МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-аналитические технологии в сфере культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 24 12
Практические 16 16 16 32 16
Сам. работа 44 44 44 88 44
Итого 72 72 72 144 72

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, О.С. Комарова

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Информационно-аналитические технологии в сфере культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование системы теоретических знаний в области информационного обеспечения государственного и муниципального управления в сфере культуры, применения современных информационно-аналитических технологий для повышения качества и эффективности управленческих решений.
– формирование знаний об основных направлениях информатизации государственного и муниципального управления;
– ознакомление с методами принятия управленческих решений, инструментальными и программными средствами информационных технологий, которые могут быть использованы
в информационно-аналитической работе органов государственного и муниципального
управления;
– формирование практических навыков использования информационноаналитических технологий в сфере государственного и муниципального управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-5.1 Знает: основные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в искусствоведческой деятельности
ОПК-5.2 Умеет: применять навыки и приемы современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности
ОПК-5.3 Владеет: способностью к реализации современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные информационные технологии и принципы применения их в профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать системы поиска профессиональной информации в глобальных сетях
применять программные средства обеспечения безопасности данных на автономном ПК и в интерактивной среде
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с различными программными продуктами, используемыми для решения экономических задач
навыками применения видеоконференций, электронной почты,использования социальных сетей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятия информации, информатизации, информационной технологии, обеспечивающей информационной технологии, предметной информационной технологии, информационной системы. Классификации информационных систем и управленческой информации. Лекции 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3
1.2. Понятие информационного общества и общества знаний. Глобализация, информационное общество, экономика знаний и государственное управление. Теории информационного общества. Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.3. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.4. Роль информации и информационных технологий. Информационная экономика и ее роль в развитии государства и общества. Лекции 3 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.5. Содержание понятие социальные технологии Инновации и их сущность, источники инноваций, инновационный процесс. Специфика управленческих инноваций. Практические 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
1.6. Понятие инновации и специфика управленческих инноваций. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.7. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
1.8. Новые механизмы власти в информационном обществе (концепции М.Фуко, О. Тоффлера, Д. Белла). Практические 3 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.9. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2
1.10. Способы легитимации власти в информационном обществе. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
1.11. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Информатизация государственного и муниципального управления.
2.1. Информационные системы, ресурсы и технологии аналитической обработки данных государственного и муниципального управления. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
2.2. Основы информационно-аналитической работы.Методы сбора и анализа информации.Процесс разработки и принятия решений, работа с информацией в государственном и муниципальном управлении. Практические 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
2.3. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
2.4. Системы поддержки принятия решений в государственном и муниципальном управлении.Системы электронного документооборота. Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
2.5. Сетевые информационные технологии в государственном и муниципальном управлении.Информационно-аналитические подразделения органов управления. Ситуационные центры. Сам. работа 3 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
Раздел 3. Технологии анализа данных
3.1. Статистические системы и технологии анализа данных Сам. работа 3 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
3.2. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
3.3. Динамические системы и технологии анализа данных Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
3.4. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
3.5. Организация информационных хранилищ Сам. работа 3 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
Раздел 4. Информационные технологии в государственном управлении
4.1. Направления информатизации государственного управления; Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.2. информатизация Совета Федерации; информатизация Государственной Думы; Сам. работа 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.3. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.4. Содержание и значение Государственнойпрограммы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» Сам. работа 3 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.5. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
Раздел 5. Информационные технологии в муниципальном управлении
5.1. Системное представление управляемой территории; муниципальная информационная система внутридомовые компьютерные сети Интернет-технологии в муниципальном управлении Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
5.2. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
5.3. Направления информатизации муниципального управления; геоинформационные системы в муниципальном управлении Сам. работа 3 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
5.4. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой; информационные технологии управления муниципальной недвижимостью; Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
5.5. Работа с нормативно-правовыми актами.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям.Работа со справочными материалами. Изучение и конспектирование литературы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-5: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:
а. источник информации
б. издание
в. документ
г. публикация
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов?
а. первичный документ
б. опубликованный документ
в. издание
г. вторичный документ
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью:
а. общество новых информационных технологий
б. информационное общество
в. компьютеризированное общество
г. автоматизированное общество
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий:
а. компьютеризация
б. информатизация
в. автоматизация
г. медиатизация
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:
а. информационный взрыв
б. информационный барьер
в. информационный поток
г. информационный процесс
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это:
а. информационный барьер
б. информационный кризис
в. информационный взрыв
г. информационный процесс
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается:
а. Российская государственная библиотека (РГБ)
б. Российская национальная библиотека (РНБ)
в. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
г. Российская книжная палата (РКП)
ОТВЕТ: г

Вопрос 8. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является:
а. Российская книжная палата (РКП)
б. Российская национальная библиотека (РНБ)
в. Научный центр правовой информации (НЦПИ)
г. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН)
ОТВЕТ: г

Вопрос 9. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является:
а. Российская государственная библиотека (РГБ)
б. Российская книжная палата (РКП)
в. Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ)
г. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это:
а. доменное имя
б. URL
в. браузер
г. HTML
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это:
а. сервер
б. провайдер
в. сайт
г. чат
ОТВЕТ: в
Вопрос 12. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема:
а. стратегические ресурсы
б. кадровые ресурсы
в. информационные ресурсы
г. природные ресурсы
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных отношений и приобретение общест¬вом нового качества, это:
а. информационный кризис
б. информационная революция
в. информационный взрыв
г. информационный процесс
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. При адресном поиске основным поисковым элементом является:
а. фамилия конкретного автора
б. тема издания
в. год издания
г. жанр издания
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать:
а. логические операторы
б. электронный каталог
в. пароль
г. гиперссылки
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть. Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: информационная культура

2. ИНТЕРНЕТ –
Ответ: Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это
3. _________ – программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: браузер

4. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося портала «Культура России» целесообразнее:
Ответ: заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер

5. Укажите основные характеристики информационного издания
Ответ: издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность.

6. Укажите, какие слова, несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку
Ответ: ключевые слова

7. Цитата –
Ответ: дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:

8. _________ – научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть:
Ответ: тезис

9. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?»
Ответ: аннотация

10. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?»
Ответ: реферат

11. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это:
Ответ: обзор

12. Установите правильную последовательность действий при составлении письменной работы:
Ответ: подбор литературы; чтение и анализ литературы; составление плана; подбор фактов, примеров; написание черновика; редактирование; оформление письменной работы.

13. Определите специфическую черту подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации
Ответ: индивидуализированный характер представления информации

14. Укажите элементы, входящие в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника:
Ответ: библиографическое описание документа; основные положения, идеи первоисточника; определения основных понятий, используемых в первоисточнике.

15. Электронная библиотека –
Ответ: Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

16. _________ – инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:
Ответ: поисковый каталог

17. Укажите основное предназначение баннера в сети Интернет
Ответ: для рекламы какого-либо сайта, также может иметь имиджевый характер или рекламировать конкретный товар или услугу.

18. Комиссия баннерной сети составляет 40%. Укажите, сколько процентов баннерная сеть предоставит Вам для показа своего баннера
Ответ: 40 процентов от количества баннеров, показанных у Вас на сайте, баннерная сеть заберет себе, а Вам предоставит только 60 процентов.

19. Словоформа / Wordform –
Ответ: одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы слова (то есть, из именительного падежа существительного, неопределённой формы глагола) с помощью склонения или спряжения, например, "стол -… стола, столу, столом, столе, столы, столов..."

20. Ссылочная популярность / Link Popularity
Существует несколько реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми системами. Укажите, какие из них Вам знакомы
Ответ: PageRank (Google), ВИЦ (Yandex)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гафурова Н. В., Чурилова Е. Ю. Методика обучения информационным технологиям. Практиум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Кузнецов А. С., Захарова Т. Б., Захаров А. С. Общая методика обучения информатике: Прометей, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный Закон от 27 июля 2006 г. No 149-ФЗ «Об информации,информационных технологиях и защитеинформации» iecp.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой:
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.