Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Профиль | Дизайн и современное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 72 | 72 | 72 | 72 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна
1.1. | Формирование базовых компетенций в области цифровых технологий и их применения в сфере цифрового дизайна и проектирования информационных систем, включая технологии машинного обучения, нейронных сетей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-2 | Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии; |
ОПК-2.1 | Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
ОПК-2.2 | Умеет: осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-2.3 | Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
ОПК-5 | Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности; |
ОПК-5.1 | Знает: основные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в искусствоведческой деятельности |
ОПК-5.2 | Умеет: применять навыки и приемы современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности |
ОПК-5.3 | Владеет: способностью к реализации современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности |
УК-6 | Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
УК-6.1 | Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности |
УК-6.2 | Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания |
УК-6.3 | Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в искусствоведческой деятельности. Содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять навыки и приемы современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности. Осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности. Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способностью к реализации современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности. Навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение в программирование на языке Python, знакомство со средами разработки Jupyter Notebook и GoogleColab | ||||||
1.1. | Установка фреймворка Anaconda. Настройка рабочего окружения. Знакомство со средой программирования Jupyther Notebook. Знакомство с облачной средой разработки Google Colab. Преимущества и особенности Python | Лабораторные | 2 | 4 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Установка фреймворка Anaconda. Настройка рабочего окружения. Знакомство со средой программирования Jupyther Notebook. Знакомство с облачной средой разработки Google Colab. Преимущества и особенности Python. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Загрузка данных в рабочую среду. Визуализация данных и описательная статистика. Корреляционно-регрессионный анализ | ||||||
2.1. | Библиотека Pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками (порциями). Библиотека NumPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировка, сортировка и агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn | Лабораторные | 2 | 12 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Библиотека Pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками (порциями). Библиотека NumPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировка, сортировка и агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn | Сам. работа | 2 | 18 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Типовые задачи машинного обучения: кластеризация, классификация и регрессия | ||||||
3.1. | Избранные методы кластеризации данных (k-means, иерархическая и спектральная кластеризация, DBSCAN). Задачи обучения с учителем. Понятие переобучения. Деревья решений для задач классификации и регрессии. Методы, основанные на деревьях решений: Random Forest, XGBoost и CatBoost. Метрики качества обучения и валидация | Лабораторные | 2 | 12 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Избранные методы кластеризации данных (k-means, иерархическая и спектральная кластеризация, DBSCAN). Задачи обучения с учителем. Понятие переобучения. Деревья решений для задач классификации и регрессии. Методы, основанные на деревьях решений: Random Forest, XGBoost и CatBoost. Метрики качества обучения и валидация | Сам. работа | 2 | 18 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Введение в нейронные сети и глубокое обучение | ||||||
4.1. | Полносвязные нейронные сети. Фреймворк TensorFlow и инструментарий Keras для построения нейронных сетей. Контроль переобучения. Классификация и регрессия с помощью нейронных сетей | Лабораторные | 2 | 8 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Полносвязные нейронные сети. Фреймворк TensorFlow и инструментарий Keras для построения нейронных сетей. Контроль переобучения. Классификация и регрессия с помощью нейронных сетей | Сам. работа | 2 | 12 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 5. Сверточные нейронные сети в задачах анализа изображений | ||||||
5.1. | Идеи, лежащие в основе сверточной нейронной сети, ее преимущество в сравнении с полносвязной нейронной сетью в задачах обработки изображений. Инструментарий Keras для построения сверточных нейронных сетей. Предобученные нейронные сети и перенос обучения. Примеры задач компьютерного зрения | Лабораторные | 2 | 8 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.2. | Идеи, лежащие в основе сверточной нейронной сети, ее преимущество в сравнении с полносвязной нейронной сетью в задачах обработки изображений. Инструментарий Keras для построения сверточных нейронных сетей. Предобученные нейронные сети и перенос обучения. Примеры задач компьютерного зрения | Сам. работа | 2 | 12 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 6. Нейронные сети в задачах анализа текста. Конструирование чат-ботов | ||||||
6.1. | Особенности обработки естественных языков. Векторная модель текста и классификация длинных текстов. Базовые нейросетевые методы работы с текстами. Языковые модели и генерация текста. Прикладные задачи обработки текста. Конструирование чат-ботов. | Лабораторные | 2 | 8 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
6.2. | Особенности обработки естественных языков. Векторная модель текста и классификация длинных текстов. Базовые нейросетевые методы работы с текстами. Языковые модели и генерация текста. Прикладные задачи обработки текста. Конструирование чат-ботов. | Сам. работа | 2 | 12 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 7. Сервисы, использующих технологии искусственного интеллекта | ||||||
7.1. | Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач | Лабораторные | 2 | 6 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
7.2. | Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач | Сам. работа | 2 | 8 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 8. Технологии искусственного интеллекта в проектировании информационных ресурсов | ||||||
8.1. | Применение машинного обучения для аналитики трендов веб-дизайна.Генеративный дизайн | Лабораторные | 2 | 8 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.2 |
8.2. | Применение машинного обучения для аналитики трендов веб-дизайна.Генеративный дизайн | Сам. работа | 2 | 14 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.2 |
Раздел 9. Цифровая среда проектной работы дизайнера | ||||||
9.1. | Ключевые инструменты и принципы организации работы дизайнера в цифровой среде | Лабораторные | 2 | 6 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.2 |
9.2. | Ключевые инструменты и принципы организации работы дизайнера в цифровой среде | Сам. работа | 2 | 17 | УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 | Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8809. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2:Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Что такое открытый исходный код программного обеспечения, и какие преимущества он может предоставить в профессиональной деятельности? а) Открытый исходный код - это программа, которая работает только на открытом воздухе. б) Открытый исходный код - это старый и устаревший способ разработки программ. в) Открытый исходный код - это программное обеспечение, исходный код которого доступен для общественности, что позволяет участникам сообщества улучшать и адаптировать его под свои нужды. Ответ: в 2. Какой символ используется для комментариев в Python? а) // б) -- в) # г) /* */ Ответ: в 3. Как создать переменную в Python? а) var x = 5 б) x = 5 в) let x = 5 г) x := 5 Ответ: б 4. Какой оператор используется для условных выражений в Python? а) switch б) if-else в) for г) while Ответ: б 5. Какой способ форматирования строк используется в Python 3? а) % форматирование б) .format() метод в) f-строки (f-strings) г) & форматирование Ответ: в 6. Как объявить функцию в Python? а) function my_function(): б) def my_function(): в) func my_function(): г) define my_function(): Ответ: б 7. Как создать список (list) в Python? а) new list = [] б) list = new List() в) list = {} г) list = [] Ответ: г 8. Как завершить выполнение программы в Python? а) [ ] exit() б) [ ] done() в) [ ] stop() г) [ ] sys.exit() Ответ: г 9. Как создать кортеж (tuple) в Python? а) [ ] tuple = () б) [ ] tuple = [] в) [ ] tuple = {} г) [ ] new tuple = tuple() Ответ: а 10. Как выполнить округление числа до ближайшего целого в Python? а) [ ] round() б) [ ] ceil() в) [ ] floor() г) [ ] int() Ответ: а 11. Какой библиотекой Python чаще всего используется для машинного обучения? а) Pandas б) NumPy в) TensorFlow г) Matplotlib Ответ: в 12. Какие из перечисленных алгоритмов являются методами обучения с учителем? а) K-средних (K-means) б) Решающие деревья (Decision Trees) в) Метод опорных векторов (Support Vector Machines) г) Линейная регрессия (Linear Regression) Ответ: г 13. Что представляют собой сверточные слои в сверточных нейронных сетях (CNN)? а) Слои, которые уменьшают размерность входных данных. б) Слои, которые применяют операцию свертки к входным данным для выделения признаков. в) Слои, которые соединяют нейроны предыдущего слоя с нейронами текущего слоя. г) Слои, которые добавляют случайный шум к данным. Ответ: б 14. Какая модель окажется в среднем более эффективной в задачах распознавания образов? а) модель на основе бэггинга, б) полносвязная нейронная сеть, в) сверточная нейронная сеть. Ответ: в 15. Библиотека, предназначенная для визуализации данных: а) Keras, б) matplotlib, в) pandas г) TensorFlow Ответ: в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Какие основные принципы работы современных информационных технологий вы знаете? Ответ: Принцип открытости, модульности, надежности. 2. Перечислите основные виды программных средств, которые используются в профессиональной деятельности. Ответ: Операционные системы, офисные пакеты, специализированные программы. 3. Приведите примеры современных информационных технологий отечественного производства. Ответ: Яндекс, Касперский, Лаборатория Касперского и т.д. 4. В чем заключается понимание принципов работы современных информационных технологий? Ответ: Знание основ работы ИТ, умение объяснить их функционирование, способность выявлять проблемы и предлагать решения. 5. Какие задачи профессиональной деятельности можно решить с использованием информационных технологий? Ответ: Управление данными, аналитика, автоматизация процессов. 6. Как выбирать современные информационные технологии для решения определенных задач профессиональной деятельности? Ответ: Учитывать требования к задаче, анализировать доступные технологии, сравнивать их возможности и выбирать наиболее подходящую. 7. Какие критерии следует учитывать при выборе программных средств для решения задач профессиональной деятельности? Ответ: Функционал, стоимость, совместимость с другими системами, производительность. 8. Для решения каких задач применяют Python? Ответ: Python применяют для решения различных задач, включая обработку данных, веб-разработку, машинное обучение, написание скриптов и автоматизацию процессов. 9. Что такое современные информационные технологии, и почему они важны для профессиональной деятельности? Ответ: Современные информационные технологии - это набор средств и методов для сбора, обработки, хранения и передачи данных. Они важны для профессиональной деятельности, потому что улучшают эффективность, доступность и точность информации. 10. Приведите примеры современных информационных технологий, которые могут быть полезными в вашей профессиональной области. Ответ: Примеры включают в себя системы управления проектами, облачные хранилища данных, мобильные приложения для мониторинга, аналитику данных и программы для виртуальной коммуникации. 11. Какие критерии вы используете при выборе информационных технологий и программных средств для решения задач профессиональной деятельности? Ответ: Основные критерии включают в себя соответствие целям задачи, бюджет, безопасность и удобство использования. 12.Опишите, какие принципы работы стоят за понятием "открытого исходного кода" в программном обеспечении и как оно может быть полезным для вас. Ответ: Открытый исходный код предоставляет доступ к исходным текстам программы, позволяя пользователям участвовать в разработке и модификации программы. Это может быть полезным для настройки программ под конкретные нужды и снижения зависимости от вендоров. 13.Каким образом вы обновляете свои знания о новых информационных технологиях и программных средствах в вашей области? Ответ: Обновление знаний включает в себя участие в профессиональных курсах, участие в вебинарах и практических проектах. 14.Какие возможности предоставляют облачные вычисления для решения задач профессиональной деятельности, и какие риски они могут представлять? Ответ: Облачные вычисления позволяют доступ к ресурсам через интернет, обеспечивая гибкость и масштабируемость. Риски включают в себя безопасность данных и зависимость от поставщиков облаков. 15. Каким образом современные информационные технологии могут помочь в оптимизации процессов в вашей профессиональной области? Ответ: Они могут автоматизировать задачи, улучшить аналитику данных, ускорить обмен информацией и повысить эффективность решения задач. 16.Какие меры безопасности вы принимаете при работе с информационными технологиями, чтобы защитить конфиденциальность и целостность данных? Ответ: Меры включают в себя использование паролей, шифрование данных, регулярные резервные копии и обновления программного обеспечения. 17. Какие инструменты и ресурсы вы используете для автоматизации рутинных задач в своей профессиональной деятельности? Ответ: Инструменты могут включать в себя скрипты, ботов, автоматизированные системы управления и программы для роботизации процессов. 18. Какие тренды в области информационных технологий вы считаете наиболее значимыми для будущего вашей профессиональной деятельности? Ответ: Тренды включают в себя искусственный интеллект, интернет вещей (IoT), кибербезопасность и развитие облачных вычислений. 19. Каким образом вы оцениваете эффективность использования информационных технологий в решении профессиональных задач? Ответ: Оценка может включать в себя анализ результатов, сравнение с планами, сбор обратной связи и измерение производительности. 20. Какие навыки и знания считаются важными для успешного применения информационных технологий в вашей профессиональной деятельности? Ответ: Программирование, аналитическое мышление, способность к обучению новым технологиям и коммуникативные навыки. 21. Какие современные информационные технологии отечественного производства вы используете в своей учебной деятельности в университете? Ответ: Онлайн-платформы для обучения и взаимодействия с преподавателями, а также специализированные программы для анализа данных и научных исследований КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какие основные принципы информационной безопасности следует соблюдать при работе с конфиденциальными данными? a) Опубликовывать данные в открытых источниках. b) Использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию. c) Сохранять пароли на видном месте. d) Делиться конфиденциальными данными с коллегами без разрешения. Ответ: b 2. Что такое алгоритм и какую роль он играет в обработке данных с использованием информационных технологий? a) Алгоритм - это физическое устройство для хранения данных. b) Алгоритм - это последовательность инструкций, описывающая порядок выполнения задачи. c) Алгоритм - это операционная система компьютера. d) Алгоритм - это графический интерфейс пользователя. Ответ: b 3. Какие виды программного обеспечения могут быть полезными для анализа больших объемов данных в профессиональной деятельности? a) Текстовые редакторы. b) Проигрыватели мультимедийных файлов. c) Системы управления базами данных (СУБД). d) Графические редакторы. Ответ: c 4. Каким образом использование электронной почты и коммуникационных платформ может улучшить профессиональное взаимодействие в организации? a) Упрощение процесса заказа товаров. b) Сокращение времени на обед. c) Улучшение коммуникации, обмен информацией и совместная работа на удаленном доступе. d) Оптимизация производственных процессов. Ответ: c 5. Какие технологии связи могут быть использованы для удаленной работы и совместной работы в команде? a) Только телефон и факс. b) Электронная почта. c) Видеоконференции, чаты и совместное редактирование документов онлайн. d) Письма на бумаге. Ответ: c 6. Какие основные принципы эффективного управления паролями следует соблюдать для обеспечения безопасности информации? a) Использовать один и тот же пароль для всех аккаунтов. b) Сделать пароль как можно проще, чтобы не забыть его. c) Использовать длинные и сложные пароли, а также уникальные пароли для разных аккаунтов. d) Публично делиться паролями с коллегами. Ответ: c 7. Какие инструменты и технологии можно использовать для управления проектами в профессиональной деятельности? a) Календарь и бумага. b) Программа для рисования. c) Специализированные проектные управляющие системы (например, Trello, Asana, Microsoft Project). d) Просто запоминать все задачи в голове. Ответ: c 8. Что такое «социальные сети» и как они могут быть полезными для профессиональной деятельности? a) Социальные сети - это места для обмена старыми фотографиями. b) Социальные сети - это места для общения с друзьями и родственниками, но они не полезны в профессиональной деятельности. c) Социальные сети - это онлайн-платформы для установления и поддержания профессиональных связей, обмена информацией и нахождения рабочих возможностей. d) Социальные сети - это места только для развлечения и отдыха. Ответ: c 9. Какие методы и инструменты можно использовать для защиты компьютера от вредоносных программ и атак? a) Установка антивирусного программного обеспечения и регулярное обновление операционной системы и приложений. b) Отключение интернета. c) Публикация своих паролей в социальных сетях. d) Скачивание файлов с незнакомых источников. Ответ: a 10. Что такое «большие данные» (big data) и как они могут быть использованы в профессиональной деятельности? a) Большие данные - это большие файлы, которые не могут быть открыты на обычном компьютере. b) Большие данные - это информация большого объема и, как правило, неструктурированного типа, которая может быть анализирована для выявления тенденций и принятия бизнес-решений. c) Большие данные - это большие картинки и видеоролики. d) Большие данные - это информация, которая не имеет практического применения в профессиональной деятельности. Ответ: b 11. Какие основные принципы обработки и анализа данных следует учитывать при работе с большими объемами информации в профессиональной деятельности? a) Максимальная секретность данных. b) Минимизация резервного копирования данных. c) Защита данных от несанкционированного доступа и регулярное резервное копирование. d) Открытое и публичное разглашение всех данных. Ответ: c 12. Какие виды программного обеспечения используются для создания и редактирования текстовых и графических документов в профессиональной деятельности? a) Проигрыватели мультимедийных файлов. b) Торговые платформы для биржевых операций. c) Офисные пакеты (например, Microsoft Office, LibreOffice). d) Программы для рисования и анимации. Ответ: c 13. Каким образом использование цифровых медиаплатформ может помочь в продвижении товаров или услуг в профессиональной деятельности? a) Цифровые медиаплатформы не имеют значения в продвижении. b) Позволяют достичь аудитории через размещение рекламы, создание контента и взаимодействие с пользователями в онлайн-среде. c) Ограничивают доступ к информации о товарах и услугах. d) Предоставляют доступ к традиционным рекламным каналам. Ответ: b 14. Каким образом знание основных принципов работы компьютерных сетей может быть полезным для обеспечения эффективного обмена информацией в профессиональной деятельности? a) Компьютерные сети не имеют значения. b) Знание о компьютерных сетях помогает понимать, как данные передаются между устройствами, и оптимизировать сетевые настройки для быстрого и надежного обмена информацией. c) Знание о компьютерных сетях помогает только IT-специалистам. d) Знание о компьютерных сетях вредит профессиональной деятельности. Ответ: b 15. Что такое аналитика данных и какие инструменты могут быть использованы для анализа данных в профессиональной деятельности? a) Аналитика данных - это изучение астрономических явлений. b) Инструменты анализа данных включают в себя Microsoft Word и Excel. c) Аналитика данных - это процесс преобразования текста в изображение. d) Инструменты анализа данных включают в себя специализированные программы, такие как Python, R и Tableau. Ответ: d ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В чем заключается смысл термина «цифровая трансформация» и какие основные шаги необходимо предпринять для успешной цифровой трансформации в организации? Ответ: Цифровая трансформация означает переход организации к использованию современных информационных технологий для оптимизации бизнес-процессов и улучшения результатов. Основные шаги включают в себя анализ текущих процессов, выбор подходящих технологий, обучение персонала и непрерывное улучшение. 2. Какие преимущества и недостатки сопряжены с использованием облачных вычислений в профессиональной деятельности? Ответ: Облачные вычисления позволяют снизить затраты на инфраструктуру, обеспечивают гибкость и масштабируемость, но также могут вызвать вопросы о безопасности данных и доступности сервисов. 3. Что такое «большие данные» и какие методы анализа данных могут быть полезными при работе с ними в профессиональной деятельности? Ответ: Большие данные представляют собой огромные объемы информации, которые требуют специальных методов анализа, таких как машинное обучение и алгоритмы обработки данных. 4. Какие меры безопасности следует предпринимать при работе с конфиденциальной информацией в электронном виде? Ответ: Меры безопасности включают в себя шифрование данных, установку сильных паролей, ограничение доступа к конфиденциальным данным и регулярное обновление системы безопасности. 5. Какие инструменты и методы могут быть использованы для защиты компьютера от вирусов и вредоносных программ? Ответ: Для защиты компьютера можно использовать антивирусное программное обеспечение, брандмауэры, регулярные обновления операционной системы и браузера, а также обучение сотрудников правилам безопасности. 6. Какие основные этапы процесса разработки информационной системы и почему понимание их важно для профессионала? Ответ: Этапы включают анализ требований, проектирование, разработку, тестирование и внедрение. Понимание этапов помогает обеспечить успешное развертывание информационных систем и удовлетворение потребностей бизнеса. 7. Какие технологии и инструменты могут быть использованы для организации удаленной работы и виртуальных команд? Ответ: Технологии включают веб-конференции, коллаборативные платформы, инструменты для управления задачами и обмена документами. Они помогают обеспечить эффективное взаимодействие удаленных сотрудников. 8. Что такое цифровая грамотность и как она влияет на профессиональную деятельность? Ответ: Цифровая грамотность - это умение эффективно использовать информационные технологии. Она влияет на профессиональную деятельность, улучшая производительность и способствуя успешному решению задач. 9. Какие методы анализа данных могут быть использованы для выявления тенденций и прогнозирования результатов в профессиональной деятельности? Ответ: Методы включают в себя статистический анализ, машинное обучение, анализ временных рядов и бизнес-интеллект. Они помогают выявлять закономерности и принимать обоснованные решения. 10. Какие преимущества и вызовы сопряжены с внедрением интернета вещей (IoT) в профессиональной деятельности? Ответ: Преимущества включают в себя автоматизацию процессов и сбор данных в реальном времени. Вызовы - обеспечение безопасности и управление огромным количеством устройств. 11. Какие принципы следует соблюдать при оформлении электронных документов и электронной переписки в рабочей среде? Ответ: Принципы включают в себя ясность, конкретность, сохранение конфиденциальности, использование адекватного языка и правильное оформление. 12. Какие возможности и риски связаны с использованием социальных сетей в профессиональной деятельности? Ответ: Возможности включают в себя расширение профессиональных контактов и маркетинговые возможности. Риски - утечка конфиденциальной информации и отвлечение от работы. 13. Какие методы и инструменты могут быть использованы для управления проектами в цифровой среде? Ответ: Методы включают в себя методологии управления проектами, а инструменты - программное обеспечение для планирования, отслеживания и управления проектами. 14. Какие этапы включает в себя процесс создания веб-сайта и какие роли могут быть вовлечены в данном процессе? Ответ: Этапы включают в себя анализ требований, проектирование, разработку, тестирование и внедрение. Роли могут включать веб-дизайнера, программиста, аналитика и менеджера проекта. 15. Какие методы анализа данных могут быть использованы для извлечения ценной информации из больших объемов текстовых данных? Ответ: Методы включают в себя анализ тональности текста, тематический анализ и машинное обучение. Они позволяют выявлять ключевые понятия и тенденции в текстах. 16. Какие принципы следует соблюдать при разработке и использовании баз данных в профессиональной деятельности? Ответ: Принципы включают в себя надежность, целостность данных, безопасность и оптимизацию запросов. Они обеспечивают эффективное хранение и доступ к информации. 17. Какие технологии и методы могут быть использованы для улучшения эффективности работы виртуальных команд и удаленных сотрудников? Ответ: Технологии включают веб-конференции, коллаборативные платформы и инструменты для управления задачами. Методы - эффективная коммуникация, установление целей и мониторинг производительности. 18. Какие преимущества и вызовы сопряжены с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональной деятельности? Ответ: Преимущества включают автоматизацию рутинных задач и анализ данных. Вызовы - необходимость обучения моделей и вопросы этики при использовании ИИ. 19. Какие методы и инструменты могут быть использованы для улучшения продуктивности и организации рабочего времени в цифровой среде? Ответ: Методы включают в себя техники управления временем и приоритетами. Инструменты - приложения для планирования и отслеживания задач, календари и электронные заметки. 20. Каким образом профессионал может поддерживать свою цифровую компетенцию и следить за изменениями в информационных технологиях? Ответ: Для поддержания цифровой компетенции важно постоянное обучение, участие в курсах и вебинарах, чтение специализированной литературы и следление за новыми технологическими трендами. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Какой из нижеперечисленных факторов может влиять на мотивацию личности? a) Только внутренние убеждения. b) Только внешние поощрения. c) Внутренние убеждения и внешние поощрения. d) Только случайные события. Ответ: c) Внутренние убеждения и внешние поощрения. 2.Что представляет собой концепция "самоэффективности"? a) Верность собственным убеждениям. b) Уверенность в своей способности успешно выполнять задачи. c) Умение эффективно управлять временем. d) Зависимость от внешних факторов для достижения целей. Ответ: b) Уверенность в своей способности успешно выполнять задачи. 3.Что включает в себя траектория саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни? a) Только профессиональное обучение. b) Учебу в школе и университете. c) Постоянное обучение, развитие навыков и знаний на протяжении всей жизни. Правильный ответ: c 4.Что включает в себя понятие "цифровая грамотность" в широком смысле? a) Только умение работать с компьютером. b) Умение использовать цифровые технологии для решения различных задач. c) Умение готовить еду. Правильный ответ: b 5.Какие основные шаги можно предпринять для развития личной эффективности? a) Полное отсутствие планирования. b) Уклонение от задач и обязанностей. c) Установление целей, планирование, приоритизация и систематическое выполнение задач. d) Полное подчинение внешним обстоятельствам. Ответ: c) Установление целей, планирование, приоритизация и систематическое выполнение задач. 6.Какие факторы могут влиять на развитие личной мотивации? a) Только внешние поощрения. b) Только внутренние убеждения. c) Внутренние убеждения и внешние поощрения. d) Только случайные события. Ответ: c) Внутренние убеждения и внешние поощрения. 7.Что означает термин "саморегуляция" в контексте личностного развития? a) Отсутствие контроля над своими действиями. b) Способность контролировать свои эмоции, поведение и реакции. c) Полная зависимость от внешних стимулов. d) Способность игнорировать собственные цели. Ответ: b) Способность контролировать свои эмоции, поведение и реакции. 8.Что включает в себя понятие "цифровая безопасность"? a) Отсутствие интернет-подключения. b) Защита информации и данных от утечек и взломов. c) Использование только бумажных документов. Ответ: b 9.Какие основные черты характеризуют успешного лидера? a) Агрессивность и недружелюбность. b) Эгоизм и некоммуникабельность. c) Вдохновение, способность к сотрудничеству и принятие решений. d) Неверие в собственные способности. Ответ: c) Вдохновение, способность к сотрудничеству и принятие решений. 10.Какие факторы могут влиять на развитие креативности у личности? a) Только наследственность. b) Только образование. c) Генетические, образовательные, окружающая среда и стимулирование творческой деятельности. d) Только социальное окружение. Ответ: c) Генетические, образовательные, окружающая среда и стимулирование творческой деятельности. 11.Какое влияние оказывают цифровые технологии на процессы самоорганизации? a) Не имеют влияния на процессы самоорганизации. b) Облегчают доступ к информации и инструментам, что способствует более эффективной самоорганизации. c) Полностью заменяют необходимость в самоорганизации. Ответ: b) Облегчают доступ к информации и инструментам, что способствует более эффективной самоорганизации. 12.Какой фактор играет важную роль в самообразовании? a) Только наличие учителя. b) Место обучения. c) Мотивация и самодисциплина. d) Строгий контроль над учебным процессом. Ответ: c) Мотивация и самодисциплина. 13. Что означает понятие "цифровая этика"? a) Отсутствие правил поведения в интернете. b) Соблюдение норм и правил в поведении в цифровой среде. c) Использование только бумажных документов. Правильный ответ: b 14.Какой из нижеперечисленных аспектов важен для эффективного управления временем? a) Умение играть в видеоигры. b) Планирование и приоритизация задач. c) Чтение книг на досуге. Правильный ответ: b 15.Какие сферы жизни могут быть затронуты цифровыми технологиями в контексте самоорганизации? a) Только рабочая сфера. b) Все сферы жизни, включая работу, учебу, личное развитие и отдых. c) Только личное развитие. d) Только личная жизнь. Ответ: b) Все сферы жизни, включая работу, учебу, личное развитие и отдых. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что такое базы данных, и какие задачи можно решить с их помощью? Ответ: База данных (БД) — это набор информации, которая хранится упорядоченно в электронном виде. Базы данных позволяют обрабатывать, хранить и структурировать намного большие объёмы информации, чем таблицы. Удалённый доступ и система запросов позволяет множеству людей одновременно использовать базы данных. С электронными таблицами тоже можно работать онлайн всей командой, но системы управления базами данных делают этот процесс организованнее, быстрее и безопаснее. 2. Какие методы и техники вы используете для планирования и управления своим временем? Ответ: Google Keep, Maniac Time, Microsoft Outlook, Microsoft OneNote, Remember the Milk и тд 3. Укажите не менее двух направлений тайм-менеджмента, которые помогает эффективно управлять временем: Ответ: Основные направления тайм-менеджмента включают планирование задач и установку приоритетов, использование методов учета времени, избегание прокрастинации. 4. Укажите специальный термин для теории управления временем и задачами: Ответ: Тайм-менеджмент. 5. Процесс осмысления и анализа собственного опыта и действий в процессе обучения — это: Ответ: Рефлексия. 6. Что такое фишинг и как можно защитить себя от подобных атак? Ответ: Фишинг - это вид мошенничества, при котором злоумышленники пытаются обмануть людей, выдавая себя за надежные и доверенные источники, чтобы получить конфиденциальную информацию, такую как пароли, номера кредитных карт, социальные номера и другие личные данные. Будьте бдительны при открытии электронных писем. Проверяйте адреса электронной почты и URL-адреса. Не раскрывайте личные данные. Используйте двухфакторную аутентификацию (2FA). Обновляйте программное обеспечение. Обучение и информирование. Используйте антивирусное программное обеспечение и фильтры спама. 7. Методология СМАРТ включает в себя Ответ: конкретность, измеримость, достижимость, важность целей и их определённость по срокам 8. Двухмерный график и график Гантта – это одно и тоже? Ответ: Да 9. Что означает термин "API" в контексте программирования? Ответ: Application Programming Interface или интерфейс программирования приложений 10. Что представляет собой "цифровая подпись" (digital signature) в криптографии и информационной безопасности? Ответ: Способ проверки целостности и подлинности данных 11. Что означает аббревиатура "URL" в Интернет? Ответ: Universal Resource Locator 12. Фреймворк для тестирования (Testing Framework) - это Ответ: Это набор инструментов, библиотек и соглашений, которые упрощают процесс написания и запуска тестов. 13. Тестовый набор (Test Suite) - это Ответ: Это набор тестовых функций, который группируется вместе для выполнения как единое целое. Тестовый набор может быть создан с использованием unittest.TestLoader или аннотаций. 14. Модуль unittest - это Ответ: встроенный модуль в Python, который предоставляет средства для написания и запуска тестовых сценариев. 15. Чем отличается Python 2 от Python 3? Ответ: Синтаксис: Python 3 внес изменения в синтаксис, чтобы улучшить ясность и согласованность кода. Поддержка символов Unicode: Python 3 обрабатывает строки как последовательности Unicode по умолчанию, в то время как Python 2 использует ASCII. Функция print(): В Python 3 print является функцией (например, print("Hello, World!")), а в Python 2 это оператор (например, print "Hello, World!"). Другие изменения: Python 3 внес множество других изменений в библиотеки и функции для улучшения безопасности и производительности. 16. Что такое переменная в Python? Как объявить переменную и присвоить ей значение? Ответ: Переменная в Python - это именованный контейнер для хранения данных. Для объявления переменной и присвоения ей значения используется следующий синтаксис: x = 5 # Объявление переменной 'x' и присвоение ей значения 5 name = "John" # Объявление переменной 'name' и присвоение ей значения "John" 17. Разделение на юнит-тесты и интеграционные тесты - это Ответ: Юнит-тесты проверяют отдельные компоненты кода (например, функции или методы), в то время как интеграционные тесты проверяют взаимодействие между компонентами. 18. Что такое сетевая информационная система? Ответ: Информационная система, которая использует сеть для обмена данными между устройствами и пользователями 19. Что представляет собой жизненный цикл информационной системы? Ответ: Время от создания до утилизации информационной системы, включая разработку, внедрение, эксплуатацию и обслуживание 20. Генеративные нейронные сети (GANs) - это Ответ: класс нейронных сетей, который используется для генерации данных. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какие основные принципы информационной безопасности следует соблюдать при работе с конфиденциальными данными? a) Опубликовывать данные в открытых источниках. b) Использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию. c) Сохранять пароли на видном месте. d) Делиться конфиденциальными данными с коллегами без разрешения. Ответ: b 2. Что такое алгоритм и какую роль он играет в обработке данных с использованием информационных технологий? a) Алгоритм - это физическое устройство для хранения данных. b) Алгоритм - это последовательность инструкций, описывающая порядок выполнения задачи. c) Алгоритм - это операционная система компьютера. d) Алгоритм - это графический интерфейс пользователя. Ответ: b 3. Какие виды программного обеспечения могут быть полезными для анализа больших объемов данных в профессиональной деятельности? a) Текстовые редакторы. b) Проигрыватели мультимедийных файлов. c) Системы управления базами данных (СУБД). d) Графические редакторы. Ответ: c 4. Каким образом использование электронной почты и коммуникационных платформ может улучшить профессиональное взаимодействие в организации? a) Упрощение процесса заказа товаров. b) Сокращение времени на обед. c) Улучшение коммуникации, обмен информацией и совместная работа на удаленном доступе. d) Оптимизация производственных процессов. Ответ: c 5. Какие технологии связи могут быть использованы для удаленной работы и совместной работы в команде? a) Только телефон и факс. b) Электронная почта. c) Видеоконференции, чаты и совместное редактирование документов онлайн. d) Письма на бумаге. Ответ: c 6. Какие основные принципы эффективного управления паролями следует соблюдать для обеспечения безопасности информации? a) Использовать один и тот же пароль для всех аккаунтов. b) Сделать пароль как можно проще, чтобы не забыть его. c) Использовать длинные и сложные пароли, а также уникальные пароли для разных аккаунтов. d) Публично делиться паролями с коллегами. Ответ: c 7. Какие инструменты и технологии можно использовать для управления проектами в профессиональной деятельности? a) Календарь и бумага. b) Программа для рисования. c) Специализированные проектные управляющие системы (например, Trello, Asana, Microsoft Project). d) Просто запоминать все задачи в голове. Ответ: c 8. Что такое «социальные сети» и как они могут быть полезными для профессиональной деятельности? a) Социальные сети - это места для обмена старыми фотографиями. b) Социальные сети - это места для общения с друзьями и родственниками, но они не полезны в профессиональной деятельности. c) Социальные сети - это онлайн-платформы для установления и поддержания профессиональных связей, обмена информацией и нахождения рабочих возможностей. d) Социальные сети - это места только для развлечения и отдыха. Ответ: c 9. Какие методы и инструменты можно использовать для защиты компьютера от вредоносных программ и атак? a) Установка антивирусного программного обеспечения и регулярное обновление операционной системы и приложений. b) Отключение интернета. c) Публикация своих паролей в социальных сетях. d) Скачивание файлов с незнакомых источников. Ответ: a 10. Что такое «большие данные» (big data) и как они могут быть использованы в профессиональной деятельности? a) Большие данные - это большие файлы, которые не могут быть открыты на обычном компьютере. b) Большие данные - это информация большого объема и, как правило, неструктурированного типа, которая может быть анализирована для выявления тенденций и принятия бизнес-решений. c) Большие данные - это большие картинки и видеоролики. d) Большие данные - это информация, которая не имеет практического применения в профессиональной деятельности. Ответ: b 11. Какие основные принципы обработки и анализа данных следует учитывать при работе с большими объемами информации в профессиональной деятельности? a) Максимальная секретность данных. b) Минимизация резервного копирования данных. c) Защита данных от несанкционированного доступа и регулярное резервное копирование. d) Открытое и публичное разглашение всех данных. Ответ: c 12. Какие виды программного обеспечения используются для создания и редактирования текстовых и графических документов в профессиональной деятельности? a) Проигрыватели мультимедийных файлов. b) Торговые платформы для биржевых операций. c) Офисные пакеты (например, Microsoft Office, LibreOffice). d) Программы для рисования и анимации. Ответ: c 13. Каким образом использование цифровых медиаплатформ может помочь в продвижении товаров или услуг в профессиональной деятельности? a) Цифровые медиаплатформы не имеют значения в продвижении. b) Позволяют достичь аудитории через размещение рекламы, создание контента и взаимодействие с пользователями в онлайн-среде. c) Ограничивают доступ к информации о товарах и услугах. d) Предоставляют доступ к традиционным рекламным каналам. Ответ: b 14. Каким образом знание основных принципов работы компьютерных сетей может быть полезным для обеспечения эффективного обмена информацией в профессиональной деятельности? a) Компьютерные сети не имеют значения. b) Знание о компьютерных сетях помогает понимать, как данные передаются между устройствами, и оптимизировать сетевые настройки для быстрого и надежного обмена информацией. c) Знание о компьютерных сетях помогает только IT-специалистам. d) Знание о компьютерных сетях вредит профессиональной деятельности. Ответ: b 15. Что такое аналитика данных и какие инструменты могут быть использованы для анализа данных в профессиональной деятельности? a) Аналитика данных - это изучение астрономических явлений. b) Инструменты анализа данных включают в себя Microsoft Word и Excel. c) Аналитика данных - это процесс преобразования текста в изображение. d) Инструменты анализа данных включают в себя специализированные программы, такие как Python, R и Tableau. Ответ: d ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В чем заключается смысл термина «цифровая трансформация» и какие основные шаги необходимо предпринять для успешной цифровой трансформации в организации? Ответ: Цифровая трансформация означает переход организации к использованию современных информационных технологий для оптимизации бизнес-процессов и улучшения результатов. Основные шаги включают в себя анализ текущих процессов, выбор подходящих технологий, обучение персонала и непрерывное улучшение. 2. Какие преимущества и недостатки сопряжены с использованием облачных вычислений в профессиональной деятельности? Ответ: Облачные вычисления позволяют снизить затраты на инфраструктуру, обеспечивают гибкость и масштабируемость, но также могут вызвать вопросы о безопасности данных и доступности сервисов. 3. Что такое «большие данные» и какие методы анализа данных могут быть полезными при работе с ними в профессиональной деятельности? Ответ: Большие данные представляют собой огромные объемы информации, которые требуют специальных методов анализа, таких как машинное обучение и алгоритмы обработки данных. 4. Какие меры безопасности следует предпринимать при работе с конфиденциальной информацией в электронном виде? Ответ: Меры безопасности включают в себя шифрование данных, установку сильных паролей, ограничение доступа к конфиденциальным данным и регулярное обновление системы безопасности. 5. Какие инструменты и методы могут быть использованы для защиты компьютера от вирусов и вредоносных программ? Ответ: Для защиты компьютера можно использовать антивирусное программное обеспечение, брандмауэры, регулярные обновления операционной системы и браузера, а также обучение сотрудников правилам безопасности. 6. Какие основные этапы процесса разработки информационной системы и почему понимание их важно для профессионала? Ответ: Этапы включают анализ требований, проектирование, разработку, тестирование и внедрение. Понимание этапов помогает обеспечить успешное развертывание информационных систем и удовлетворение потребностей бизнеса. 7. Какие технологии и инструменты могут быть использованы для организации удаленной работы и виртуальных команд? Ответ: Технологии включают веб-конференции, коллаборативные платформы, инструменты для управления задачами и обмена документами. Они помогают обеспечить эффективное взаимодействие удаленных сотрудников. 8. Что такое цифровая грамотность и как она влияет на профессиональную деятельность? Ответ: Цифровая грамотность - это умение эффективно использовать информационные технологии. Она влияет на профессиональную деятельность, улучшая производительность и способствуя успешному решению задач. 9. Какие методы анализа данных могут быть использованы для выявления тенденций и прогнозирования результатов в профессиональной деятельности? Ответ: Методы включают в себя статистический анализ, машинное обучение, анализ временных рядов и бизнес-интеллект. Они помогают выявлять закономерности и принимать обоснованные решения. 10. Какие преимущества и вызовы сопряжены с внедрением интернета вещей (IoT) в профессиональной деятельности? Ответ: Преимущества включают в себя автоматизацию процессов и сбор данных в реальном времени. Вызовы - обеспечение безопасности и управление огромным количеством устройств. 11. Какие принципы следует соблюдать при оформлении электронных документов и электронной переписки в рабочей среде? Ответ: Принципы включают в себя ясность, конкретность, сохранение конфиденциальности, использование адекватного языка и правильное оформление. 12. Какие возможности и риски связаны с использованием социальных сетей в профессиональной деятельности? Ответ: Возможности включают в себя расширение профессиональных контактов и маркетинговые возможности. Риски - утечка конфиденциальной информации и отвлечение от работы. 13. Какие методы и инструменты могут быть использованы для управления проектами в цифровой среде? Ответ: Методы включают в себя методологии управления проектами, а инструменты - программное обеспечение для планирования, отслеживания и управления проектами. 14. Какие этапы включает в себя процесс создания веб-сайта и какие роли могут быть вовлечены в данном процессе? Ответ: Этапы включают в себя анализ требований, проектирование, разработку, тестирование и внедрение. Роли могут включать веб-дизайнера, программиста, аналитика и менеджера проекта. 15. Какие методы анализа данных могут быть использованы для извлечения ценной информации из больших объемов текстовых данных? Ответ: Методы включают в себя анализ тональности текста, тематический анализ и машинное обучение. Они позволяют выявлять ключевые понятия и тенденции в текстах. 16. Какие принципы следует соблюдать при разработке и использовании баз данных в профессиональной деятельности? Ответ: Принципы включают в себя надежность, целостность данных, безопасность и оптимизацию запросов. Они обеспечивают эффективное хранение и доступ к информации. 17. Какие технологии и методы могут быть использованы для улучшения эффективности работы виртуальных команд и удаленных сотрудников? Ответ: Технологии включают веб-конференции, коллаборативные платформы и инструменты для управления задачами. Методы - эффективная коммуникация, установление целей и мониторинг производительности. 18. Какие преимущества и вызовы сопряжены с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональной деятельности? Ответ: Преимущества включают автоматизацию рутинных задач и анализ данных. Вызовы - необходимость обучения моделей и вопросы этики при использовании ИИ. 19. Какие методы и инструменты могут быть использованы для улучшения продуктивности и организации рабочего времени в цифровой среде? Ответ: Методы включают в себя техники управления временем и приоритетами. Инструменты - приложения для планирования и отслеживания задач, календари и электронные заметки. 20. Каким образом профессионал может поддерживать свою цифровую компетенцию и следить за изменениями в информационных технологиях? Ответ: Для поддержания цифровой компетенции важно постоянное обучение, участие в курсах и вебинарах, чтение специализированной литературы и следление за новыми технологическими трендами. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено более 85% заданий; «хорошо» – верно выполнено более 70% заданий, «удовлетворительно» верно выполнено более 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гласснер, Э. | Глубокое обучение без математики. Том 2. Практика : | , 2020 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Гудфеллоу Я., Бенджио И., Курвилль А. | Глубокое обучение: | Издательство "ДМК Пресс", 2018 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Гласснер, Э. | Глубокое обучение без математики. Том 1: | ДМК Пресс, 2019 | https://e.lanbook.com/book/131696 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | П. Флах | Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных: Учебник | ДМК Пресс, 2015//ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com |
Л2.2 | Ганегедара, Т. | Обработка естественного языка с TensorFlow: | , 2020 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ng. A. Machine Learning. - http://coursera.org | coursera.org | ||
Э2 | Нейронные сети и компьютерное зрение https://stepik.org/lesson/223828/ | stepik.org | ||
Э3 | Нейронные сети и обработка текстa https://stepik.org/lesson/225309 | stepik.org | ||
Э4 | Профессиональный информационно-аналитический ресурс, посвященный машинному обучению, распознаванию образов и интеллектуальному анализу данных. - http://machinelearning.ru | machinelearning.ru | ||
Э5 | UCIMachineLearningRepository — репозиторий наборов данных для машинного обучения - http://archive.ics.uci.edu/ml/ | archive.ics.uci.edu | ||
Э6 | IAPREducationCommittee&Resources — коллекция ссылок на образовательные ресурсы по распознаванию образов, машинному обучению, обработке сигналов, обработке изображений и компьютерному зрению, поддерживаемая Международной ассоциацией распознавания образов - http://homepages.inf.ed.ac.uk/rbf/IAPR/index.php | homepages.inf.ed.ac.uk | ||
Э7 | Андрей Созыкин Учебный курс «Программирование нейросетей на Python» https://www.asozykin.ru/courses/nnpython | www.asozykin.ru | ||
Э8 | Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8809 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com; Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org; Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации: а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями; б)после изучения темы на занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета; в)особое внимание следует уделять выполнению заданий на практических занятиях и завершению работы над ними в рамках самостоятельной работы. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. |