МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормативно-правовые основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильОбразовательное предпринимательство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педагогическое образование_ОП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Герасимова О.Ю.

Рецензент(ы):
д.п.н. , Профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Нормативно-правовые основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов готовности разрабатывать и реализовывать основные и дополнительные образовательные программы по дисциплинам в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Знает: состав, содержание и область действия нормативных правовых актов в сфере образования; психолого-педагогические основы профессионального взаимодействия; содержание основных категорий профессиональной этики; структуру управления образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ОПК-1.2 Умеет: выстраивать (корректировать) профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными нормативными актами образовательной организации; анализировать и оптимизировать процессы в сфере профессиональной деятельности в системе дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ОПК-1.3 Владеет: методами поиска и анализа нормативных правовых актов и локальных нормативных актов образовательной организации, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности; нормами профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений; основами анализа и планирования профессиональной деятельности в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ОПК-2Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ОПК-2.1 Знает: виды, структуру, особенности и порядок реализации основных образовательных программ; методологические, нормативно-правовые, психолого-педагогические, проектно-методические и организационно-управленческие аспекты проектирования основных образовательных программ, разработки научно-методического обеспечения их реализации; современные требования к научно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (моду ей) программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ОПК-2.2 Умеет: проектировать содержание, структуру, результаты освоения, условия реализации основных образовательных программ на основании требований ФГОС, профессиональных стандартов и иных требований; разрабатывать научно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ОПК-2.3 Владеет: средствами информационно-коммуникационных технологий при разработке, оформлении, обсуждении и сопровождении основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает: состав, содержание и область действия нормативных правовых актов в сфере образования; психолого-педагогические основы профессионального взаимодействия; содержание основных категорий профессиональной этики; структуру управления образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
ОПК-2.1. Знает: виды, структуру, особенности и порядок реализации основных образовательных программ; методологические, нормативно-правовые, психолого-педагогические, проектно-методические и организационно-управленческие аспекты проектирования основных образовательных программ, разработки научно-методического обеспечения их реализации; современные требования к научно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет: выстраивать (корректировать) профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными нормативными актами образовательной организации; анализировать и оптимизировать процессы в сфере профессиональной деятельности в системе дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
ОПК-2.2. Умеет: проектировать содержание, структуру, результаты освоения, условия реализации основных образовательных программ на основании требований ФГОС, профессиональных стандартов и иных требований; разрабатывать научно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет: методами поиска и анализа нормативных правовых актов и локальных нормативных актов образовательной организации, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности; нормами профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений; основами анализа и планирования профессиональной деятельности в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
ОПК-2.3. Владеет: средствами информационно-коммуникационных технологий при разработке, оформлении, обсуждении и сопровождении основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нормативно-правовая база и методологическая основа проектирования образовательных программ
1.1. Система образования в РФ и Алтайском крае Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные источники проектирования образовательных программ. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие образовательной программы и виды образовательных программ Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Сущность, основные положения, принципы системно-деятельностного и компетентностно-го подходов как методологической основы ФГОС Сам. работа 1 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Специфика организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Реализация междисциплинарного подхода к отбору содержания образования с учетом профессиональной направленности Сам. работа 1 9 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Составить перечень нормативно-правовых источников для проектирования образовательных программ Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Выполнить анализ ФГОС среднего профессионального образования по профессии или специальности (по выбору) Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретические и практические аспекты проектирования основных и дополнительных образовательных программ
2.1. Понятие, структура, содержание и назначение примерных основных образовательных программ Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие основной образовательной программы. Цель и задачи реализации основной образовательной программы. Принципы и основные подходы к проектированию основной образовательной программы. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. Разделы основной образовательной программы Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Этапы проектирования основной образовательной программы и их основное содержание Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Понятие, цель, задачи, виды, примерная структура и назначение дополнительной программы Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Разработка отдельных компонентов одного из разделов основной образовательной программы Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Разработка дополнительной образовательной программы Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические и практические аспекты проектирования рабочих программ
3.1. Понятие и виды рабочих программ Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Функции, структура учебной рабочей программы по дисциплине. Требования к разработке учебной рабочей программы по дисциплине Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Алгоритм проектирования рабочей программы. Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка рабочей программы по дисциплине (по выбору) Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Качество образования – это…
а) соответствие реальных образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
б) совокупность уровня индивидуальных достижений учащихся и качества деятельности преподавателя;
в) качество основных образовательных программ;
г) улучшение производительности труда в школе.
Правильный ответ: а
2. Дополнительные общеобразовательные программы не могут быть:
а) дополнительными общеразвивающими;
б) дополнительными предпрофессиональными;
в) дополнительными профессиональными;
г) все варианты не правильные.
Правильный ответ: в
3. В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» количество детей в группе:
а) ограничивается только условиями помещения, в котором проводятся занятия;
б) может быть уменьшено при включении в него учащихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов;
в) не изменяется при включении в него учащихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов;
г) все варианты верны.
Правильный ответ: б
4. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей содержание дополнительного образования ориентировано на:
а) создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
б) удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
в) формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
г) все варианты верны.
Правильный ответ: г
5. Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения является …
а) устав;
б) федеральный государственный образовательный стандарт;
в) профессиональный стандарт;
г) законодательный проект.
Правильный ответ: б
6. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:
а) свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
б) разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
в) модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
г) все варианты верны.
Правильный ответ: г
7. Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:
а) формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования;
б) создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы;
в) создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг;
г) все варианты верны.
Правильный ответ: г
8. Федеральный документ, который определяет государственную политику в области образования является:
а) Закон об образовании
б) профессиональный стандарт
в) федеральный государственный образовательный стандарт;
г) образовательная программа.
Правильный ответ: а
9. Реализация Концепции развития дополнительного образования детей в РФ будет осуществляться…
а) до 2018 года;
б) до 2030 года;
в) до 2025 года;
г) до 2028 года.
Правильный ответ: б
10. В Российской Федерации образовательные программы бывают:
а) основные;
б) второстепенные;
в) общеобразовательные;
г) образовательные.
Правильный ответ: в
11. К профессиональным относятся программы:
а) начального общего образования;
б) высшего профессионального образования;
в) дошкольного образования;
г) профессионального дополнительного образования.
Правильный ответ: б
12. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) цели образовательного процесса;
б) методы образовательного процесса;
в) способы образовательного процесса;
г) технологии образовательного процесса.
Правильный ответ: а
13. К основным образовательным программам относится:
а) программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки;
б) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
в) дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
г) дополнительные развивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
Правильный ответ: б
14. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»…
а) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования;
б) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
в) обеспечивает качество подготовки специалистов;
г) обеспечивает право на равноценное образование.
Правильный ответ: а
15. К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится …
а) наглядность;
б) фундаментальность;
в) преемственность;
Г) вариативность.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются________________________, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Правильный ответ: образовательной программой.
2. ________________ __________________ - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Правильный ответ: дополнительное образование.
3. Внутренний документ, определяющий порядок деятельности образовательного учреждения – это _______________________________.
Правильный ответ: устав образовательного учреждения.
4. Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление __________________________________________________________________________.
Правильный ответ: услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.
5. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования – это__________________________.
Правильный ответ: федеральный государственный образовательный стандарт.
6. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»____________________
__________________________________________________________________________.
Правильный ответ: является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования.
7. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет ________________совет.
Правильный ответ: ученый.
8. Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, — это _____________________________.
Правильный ответ: Конвенция.
9. Права учащихся образовательного учреждения определяются______________________.
Правильный ответ: уставом образовательного учреждения.
10. Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это__________________________________.
Правильный ответ: квалификационная категория.
11. Типовое положение об образовательном учреждении утверждается___________ __________________________________________________________________________.
Правильный ответ: постановлением Правительства Российской Федерации.
12. Методологической основой реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов второго поколения) яыляется:____________________________________________________________подход.
Правильный ответ: системно-деятельностный.
13. Образовательные программы утверждаются:___________________________________.
Правильный ответ: организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
14. Соответствие реальных образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям – это____________________________________________________________.
Правильный ответ: качество образования.
15. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается __________________________.
Правильный ответ: правительством Российской Федерации.
16. Образовательные программы дошкольного общего образования разрабатываются и утверждаются:______________________________________________________________.
Правильный ответ: организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
17. Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного _____________.
Правильный ответ: вида.
18. В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается_________________________________________________________________.
Правильный ответ: статус образовательного учреждения.
19. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования является _____________________________.
Правильный ответ: государственный образовательный стандарт
20. В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является_____________________________________________.
Правильный ответ: непрерывное образование




ОПК-2: Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают
1) педагогические тесты
2) портфолио учебных достижений
3) рейтинговую систему оценивания
4) образовательный мониторинг
Правильный ответ: 2

2. Права учащихся образовательного учреждения определяются:
1) программой развития учреждения
2) образовательной программой
3) положением об образовательном учреждении
4) уставом образовательного учреждения
Правильный ответ: 4

3. Вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций, называется:
1) повышением квалификации
2) аттестацией
3) докторантурой
4) аспирантурой
Правильный ответ: 1

4. Нормативный документ, обеспечивающий реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа, вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников):
1) программа развития образовательного учреждения
2) основная образовательная программа образовательного учреждения
3) базисный учебный план
4) дополнительная образовательная программа
Правильный ответ: 2

5. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) познавательным
4) личностным
Правильный ответ: 1

6. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) общеучебным
4) личностным
Правильный ответ: 3

7. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов:
1) педагогическая
2) инновационная
3) проектно-исследовательская
4) экспертно-аналитическая
Правильный ответ: 2

8. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности:
1) социально-педагогическое проектирование
2) педагогическое проектирование
3) психолого-педагогическое проектирование
4) дидактическое проектирование
Правильный ответ: 3

9. Обязательным признаком авторской школы является:
1) расширенное содержание обучения
2) оригинальная концепция функционирования
3) наличие позитивных результатов работы педагогического коллектива по реализации концепции
4) оригинальная основополагающая идея
Правильный ответ: 4

10. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы – это …
1) педагогическое моделирование
2) педагогическое конструирование
3) педагогическое проектирование
4) инновационный процесс
Правильный ответ: 1

11. Педагогический процесс предполагает моделирование:
1) теоретической идеи, учебного плана, программы
2) тематического планирования
3) расписания занятий, графика контроля
4) конспектов занятий, сценариев, моделей учебных пособий
Правильный ответ: 1

12. Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с:
1) перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование»
2) предметным содержанием учебного занятия
3) содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты»
4) содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты»
Правильный ответ: 24

13. Основные компоненты Рабочей программы по учебному предмету?
1) пояснительная записка
2) список литературы для изучения
3) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
4) содержание учебного предмета, курса
Правильный ответ: 134

14. Объектами педагогического проектирования являются:
1) педагогические системы
2) педагогический процесс
3) педагогические ситуации
4) всё выше перечисленное
Правильный ответ: 4

15. Движущими силами педагогического процесса являются:
1) противоречия развивающейся личности
2) отношения между субъектами
3) закономерности, отражающие внутренние и внешние связи
4) взаимодействия между субъектами
Правильный ответ: 1


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные …
Правильный ответ: услуги.

2. Перечислите разделы основной образовательной программы.
Правильный ответ: целевой, содержательный и организационный.

3. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе?
Правильный ответ: федеральный государственный образовательный стандарт ИЛИ ФГОС

4. Комплекс основных характеристик образования; документ, определяющий объём, содержание и планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки), а также формы аттестации – это …
Правильный ответ: образовательная программа.

5. Назовите не менее 4 направления деятельности воспитательной системы школы.
Правильный ответ: 1) профориентационная деятельность; 2) художественно-эстетическая деятельность; 3) трудовая деятельность; 4) профилактика ДДТТ; 5) гражданско-патриотическое воспитание; 6) нравственное воспитание; 7) спортивно-оздоровительная деятельность; 8) воспитание культуры семейных отношений.

6. В основе ФГОС лежит ______ подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Правильный ответ: системно-деятельностный.

7. Какие две части в соответствии с ФГОС должна содержать образовательная программа высшего образования?
Правильный ответ: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе курсы по выбору студентов.

8. Что включает в себя содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования?
Правильный ответ: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания.

9. Назовите виды программ в рамках среднего профессионального образования согласно ст. 12 ФЗ об Образовании.
Правильный ответ: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

10. Что означает аббревиатура УУД в системе образования? Дайте определение.
Правильный ответ: Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении – умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки.

11. Чем отличается рабочая программа от учебного плана?
Правильный ответ: Учебный план регламентирует наименования дисциплин и их объем. Рабочая программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.

12. Назовите три обязательных элемента, которые необходимо включить в раздел тематическое планирование в соответствии с актуализированным ФГОС?
Правильный ответ: 1) содержание предмета, модуля, курса; 2) планируемые результаты его освоения; 3) тематическое планирование.

13. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «…образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются _____________».
Правильный ответ: организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

14. Что входит в содержание учебного плана высшего образования?
Правильный ответ: Учебный план содержит 1) перечень всех изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, распределенных по учебным курсам и семестрам; 2) количество часов по видам занятий; 3) виды контроля.

15. Какие 4 обязательных раздела входят в состав рабочей программы воспитания школы?
Правильный ответ: 1) Особенности организуемого в организации воспитательного процесса; 2) Цели и задачи воспитания; 3) Виды, формы и содержание деятельности; 4) Основные направления самоанализа воспитательной работы.

16. Определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания – это …
Правильный ответ: качество образования.

17. Что включает в себя оценка качества образования Образовательной организации?
Правильный ответ: оценка качества образовательных достижений обучающихся и оценка качества образовательного процесса.

18. Специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе, – это …
Правильный ответ: педагогический процесс.

19. Назовите 3 основных функции педагогического процесса.
Правильный ответ: образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая.

20. Кто может осуществлять общую педагогическую деятельность?
Правильный ответ: Человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Экзаменационный материал представляет собой контрольно-измерительный материал (далее – КИМ), состоящий из 1 задания. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего образования.
Пример оценочного средства:
1. подготовьте ЭССЕ объемом не более 2-х страниц, в котором опишите, какими документами вы руководствуетесь в своей профессиональной деятельности.
Каким образом происходит формирование локальной нормативно-правовой базы вашей организации, какие документы регламентируют, какое направление деятельности организации, где они размещаются и каким образом актуализируются.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник ЭБС Университетская библиотека "Онлайн" https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=471212, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьев И.В., Афанасьева И.В. Правовые основы профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов ЭБС "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/search?query, 2020
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «Электронная библиотека. Право России» www.google.com
Э2 Вестник гражданского общества www.google.com
Э3 Каталог Право России www.google.com
Э4 Юридический информационный портал www.google.com
Э5 Курс в MOODL portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная - информационная система "Консультант Плюс" - http://www.consultant.ru
Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru
Система поиска информации в сети интернет (включая русскоязычный интернет) Google (https://www.google.ru/).
Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.