечение пациентов в России?
ОТВЕТ: санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых.
Вопрос 11. Управленческие решения принимает:
ОТВЕТ: Руководитель
Вопрос 12. Разрешение межличностных форм конфликтов возможно через:
ОТВЕТ: компромисс и решение проблемы
Вопрос 13. — сотрудник санаторно-курортного предприятия, выполняющий комплекс функций, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его сотрудников:
ОТВЕТ: Лидер
Вопрос 14. Какая подсистема кадрового менеджмента направлена на разработку перспективной кадровой политики:
ОТВЕТ: стратегическая.
Вопрос 15. Затраты на здравоохранение, воспитание, физическое формирование, интеллектуальное развитие, получение общего образования, приобретение специальности – это:
ОТВЕТ: инвестиции в человеческий капитал;
Вопрос 16. Деятельность по разъяснению сотрудникам служебных обязанностей и тому, как следует строить свою работу -это __________________ управления персоналом.
ОТВЕТ: технология
Вопрос 17. Этика и современное управление персоналом — это:
ОТВЕТ: восприятие микроклимата в коллективе
Вопрос 18. Несоответствие сотрудника требованиям должности приводит к повышению:
ОТВЕТ: неудовлетворенности работой
Вопрос 19. Основное качество при формировании резерва по выдвижению — это:
ОТВЕТ: убежденность в работе
Вопрос 20. Изучение кадровой политики предприятий-конкурентов направленно:
ОТВЕТ: на разработку эффективной кадровой политики своего предприятия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра Экзамен по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера


ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.Цели и задачи системы управления персоналом
2. Функции менеджмента персонала
3. Методы управления персоналом
4. Стратегическое управление персоналом. Виды стратегий организации
5. Персонал-маркетинг
6. Компетенция персонала
7. Лидерство. Развитие лидерства
8. Стили управления и типы способностей сотрудников
9. Резюме и автобиография: правила изложения информации
10. Этапы отбора и найма персонала
11. Жесткие и мягкие навыки в отборе персонала
12. Собеседование. Подготовка и проведение
13. Виды вопросов на собеседовании. Запрещенные вопросы
14. Основные ошибки интервьюера
15. Деловая оценка персонала. Методы оценки
16. Социограмма – как метод оценки персонала
17. Адаптация персонала. Психологические аспекты
18. Этапы адаптации нового сотрудника
19. Обучение персонала. Методы обучения
20. Принципы эффективного делегирования полномочий
21. Мотивация персонала. Уравнения производительности труда работника
22. Системы оплаты труда персонала
23. Стимулы и льготы в системе оплаты труда
24. Этика деловых отношений в коллективе
25. Стресс-менеджмент в организации
26. Соционика и менеджмент персонала
27. Особенности формирования трудового коллектива санаторно-курортного предприятия
28. Развитие персонала санаторно-курортного предприятия
29. Текучесть кадров санаторно-курортного предприятия: причины, последствия
30. Требования к менеджеру санаторно-курортного предприятия

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Подготовьте аргументированный ответ на вопрос: «Какие факторы внешнего окружения санаторно-курортного предприятия оказывают самое значимое влияние на стратегию управления персоналом? Почему?» К методам кодирования относятся также штриховые коды, наносимые на продукцию. Какую информацию можно узнать по данному коду? Возьмите три любых товара и расшифруйте штриховой код.
2. Опишите особенности кадровой политики санаторно-курортного предприятия в зависимости от стадии жизненного цикла, на котором она находится, и заполните таблицу.
Цели кадровой политики Быстрый рост Стабилизация Спад / Кризис

Подбор персонала

Корпоративная культура,
трудовые отношения

Характеристика работни-ков (личные и деловые
качества, знания, навыки
и опыт)

Система мотивации
и оплаты труда

Организация процесса
обучения

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бабосов, Е. М. Управление персоналом. : Учебное пособие из университетской библиотеки online Минск : ТетраСистемс, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111916
Л1.2 Глухова И.В. Обучение персонала в организации: компетентностный подход : Изв. Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины, 2018 vesti.gsu.by
Л1.3 Г. Х. Бакирова Тренинг управления персоналом: СПб. : Речь, , 2004 www.lib.asu.ru
Л1.4 А. В. Дейнека Управление персоналом организации : учебник Москва : Дашков и К°, 2022 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Джанерьян С. Т. Психологические основы отбора персонала: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Чуваткин, П. П. Управление персоналом гостиничных предприятий : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 под ред. Н. И. Лыгиной, Г. А. Васильева Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2007
Л2.4 Г. А. Васильев Поведение потребителей: учеб. пособие М.: Вузовский учебник, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.rbc.ru
Э2 www.marketingmix.ru
Э3 www.4p.ru
Э4 www.cfin.ru
Э5 www.rectech.ru
Э6 www.pcweek.ru
Э7 www.adwertology.ru
Э8 www.sostav.ru
Э9 Сссылка на модул курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Управление персоналом санаторно-курортных предприятий»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Управление персоналом санаторно-курортных предприятий» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат.
В процессе изучения дисциплины «Управление персоналом санаторно-курортных предприятий» подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Управление персоналом санаторно-курортных предприятий» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует обучающихся на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Управление персоналом санаторно-курортных предприятий» включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, обобщение и систематизация данных.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Управление персоналом санаторно-курортных предприятий» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы обучающихся.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить обучающихся связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной ситуации, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа обучающихся в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения обучающихся к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы: элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины «Введение в социально-культурный сервис и туризм»; авторы лучших работ рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
а.