МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнокультурология тюркского мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильЭтнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план50_04_03_История искусств_ЭТМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. культурологии, Доцент, Балакина Елена Ивановна

Рецензент(ы):
канд искусствовед., Доцент, зав. каф., Кирюшина Юлия Влдадимировна

Рабочая программа дисциплины
Этнокультурология тюркского мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации деятельности в сфере изучения искусства славяно-тюркских народов Центральной Азии для достижения практико-ориентированных результатов образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие и особенные духовные традиции в развитии национальных культур и национальных традиций славяно-тюркских народов Центральной Азии
3.2.Уметь:
3.2.1.применять навыки гуманитарного прочтения художественных текстов и воспитания эстетического вкуса и культуры чувств на основе духовного и художественного наследия культур славяно-тюркских народов Центральной Азии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, реализации арт-проектов или эстетических проектов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Национальный орнамент как духовный исток искусства народов Центральной Азии
1.1. Сакральный язык национального орнамента тюркских народов Лекции 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Священные письмена национального орнамента русского народа Практические 2 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Синкретические духовные традиции в орнаменте монгольских народов Сам. работа 2 12 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Эпические традиции тюркских народов Лекции 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Духовные, мировоззренческие особенности тюркского эпоса как феномена культуры Практические 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Исполнительские и символические особенности тюркского эпоса Сам. работа 2 20 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Лекции 2 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Культура тюркского мира как кочевой тип
2.1. Типологические особенности кочевого типа культуры Лекции 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Типологические особенности кочевого типа культуры Практические 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Методология исследования культуры тюркского мира Сам. работа 2 20 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Сакральные традиции культуры тюркского мира Лекции 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Ритуальные практики,дом, костюм и народные промыслы Практические 2 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Ремесленное творчество: знаки и символы в тюркской народной культуре Сам. работа 2 36 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=1572

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Эпоха, в которой зарождается культура и искусство, получила название
а) древность;
б) первобытность;
в) архаика;
Правильный ответ: б

2. При всей предельной широте понятия «культура» укажите, какие из перечисленных ниже явлений не входят в его смысловые границы?
а) природа;
б) человек;
в) машина.
Правильный ответ: а.

3. Какую из трёх условно выделяемых секторов культуры вы возьмёте за основу для определения её качества в целом или её отдельных подсистем?
а) материальная культура
б) художественная культура
в) духовная культура.
Правильный ответ: в

4. К чьим трудам вы обратитесь в исследовании культуры с семиотических позиций?
а) З. Фрейд;
б) Н. Бердяев;
в) Ю. Лотман.
Правильный ответ: в

5. Какой подход необходимо применить при изучении культуры в исторической динамике?
а) типологический
б) исторический;
в) психологический.
Правильный ответ: б.

6. Кто автор принятого в современной культурологической науке целостного определения культуры: «Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности»?
а) Лотман Ю.М.
б) Каган М.С.
в) Лихачёв Ю.М.
Правильный ответ: б.


7. Для построения исторической типологии культуры в ходе исследований необходимо начинать с определения
а) картины мира;
б) художественного стиля эпохи;
в) политического устройства общества.
Правильный ответ: а.

8. Что вмещают в себя смысловые границы научного понимания культуры?
а) всю деятельность человека;
б) художественный стиль эпохи;
в) сферу взаимодействия человека и природы.
Правильный ответ: а

9. На какие свойства культуры указывает научный тезис о её системном строении?
а) культура представляет собой неразрывную целостность, в которой все элементы взаимосвязаны;
б) развитие культуры подчиняется общим логическим законам;
в) культура – стабильное явление с чёткой структурой и иерархическим строением.
Правильный ответ: а

10. Какие особенности взаимоотношения человека и культуры необходимо учитывать при её исследовании?
а) человек создаёт культуру и определяет её качество;
б) культура – это среда, в которой формируется человек, и его качества зависят от условий окружающей его культуры;
в) человек творит культуру, но и культура формирует человека, они взаимно опосредуют друг друга.
Правильный ответ: в


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Совокупный способ и продукт человеческой деятельности – это … .
Правильный ответ: культура

2. Какая оппозиция определяет исходные границы понятия «культура»?
Правильный ответ: культура и натура (природа)

3. Какая из трёх условно выделяемых подсистем культуры определяет качество культуры в целом и влияет на характер других элементов?
Правильный ответ: духовная культура

4. Кто автор семиотической концепции культуры?
Правильный ответ: Ю. Лотман

5. Какой подход применяется для изучения культуры в хронологической динамике?
Правильный ответ: исторический

6. Для построения типологической модели культуры Древнего Египта нужен признак, в котором были бы синтезированы её основные характеристики. Такой общей культурной матрицей является … .
Правильный ответ: модель мира, в которой мир мёртвых главнее мира живых.

7. В каком-то смысле все современные виды жизнедеятельности человека берут свое начало в …, поэтому изучение … культуры представляет большой интерес для исследователей
Правильный ответ: первобытности, первобытной.

7. Как называет человека в своей игровой теории Й. Хёйзинга?
Правильный ответ: «человек играющий»

8. Какой из трёз путей выхода культуры в цивилизационное развитие (по концепции М.С. Кагана) избрала изначально Древняя Русь?
Правильный ответ: земледельческий.

9. Какие два признака чётко указывают на начало периода средневековья в Европе?
Правильный ответ: феодальные отношения и принятие христианства.

10. Что возрождала культура эпохи Возрождения?
Правильный ответ: В эпоху Возрождения происходило действительное возрождение отвергнутой и осужденной Средневековьем культуры Античности





КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лурье С.В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов М.: Гаудеамус, 2004
Л1.2 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л1.3 Тавадов Г.Т. Этнология: учебник М.: Проект, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томилов Н.А. Тюркские народы Восточной Сибири : М.: Наука, 2008
Л2.2 Нехвядович Л.И. Этническая традиция в современном гуманитарном знании: / Л. И. Нехвядович; АлтГУ, Науч.-исслед. лаб. фак. искусств "Изобразительное искусство и архитектура Сибири": Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л2.3 Л. И. Шерстова; отв. ред. И. В. Октябрьская, В. Д. Славнин Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала ХХ века: монография Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебный курс в Moodle public.edu.asu.ru
Э2 этнография центральной Азии collection.kunstkamera.ru
Э3 Единство и своеобразие современных этнических культур народов Центральной Азии nit.tuva.asia
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, №4065231 от 08.12.2010) (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, №61834699 от 22.04.2013)(бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses)(бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt) (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adob.com/content/dam/)Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf) (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/)(бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/)(бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/)(бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky/ru/) (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark) (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download) (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/)(бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet-ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет.
Для подготовки к зачёту или экзамену студентам предлагается перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на зачёте или экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.