МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., старший преподаватель, Зацепина О.Е.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: теория государства и права является базовой, фундаментальной юридической наукой, позволяющей студентам неюридических факультетов овладеть как основополагающими, так и узкоотраслевыми правовыми знаниями. Эти знания необходимы в области профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета "Педагогика и психология девиантного поведения", особенно для:
- решения комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения;
- психолого-педагогическое обеспечения социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, предупреждения безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков;
- профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.1 Знает: основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
ПК-3.2 Умеет: составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.3 Владеет: навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1: Знает: основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: Умеет: составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3: Владеет: навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений
1.1. Методологические основы теории права и государства Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Методологические основы теории права и государства Практические 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Методологические основы теории права и государства Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теория государства
2.1. Происхождение государственности Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Происхождение государственности Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Происхождение государственности Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Понятие государства Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Понятие государства Практические 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Понятие государства Сам. работа 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Типология государств Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Типология государств Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Типология государств Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.10. Государственная власть Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.11. Государственная власть Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.12. Государственная власть Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.13. Функции государства Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.14. Функции государства Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.15. Функции государства Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.16. Форма государства Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.17. Форма государства Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.18. Форма государства Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.19. Механизм государства Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.20. Механизм государства Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.21. Механизм государства Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теория права
3.1. Понятие права Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Понятие права Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Понятие права Сам. работа 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Правовая система общества Лекции 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Правовая система общества Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.6. Правовая система общества Сам. работа 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.7. Право в системе социального регулирования Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.8. Право в системе социального регулирования Практические 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.9. Право в системе социального регулирования Сам. работа 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.10. Правосознание и правовая культура Лекции 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.11. Правосознание и правовая культура Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.12. Правосознание и правовая культура Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.13. Внутренняя форма права (система права) Лекции 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.14. Внутренняя форма права (система права) Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.15. Внутренняя форма права (система права) Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.16. Внешняя форма права Лекции 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.17. Внешняя форма права Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.18. Внешняя форма права Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.19. Механизм правового регулирования Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.20. Механизм правового регулирования Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.21. Механизм правового регулирования Сам. работа 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.22. Правотворчество Лекции 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.23. Правотворчество Практические 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.24. Правотворчество Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.25. Норма права Лекции 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.26. Норма права Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.27. Норма права Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.28. Правоотношение Лекции 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.29. Правоотношение Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.30. Правоотношение Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.31. Реализация права Лекции 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.32. Реализация права Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.33. Реализация права Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.34. Толкование права Лекции 3 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.35. Толкование права Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.36. Толкование права Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.37. Правонарушение и юридическая ответственность Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.38. Правонарушение и юридическая ответственность Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.39. Правонарушение и юридическая ответственность Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1143

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой принцип НЕ относится к принципам взаимодействия различных специалистов, ведущих комплексное сопровождение обучающихся с девиантным поведением?
А) принцип распределения сфер ответственности
В) принцип индивидуального подхода
С) принцип законности
D) принцип свободы выбора методов
Ответ: D)

2. Какая из перечисленных стадий дезадаптации лишняя?
А) школьная дезадаптация
В) социальная дезадаптация
С) политическая дезадаптация
D) криминализация поведения и деятельности
Ответ: С)

3. Какой вид из перечисленных поведенческих нарушений у обучающихся с девиантным поведением лишний?
А) Интеллектуальный и эмоциональный
В) Организационный
С) Коммуникативный и ценностно-ориентационный
D) Экономический
Ответ: D)

4. Что из перечисленного НЕ является рекомендацией по адаптированию учебного материала для обучающихся с девиантным поведением?
А) Учет индивидуальных особенностей девиантного обучающегося: скорости восприятия, усвоения, характера мышления и запоминания, специфики речи и т.п.
В) Использование объемных заданий для формирования усидчивости
С) Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например: «Напишите несколько небольших сообщений»; «представьте устное сообщение по обозначенной теме»).
D) Использование линейки во время чтения для его облегчения.
Ответ: B)

5. Что из перечисленного НЕ является условиями предъявления и выполнения задания для обучающихся с девиантным поведением?
А) Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача
B) Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
C) Непредоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
D) Обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, для того чтобы обучающиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания
Ответ: C)

6. Что из перечисленного ЯВЛЯЕТСЯ рекомендацией в отношении поведения обучающихся с девиантным поведением?
А) Жесткое наказание за невыполнение правил
В) Запрет использования поощрений
С) Запрет игнорирования даже незначительных поведенческих нарушений
D) Разработка кодовой системы (слова), которая дает обучающемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент
Ответ: D)

7. Какое из перечисленных направлений коррекционно-развивающей работы по адаптации и социализации обучающихся с девиантным поведением лишнее?
А) устранение факторов риска девиантного поведения
B) формирование у обучающихся определенных личностных качеств
C) создание развивающей социальной среды
D) формирование у обучающихся юридической грамотности
Ответ: D)

8. Что означает «шейпинг» как психолого-педагогический метод работы с обучающимся с девиантным поведением?
А) поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было ранее свойственно обучающемуся
В) вид гимнастики
С) лепка из глины
D) изготовление скульптуры
Ответ: А)

9. Что означает «скилл-терапия» как психолого-педагогический метод работы с обучающимся с девиантным поведением?
А) приобретение обучающимся новых творческих навыков
В) приобретение обучающимся новых спортивных навыков
С) развитие саморегуляции и навыков самоконтроля
D) предоставление обучающемуся обучать других тем творческим и спортивным навыкам, которыми он обладает
Ответ: С)

10. Сказкотерапия означает
А) групповое сочинение историй, драматизация сказок, анализ сказок
В) рассказ обучающимся аудитории своей любимой сказки
С) прослушивание обучающимися аудиосказок
D) самостоятельное чтение обучающимися сказок
Ответ: А)

11. Метод «гиперкоррекции» обучающегося с девиантным поведением означает, что
А) обучающийся должен вначале восстановить разрушенный им порядок вещей, принести извинение в связи со своим девиантным поведением, а затем принять на себя дополнительные обязанности по сохранению социально приемлемого поведения
В) у обучающегося происходит переоценка отрицательных качеств, формируется нетерпимое отношение к ним
С) к обучающемуся применяется сразу несколько методов коррекции и в большом объеме
D) разъяснение существующего законодательства Российской Федерации, прав и обязанностей обучающихся.
Ответ: А)

12. В методы перестройки мотивационной сферы и самосознания НЕ входит
А) объективное переосмысление своих достоинств и недостатков
В) переориентировка самосознания
С) переубеждение
D) моделирование
Ответ: D)

13. Переоценка отрицательных качеств, нетерпимое отношение к ним является целью применения метода
А) реконструкции характера обучающегося
В) перестройки мотивационной сферы обучающего
С) «гиперкоррекции»
D) визуализации
Ответ: А)

14. В арт-терапию НЕ входит
А) аппликация
В) лепка из глины
С) свободное и тематическое рисование
D) спортивные занятия
Ответ: D)

15. Что из перечисленного НЕ является психолого-педагогическим методом работы с обучающимся с девиантным поведением?
А) визуализация
В) этические беседы
С) восстановление здорового образа жизни
D) гипноз
Ответ: D)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Результативность профилактической работы с семьями подростков с девиантным поведением зависит от сочетания прямого и ________________ воздействия на семью.
Ответ: опосредованного.
2. Работа с семьями подростков с девиантным поведением осуществляется в _________ этапа
Ответ: 2.
3. Фактором риска при коррекционно-развивающей работы по адаптации и социализации обучающихся с девиантным поведением являются ____________.
Ответ: индивидуально-психологические особенности личности
4. Главным организационным умением, которым должен овладеть обучающийся с девиантным поведением, является _________________.
Ответ: умение ставить цели и определять этапы их достижения.
5. Соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации в работе и с обучающимися, и семьями, воспитывающими ребенка с девиантным поведением характеризует принцип _________________
Ответ: законности.
6. Развитие способности аргументированно доказывать свою позицию является _________________________ навыком.
Ответ: коммуникативным.
7. Формирование и развитие личностных качеств, необходимых для позитивной жизнедеятельности необходимо для устранения деформаций в ______________________________ сфере.
Ответ: ценностно-ориентационной.
8. Совершенствование навыков ответственного самостоятельного поведения являются частью восстановления ______________________сферы.
Ответ: эмоциональной.
9. При оценке результатов обучающихся с девиантным поведением необходимо акцентирования внимания на ________________________.
Ответ: хороших результатах.
10. Первый этап работы с семьями подростков с девиантным поведением называется ________________________.
Ответ: предварительным.
11. Студент Иванов полагает, что в часы досуга обучающийся с девиантным поведением должен заниматься той спортивной или творческой деятельностью, в которой наиболее успешен, а студент Топоров полагает, что, наоборот, он должен учиться преодолевать себя и осваивать новые навыки. Кто из них прав? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: прав Иванов, так как любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств и помогают человеку реализовать то лучшее, что в нем есть.
12. Студент Чибисов полагает, что обучающихся с девиантным поведением необходимо привлекать к общественно полезному труду, а студент Никитин – что не нужно использовать такой вид мероприятий. Кто из них прав? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: прав Чибисов, так как общественно полезный труд развивает трудовые навыки и приучает к ответственному поведению.
13. Миронова предложила раскраску как часть арт-терапии для обучающихся с девиантным поведением. Права ли она?
Ответ: да, права. Данный метод признан и указан в методических рекомендациях.
14. Альбертов считает неэффективным метод групповой работы для обучающихся с девиантным поведением. Прав ли он?
Ответ: Нет, поскольку работа в группе развивает коммуникативные навыки и чувство коллективной ответственности.
15. Как организовать этические беседы, чтобы повысить их эффективность?
Ответ: пригласить для этого наиболее опытного педагога, чтобы он подкрепить теоретические суждения личным примером.
16. Как можно использовать технологический подход при работе с обучающимися с девиантным поведением?
Ответ: в образовательном процессе, в том числе при создании его игровых форм.
17. В чем эффективность сказкотерапии?
Ответ: в том, что она позволяет в ненавязчивой форме проанализировать положительные и отрицательные поступки героев, а также последствия данных поступков
18. Как можно на практике реализовать метод моделирования и анализа проблемных ситуаций?
Ответ: с помощью ролевых игр.
19. Какие функции могут встречи с известными людьми как форма проведения досуга для обучающихся с девиантным поведением?
Ответ: познавательную, коммуникативную и ценностно-ориентационную.
20. Что главное в организации досуга для обучающихся с девиантным поведением?
Ответ: сочетание комплексного подхода к методам и индивидуального подхода к личности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Результативность профилактической работы с семьями подростков с девиантным поведением зависит от сочетания прямого и ________________ воздействия на семью.
2. Работа с семьями подростков с девиантным поведением осуществляется в _________ этапа
3. Фактором риска при коррекционно-развивающей работы по адаптации и социализации обучающихся с девиантным поведением являются ____________.
4. Главным организационным умением, которым должен овладеть обучающийся с девиантным поведением, является _________________.
5. Соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации в работе и с обучающимися, и семьями, воспитывающими ребенка с девиантным поведением характеризует принцип _________________
6. Развитие способности аргументированно доказывать свою позицию является _________________________ навыком.
7. Формирование и развитие личностных качеств, необходимых для позитивной жизнедеятельности необходимо для устранения деформаций в ______________________________ сфере.
8. Совершенствование навыков ответственного самостоятельного поведения являются частью восстановления ______________________сферы.
9. При оценке результатов обучающихся с девиантным поведением необходимо акцентирования внимания на ________________________.
10. Первый этап работы с семьями подростков с девиантным поведением называется ________________________.
11. Студент Иванов полагает, что в часы досуга обучающийся с девиантным поведением должен заниматься той спортивной или творческой деятельностью, в которой наиболее успешен, а студент Топоров полагает, что, наоборот, он должен учиться преодолевать себя и осваивать новые навыки. Кто из них прав? Свой ответ аргументируйте.
12. Студент Чибисов полагает, что обучающихся с девиантным поведением необходимо привлекать к общественно полезному труду, а студент Никитин – что не нужно использовать такой вид мероприятий. Кто из них прав? Свой ответ аргументируйте.
13. Миронова предложила раскраску как часть арт-терапии для обучающихся с девиантным поведением. Права ли она?
14. Альбертов считает неэффективным метод групповой работы для обучающихся с девиантным поведением. Прав ли он?
15. Как организовать этические беседы, чтобы повысить их эффективность?
16. Как можно использовать технологический подход при работе с обучающимися с девиантным поведением?
17. В чем эффективность сказкотерапии?
18. Как можно на практике реализовать метод моделирования и анализа проблемных ситуаций?
19. Какие функции могут встречи с известными людьми как форма проведения досуга для обучающихся с девиантным поведением?
20. Что главное в организации досуга для обучающихся с девиантным поведением?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник и практимум для вузов Москва: Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/510831
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Комаров Общая теория государства и права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 Теория государства и права: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1143 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Теория государства и права» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Теория государства и права» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено выполнение письменной работы. Положительная оценка по письменной работе и тестирование, пройденное на оценку «удовлетворительно» и выше, предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено».
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на зачет включаются в билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале.