МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Романова Екатерина Геннадьевна;

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент , О.А. Ковалев

Рабочая программа дисциплины
Теория литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.ф.н. С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой доцент, к.ф.н. С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: изучение основных теоретико-литературных концепций одновременно с формированием понятийного и категориального аппарата, повышением уровня культуры и мышления.
Задачи курса:
– освоение студентами основных принципов и понятий, используемых при изучении истории литературы;
– знакомство с различными подходами к трактовке художественного произведения и литературы в целом;
– выработка у студентов умения производить рефлексию по поводу литературоведческой терминологии (основных понятий науки о литературе).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы
ОПК-1.1 Знает краткую историю филологии, ее современное состояние и перспективы развития
ОПК-1.2 Применяет различные филологические теории в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности
ОПК-3Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре;
ОПК-3.1 Знает основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, различных литературных и фольклорных жанров
ОПК-3.2 Владеет базовыми методами литературоведческого анализа
ОПК-3.3 Умеет применять положения и концепции в области литературоведения в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения и концепции в области теории и истории литературы; основные приемы научного описания в ходе своей исследовательской деятельности


3.2.Уметь:
3.2.1.продемонстрировать знания в области теории и истории литературы; подготовить научные статьи, курсовые работы по тематике научного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования теоретических знаний в области литературы при составлении научных текстов и библиографических описаний по тематике проводимых исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Литература как предмет литературоведения
1.1. Литературоведение как наука Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
1.2. Литературное произведение Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Роды и жанры литературы Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Литература как вид искусства Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
1.5. Фигуры и тропы Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2
1.6. Системы стихосложения Практические 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2
1.7. Внутренний мир произведения Практические 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
1.8. Персонаж Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2
1.9. Аристотель "Поэтика" Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 7 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. История и методология литературоведения
2.1. Литература и психоанализ Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4
2.2. Мифологический метод в науке о литературе Лекции 7 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
2.3. Литература и мифология Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Формальный метод в литературоведении Лекции 7 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.5. Теория пародии Ю.Н. Тынянова Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.6. Структурализм и постструктурализм в литературоведении Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Проблема автора в литературоведении Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.8. Проблема читателя в литературоведении Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Анализ художественного текста Практические 7 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.10. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 7 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
2.11. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания открытого типа

1. Дайте определение термину АЛЛИТЕРАЦИЯ
Ответ: средство звукописи, повтор согласных звуков, основной элемент фоники
2. Дайте определение термину АНАФОРА
Ответ: единоначатие – одна из стилистических фигур: повтор одного и того же слова или группы слов в начале нескольких строк или строф (в стихах), колонов или фраз (в прозе), обычно смежных друг с другом.
3. Дайте определение термину АНТИТЕЗА
Ответ: стилистическая фигура: сопоставление резко контрастных или резко противоположных понятий или образов для усиления впечатления.
4. Дайте определение термину ВЕРЛИБР
Ответ: стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения ни стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк, устном – напевом).
5. Дайте определение термину ВЫМЫСЕЛ
Ответ: деятельность воображения писателя, которая выступает как формообразующая сила и приводит к созданию сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности.
6. Дайте определение термину ГИПЕРБОЛА
Ответ: стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.
7. Дайте определение термину ЗАВЯЗКА
Ответ: событие, определяющее начало действия, «завязывание» конфликта в литературном произведении.
8. Назовите двусложные стихотворные размеры.
Ответ: ямб, хорей.
9. Назовите трехсложные стихотворные размеры.
Ответ: дактиль, анапест, амфибрахий
10. Установите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Ответ: хорей
11. Установите размер, которым написано стихотворение Н. Некрасова:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Ответ: дактиль
12. Установите размер, которым написано стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король»:
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король
Ответ: Дактиль
13. Дайте определение термину экспозиция
Ответ: исходная часть сюжета литературного произведения, ситуация, логически и хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия, конфликта. В экспозиции даются предварительные и поясняющие сведения о героях, их взаимоотношениях и основных обстоятельствах.
14. Дайте определение термину ХРОНОТОП
Ответ: понятие, введенное М.М. Бахтиным в литературоведение для обозначения «существенной взаимосвязи временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе».
15. Сформулируйте, чем фабула отличается от сюжета.
Ответ: Фабула – хронологическая последовательность событий, которые происходят с тем или иным персонажем. Сюжет – авторская последовательность событий, то есть такой порядок эпизодов, который выбрал сам писатель.
16. Дайте определение термину пиррихий
Ответ: стопа из двух безударных слогов, способная заменить стопу ямба или хорея.
17. Являются дли полными синонимами термины «персонаж» и «действующее лицо».
Ответ: Термин «действующее лицо» употребляется в отношении драматических произведений, термин «персонаж» более универсален.
18. Укажите основное отличие метафоры и метонимии.
Ответ: Метафора основана на принципе аналогии, а метонимия на принципе смежности.
19. Дайте определение термину ПЕРИПЕТИЯ
Ответ: неожиданный поворот в развитии трагической фабулы, перемена событий к противоположному; резкая неожиданная перемена в течении действия и судьбе персонажа
20. Дайте определение термину ОКСЮМОРОН
Ответ: сочетание слов с прямо противоположными значениями, преднамеренное объединение в единое смысловое целое двух или нескольких контрастных лексических единиц.

Критерии оценивания заданий открытого типа. Каждое задание оценивается 2 баллами. 2 балла ставится, если задание выполнено верно, 1 балл, если задание выполнено частично верно.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Задания закрытого типа
1. Как называется выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью:
1. художественная деталь,
2. символ,
3. антитеза,
4. мотив,
5. перипетия
верный ответ: 1
2. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды», ответьте на вопрос
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Размер, которым написано стихотворение:
1. Амфибрахий
2. Ямб
3. Хорей
4. Дактиль
Верный ответ 2.
3. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды», ответьте на вопрос
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Какой тип рифмовки использовал поэт?
1. перекрестная
2. кольцевая
3. парная
Верный ответ 1.
4. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды», ответьте на вопрос
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Укажите эпитеты, использованные поэтом
1.белеет снег
2.сонный брег
3.молодой весны
4.весной шумят
Верный ответ 2,3.
5. Выберите неверное утверждение в отношении трактата Аристотеля «Поэтика»
1. Аристотель затрагивает проблемы происхождения родов и жанров.
2. В трактате в том числе используется понятие катарсиса.
3. Аристотель указывает авторам, как нужно писать и приводит образцовые примеры.
4. Аристотель впервые в истории обращается к роли читателя в литературе и дает советы авторам, как создать самое читаемое произведение.
Верный ответ 4.
6. Трактат Аристотеля «Поэтика» является нормативным. Верно?
Да
Нет
Верный ответ Да.
7. Назовите основной принцип творческой деятельности художника, лежащий, по мнению Аристотеля, в основе литературы и других искусств:
1. Мимесис
2. Катарсис
3. Запоминание
4. Письмо
Верный ответ 1.
8. Укажите элементы текста, относящиеся к «раме» произведения:
1. Заглавие
2. Мотив
3. Эпиграф
4. Деталь
5. Персонаж
Верный ответ 1,3.
9. Укажите функции литературы как вида искусства:
1. Познавательная
2. Эстетическая
3. Регулятивная
4. Коммуникативная
5. Эмоциональная
Верный ответ 1,2,4.
10. Творческая типизация – это
1. отбор определенных сторон жизненных явлений и их подчеркивание, гиперболизации в художественном изображении.
2. описание типичных для автора форм действительности.
3. использование типичных для времени создания произведения слов и выражений.
Верный ответ 1.
11. Укажите специфические черты художественного образа.
1. емкость содержания
2. обобщение
3. экспрессивность
4. оригинальность
5. самодостаточность
6. фантастичность
Верный ответ 1,2,3,5
12. Драма, по мнению Веселовского, возникла из обмена репликами участников хора и запевал.
Верно/неверно
Верный ответ : Верно
13. Укажите лирические жанры
1. сонет
2. роман в стихах
3. элегия
4. басня
Верный ответ 1,3
14. Исторически сложившаяся форма литературного произведения это
1. Род
2. Жанр
3. Вид
Верный ответ 2
15. Верно ли высказывание, что оригинальность является существенным свойством стиля, но в то же время стиль к ней не сводится, и не всякая оригинальность может быть названа стилем?
Да/нет
Верный ответ: да

Критерии оценивания заданий закрытого типа. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену

Структура литературоведения. Литературоведение в системе гуманитарного знания.
Основные вопросы теории литературы.
Искусство как познание. Мимесис.
Понятие о художественном образе.
Разделение литературы на роды.
Эпос как литературный род.
Драма как литературный род.
Лирика как литературный род.
Понятие о жанре и жанровой системе.
Понятие о литературном процессе и всемирной литературе.
Основные модели литературного процесса.
Понятие «художественная литература»: подходы к определению.
Специфика литературы как искусства. Литература и другие искусства.
Литература и миф. Основные черты мифологического сознания.
Психоаналитический подход к литературному произведению.
Понятие «автор» в современном литературоведении, формы авторского присутствия в произведении.
Понятие «читатель» в традиционном и современном литературоведении.
Литературные иерархии.
Происхождение и история романа. Проблема жанровой идентичности.
Персонаж как форма присутствия человека в литературе. Система персонажей.
Внутренний мир произведения. Функции детали и вещи.
Сюжет, его функции. Разновидности сюжета.
Время и пространство в литературе
«Рама» произведения, ее значение для основного текста
Оценка «Отлично» выставляется студентам, успешно сдавшим экзамен и показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение примерами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора. Оценка «Отлично» выставляется, если на два вопроса задания (из двух) даны полные правильные ответы, либо на один вопрос дан полный ответ и на второй вопрос дан неполный ответ (имеются незначительные недочеты).
Оценка «Хорошо» выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение проиллюстрировать изложение практическими примерами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим способность к самостоятельному восполнению и обновлению знаний в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях. Оценка «Хорошо» выставляется, если на два вопроса задания (из двух) даны неполные ответы.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и вопросы экзаменатора. Оценка «Удовлетворительно» выставляется, если на один вопрос задания (из двух) дан неполный ответ, на второй вопрос ответ не доведен до конца.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не ответил на вопросы билета или экзаменатора. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если не дан ответ на два вопроса (из двух).
Приложения
Приложение 1.   Теория литер ФОС++.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Эсалнек А.Я. Теория литературы: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Крупчанов Л.М. Теория литературы: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: М.: Academia, 2004
Л2.2 Хализев В.Е. Теория литературы: М.: Академия, 2002
Л2.3 Теория литературы. В 2 томах. Т. 2. Историческая поэтика / С. Н. Бройтман: М.: Академия, 2004
Л2.4 Теория литературы. В 2 томах. Том 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман: М.: Академия, 2004
Л2.5 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие для вузов: М.: Аспект Пресс, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-курс на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Студенты 4 курса, как правило, уже имеют высокий навык работы на лекции, сформировали умения внимательно слушать лектора, фиксировать главное, составляя конспект лекции. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать герменевтической терминологией.
Практические занятия по методике преподавания проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство с узловыми проблемами современной теории литературы. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Рекомендуется заострение внимания именно на наиболее спорных, дискуссионных вопросах современного литературоведения. Данная форма работа направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.

3. Методические указания по подготовке к экзамеу
Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов и зачетов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачету следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачете может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте