МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный литературный процесс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Е.Г. Романова

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, доцент, О.А. Ковалев

Рабочая программа дисциплины
Современный литературный процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представления об основных тенденциях и закономерностях современного литературного процесса.
Помочь приобрести умения и навыки самостоятельного анализа и интерпретации текстов современной художественной литературы, а также коммуникативных и социокультурных ситуаций.
Представить этапы, логику формирования, возможности и пределы научной инновации.
Раскрыть дополнительные возможности коммуникативных взаимодействий различных типов, базирующиеся на понимании механизмов интертекстуальности как одного из важнейших качеств современных художественных, публицистических и других текстов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен создавать критические сочинения, посвященные произведениям литературы и искусства, в различных жанрах
ПК-4.1 Знает основные принципы сбора материала и написания критических текстов разных жанров
ПК-4.2 Имеет представление о жанрах и направлениях в истории литературы и литературной критики
ПК-4.3 Умеет анализировать произведения литературы и искусства, вскрывая основные авторские интенции
ПК-4.4 Владеет навыками написания критических сочинений, посвященных произведениям литературы и искусства, в различных жанрах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные тенденции развития современной литературы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать произведения литературы и искусства, вскрывая основные авторские интенции, критически их оценивать.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками интерпретации литературных текстов, создания критических сочинений, посвященных произведениям современной литературы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекционный курс
1.1. Современная отечественная литература начала ХХI века. Общая характеристика культурной ситуации и литературного процесса Лекции 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Дмитрий Быков. "Орфография" Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Александр Иличевский. "Матисс" Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
1.4. Захар Прилепин. "Санькя" Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Практический курс
2.1. Людмила Улицкая. "Сонечка" Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.2. Борис Акунин. "Азазель". "Пелагия и белый бульдог" Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Виктор Пелевин. "Generation П" Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.4. Татьяна Толстая. "Кысь" Практические 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.5. Алексей Иванов. "Географ глобус пропил" Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.6. Леонид Юзефович. "Казароза" Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.7. Михаил Елизаров. "Библиотекарь" Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.8. Захар Прилепин. "Обитель" Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.9. Евгений Водолазкин. "Авиатор" Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.10. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 4 28 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.11. Внеаудиторное чтение Сам. работа 4 28 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1
2.12. Подготовка к зачету Сам. работа 4 22 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какое из этих понятий больше соответствует эстетике современной западной литературы:
1. Неоавангард
2. "Новый роман"
3. Постмодернизм
4. Конструктивизм
5. "Новый реализм"
Верный ответ: 3.
2. Определите статус поэзии в современной зарубежной литературе:
1. Поэзия уступила место прозе в жанровой системе современной литературы
2. Статус поэзии высок. Поэтические книги активно издаются и пользуются спросом среди читателей.
Верный ответ: 1.
3. Термин "пастиш" часто используют для характеристики поэтики современных литературных текстов. А что такое пастиш?
1. То же, что и симулякр
2. Специфический для современной литературы троп, пришедший на смену традиционной метафоре
3. Особый литературный жанр
4. Смешение стилевых элементов, заимствованных из разных контекстов
Верный ответ: 4.
4. "Смерть автора", о которой писал один из лидеров постструктурализма Ролан Барт, это:
1. Обычная биографическая подробность - все люди смертны
2. Принцип литературоведческого анализа, согласно которому литературное произведение полностью раскрывает свои смыслы только после смерти его создателя
3. Концепция, согласно которой текст - это автономная система, генерирующая присущие ей смыслы независимо от условий ее возникновения и внешних воздействий
Верный ответ: 3.
5. Расположите следующие литературные жанры в порядке их востребованности в современной литературе, начиная с самого популярного:
а) роман
b) драма
с) рассказ
е) эссе
Верный ответ: а, е, с, b.
6. Укажите писателя, относящегося к так называемому «новому реализму»:
1. Б. Акунин
2. Д. Донцова
3. З. Прилепин
4. Е. Водолазкин
Верный ответ: 3.
7. Для современной российской литературы характерен кризис драматургии, новых текстов появляется очень мало.
Верно / неверно
Верный ответ: неверно.
8. Что такое «сетература»
1. литературные произведения, основной средой существования которых является Интернет
2. литературные произведения, написанные группой лиц в ходе виртуального творческого взаимодействия
3. сценарии для компьютерных игр, способствующие созданию виртуальной реальности
Верный ответ 1.
9. Хронологические рамки современной российской литературы открываются в начале ХХ века.
Верно/неверно
Верный ответ: неверно
10. К понятию современная литература применимо понятие «классика», уже сейчас мы можем выделить вершинные произведения и обозначить современных классиков.
Верно/неверно
Верный ответ: неверно
11. Укажите «наследников» постмодернизма в современной российской литературе:
1. В. Пелевин
2. Т. Толстая
3. Д. Донцова
4. Б. Акунин
5. З. Прилепин
Верный ответ: 1,2, 4
12. Укажите характерные признаки литературного постмодернизма:
1. интертекстуальность;
2. обращение к истории, осмысление знаковых исторических событий
3. использование большого количества фигур и тропов
4. ирония и игра как принцип взаимодействия и с полем культуры и с читателем.
Верный ответ: 1,4
13. Для современной российской литературы характерно возрождение реалистических тенденций.
Верно/неверно
Верный ответ: верно
14. Выберите новый фактор, влияющий на литературу в ХХI веке.
1. массовая культура
2. развитие Интернета и виртуальной жизни
3. нравственный и культурный кризис человечества
4. экономический кризис
Верный ответ: 2
15. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии.
Верно/неверно
Верный ответ: верно

Задания открытого типа
1. Дайте определение понятию литературный процесс (историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории, нации, страны, региона, мира).
2. Дайте определение понятию постмодернизм (широкое течение в культуре 2-й половины 20 – начала 21 вв. (в философии, гуманитарных науках, искусстве и литературе. В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, постмодернизм обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронического цитирования и ситуационного переосмысления (при включении его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектического комбинирования его форм.).
3. Кратко сформулируйте особенности женской прозы (психологизм, экспрессивность, внимание к частной жизни, отстраненность от политических и экономических проблем и пр.).
4. Назовите представителей современной женской прозы (Л. Улицкая, Т. Толстая, В. Токарева и др.).
5. Назовите жанр массовой литературы, расцвет которого характерен для современной литературной системы (детектив).
6. Назовите некоторые произведения В. Пелевина (2-3).
7. Назовите некоторые произведения Е. Водолазкина (2-3).
8. Назовите роман-антиутопию Т. Толстой («Кысь»).
9. Назовите литературную премию, повалявшую на становление современной российской литературы (Русский Букер/Большая книга/Национальный бестселлер).
10. Укажите современное направление, определяемое в цитате: «В ………….. реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях ………………… отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира». (постреализм, новый реализм).
11. Какое общее название используется в современной литературной критике для обозначения настоящего состояния литературы, претерпевающей кризис постмодерна? (метамодернизм)
12. Укажите хронологические рамки современной «новейшей» российской литературы (середина 1980-х – наше время).
13. Какое историческое событие дало отчет современной российской литературе? (перестройка)
14. Кто является автором романов «Санькя», «Патология»? (Прилепин)
15. Кто является автором романов «Чапаев и пустота», «Трансгуманизм»? (Пелевин)
16. Кто является автором романов «Лавр», «Авиатор»? (Водолазкин)
17. Укажите, почему у литературоведов возникают трудности, когда речь заходит об определении художественной ценности современных произведений (нет сложившейся системы оценки, нет видения всей литературной системы, злободневная критика субъективна и пр.)
18. Укажите автора романа «Кысь» (Толстая)
19. Как называется произведение, которое пишется по мотивам книги, фильма, комикса (автором может быть как любитель, так и профессиональный писатель)? (фанфик)
20. Кто является автором романов «Географ глобус пропил», «Пищеблок» (Иванов)

Критерии оценивания заданий закрытого типа. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Критерии оценивания заданий открытого типа. Каждое задание оценивается 2 баллами. 2 балла ставится, если задание выполнено верно, 1 балл, если задание выполнено частично верно.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка «Зачтено» выставляется студентам, показавшим знание курса, знакомство с источниками, умение проиллюстрировать изложение примерами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. При этом допускаются некоторые неточности в ответе, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях
Оценка «Не зачтено» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не знаком с методами и приемами преподавания литературы, некорректно применяет изученные термины, не ответил на вопросы билета или экзаменатора.
Зачет ставится по итогам работы на практических занятиях.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. И. Тимина, М. А. Левченко, М. В. Смирнова Русская литература ХХ – начала XXI века: практикум М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950 -1990-е годы. В 2 т.: М.: Academia, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru www.biblioclub.ru
Э2 http://e.lanbook.com e.lanbook.com
Э3 http://www.filologia.su www.filologia.su
Э4 http://philologos.narod.ru philologos.narod.ru
Э5 Курс на Едином образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях.
Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях.
Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
В рамках курса предполагается использование бинарной шкалы оценивания. Студент должен осуществить обязательные виды работ (работа на практических занятиях, реферат, сдача зачета).
В билет для зачета включен 1 теоретический вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 15 минут.