МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология девиантного поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология девиантного поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка выпускников к использованию в профессиональной деятельности знаний проблемы социальных отклонений и представлений о различных видах девиаций, анализа современных тенденций отклоняющегося поведения в социуме, основ диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен осуществлять профилактику, предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-3.1 Знает: теоретические основы планирования и реализации профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-3.2 Умеет: разрабатывать программы профилактики для несовершеннолетних, направленные на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-3.3 Владеет: навыками реализации программ профилактики для несовершеннолетних, направленных на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-6Способен взаимодействовать с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях; осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов; оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов
ОПК-6.1 Знает: способы взаимодействия с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях
ОПК-6.2 Умеет: разрабатывать и реализовывать программы социально-психологических тренингов для несовершеннолетних, направленных на предупреждение и разрешение кризисных ситуаций
ОПК-6.3 Владеет: навыками разработки информационно-методических материалов для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников - педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся
ОПК-8Способен понимать и оценивать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
ОПК-8.1 Знает: психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, основы и специфику организации мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
ОПК-8.2 Умеет: диагностировать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы
ОПК-8.3 Владеет: навыками проведения мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1: Знает: теоретические основы планирования и реализации профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-6.1: Знает: способы взаимодействия с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях
ОПК-8.1: Знает: психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, основы и специфику организации мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2: Умеет: разрабатывать программы профилактики для несовершеннолетних, направленные на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-6.2: Умеет: разрабатывать и реализовывать программы социально-психологических тренингов для несовершеннолетних, направленных на предупреждение и разрешение кризисных ситуаций
ОПК-8.2: Умеет: диагностировать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3: Владеет: навыками реализации программ профилактики для несовершеннолетних, направленных на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-6.3: Владеет: навыками разработки информационно-методических материалов для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников - педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся
ОПК-8.3: Владеет: навыками проведения мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология и методы исследования психологии девиантного поведения
1.1. Предмет и задачи психологии девиантного поведения Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Методологические подходы исследования сущности девиантного поведения Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Взаимосвязь психологии девиантного поведения с другими науками Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Методы исследования психологии девиантного поведения Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Психология социальной нормы Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Деонтологические аспекты психологии девиантного поведения Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Психологические структуры личности Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Девиантологические структуры личности Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Современные типологии девиантного поведения Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Феноменология девиантного поведения
2.1. Психология конфликта Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Деструктивное поведение Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Агрессия. Фрустрация. Депривация Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Психология социального риска Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Психология харассмента Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Брутальность в эпоху постмодерна Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Зависть как психологический маркер девиантологического ресурса личности Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Виктимная социализация личности (девиантологический подход) Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Девиантология хамства Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Прокрастинация: девиантологический контекст проблемы Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Девиантный имидж личности подростка Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. Эпатаж и манипуляция Сам. работа 5 5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.14. Творчество как позитивная девиантность Сам. работа 5 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.15. Девиантология терроризма и экстремизма Сам. работа 5 11 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.16. Пенитенциарная психология Сам. работа 5 11 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7231
ОПК-3: Способен осуществлять профилактику, предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-6: Способен взаимодействовать с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях; осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов; оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов
ОПК-8: Способен понимать и оценивать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
Примеры заданий закрытой формы
1. Психология девиантного поведения относится к одной из следующих наук:
а) общей психологии;
б) психиатрии;
в) патопсихологии;
г) междисциплинарной науке;
д) психопатологии.
Ответ; г) междисциплинарной науке;
2. Признаки поведенческой патологии в виде склонности к дезадаптации, тотальности и стабильности описал:
а) П. Б. Ганнушкин;
б) К. Ясперс;
в) 3. Фрейд;
г) И. П. Павлов;
д) В. А. Петровский.
Ответ: а) П. Б. Ганнушкин;
3. Выделяются все нижеперечисленные подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций, за исключением:
а) социального;
б) психиатрического;
в) психологического;
г) конфессионального;
д) профессионального.
Ответ: г) конфессионального;
4. Понятие «саморазрушающего поведения» является основополагающим в одном из следующих подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций:
а) социальном;
б) психиатрическом;
в) психологическом;
г) конфессиональном;
д) профессиональном.
Ответ: а) социальном;
5. В понятие идеальной нормы помимо параметров, входящих в гармоничное поведение, включается:
а) адаптивность;
б) самоактуализация;
в) нравственность;
г) креативность;
д) коммуникабельность.
Ответ: г) креативность;
6. Индивидуальное целостное психическое переживание испытуемого, диагностируемое в плане оценки психических и поведенческих расстройств, называется:
а) симптомом;
б)синдромом;
в) феноменом;
г) симптомокомплексом;
д) казусом.
Ответ: в) феноменом;
7. «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомом) признается лишь то, что может быть таковой доказано», — гласит принцип:
а) Шнайдера;
б) презумпции психической нормальности;
в) эпохе;
г) Кандинского — Клерамбо;
д) Гуссерля.
Ответ: а) Шнайдера;
8. Наряду с критерием доказанности, в принцип Курта Шнайдера включается и критерий: а) обоснованности;
б) убедительности;
в) реальности;
г) предположительности;
д) вероятностного распределения (вероятности).
Ответ: д) вероятностного распределения (вероятности).
9. Диагностический принцип, при котором следует «воздерживаться от преждевременных суждений», называется принципом:
а) контекстуальности;
б) эпохе;
в) точности;
г) убедительности;
д) осторожности.
Ответ: б) эпохе;
10. Оценка состояния индивида типа «У больного скорбное выражение лица» не учитывает один из нижеследующих диагностических принципов:
а) контекстуальности;
б) эпохе;
в) точности;
г) убедительности;
д) осторожности.
Ответ: а) контекстуальности;
11. Феноменологический подход к диагностическому процессу использует принципы:
а) объясняющей психологии;
б) понимающей психологии;
в) психиатрии;
г) патопсихологии;
д) психопатологии.
Ответ: б) понимающей психологии;
12. Девиантное поведение встречается:
а) только у психически здоровых;
б) только у психически больных;
в) только у лиц, находящихся в пограничном психическом состоянии;
г) и у психически здоровых, и у психически больных;
д) только у творческих личностей.
Ответ: г) и у психически здоровых, и у психически больных;
13. Гипердиагностическая парадигма с использованием выделения т. н. донозологических расстройств характерна для одного из следующих подходов к оценке девиантного поведения:
а) социального;
б) психологического;
в) психиатрического;
г) феноменологического;
д) профессионального.
Ответ: б) психологического;
14. Девиантные формы поведения являются исключительно:
а) детским феноменом;
б) подростковым феноменом;
в) феноменом зрелого человека;
г) феноменом пожилого человека;
д) ни один из ответов не верен.
Ответ: б) подростковым феноменом;
15. Постулат о том, что «взрослый индивид изначально обладает стремлением к «внутренней цели», в соответствии с которой осуществляются все без исключения формы его активности», называется постулатом:
а) соответствия;
б) адаптивности;
в) гармоничности;
г) сообразности;
д) целесообразности.
Ответ: б) адаптивности
Примеры заданий открытой формы
1. Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением
Ответ: девиантное поведение
2. Чем отличается психологический подход к понятию норма от социального?
Ответ: Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения.
3. В чем заключается гендерный подход к понятию норма?
Ответ: Гендерный подход исходит из представления о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения. Девиантным поведением в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов тендерного стиля. К тендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентации.
4. Вставьте пропущенное слово:
Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление ______________ (социальной составляющей психической индивидуальности)
Ответ: личности
5. Совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов – это
Ответ: гармоничные черты характера
6. Что раскрывается в понятии «здравый смысл»
Ответ: Под здравым смыслом понимается познавательный процесс, в основе которого лежит адекватное (истинное) восприятие и понимание смысла поступков окружающих
7. Один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций – это____________
Ответ: Аддиктивное поведение
8. Чем отличается аутоагрессивное поведения от агрессии?
Ответ: Аутоагрессивное поведение, в отличие от агрессивного, направлено на причинение вреда самому человеку, а не его окружению (хотя существует инфантильная разновидность аутоагрессии, сочетающейся с желанием подобным нетрадиционным образом оказать вредоносное воздействие на близкое окружение)
9. В чем заключается атарактическая мотивация?
Ответ: Атарактическая мотивация заключается в стремлении применить какое либо психоактивное вещество с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта.
10. Дайте определение понятию «нервная анорексия»
Ответ: Нервная анорексия представляет собой расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и поддерживаемым самим индивидом
11. Опишите особенностями воздействия тоталитарных сект на личность (по А.Ю. Егорцев)
Ответ: 1) установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты (жесткая дисциплина; внушение чувства вины перед организацией; психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой);
2) формирование психологической зависимости от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению; требование разрыва с критически настроенными людьми; ограничение круга общения только членами секты; отсутствие свободного времени, личной жизни вне общины).
12. В чем заключается клептомания?
Ответ: Клептомания характеризуется труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи.
13. В чем заключаются навязчивые ритуалы?
Ответ: Навязчивые ритуалы — это труднопреодолимые двигательные акты, выполняемые вопреки воле и внутреннему сопротивлению индивида, символически выражающие надежду предотвратить предполагаемое несчастье.
14. Чем характеризуется тревожное расстройство личности (напишите 3 признака)?
Ответ: Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности характеризуется:
1) постоянным общим чувством напряженности и тяжелыми предчувствиями;
2) представлениями о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим;
3) повышенной озабоченностью критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях;
4) нежеланием вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться;
5) ограниченностью жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;
6) уклонением от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критицизма, неодобрения или отвержения.
15. Чем характеризуется Аутистическое поведение
Ответ: Аутистическое поведение характеризуется отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, мечтаний, отказом от общения и выбором одиночества.
16. Какое поведение является противоположностью аутистического и почему?
Ответ: Противоположностью аутистического поведения выступает гиперобщительность, характеризующаяся повышенной потребностью в общении, желанием разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможного времени
17. Опишите отличительную черту нигилизма в коммуникации
Ответ: Его отличительной чертой является активная, всепроникающая склонность дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других
18. Что такое компульсии?
Ответ: Компульсии проявляются навязчивыми, не поддающимися коррекции и полной контролируемости действиями.
19. В чем выражается диссоциативная амнезия?
Ответ: Диссоциативная амнезия выражается в потере памяти на недавние существенно значимые события, вызвавшие шоковую аффективную реакцию
20. Дайте определение понятию безнравственное поведение
Ответ: Безнравственным называют отклоняющееся поведение в виде действий и деятельности, результаты которых объективно противоречат нравственным нормам независимо от оценки личностью, их совершающей.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в 5 семестре
Вопросы к экзамену
1. Предмет и задачи психологии девиантного поведения
2. Методологические подходы исследования сущности девиантного поведения
3. Взаимосвязь психологии девиантного поведения с другими науками
4. Методы исследования психологии девиантного поведения
5. Психология социальной нормы
6. Деонтологические аспекты психологии девиантного поведения
7. Психологические структуры личности
8. Девиантологические структуры личности
9. Современные типологии девиантного поведения
10. Психология конфликта
11. Деструктивное поведение
12. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур
13. Агрессия. Фрустрация. Депривация
14. Психология социального риска
15. Психология харассмента
16. Брутальность в эпоху постмодерна
17. Зависть как психологический маркер девиантологического ресурса личности
18. Виктимная социализация личности (девиантологический подход)
19. Девиантология хамства
20. Прокрастинация: девиантологический контекст проблемы
21. Девиантный имидж личности подростка
22. Эпатаж и манипуляция
23. Творчество как позитивная девиантность
24. Девиантология терроризма и экстремизма
25. Пенитенциарная психология
Практическое задание
1. Сформулировать примерную программу оказания социально-психологической помощи в отношении агрессивного поведения
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клейберг Ю.А. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Д. Менделевич Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов СПб.: Речь, 2005
Л2.2 Гилева Н. С. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие: , 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология девиантного поведения Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология девиантного поведения ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология девиантного поведения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.