МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильОбразовательное предпринимательство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педагогическое образование_ОП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н, Профессор, Беляев В.И.

Рецензент(ы):
к.э.н, Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является понимание студентами основ маркетинга, в том числе маркетинга в образовании

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы в условиях реализации частных образовательных услуг
ПК-1.1 Знает принципы и критерии отбора содержания основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ПК-1.2 Знает содержание и логику его построения в ходе разработки основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ПК-1.3 Знает требования к разработке основных и дополнительных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ПК-1.4 Умеет осуществлять отбор содержания основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ПК-1.5 Умеет разрабатывать содержание основных и дополнительных обрзовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования с учетом логики его построения, на основе требований к их разработке
ПК-1.6 Владеет современными подходами и технологиями разработки основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ПК-3Способен к управлению частной образовательной организацией
ПК-3.1 Знает цикл и механизм управления частной образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, профессионаного, дополнительного образования
ПК-3.2 Умеет осуществлять планирование стратегического развития частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования
ПК-3.3 Умеет организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента
ПК-3.4 Владеет инновационными технологиями управления и методами оценивания управленческого процесса в частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает принципы и критерии отбора содержания основных и дополнительных образовательных программ
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
ПК-1.2. Знает содержание и логику его построения в ходе разработки основных
и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
ПК-1.3.Знает требования к разработке основных и дополнительных программ
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
ПК-3.1. Знает цикл и механизм управления частной образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, профессиональновного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ного, дополнительного образования;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет осуществлять планирование стратегического развития частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования;
ПК-3.3. Умеет организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий
менеджмента;
ПК-1.4.Умеет осуществлять отбор содержания основных и дополнительных
образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
ПК-1.5. Умеет разрабатывать содержание основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования с учетом логики его построения, на основе требований к их разработке;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Владеет современными подходами и технологиями разработки основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
ПК-3.4. Владеет инновационными технологиями управления и методами оценивания управленческого процесса в
частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального,
дополнительного образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы маркетинга
1.1. Маркетинг и маркетинговые исследования: основные понятия и содержание применительно к сфере образования. Лекции 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Маркетинг и маркетинговые исследования: основные понятия и содержание применительно к сфере образования. Практические 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Маркетинг и маркетинговые исследования: основные понятия и содержание применительно к сфере образования. Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Образовательные системы
2.1. Производственная и сбытовая функции маркетинга в сфере профессионального высшего образования Лекции 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Производственная и сбытовая функции маркетинга в сфере профессионального высшего образования Практические 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Производственная и сбытовая функции маркетинга в сфере профессионального высшего образования Сам. работа 4 13 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Система мааркетинга в образовательной организации
3.1. Стратегическое управление вузами Лекции 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Стратегическое управление вузами Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Стратегическое управление вузами Сам. работа 4 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Маркетинг в образовании https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10967


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПК-1: Способен разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы в условиях реализации частных образовательных услуг

ПК-3: Способен к управлению частной образовательной организацией


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Сегментация проведена правильно, если
a) реакция потребителя внутри сегмента неоднородна;
b) существенных различий между сегментами нет;
c) есть существенные различия между сегментами;
d) невозможно сделать количественную оценку размера сегмента ;
e) реакция потребителей внутри сегмента одинакова
Ответ: с, е

2. Исключите неправильный ответ: Провести анализ маркетинговой макросреды, это, значит, про¬анализировать:
а) Технологические факторы;
б) Экономические факторы;
в) Потребителей образовательных услуг;
г) Природные и культурные факторы.
Ответ: в

3. Элементами коммуникативной политики образовательного учреждения НЕ являются:
а) PR;
б) Стимулирование сбыта;
в) Личная продажа;
г) Ценообразование;
д) Каналы сбыта;
д) Разработка стратегии роста образовательного учреждения
Ответ: г,д

4.К основным положениям маркетингового плана относятся сле¬дующие положения:
а) Выбор текущей позиции;
б) Установка маркетинговых целей;
в) Разработка программы;
г) Выработка предпочтительной маркетинговой стратегии;
д) Все вышеперечисленное.
Ответ:д

5. Рынок образовательных услуг НЕ характеризуется (выберите один вариант):
а) ограниченным числом продавцов, существуют серьезные ограничения входа на рынок;
б) хорошей информированностью покупателей;
в) наличием государственных «бесприбыльных» организаций.
г) неоднородностью образовательной услуги, ее индивидуальностью, уникальностью.
Ответ: б

6. Разработка комплекса маркетинга НЕ предусматривает:
а) Разработка товара (услуги);
б) Установление цены (ценообразование);
в) Разработка системы контроля выполнения марке¬тинговых мероприятий;
г) Выбор методов распространения товаров;
д) Разработка системы стимулирования сбыта.
Ответ: в

7. В соответствии с международными и отечественными стандартами услуга это:
а) результат непосредственного взаимодействия ис¬полнителя и потребителя, а также собственная деятельность ис¬полнителя по удовлетворению потребностей потребителя;
б) инструмент или способ удовлетворения потребности;
в) деятельность ис¬полнителя по удовлетворению потребностей потребителя;
Ответ: в

8. Что из перечисленного НЕ является характеристикой услуги?
а) Неосязаемость;
б) Несостоятельность;
в) Неудовлетворенность качеством
г) Неотделимость;
д) Непостоянство;
е) Несохраняемость.
Ответ: б,в


9. Анализ маркетинговой микросреды организации НЕ предполагает изучение следующих факторов:
а) Поставщиков;
б) Конкурентов;
в) Потребителей образовательных услуг;
г) Налоговую политику государства.
Ответ: г

10. Исключите неправильный ответ: Провести анализ маркетинговой макросреды, это, значит, про¬анализировать:
а) Технологические факторы;
б) Экономические факторы;
в) Потребителей образовательных услуг;
г) Природные и культурные факторы.
Ответ: в

11. Элементами коммуникативной политики образовательного учреждения НЕ являются: 2 верных ответа
а) PR;
б) Стимулирование сбыта;
в) Личная продажа;
г) Ценообразование;
д) Каналы сбыта;
е) Разработка стратегии роста образовательного учреждения
Ответ: г,д

12.К основным положениям маркетингового плана относятся сле¬дующие положения:
а) Выбор текущей позиции конкретного образовательного учреждения
б) Установка маркетинговых целей;
в) Разработка программы;
г) Выработка предпочтительной маркетинговой стратегии;
д) Все вышеперечисленное.
Ответ:д

13. Исследование рынка необходимо начинать:
а) с панельного исследования
б) с интервью
в) с эксперимента
г) с поиска вторичных данных
д) со сбора первичных данных
Ответ: г
14. Позиционирование определяет
а)причины покупки товара;
б) выбор признаков сегментации;
в) стратегию массового маркетинга;
г)конкурентные преимущества товара
Ответ: а, г

15. Что из нижеперечисленного относится к рекламным целям
а) увеличение доли рынка на Х-%
б) формирование и запоминание торговой марки без подсказки
в) увеличение продаж на У-%
г) увеличение числа торговых точек
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Открытые вопросы -20
1. Совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организаций и влияющих на возможность руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с клиентами отношения успешного сотрудничества - это _____
Ответ: маркетинговая среда фирмы

2. Перечислите основные концепции маркетинговой деятельно¬сти:
Ответ: концепция совершенствования произ¬водства, концепция совершенствования товара, концепция маркетинга, концепция интенсификации коммерче¬ских усилий, концепция социально-этичного маркетинга.

3. Перечислите этапы выбора целевых рынков
Ответ: Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара (услуги) на рынке.

4. Процесс выявления лучших конкурентоспособных организаций (в т. ч. Образовательных) с оценкой их продукции и методов производства - это _________
Ответ: бенчмаркетинг

5. Сегментация рынка – это ____________
Ответ: Разделение рынка на более мелкие составляющие.

6. Если образовательное учреждение строит свою стратегию таким образом, чтобы его услуги покупали представители всех сегментов рынка, то это ________
Ответ: Недифференцированный маркетинг.

7. Новый подход в маркетинговом исследовании, ориентированный на поиск и изучение лучшего опыта в практике конкурентов, называется:
Ответ: бенчмаркинг
8. Перечислите последовательность этапов по разработке рекламного плана
Ответ: ситуационный анализ – цели маркетинга – маркетинговая стратегия – цели рекламы – рекламная стратегия – рекламный план
9. Маркетинговая среда предприятия – это ____________
Ответ: совокупность микро- и макросреды.

10. Новый подход в маркетинговом исследовании, ориентированный на поиск и изучение лучшего опыта в практике конкурентов, называется:
Ответ: бенчмаркинг.

11. Проверка соответствия концепции нового товара потребностям покупателей предполагает использование ______
Ответ: тестирования рынка.

12. Массовый маркетинг подразумевает _________
Ответ: пренебрежение различиями между сегментами и обращение ко всему рынку сразу с одним предложением.

13. На каком этапе ЖЦТ приемы по стимулированию сбыта используются на постоянной основе __________
Ответ: этапе насыщения.

14. Массовый маркетинг подразумевает _________
Ответ: пренебрежение различиями между сегментами и обращение ко всему рынку сразу с одним предложением.

15. Перечислите последовательность этапов ценообразования:
Ответ: выбор цели – определение спроса - анализ издержек – анализ цен конкурентов – выбор метода ценообразования.

16. Интенсивное распределение товаров предполагает ________
Ответ: использование максимального числа посредников.
17. Разработка программы маркетинговых коммуникаций начинается с ______
Ответ: определения целевой аудитории.

18. Кодирование в процессе передачи информации – это ______
Ответ: набор символов, передаваемых отправителем.

19. Стратегия продвижения товара с использованием средств стимулирования сбыта и поощрения торгового персонала – стратегия ______
Ответ: проталкивания товара.

20. Основными недостатками рекламы по телевидению являются ___________
Ответ: высокая стоимость и мимолетность рекламного воздействия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл
адеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Маркетинг в образовании https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10967 . Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трапицын С.Ю. - Отв. ред. МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Корзникова, Г.Г. Менеджмент в образовании: Практический курс: М.: «Academia», 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Маркетингв образовании" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.