МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 40
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 40 40 40 40
Консультации 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кин, доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
кин, доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории мировой культуры;
- уяснение специфики культур Востока и Запада и особенностей их взаимодействия в ходе всемирной истории;
- знакомство с важнейшими достижениями культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие мира в прошлом и настоящем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ход историко-культурного процесса;
Особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада),
Выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие;
Памятники культуры и традиции народов России и других стран, позволяющие понимать и уважительно и бережно относится к культуре собственного народа и других народов мира
Основные закономерности историко-культурного процесса, памятники историко-культурного наследия и культурным традициям народов России и зарубежья
Ведущие принципы западно-европейкой и азиатских культуры и их воплощение в материальных памятниках культуры
основной массив научной литературы и электронных информационных ресурсов по истории мировой культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.Различать особенности историко-культурного процесса по историческим периодам и регионам; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов мира.
готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов по истории мировой культуры для своей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками формирования гражданской позиции относительно основных этапов развития мировой культуры
Навыками работы в коллективе, учитывая специфику социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий разных людей, входящих в этот коллектив.
Навыками составления обзоров научной литературы, критической оценки электронных информационно-образовательных ресурсов по истории мировой культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и генезис культуры
1.1. Генезис и периодизация культуры. Информационная эвристика и анализ источников. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
Раздел 2. Культура Древнего мира
2.1. Культура дрвних цивилизаций. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.2. Культура дрвних цивилизаций. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.3. Культура Древнего Египта Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.4. Культура Древнего Египта Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.5. Культура Древней Индии Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.6. Культура стран Южной и Восточной Азии Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.7. Культура Древней Индии Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
Раздел 3. Культура Античности
3.1. Культура Древней Греции Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
3.2. Культура Древней Греции Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
3.3. Культура Древнего Рима Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
3.4. Культура Древнего Рима Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
3.5. Культура Античности Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
Раздел 4. Культура Средневековья
4.1. Культура Византии Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
4.2. Культура Византии Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
4.3. Готическая культура Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
4.4. Культура Европейского средневековья Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
Раздел 5. Культура эпохи Возрождения
5.1. Культура Возрождения Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
5.2. Культура Итальянского и Северного Возрождения Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
5.3. Культура Возрождения Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
Раздел 6. Культура Нового времени
6.1. Европейская культура XVII века Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
6.2. Стили и направления в европейской культуре нового времени Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
6.3. Искусство Европейских стран XVII -XVIII в Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
6.4. Культура нового времени Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
Раздел 7. Культура XIX-XX в
7.1. Развтие культуры XIX века. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
7.2. Культура XX века Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
7.3. Искусство XX века: основные понятия, развитие архитектуры, живописи, скульптуры, вклад в мировую культуру, памятники Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
7.4. Реализм, импрессионизм, постимрессионизм и модерн, развитие, трансформация, лица. Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
7.5. Современная культура Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
7.6. Консультации 5 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Первоначально письменность в Древнем Египте существовала в виде:
а. клинописи;
б. иероглифов;
в. пиктографии
ОТВЕТ: в

Вопрос 2.В Древнем Египте скульптурные изображения создавались по ________:
а. канону;
б. трафарету;
в. концепту.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3.Характерной чертой духовной культуры Месопотамии являлся ________:
а. политеизм;
б. синтоизм;
в. дуализм
ОТВЕТ: а

Вопрос 4.В Древнем Китае сторонники философского учения ________ требовали усилить жесткое административное управление государством
а. легизм;
б. моизм;
в. даосизм
ОТВЕТ: а

Вопрос 5.Для китайской философии в середине I тыс. до н. э. базовыми системами стали – ________:
а. конфуцианство и даосизм;
б. дуализм и идеализм;
в. синкретизм и дуализм
ОТВЕТ: а.


Вопрос 6. В Китае в IV–ХI вв. н. э. основное направление литературы – _______:
а. поэзия;
б. проза;
в. эпос;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7. Во второй половине III тыс. до н.э. в Эламе знаки линейного письма были составлены из комбинаций различных геометрических линий и обозначали _______:
а. слог (силлабическое письмо);
б. слово (логографическое письмо);
ОТВЕТ: а.

Вопрос 8. В центре иранской мифологии – учение о борьбе двух антагонистических принципов – ________:
а. Добра и Зла;
б. Порядка и Хаоса;
в. Идеи и Материи;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 9. Этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) качеств – _________:
а. Калокагатия
б. Мимесис
в. Катарсис
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Понятие «наслаждение» находилось в центре этических взглядов представителей школы ________:
а. Эпикурейцев;
б. Стоиков;
в. Скептиков;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были:
а. птицы;
б. звери;
в. люди.
ОТВЕТ: б

Вопрос 12.Чему в Древнем Египте приписывалась магическая сила:
а. музыке;
б. живописи;
в. скульптуре.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 13.Театральное искусство и музыка в Древнем Египте ________:
а. использовались для разыгрывания представлений на религиозны темы, считались важной частью религиозной жизни; +
б. были частью светской жизни, т.к. считались недойным видом искусства, способными служить на благо религии;
в. были присущи только простым жителям Древнего Египта, которые разыгрывали представления и исполняли песни для развлечения;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14.В основе религии Древнего Египта лежала идея:
а. о вечной жизни человека;
б. о жизни, смерти и воскрешении человека;
в. о том, что загробный мир не существует;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15.Он был творцом психологической драмы. Основной конфликт в его произведениях – борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий «Медея» и «Федра»:
а. Еврипид;
б. Аристофан;
в. Сафо;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 16.В VIII–VI вв. до н. э. зарождаются греческая историография, а также греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь:
а. Апполона;
б. Диониса;
в. Гермеса;
ОТВЕТ: б

Вопрос 17.Творцом классической греческой трагедии является________:
а. Эсхил;
б. Софокл;
в. Еврипид;
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В XIX в. писатели-романтики в Европе разработали новые жанры. Укажите основные их них.
Ответ: психологическая повесть, лирическая поэма, баллада.

2. Какой процесс в культуре Западной Европе активно развивался в XIX в.?
Ответ: процесс интеграции национальных культурных

3. Музыка занимала особое место в культуре XIX века, это была новая эпоха в эстетическом восприятии действительности, возникали новые формы музыкальной жизни. Какие типы учреждений открывались в это время в Европе? Перечислите.
Ответ: филармонические, концертные, театральные учреждения.

4. Какое стилевое направление в XIX в. характеризовалось героизацией, гигантоманией, чрезмерной декоративностью.
Ответ: ампир («стиль империи»).

5. В 1848 г. в Англии возникло «братство прерафаэлитов», объединившее художников, не приемлющих академизм. Какие два исторически сложившиеся стиля стали для них основой?
Ответ: искусство раннего средневековья и Ренессанса дорафаэлевского времени.

6. Философия__________ пыталась объединить все знания в общую картину мира. В искусстве он проявился в отказе от классицистического и романтического подходов. Искусство должно было стать жизнеподобным. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: позитивизма

7. XIX в. на первый план выдвинул прозаическую литературу, а конкретно – жанр ______, не гнушавшегося «низкой» действительности. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: социальный роман

8. Доктрина символизма вливалась в общий поток антипозитивистского движения, стремившегося освободить искусство от _______ , от того, что постигается разумом, а не чувствами. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: от интеллектуального содержания.

9.Какое движение в искусстве и культуре родилось в 1867 году и получило название по картине Клода Моне «Впечатление».
Ответ: Импрессионизм

10. Укажите, какие изменения в жанрах совершили Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камиль Писарро, Огюст Ренуар.
Ответ: Они разрушили строгую иерархию жанров в искусстве.

11. Охарактеризуйте основные черты импрессионизма.
Ответ: В импрессионизме отсутствуют строгие каноны, это, прежде всего, индивидуальные искания. Основа сложной техники – теория разложения цветов.

12. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и направлений, иные художники в течение своей творческой биографии примыкали к нескольким объединениям. Какое стремление их объединяло?
Ответ: подчеркнутое стремление к выражению своей индивидуальности, этим продиктованы поиски новых средств и материалов.

13. После первой посмертной выставки Ван Гога в 1901 г. в Париже группа молодых живописцев во главе с Анри Матиссом объединилась под названием «________».
Ответ: «фовисты».

14. __________ - искусство, ставящее своей целью выражение чувств и настроений художника, наибольшее распространение получило в Германии в XX в. Это было социально направленное течение, подпитываемое надеждами решить противоречия эпохи. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: Экспрессионизм

15. В первом десятилетии XX в. появилось одно из наиболее самобытных течений – _____. Для него характерны деформации, ограниченный круг сюжетов (человеческие фигуры, лица, музыкальные инструменты, натюрморты). Вставьте пропущенное слово.
Ответ: кубизм

16. Укажите, где наиболее часто использовалось в XX в. искусство коллажа?
Ответ: в картинах фрагментов газет, тканей

17. В работах испанского художника Сальвадора Дали реальные существа и предметы предстают перед зрителем в нереальных сочетаниях, напоминая сны.
Какой стиль представляют произведения художника?
Ответ: Сюрреализм

18. У истоков абстракционизма в 1910-х гг. одновременно стояли художники в России – _______ и _______; в Голландии – _______. Вставьте пропущенные фамилии.
Ответ: Кандинский и Малевич; Пит Мондриан.

19. Приведите основные характеристики абстрактной живописи?
Ответ: наименее популярна у широких масс, она не стремится изобразить что-либо существующее, экспериментирует с сочетанием цветов, с геометрическими фигурами.

20. Стилевое направление, возникшее в 1960-х гг. и основная цель которого – создание оптических иллюзий. Самый известный представитель этого течения – венгр Виктор Вазарели.
Ответ: оп-арт.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2139, примеры размещены в приложениии.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ bibliotekar.ru
Э4 Словарь архитектурных терминов archi.ru
Э5 Курс в Moodle "История мировой культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2139
Примеры методических рекомендаций:


Курс построен на сочетании двух форм деятельности (аудиторная и дистанционная). Аудиторно проводятся лекции и практические занятия, дистанционно организована самостоятельная работа студентов, в том числе некоторые формы контроля (тесты on-line, лекции on-line). Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине позволяет учитывать обе формы и отслеживать успеваемость студентов в ходе освоения дисциплины. Она включает несколько обязательных категорий заданий Лекции (on-line), Семинары (аудиторно), Тесты (on-line), Итоговый тест (on-line).

Категория Лекции (on-line) состоит из 9 лекций, за каждую из которых можно набрать максимум 2 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 6 баллов, максимум - 12. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все лекции на 2 балла, вы автоматически набираете 12 баллов.

Лекция представляет собой текст лекции (содержательный контент) и несколько вопросов тестового типа (8-10), помещенных между отдельными подтемами лекции. Прочитав один фрагмент лекции, вы с легкостью сможете ответить на вопросы следующие за ним, т.к. вопросы связаны с этой подтемой. При правильном ответе на все вопросы лекции вы набираете максимальный балл - 2. Обратите внимание, что в ответах может быть несколько правильных ответов (множественный выбор), если вы не указываете хотя бы один из правильных ответов, то ответ считается неправильным. Внимательно читайте текст лекции, чтобы правильно отвечать на вопросы.

В лекциях выставлено ограничение: баллы за лекцию начисляются только, если вы ответили минимум на 3 вопроса правильно, во-вторых, если вы проходили лекцию не менее 20 минут. На прохождение одной лекции отводится 1 час. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за лекцию попадает средняя между выполненными попытками.


Категория ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (аудиторно) состоит из 8 практических занятий , за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум - 28 баллов, максимум - 54 балла. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все семинары на 3 балла, вы автоматически наберете 54 балла.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:

Заведите рабочую тетрадь для записей.
Прочтите материал предложенный для подготовки к практическому занятию. Можно привлекать дополнительный материал, если вы уверены, что он подходит для данной темы.
Выделите и выпишите главные, на ваш взгляд, мысли по каждому фрагменту (опорные тезисы).
Проверьте, нашли ли вы ответы на вопросы, вынесенные на практическое занятие.
Появились ли у вас собственные вопросы, связанные с каким то фрагментом. Обязательно запишите их на полях.
Придумайте или вспомните из собственной практики примеры, демонстрирующие ваше понимание приведенных тем или иным автором высказываний. Обязательно запишите их. Они будут обсуждаться на занятии.
Выполните конкретное практическое задание, которое сформулировано в каждой теме.
Разбиться на группы (3-5 человек), каждой группе подготовить развернутый ответ на один из вопросов темы.
Совместно с группой продумать развернутый ответ на выбранный вопрос темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы, интернет ресурсы.
Оставляйте место для уточнения каких-либо моментов или записи новых формулировок.
К конце ОБЯЗАТЕЛЬНО сформулируйте три (и более) основные идеи, которые могут пригодиться вам для дальнейшей работы. Или придумайте историю, как эти знания могут пригодиться на практике.

Категория ТЕСТЫ (on-line) состоит из 6 тестов, за каждый из которых можно набрать максимум 2 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 9 баллов, максимум – 18.

Перед прохождением тестов настоятельно рекомендуется познакомиться с материалами лекций, практических занятий, интернет-ресурсами, ссылки на которые представлены в курсе и иными материалами, выложенными в курсе по теме конкретного теста.
Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множественный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста обычно отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться, выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Категория ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (on-line) состоит из 1 теста, за который можно набрать минимум 5 баллов, максимум - 11.

Итоговый тест состоит из 30 вопросов разных тем курса (случайный выбор вопроса из разных тем), на выполнение которых отводится 30 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за итоговый тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться (!!!), выставлен параметр случайный выбор вопроса.

В курсе возможно заработать дополнительные баллы (до 5 баллов), выполнив индивидуальное задание преподавателя. Чтобы получить индивидуальное задание, нужно либо написать сообщение преподавателю в moodle, в котором указываете следующую информацию: ФИО, № группы, название вашего курса, который вы проходите - История мировой культуры, суть вашей просьбы; либо обратившись к преподавателю лично.

Таким образом, для допуска к экзамену необходимо набрать 50 баллов:

6 баллов за лекции,
28 баллов за семинары,
9 баллов за тесты, и
5 балла за итоговый тест,

остальные баллы вы можете набрать из необязательных видов контроля или увеличив сумму обязательных видов.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.

Оценка может быть получена студентом по результатам текущего и рубежного рейтингового контроля. В случае несогласия с полученной оценкой студент может прийти на устный зачет, ответить вопросы билета. При этом итоговая оценка будет складываться из трех составляющих:

Итоговой оценки за работу в системе Moodle (по всем видам контроля).
Оценки за ответ на первый вопрос билета.
Оценки за ответ на второй вопрос билета.

Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные разделы учебников, учебных пособий и научные работы. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время при подготовке непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на два вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут, на ответ - 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.

При возникновении каких-либо проблем (сбоев в системе moodle, недопонимании сути задания и проч.) вы можете написать сообщение преподавателю (перейдя по ссылке НАПИСАТЬ СООБЩЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ) в moodle, в котором указываете следующую информацию: ФИО, № группы, название вашего курса, который вы проходите - История мировой культуры, суть вашей проблемы. При необходимости делайте скриншоты.