Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15 | 18,5 | 15,5 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 14 | 14 | 16 | 16 | 46 | 46 |
Сам. работа | 57 | 57 | 54 | 54 | 25 | 25 | 136 | 136 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 72 | 72 | 72 | 72 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины Методика преподавания РКИ является: ознакомление студентов магистратуры с основными современными проблемами РКИ лингвометодического характера, которые в последнее время активно разрабатываются в зарубежной и отечественной русистике. Актуальность курса обусловлена ростом значимости русского языка в современном мире, новыми для жителей России и Зарубежья возможностями международного и межкультурного взаимодействия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-4 | Владеет навыками планирования и организации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования в области преподавания русского языка как иностранного |
ПК-4.1 | Знает предметное содержание, принципы, методы и технологии планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования |
ПК-4.2 | Анализирует и оцениваетинновационные подходы к организации учебной деятельности обучающегося в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке |
ПК-4.3 | Планирует и организует учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке |
ПК-4.4 | Способен реализовать учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке с применением традиционных и инновационных методик и технологий, а также информационно-коммуникативных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-4.1: Знает предметное содержание, принципы, методы и технологии планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-4.2: Анализирует и оценивает инновационные подходы к организации учебной деятельности обучающегося в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке. ПК-4.3: Планирует и организует учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-4.4: Способен реализовать учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам(модулям) в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке с применением традиционных и инновационных методик и технологий, а также информационно-коммуникативных технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методика преподавания РКИ: новые тенденции | ||||||
1.1. | Методы и приемы обучения РКИ | Лекции | 1 | 8 | Л2.2 | |
1.2. | Практические | 1 | 16 | Л1.2, Л2.2 | ||
1.3. | Подготовка к практическим занятиям. Посещение занятий по РКИ. Реферирование научной и учебно-методической литературы | Сам. работа | 1 | 57 | Л1.2 | |
Раздел 2. Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. | ||||||
2.1. | Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. | Лекции | 2 | 4 | Л2.2 | |
2.2. | Использование знаний из области культурологии и этнолингвистики при обучении РКИ | Практические | 2 | 14 | ||
2.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 54 | Л2.1 | |
Раздел 3. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных учащихся в процессе изучения русского языка | ||||||
3.1. | Комплексное обучение русскому языку в совокупности со страноведением России. Русская культура и РКИ. | Практические | 3 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 3 | 5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Лингвистические и методические аспекты проблемности в преподавании РКИ | ||||||
4.1. | Лекции | 3 | 4 | |||
4.2. | Характер проблемных задач. Проблемные задачи в рамках фонетического блока; частей речи, синтаксических единиц. | Практические | 3 | 8 | Л2.2 | |
4.3. | Проблемность РКИ в работах психологов и лингвопсихологов | Сам. работа | 3 | 20 | Л2.2, Л2.1 | |
4.4. | Экзамен | 3 | 27 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примерная тематика устных опросов и письменных работ: 1. Лингвистическое обоснование обучения русскому языку как иностранному 2. Функциональная фонетика (Методика преподавания звучащей речи) 3. Функциональная морфология (Лингвистические, психологические и методические аспекты освоения предложно-падежной системы русского языка иностранными учащимися) 4. Функциональный синтаксис (Функционально-коммуникативный синтаксис. Прагматический аспект). 5. Функциональная лексика (Лексика в преподавании русского языка как иностранного.) 6. Методика преподавания русского глагола 7. Глаголы движения и их функционирование 8. Методическое обоснование обучения русскому языку как иностранному 9. Начальный этап обучения РКИ 10. Гибкая модель обучения. Интенсивная методика 11. Культурологический аспект преподавания РКИ. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Тематика рефератов по курсу: 1. Коммуникативный подход в обучении русскому языку как иностранному: принципы и методы обучения. 2. Сознательно-практический метод обучения: принципы и методы обучения. 3. Аудиовизуальный метод обучения: принципы и методы обучения. 4. Аудиолингвальный метод обучения: принципы и методы обучения. 5. Сознательно-сопоставительный метод обучения: принципы и методы обучения. Примерная тематика для разработки занятий по РКИ: 1. Причастие в русском языке 2. Особенности русской фонетики 3. Сложносочиненное предложение в русском синтаксисе 4. Сложноподчиненное предложение в русском синтаксисе 5. Совершенный – несовершенный вид русского глагола 6. Краткая форма прилагательного в РЯ Проектирование плана занятия по РКИ в ВУЗе (для направления «Лингвистика», уровень овладения РКИ учащихся – базовый) См. Marina Novika Образцы конспектов для анализа [Электронный ресурс]. - http://profizgl.lu.lv/pluginfile.php/34977/mod_resource/content/0/obrazci_konspektov.pdf, свободный доступ. В Приложениях к РПД по дисциплине. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Примерные теоретические вопросы к экзамену по курсу (1 семестр): 1. Роль и значение русского языка в современном мире. 2. Методика преподавания русского языка как иностранного, связь с психологией и лингвистикой. 3. Метод, цель и принципы преподавания РКИ. 4. Коммуникативный подход в обучении русскому языку как иностранному: принципы и методы обучения. 5. Сознательно-практический метод обучения: принципы и методы обучения. 6. Аудиовизуальный метод обучения: принципы и методы обучения. 7. Аудиолингвальный метод обучения: принципы и методы обучения. 8. Сознательно-сопоставительный метод обучения: принципы и методы обучения. 9. Предмет и значение фонетики, частная и общая фонетика, теоретическая и практическая фонетика. Общие принципы методики обучения произношению, методы и принципы. 10. Единицы фонетики. Звук и буква. Русский алфавит. Фонетическая транскрипция. Работа над произношением. 11. Роль грамматики в процессе достижения основных практических целей обучения РКИ. Отбор языкового материала. Использование речевых образцов. Виды упражнений. Примерные теоретические вопросы к экзамену по курсу (3 семестр): 1. Методические приемы постановки и коррекции русских звуков. 2. Звуковая система русского языка. Гласные звуки, артикуляционная база, редукция. Ошибки в произношении гласных. Устранение акцента. 3. Звуковая система русского языка. Согласные звуки. Место и способ образования. Звонкие/глухие, твёрдые/мягкие согласные. Методические приёмы постановки согласных звуков. Ошибки в произношении согласных, устранение акцента. 4. Произношение слова. Фонетическое строение слова. Возможные ошибки и приёмы их устранения. 5. Работа над интонацией. Характеристика интонационных конструкций (строение, употребление). Возможные ошибки. 6. Имя существительное. Род, число, одушевленность, падежи. Соотношение с родным языком. 7. Предложно-падежная система русского языка. Значение падежей. Принципы подхода к изучению и последовательность. Трудности в усвоении падежной системы русского языка. 8. Глагольная система. Видо-временная подсистема. Спряжение. Модели. Глагольная тетрадь. 9. Глаголы движения. Последовательность изучения, трудности. Непрямое значение глаголов движения. 10. Организация учебного процесса. Урок как структурная единица. Конспект урока: поэтапное содержание урока, цель учебных действий, приёмы и средства обучения. 11. Виды речевой деятельности. Цели и содержание обучения говорению. Механизмы говорения. Обучение монологу и диалогу. Упражнение для обучения говорению, контроль. 12. Виды речевой деятельности. Обучение аудированию, навыки и механизмы. Трудности, упражнения. Ошибки при обучении аудированию. 13. Виды речевой деятельности. Цели и содержание обучения чтению. Требования к учебному тексту на начальном этапе. Работа над художественным текстом. 14. Виды речевой деятельности. Обучение письменной речи: особенности, механизмы, типы упражнений по технике письма. 15. Работа над лексикой. Лексический минимум. Типы лексических упражнений. Способы семантизации новых слов. Трудности употребления слов, близких по значению. Практическое задание на экзамене (1, 3 семестры): 1. Подготовить план-конспект занятия по русскому языку как иностранному для иностранных (китайских) студентов 2-го курса факультета ФМКФиП, обучающихся по направлению 45.03.02 Лингвистика, профиль «Русский язык как иностранный»; 2. Пользуясь конспектом, провести фрагмент занятия по русскому языку как иностранному в группе иностранных (китайских) студентов 2-го курса. Время – 30 минут, обязательные элементы занятия: - объяснение новой темы (возможно использование презентации или подготовленного раздаточного материала, иллюстрации, таблицы и пр.); около 10 минут; - выполнение упражнений по теме (возможно использование заданий из учебников, учебных пособий или заданий, составленных самими магистрантами); около 15 минут; - контроль (небольшое контрольное упражнение, возможно, тестовые задания, проверяющие и оценивающие степень освоения данной темы в группе); время на контроль – около 5 минут. |
Приложения |
Приложение 1.
Методика преподавания РКИ.pdf
Приложение 2.
Образец конспекта по РКИ.pdf
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Аннушкин В.И. | Знакомиться легко, расставаться трудно: | М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Розанова С.П., Шустикова Т.В. | Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие | "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 | ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щукин A.H. | Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие | М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Шибко Н.Л. | Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей: Учебное пособие | СПб. : Златоуст, 2014. - ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239413 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Лебединский С. И., Гербик Л. Ф. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО | www.bsu.by | ||
Э2 | Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного | lib.madi.ru | ||
Э3 | Степаненко В.А., Нахабина М.М. Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного | cyberleninka.ru | ||
Э4 | Дергачева Г.И. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения | www.twirpx.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В качестве текущего контроля самостоятельной и учебной работы студентов преподаватель использует опрос на занятиях, письменные работы (самостоятельная работа студентов). Итоговый контроль: Для прохождения итоговой аттестации в форме экзамена (1, 3 семестры) магистрантам необходимо: к экзамену (практическая часть): - подготовить пан-конспект занятия по русскому языку как иностранному по выбранной теме (темы предлагаются преподавателем); - провести фрагмент (около 30 мин.) занятия с группой иностранных (китайских) студентов факультета ФМКФиП направления 45.03.02 Лингвистика «Русский язык как иностранный». на экзамене (теоретическая часть): - ответить на теоретический вопрос. Время для подготовки – 60 минут. Преподаватель разрешает использовать собственные конспекты магистрантов по дисциплине. Итоговая оценка на экзамене складывается из: - оценка за план-конспект занятия максимум за план-конспект – 50 баллов; минимум за план-конспект – 15 баллов. - оценка за проведение занятия максимум за проведение занятия - 35 баллов (5 баллов за каждый критерий), минимум за проведение занятия – 20 баллов. - оценка за устный ответ на экзамене традиционная четырехбалльная система оценки: от 5 (отлично) до 2 (неудовлетворительно). Итого: от 90 до 38 баллов. Сопоставление шкал оценивания Максимум 90 баллов Отлично (повышенный уровень)90-75 Хорошо (базовый уровень)74-56 Удовлетворительно (пороговый уровень)55-38 Неудовлетворительно (уровень не сформирован)37-0 Для получения зачета (2 семестр) по дисциплине магистрантам необходимо: - разработать план-конспект занятия по РКИ, используя «Образцы конспектов для анализа», см. Приложения в РПД по дисциплине; - подготовить реферат по выбранной теме (из списка, предложенного преподавателем) Зачет складывается из оценки реферата, подготовленного магистрантом, и оценки конспекта занятия по РКИ: максимум за конспект занятия – 30 баллов, минимум за конспект занятия – 15 баллов, максимум за реферат – 50 баллов; минимум за реферат – 15 баллов. Итого количество баллов для прохождения зачета – 30 баллов. Сопоставление баллов и бинарной шкалы оценивания Бинарная шкала Зачтено 30 - 80 Не зачтено 0 - 29 Оценивание выполнения письменной работы студентов 1. Полнота выполнения письменного задания; 2. Своевременность 3. Самостоятельность работы, высказывание собственной точки зрения; 4. Грамотность (грамматика, орфография и синтаксис) 4-балльная шкала (уровень освоения) Показатели Критерии Отлично (повышенный уровень) Студентом задание выполнено самостоятельно. В логических рассуждениях, в орфографии и синтаксисе текста нет ошибок, мнение автора текста аргументировано, приводятся примеры, текст не имеет стилистических ошибок. Хорошо (базовый уровень) Студентом задание выполнено с небольшими недочетами. Есть небольшие недочеты в содержании текста и /или в синтаксисе текста. Удовлетворительно (пороговый уровень) Студентом задание выполнено не полностью. Присутствуют недочеты в изложении собственного мнения; в тексте имеются орфографические ошибки и /или синтаксические ошибки. Неудовлетворительно (уровень не сформирован) Студентом текст составлен с нарушением логических связей, имеется большое (более 10) количество орфографических и синтаксических ошибок. Критерии оценки реферата Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению. Новизна текста: новизна и самостоятельность в изучении проблемы, умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; самостоятельность оценок и суждений; научный стиль текста. Степень раскрытия сущности вопроса: соответствие содержания теме и плану реферата; полнота и глубина знаний по теме; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме). Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования. Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата. Реферат оценивается по 50-балльной шкале. От 50 до 40 баллов ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. От 39 до 30 баллов – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. От 29 до 15 баллов – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата, отсутствуют выводы. Ниже 15 баллов – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы; реферат не представлен. Принципы оценки проведения практического занятия по РКИ при оценке открытого практического занятия необходимо учитываются следующие критерии: 1. Оценка организации практического занятия: o соответствие темы занятия тематическому плану, представленному в рабочей программе; o своевременность начала и окончание занятия; o подготовленность и активность студентов на занятии; o посещаемость занятия студентами; 2. Оценка содержания практического занятия: o четкость и лаконичность формулировки цели занятия; o профессиональная направленность занятия; o наличие заданий профессиональной направленности, соответствующей данному направлению подготовки; o точность и достоверность приведенной информации; o посильность и оптимальность объема изучаемого материала; 3. Оценка методики проведения практического занятия: o обоснованность выбора и использования соответствующей методики обучения в соответствии с формируемыми компетенциями; o наличие структуры занятия (введение, основная часть, заключение) o аргументированность состава заданий работы; o ясность и четкость требований к результатам работы; o разбор преподавателем типовых заданий по рассматриваемой теме; o чередование самостоятельной работы студентов по выполнению заданий под контролем преподавателя с конспектированием типовых задач; o использование приемов по закреплению информации; o использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий; 4. Критерии оценки эффективности деятельности преподавателя на занятии: o рациональность и эффективность использования времени занятия; o оказание помощи студентам в выполнении заданий и устранение возникших трудностей у студентов; o привитие студентам навыков самостоятельной работы; o дифференцированное оценивание результатов работы на занятии всех студентов; o осуществление текущего контроля выполнения заданий и подготовки отчетов по результатам выполнения. 5. Критерии оценки деятельности студентов: o степень дисциплинированности; o степень организованности и заинтересованности студентов; o степень познавательной активности студентов; o включенность студентов в самостоятельную работу во время занятия; 6. Критерии оценки профессиональных данных преподавателя: o знание дисциплины, профессиональная компетентность; o отношение преподавателя к студентам; o манера поведения, умение держаться перед аудиторией, умение взаимодействовать со всеми студентами; o дисциплинированность; o культура речи, дикция. 7. Критерии оценки результатов практического занятия: o степень реализации цели; o степень выполнения заданий всеми студентами; o качество выполненной работы; o степень освоения общекультурных и профессиональных компетенций; o наличие оценки работы всех студентов; o степень сформированности у студентов необходимых формируемых компетенций. Максимальная оценка занятия: 35 баллов (5 баллов за каждый критерий), минимум, необходимый для прохождения аттестации – 20 баллов. Критерии оценки плана-конспекта занятия № Параметры оценки Степень соответствия Баллы 1. Обозначение целей и задач занятия (планируемые результаты) Цели и задачи занятия не обозначены 0 Обозначена цель занятия, не сформулированы задачи 3 Обозначена цель и сформулированы задачи: обучающие, общепрофессиональные, профессиональные, воспитательные 5 2. Структура занятия Структурированность занятия Этапы занятия не обозначены 0 Этапы занятия обозначены, но не отражают реализацию деятельностного подхода 3 Этапы занятия четко обозначены и отражают реализацию деятельностного подхода 5 3. Развитие умений Отсутствуют формы, методы и приемы, направленные на формирование умений. 0 Показано, какие умения и каким способом будут формироваться на занятии. 2 - 4 4. Развитие коммуникативных умений Отсутствуют формы, методы и приемы, направленные на формирование коммуникативных умений. 0 Показано какие коммуникативные умения и каким способом будут формироваться 2 - 4 5. Развитие творческих способностей Предполагается деятельность только на репродуктивном уровне ( по образцу) 0 Деятельность обучающихся предполагает внесение изменений в образец, самостоятельную деятельность 2 Деятельность обучающихся предполагает создание нового продукта (для самого обучающегося) 4 6. Контроль и оценка результатов занятия Контроль и оценка не запланированы или оценка результатов осуществляется педагогом 0 Оценка результатов осуществляется не только преподавателем (опрос, индивидуальные и групповые задания) но и самими обучающимися (самооценка), показаны формы оценки (самооценки) 2 - 4 7. Критерии оценки результатов Критерии оценки результатов педагогом не представлены 0 Представлены развернутые критерии оценки результатов занятия 2 - 4 Итого: максимум за конспект занятия – 30 баллов, минимум – 15 баллов. Образцы конспектов для анализа Образец конспекта по русскому языку как иностранному №1 Тема урока по учебно-тематическому плану. «Моё любимое время года». Форма урока. Комбинированный Цели урока. Приобщение детей к культуре коммуникативной деятельности, формирование положительной мотивации к изучению русского языка. Формирование коммуникативной компетенции по теме с помощью аудиовизуальных стимулов, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях. -социокультурный аспект – приобщение учащихся к реалиям русского языка в рамках темы и ситуации общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся; -развивающий аспект – развитие памяти, внимания, образного мышления, способности к сравнению, развитие механизмов слухового и зрительного восприятия; формирование и развитие умений и навыков работы с наглядностью, способности осуществлять творческий подход к решению коммуникативных задач; преодолевать трудности, связанные с изучением нового грамматического материала; -воспитательный аспект – развитие и воспитание у школьников потребности пользоваться языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, воспитание культуры общения и развитие интереса к изучению иностранного языка. Формирование интереса к культуре и народу страны изучаемого языка. -учебный аспект – формирование умений и навыков устной монологической и диалогической речи, контроль уровня развития речевых умений , учить творчески использовать известные речевые клише в новых ситуациях, формирование фонетических навыков речи; формирование лексических и грамматических навыков речи; формирование навыков аудирования, формирование навыков чтения, учить находить в тексте необходимую информацию. Ожидаемые результаты: Осуществить контроль уровня развития речевых умений во всех видах речевой деятельности по пройденному в течение эксперимента материалу, в различных речевых ситуациях. Этапы урока. 1. Организационный момент. 2. Фонетическая зарядка. 3. Речевая зарядка. 4. Контроль уровня развития речевых умений во всех видах речевой деятельности по пройденному в течение эксперимента материалу в различных речевых ситуациях. Игровой момент. 5 . Подведение итогов урока. Ход урока 1 . Организационный момент. Цель: подготовка учащихся к работе. Компетенция: знания- организация внимания и внутренней готовности. Слова приветствия; умения- умение организоваться, быстро включиться в деловой ритм, реагировать на приветствие и слова учителя. Деятельность учителя: приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, сообщение цели урока. 1. Учитель приветствует учащихся, выявляет отсутствующих, проверяет готовность к уроку. Добрый день, ребята! Деятельность учащихся: Включение в деловой ритм работы. 1. Учащиеся реагируют на слова учителя. Добрый день, учитель! Данный этап урока в начале эксперимента проходил достаточно сложно, учащиеся не могли собраться вовремя. Включение в ход работы для учащихся составлял трудности. Констатирующий этап эксперимента - 30% учащихся владеют включением в организационный момент урока. Контрольный этап эксперимента – 60% учащихся проявляют полную готовность к организационному моменту урока. 2 . Фонетическая зарядка. Цель: подготовка учащихся к иноязычной речевой деятельности, правильному фонетическому и интонационному оформлению речи, правильному произношению, формирование положительной мотивации к изучению русского языка, введение в языковую среду. Компетенция: знания- правильное произношение учащимися слов; умения- произносительные навыки, адекватное произношение и различение на слух звуков русского языка. Деятельность учителя: учитель предлагает прослушать учащимся текст «Март», оценивает работу учащихся, исправляет ошибки. Деятельность учащихся: ученики слушают текст и вместе с учителем произносят необходимые слова. Невнимательность, низкая мотивация учащихся на начальном этапе проведения эксперимента, показала недостаточный уровень коммуникативной активности и познавательного интереса среди учащихся 6 класса. Введение в языковую среду учащихся проходило тяжело. Использую интересные формы и методы работы на уроках, процентное соотношение коммуникативной активности и положительной мотивации в изучении русского языка повысилось, с 25% на начальном этапе до 45%. 3. Речевая зарядка. Цель: подготовка учащихся к иноязычной речевой деятельности, введение в языковую среду. Компетенция : знания- лексические единицы необходимые для описания своего любимого времени года; лексические единицы обслуживающие ситуации общения в пределах темы; умения- понимать на слух речь речь учителя и одноклассников, уметь отвечать на вопросы. Деятельность учителя: учитель предлагает учащимся повторить речевой материал по прослушанному тексту «Март», задавая вопросы. Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на вопросы, используя речевой материал. Умение задавать и отвечать на вопросы вызывало практически всегда трудности у учащихся. Использование словарного запаса учащимися при проведении этого вида речевой деятельности показал, что на начальном этапе эксперимента данный критерий имел относительно ровный показатель т.е. в класе большое количество учащихся, которые владели данным навыком. Результаты анализа в процессе эксперимента показали, что 65% учащихся класса могут в полном объеме использовать знания, умения и навыки, по данному виду речевой деятельности ( начальный этап- 40%). 4. Отработка навыков составления диалога. Игровая ситуация. Контроль уровня развития речевых умений во всех видах речевой деятельности по пройденному в течение эксперимента материалу в различных речевых ситуациях. Цель: Осуществить контроль уровня усвоения лексических единиц по теме, активизировать употребление ранее изученных лексических единиц и модельных фраз на уроках, подготовить учащихся к самостоятельным смысловым высказываниям, диалогической речи по предложенной ситуации. Продолжить формировать у учащихся навыки употребления ранее изученных лексических единиц и модельных фраз в грамматических конструкциях. Осуществить развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях. Компетенция: знания- запас лексических единиц, словосочетаний; умения- умение строить диалог, отвечать на вопросы, умения задавать необходимые вопросы для более полного раскрытия темы, правильное использование изученного языкового материала: соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильная интонация при диалоге. Деятельность учителя: учитель оценивает работу учащихся при составлении диалога и его проведении; предлагает учащимся оценить результаты своей работы по составлению диалога. Деятельность ученика: ученик выделяет главную мысль при составлении диалога, ведёт поиск нужной информации в тексте для составления вопросов, делает выводы, обобщение. Далее идет воспроизведение диалога в парах с заслушиванием. Анализ. Подготовка учащихся к составлению диалога, правильное использование изученных лексических единиц, коммуникативное общение в ходе проведения диалога, все эти навыки которыми должен владеть ученик 6 класса и работа по их усвоению, были проведены в ходе моего эксперимента. Процентное соотношение на начальном и итоговом этапах экспериментальной части составили 40% и 58%, что показывает положительную динамику у учащихся в обучении диалогической речью. 5. Подведение итогов урока. Цель: Подвести итоги работы учащихся на уроке. Сообщить о домашнем задании. Разъяснить ход его выполнения. Деятельность учителя: Проанализировать работу на уроке. Дать персональную оценку каждому ученику. Деятельность ученика: ученики делятся моментами урока и обобщают своё мнение относительно своей работы. Конспект урока. |