МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения русскому языку как иностранному

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 136
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 15 18,5 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 4 4 4 4 16 16
Практические 16 16 14 14 16 16 46 46
Сам. работа 57 57 54 54 25 25 136 136
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 108 108 72 72 72 72 252 252

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения русскому языку как иностранному

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Методика преподавания РКИ является: ознакомление студентов магистратуры с основными современными проблемами РКИ лингвометодического характера, которые в последнее время активно разрабатываются в зарубежной и отечественной русистике. Актуальность курса обусловлена ростом значимости русского языка в современном мире, новыми для жителей России и Зарубежья возможностями международного и межкультурного взаимодействия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Владеет навыками планирования и организации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования в области преподавания русского языка как иностранного
ПК-4.1 Знает предметное содержание, принципы, методы и технологии планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования
ПК-4.2 Анализирует и оцениваетинновационные подходы к организации учебной деятельности обучающегося в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке
ПК-4.3 Планирует и организует учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке
ПК-4.4 Способен реализовать учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке с применением традиционных и инновационных методик и технологий, а также информационно-коммуникативных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1: Знает предметное содержание, принципы, методы и технологии планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2: Анализирует и оценивает инновационные подходы к организации учебной деятельности обучающегося в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке.
ПК-4.3: Планирует и организует учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.4: Способен реализовать учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам(модулям) в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке с применением традиционных и инновационных методик и технологий, а также информационно-коммуникативных
технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика преподавания РКИ: новые тенденции
1.1. Методы и приемы обучения РКИ Лекции 1 8 Л2.2
1.2. Практические 1 16 Л1.2, Л2.2
1.3. Подготовка к практическим занятиям. Посещение занятий по РКИ. Реферирование научной и учебно-методической литературы Сам. работа 1 57 Л1.2
Раздел 2. Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур.
2.1. Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. Лекции 2 4 Л2.2
2.2. Использование знаний из области культурологии и этнолингвистики при обучении РКИ Практические 2 14
2.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 54 Л2.1
Раздел 3. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных учащихся в процессе изучения русского языка
3.1. Комплексное обучение русскому языку в совокупности со страноведением России. Русская культура и РКИ. Практические 3 8 Л1.1, Л2.1
3.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Лингвистические и методические аспекты проблемности в преподавании РКИ
4.1. Лекции 3 4
4.2. Характер проблемных задач. Проблемные задачи в рамках фонетического блока; частей речи, синтаксических единиц. Практические 3 8 Л2.2
4.3. Проблемность РКИ в работах психологов и лингвопсихологов Сам. работа 3 20 Л2.2, Л2.1
4.4. Экзамен 3 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерная тематика устных опросов и письменных работ:
1. Лингвистическое обоснование обучения русскому языку как иностранному
2. Функциональная фонетика (Методика преподавания звучащей речи)
3. Функциональная морфология (Лингвистические, психологические и методические аспекты освоения предложно-падежной системы русского языка иностранными учащимися)
4. Функциональный синтаксис (Функционально-коммуникативный синтаксис. Прагматический аспект).
5. Функциональная лексика (Лексика в преподавании русского языка как иностранного.)
6. Методика преподавания русского глагола
7. Глаголы движения и их функционирование
8. Методическое обоснование обучения русскому языку как иностранному
9. Начальный этап обучения РКИ
10. Гибкая модель обучения. Интенсивная методика
11. Культурологический аспект преподавания РКИ.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов по курсу:
1. Коммуникативный подход в обучении русскому языку как иностранному: принципы и методы обучения.
2. Сознательно-практический метод обучения: принципы и методы обучения.
3. Аудиовизуальный метод обучения: принципы и методы обучения.
4. Аудиолингвальный метод обучения: принципы и методы обучения.
5. Сознательно-сопоставительный метод обучения: принципы и методы обучения.

Примерная тематика для разработки занятий по РКИ:
1. Причастие в русском языке
2. Особенности русской фонетики
3. Сложносочиненное предложение в русском синтаксисе
4. Сложноподчиненное предложение в русском синтаксисе
5. Совершенный – несовершенный вид русского глагола
6. Краткая форма прилагательного в РЯ
Проектирование плана занятия по РКИ в ВУЗе
(для направления «Лингвистика», уровень овладения РКИ учащихся – базовый)
См. Marina Novika Образцы конспектов для анализа [Электронный ресурс]. - http://profizgl.lu.lv/pluginfile.php/34977/mod_resource/content/0/obrazci_konspektov.pdf, свободный доступ. В Приложениях к РПД по дисциплине.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерные теоретические вопросы к экзамену по курсу (1 семестр):
1. Роль и значение русского языка в современном мире.
2. Методика преподавания русского языка как иностранного, связь с психологией и лингвистикой.
3. Метод, цель и принципы преподавания РКИ.
4. Коммуникативный подход в обучении русскому языку как иностранному: принципы и методы обучения.
5. Сознательно-практический метод обучения: принципы и методы обучения.
6. Аудиовизуальный метод обучения: принципы и методы обучения.
7. Аудиолингвальный метод обучения: принципы и методы обучения.
8. Сознательно-сопоставительный метод обучения: принципы и методы обучения.
9. Предмет и значение фонетики, частная и общая фонетика, теоретическая и практическая фонетика. Общие принципы методики обучения произношению, методы и принципы.
10. Единицы фонетики. Звук и буква. Русский алфавит. Фонетическая транскрипция. Работа над произношением.
11. Роль грамматики в процессе достижения основных практических целей обучения РКИ. Отбор языкового материала. Использование речевых образцов. Виды упражнений.

Примерные теоретические вопросы к экзамену по курсу (3 семестр):
1. Методические приемы постановки и коррекции русских звуков.
2. Звуковая система русского языка. Гласные звуки, артикуляционная база, редукция. Ошибки в произношении гласных. Устранение акцента.
3. Звуковая система русского языка. Согласные звуки. Место и способ образования. Звонкие/глухие, твёрдые/мягкие согласные. Методические приёмы постановки согласных звуков. Ошибки в произношении согласных, устранение акцента.
4. Произношение слова. Фонетическое строение слова. Возможные ошибки и приёмы их устранения.
5. Работа над интонацией. Характеристика интонационных конструкций (строение, употребление). Возможные ошибки.
6. Имя существительное. Род, число, одушевленность, падежи. Соотношение с родным языком.
7. Предложно-падежная система русского языка. Значение падежей. Принципы подхода к изучению и последовательность. Трудности в усвоении падежной системы русского языка.
8. Глагольная система. Видо-временная подсистема. Спряжение. Модели. Глагольная тетрадь.
9. Глаголы движения. Последовательность изучения, трудности. Непрямое значение глаголов движения.
10. Организация учебного процесса. Урок как структурная единица. Конспект урока: поэтапное содержание урока, цель учебных действий, приёмы и средства обучения.
11. Виды речевой деятельности. Цели и содержание обучения говорению. Механизмы говорения. Обучение монологу и диалогу. Упражнение для обучения говорению, контроль.
12. Виды речевой деятельности. Обучение аудированию, навыки и механизмы. Трудности, упражнения. Ошибки при обучении аудированию.
13. Виды речевой деятельности. Цели и содержание обучения чтению. Требования к учебному тексту на начальном этапе. Работа над художественным текстом.
14. Виды речевой деятельности. Обучение письменной речи: особенности, механизмы, типы упражнений по технике письма.
15. Работа над лексикой. Лексический минимум. Типы лексических упражнений. Способы семантизации новых слов. Трудности употребления слов, близких по значению.

Практическое задание на экзамене (1, 3 семестры):
1. Подготовить план-конспект занятия по русскому языку как иностранному для иностранных (китайских) студентов 2-го курса факультета ФМКФиП, обучающихся по направлению 45.03.02 Лингвистика, профиль «Русский язык как иностранный»;
2. Пользуясь конспектом, провести фрагмент занятия по русскому языку как иностранному в группе иностранных (китайских) студентов 2-го курса. Время – 30 минут, обязательные элементы занятия:
- объяснение новой темы (возможно использование презентации или подготовленного раздаточного материала, иллюстрации, таблицы и пр.); около 10 минут;
- выполнение упражнений по теме (возможно использование заданий из учебников, учебных пособий или заданий, составленных самими магистрантами); около 15 минут;
- контроль (небольшое контрольное упражнение, возможно, тестовые задания, проверяющие и оценивающие степень освоения данной темы в группе); время на контроль – около 5 минут.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аннушкин В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Розанова С.П., Шустикова Т.В. Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щукин A.H. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей: Учебное пособие СПб. : Златоуст, 2014. - ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239413
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Лебединский С. И., Гербик Л. Ф. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО www.bsu.by
Э2 Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного lib.madi.ru
Э3 Степаненко В.А., Нахабина М.М. Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного cyberleninka.ru
Э4 Дергачева Г.И. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения www.twirpx.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В качестве текущего контроля самостоятельной и учебной работы студентов преподаватель использует опрос на занятиях, письменные работы (самостоятельная работа студентов).
Итоговый контроль:
Для прохождения итоговой аттестации в форме экзамена (1, 3 семестры) магистрантам необходимо:
к экзамену (практическая часть):
- подготовить пан-конспект занятия по русскому языку как иностранному по выбранной теме (темы предлагаются преподавателем);
- провести фрагмент (около 30 мин.) занятия с группой иностранных (китайских) студентов факультета ФМКФиП направления 45.03.02 Лингвистика «Русский язык как иностранный».
на экзамене (теоретическая часть):
- ответить на теоретический вопрос. Время для подготовки – 60 минут. Преподаватель разрешает использовать собственные конспекты магистрантов по дисциплине.
Итоговая оценка на экзамене складывается из:
- оценка за план-конспект занятия
максимум за план-конспект – 50 баллов;
минимум за план-конспект – 15 баллов.
- оценка за проведение занятия
максимум за проведение занятия - 35 баллов (5 баллов за каждый критерий),
минимум за проведение занятия – 20 баллов.
- оценка за устный ответ на экзамене
традиционная четырехбалльная система оценки: от 5 (отлично) до 2 (неудовлетворительно). Итого: от 90 до 38 баллов.

Сопоставление шкал оценивания
Максимум 90 баллов
Отлично
(повышенный уровень)90-75
Хорошо
(базовый уровень)74-56
Удовлетворительно
(пороговый уровень)55-38
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)37-0

Для получения зачета (2 семестр) по дисциплине магистрантам необходимо:
- разработать план-конспект занятия по РКИ, используя «Образцы конспектов для анализа», см. Приложения в РПД по дисциплине;
- подготовить реферат по выбранной теме (из списка, предложенного преподавателем)
Зачет складывается из оценки реферата, подготовленного магистрантом, и оценки конспекта занятия по РКИ:
максимум за конспект занятия – 30 баллов,
минимум за конспект занятия – 15 баллов,
максимум за реферат – 50 баллов;
минимум за реферат – 15 баллов.
Итого количество баллов для прохождения зачета – 30 баллов.
Сопоставление баллов и бинарной шкалы оценивания

Бинарная шкала
Зачтено 30 - 80
Не зачтено 0 - 29

Оценивание выполнения письменной работы студентов
1. Полнота выполнения письменного задания;
2. Своевременность
3. Самостоятельность работы, высказывание собственной точки зрения;
4. Грамотность (грамматика, орфография и синтаксис)
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень)
Студентом задание выполнено самостоятельно. В логических рассуждениях, в орфографии и синтаксисе текста нет ошибок, мнение автора текста аргументировано, приводятся примеры, текст не имеет стилистических ошибок.
Хорошо
(базовый уровень)
Студентом задание выполнено с небольшими недочетами. Есть небольшие недочеты в содержании текста и /или в синтаксисе текста.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
Студентом задание выполнено не полностью. Присутствуют недочеты в изложении собственного мнения; в тексте имеются орфографические ошибки и /или синтаксические ошибки.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
Студентом текст составлен с нарушением логических связей, имеется большое (более 10) количество орфографических и синтаксических ошибок.

Критерии оценки реферата
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста:
новизна и самостоятельность в изучении проблемы,
умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;
самостоятельность оценок и суждений;
научный стиль текста.
Степень раскрытия сущности вопроса:
соответствие содержания теме и плану реферата;
полнота и глубина знаний по теме;
умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования.
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.

Реферат оценивается по 50-балльной шкале.
От 50 до 40 баллов ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
От 39 до 30 баллов – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.
От 29 до 15 баллов – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата, отсутствуют выводы.
Ниже 15 баллов – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы; реферат не представлен.

Принципы оценки проведения практического занятия по РКИ
при оценке открытого практического занятия необходимо учитываются следующие критерии:

1. Оценка организации практического занятия:
o соответствие темы занятия тематическому плану, представленному в рабочей программе;
o своевременность начала и окончание занятия;
o подготовленность и активность студентов на занятии;
o посещаемость занятия студентами;
2. Оценка содержания практического занятия:
o четкость и лаконичность формулировки цели занятия;
o профессиональная направленность занятия;
o наличие заданий профессиональной направленности, соответствующей данному направлению подготовки;
o точность и достоверность приведенной информации;
o посильность и оптимальность объема изучаемого материала;
3. Оценка методики проведения практического занятия:
o обоснованность выбора и использования соответствующей методики обучения в соответствии с формируемыми компетенциями;
o наличие структуры занятия (введение, основная часть, заключение)
o аргументированность состава заданий работы;
o ясность и четкость требований к результатам работы;
o разбор преподавателем типовых заданий по рассматриваемой теме;
o чередование самостоятельной работы студентов по выполнению заданий под контролем преподавателя с конспектированием типовых задач;
o использование приемов по закреплению информации;
o использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий;
4. Критерии оценки эффективности деятельности преподавателя на занятии:
o рациональность и эффективность использования времени занятия;
o оказание помощи студентам в выполнении заданий и устранение возникших трудностей у студентов;
o привитие студентам навыков самостоятельной работы;
o дифференцированное оценивание результатов работы на занятии всех студентов;
o осуществление текущего контроля выполнения заданий и подготовки отчетов по результатам выполнения.
5. Критерии оценки деятельности студентов:
o степень дисциплинированности;
o степень организованности и заинтересованности студентов;
o степень познавательной активности студентов;
o включенность студентов в самостоятельную работу во время занятия;
6. Критерии оценки профессиональных данных преподавателя:
o знание дисциплины, профессиональная компетентность;
o отношение преподавателя к студентам;
o манера поведения, умение держаться перед аудиторией, умение взаимодействовать со всеми студентами;
o дисциплинированность;
o культура речи, дикция.
7. Критерии оценки результатов практического занятия:
o степень реализации цели;
o степень выполнения заданий всеми студентами;
o качество выполненной работы;
o степень освоения общекультурных и профессиональных компетенций;
o наличие оценки работы всех студентов;
o степень сформированности у студентов необходимых формируемых компетенций.

Максимальная оценка занятия: 35 баллов (5 баллов за каждый критерий),
минимум, необходимый для прохождения аттестации – 20 баллов.

Критерии оценки плана-конспекта занятия
№ Параметры оценки Степень соответствия Баллы
1. Обозначение целей и задач занятия (планируемые результаты)
Цели и задачи занятия не обозначены 0
Обозначена цель занятия, не сформулированы задачи 3
Обозначена цель и сформулированы задачи: обучающие, общепрофессиональные, профессиональные, воспитательные 5
2. Структура занятия Структурированность занятия
Этапы занятия не обозначены 0
Этапы занятия обозначены, но не отражают реализацию деятельностного подхода 3
Этапы занятия четко обозначены и отражают реализацию деятельностного подхода 5
3. Развитие умений
Отсутствуют формы, методы и приемы, направленные на формирование умений. 0
Показано, какие умения и каким способом будут формироваться на занятии. 2 - 4
4. Развитие коммуникативных умений
Отсутствуют формы, методы и приемы, направленные на формирование коммуникативных умений. 0
Показано какие коммуникативные умения и каким способом будут формироваться 2 - 4
5. Развитие творческих способностей Предполагается деятельность только на репродуктивном уровне ( по образцу) 0
Деятельность обучающихся предполагает внесение изменений в образец, самостоятельную деятельность 2
Деятельность обучающихся предполагает создание нового продукта (для самого обучающегося) 4
6. Контроль и оценка результатов занятия
Контроль и оценка не запланированы или оценка результатов осуществляется педагогом 0
Оценка результатов осуществляется не только преподавателем (опрос, индивидуальные и групповые задания) но и самими обучающимися (самооценка), показаны формы оценки (самооценки) 2 - 4
7. Критерии оценки результатов
Критерии оценки результатов педагогом не представлены 0
Представлены развернутые критерии оценки результатов занятия 2 - 4
Итого: максимум за конспект занятия – 30 баллов, минимум – 15 баллов.

Образцы конспектов для анализа
Образец конспекта по русскому языку как иностранному №1

Тема урока по учебно-тематическому плану. «Моё любимое время года». Форма урока. Комбинированный
Цели урока. Приобщение детей к культуре коммуникативной деятельности, формирование положительной мотивации к изучению русского языка. Формирование коммуникативной компетенции по теме с помощью аудиовизуальных стимулов, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.
-социокультурный аспект – приобщение учащихся к реалиям русского языка в рамках темы и ситуации общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся;
-развивающий аспект – развитие памяти, внимания, образного мышления, способности к сравнению, развитие механизмов слухового и зрительного восприятия; формирование и развитие умений и навыков работы с наглядностью, способности осуществлять творческий подход к решению коммуникативных задач; преодолевать трудности, связанные с изучением нового грамматического материала;
-воспитательный аспект – развитие и воспитание у школьников потребности пользоваться языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, воспитание культуры общения и развитие интереса к изучению иностранного языка. Формирование интереса к культуре и народу страны изучаемого языка.
-учебный аспект – формирование умений и навыков устной монологической и диалогической речи, контроль уровня развития речевых умений , учить творчески использовать известные речевые клише в новых ситуациях, формирование фонетических навыков речи; формирование лексических и грамматических навыков речи; формирование навыков аудирования, формирование навыков чтения, учить находить в тексте необходимую информацию.
Ожидаемые результаты: Осуществить контроль уровня развития речевых умений во всех видах речевой деятельности по пройденному в течение эксперимента материалу, в различных речевых ситуациях.
Этапы урока.
1. Организационный момент.
2. Фонетическая зарядка.
3. Речевая зарядка.
4. Контроль уровня развития речевых умений во всех видах речевой деятельности по пройденному в течение эксперимента материалу в различных речевых ситуациях. Игровой момент.
5 . Подведение итогов урока.

Ход урока
1 . Организационный момент.
Цель: подготовка учащихся к работе.
Компетенция: знания- организация внимания и внутренней готовности. Слова приветствия; умения- умение организоваться, быстро включиться в деловой ритм, реагировать на приветствие и слова учителя.
Деятельность учителя: приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, сообщение цели урока.
1. Учитель приветствует учащихся, выявляет отсутствующих, проверяет готовность к уроку. Добрый день, ребята!
Деятельность учащихся: Включение в деловой ритм работы.
1. Учащиеся реагируют на слова учителя. Добрый день, учитель!
Данный этап урока в начале эксперимента проходил достаточно сложно, учащиеся не могли собраться вовремя. Включение в ход работы для учащихся составлял трудности.
Констатирующий этап эксперимента - 30% учащихся владеют включением в организационный момент урока.
Контрольный этап эксперимента – 60% учащихся проявляют полную готовность к организационному моменту урока.
2 . Фонетическая зарядка.
Цель: подготовка учащихся к иноязычной речевой деятельности, правильному фонетическому и интонационному оформлению речи, правильному произношению, формирование положительной мотивации к изучению русского языка, введение в языковую среду.
Компетенция: знания- правильное произношение учащимися слов; умения- произносительные навыки, адекватное произношение и различение на слух звуков русского языка.
Деятельность учителя: учитель предлагает прослушать учащимся текст «Март», оценивает работу учащихся, исправляет ошибки.
Деятельность учащихся: ученики слушают текст и вместе с учителем произносят необходимые слова.
Невнимательность, низкая мотивация учащихся на начальном этапе проведения эксперимента, показала недостаточный уровень коммуникативной активности и познавательного интереса среди учащихся 6 класса. Введение в языковую среду учащихся проходило тяжело. Использую интересные формы и методы работы на уроках, процентное соотношение коммуникативной активности и положительной мотивации в изучении русского языка повысилось, с 25% на начальном этапе до 45%.
3. Речевая зарядка.
Цель: подготовка учащихся к иноязычной речевой деятельности, введение в языковую среду.

Компетенция : знания- лексические единицы необходимые для описания своего любимого времени года; лексические единицы обслуживающие ситуации общения в пределах темы; умения- понимать на слух речь речь учителя и одноклассников, уметь отвечать на вопросы. Деятельность учителя: учитель предлагает учащимся повторить речевой материал по прослушанному тексту «Март», задавая вопросы.
Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на вопросы, используя речевой материал. Умение задавать и отвечать на вопросы вызывало практически всегда трудности у учащихся. Использование словарного запаса учащимися при проведении этого вида речевой деятельности показал, что на начальном этапе эксперимента данный критерий имел относительно ровный показатель т.е. в класе большое количество учащихся, которые владели данным навыком. Результаты анализа в процессе эксперимента показали, что 65% учащихся класса могут в полном объеме использовать знания, умения и навыки, по данному виду речевой деятельности ( начальный этап- 40%).
4. Отработка навыков составления диалога. Игровая ситуация. Контроль уровня развития речевых умений во всех видах речевой деятельности по пройденному в течение эксперимента материалу в различных речевых ситуациях.
Цель: Осуществить контроль уровня усвоения лексических единиц по теме, активизировать употребление ранее изученных лексических единиц и модельных фраз на уроках, подготовить учащихся к самостоятельным смысловым высказываниям, диалогической речи по предложенной ситуации. Продолжить формировать у учащихся навыки употребления ранее изученных лексических единиц и модельных фраз в грамматических конструкциях. Осуществить развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.
Компетенция: знания- запас лексических единиц, словосочетаний; умения- умение строить диалог, отвечать на вопросы, умения задавать необходимые вопросы для более полного раскрытия темы, правильное использование изученного языкового материала: соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильная интонация при диалоге.
Деятельность учителя: учитель оценивает работу учащихся при составлении диалога и его проведении; предлагает учащимся оценить результаты своей работы по составлению диалога.
Деятельность ученика: ученик выделяет главную мысль при составлении диалога, ведёт поиск нужной информации в тексте для составления вопросов, делает выводы, обобщение. Далее идет воспроизведение диалога в парах с заслушиванием. Анализ.
Подготовка учащихся к составлению диалога, правильное использование изученных лексических единиц, коммуникативное общение в ходе проведения диалога, все эти навыки которыми должен владеть ученик 6 класса и работа по их усвоению, были проведены в ходе моего эксперимента. Процентное соотношение на начальном и итоговом этапах экспериментальной части составили 40% и 58%, что показывает положительную динамику у учащихся в обучении диалогической речью.
5. Подведение итогов урока.
Цель: Подвести итоги работы учащихся на уроке. Сообщить о домашнем задании. Разъяснить ход его выполнения.
Деятельность учителя: Проанализировать работу на уроке. Дать персональную оценку каждому ученику. Деятельность ученика: ученики делятся моментами урока и обобщают своё мнение относительно своей работы. Конспект урока.