МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология, логика и методика психолого-педагогического исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 6
курсовой проект: 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (8) Итого
Недель 22,5 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 2 2 4 4 6 6
Сам. работа 34 34 41 41 75 75
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
д-р психол. наук, проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. наук, доц., Лужбина Н.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология, логика и методика психолого-педагогического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубление знаний и умений организации и реализации научно-исследовательской деятельности, овладение основными приёмами проектирования, организации и реализации научно-исследовательской работы, формирование профессионального мировоззрения в области направления подготовки, стимулирование и систематизация самостоятельной исследовательской активности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения
ПК-1.1 Знает: цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девиациантным поведением
ПК-1.2 Умеет: составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся
ПК-1.3 Владеет: навыками оказания психолого педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением
ПК-5Способен создавать условия для полноценного психического развития обучающихся с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье
ПК-5.1 Знает: основы психолого-педагогической коррекции обучающихся с девиантным поведением
ПК-5.2 Умеет: информировать обучающихся, их родителей (законных представителей) педагогов о факторах риска формирования девиантного поведения
ПК-5.3 Владеет: навыками психолого-педагогической коррекции психического развития обучающихся с девиантным поведением
ПК-6Способен разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
ПК-6.1 Знает психолого - педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
ПК-6.2 Умеет подбирать методические инструменты для осуществления социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
ПК-6.3 Владеет навыками составления индивидуальных программ социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девианиантным поведением;
основы психолого-педагогической коррекции обучающихся с девиантным поведением;
психолого - педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся;
информировать обучающихся, их родителей (законных представителей) педагогов о факторах риска формирования девиантного поведения;
подбирать методические инструменты для осуществления социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки оказания психолого-педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением;
навыки психолого-педагогической коррекции психического развития обучающихся с девиантным поведением;
навыки составления индивидуальных программ социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания разработки проекта
1.1. Актуальные проблемы совремемнной психологии и педагогики в области девиантного поведения. Сам. работа 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Методология научного исследования. Сам. работа 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Методы научного исследования. Сам. работа 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Программы профилактики рисков девиантного поведения обучающихся Сам. работа 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Комплексное психолого- педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением Сам. работа 6 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Планирование и реализация эмпирического исследования
2.1. Планирование эмпирического исследования. Сам. работа 6 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Реализация эмпирического исследования. Сам. работа 6 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Эмпирическое исследование: математико-статистический анализ данных. Сам. работа 8 5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Результаты научного исследования: качественный анализ и интерпретация результатов. Сам. работа 8 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Представление результатов научного исследования Сам. работа 8 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Научные презентации Сам. работа 8 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Разработка проекта
3.1. Основы разработки социального проекта Практические 6 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
3.2. Разработка проекта Сам. работа 8 14 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Разработка социального проекта Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
3.4. Экспертиза проекта Сам. работа 8 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Презентация проекта Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5184

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Справедливо ли утверждение: девиантное поведение обучающихся может быть следствием социальной дезадаптации?
а. да
б. нет
Правильный ответ: а
Вопрос 2. Комплексное психолого - педагогическое сопровождение - это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения. Верно ли данное утверждение?
а. да
б. нет
Правильный ответ: а
Вопрос 3. Верно ли утверждение, что термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода (общая методология, частная методология, методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования)?
а. Неверно.
б. Верно.
Правильный ответ: б
Вопрос 4. Какие черты имеет научное исследование?
а. Дифференцированное решение эмпирических, логических, теоретических, познавательных задач.
б. Четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями.
в. Объяснение и предсказание фактов и процессов.
Правильный ответ: абв
Вопрос 5. Посредством каких принципов обеспечивается качество психолого-психологической информации?
а. Только надежности.
б. Репрезентативности и надежности.
в. Только репрезентативности.
Правильный ответ: б
Вопрос 6. Какой метод не относится к методам сбора научной информации?
а. Наблюдение.
б. Социально-психологический тренинг.
в. Контент-анализ.
г. Эксперимент.
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Назовите три уровня методологии.
Правильный ответ: общая методология, частная методология, методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования.
Вопрос 2. Какие методы относятся к методам психолого-педагогического исследования? Назовите не менее трех.
Правильный ответ: наблюдение, опрос, эксперимент, тесты, контент-анализ.
Вопрос 3. Процесс доведения соответствующей информации до сведения адресата- это __________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: информирование
Вопрос 4. Процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе называется ________________.
Вставьте слово.
Правильный ответ: социализация
Вопрос 5. - это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения. Верно ли данное утверждение?
Правильный ответ: Комплексное психолого - педагогическое сопровождение (или психолого - педагогическое сопровождение, или сопровождение)
Вопрос 6. Тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого
явления – это____________
Правильный ответ: проектирование

Вопрос 7. Практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике
образовательных систем и видов педагогической деятельности;
Новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
Прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач
развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С.
Заир-Бек) – это всё характеристики
Правильный ответ: педагогического проектирования

Вопрос 8. Один из этапов процесса, в котором используются возможности проектирования – это____
Правильный ответ: Проектировочный этап

Вопрос 9. Автор проектного воспитания_________________
Правильный ответ: О. С. Газман

Вопрос 10. Смысл ________________ образования — не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его
собственного опыта, обеспечивающего его личностный и общекультурный рост
Правильный ответ: проективного

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-5: Способен создавать условия для полноценного психического развития обучающихся с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Справедливо ли утверждение: социализация - это процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе.
а. да
б. нет
Правильный ответ: а
Вопрос 2. Методы, применимые к работе с обучающимися с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье
а. консультирование
б. тренинг
в. коррекция
г. профилактика
Правильный ответ: абвг
Вопрос 3. Предупреждение девиантного поведения обучающихся относится к мерам...
а. коррекции
б. профилактики
Правильный ответ: б
Вопрос 4. Тип педагогического проекта бывает…
а) исследовательский, творческий, игровой
б) технический, исследовательский, игровой
в) социальный, исследовательский, творческий
Правильный ответ: а

Вопрос 5. Сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности – это ….
а) методика
б) деятельность
в) проектирование
Правильный ответ: б

Вопрос 6. Проектная деятельность – это…
а) сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности
б) план с четким определением, цели, мотивов, достижения результатов
в) предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов
Правильный ответ: б
Вопрос 7. Дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений называется…
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическая диагностика;
в) педагогическое конструирование.
Правильный ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.
Вопрос 1. Искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный
исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и
отношения между элементами объекта (явления) – это _________
Правильный ответ: модель
Вопрос 2. Проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими
средствами называется_______________
Правильный ответ: социально-педагогическим
Вопрос 3. Проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках
образовательных процессов называется ________________
Правильный ответ: психолого-педагогическим
Вопрос 4. Проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения
образовательных систем и институтов называется____________
Правильный ответ: образовательным
Вопрос 5. Назовите субъектов педагогического проектирования__________________
Правильный ответ: индивидуальные, групповые
Вопрос 6. Основной круг людей (специалистов), непосредственно участвующих в социально-педагогическом или
образовательном проекте называется ________________
Правильный ответ: проектной командой
Вопрос 7. Группа участников, осуществляющих пилотажные (пробные, экспериментальные) действия в логике проекта
называется______________
Правильный ответ: пилотной группой

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-6: Способен разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Методы коррекции поведения обучающихся с рисками развития девиантного поведения
а. консультирование
б. тренинг
в. профилактика
Правильный ответ: аб
Вопрос 2. План – это…
а) схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей
б) последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных
в) предварительный текст какого-нибудь документа, материал
Правильный ответ: а
Вопрос 3. На каком этапе ставиться цель, определяется актуальность и значимость социального проекта?
а) подготовительный этап
б) основной этап
в) заключительный этап
Правильный ответ: а
Вопрос 4. Что входит в основной этап социального проекта?
а) анализ результатов проекта
б) подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе
в) ознакомление детей с художественной литературой, проведение бесед, работа с родителями, проведение занятий, проведение мероприятия.
Правильный ответ: в
Вопрос 5. Процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его
видов и направлений
а) педагогическое проектирование
б) образовательное проектирование
в) педагогическое конструирование
Правильный ответ: б
Вопрос 6. Образовательное проектирование включает в себя
а) воспитание и обучение личности
б) построение методов и технологий
в) воспитание и развитие учащихся
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого — создать предпосылки для успешности проектирования и
его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения, он
называется__________
Правильный ответ: предпроектным
Вопрос 2. В структуру ________________ входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также
об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.
Правильный ответ: программы
Вопрос 3. Документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы –
это______________
Правильный ответ: план
Вопрос 4. _____________ процессы связаны с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла.
Правильный ответ: Рефлексивные
Вопрос 5. Три этапа (ступени) проектирования - _______________________
Правильный ответ: I этап — моделирование; II этап — проектирование; III этап — конструирование
Вопрос 6. Группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем, чтобы впоследствии
передать свои знания и опыт другим называется __________
Правильный ответ: группой тьюторов (тренеров)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы курсовых проектов (примеры):

Проект "Творческое благотворительное объединение "Подари улыбку": помощь семьям и детям в трудной жизненной ситуации
Проект "Телеграмм-канал "Ты в порядке" : профилактика девиантного поведения подростков
Проект "Наставники Академии" : организация досуговой деятельности обучающихся
Проект "Коворкинг-пространство "Твое место"
Проект «Навыки будущего» : развитие soft skills старшеклассников как профилактика девиантного поведения
Проект «Видео-уроки по soft skills» для обучающихся.
Проект по развитию надпрофессиональных навыков у школьников «Клуб Soft Skills: студент-школьник»
Проект «Профилактика девиаций школьников на основе VR- технологий»
Проект "Индивидуальная траектория развития" : предупреждение рисков девиантного поведения подростков
Проект «Эффективный коммуникатор» : инструмент профилактики девиаций.
Проект «Путь лидера»: профилактика девиантного поведения.
Проект "Все в твоих руках" : помощь подросткам с девиантным поведением и их семьям
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета, экзамена, курсовой проект.

Промежуточная аттестация: зачет.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 51%, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено от 6 до 10 заданий; «не зачтено» – верно выполнено от 1 до 5 заданий.

Промежуточная аттестация: экзамен.
Экзамен включает письменный опрос по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«Отлично» – верно выполнено от 6 до 10 заданий;
«Хорошо»
«Удовлетворительно»
«Неудовлетворительно» – верно выполнено от 1 до 5 заданий.

Промежуточная аттестация: курсовой проект.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
1. Актуальность проблемы.
2. Содержание проекта.
3. Практическая значимость проекта.
4. Текст проекта.
5. Доклад по проекту.
«Отлично»
1. Проблема, на решение которой направлен проект обладает выраженной актуальностью.
2. Содержание проекта представлено подробно, содержит необходимые структурные составляющие.
3. Проект имеет выраженную практическую значимость.
4. Текст проекта изложен последовательно, логично, оформлен по требованиям.
5. Доклад логично построен, полностью отражает основные результаты работы. Доклад сопровождается качественной электронной презентацией.
6. Обучающийся владеет содержанием работы, ясно и грамотно излагает материал, свободно и аргументировано отвечает на вопросы.
«Хорошо»
1. Проблема, на решение которой направлен проект обладает выраженной актуальностью.
2. Содержание проекта представлено достаточно подробно, содержит необходимые структурные составляющие.
3. Проект имеет практическую значимость.
4. Текст проекта изложен последовательно, логично, оформлен по требованиям.
5. Доклад логично построен, полностью отражает основные результаты работы. Доклад сопровождается качественной электронной презентацией.
6. Обучающийся владеет содержанием работы, грамотно излагает материал, правильно отвечает на вопросы.
В тексте работы и докладе допускаются неточности.
«Удовлетворительно»
1. Проблема, на решение которой направлен проект обладает выраженной актуальностью.
2. Содержание проекта представлено достаточно подробно, содержит необходимые структурные составляющие.
3. Проект имеет практическую значимость.
4. В тексте работы просматриваются существенные неточности, непоследовательность изложения материала, представлены недостаточно обоснованные утверждения.
5. Доклад отражает основные результаты работы, излагается непоследовательно, содержит противоречия и недочеты разного характера. Доклад сопровождается электронной презентацией.
6. Обучающийся слабо владеет содержанием проекта, во время защиты проекта проявляет неуверенность, дает неверные ответы и(или) не отвечает на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно»
1. Проблема, на решение которой направлен проект не актуальна.
2. Содержание проекта представлено фрагментарно, отсутствует описание ряда необходимых позиций проекта .
3. Проект не имеет практической значимости.
4. Проект не отвечает требованиям к ее структуре и содержанию.
В тексте работы присутствуют ошибки, существенные недочеты, материал изучен поверхностно, изложен непоследовательно и фрагментарно, присутствуют необоснованные декларативные утверждения.
Текст оформлен с нарушением требований к его оформлению.
5. Доклад неструктурирован, плохо продуман, излагается непоследовательно, содержит противоречия и недочеты разного характера, не отражает основные результаты работы.
Доклад сопровождается электронной презентацией.
6. Обучающийся слабо владеет содержанием проекта, во время защиты проявляет неуверенность, не знает теории вопроса, дает неверные ответы и(или) не отвечает на заданные вопросы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Уч.пособие Аспект-Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Выготский Л. С. Психология развития человека: учебник М.: Смысл, 2005
Л2.2 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle Основы исследовательской деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.