Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.
1.1. | Сформировать представления об основных тенденциях и закономерностях современного литературного процесса. Помочь приобрести умения и навыки самостоятельного анализа и интерпретации текстов современной художественной литературы, а также коммуникативных и социокультурных ситуаций. Представить этапы, логику формирования, возможности и пределы научной инновации. Раскрыть дополнительные возможности коммуникативных взаимодействий различных типов, базирующиеся на понимании механизмов интертекстуальности как одного из важнейших качеств современных художественных, публицистических и других текстов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-4 | Способен создавать критические сочинения, посвященные произведениям литературы и искусства, в различных жанрах |
ПК-4.1 | Знает основные принципы сбора материала и написания критических текстов разных жанров |
ПК-4.2 | Имеет представление о жанрах и направлениях в истории литературы и литературной критики |
ПК-4.3 | Умеет анализировать произведения литературы и искусства, вскрывая основные авторские интенции |
ПК-4.4 | Владеет навыками написания критических сочинений, посвященных произведениям литературы и искусства, в различных жанрах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные тенденции развития современной литературы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать произведения литературы и искусства, вскрывая основные авторские интенции, критически их оценивать. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками интерпретации литературных текстов, создания критических сочинений, посвященных произведениям современной литературы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Лекционный курс | ||||||
1.1. | Современная отечественная литература начала ХХI века. Общая характеристика культурной ситуации и литературного процесса | Лекции | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Дмитрий Быков. "Орфография" | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Александр Иличевский. "Матисс" | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Захар Прилепин. "Санькя" | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Практический курс | ||||||
2.1. | Людмила Улицкая. "Сонечка" | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Борис Акунин. "Азазель". "Пелагия и белый бульдог" | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Виктор Пелевин. "Generation П" | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Татьяна Толстая. "Кысь" | Практические | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Алексей Иванов. "Географ глобус пропил" | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Леонид Юзефович. "Казароза" | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Михаил Елизаров. "Библиотекарь" | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Захар Прилепин. "Обитель" | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Евгений Водолазкин. "Авиатор" | Практические | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Подготовка к текущим занятиям | Сам. работа | 4 | 28 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 4 | 28 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 4 | 22 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Какое из этих понятий больше соответствует эстетике современной западной литературы: 1. Неоавангард 2. "Новый роман" 3. Постмодернизм 4. Конструктивизм 5. "Новый реализм" Верный ответ: 3. 2. Определите статус поэзии в современной зарубежной литературе: 1. Поэзия уступила место прозе в жанровой системе современной литературы 2. Статус поэзии высок. Поэтические книги активно издаются и пользуются спросом среди читателей. Верный ответ: 1. 3. Термин "пастиш" часто используют для характеристики поэтики современных литературных текстов. А что такое пастиш? 1. То же, что и симулякр 2. Специфический для современной литературы троп, пришедший на смену традиционной метафоре 3. Особый литературный жанр 4. Смешение стилевых элементов, заимствованных из разных контекстов Верный ответ: 4. 4. "Смерть автора", о которой писал один из лидеров постструктурализма Ролан Барт, это: 1. Обычная биографическая подробность - все люди смертны 2. Принцип литературоведческого анализа, согласно которому литературное произведение полностью раскрывает свои смыслы только после смерти его создателя 3. Концепция, согласно которой текст - это автономная система, генерирующая присущие ей смыслы независимо от условий ее возникновения и внешних воздействий Верный ответ: 3. 5. Расположите следующие литературные жанры в порядке их востребованности в современной литературе, начиная с самого популярного: а) роман b) драма с) рассказ е) эссе Верный ответ: а, е, с, b. 6. Укажите писателя, относящегося к так называемому «новому реализму»: 1. Б. Акунин 2. Д. Донцова 3. З. Прилепин 4. Е. Водолазкин Верный ответ: 3. 7. Для современной российской литературы характерен кризис драматургии, новых текстов появляется очень мало. Верно / неверно Верный ответ: неверно. 8. Что такое «сетература» 1. литературные произведения, основной средой существования которых является Интернет 2. литературные произведения, написанные группой лиц в ходе виртуального творческого взаимодействия 3. сценарии для компьютерных игр, способствующие созданию виртуальной реальности Верный ответ 1. 9. Хронологические рамки современной российской литературы открываются в начале ХХ века. Верно/неверно Верный ответ: неверно 10. К понятию современная литература применимо понятие «классика», уже сейчас мы можем выделить вершинные произведения и обозначить современных классиков. Верно/неверно Верный ответ: неверно 11. Укажите «наследников» постмодернизма в современной российской литературе: 1. В. Пелевин 2. Т. Толстая 3. Д. Донцова 4. Б. Акунин 5. З. Прилепин Верный ответ: 1,2, 4 12. Укажите характерные признаки литературного постмодернизма: 1. интертекстуальность; 2. обращение к истории, осмысление знаковых исторических событий 3. использование большого количества фигур и тропов 4. ирония и игра как принцип взаимодействия и с полем культуры и с читателем. Верный ответ: 1,4 13. Для современной российской литературы характерно возрождение реалистических тенденций. Верно/неверно Верный ответ: верно 14. Выберите новый фактор, влияющий на литературу в ХХI веке. 1. массовая культура 2. развитие Интернета и виртуальной жизни 3. нравственный и культурный кризис человечества 4. экономический кризис Верный ответ: 2 15. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Верно/неверно Верный ответ: верно Задания открытого типа 1. Дайте определение понятию литературный процесс (историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории, нации, страны, региона, мира). 2. Дайте определение понятию постмодернизм (широкое течение в культуре 2-й половины 20 – начала 21 вв. (в философии, гуманитарных науках, искусстве и литературе. В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, постмодернизм обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронического цитирования и ситуационного переосмысления (при включении его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектического комбинирования его форм.). 3. Кратко сформулируйте особенности женской прозы (психологизм, экспрессивность, внимание к частной жизни, отстраненность от политических и экономических проблем и пр.). 4. Назовите представителей современной женской прозы (Л. Улицкая, Т. Толстая, В. Токарева и др.). 5. Назовите жанр массовой литературы, расцвет которого характерен для современной литературной системы (детектив). 6. Назовите некоторые произведения В. Пелевина (2-3). 7. Назовите некоторые произведения Е. Водолазкина (2-3). 8. Назовите роман-антиутопию Т. Толстой («Кысь»). 9. Назовите литературную премию, повалявшую на становление современной российской литературы (Русский Букер/Большая книга/Национальный бестселлер). 10. Укажите современное направление, определяемое в цитате: «В ………….. реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях ………………… отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира». (постреализм, новый реализм). 11. Какое общее название используется в современной литературной критике для обозначения настоящего состояния литературы, претерпевающей кризис постмодерна? (метамодернизм) 12. Укажите хронологические рамки современной «новейшей» российской литературы (середина 1980-х – наше время). 13. Какое историческое событие дало отчет современной российской литературе? (перестройка) 14. Кто является автором романов «Санькя», «Патология»? (Прилепин) 15. Кто является автором романов «Чапаев и пустота», «Трансгуманизм»? (Пелевин) 16. Кто является автором романов «Лавр», «Авиатор»? (Водолазкин) 17. Укажите, почему у литературоведов возникают трудности, когда речь заходит об определении художественной ценности современных произведений (нет сложившейся системы оценки, нет видения всей литературной системы, злободневная критика субъективна и пр.) 18. Укажите автора романа «Кысь» (Толстая) 19. Как называется произведение, которое пишется по мотивам книги, фильма, комикса (автором может быть как любитель, так и профессиональный писатель)? (фанфик) 20. Кто является автором романов «Географ глобус пропил», «Пищеблок» (Иванов) Критерии оценивания заданий закрытого типа. Каждое задание оценивается 1 баллом. "зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Критерии оценивания заданий открытого типа. Каждое задание оценивается 2 баллами. 2 балла ставится, если задание выполнено верно, 1 балл, если задание выполнено частично верно. "зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Оценка «Зачтено» выставляется студентам, показавшим знание курса, знакомство с источниками, умение проиллюстрировать изложение примерами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. При этом допускаются некоторые неточности в ответе, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях Оценка «Не зачтено» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не знаком с методами и приемами преподавания литературы, некорректно применяет изученные термины, не ответил на вопросы билета или экзаменатора. Зачет ставится по итогам работы на практических занятиях. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С. И. Тимина, М. А. Левченко, М. В. Смирнова | Русская литература ХХ – начала XXI века: практикум | М.: Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лейдерман Н., Липовецкий М. | Современная русская литература: 1950 -1990-е годы. В 2 т.: | М.: Academia, 2003 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | http://e.lanbook.com | e.lanbook.com | ||
Э3 | http://www.filologia.su | www.filologia.su | ||
Э4 | http://philologos.narod.ru | philologos.narod.ru | ||
Э5 | Курс на Едином образовательном портале | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях. Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях. Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению). Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих. Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами. Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения. Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения. В рамках курса предполагается использование бинарной шкалы оценивания. Студент должен осуществить обязательные виды работ (работа на практических занятиях, реферат, сдача зачета). В билет для зачета включен 1 теоретический вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 15 минут. |