МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные педагогические технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 49 76 49
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.;препод., Аюченко А.Е.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Современные педагогические технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна , докт. псих. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна , докт. псих. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка студентов к реализации инновационных образовательных технологий в педагогическом процессе общеобразовательной школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения
ПК-1.1 Знает: цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девиациантным поведением
ПК-1.2 Умеет: составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся
ПК-1.3 Владеет: навыками оказания психолого педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением
ПК-3Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.1 Знает: основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
ПК-3.2 Умеет: составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.3 Владеет: навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает: цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девиациантным поведением
ПК-3.1: Знает: основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет: составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся
ПК-3.2: Умеет: составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Владеет: навыками оказания психолого педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением
ПК-3.3: Владеет: навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогические технологии в современном образовании
1.1. Педагогические инновационные процессы Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Предпосылки возникновения педагогических технологий. Методологические основы инновационного и традиционного обучения Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Проблемы технологий в учебном процессе Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Производственные и социальные технологии в современном мире Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Образовательные и педагогические технологии в системе понятий Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Реформирование традиционной системы обучения Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Современные образовательные технологии Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Классификация педагогических технологий Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Технология как комплексное средство интенсификации познавательной деятельности Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Личностно-ориентированные технологии обучения
2.1. Личностно ориентированное обучение в современном образовании Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Психолого-педагогические основы становления личностно развивающего образования Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Психологические особенности личностно-ориентированных технологий Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Модульная технология обучения Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Технология разработки модульного пакета Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Технология учебного проектирования Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Методика разработки учебных и социальных проектов Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Личностно-ориентированная диагностика Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Технология уровневой дифференциации Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Технология разработки разноуровневых учебных заданий Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Личностно ориентированные профессиональные тренинги Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.12. Технология адаптивного обучения Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Деятельностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология контекстного обучения Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Обучающие модели в технологии контекстного обучения Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Информационные технологии в образовании Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Имитационная технология обучения Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Технология разработки и проведения учебно-деловых игр Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Проектирование ТРКМ для работы с политическими терминами и учебными текстами Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Технология концентрированного обучения Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Интегральная технология обучения Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Методика разработка рекомендаций по интегрированию смежных курсов Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Задачная технология обучения Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.11. Технология контроля качества результатов обучения Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.12. Технология управления качеством профессионального образования Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Технология визуализации учебной информации
4.1. Теоретические основы технологии визуализации Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Классификация визуальной наглядности Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Схемно-знаковые модели представления знаний Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Обучающие игры для рациональной работы с учебной текстовой информацией Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Методика построения опорного конспекта Сам. работа 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Идея опоры в опыте педагогов-новаторов Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Технология разработки логико-смысловых моделей Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Фреймовое представление знаний Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Логико-графическое структурирование знаний Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Из приведённых вариантов ответов найдите правильное определение понятию «девиантное поведение».
1) это поведение, которое выражается в действиях человека, нарушающего рамки официально принятых правил и социальных норм социума;
2) это нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам»;
3) это отклонение, отступление от социальных норм, их нарушение, «ненормальное поведение»;
4) все выше перечисленное.
Правильный ответ: 4

2. Отклоняющееся поведение необходимо отличать от аномального. Оно социально детерминировано. А. А. Бодалев и А. Н. Сухов чётко разделяют его на:
1) девиантное поведение;
2) поведение демонстрационное;
3) оба варианта верны;
4) нет верного ответа.
Правильный ответ: 3

3. Термин «сопровождение» как «Взаимодействие сопровождающего т сопровождаемого, которое рассматривается как помощь субъекту развития в решении его проблем за счет преобразования ориентационного поля развития» предложил автор:
1) Н.А. Тряпицына;
2) Е.И. Казакова;
3) С.В. Воробьева;
4) Н.Б. Крылова.
Правильный ответ: 2

4. Основным подходом, определяющим педагогическую поддержку и сопровождение ребенка в образовательном процессе, является:
1) культурологический подход;
2) деятельностный подход;
3) системно-ориентационный подход;
4) личностно-ориентированный подход.
Правильный ответ: 3

5. Наука, изучающая проблематики девиацией и девиантного поведения, носит название:
1) девиантология;
2) криминология;
3) социология;
4) виктимология.
Правильный ответ: 1

6. Педагогическое сопровождение – это…
1) совокупность социально-психологической и педагогической деятельности на основе определенной методологии, обеспечивающее современное качество образования;
2) профессиональная деятельность специалистов, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде;
3) педагогическая деятельность, вкоторую включены все участники образовательного процесса, осуществляющие системы взаимосвязанных мероприятий, по повышению компетенции педагогов, учащихся и их родителей в области сохранения здоровья.
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 4

7. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспита¬тельном процессе является:
1) обеспечение нормального развития ребенка, в соответствии с нормой развития в определенном возрасте;
2) освоение определенных знаний, развитие умений и навыков;
3) формирование ценностных ориентаций;
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 4.

8. Задачами профилактической работы в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения являются:
1) психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанника;
2) предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
3) организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;
4) все выше перечисленное.
Правильный ответ: 4.

9. Из приведённых вариантов ответов найдите правильное определение понятию «педагогическая технология».
1) Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий;
2) Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, принципов, целей, содержания, форм, методов и средств обучения;
3) Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний;
4) Последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач, как планомерное решение и воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Правильный ответ: 1

10. Основные принципы организации педагогической поддержки и сопровождения являются:
1) демократичности и партнерского общения;
2) системности и последовательности;
3) превентивности и вариативности;
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 4

11. С этого возраста для определения поведения человека, возможно, использовать определение «девиантное поведение»?
1) не ранее 3-5 лет;
2) не ранее 5-7 лет;
3) не ранее 7-9 лет;
4) не ранее 9-11 лет.
Правильный ответ: 3

12. К видам деятельности по психолого-педагогическому сопровождению можно отнести:
1)диагностика, профилактика, консультирование;
2) диагностика, профилактика, консультирование, развивающая образовательная работа;
3) профилактика, диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа;
4) профилактика, диагностика, экспертиза, консультирование, развивающая и коррекционная работа, психологическое просвещение и образование.
Правильный ответ: 4

13. Организация психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе, направленное на профилактику девиантного поведения обучающихся должно включать в себя:
1) предупреждение возникновения проблем развития личности;
2) профилактику рискового поведения;
3) помощь в решении актуальных задач и социализацию воспитанников;
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 4

14. В психотерапевтической работе с девиантными детьми и подростками нужно придерживаться таких методов:
1) убеждение и самоубеждение;
2) коррекция и самокоррекция;
3) стимулирование и мотивация;
4) все выше перечисленное.
Правильный ответ: 4

15. К формам работы с девиантами относятся:
1) организация социальной среды, информирование, активное социально-психологическое обучение;
2) творческие мастерские, занятия исследовательской деятельности, работа по индивидуальным планам;
3) массовые, групповые, индивидуальные;
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ____________________ поведение — это поведение или поступки, нарушающие какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые, но которые серьезны и наказываются в уголовном порядке.
Правильный ответ: криминальное

2. Девиантное поведение, рассматриваемое как следствие скрытых психологических воздействий, о которых человек сам может не подозревать, часто уходящих корнями в детские переживания, характеризует подход __________________________.
Правильный ответ: психодинамический

3. К категории ____________________ поведения относится поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья и подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
Правильный ответ: аномального

4.Профилактика девиантного поведения – это______________________________________.
Правильный ответ: комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение

5. ____________________ поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья.
Правильный ответ: отклоняющееся

6. Изучение факторов риска девиантного поведения дает дополнительные возможности прогнозировать отдельные: формы отклонений, а следовательно, ___________________и проводить конкретные мероприятия по их профилактике.
Правильный ответ: планировать.

7.Основным способом профилактики девиаций можно считать _____________________________________________________________________________.
Правильный ответ: организацию досуга детей.
8. Частный и индивидуальный способ коррекции девиантного поведения – ____________________, то есть влияние на сознание человека.
Правильный ответ: психотерапия.

9. 2. Позиция педагога в личностно-ориентирующем обучении заключается в ____________________________________________________________________________.
Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого ребенка

10. По теории С.Т. Шацкого, «методы проектов» – это________________ _________________________________________________________________________.
Правильный ответ: способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

11. Совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения, называется _________________________________________________________________________.
Правильный ответ: педагогической техникой

12. Любая личностно-ориентированная технология предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, что очень важно для воспитания и развития личности ребенка и служит основной цели базового школьного образования – интеллектуальному и ____________________развитию личности.
Правильный ответ: нравственному.

13. Способ развития творчества, познавательной деятельности, активного самостоятельного мышления у учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу – это технология ________________ обучения.
Правильный ответ: проектного.

14. Совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья ученика на всех этапах его обучения и развития – это __________________технология.
Правильный ответ: здоровьесберегающая

15. Обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества – это ______________________ образования.
Правильный ответ: гуманизация.

16. Данный подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у обучающегося творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля – это __________________________________________________________.
Правильный ответ: акмеологический подход.

17. К педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся относится:_____________________________________________.
Правильный ответ: технология обучения на основе конспектов опорных сигналов
18. Элемент педагогической технологии, реализуемый с помощью технологических операций: "поощрение как оценочная доминанта", "как можно меньше запретов" называется ______________оценка.
Правильный ответ: педагогическая

19. Активное социально-психологическое обучение социально-важным навыкам в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением – это________________.
Правильный ответ: тренинг

20. Эта технология направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении воспитанников – это
Правильный ответ: технология социально – педагогической профилактики.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением осуществляется по следующим направлениям:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2)формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
3) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 4.

2. Термин «праздник» как «это активное отношение детей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах. Комплекс познавательных, спортивных, игровых дел….» предложил:
1) Н.И. Шмаков;
2) И.П. Иванов;
3) С.Д. Капров;
4) А.И. Мазаев.
Правильный ответ: 2

3. Деятельность детей, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни – это…
1) творческая;
2) трудовая;
3) спортивная;
4) художественная.
Правильный ответ: 3.

4. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей с девиантным поведением являются:
1) усиление педагогического влияния на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
2) организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с педагогами ОУ, библиотекой, семьями обучающихся;
3) создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 4.

5. Форма организации процесса непосредственного общения педагога с воспитанниками, в ходе которого могут подниматься и решаться важные нравственные и эстетические проблемы – это…
1) экскурсия;
2) перемена;
3) классный час;
4) конкурс.
Правильный ответ: 3

6. Варианты взаимодействия общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования:
1) использование материально=технических ресурсов общеобразовательной организации;
2) использование кадровых ресурсов учреждения дополнительного образования;
3) совместная проектная деятельность;
4) все выше перечисленное.
Правильный ответ: 4

7. Воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения – это…
1) игра;
2) мероприятие;
3) конкурс;
4) мероприятие.
Правильный ответ: 1

8. Феликсология воспитания – это научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее включение в состав цели воспитания, формирование способности ребенка быть:
1) свободным;
2) счастливым;
3)толерантным;
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 2.

9. К методам стимулирования активности детей относятся:
1) нотация и нравоучение;
2) проблемно-поисковые ситуации;
3) поощрение и похвала;
4) ласка и тактильное поощрение.
Правильный ответ: 3

10. Непослушание – это…
1) черта характера;
2) желание сделать напротив;
3) поведение ребенка;
4) форма сопротивления требованиям, просьбам.
Правильный ответ: 4

11. принцип воспитания в коллективе, согласно которому воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения:
1) принцип развития свободного ребенка;
2) принцип педагогической целесообразности;
3) принцип параллельного действия;
4) принцип перспективных линий.
Правильный ответ: 3

12. Деятельность, которая содействует социализации воспитанника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности – это...
1) общественная;
2) художественная;
3) трудовая;
4) спортивная.
Правильный ответ: 1.

13. Функция педагога по работе с детьми девиантного поведения заключается в:
1) в разработке программ профилактической и коррекционной работы;
2) в проведении профилактической работы;
3) в участии в профилактических работах;
4) совместной досуговой деятельности.
Правильный ответ: 2

14. В работе по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников, по профилактике правонарушений, девиантного поведения у воспитанников через вовлечение их во внеурочную деятельность была успешной, необходимо выработать:
1) позитивный настрой;
2) доверительное взаимодействие;
3) индивидуальный подход;
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 4

15. Психофизическое состояние человека, достигаемое в результате переключения с одного вида занятий на другой – это…
1) досуг (отдых);
2) переключаемость внимания;
3) смена деятельности;
4) переключение.
Правильный ответ: 1.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Педагогические программные средства, используемые для организации деятельности во внеклассной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти, - это:________________________.
Правильный ответ: досуговые средства.

2. По стилю управления педагогические технологии делятся на____________________________________________.
Правильный ответ: авторитарные

3. Основа технологии организации развивающих видов деятельности детей: ____________________________________.
Правильный ответ: требование

4.Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы с девиантными воспитанниками является ___________________________________ деятельности, в задачи которой входит формирование конструктивных интересов личности.
Правильный ответ: технологизация социально‐педагогической.

5. Организация досуговой деятельности девиантных подростков будет эффективной, если будет опираться на ____________________, реализуемый через продуктивные технологии.
Правильный ответ: технологический подход

6. Особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей – это_______________________________.
Правильный ответ: праздник.

7. Все инновации связаны с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития_______________
Правильный ответ: инновационного.

8. Воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения – это________________________.
Правильный ответ: игра.

9. Научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее включение в состав цели воспитания, формирование способности ребенка быть счастливым – это __________________________ воспитание.
Правильный ответ: феликсология воспитания

10. Деятельность, которая содействует социализации воспитанника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности – это ________________________ деятельность.
Правильный ответ: общественная

11. Система поступков или отдельные поступки человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся представлениям о поведении – это ________________________________поведение.
Правильный ответ: девиантное

12. Совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка – это _________________________________________________.
Правильный ответ: профилактика

13. Одна из форм профилактической работы девиантного поведения, состоящая из лекций, бесед, распространения специальной литературы, воспитательных фильмов – это ____________________________.
Правильный ответ: информирование.

14. Целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование ценностных ориентаций, стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время – задача _______________________________деятельности.
Правильный ответ: культурно-досуговой

15. Этот подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора – это___________________________.
Правильный ответ: индивидуальный

16. Одним из элементов в системе работы по эффективной коррекции агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста является ________________________.
Правильный ответ: тренинг конструктивного поведения

17._____________________________ деятельность позволяет подросткам с отклоняющимся поведением восполнить недостаток эмоциональной, психической, физической нагрузки, снятия интеллектуального, социального напряжения
Правильный ответ: досуговая

18. ___________________ подростков с отклоняющимся поведением в образовательных учреждениях происходит через комплекс основных видов деятельности: познание, предметная деятельность, эмоционально-ценностное общение и игра.
Правильный ответ: самореализация

19. Вид игры развивает у подростка с отклоняющимся поведением навыки логического мышления, делового поведения, взаимоотношения в рабочем коллективе, профессиональную этику, позволяет оценить ситуацию, встать на иной путь, видя ошибки предыдущего игрока, увидеть проблему более глобально – это __________________игра.
Правильный ответ: деловая

20. Данный вид игры дает возможность встать на позиции всех участников игры, произвести акт социальной адаптации, учиться самостоятельному выбору, из массы вариантов, приобрести положительный опыт в методике исправления допущенных ошибок, развивать коммуникативную компетенцию – это __________________________игры.
Правильный ответ: ролевые

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыбцова Л.Л. - под общ. ред. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова С. Ю., Пронина Е. В. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. КЕЙС-СТАДИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Инновационные образовательные технологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
Сайт Георгия Хазагероваhttp://www.hazager.ru/communicativistika.html
Свободная энциклопедия Википедия – http://www.ru.wikipedia.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации студентами изучения данной дисциплины рекомендуется посещение контактных занятий и активное участие в их работе.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ и следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
При выполнении практических заданий необходимо опираться на теоретический материал лекций, учебных изданий по теме, В ответ включать анализ имеющегося практического опыта преподавателей профессионального обучения или своего собственного опыта преподавания профильных дисциплин. Задания выполняются в письменной форме, в форме мультимедийной презентации либо с использованием другой формы иллюстрации содержания задания (конспект, модель, схема, план и т.д.).