МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этикет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 150
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 150 123 150 123
Итого 180 153 180 153

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Этикет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью является обеспечение овладения слушателями основами этических знаний и обучении их современным практическим принципам этикета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Владеет нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
ПК-2.1 Знает нормы этикета, принятые в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
ПК-2.2 Умеет использовать нормы этикета, принятые в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-9.1. Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды.
ПК-2.1 Знает нормы этикета, принятые в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций);
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2 Умеет использовать нормы этикета, принятые в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этикет и его виды. Историческое развитие морально-этикетных норм. Принципы и нормы современного этикета.
1.1. Лекции 3 4 Л2.2, Л2.1
1.2. Практические 3 8 Л2.2
1.3. Сам. работа 3 37 Л2.2
Раздел 2. Особенности этикета межличностного общения. Профессиональный этикет и его виды. Принципы делового этикета. Правила приветствия в деловой сфере.
2.1. Лекции 3 4 Л2.2
2.2. Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.3. Сам. работа 3 26 Л2.2
Раздел 3. Назначение, функции и требования к оформлению визитной карточки в деловой жизни. Этика делового телефонного разговора. Практические рекомендации и требования делового этикета. Одежда и внешний вид делового мужчины и деловой женщины.
3.1. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2
3.2. Практические 3 4 Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Сам. работа 3 34 Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Роль деловых приемов в развитии и обеспечении эффективности деловых отношений. Требование этикета к подготовке и организации делового приема (помещение, украшение стола, сервировка). Деловой этикет и поведение за сто- лом во время делового приема. Сувениры и подарки в деловой сфере. Презентации и нормы делового этикета.
4.1. Практические 3 4 ПК-2.1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Сам. работа 3 26 УК-9.1 Л2.4, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные вопросы для устного опроса на занятиях
Примерные вопросы:
1. Протокол деловых контактов.
2. Порядок представлений и знакомств.
3. Первое впечатление и его роль в деловых контактах.
4. Основные слагаемые нормы делового общения (перечислить и раскрыть).
5. Возможности визитной карточки
6. Этика служебных взаимоотношений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тест Речевой этикет
1. Речевой этикет – это …
1. система орфоэпических норм
2. система орфографических норм
3. система норм литературного языка
4. правила речевого поведения

2. Форма речевого этикета: гражданка Ахметова, дорогой друг, уважаемый Сергей Борисович!
1. обращение
2. приветствие
3. извинение
4. просьба

3. Форма речевого этикета: здравствуйте, добрый день, добрый вечер, моё почтение!
1. обращение
2. знакомство
3. приветствие
4. извинение

4. Форма речевого этикета: извините, прошу прощения, приношу свои извинения, пардон!
1. обращение
2. знакомство
3. приветствие
4. извинение

5. Форма речевого этикета: пожалуйста, очень прошу, не откажите в любезности, сделайте милость…
1. просьба
2. обращение
3. знакомство
4. приветствие
5. извинение

6. Форма речевого этикета: разрешите представить, представляю вам своего друга, знакомьтесь, познакомьтесь…
1. просьба
2. обращение
3. знакомство
4. приветствие
5. извинение

7. Ситуация, соответствующая форме речевого этикета: до встречи, прощай (те), до свидания, всего доброго!
1. поздравление
2. пожелание
3. комплимент
4. приглашение
5. прощание

8. Ситуация, соответствующая форме речевого этикета: от всего сердца, разрешите поздравить,
поздравляю, с праздником…
1. пожелание
2. комплимент
3. приглашение
4. поздравление
5. прощание

9. Ситуация, соответствующая форме речевого этикета: желаю от чистого сердца, от всей души, с наилучшими пожеланиями…
1. пожелание
2. комплимент
3. приглашение
4. поздравление
5. прощание

10. Ситуация, соответствующая форме речевого этикета: выглядите прекрасно, разрешите сделать комплимент
1. поздравление
2. комплимент
3. приглашение
4. пожелание
5. прощание

11.Ситуация, соответствующая форме речевого этикета добро пожаловать, разрешите пригласить, просим посетить…
1. поздравление
2. пожелание
3. комплимент
4. приглашение
5. прощание

12. Ситуация, соответствующая форме речевого этикета: спасибо, выражаем благодарность, благодарим за участие…
1. благодарность
2. отказ
3. согласие
4. привлечение внимания
5. комплимент

13. Ситуация, соответствующая форме речевого этикета: конечно, с удовольствием, всегда пожалуйста!
1. комплимент
2. благодарность
3. согласие
4. привлечение внимания
5. отказ

14. Ситуация, соответствующая форме речевого этикета: обратите внимание, хотелось бы отметить, будьте внимательны…
1. благодарность
2. согласие
3. привлечение внимания
4. отказ
5. комплимент

15. Укажите невербальное средство общения …
1. эмоциональная лексика
2. интонация
3. уменьшительно-ласкательный суффикс
4. жаргоны
5. просторечные слова

16. Невербальное средство общения …
1. мимика
2. эмоциональная лексика
3. уменьшительно-ласкательный суффикс
4. жаргоны
5. просторечные слова

17. Нормированность речи – это …
1. богатство содержания, большой объем информации
2. простота и доступность, понятность смысла речи
3. соблюдение норм литературного языка
4. строгая последовательность изложения мысли
5. образность, яркость, эстетичность, красочность речи

18. Ясность речи – это …
1. большой объем информации
2. понятность смысла речи
3. соблюдение норм литературного языка
4. последовательность изложения мысли
5. образность речи

19. Логичность речи – это …
1.богатство содержания
2. понятность смысла речи
3.соблюдение норм произношения
4.строгая последовательность изложения мысли
5.образность, яркость, эстетичность, красочность речи

20. Выразительность речи – это …
1. богатство содержания, большой объем информации
2. простота и доступность, понятность смысла речи
3. соблюдение норм литературного языка
4. строгая последовательность изложения мысли
5. образность, яркость, красочность речи

21. Уместность речи – это …
1. несоответствие коммуникативным целям общения
2. соответствие условиям, теме, содержанию общения
3. отсутствие нелитературных слов и выражений
4. установление истинности положения
5. простота и доступность, понятность смысла

22. Чистота речи –
1. наличие нелитературных выражений
2. нарушение орфоэпических норм
3. отсутствие в речи нелитературных слов и выражений
4. нарушение орфографических норм
5. нарушение стилистических норм

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Будильцева М.Б., Новикова И.А., Пугачев И.А., Серова Л.К. Культура русской речи: М.: Русский язык. Курсы, 2012
Л2.2 Карасева Т.В. Ниссен В.Ю. Русский речевой этикет: "Флинта"//ЭСБ Лань", 2011
Л2.3 Шеламова Г.М. Этикет делового общения. : Академия , 2010
Л2.4 Г. М. Шеламова Этикет делового общения: учеб. пособие для нач. проф. образования М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правила хорошего тона www.knigge.ru
Э2 Википедия. Обращение в русском речевом этикете ru.wikipedia.org
Э3 Этика речевого общения и этикетные формулы речи www.textologia.ru
Э4 Дипломатический этикет и современный протокол proeticet.ru
Э5 Правила современного делового этикета www.knigge.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание выполнения тестов
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
1. Полнота выполнения тестовых заданий;
2. Своевременность выполнения;
3. Правильность ответов на вопросы;
4. Самостоятельность тестирования
Отлично
(повышенный уровень)
выполнено 27-30 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо
(базовый уровень)
выполнено 22-26 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
выполнено 19-21 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован)
выполнено 1-18 заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

Критерии оценки устных развернутых ответов
(монологические высказывания, пересказы, диалоги)
Устные ответы оцениваются по пяти критериям:
1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).
2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);
3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5. Произношение (правильное произнесение звуков русского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).

«5» Соблюден объем высказывания. Высказывание соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены. Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку. Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку. Редкие
грамматические ошибки не мешают коммуникации. Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок.
«4» Не полный объем высказывания. Высказывание соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены. Коммуникация немного затруднена. Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося. Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося. Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация обусловлена влиянием родного языка.
«3» Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены. Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. Учащийся делает большое количество грубых лексических
ошибок. Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок. Речь воспринимается с трудом из-за большого количества
фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка.
«2» Учащийся не понимает смысла задания. Аспекты указанные в задании не учтены. Коммуникативная задача не решена. Учащийся не может построить высказывание. Учащийся не может грамматически верно построить высказывание. Речь понять не возможно.