Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Образовательное предпринимательство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_04_01_Педагогическое образование_ОП-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 8 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна
1.1. | Целью освоения дисциплины является понимание студентами основ маркетинга, в том числе маркетинга в образовании |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-1 | Способен разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы в условиях реализации частных образовательных услуг |
ПК-1.1 | Знает принципы и критерии отбора содержания основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования |
ПК-1.2 | Знает содержание и логику его построения в ходе разработки основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования |
ПК-1.3 | Знает требования к разработке основных и дополнительных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования |
ПК-1.4 | Умеет осуществлять отбор содержания основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования |
ПК-1.5 | Умеет разрабатывать содержание основных и дополнительных обрзовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования с учетом логики его построения, на основе требований к их разработке |
ПК-1.6 | Владеет современными подходами и технологиями разработки основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования |
ПК-3 | Способен к управлению частной образовательной организацией |
ПК-3.1 | Знает цикл и механизм управления частной образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, профессионаного, дополнительного образования |
ПК-3.2 | Умеет осуществлять планирование стратегического развития частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования |
ПК-3.3 | Умеет организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента |
ПК-3.4 | Владеет инновационными технологиями управления и методами оценивания управленческого процесса в частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1. Знает принципы и критерии отбора содержания основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования; ПК-1.2. Знает содержание и логику его построения в ходе разработки основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования; ПК-1.3.Знает требования к разработке основных и дополнительных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования; ПК-3.1. Знает цикл и механизм управления частной образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, профессиональновного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования ного, дополнительного образования; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3.2. Умеет осуществлять планирование стратегического развития частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования; ПК-3.3. Умеет организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента; ПК-1.4.Умеет осуществлять отбор содержания основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования; ПК-1.5. Умеет разрабатывать содержание основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования с учетом логики его построения, на основе требований к их разработке; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.6. Владеет современными подходами и технологиями разработки основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
ПК-3.4. Владеет инновационными технологиями управления и методами оценивания управленческого процесса в частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы маркетинга | ||||||
1.1. | Маркетинг и маркетинговые исследования: основные понятия и содержание применительно к сфере образования. | Лекции | 4 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Маркетинг и маркетинговые исследования: основные понятия и содержание применительно к сфере образования. | Практические | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Маркетинг и маркетинговые исследования: основные понятия и содержание применительно к сфере образования. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Образовательные системы | ||||||
2.1. | Производственная и сбытовая функции маркетинга в сфере профессионального высшего образования | Лекции | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Производственная и сбытовая функции маркетинга в сфере профессионального высшего образования | Практические | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Производственная и сбытовая функции маркетинга в сфере профессионального высшего образования | Сам. работа | 4 | 13 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Система мааркетинга в образовательной организации | ||||||
3.1. | Стратегическое управление вузами | Лекции | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Стратегическое управление вузами | Практические | 4 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Стратегическое управление вузами | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Маркетинг в образовании https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10967 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-1: Способен разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы в условиях реализации частных образовательных услуг ПК-3: Способен к управлению частной образовательной организацией ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Сегментация проведена правильно, если a) реакция потребителя внутри сегмента неоднородна; b) существенных различий между сегментами нет; c) есть существенные различия между сегментами; d) невозможно сделать количественную оценку размера сегмента ; e) реакция потребителей внутри сегмента одинакова Ответ: с, е 2. Исключите неправильный ответ: Провести анализ маркетинговой макросреды, это, значит, про¬анализировать: а) Технологические факторы; б) Экономические факторы; в) Потребителей образовательных услуг; г) Природные и культурные факторы. Ответ: в 3. Элементами коммуникативной политики образовательного учреждения НЕ являются: а) PR; б) Стимулирование сбыта; в) Личная продажа; г) Ценообразование; д) Каналы сбыта; д) Разработка стратегии роста образовательного учреждения Ответ: г,д 4.К основным положениям маркетингового плана относятся сле¬дующие положения: а) Выбор текущей позиции; б) Установка маркетинговых целей; в) Разработка программы; г) Выработка предпочтительной маркетинговой стратегии; д) Все вышеперечисленное. Ответ:д 5. Рынок образовательных услуг НЕ характеризуется (выберите один вариант): а) ограниченным числом продавцов, существуют серьезные ограничения входа на рынок; б) хорошей информированностью покупателей; в) наличием государственных «бесприбыльных» организаций. г) неоднородностью образовательной услуги, ее индивидуальностью, уникальностью. Ответ: б 6. Разработка комплекса маркетинга НЕ предусматривает: а) Разработка товара (услуги); б) Установление цены (ценообразование); в) Разработка системы контроля выполнения марке¬тинговых мероприятий; г) Выбор методов распространения товаров; д) Разработка системы стимулирования сбыта. Ответ: в 7. В соответствии с международными и отечественными стандартами услуга это: а) результат непосредственного взаимодействия ис¬полнителя и потребителя, а также собственная деятельность ис¬полнителя по удовлетворению потребностей потребителя; б) инструмент или способ удовлетворения потребности; в) деятельность ис¬полнителя по удовлетворению потребностей потребителя; Ответ: в 8. Что из перечисленного НЕ является характеристикой услуги? а) Неосязаемость; б) Несостоятельность; в) Неудовлетворенность качеством г) Неотделимость; д) Непостоянство; е) Несохраняемость. Ответ: б,в 9. Анализ маркетинговой микросреды организации НЕ предполагает изучение следующих факторов: а) Поставщиков; б) Конкурентов; в) Потребителей образовательных услуг; г) Налоговую политику государства. Ответ: г 10. Исключите неправильный ответ: Провести анализ маркетинговой макросреды, это, значит, про¬анализировать: а) Технологические факторы; б) Экономические факторы; в) Потребителей образовательных услуг; г) Природные и культурные факторы. Ответ: в 11. Элементами коммуникативной политики образовательного учреждения НЕ являются: 2 верных ответа а) PR; б) Стимулирование сбыта; в) Личная продажа; г) Ценообразование; д) Каналы сбыта; е) Разработка стратегии роста образовательного учреждения Ответ: г,д 12.К основным положениям маркетингового плана относятся сле¬дующие положения: а) Выбор текущей позиции конкретного образовательного учреждения б) Установка маркетинговых целей; в) Разработка программы; г) Выработка предпочтительной маркетинговой стратегии; д) Все вышеперечисленное. Ответ:д 13. Исследование рынка необходимо начинать: а) с панельного исследования б) с интервью в) с эксперимента г) с поиска вторичных данных д) со сбора первичных данных Ответ: г 14. Позиционирование определяет а)причины покупки товара; б) выбор признаков сегментации; в) стратегию массового маркетинга; г)конкурентные преимущества товара Ответ: а, г 15. Что из нижеперечисленного относится к рекламным целям а) увеличение доли рынка на Х-% б) формирование и запоминание торговой марки без подсказки в) увеличение продаж на У-% г) увеличение числа торговых точек Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Открытые вопросы -20 1. Совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организаций и влияющих на возможность руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с клиентами отношения успешного сотрудничества - это _____ Ответ: маркетинговая среда фирмы 2. Перечислите основные концепции маркетинговой деятельно¬сти: Ответ: концепция совершенствования произ¬водства, концепция совершенствования товара, концепция маркетинга, концепция интенсификации коммерче¬ских усилий, концепция социально-этичного маркетинга. 3. Перечислите этапы выбора целевых рынков Ответ: Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара (услуги) на рынке. 4. Процесс выявления лучших конкурентоспособных организаций (в т. ч. Образовательных) с оценкой их продукции и методов производства - это _________ Ответ: бенчмаркетинг 5. Сегментация рынка – это ____________ Ответ: Разделение рынка на более мелкие составляющие. 6. Если образовательное учреждение строит свою стратегию таким образом, чтобы его услуги покупали представители всех сегментов рынка, то это ________ Ответ: Недифференцированный маркетинг. 7. Новый подход в маркетинговом исследовании, ориентированный на поиск и изучение лучшего опыта в практике конкурентов, называется: Ответ: бенчмаркинг 8. Перечислите последовательность этапов по разработке рекламного плана Ответ: ситуационный анализ – цели маркетинга – маркетинговая стратегия – цели рекламы – рекламная стратегия – рекламный план 9. Маркетинговая среда предприятия – это ____________ Ответ: совокупность микро- и макросреды. 10. Новый подход в маркетинговом исследовании, ориентированный на поиск и изучение лучшего опыта в практике конкурентов, называется: Ответ: бенчмаркинг. 11. Проверка соответствия концепции нового товара потребностям покупателей предполагает использование ______ Ответ: тестирования рынка. 12. Массовый маркетинг подразумевает _________ Ответ: пренебрежение различиями между сегментами и обращение ко всему рынку сразу с одним предложением. 13. На каком этапе ЖЦТ приемы по стимулированию сбыта используются на постоянной основе __________ Ответ: этапе насыщения. 14. Массовый маркетинг подразумевает _________ Ответ: пренебрежение различиями между сегментами и обращение ко всему рынку сразу с одним предложением. 15. Перечислите последовательность этапов ценообразования: Ответ: выбор цели – определение спроса - анализ издержек – анализ цен конкурентов – выбор метода ценообразования. 16. Интенсивное распределение товаров предполагает ________ Ответ: использование максимального числа посредников. 17. Разработка программы маркетинговых коммуникаций начинается с ______ Ответ: определения целевой аудитории. 18. Кодирование в процессе передачи информации – это ______ Ответ: набор символов, передаваемых отправителем. 19. Стратегия продвижения товара с использованием средств стимулирования сбыта и поощрения торгового персонала – стратегия ______ Ответ: проталкивания товара. 20. Основными недостатками рекламы по телевидению являются ___________ Ответ: высокая стоимость и мимолетность рекламного воздействия. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл адеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Маркетинг в образовании https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10967 . Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Трапицын С.Ю. - Отв. ред. | МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко | Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Корзникова, Г.Г. | Менеджмент в образовании: Практический курс: | М.: «Academia», 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Маркетингв образовании" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru; XnView, http://xnviewload.ru/; 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt; AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; DjVu reader, http://djvureader.org/; Putty, https://putty.org.ru/licence.html; VLC, http://www.videolan.org/legal.html; QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html; NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |