Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 63 | 63 | 63 | 63 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 22.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор
1.1. | Предмет изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональных сферах (РКИ)» – языковые компетенции (по русскому языку как иностранному), необходимые для решения коммуникативных задач в профессиональной и научной сфере. Цель курса - овладение теоретическими основами реферирования и аннотирования текста, развитие у студентов навыков аналитико-синтетического преобразования текста на русском (как иностранном), смыслового свертывания информации, навыков редактирования. Достижение поставленной цели предполагает: - повышение уровня владения иностранным языком, достигнутого при изучении предыдущих дисциплин по иностранному языку в бакалавриате; - овладение студентами необходимым и достаточным уровнем владения иностранным языком для решения социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего обучения в магистратуре и проведении научных исследований в заданной области. Задачи обучения: - изучение типов первичных и вторичных текстов сферы профессиональной деятельности ; - анализ лексико-грамматические и стилистические особенности функционирования в первичных и вторичных текстов иностранном и русском языках; - овладение стратегией и тактикой порождеия и восприятия различных типов иноязычных вторичных текстов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03 |
ОПК-1 | Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации; |
ОПК-1.1 | Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации |
ОПК-1.2 | Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке |
ОПК-1.3 | Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы при решении педагогических задач и ситуаций |
ОПК-2 | Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования; |
ОПК-2.1 | Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии |
ОПК-2.2 | Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве |
ОПК-2.3 | Использует современные методологические принципы и методические приемы при решении педагогических задач и ситуаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-1.1: Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1.2: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке. ОПК-1.3: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы при решении педагогических задач и ситуаций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-2.2: Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы реферирования и аннотирования | ||||||
1.1. | Понятие реферата и аннотации. Типы и функции реферата и аннотации. Дедуктивный и индуктивный способы изложения. Структура абзаца. Тема и рема в тексте. Лексико-тематические цепочки. Ключевые фрагменты | Лабораторные | 2 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Раздел 2. Технология составления рефератов и аннотаций | ||||||
2.1. | Алгоритмы в обучении реферированию и аннотированию. Сущность и методы компрессии материала первоисточника. | Лабораторные | 2 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Язык реферата и аннотации. Слова и клише для составления рефератов. Слова и клише для составления аннотации. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-1.3 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Написание доклада, выступление с докладом | ||||||
3.1. | Лабораторные | 2 | 4 | Л2.1, Л2.2 | ||
3.2. | Сам. работа | 2 | 63 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примерные задания по теме: Составление аннотаций (использованы материалы из учебного пособия Воробьёвой Г.К., Корчик Л.С., Куликовой Е.Ю. Современный научный текст в преподавании РКИ студентам-лингвистам: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008) Задание 1. Прочитайте сведения об аннотации. Аннотирование – это умение передать наиболее коротким способом (1-2 абзаца) содержание работы (книги, статьи) и охарактеризовать содержание в целях общего ознакомления с ней. Чтобы составить аннотацию, надо выделить основные проблемы (3-5), представленные в работе (книге, статье), и рассказать о них. Аннотация имеет определённую структуру, каждая часть структуры включает конструкции, необходимые для написания этой части структуры (конструкции выбираются автором аннотации). Основные части аннотации и конструкции для её написания. 1. Библиографические описания источника (выходные данные). • Аннотация (чего) • Статья опубликована (где) в сборнике, в книге, в газете и др. • Статья напечатана (где) в сборнике, в книге, в газете и др. • Статья опубликована (когда) • Статья напечатана (когда) • Авторы статьи – 2. Определение темы (тем) статьи. • В статье речь идёт (о чём?) • Статья посвящена (чему) теме (чего) проблеме (чего) вопросам (чего) 3. Выделение основных проблем, представленных в статье (рассматриваемых в аннотации). а). Автор статьи определяет (что) В статье автор рассматривает (что) рассказывает (о чем) излагает (что) анализирует что) характеризует что) описывает (что) останавливается на вопросе (о чём) на проблеме (чего) б). В статье даётся обзор (чего) описание (чего) даются сведения (о чём) излагается (что) анализируются вопросы (о чём, чего) показывается (что) рассматриваются вопросы (чего) характеризуется (что) 4. Определение адресата аннотации • Статья (книга) рассчитана (на кого) • Данную работу можно рекомендовать (кому) • Данная статья рекомендуется (кому) Кроме того, в аннотации кратко могут быть приведены другие сведения: актуальность статьи, новизна информации, практическая ценность источника, описание его содержания и структуры. Такая аннотация называется описательной. Задание 2. Прочитайте аннотацию статьи. Найдите части ее структуры и конструкции, которые относятся к каждой части структуры. Обратите внимание на падежные формы слов, которые употребляются при конструкциях. Аннотация статьи «Некоторые способы использования учебных словарей при обучении русскому языку как иностранному //Авторы – С. А. Воробьева, Л. T. Маликова. Сб. статей «Учебная лексикография и текстология», Краснодар, Изд-во Краснодарского ун-та. 1999, стр. 105-108. В статье речь идет о применении учебных словарей различного типа на уроках русского языка как иностранного. Автор определяет основные направления использования словарей. Рассматривается работа со словарем преподавателя и студентов как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Приводится описание упражнений и заданий, построенных на основе словарной статьи. Статья рассчитана на методистов и преподавателей русского языка как иностранного. Задание 3 Прочитайте статью. Выделите основные проблемы статьи, составьте аннотацию, включая определённые конструкции. Задание 5. Для самостоятельной и контрольной работы составьте аннотации статей, предложенных преподавателем. Примерные задания по теме: Реферирование. Виды рефератов Реферирование – это умение выделить и изложить основную информацию, представленную в статье. Можно написать реферат-конспект, в котором в обобщённом виде содержатся все основные положения статьи и выделяется основная информация. Можно написать реферат-резюме, в котором в максимально сжатой форме передаётся основное содержание текста статьи – первоисточника. Цель такого реферата познакомить читателя с основными проблемами статьи. Задание 1. Познакомьтесь с рекомендациями для составления реферата. 1. Реферат должен начинаться с выходных данных статьи. 2. Для написания реферата – конспекта необходимо, во-первых, выявить тему статьи, во-вторых, определить цель её написания, в-третьих, отметить актуальность выбранной темы (актуальность отмечается факультативно). 3. Определить композицию статьи (из скольких частей она состоит). 4. Кратко описать проблемы статьи и вопросы, на которые автор обращает внимание. 5. В каждом вопросе указать на самую важную, аргументирующую, по мнению автора реферата, информацию. 6. Если в разделе статьи имеются иллюстрации положений, приведите примеры. 7. В заключение приводятся основные выводы автора статьи. Задание 2. Прочитайте статью из урока 7 (задание 1, статья 1) и образец реферата-конспекта статьи. Обратите внимание на композиционные части. Реферат-конспект статьи «Некоторые способы использования учебных словарей при обучении русскому языку как иностранному». Авторы: С. А. Воробьёва, Л. Т. Маликова (Киевский государственный университет). Сборник статей «Учебная лексикография и текстология», Краснодар, Краснодарский государственный университет, 1999 год. Статья посвящена вопросам применения учебных словарей в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся. Авторы отмечают, что эта проблема является актуальной, поскольку в настоящее время в специальной литературе отсутствуют удовлетворительные рекомендации по методике использования словарей в учебном процессе. В статье рассматриваются следующие вопросы: 1. Роль учебных словарей различного типа при обучении РКИ. 2. Работа со словарем при параллельном изучении различных учебных дисциплин. 3. Использование словарей в самостоятельной работе учащихся как в учебное, так и во внеаудиторное время. 4. Упражнения и задания при работе со словарем. 1. В начале статьи речь идет о возможностях использования учебных словарей (как лексических минимумов, так и больших по объему словарей) на различных этапах обучения, а также для обучения лиц различных специальностей. Авторы подчёркивают, что особенно велика роль словаря при семантизации новых слов, а также при поаспектной работе по изучению лексики, грамматики, фразеологии и синтаксиса. 2. Далее авторы переходят к рассмотрению вопроса об использовании словаря при параллельном изучении различных учебных дисциплин. Они указывают, что работа со словарем дает возможность расширять лексический запас учащихся как вширь, так и вглубь. Применение словаря в учебном процессе помогает предотвращать возможные ошибки, связанные с многозначностью слова, его сочетаемостью, использованием в устной и письменной речи. 3. Затем авторы останавливаются на вопросе об использовании учебного словаря в самостоятельной работе учащихся. Отмечается, что словари экономят учебное время, помогают знакомству с учебным материалом без опоры на текст; такая работа учит студента продуктивно работать со словарем без помощи преподавателя. 4. Авторы касаются вопроса о значении системы продуманных и четко сформулированных упражнений и заданий, которые могут быть построены на основе словарной статьи учебного словаря. Они приводят примеры упражнений и заданий, направленных на развитие навыков устной и письменной речи. Обращают внимание на систему продуктивных упражнений, которые способствуют активизации навыков устной речи. 5. В заключение авторы делают вывод, что современный этап обучения РКИ требует создания учебного толкового словаря нового типа, в котором будут учтены последние достижения лингвистической и методической науки. Задание 3. Познакомьтесь с конструкциями, которые используются при написании реферата. Обратите внимание на использование этих конструкций в тексте из задания 2. 1. Исходные сведения: название статьи, авторы, где и когда опубликована статья (выходные данные). 2. Тема статьи и её актуальность. Статья посвящена проблеме чего Статья посвящена вопросу чего В статье речь идёт о чём В статье говорится о чём В статье рассматривается проблема чего В статье даётся анализ чего В статье даётся оценка чего В статье даётся описание чего Автор статьи говорит о чем Автор статьи отмечает что В статье представлена точка зрения кого на что В статье отмечается важность чего В статье даётся обобщение чего В статье затронут вопрос о чём 3. Композиция статьи. Статья делится на что Статья начинается с чего Статья состоит из чего Статья заканчивается чем В начале статьи говорится о чем Далее речь идёт о чем Далее рассказывается о чем Затем даётся характеристика чего Затем много места отводится чему Статья заканчивается чем 4. Выделение основных вопросов статьи. В статье излагаются следующие вопросы В статье освещаются следующие вопросы В статье ставятся следующие вопросы В начале статьи речь идёт о чём Далее автор переходит к рассмотрению вопроса о чём Во-первых, автор останавливается на вопросе о чём Во-вторых, автор касается вопроса чего Затем автор переходит к анализу чего Далее автор переходит к описанию чего 5. Изложение самых важных, по мнению автора реферата, частей каждого из выделенных вопросов. В статье (в данном вопросе) отмечается важность чего В статье (в данном вопросе) даётся обобщение чего 6. Иллюстрация отдельных положений. Автор _______ приводит примеры, иллюстрирующие что Автор приводит цитаты, иллюстрирующие что Автор приводит факты, иллюстрирующие что Автор приводит данные, иллюстрирующие что Автор иллюстрирует что чем 7. Заключение. Выводы о значении всей темы или проблематики статьи. Обобщение. В результате делается вывод В заключение делается вывод В итоге делается вывод Отсюда (из этого) следует Отсюда (из этого) вытекает Отсюда (из этого) понятно Отсюда (из этого) ясно Это позволяет сделать вывод Это свидетельствует о чём Таким образом, можно сделать вывод Итак, можно сделать вывод Следовательно, можно сделать вывод В результате можно сделать вывод В итоге можно сделать вывод Задание 4. Прочитайте текст и напишите реферат-конспект статьи, предложенной преподавателем. Используйте материал из задания. Проанализируйте реферат на уроке. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Текущий контроль осуществляется в течение семестра в устной и письменной форме в виде письменных работ, устных опросов и подготовки доклада. Итоговый контроль проводится в виде зачета. Объектом контроля является достижение заданного программой уровня владения основами реферирования и аннотирования текста, аналитико-синтетического преобразования текста на русском языке (как иностранном), смыслового свертывания информации, навыков редактирования. Структура и содержание зачета: 1.Подготовка и выступление с докладом (по тематике лингвистических исследований); 2.Практическое задание по составлению аннотации или реферата на русском языке по лингвистической тематике. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.Н. Попков | Научно-исследовательская деятельность: учебное пособие | Омск : Издательство СибГУФК, электронный, 2007 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Кузнецов И.Н. | Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров | М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. П. Лысакова [и др.] | Практическая стилистика русского языка: для учащихся с неродным рус. яз. | [М.]: Русский язык. Курсы, 2007 | |
Л2.2 | Колесникова Н.И. | От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Реферирование научного текста. Методические рекомендации по курсу "Русский язык и культура речи". Казань, 2005 | old.kpfu.ru | ||
Э2 | Воробьёва Г.К., Корчик Л.С., Куликова Е.Ю. Современный научный текст в преподавании РКИ студентам-лингвистам: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. | old.kpfu.ru | ||
Э3 | Основы реферирования | www.studmed.ru | ||
Э4 | Научные основы реферирования | www.gumfak.ru | ||
Э5 | Аннотирование и реферирование научных текстов | uchebnikionline.com | ||
Э6 | Аннотирование и реферирование научных текстов | studbooks.net | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Традиционная система контроля. Текущий контроль осуществляется в течение семестра в устной и письменной форме в виде письменных работ, устных опросов и подготовки доклада. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. Объектом контроля является достижение заданного программой уровня владения основами реферирования и аннотирования текста, аналитико-синтетического преобразования текста на русском языке (как иностранном), смыслового свертывания информации, навыков редактирования. Структура и содержание экзамена: 1.Подготовка и выступление с докладом (по тематике лингвистических исследований); 2.Практическое задание по составлению аннотации или реферата на русском языке по лингвистической тематике. Оценивание выполнения письменной работы студентов 4-балльная шкала (уровень освоения) Показатели Критерии Отлично (повышенный уровень) 1. Полнота выполнения письменного задания; 2. Своевременность 3. Самостоятельность работы, высказывание собственной точки зрения; 4. Грамотность (грамматика, орфография и синтаксис) Студентом задание выполнено самостоятельно. В логических рассуждениях, в орфографии и синтаксисе текста нет ошибок, мнение автора текста аргументировано, приводятся примеры, текст не имеет стилистических ошибок. Хорошо (базовый уровень) Студентом задание выполнено с небольшими недочетами. Есть небольшие недочеты в содержании текста и /или в синтаксисе текста. Удовлетворительно (пороговый уровень) Студентом задание выполнено не полностью. Присутствуют недочеты в изложении собственного мнения; в тексте имеются орфографические ошибки и /или синтаксические ошибки. Неудовлетворительно (уровень не сформирован) Студентом текст составлен с нарушением логических связей, имеется большое (более 10) количество орфографических и синтаксических ошибок. Уровни освоения компетенций: Недостаточный Не владеет правилами построения текстов на русском языке как иностранном; не способен работать с материалами различных источников, составлять аналитические обзоры по заданным темам, собирать и первично обобщать фактический материал; владеет ограниченными теоретическими знаниями, не позволяющими осуществлять реферирование и аннотирование текстов (РКИ); Базовый Способен применять основные правила построения текстов на русском языке; способен эффективно применять методику ориентированного поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях; способен работать с материалами различных источников, составлять аналитические обзоры по заданным темам, находить, собирать и обобщать фактический материал; способен осуществлять реферирование и аннотирование текстов(РКИ), владея базовыми теоретическими основами реферирования и аннотирования. Повышенный: Способен работать с материалами различных источников, составлять аналитические обзоры по заданным темам, находить, собирать и обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы и используя разнообразные способы и средства самостоятельного получения информации в данной предметной области с использованием межпредметных связей; демонстрирует полное владение теоретическими основами реферирования и аннотирования; способен выделять в тексте существенную информацию и передавать ее в компрессионном виде, в процессе составления реферата, аннотации или обзора литературы; готов использовать приобретенные иноязычные умения в профессиональной деятельности для получения и использования профессионально-ориентированной информации. В процессе подготовки доклада к практическому занятию студенты имеют возможность обосновать свое понимание темы, внести свои предложения. При подготовке данного вида работы целесообразно придерживаться следующей схемы изучения вопросов: - уяснение (осмысление), с учетом полученных в знаний, избранной темы доклада; - подбор (поиск) необходимой научной, справочной, учебной литературы, статистических и социологических сведений, иных источников; - анализ и систематизация собранных по теме работы материалов; - подготовка плана доклада; - подготовка самого доклада и выступления. Подготовка доклада осуществляется самостоятельно путем творческого изложения собранных научных материалов. При использовании идей, выводов либо текстового материала (цитат) других авторов необходимо делать ссылку на соответствующее издание, где содержатся используемые идеи и материалы. Подготовленные материалы требуют повторного прочтения, критической оценки, с целью выявления наиболее слабых, отвлеченно-описательных, недостаточно аргументированных моментов, а также тех частей текста, содержание которых выходит за пределы темы. Объем выступления – 7 - 10 минут. Приветствуется мультимедийное сопровождение выступления. Требования к мультимедийному сопровождению: 1. Доклад является устной формой презентации материала! 2. Презентация должна содержать не более 10 слайдов. 3. При оформлении слайдов следует учитывать основные эргономические требования (цвет фона, цвет и размер шрифта, др.). 4. Информация представляется на слайдах в сжатом виде: ключевые слова, термины, даты, иллюстрации, схемы и т.д. Текст слайдов не должен дублировать текст выступления, это средство обеспечения наглядности. Критерии оценки рефератов Критерии Показатели 1.Новизна реферированного текста - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. 2. Степень раскрытия сущности проблемы - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. 3. Обоснованность выбора источников - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). 4. Соблюдение требований к оформлению - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев. 5. Грамотность - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль. |