МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иностранный язык в профессиональных сферах (русский язык как иностранный)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
маг.филол.наук, Ващилина А.С.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Иностранный язык в профессиональных сферах (русский язык как иностранный)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Предмет изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональных сферах (РКИ)» – языковые компетенции (по русскому языку как иностранному), необходимые для решения коммуникативных задач в профессиональной и научной сфере. Цель курса - овладение теоретическими основами реферирования и аннотирования текста, развитие у студентов навыков аналитико-синтетического преобразования текста на русском (как иностранном), смыслового свертывания информации, навыков редактирования.
Достижение поставленной цели предполагает:
- повышение уровня владения иностранным языком, достигнутого при изучении предыдущих дисциплин по иностранному языку в бакалавриате;
- овладение студентами необходимым и достаточным уровнем владения иностранным
языком для решения социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего обучения в магистратуре и проведении научных исследований в заданной области.
Задачи обучения:
- изучение типов первичных и вторичных текстов сферы профессиональной деятельности ;
- анализ лексико-грамматические и стилистические особенности функционирования в первичных и вторичных текстов иностранном и русском языках;
- овладение стратегией и тактикой порождеия и восприятия различных типов иноязычных вторичных текстов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;
ОПК-1.1 Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации
ОПК-1.2 Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке
ОПК-1.3 Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы при решении педагогических задач и ситуаций
ОПК-2Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
ОПК-2.1 Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии
ОПК-2.2 Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве
ОПК-2.3 Использует современные методологические принципы и методические приемы при решении педагогических задач и ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке.
ОПК-1.3: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы при решении педагогических задач и ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.2: Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы реферирования и аннотирования
1.1. Понятие реферата и аннотации. Типы и функции реферата и аннотации. Дедуктивный и индуктивный способы изложения. Структура абзаца. Тема и рема в тексте. Лексико-тематические цепочки. Ключевые фрагменты Лабораторные 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Технология составления рефератов и аннотаций
2.1. Алгоритмы в обучении реферированию и аннотированию. Сущность и методы компрессии материала первоисточника. Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Язык реферата и аннотации. Слова и клише для составления рефератов. Слова и клише для составления аннотации. Лабораторные 2 4 ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Написание доклада, выступление с докладом
3.1. Лабораторные 2 4 Л2.1, Л2.2
3.2. Сам. работа 2 63 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные задания по теме: Составление аннотаций
(использованы материалы из учебного пособия Воробьёвой Г.К., Корчик Л.С., Куликовой Е.Ю. Современный научный текст в преподавании РКИ студентам-лингвистам: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008)

Задание 1.
Прочитайте сведения об аннотации.
Аннотирование – это умение передать наиболее коротким способом (1-2 абзаца) содержание работы (книги, статьи) и охарактеризовать содержание в целях общего ознакомления с ней. Чтобы составить аннотацию, надо выделить основные проблемы (3-5), представленные в работе (книге, статье), и рассказать о них. Аннотация имеет определённую структуру, каждая часть структуры включает конструкции, необходимые для написания этой части структуры (конструкции выбираются автором аннотации).
Основные части аннотации и конструкции для её написания.
1. Библиографические описания источника (выходные данные).
• Аннотация (чего)
• Статья опубликована (где) в сборнике, в книге, в газете и др.
• Статья напечатана (где) в сборнике, в книге, в газете и др.
• Статья опубликована (когда)
• Статья напечатана (когда)
• Авторы статьи –
2. Определение темы (тем) статьи.
• В статье речь идёт (о чём?)
• Статья посвящена (чему) теме (чего)
проблеме (чего)
вопросам (чего)
3. Выделение основных проблем, представленных в статье
(рассматриваемых в аннотации).
а). Автор статьи определяет (что)
В статье автор рассматривает (что)
рассказывает (о чем)
излагает (что)
анализирует что)
характеризует что)
описывает (что)
останавливается на вопросе (о чём)
на проблеме (чего)
б). В статье даётся обзор (чего)
описание (чего)
даются сведения (о чём)
излагается (что)
анализируются вопросы (о чём, чего)
показывается (что)
рассматриваются вопросы (чего)
характеризуется (что)
4. Определение адресата аннотации
• Статья (книга) рассчитана (на кого)
• Данную работу можно рекомендовать (кому)
• Данная статья рекомендуется (кому)
Кроме того, в аннотации кратко могут быть приведены другие сведения: актуальность статьи, новизна информации, практическая ценность источника, описание его содержания и структуры. Такая аннотация называется описательной.
Задание 2.
Прочитайте аннотацию статьи.
Найдите части ее структуры и конструкции, которые относятся к каждой части структуры. Обратите внимание на падежные формы слов, которые употребляются при конструкциях.
Аннотация статьи «Некоторые способы использования учебных словарей при обучении русскому языку как иностранному //Авторы – С. А. Воробьева, Л. T. Маликова. Сб. статей «Учебная лексикография и
текстология», Краснодар, Изд-во Краснодарского ун-та. 1999, стр. 105-108.
В статье речь идет о применении учебных словарей различного типа на уроках русского языка как иностранного. Автор определяет основные направления использования словарей. Рассматривается работа со словарем преподавателя и студентов как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Приводится описание упражнений и заданий, построенных на основе словарной статьи. Статья рассчитана на методистов и преподавателей русского языка как иностранного.
Задание 3
Прочитайте статью.
Выделите основные проблемы статьи, составьте аннотацию, включая определённые конструкции.
Задание 5.
Для самостоятельной и контрольной работы составьте аннотации статей, предложенных преподавателем.
Примерные задания по теме: Реферирование. Виды рефератов
Реферирование – это умение выделить и изложить основную информацию, представленную в статье. Можно написать реферат-конспект, в котором в обобщённом виде содержатся все основные положения статьи и выделяется основная информация. Можно написать реферат-резюме, в котором в максимально сжатой форме передаётся основное содержание текста статьи – первоисточника. Цель такого реферата познакомить читателя с основными проблемами статьи.
Задание 1.
Познакомьтесь с рекомендациями для составления реферата.
1. Реферат должен начинаться с выходных данных статьи.
2. Для написания реферата – конспекта необходимо, во-первых, выявить тему статьи, во-вторых, определить цель её написания, в-третьих, отметить актуальность выбранной темы (актуальность отмечается
факультативно).
3. Определить композицию статьи (из скольких частей она состоит).
4. Кратко описать проблемы статьи и вопросы, на которые автор обращает внимание.
5. В каждом вопросе указать на самую важную, аргументирующую, по мнению автора реферата, информацию.
6. Если в разделе статьи имеются иллюстрации положений, приведите примеры.
7. В заключение приводятся основные выводы автора статьи.
Задание 2.
Прочитайте статью из урока 7 (задание 1, статья 1) и образец реферата-конспекта статьи. Обратите внимание на композиционные части.
Реферат-конспект статьи «Некоторые способы использования учебных словарей при обучении русскому языку как иностранному».
Авторы: С. А. Воробьёва, Л. Т. Маликова (Киевский государственный университет).
Сборник статей «Учебная лексикография и текстология», Краснодар, Краснодарский государственный университет, 1999 год.
Статья посвящена вопросам применения учебных словарей в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся.
Авторы отмечают, что эта проблема является актуальной, поскольку в настоящее время в специальной литературе отсутствуют удовлетворительные рекомендации по методике использования словарей в учебном процессе.
В статье рассматриваются следующие вопросы:
1. Роль учебных словарей различного типа при обучении РКИ.
2. Работа со словарем при параллельном изучении различных учебных дисциплин.
3. Использование словарей в самостоятельной работе учащихся как в учебное, так и во внеаудиторное время.
4. Упражнения и задания при работе со словарем.
1. В начале статьи речь идет о возможностях использования учебных словарей (как лексических минимумов, так и больших по объему словарей) на различных этапах обучения, а также для обучения лиц
различных специальностей. Авторы подчёркивают, что особенно велика роль словаря при семантизации новых слов, а также при поаспектной работе по изучению лексики, грамматики, фразеологии и синтаксиса.
2. Далее авторы переходят к рассмотрению вопроса об использовании словаря при параллельном изучении различных учебных дисциплин. Они указывают, что работа со словарем дает возможность расширять лексический запас учащихся как вширь, так и вглубь. Применение словаря в учебном процессе помогает предотвращать возможные ошибки, связанные с многозначностью слова, его сочетаемостью, использованием в устной и письменной речи.
3. Затем авторы останавливаются на вопросе об использовании учебного словаря в самостоятельной работе учащихся. Отмечается, что словари экономят учебное время, помогают знакомству с учебным материалом без опоры на текст; такая работа учит студента продуктивно работать со словарем без помощи преподавателя.
4. Авторы касаются вопроса о значении системы продуманных и четко сформулированных упражнений и заданий, которые могут быть построены на основе словарной статьи учебного словаря. Они приводят примеры упражнений и заданий, направленных на развитие навыков устной и письменной речи. Обращают внимание на систему продуктивных упражнений, которые способствуют активизации навыков устной речи.
5. В заключение авторы делают вывод, что современный этап обучения РКИ требует создания учебного толкового словаря нового типа, в котором будут учтены последние достижения лингвистической и методической науки.
Задание 3.
Познакомьтесь с конструкциями, которые используются при написании реферата. Обратите внимание на использование этих конструкций в тексте из задания 2.
1. Исходные сведения: название статьи, авторы, где и когда опубликована статья (выходные данные).
2. Тема статьи и её актуальность.
Статья посвящена проблеме чего
Статья посвящена вопросу чего
В статье речь идёт о чём
В статье говорится о чём
В статье рассматривается проблема чего
В статье даётся анализ чего
В статье даётся оценка чего
В статье даётся описание чего
Автор статьи говорит о чем
Автор статьи отмечает что
В статье представлена точка зрения кого на что
В статье отмечается важность чего
В статье даётся обобщение чего
В статье затронут вопрос о чём
3. Композиция статьи.
Статья делится на что
Статья начинается с чего
Статья состоит из чего
Статья заканчивается чем
В начале статьи говорится о чем
Далее речь идёт о чем
Далее рассказывается о чем
Затем даётся характеристика чего
Затем много места отводится чему
Статья заканчивается чем
4. Выделение основных вопросов статьи.
В статье излагаются следующие вопросы
В статье освещаются следующие вопросы
В статье ставятся следующие вопросы
В начале статьи речь идёт о чём
Далее автор переходит к рассмотрению вопроса о чём
Во-первых, автор останавливается на вопросе о чём
Во-вторых, автор касается вопроса чего
Затем автор переходит к анализу чего
Далее автор переходит к описанию чего
5. Изложение самых важных, по мнению автора реферата, частей каждого из выделенных вопросов.
В статье (в данном вопросе) отмечается важность чего
В статье (в данном вопросе) даётся обобщение чего
6. Иллюстрация отдельных положений.
Автор _______ приводит примеры, иллюстрирующие что
Автор приводит цитаты, иллюстрирующие что
Автор приводит факты, иллюстрирующие что
Автор приводит данные, иллюстрирующие что
Автор иллюстрирует что чем
7. Заключение. Выводы о значении всей темы или проблематики статьи. Обобщение.
В результате делается вывод
В заключение делается вывод
В итоге делается вывод
Отсюда (из этого) следует
Отсюда (из этого) вытекает
Отсюда (из этого) понятно
Отсюда (из этого) ясно
Это позволяет сделать вывод
Это свидетельствует о чём
Таким образом, можно сделать вывод
Итак, можно сделать вывод
Следовательно, можно сделать вывод
В результате можно сделать вывод
В итоге можно сделать вывод
Задание 4.
Прочитайте текст и напишите реферат-конспект статьи, предложенной преподавателем. Используйте материал из задания. Проанализируйте реферат на уроке.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Текущий контроль осуществляется в течение семестра в устной и письменной форме в виде письменных работ, устных опросов и подготовки доклада.
Итоговый контроль проводится в виде зачета. Объектом контроля является достижение заданного программой уровня владения основами реферирования и аннотирования текста, аналитико-синтетического преобразования текста на русском языке (как иностранном), смыслового свертывания информации, навыков редактирования.
Структура и содержание зачета:
1.Подготовка и выступление с докладом (по тематике лингвистических исследований);
2.Практическое задание по составлению аннотации или реферата на русском языке по лингвистической тематике.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Н. Попков Научно-исследовательская деятельность: учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК, электронный, 2007 biblioclub.ru
Л1.2 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. П. Лысакова [и др.] Практическая стилистика русского языка: для учащихся с неродным рус. яз. [М.]: Русский язык. Курсы, 2007
Л2.2 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Реферирование научного текста. Методические рекомендации по курсу "Русский язык и культура речи". Казань, 2005 old.kpfu.ru
Э2 Воробьёва Г.К., Корчик Л.С., Куликова Е.Ю. Современный научный текст в преподавании РКИ студентам-лингвистам: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. old.kpfu.ru
Э3 Основы реферирования www.studmed.ru
Э4 Научные основы реферирования www.gumfak.ru
Э5 Аннотирование и реферирование научных текстов uchebnikionline.com
Э6 Аннотирование и реферирование научных текстов studbooks.net
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Традиционная система контроля.
Текущий контроль осуществляется в течение семестра в устной и письменной форме в виде письменных работ, устных опросов и подготовки доклада.
Итоговый контроль проводится в виде экзамена. Объектом контроля является достижение заданного программой уровня владения основами реферирования и аннотирования текста, аналитико-синтетического преобразования текста на русском языке (как иностранном), смыслового свертывания информации, навыков редактирования.
Структура и содержание экзамена:
1.Подготовка и выступление с докладом (по тематике лингвистических исследований);
2.Практическое задание по составлению аннотации или реферата на русском языке по лингвистической тематике.

Оценивание выполнения письменной работы студентов
4-балльная шкала
(уровень освоения)
Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень)
1. Полнота выполнения письменного задания;
2. Своевременность
3. Самостоятельность работы, высказывание собственной точки зрения;
4. Грамотность (грамматика, орфография и синтаксис)
Студентом задание выполнено самостоятельно. В логических рассуждениях, в орфографии и синтаксисе текста нет ошибок, мнение автора текста аргументировано, приводятся примеры, текст не имеет стилистических ошибок.
Хорошо
(базовый уровень)
Студентом задание выполнено с небольшими недочетами. Есть небольшие недочеты в содержании текста и /или в синтаксисе текста.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
Студентом задание выполнено не полностью. Присутствуют недочеты в изложении собственного мнения; в тексте имеются орфографические ошибки и /или синтаксические ошибки.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
Студентом текст составлен с нарушением логических связей, имеется большое (более 10) количество орфографических и синтаксических ошибок.

Уровни освоения компетенций:
Недостаточный
Не владеет правилами построения текстов на русском языке как иностранном; не способен работать с материалами различных источников, составлять аналитические обзоры по заданным темам, собирать и первично обобщать фактический материал; владеет ограниченными теоретическими знаниями, не позволяющими осуществлять реферирование и аннотирование текстов (РКИ);
Базовый
Способен применять основные правила построения текстов на русском языке; способен эффективно применять методику ориентированного поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях; способен работать с материалами различных источников, составлять аналитические обзоры по заданным темам, находить, собирать и обобщать фактический материал; способен осуществлять реферирование и аннотирование текстов(РКИ), владея базовыми теоретическими основами реферирования и аннотирования.
Повышенный:
Способен работать с материалами различных источников, составлять аналитические обзоры по заданным темам, находить, собирать и обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы и используя разнообразные способы и средства самостоятельного получения информации в данной предметной области с использованием межпредметных связей; демонстрирует полное владение теоретическими основами реферирования и аннотирования; способен выделять в тексте существенную информацию и передавать ее в компрессионном виде, в процессе составления реферата, аннотации или обзора литературы; готов использовать приобретенные иноязычные умения в профессиональной деятельности для получения и использования профессионально-ориентированной информации.

В процессе подготовки доклада к практическому занятию студенты имеют возможность обосновать свое понимание темы, внести свои предложения. При подготовке данного вида работы целесообразно придерживаться следующей схемы изучения вопросов:
- уяснение (осмысление), с учетом полученных в знаний, избранной темы доклада;
- подбор (поиск) необходимой научной, справочной, учебной литературы, статистических и социологических сведений, иных источников;
- анализ и систематизация собранных по теме работы материалов;
- подготовка плана доклада;
- подготовка самого доклада и выступления.
Подготовка доклада осуществляется самостоятельно путем творческого изложения собранных научных материалов. При использовании идей, выводов либо текстового материала (цитат) других авторов необходимо делать ссылку на соответствующее издание, где содержатся используемые идеи и материалы. Подготовленные материалы требуют повторного прочтения, критической оценки, с целью выявления наиболее слабых, отвлеченно-описательных, недостаточно аргументированных моментов, а также тех частей текста, содержание которых выходит за пределы темы. Объем выступления – 7 - 10 минут. Приветствуется мультимедийное сопровождение выступления.

Требования к мультимедийному сопровождению:
1. Доклад является устной формой презентации материала!
2. Презентация должна содержать не более 10 слайдов.
3. При оформлении слайдов следует учитывать основные эргономические требования (цвет фона, цвет и размер шрифта, др.).
4. Информация представляется на слайдах в сжатом виде: ключевые слова, термины, даты, иллюстрации, схемы и т.д. Текст слайдов не должен дублировать текст выступления, это средство обеспечения наглядности.

Критерии оценки рефератов
Критерии Показатели
1.Новизна реферированного текста
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемы
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источников
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению - правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.