МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мирового киноискусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильЭтнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план50_04_03_История искусств_ЭТМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 92
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, М.Г. Чурилов

Рецензент(ы):
Д-р искусствоведения, Дир. инст., Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
История мирового киноискусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать устойчивые представления об истории становления искусства кино
и его значении в контексте художественной культуры XX века в условиях профессиональной переподготовки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен применять полученные знания в преподавании истории искусства и мировой художественной культуры, используя различные системы и методы, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Этапы становления и развития искусства кино, об особенностях киноязыка и взаимодействии кино с явлениями
художественной культуры XX века.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания в преподавании истории искусства и мировой художественной культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыком анализа киноповествования и «прочтения» кадра фильма как единицы художественного текста.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История кинематографа
1.1. Введение. Кино - телевидение - видео Лекции 3 1 Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Немое кино Практические 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Создание Голливуда Практические 3 1 Л1.1, Л2.2
1.4. Начало кинематографа в России Практические 3 1 Л1.1, Л2.2
1.5. Звуковое кино Практические 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.2
1.6. Цветной кинематограф Практические 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.2
1.7. Немецкий экспрессионизм Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Кабинет доктора Калигари (1920) Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.9. Метрополис (1927) Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.10. Советское "оттепельное" кино Лекции 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.11. Андрей Тарковский Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.12. Георгий Данелия Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.13. Василий Шукшин Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.14. Французская новая волна Лекции 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.15. Антикинематограф Жан-Люк Годара Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.16. Франсуа Трюффо Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.17. Ален Рене Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.18. Американский кинематограф Лекции 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.19. Альфред Хичкок Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.20. Новый Голливуд: Стэнли Кубрик, Ф. Ф. Коппола, Мартин Скорсезе, Роман Полански, Вуди Аллен Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.21. Современное кино Практические 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.22. Независимое кино: Дэвид Линч, Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беленький И.В. Всеобщая история кино: лекции по всеобщей истории кино.: учеб. пос. М., 2004.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Делез Ж. Кино. // ЭБС «Университетская библиотека online».: М.: ООО «АдМаргинемПресс», 2012
Л2.2 Утилов В.А. История зарубежного кино. 1945-2000: Учебник для вузов М., 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. теории искусства и культурологии Визуальное искусство. История кино России: прогр. и учеб.-метод. материалы для студентов дневной, оч.-заоч. и вечерней форм обучения Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс направлен на формирование готовности использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ в профессиональной деятельности, способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования. Цель — развитие визуальной и информационной культуры с целью личностного и профессионального самоопределения. Учебный курс включает лекции и практические занятия, задания для самостоятельной работы, тестирование. В электронном курсе представлены материалы для дополнительного изучения, ссылки на Интернет-ресурсы.