МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика редактирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., Проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика редактирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н. Проф. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.филол.н. Проф. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.предоставить студентам начальные сведения о структуре текста и методиках его редактирования,
познакомить с основными приемами работы редактора над авторским текстом,
выработать начальные навыки редакторского анализа текстов различной стилистической направленности,
способствовать овладению студентами теоретическими основами и профессиональными приемами редакторской работы над текстом при подготовке его к публикации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Владеет базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно- словарное описание) различных типов текстов.
ПК-3.1 Знает основы корректирования и редактирования
ПК-3.2 Имеет навыки работы со словарями и справочниками в избранной сфере профессиональной деятельности
ПК-3.3 Комментирует, редактирует, реферирует тексты различной направленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые методы и приемы редакторского анализа различных типов текстов на русском языке; базовые способы решения стандартных задач профессиональной редакторской деятельности на основе владения информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований; существующие отечественные методики анализа языковых фактов и текстов в области литературного редактирования с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
3.2.Уметь:
3.2.1.на профессиональном уровне применять полученные знания для создания и редактирования текстов профессионального назначения на русском языке; решать базовые стандартные задачи профессиональной редакторской деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; пользоваться основными отечественными методиками анализа языковых фактов и текстов в области литературного редактирования с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.на профессиональном уровне русским языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами редакторского анализа различных типов текстов устной и письменной коммуникации на данном языке; базовыми современными информационными технологиями сбора и анализа фактов, составляющих основу современной теории и практики редактирования для решения задач профессиональной редакторской деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; знаниями методики анализа языковых фактов и текстов в области литературного редактирования , обобщенными в исследованиях отечественных лингвистов, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и практика редактирования как прикладная учебная дисциплина
1.1. Редактирование как процесс. Редакторский анализ и его особенности. Психологические предпосылки редактирования (история и современное состояние) Лекции 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Роль психологической установки в процессе редактирования. Коммуникативные особенности процесса редактирования Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Техника чтения как основа редактирования. Виды чтения, используемые при редактировании Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Пределы вмешательства редактора в авторский текст. Условия правки текста Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Теория и практика редактирования как прикладная учебная дисциплина Сам. работа 6 26 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Текст как объект редакторского анализа, единицы текста, методики анализа
2.1. Важнейшие характеристики текста и его определение с позиций редактирования Лекции 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Структура текста и подходы к ее анализу Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Текст как запечатленная речь. Филологические методики анализа текста. Лекции 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Текст как запечатленная мысль Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.5. Текст как композиционное и рубрикационно-графическое единство Лекции 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.6. Методы и приемы поуровнего анализа текста Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Текст как объект редакторского анализа, единицы текста, методики анализа Сам. работа 6 36 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Техника редакторской правки и ее виды
3.1. Методики редактирования авторского материала Лекции 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Виды правки. Основные корректорские знаки Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Функции фактического материала в тексте. Ответственность редактора за точность и достоверность фактического материалаРабота редактора над фактическим материалом рукописи Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Приемы проверки фактического материала Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Техника редакторской правки и ее виды Сам. работа 6 18 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Владеет базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно- словарное описание) различных типов текстов.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что является целью литературного редактирования? ( Выберите наиболее
полный, на ваш взгляд, ответ.)
1. Исправление стилистических ошибок и погрешностей при подготовке
рукописи к публикации:
2. Комплексное улучшение содержания и формы текста при подготовке
рукописи к публикации.
3. Исправление стилистических и логических погрешностей при подготовке
рукописи к публикации.
4. Исправление авторской концепции при подготовке рукописи к публикации.
Ответ: 2

Вопрос 2. Какие виды чтения относятся к профессиональным редакторским?
(Выберите вариант, содержащий только правильные ответы.)
1. Ознакомительное, углубленное, шлифовочное.
2. Информационное, справочное.
3. Углубленное, учебное.
Ответ: 1

Вопрос 3. Каковы пределы редакторского вмешательства в текст?
1. Редактор может менять литературную форму и авторскую концепцию по
своему усмотрению.
2. Редактор может исправлять стилистические погрешности, не искажая
авторской концепции и не анализируя содержания.
3. Редактор исправляет форму и содержание текста, не искажая авторской
концепции и ограничиваясь необходимым минимумом исправлений..
Ответ: 3

Вопрос 4. Какое свойство текста обеспечивает его смысловое единство?
1. Наличие смысловых скважин.
2. Связность.
3. Целостность.
4. Закрепленность на определенном материальном носителе.
Ответ: 3

Вопрос 5. Соблюдение какого свойства текста является условием его смысловой
целостности?
1. Связность.
2. Проспекция.
4. Ретроспекция.
Ответ: 1

Вопрос 6. Какой операцией начинается процесс подготовки рукописи к публикации?
1. Правка-вычитка.
2. Аналитическое чтение.
3. Ознакомительное чтение.
4. Правка-обработка.
Ответ: 3

Вопрос 7. Какие цели ставятся при правке-обработке? (Выберите наиболее полный
ответ, не содержащий ошибочных утверждений.)
1. Литературная отделка текста, проверка и уточнение содержания текста,
мысли автора.
2. Исправление фактических и стилистических ошибок.
3. Совершенствование жанровой формы текста.
4. Исправление авторской концепции, устранение фактических ошибок,
композиционных и стилистических недочетов.
Ответ: 4

Вопрос 8. Какие операции предполагает методика логического анализа текста?
1. Анализ материально выраженных и материально не выраженных сигналов логической связи в тексте.
2. Анализ композиции текста.
Ответ: 1

Вопрос 9. Какие из перечисленных единиц относятся к материально выраженным сигналам логической связи в тексте?
(Выберите наиболее полный ответ, не содержащий ошибочных утверждений.)
1. Союзы, частицы, вводные слова, знаки препинания, предлоги с
обстоятельственными значениями.
2. Союзы, союзные слова, предлоги, знаки препинания.
3. Повторные наименования описываемых явлений, союзы, вводные слова.
Ответ: 2

10. Какой из логических законов нарушены в утверждении «Еще неизвестно,
сколько будет выделено денег, но уже сейчас ясно, что этой суммы будет
недостаточно»?
1. Закон тождества.
2. Закон противоречия.
3. Закон исключенного третьего.
4. Закон достаточного основания.
Ответ: 2

11. Какой закон логики нарушен в утверждении «Козероги больше любят
творить добро, при этом ими движет не только желание помочь. Может быть,
поэтому Козероги недоверчивы и консервативны»?

1. Закон тождества.
2. Закон противоречия.
3. Закон исключенного тpeтьeгo.
4. Закон достаточного основания.
Ответ: 1

12. Какие из перечисленных недостатков относятся к композиционным"?
1. Заявленные и неразвитые или излишне детализированные подтемы.
2. Частичная или полная подмена понятий.
3. Игнорирование тезиса.
4. Порочный круг.
Ответ: 1

13. Какая из перечисленных операций относится к методам анализа
композиции?
1. Составление плана, выделение рамочных элементов текста.
2. Членение текста на высказывания и определение связок между ними.
3. Выделение фактической основы и проверка правильности фактов.
4. Перегруппировка данных на основе другого логического принципа.
Ответ: 1.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какие три вида проверки фактического материала рекомендуют пособия по методике редактирования?
Ответ: 1) внутренняя проверка; 2) сличение с авторитетным источником; 3) официальное подтверждение.

2. Какие виды деятельности используются редактором в работе над фактическим материалом:
Ответ: 1) выбор фактов, 2) их проверку 3) и осмысление.

3. Какие функции в тексте может выполнять фактический материал?
Ответ: Фактический материал в тексте может выступать в разных функциях:
а) как собственно информация;
б) как аргумент в процессе логического
доказательства и основание для общих утверждений;
в) как иллюстрация, дополняющая какое-либо
наблюдение.

4. Какие виды работыпредполагает оценка редактором фактического материала?
Ответ: оценку элементов номинации; оценку фактов истории; оценку ситуации современной действительности;
оценка использования в тексах цифровых данных; оценка таблиц и графического материала; оценка цитирования.

5. Правка-вычитка - это...
Ответ: Правка-вычитка является самостоятельным видом редакторской работы.
Ее следует отличать от корректорской вычитки, которой
заканчивается подготовка оригинала к сдаче в набор.

6. Правка-сокращение - это...
Ответ: Правка-сокращение применяется,
когда по тем или иным причинам необходимо уменьшить объем текста, однако без
ущерба для его содержания.

7. Правка-переделка - это...
Ответ: Правка-переделка применяется при подготовке к печати
рукописей тех авторов, которые слабо владеют литературным
языком, а также в том случае, когда нудно перевести устную речь
в письменную, изменить стиль или жанровую форму текста.

8. Правка-обработка - это...
Ответ : Правка-обработка связана с таким исправлением рукописи,
которое позволяет считать ее издательским оригиналом, уже
готовым к печати.

9. Редактирование - это...
Ответ: Редактирование (от лат. reductus – приведенный в порядок)
определяется словарными источниками как: 1) форма деятельности, область
культурно-общественной работы и литературно-творческой практики; 2)
процесс обработки редактором авторского произведения для публикации.

10. Условия правки текста (по А.Э. Мильчину)
Ответ: Предварительное условие – править самому только в том случае, если
нет иного выхода, стараться использовать малейшую возможность для того,
чтобы исправления внес автор.
Первое условие – не начинать правку, не познакомившись с текстом в
целом.
Второе условие – править только после того, как установлена и точно
сформулирована причина неудовлетворительности текста.
Третье условие – правя, не выходить за пределы допустимого
вмешательства в авторский текст.
Четвертое условие – вносить минимум поправок, стараясь как можно
меньше отдаляться от авторского текста, и пользоваться для поправок
авторскими речевыми средствами.
Пятое условие – не застревать на трудных местах, а возвращаться к ним
после того, как правка всего текста завершена.
Шестое условие – подвергать острой критике, ставить под сомнение
собственные предложения и поправки.
Седьмое условие – согласовывать все исправления с автором,
внимательно прислушиваясь к его возражениям.

11. Из каких уровней состоит текст как объект редактирования?
Ответ: текст как запечатленная речь, текст как запечатленная мысль,
текст как композиуионное единство, текст как руботкационно-графическое единство.

12. Из каких единиц состоит текст как запечатленная речь?
Ответ: из единиц языка - слово, словосочетание, предложение.

13. Из каких единиц состоит текст как запечатленная мысль?
Ответ: из единиц мышления - понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение.

14. Приемы, помогающие устранить распространенные ошибки в авторских текстах
Ответ: 1. Соотнесение между собой синтаксически зависимых слов (ошибочная смысловая связь слов в предложении),
установление вариантов синтаксически зависимых слов (устранение двусмысленности); соотнесение предлога (частицы)
с последующими словами и словосочетаниями, которыми он управляет; установление вариации словосочетаний, меняющей смысл текста;
выявление лишних слов; замена местоимения словами, которые оно может замещать (омонимия местоимений) и др.

15. Из каких блоков состоит дифференциальный алгоритм чтения как методика смыслового анализа текста?
Ответ: ключевые слова, смысловые ряды, доминанта - основное смысловое значение текста.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТИПА

1.Редактирование, редактор, корректура, анализ произведения, редакторский анализ.
2.Текст, структура текста, единицы текста. Виды редакторского анализа по единицам текста.
3.Смысловой анализ текста. Виды смыслового анализа. Приемы смыслового анализа (свертывание, ключевые слова, доминанта). Антиципация и реципация.
4.Текст как объект редакторского анализа.
5.Текст как запечатленная мысль. Единицы текста и виды анализа смыслового содержания текста.
6.Текст как запечатленная мысль, логические основы редактирования.
7.Материально выраженные сигналы логической связи в тексте, алгоритм нахождения материально выраженных связей.
8.Текст как запечатленная мысль. Материально не выраженные сигналы логической связи в тексте, алгоритм нахождения материально не выраженных связей.
9.Текст как запечатленная мысль. Правила соотношения логически связанных звеньев текста.
10.Текст как запечатленная речь. Единицы речи. Приемы работы редактора с языком и стилем рукописи.
11.Текст как запечатленная речь. Понятие языковой аномалии. Классификация языковых аномалий Ю.Д. Апресяна.
12.Текст как запечатленная речь. Роль первоначального восприятия в поиске текстовых аномалий. Типы текстовых аномалий.
13.Текст как запечатленная речь. Алгоритм работы редактора над языком и стилем рукописи (методика Б.С. Мучника).
14.Текст как запечатленная речь. Требования к редакторскому анализу языка и стиля рукописи.
15.Текст как запечатленная речь. Приемы, помогающие устранить распространенные ошибки в языке и стиле текста (методика А.Э. Мильчина).
16.Структура текста. Текст как композиционное и рубрикационно-графическое единство.
17.Текст как композиционное единство. Понятие композиции, виды композиционного развертывания.
18.Текст как композиционное единство. Композиция и структурно-логическое содержание текста.
19.Текст как композиционное единство. Понятие «нулевого» уровня композиции. Трансформационные факторы и типы композиционного развертывания «нулевого» уровня композиции.
20.Текст как композиционное единство. Требования к композиции. Единство композиции и логической организации текста.
21.Текст как композиционное единство. Редакторские приемы работы редактора над композицией рукописи.
22.Составление плана как прием работы редактора над композицией текста. Виды планов и способы их составления.
23.Заголовок как элемент композиционной структуры текста, функции и типы заголовков.
24.Редакторские приемы работы редактора над композицией рукописи. Работа редактора над заголовком, начальными и конечными фразами текста.
25.Текст как композиционное единство. Типичные недостатки композиции авторского материала (рукописи).
26.Требования к редакторскому анализу и виды правки.
27.Правка-вычитка.
28.Правка-сокращение. Способы сокращения авторского текста.
29.Правка-переделка.
30.Правка-обработка..

Задания практикоориентированного типа

1. Известно, что в основе прикладных научных дисциплин лежит не познавательный образ, а этический принцип. В основу каких прикладных наук могут быть положены следующие этические принципы?
«Не навреди». «Dura lex, sed lex». «Будь грамотен, делая новую вещь». «Применяя новую технику к новым текстам, сохрани и развивай прежнюю языковую действительность».
2. Что бы вы ответили юристу, который попросил бы Вас узаконить «олбанский язык» и перевести на него тексты официально-деловых документов (например, тексты договоров)?
3. Используя таблицу 1 из учебно-методического пособия Т.В. Чернышовой «Теория и практика редактирования: учебно-методическое пособие» / Т.В. Чернышова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. 41 с., докажите принадлежность теории и практики редактирования к группе прикладных филологических дисциплин.
4. Используя «Структурную схему текста» , проанализируйте структуру текста в языковом и понятийном плане и укажите методы и приемы анализа, которые могут быть использованы при оценке каждого из уровней текста. Наблюдения запишите в таблицу:

Уровни текста
Единицы текста (анализа)
Методы и приемы анализа

5. На основе указанной структурной схемы текста (по А.Э. Мильчину) охарактеризуйте виды связей, содержащиеся в тексте. Ответьте на вопросы:
1) Каково значение существительного «текст» в переводе с латинского языка? Что отражает это слово?
2) Используя словарные материалы, дайте толкование прилагательного «рубрикационно-графический»?
6. В книге А.М. Пешковского «Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики» (электронный ресурс, код доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/peshkovsky_voprosy-metodiki-rodnogo-yazyka_1930/go,2;fs,1/) прочитайте раздел «Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы». На основе прочитанного напишите эссе на тему «Стилистический эксперимент и его особенности».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«Зачтено»:
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3) студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

«Зачтено»:
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3) студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. М. Накорякова Литературное редактирование: [учеб. пособие] М.: ИКАР, 2008
Л1.2 А.А. Сбитнева Литературное редактирование: История. Теория. Практика.: учебное пособие М.: Флинта, 2011
Л1.3 А. Э. Мильчин Методика редактирования текста: учеб. для вузов М.: Логос, [2005]
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. И. Максимова Стилистика и литературное редактирование: учеб. для вузов М.: Гардарики, 2008
Л2.2 Одинцов В.В. Стилистика текста. : учеб. пособие М.: Издательство ЛКИ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Э3 Поисковая система google - www.google.ru
Э4 www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э5 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э6 Курс "Теория и практика редактирования" в системе Moodle АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартное программное обеспечение, имеющееся в распоряжении АлтГУ
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс сочетает в себе лекционный (теоретический) материал, представленный по основным базовым темам, предлагаемый студентам частично – на самостоятельное изучение, частично – в ходе практических занятий. Курс имеет ярко выраженную прикладную направленность. Его целью является знакомство студентов с приемами работы редактора над текстом рукописи.
2. Для выполнения домашних заданий необходимо использовать список литературы и источников.
3. Задания к практическим занятиям организованы по следующей схеме: тема занятия, вопросы для обсуждения на занятии, литература для конспектирования и реферирования, упражнения для отработки теоретического материала темы и выработки навыков редакторского анализа.
4. Самостоятельные зачетные работы выполняются аудиторно. Для студентов, по какой-либо причине пропустивших самостоятельную зачетную работу, задания к ней выставляются дополнительно в период, следующий после даты аудиторной самостоятельной работы.
5. Освоение курса предполагает выполнение творческих и индивидуальных заданий.
6. Для получения итогового зачета необходимо выполнить следующий минимум:
1) посещение практических занятий и выполнение всех самостоятельных аудиторных работ;
2) выполнение итоговых зачетных работ (аудиторно или внеаудиторно в случае уважительной причины пропуска);
3) участие в обсуждении теоретических вопросов по теме прочитанного научного источника (см. список для реферирования);
4) выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию;
5) теоретический зачет в виде устного опроса.