МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессионально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять педагогическую деятельность по профильным предметам (русский язык, литература) в рамках программ основного общего и среднего общего образования
ПК-1.1 Знает образовательный стандарт и программы основного общего и среднего общего образования
ПК-1.2 Владеет психолого педагогическими и методическими основами преподавания учебных дисциплин из предметной области «Русский язык и литература»
ПК-1.3 Умеет организовать учебный процесс по русскому языку и литературе и контролировать результаты обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает образовательный стандарт и программы основного общего и среднего общего образования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Владеет психолого педагогическими и методическими основами преподавания учебных дисциплин из предметной области «Русский язык и литература»

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Умеет организовать учебный процесс по русскому языку и литературе и контролировать результаты обучения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Профессиональная культура педагога Сам. работа 5 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 5 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Методологические основы педагогики Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 5 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Проблема цели воспитания педагогики Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Целостный педагогический процесс Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Принципы воспитания Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Принципы воспитания Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Современные концепции воспитания Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Содержание воспитания Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.9. Содержание воспитания Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.10. Содержание воспитания Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.11. Особенности воспитательной работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.12. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.13. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.14. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Современные дидактические концепции Сам. работа 5 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Принципы обучения Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.4. Принципы обучения Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.5. Обновление содержания школьного образования Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.6. Общая характеристика методов обучения Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.7. Общая характеристика методов обучения Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.8. Методы проблемного обучения Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.9. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.10. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 5 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.11. Формы организации обучения в школе Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.12. Формы организации обучения в школе Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.13. Урок в современной школе Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.14. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.15. Экзамен Экзамен 5 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3080

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять педагогическую деятельность по профильным предметам (русский язык, литература) в рамках программ основного общего и среднего общего образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательной организации требованиям ФГОС:
а) государственный контроль качества образования;
б) государственный надзор в сфере образования;
в) выездные проверки, включающие тестирование обучающихся;
г) деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС не имеет отдельного названия.
Правильный ответ: а

2. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:
а) Министерства образования и науки РФ;
б) Департамента образования Вологодской области;
в) Учредителя образовательного учреждения;
г) образовательного учреждения.
Правильный ответ: г

3. В каком документе находит отражение характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности:
а) в рабочей программе;
б) в рабочем учебном плане;
в) в профессиональном стандарте;
г) в учебном издании.
Правильный ответ: в

4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»:
а) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования;
б) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
в) обеспечивает качество подготовки специалистов;
г) обеспечивает право на равноценное образование.
Правильный ответ: а

5. К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится:
а) наглядность;
б) фундаментальность;
в) преемственность;
г) вариативность.
Правильный ответ: а

6. В соответствии с требованиями ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип данного проекта:
а) индивидуальный;
б) социальный;
в) групповой;
г) игровой.
Правильный ответ: а

7. Способ подачи нового материала на уроке русского языка обусловлен:
а) творческим списыванием;
б) развитием речи;
в) настроением учащихся;
г) возрастными особенностями учащихся.
Правильный ответ: г

8. Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава – это:
а) Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
б) Закон Российской Федерации «Об образовании»
в) Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
г) Федеральная целевая программа развития образования.
Правильный ответ: а

9. Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в:
а) примерных основных образовательных программах;
б) обновленных ФГОС;
в) примерных рабочих программах;
г) универсальном кодификаторе.
Правильный ответ: в

10. Что необходимо учитывать при обучении русскому языку:
а) настроение;
б) окружающую среду;
в) особенности родного языка;
г) интерьер.
Правильный ответ: в

11. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) цели образовательного процесса;
б) методы образовательного процесса;
в) способы образовательного процесса;
г) аспекты образовательного процесса.
Правильный ответ: а

12. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования учителем предполагает выполнение следующих трудовых действий:
а) реализацию индивидуальной программы развития;
б) корректировку учебной деятельности с учетом неравномерности развития детей в силу различия условий дошкольного воспитания;
в) применение специальных языковых программ, программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;
г) использование совместно с учащимися иноязычных источников информации.
Правильный ответ: авг

13. Основная форма учебно-воспитательной работы в школе:
а) факультативные занятия;
б) урок;
в) внеклассная работа;
г) индивидуальная работа.
Правильный ответ: б

14. Общедидактическое требование к современному уроку русского языка:
а) вооружение учащихся знаниями;
б) проверка домашнего задания;
в) обучающие диктанты;
г) занятия спортом.
Правильный ответ: а

15. Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к осуществлению профессиональной деятельности на основании методологии ФГОС:
а) владение предметным содержанием на углубленном уровне;
б) способность к организации разных видов учебной деятельности;
в) умение разрабатывать рабочую программу по предмету;
г) умение разрабатывать задания по функциональной грамотности.
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся – это …
Правильный ответ: учебный план

2. Методологической основой реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов второго поколения) является системно-деятельностный …
Правильный ответ: подход

3. Тип урока, формирующий коммуникативную компетенцию учащихся – это …
Правильный ответ: урок-коммуникация

4. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности осуществляется один раз в …
Правильный ответ: пять лет

5. Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования – это образование …
Правильный ответ: общее

6. Совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации и образовательного процессов и оценки образовательных результатов – это …
Правильный ответ: компетентностный подход

7. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами – это …
Правильный ответ: учебно-познавательная компетенция

8. Учебник русского языка предназначен для …
Правильный ответ: достижения учебных целей

9. Какое психолого-педагогическое условие необходимо соблюдать при организации диалога между учителем и учеником?
Правильный ответ: свободный обмен мнениями

10. Цели обучения русскому языку …
Правильный ответ: образовательные, коммуникативные, воспитательные

11. Тип урока, на котором реализуются межпредметные связи – это …
Правильный ответ: интегрированный урок

12. На уроках развития речи осуществляется формирование коммуникативной …
Правильный ответ: компетенции

13. В каком типе изложения требуется краткая передача содержания исходного текста?
Правильный ответ: сжатое

14. При каком методе учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного?
Правильный ответ: беседа

15. Как называется вид опроса, при котором выявляются знания и умения одного учащегося?
Правильный ответ: индивидуальный

16. Документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности – это …
Правильный ответ: образовательная программа

17. Что является средством обучения, которое позволяет произвести индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся?
Правильный ответ: тесты

18. Тип текста, в котором изображаются картины природы, предметы, отдельные явления и отсутствует сюжет, события – это …
Правильный ответ: описание

19. Специально организованная взаимосвязанная деятельность учителя и учеников, которая происходит в установленном порядке, в определенном режиме – это …
Правильный ответ: формы организации учебной работы

20. Такие свойства и качества ребенка, как характер, темперамент, способности относят к …
Правильный ответ: индивидуальным особенностям

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают экзамен автоматически.
Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Сластенина В.А. ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пидкасистый П.И. - Отв. ред. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Коджаспирова Г. М. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.