МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общее языкознание

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 78
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 22 22 22 22 44 44
Сам. работа 3 3 75 75 78 78
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
К.филол.н., Доцент, Киба О.А.

Рецензент(ы):
Д.филол.н., Профессор, Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Общее языкознание

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса "Общее языкознание" - познакомить с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития и знание которых необходимо для изучения всего разнообразного цикла лингвистических дисциплин.
Задачи изучения дисциплины:
Изучив курс «Общее языкознание», студенты должны:
1. знать проблематику и систему важнейших понятий современного языкознания,
2. знать родственные связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками,
3. владеть элементарными навыками лингвистического анализа явлений языка, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания,
4. уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном языке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы
ОПК-1.1 Знает краткую историю филологии, ее современное состояние и перспективы развития
ОПК-1.2 Применяет различные филологические теории в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности
ОПК-2Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации
ОПК-2.1 Знает основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, лингвистической терминологии, применяет их в профессиональной, в том числе педагогической деятельности
ОПК-2.2 Владеет базовыми методами лингвистического анализа
ОПК-2.3 Умеет применять положения и концепции в области языкознания к педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы теоретического изучения языка, принципы и методы изучения языка в современной лингвистике.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать филологические знания в практической и научной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования полученных знаний в профессиональной и научной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык как предмет языкознания
1.1. Место и роль языкознания в системе наук. Разделы языкознания. Направления языкознания. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Язык как предмет языкознания.Сущность языка и функции языка. Язык и речь. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
1.3. Язык и общество.Территориальная, социальная, функциональная дифференциация языка. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
1.4. Язык как предмет языкознания. Язык, речь, речевая деятельность Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Функции языка как его сущностные характеристики. Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
1.6. Сущность языка: синхроническая вариативность и диахроническая изменчивость языка Практические 1 2 Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Язык и общество.Территориальная, социальная, функциональная дифференциация языка. Практические 1 4 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.8. Язык как системно-структурное образование. Основные языковые уровни и единицы системы языка. Лекции 1 8 Л1.1, Л1.2
1.9. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения и связи в языковой системе Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.10. Язык как системно-структурное образование. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения и связи в языковой системе Практические 1 2 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.11. Основные языковые уровни и единицы системы языка. Практические 1 10 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Сравнительно-историческое языкознание. Языковые контакты. Заимствования. Установление языкового родства. Принципы классификации.Генеалогическая и типологическая классификации языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков Лекции 1 4 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.13. Язык как системно-структурное образование. Основные языковые уровни и единицы системы языка. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения и связи в языковой системе. Классификации языков. Сам. работа 1 3 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Понятие лингвистического знака. Языковые знаки в ряду других знаков. Проблема соотношений: язык и речь,язык и мышление. Происхождение языков
2.1. Язык и мышление Лекции 2 2 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Язык как знаковая система. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Проблема происхождения языка Лекции 2 2 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Историческое развитие языков. Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2
2.5. Происхождение и развитие языков Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Языки живые и мертвые,искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Язык и культура. Языковая «картина мира» Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Языковые знаки в ряду других знаков Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
2.9. Историческое развитие языков. Тенденции языкового развития Практические 2 4 Л1.1, Л1.2
2.10. Происхождение языков. Языковые знаки в ряду других знаков Сам. работа 2 25 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Письмо
3.1. Письмо в его отношении к языку. Графема и ее варианты. Типология письменных знаков. Идеография и фонография. Идеография пиктографическая и чисто условная. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире. Лекции 2 4 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Основные понятия, связанные с изучением фонографического письма. Алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии: фонетический, фонематический (в теории ЛФШ – морфематический), граммематический, дифференцировочный, традиционный. Написания, проверяемые произношением (прямо или косвенно) и непроверяемые (чисто традиционные). Транскрипция и транслитерация. Практические 2 4 Л1.1, Л1.2
3.3. Принципы орфографии: фонетический, фонематический (в теории ЛФШ – морфематический), граммематический, дифференцировочный, традиционный. Написания, проверяемые произношением (прямо или косвенно) и непроверяемые (чисто традиционные).Транскрипция и транслитерация. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Языкознание как наука
4.1. История развития лингвистических учений Лекции 2 4 Л1.2
4.2. Методы языкознания Лекции 2 2 Л1.1, Л2.3
4.3. История развития лингвистических учений Практические 2 6 Л1.2
4.4. История развития лингвистических учений Сам. работа 2 30 Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=9335

ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

Вопрос 1. Закончите теоретическое положение: "Только в коллективе говорящих людей возможно овладение языком, что свидетельствует о таком важнейшем признаке языка как его ... характер".
а. Когнитивный
б. Индивидуальный
в. Общественный
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Закончите теоретическое положение: "Функцией языка как общественного явления является ..., т. е. функция передачи информации от субъекта к субъекту".
а. Коммуникативная
б. Познавательная
в. Эмотивная
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Какой критерий положен в основу разделения общения на деловое и развлекательное?
а. По степени официальности
б. По цели общения
в. По форм общения
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Что означат термин "гендерлекты"?
а. Особенности речи представителей определенных профессий
б. Особенности речи мужчин и женщин в пределах одного языка
в. Особенности речи определенных социальных групп
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. О какой гипотезе происхождения языка идет речь?
"Эта гипотеза происходит из того, что звуковой язык возник из невольных выкриков человека в процессе трудовой деятельности, охоты, собирательства под воздействием внешних обстоятельств или внутренних состояний".
а. Междометная гипотеза
б. Звукоподражательная гипотеза
в. Звукосимволическая гипотеза
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Как называется данная антиномия?
В интересах говорящего упростить высказывание мысли, в интересах слушающего — облегчить понимание. Говорящему удобно говорить тихо, слушающему удобнее слушать достаточно громкую речь. Говорящему удобнее использовать свой привычный словарь, а слушающий не понимает некоторых его слов.
а. Антиномия говорящего и слушающего
б. Антиномия нормы и возможностей системы
в. Антиномия стандартизации и экспрессивности
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Как называется данная антиномия?
Говорящим легче использовать стандартные, привычные, регулярно употребляемые единицы системы языка. Но иногда говорящий бывает склонен к экспрессивной выделенности единиц языка в речи — необычности метафоры, нестандартности построения фразы, необычности стилистического употребления единицы и т. д.
а. Антиномия говорящего и слушающего
б. Антиномия нормы и возможностей системы
в. Антиномия стандартизации и экспрессивности
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. Как называется данная антиномия?
Развитие языка определяется стремлением говорящих сохранить установившееся употребление языковых единиц и невозможностью это сделать. Люди стремятся сохранить норму и вместе с тем вынуждены постоянно ее менять.
а. Антиномия говорящего и слушающего
б. Антиномия нормы и возможностей системы
в. Антиномия стандартизации и экспрессивности
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Как называется данная антиномия?
Увеличение числа языковых единиц приводит к сокращению текста (вместо женщина, с которой я состою в браке мы говорим жена), но тогда усложняется сама система, что невыгодно говорящим. Сокращение единиц системы удлиняет текст — приходится использовать развернутые словосочетания (если выбросить из русского языка слово жена, то придется говорить женщина, с которой я состою в браке).
а. Антиномия говорящего и слушающего
б. Антиномия системы и текста
в. Антиномия стандартизации и экспрессивности
ОТВЕТ: б

Вопрос 10. Как называется данная антиномия?
Французский лингвист А. Мартине считал, что постоянное противоречие между потребностями общения человека и его стремлением свести к минимуму свои умственные и физические усилия может рассматриваться в качестве движущей силы языковых изменений. Поведение человека подчинено за-кону наименьшего усилия, в соответствии с которым человек растрачивает свои силы лишь в той степени, в какой это необходимо для достижения определенной цели. Ученый заметил, что принцип экономии в языке проявляется в постоянном стремлении достичь равновесия между противоречивыми потребностями общения, с одной стороны, и инерцией памяти и инерцией органов речи — с другой.
а. Закон экономии
б. Антиномия системы и текста
в. Антиномия стандартизации и экспрессивности
ОТВЕТ: а

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации.

Вопрос 11. Как называется принятое в данном коллективе употребление языковых средств?
а. Акт речи
б. Узус
в. Норма
г. Схема
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Как называется абстракция, обобщение правил, на основе которых совершается узус?
а. Акт речи
б. Узус
в. Норма
г. Схема
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Закончите теоретическое положение: "... и узус предполагают друг друга и не существуют раздельно".
а. Акт речи
б. Узус
в. Норма
г. Схема
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Как называется чистая структура отношений, аналогичная правилам игры, например, правилам движения шахматных фигур.
а. Акт речи
б. Узус
в. Норма
г. Схема
ОТВЕТ: г

Вопрос 15. Закончите теоретическое положение: "С позиций современной методологии ... не может быть первичной, она вторична, производна, так как не может сформироваться в голове человека без усвоения узуса и овладения актами речи".
а. Акт речи
б. Узус
в. Норма
г. Схема
ОТВЕТ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий;
• "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

Вопрос 1. Дополните список принципиальных возможностей в изменении состава словесных знаков языка по В. Г. Гаку:
1. Использование старого знака для нового денотата. 2. Введение нового знака для старого, уже обозначенного денотата. 3. Введение нового знака для нового денотата. 4. ... .
ОТВЕТ: Прекращение употребления знака.

Вопрос 2. Разграничьте понятия "эволюция" и "развитие" языка.
ОТВЕТ: Эволюция — это изменения внутри языка, происходящие под влиянием его собственных внутренних законов. Развитие языка — это изменения, связанные с воздействием на язык общества, приспособление языка к изменяющимся и усложняющимся условиям его функционирования.

Вопрос 3. Приведите пример однонаправленных звуковых изменений в индоевропейских языках.
ОТВЕТ: Древнеславянские дифтонги он, ом, ен, ем, став гласными у, а, уже не могут вернуться к исходному состоянию. Не возвращаются к исходному звучанию дж из j, х из с, р из з и ряд других.

Вопрос 4. Приведите пример разнонаправленных звуковых изменений в индоевропейских языках.
ОТВЕТ: Разнонаправленными являются изменения звонких в глухие и обратно (п→б→п, с→ з→с и т. п.); обратимы изменения с→ш→с, а→о→а, и→е→и и ряд других.

Вопрос 5. В чем заключается закон Шпербера? Приведите пример его действия.
ОТВЕТ: Закон Шпербера состоит в том, что основным источником метафорических переносов значения слова в каждую эпоху служит комплекс идей, имеющих важное значение и вызывающих общий интерес в данном обществе. В средние века такой комплекс идей порождала охота, с появлением спортивных игр общий интерес вызывает футбол, а в США — бейсбол; в начале XX в. внимание приковали автомобили, во время первой и второй мировой войны — военные действия.

Вопрос 6. Приведите пример действия закона перехода от конкретных понятий к абстрактным.
ОТВЕТ: От лат. pensare (взвешивать) развивалось франц. penser (думать). От греч. basis (ступенька) ведет начало современное базис — основание, исходные постулаты теории, общественного устройства.

Вопрос 7. Приведите пример синестезии (способности человека одновременно воспринимать объекты разными органами чувств) в языке.
ОТВЕТ: Вкусными называют не только продукты питания, но и запахи, и красивые вещи, и приятные переживания. Ср.: бархатный голос и режущий голос, яркий звук и матовый звук, свет-лый ум и темный человек, тяжелый труд и легкая работа, тяжелый человек и легкая улыбка, острый язык и медовые речи.

Вопрос 8. Приведите пример принципа антропоморфизма в языке.
ОТВЕТ: Названия частей тела человека, одежды, домашней утвари, частей жилища и т. п. широко используются для номинации более удаленных от человека предметов. Ср., например, в названиях растений: медвежьи ушки, львиный зев, кукушкины слезки, или названия частей тела в названиях предметов: ручка чайника, двери, кресла; голова сахару, головка луку, горлышко бутылки, кувшина; ребро доски, колено реки, язык колокола, бородка ключа.

Вопрос 9. Приведите пример эвфемизации в русском языке.
ОТВЕТ: Многие слова в разных языках являются по своему происхождению эвфемизмами. Так, в русском языке это такие слова как медведь (варианты — хозяин, сам, топтыгин), змея (от земля, земляная), блаженный (в значении 'сумасшедший').

Вопрос 10. Приведите пример эвфемизации в английском языке.
ОТВЕТ: В английском языке гробовщика называют undertaker — букв, предприниматель; говорят: desease (болезнь) — букв, неудобство, imbecile (сумасшедший) — от лат. imbecillus «слабый», silly (глупый) — букв, счастливый.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации.

Вопрос 11. Приведите пример введения нового знака для нового денотата в русском языке.
ОТВЕТ: В средние века в России было слово толмач — переводчик (заимствование из немецкого языка), но это был только устный переводчик, а когда появилась потребность переводить и письменные тексты, государственные документы, было образовано современное слово переводчик, которое означает «переводчик устных и письменных текстов». Новый денотат получил новое обозначение.

Вопрос 12. Приведите пример адаптированных заимствований в русском языке, которые перестают восприниматься как заимствования.
ОТВЕТ: Матрос, катер, опера, ария, матч, чемпион, гол, символ, олимпиада, аптека, бульон, такси, крем, тротуар, портфель, альбом, штопор, слесарь, плуг, флаг, штраф, артель, базар, шалаш, чулок, сундук, булка, фляжка, адмирал и мн. др.

Вопрос 13. Приведите пример прекращения в употреблении знака (т. е. историзма) в русском языке.
ОТВЕТ: Историзмами русской лексической системы являются такие единицы как алтын, боярин, забрало, кольчуга, терем, со-ха, тысяцкий, вече, палица, сеча; более поздний период — стряпчий, полицейский, урядник, лакей, лавочник, купец, поло-вой, царь, приказчик; историзмы советской эпохи — нэп, промфинплан, пятилетка, коминтерн, выдвиженец, лишенец, комбед, красногвардеец, белогвардеец, коллективизация, генсек, политбюро, стиляга, диссидент

Вопрос 14. Приведите пример лексических архаизмов, т. е. слов, вытесненных словами другого корня.
ОТВЕТ: Шея вместо выя, рулевой вместо кормчий, пахарь вместо ратай, актер вместо лицедей, свидетель вместо послух, ученик вместо школяр.

Вопрос 15. Приведите пример семантических архаизмов, т. е. устаревших значений в семантеме используемого сегодня слова.
ОТВЕТ: В слове художество ранее присутствовало значение «искусство», злокачественный — «обладающий плохими, дурными качествами», вертеп — «пещера», вор — «бунтовщик», сволочь — «те, которых сволокли, собрали в одно место с разных сторон», негодяй — «негодный к военной службе», истукан — «статуя», живот — «жизнь», прозябать — «расти», позор — «зрелище», общественник — «член общины» и др.

Вопрос 16. Приведите пример реактивации лексики в русском языке.
ОТВЕТ: В русском языке в период перестройки были реактивированы некоторые лексемы и устойчивые словосочетания, относящиеся к сфере политики и рыночных отношений: Дума, думская фракция, думский комитет, суд присяжных, забастовка, пособие по безработице, голодовка, биржа, торги, акциз, вексель, предприниматель, банкрот, полиция, коммерческий банк, торговля недвижимостью.

Вопрос 17. Приведите пример заимствования морфем из других языков.
ОТВЕТ: Морфемы могут заимствоваться из других языков. На-пример, слова спутник и лунник, попав во французский язык, были осмыслены как слова с морфемой -ик. Когда запустили космические корабли в сторону Венеры и в сторону Марса, во французском языке появились Venusik и Marsik. Суффикс -ik стал формальным показателем для обозначения искусственных космических тел.

Вопрос 18. Приведите пример действия аналогии в сфере словообразования.
ОТВЕТ: Как «работает» аналогия в сфере, например, словообразования, показывают изобретения детей: нарядник и наряднща (дети, которые любят наряжаться), король и королица (по аналогии с царь и царица), конькеист (ср. хоккеист), гребло (ср. весло), киноклъ (ср. бинокль).

Вопрос 19. Приведите пример, доказывающий следующее теоретическое положение: "Изучение истории синтаксических конструкций в разных языках мира показывает, что развитие синтаксической семантики идет именно по таким этапам. Простые синтаксические структуры, части которых располагаются в соответствии с порядком следования действия во времени, появляются раньше структур со сдвинутыми соотношениями, которые А. Р. Лурия называет дистантными предложениями.".
ОТВЕТ: Например, последовательность Наступила зима, пошел снег, стало холодно состоит из простых структур. А дистантной является структура Не опоздай я на поезд, не встретил бы вас. Такое высказывание требует мысленной перестройки, чтобы стало понятно, опоздал говорящий или нет, встретил он вас или не встретил.

Вопрос 20. Приведите пример, доказывающий следующее теоретическое положение: "Появление новых лексических и синтаксических значений может стимулировать создание новых формально-морфологических показателей для их обозначения. Например, в славянских языках постоянно появляются новые префиксы и суффиксы для выражения видовых значений и способов действия в глаголах. Увеличивается число словообразовательных морфем для создания новых словообразовательных моделей. Но-вые служебные морфемы всегда создаются из лексических средств, которые утрачивают лексические и приобретают грамматические семемы.".
ОТВЕТ: Например, русский аффикс -ся в прошлом был энклитической формой винительного падежа местоимения себя, а частица бы — одной из форм аориста от глагола быть.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Отлично" (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет и задачи языкознания.
2. Связь языкознания с другими науками.
3. Общее и частное языкознание.
4. Синхроническое и диахроническое языкознание.
5. Теоретическое и прикладное языкознание
6. Трудовая теория происхождения языка.
7. Уровни языка и их единицы.
8. Внутриуровневые и межуровневые отношения и связи.
9. Язык как знаковая система особого рода. Треугольник Фреге.
10. Дихотомия: язык-речь.
11. Связь языка и мышления.
12. Связь языка и общества.
13. Связь языка и культуры.
14. Генеалогическая классификация языков.
15. Типологическая классификация языков.
5.1.2. Вопросы промежуточного контроля знаний
1. Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.
2. Межпредметные связи языкознания и других дисциплин.
3. Направления языкознания.
4. Разделы языкознания.
5.Теории происхождения языка.
6.Историческое развитие языков.
7. Языки народов Российской Федерации и Ближнего зарубежья.
8. Язык как система. Уровни языка. Межуровневые и внутриуровневые связи.
9. Знаковый характер языка. Треугольник Фреге.
10. Язык и речь.
11. Язык и мышление.
12. Язык и общество.
13. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм
УП: 45.03.02-БЛин-Лин-11 (3+).plm.xml стр. 9
14. Язык и культура.
15. Языковая картина мира.
16. Генеалогическая классификация языков.
17. Методы изучения родства языков. Сравнительно-исторический метод
18. Типологическая классификация языков.
19. Языковые универсалии.
20. Графика, орфография, основные принципы.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. В каком ряду во всех словах нет звука [с]?
1. Бесшумный, сжал, электровоз 3. Возросший, расщепить, перевозчик
2. Косьба, сзади, новость 4. Вылезший, расчищать, тяжеловоз

2. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные звуки?
1) тендер, гортензия, инерция 3) тепловоз, интеграция, декорация
2) интервью, кафе, детализация 4) кибернетика, продюсер, резерв

3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Два ПЕСЧАНЫХ смерча каждый высотой по несколько метров пронеслись по пустыне Сахара, сметая всё на своём пути.
2) Участники детского песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.
3) После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
4) Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Приняты такие поправки к уставу, согласно которым мы обязательно войдём в совет директоров.
2) За короткий срок в городе-спутнике построены не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
3) Мир русской культуры, благодаря её восприимчивости ко всему нестандартному и в то же время обыденному, необычайно богат.
4) Одним из писателей, рассказавших о «маленьком» человеке, был Николай Васильевич Гоголь.

5. Укажите слово, в котором есть окончание ИЙ:
1) нет претензий 3) отчий
2) лисий 4) гербарий

6. Укажите слово, в котором приставка имеет иное значение, чем в остальных:
1) приклеить, 3) прикрепить,
2) прибить, 4) прижать.

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите правильную форму словосочетания
1) займись делом
2) тормоза двигателя
3) не хватает двухста рублей
4) финансовые договоры

8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Прозрачные русалки остановили свой хоровод над рекою ( ) и над пустынным зеленоватым берегом простонали далеко слышные их приветствия.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
На него сразу же навалилось множество дел: чтение рукописей, корректуры, типография, расчёты с авторами и сотрудниками и разнообразные обязанности редактора.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

10. Из приведенного ниже предложения выпишите краткое прилагательное:
Тем-то и поучительна биография Чехова, что этот сильный, волевой человек, смолоду выделывавший «черт знает что», мог подавить свою вспыльчивость, выбросить из души мелочное и пошлое и
выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения.

11. Прочитайте текст и выполните задания:
1) К негативным факторам городской среды относится прежде всего загрязненность атмосферного воздуха. 2) Из-за загрязненности воздуха большие города получают на 15 % меньше солнечных лучей,
на 10% больше осадков в виде дождя, снега, града. 3) … кислорода, который сгорает в двигателях автомобилей, в атмосферу поступает углекислый газ. 4) Его концентрация, по мнению учёных, создает
так называемый парниковый эффект: атмосфера пропускает солнечную радиацию, но обратного теплового излучения не происходит. 5) В планетных масштабах он выражен на Венере.

В каком значении употреблено в тексте слово АТМОСФЕРА:
1) газообразная оболочка, окружающая землю и некоторые другие планеты;
2) окружающие условия, обстановка;
3) единица измерения давления газов.

12. Укажите правильное соответствие значению слова КОНЦЕНТРАЦИЯ в данном тексте:
1) внешнее очертание;
2) степень насыщенности
3) пополнение состава
4) договор на эксплуатацию

13. Укажите способ образования слова ПРОПУСКАТЬ.

14. Выпишите из предложения 5 слово, образованное суффиксальным способом.

15. Из предложений 2-4 выпишите причастие.

16. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.

17. Среди предложений найдите предложение с однородными членами. Укажите его номер.

18. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер.

19. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Укажите его номер.

20. Укажите номер предложения, в котором присутствуют антонимы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематик поставленного вопроса, решил предложенные задания без ошибок.
"Хорошо" (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студен демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
"Удовлетворительно" (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ОЯ_45-03-01_Филология.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Ю. Норман Теория языка. Вводный курс: учебник для вузов М. // ЭБС «Лань», 2016, 2018 ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/109572
Л1.2 Даниленко, В.П. Общее языкознание и история языкознания: учебное пособие Флинта, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Блумфилд Язык: М.: УРСС //ЭБС «Университетская билиотека он-лайн», 1968 biblioclub.ru
Л2.2 Ф. де Соссюр Курс общей лингвистики: М.: КомКнига //ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2012
Л2.3 Ю.А. Левицкий Общее языкознание : М.: ЛИБРОКОМ; М.: URSS, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И.М. Камова Введение в языкознание: учебно-методические материалы по курсу Барнаул, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com.
Э2 2. Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru.
Э3 3. Языкознание.ру – Основные проблемы и концепции современного сравнительно-исторического языкознания yazykoznanie.ru/content/view/28/216
Э4 4. Журнал «Вопросы языкознания» Официальный сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН www.ruslang.ru/agens.php?id=vopjaz_cont
Э5 "Общее языкознание" на Образовательном портале \АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Общее языкознание» изучается в группах иностранных бакалавров-лингвистов. Данный курс включен в
образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего
образования Российской Федерации и рассчитан на 1 семестр.
Рабочая программа предусматривает изучение вопросов, отражающих содержательно-предметную специфику данной
дисциплины. Основная цель курса – сформировать у студентов представление о языкознании как о науке, познакомить
студентов с основными идеями и проблемами современного языкознания, с некоторыми методами лингвистических
исследований, дать представление об основополагающих дихотомиях, типологической классификации языков.
Система заданий практических занятий ориентирована на решение следующих методических задач:
- отработку новой лексики (терминологической и общенаучной) и грамматических конструкций, используемых в научном
стиле речи;
- развитие навыков и умений работы с научным текстом, выделение основных теоретических положений,
комментирование основных теоретических положений с опорой на иллюстративный материал, пересказ научного текста;
- развитие навыков и умений логического мышления и в дальнейшем – написания выпускной квалификационной работы.
Возможны следующие виды работы на практических занятиях:
1. Фонетическая зарядка.
2. Отработка новой лексики (преимущественно терминологического характера).
3. Отработка новых грамматических конструкций, используемых в научных текстах, выполнение заданий на
трансформационную замену конструкций.
4. Опрос по лекционному материалу.
5. Задания, направленные на развитие навыков логического мышления (к примеру, определение типа русского,
английского, одного из восточных языков в генеалогической классификации языков и иллюстрация конкретными
примерами).
6. Задания, направленные на развитие навыков пересказа научного текста с опорой на схемы.
На практических занятиях рекомендуется больше внимания уделять развитию навыков и умений говорения (в частности,
«говорения» на языке науки).
УМКД по данной дисциплине предусматривает рубежный контроль, который проводится в форме семинарских занятий, в
рамках которых проверяется знание основных терминов дисциплины, содержания лекционного материала.
Правильная организация занятия, система заданий, предлагаемых преподавателем, отработка материала, контроль
усвоения – все это ориентировано на развитие навыков и умений логически мыслить, анализировать и обобщать научную
информацию, высказывать свое мнение.
Основная цель дисциплины – сформировать у студентов представление о языкознании как о науке, познакомить студентов
с основными идеями и проблемами современного языкознания, с некоторыми методами лингвистических исследований,
дать представление об основополагающих дихотомиях, типологической классификации языков.
Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы найти наиболее рациональные методы обучения,
позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.
В условиях реализации компетентностного подхода к обучению по подготовке бакалавров и специалистов на кафедре
используются как традиционные технологии обучения (лекции, практические занятия, объяснительно-иллюстративные
методы обучения, индивидуальные консультации по конкретному материалу), организация самостоятельной работы,
контроль знаний, так и инновационные технологии:
- технологии развивающего обучения: технология развития логического мышления и анализа материала, технология
учебной дискуссии и решения спорных вопросов лингвистической теории,
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: технология интенсификации обучения на
основе схемных моделей обучения,
- технологии электронного обучения. Кафедра имеет свой сайт, на котором размещены все методические материалы,
лекции, материалы к практическим занятиям, контрольные задания. Это обеспечивает студентов достаточной учебнометодической информацией,
что способствует приобретению новых знаний и обеспечивает повышение эффективности
учебного процесса,
- использование активных и интерактивных форм проведения тренинга и текущего контроля в сочетании с внеаудиторной
работой. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки к данной дисциплине
разработаны электронные тестовые задания.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью
контингента обучающихся и содержанием данной дисциплины, и в среднем они должны составлять не менее 70%
аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов в среднем не могут составлять
более 40% аудиторных занятий.