МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и теория музеологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильИсторико-культурное наследие: изучение, сохранение и использование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_04_04_Музеология_ИКН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 38
индивидуальные консультации 38
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 38 38 38 38
Консультации 38 38 38 38
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.культурологии, доцент, Шорина Д.Е.;д.и.н., профессор, Горбунов В.В.;к.и.н., преподаватель, Стяжкина О.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История и теория музеологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1186)

составлена на основании учебного плана:
51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование мотивации студентов к осуществлению основных направлений профессиональной деятельности.
Задачи курса:
– раскрыть основные этапы становления музеологии как научной и как учебной дисциплины;
– изучить многообразие и специфику объектов культурного наследия;
– обозначить основную проблематику современных научных исследований в музеологии, изучения и сохранения культурного и природного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Готовность к управлению процессами формирования, изучения и использования музейного собрания
ПК-1.1 Знать основные категории музейных предметов
ПК-1.2 Уметь осуществлять описание и атрибуцию музейного предмета
ПК-1.3 Уметь использовать знания в области истории, вспомогательных исторических дисциплин, истории музеев и истории искусства для анализа и изучения музейных предметов
ПК-1.4 Владеть методикой подготовки музейных предметов к публикации
ПК-3Готовность внедрения современной системы сохранения музейных экспонатов
ПК-3.1 Знать современные системы сохранения музейных предметов
ПК-3.2 Знать специфику музейного хранения различных категорий экспонатов
ПК-3.3 Знать современные технологии и оборудование, необходимые для сохранения музейных предметов
ПК-3.4 Уметь осуществлять на практике учет и хранение предметов в фондохранилище и экспозиции
ПК-3.5 Владеть современными цифровыми технологиями, необходимыми для сохранения музейных предметов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– особенности будущей профессиональной деятельности;
– специфику организации и функционирования музеев и учреждений музейного типа;
– разновидности памятников историко-культурного наследия и подходы к их изучению, сохранению и использованию
3.2.Уметь:
3.2.1.– применять полученные знания на практике при выполнении исследовательской и проектных работ;
– выполнять основные виды работ, связанные с сохранением движимого музейного и недвижимого культурного наследия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– владения современными нормативно-правовыми данными в области музеологии, базовыми понятиями в области музеологии;
– понимания, изучения научной информации по тематике исследования;
– применения современных методов исследований в изучении исторических аспектов развития музеологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Высшее образование в России. Направление подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
1.1. Общая характеристика направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». История ее создания и утверждения, степень распространения в вузах страны. Требования к абитуриенту. Нормативный срок освоения программы подготовки по специальности. Квалификационная характеристика выпускника. Области будущей профессиональной деятельности. История разработки и утверждения государственного стандарта. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. Практики (археологическая, музейно-ознакомительная, фондовая, музейно-педагогическая). Требования к уровню подготовки выпускника: к профессиональной подготовленности, по дисциплинам специализации, к выпускной квалификационной работе, к государственному экзамену. Учебный план в АлтГУ по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Высшее образование в России. Направление подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
1.3. Консультации 2 12 ПК-1.1, ПК-3.1
1.4. Высшее образование в России. Направление подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Музеология как научная и учебная дисциплина: история формирования
2.1. Понятие «Музеология». История формирования научной дисциплины. Зарождение музеологии как области практической деятельности. Развитие музеологии как учебной дисциплины. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
2.2. Музеология как научная и учебная дисциплина: история формирования Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
2.3. Консультации 2 10 ПК-1.1, ПК-3.1
2.4. Музеология как научная и учебная дисциплина: история формирования Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Основные понятия современной музеологии
3.1. Базовые понятия музеологии. Культурное наследие: материальное и нематериальное. Виды объектов культурного наследия. Движимое и недвижимое наследие. Нематериальное культурное наследие. индустриальное наслеие. Подходы к содержанию понятия "музей". Основные направления музейной деятельности. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Раздел 3. Основные понятия современной музеологии Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-3.1
3.3. Раздел 3. Основные понятия современной музеологии Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Категории объектов наследия
4.1. Классификация объектов наследия. Материальное и нематериальное наследие. Движимые памятники (музейные коллекции). Недвижимые памятники наследия: основные категории. Музеи заповедники и национальные парки. Основные разновидности памятников архитектуры. Понятие «памятник зодчества». Крепость. Форт. Замок: понятие, история возникновения и развития. Кремль как архитектурный памятник. Происхождение термина. Кремли на Руси. Храм. Типы храмовых зданий. Монастырь и типы монастырей. Дворец. Дворцово-парковый ансамбль. Триумфальная арка.Музейные здания как памятники истории и культуры. Зарубежные музейные здания. Зимний дворец, дворцы в комплексе Русского музея, здание Кунсткамеры. Особенности памятников садово-парковой (ландшафтной) архитектуры. Регулярный парк: понятие и история формирования. Основные исторические типы парков. Элементы ландшафтного дизайна. Малые архитектурные формы. Основные параметры анализа ландшафта. Скульптурные памятники и их особенности. Содержание понятия «скульптура». Основные разновидно Лекции 2 4 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
4.2. Классификация объектов наследия. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-3.1
4.3. Консультации 2 8 ПК-1.1, ПК-3.1
4.4. Классификация объектов наследия. Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Законодательство в области музейного дела и сохранения наследия
5.1. Основы законодательства РФ в сфере наследия. Законодательство в области музейного дела и сохранения наследия. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.). ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.). Роль UNESCO в сохранении наследия. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Европейские конвенции об охране культурного наследия. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
5.2. Законодательство в области музейного дела и сохранения наследия Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1
5.3. Консультации 2 8 ПК-1.1, ПК-3.1
5.4. Законодательство в области музейного дела и сохранения наследия Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-3.1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=125

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Готовность к управлению процессами формирования, изучения и использования музейного собрания.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Часть национального достояния, объект реальной действительности, включенный в музейное собрание, способный длительно храниться, является носителем социальной или естественнонаучной информации – это ___________ :
а. реликт
б. музейный предмет
в. музейный экспонат
г. памятник
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Что из нижеперечисленного будет лишним в ряде основных признаков, обусловливающих музеологию как самостоятельную науку?
а. дефиниция;
б. структура;
в. объект;
г. предмет;
д. метод;
е. язык;
ж. музейная среда.
ОТВЕТ: ж

Вопрос 3. Под объектом исследования понимается совокупность реальностей, на которые направлены познавательные усилия науки. Что является объектом музеологии?
а. подлинные музейные предметы
б. музейная климатология
в. музей и музейное дело как общественная потребность (специфическое явление)
г. музейные источники
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Выберите существующие концепции, предложенные учеными при вычленении предмета музеологии как самостоятельной науки.
а. институциональная концепция
б. гносеологическая концепция
в. аксиологическая концепция
г. предметная концепция
д. комплексная концепция
е. коммуникативная концепция
ОТВЕТ: агд

Вопрос 5. Язык науки – это система понятий и терминов, которыми оперирует музееведение. Развитой язык – свойство сформировавшейся науки. Что развивающаяся наука сначала уточняет?
а. понятие
б. термин
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите правильный ответ. Вопрос: Исходя из предмета исследования музеология входит в разряд каких наук?
а. интердисциплинарная наука
б. дифференцированная наука
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Одним из элементов структуры музеологии является ее теория. Есть ли лишние элементы в ответах, если «да», то какие?
а. общая теория
б. организация и управление музеями
в. теория документирования
г. теория тезаврирования (научно-фондовой работы)
д. теория музейной коммуникации
е. музейное проектирование
ж. лишних элементов нет
ОТВЕТ: бе

Вопрос 8. В 1878 году в названии немецкого «Журнала по музеологии и антиквароведению» впервые появляется наименование:
а. направления научного поиска
б. роль научной дисциплины
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Попытки исследовать феномен музея, определить философию музея, т.е. выделить существенные черты социального института, ставшего «культурной нормой», определить его глобальную, универсальную функцию характерны для:
а. начала XX века
б. середины XX века
в. конец XX века
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. В первой половине XX века, наряду с появлением универсалистских философских концепций музея, растет число работ, посвященных исследованиям частных фрагментов и направлений музейной деятельности. Так, впервые появляется интерес к
а. функции документирования
б. социальным функциям музея.
в. коммуникационным функциям музея
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. В первой половине XX века обосновывается:
а. принцип публичности музея;
б. принцип научности музея
в. принцип социальной ответственности музея;
ОТВЕТ: в

Вопрос 12. Выражением понимания музея стала концепция Д.К.Дана
а. полезного музея
б. необходимого музея
в. открытого музея

Вопрос 13.Таким образом, первые попытки формирования новой научной дисциплины, изучающей феномен музея, ставший социально значимым, относятся
а. к концу XIX в.
б. к первой половине XX в.
в. к середине XX в.
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Вторая половина XX века характеризуется:
а. укреплением музееведения как самостоятельной научной дисциплин
б. вниманием к вопросам философии музея,
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Автором концепции «двух музейных революций» стал:
а. Ромедер Ю.
б. Питер ван Менш
в. Мальро А.
ОТВЕТ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Музеальность –
Ответ: термин, используемый в зарубежной музеологии для обозначения особых свойств, присущих музейным предметам (от «музеалия» – т.е. музейный предмет).

2. Общественная наука, которая изучает процессы сохранения социально значимой информации, познание и передачу знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как социальный институт, социальные функции музея и формы их реализации в различных социальных, экономических, политических и культурных
условиях. Музееведение формирует теоретические и методологические
основы музейного дела
Ответ: Музееведение (Музеология)

3. Два решающих переломных этапа в осмыслении феномена музея приходятся на «музейные революции». Первая «революция» на рубеже XIX-XX вв. знаменовала утверждение музея в общественном сознании, а вторая «музейная революция» (в 1960-х гг.) – ______________
Ответ: утвердила музеологию как науку и академическую, университетскую дисциплину

4.Перечислите основные предпосылки, определившие повышение внимания к вопросам музейной теории и практики,
Ответ: интенсивное (количественное и качественное) развитие музейных институтов, включение в «музейное строительство» всех континентов земного шара, повышение интереса к музею со стороны зрителя, расширение музейных технологий.

5.В области музейно-теоретических исследований решающим явилось признание музееведения наукой со стороны ______________
Ответ: ИКОМа – Международного совета музеев.

6. Одной из важных тенденций развития музееведения как науки является появление периодических изданий, посвященных вопросам музейного дела. Приведите примеры
Ответ: выход на нескольких языках журнала «Museum» (официального печатного органа ИКОМ)

7.Во второй половине XX века на новый уровень выходят работы по истории музейного дела. Какие вопросы рассматриваются в работах А.С.Виттлин, Э.П.Александера, К.Хадсона
Ответ: не только рассматриваются вопросы развития музейных институтов, но выявляются тенденции генезиса музея как культурной формы

8. Во второй половине XX века одно из важнейших направлений исследования феномена музея было связано с ______________
Ответ: определением основных характеристик музеологии (музееведения) как науки.

9. Как определяют музей И.Неуступный, К.Шрайнер?
Ответ: музей рассматривается как учреждение, служащее удовлетворению потребностей документирования и его общественного использования.

10.Возможный универсальный подход предложил З.Странский. Согласно его концепции предмет музееведения необходимо искать не в изучении музея как социокультурного института, а ______________
Ответ: в специфическом отношении человека к действительности

11. Укажите, с чем связана «музейная потребность»?
Ответ: с «социальным воплощением»

12.Какую особенность приобретают исследования по вопросам музеологии с конца 1960-х – начала 1970-х гг.?
Ответ: расширяется круг рассматриваемых проблем, исследования, посвященные музею, становятся максимально дифференцированными.

13.Д.Камерон сформулировал положения, ставшие впоследствии основой теории ______________
Ответ: теории музейной коммуникации, рассматривающей музей (первоначально – только музейную экспозицию) как коммуникационный канал.

14. По мысли Д.Камерона музейная экспозиция представляет собой ______________
Ответ: процесс общения посетителя с музейными экспонатами.

15. С какого периода времени в СССР в музееведении начал разрабатываться коммуникационный подход?
Ответ: с 1970-х гг.

16.Антропоцентрическим подходом в музеологии можно назвать подход – ______________

Ответ: связанный с изучением посетителя (человека) как центрального компонента схемы коммуникационного взаимодействия; на человека ориентирован весь процесс коммуникации, от реакции человека зависит его успех.

17.Культурологический подход основан ______________
Ответ: на изучении знаков и символов, составляющих основу инструментов коммуникации и существующих в поле культурных значений.

18. Диалогический подход в музеологии ______________
Ответ: предполагает изучение всех основных субъектов коммуникации, демонстрирующих разные культурные позиции и выстраивающих модели диалогового взаимодействия.

19.Аксиологический подход в музеологии связан с ______________
Ответ: анализом ценностного аспекта коммуникации и рассмотрением целей коммуникационной деятельности в качестве ведущих.

20. Анализируя тенденции развития теории музейной коммуникации, Б.А.Столяров выделяет ряд теоретических моделей: познавательную модель коммуникации, рассмотренную К.Хадсоном; эстетическую модель Г.Осборна и Д.Вайлера.
Кто из авторов рассмотрел знаковую модель?
Ответ: Ю.Ромедер.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Готовность внедрения современной системы сохранения музейных экспонатов.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что определяет специализацию собрания и основное содержание работы музея, обусловленное его связью с конкретной наукой, техникой, видом искусства, определенной отраслью производства?
а. принадлежность
б. назначение
в. профиль
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам – _____________:
а. музейный фонд
б. музейная экспозиция
в. музейная коллекция
ОТВЕТ: в

Вопрос 3. Социальная функция музея, предполагающая целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных процессов и явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем и местом в музейной сети – это ______________:
а. научно-исследовательская функция
б. образовательно-воспитательная функция
в. функция документирования
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Способность музейного предмета достаточно полно и достоверно отражать события и явления – это …
а. репрезентативность
б. аттрактивность
в. экспрессивность
ОТВЕТ: а

5. Основоположником научной теории музееведения в России в первой трети ХХ в. стал
а. Шмит Ф.И.
б. Равикович Д.А.
в. Федоров Н.Ф.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите правильный ответ и продолжите определение. Вопрос: музейная коммуникация – это процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом. Понятие «музейная коммуникация» введено в научный оборот в 1968 г. музеологом:
а. Глузинский В.
б. Камерон Д.Ф.
в. Федоров Н.Ф.
г. Странский З.
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Кто из нижеперечисленных теоретиков и практиков музейного дела в 1960-е гг. систематизировал социальные функции музеев?
а. Разгон А.М.
б. Поляков Т.П.
в. Закс А.Б.
г. Михайловская А.И.
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Способность музейного предмета привлекать внимание посетителей его внешними характеристиками – это:
а. аттрактивность
б. информативность
в. экспрессивность
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Кто ввел в научный оборот термин «музеология»:
а. Дж. Грессе
б. И.Неуступный
в. К.Шрайнер
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Термин «музейный предмет» в начале 1930-х гг. ввел в научный оборот:
а. Н.М. Дружинин
б. А.Н. Сорокин
в. Л.Е. Кринин
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Понятие «музейная коммуникация» ввел в научный оборот:
а. В.Ю. Дукельский
б. Д.Ф. Камерон
в. В.Ф. Левинсон-Лессинг
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Комплекс работ по привлечению финансовых средств для реализации некоммерческих проектов получил название:
а. менеджмент
б. фандрейзинг
в. лизинг
ОТВЕТ: б

13.В эпоху Возрождения слово «музей» становится синонимом слова
«коллекция».
«собрание»
«сокровище»
ОТВЕТ: а

14. В XVII веке в работе Иохана Даниэля Майора «Непредвосхищенные мысли о кунсткамерах и натуралиенкамерах» были заложены начала
а. музейной теории
б. музейной практики
ОТВЕТ: а

Вопрос 15.Среди наиболее значительных публикаций можно назвать раздел «Источниковедение и историография истории музейного дела» в монографии «История музейного дела до конца XVIII века»
а. Сотникова С.И.
б. Грицкевич В.П.
в. Юренева Т.Ю.
г. Курносов С.Ю.
ОТВЕТ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите из понятий и соотнесите, что является свойствами, что ценностями, а что функциями музейного предмета.
Понятия: мемориальность, информативность, моделирование действительности, эстетическая, экспрессивность, коммуникативность, генетическая, аттрактивность, репрезентативность, ассоциативность, научная, историческая, научно-информационная, утилитарная.
Свойства –
Ценности –.
Функции –
Ответ: Свойства – информативность, экспрессивность, аттрактивность, репрезентативность, ассоциативность. Ценности – мемориальная, эстетическая, научная, историческая. Функции – моделирование действительности, коммуникативная, научно-информационная, генетическая, утилитарная.

2.Если предыстория музея относится к ранним этапам развития человека и становления общественных отношений, то предысторией развития науки о музеях можно считать эпоху
Ответ: Возрождения.

3. Процесс, связанный с познанием различных сторон жизни окружающего мира, получил название ____________
Ответ: документирование.

4. В XIX столетии качество работ выходит на новый уровень в связи с расширением тематики исследований. Укажите причины появления публикаций, предлагающих проекты музеев.
Ответ: увеличение количества публичных музеев, расширение географии музейного дела, деление комплексных музеев на специализированные в связи с дифференциацией науки и искусства.

6. На рубеже XVIII-XIX вв. художественные музеи приступили к систематизации коллекций и начали приобщать публику к изобразительному искусству. Что в этот период создается в Европе?
Ответ: проекты музейных зданий, а в ряде работ художественный музей осмысляется как Храм искусства.

7. Интерес к греко-римской культуре нашел отражение в работе О.Беттигра «О музеях и античных собраниях», которая была посвящена _____________
Ответ: античным коллекциям.
8. Музеальность –
Ответ: термин, используемый в зарубежной музеологии для обозначения особых свойств, присущих музейным предметам (от «музеалия» – т.е. музейный предмет).

9. Общественная наука, которая изучает процессы сохранения социально значимой информации, познание и передачу знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как социальный институт, социальные функции музея и формы их реализации в различных социальных, экономических, политических и культурных
условиях. Музееведение формирует теоретические и методологические
основы музейного дела
Ответ: Музееведение (Музеология)

10. Два решающих переломных этапа в осмыслении феномена музея приходятся на «музейные революции». Первая «революция» на рубеже XIX-XX вв. знаменовала утверждение музея в общественном сознании, а вторая «музейная революция» (в 1960-х гг.) – ______________
Ответ: утвердила музеологию как науку и академическую, университетскую дисциплину

11. Перечислите основные предпосылки, определившие повышение внимания к вопросам музейной теории и практики,
Ответ: интенсивное (количественное и качественное) развитие музейных институтов, включение в «музейное строительство» всех континентов земного шара, повышение интереса к музею со стороны зрителя, расширение музейных технологий.

12.В области музейно-теоретических исследований решающим явилось признание музееведения наукой со стороны ______________
Ответ: ИКОМа – Международного совета музеев.

13. Одной из важных тенденций развития музееведения как науки является появление периодических изданий, посвященных вопросам музейного дела. Приведите примеры
Ответ: выход на нескольких языках журнала «Museum» (официального печатного органа ИКОМ)

14.Во второй половине XX века на новый уровень выходят работы по истории музейного дела. Какие вопросы рассматриваются в работах А.С.Виттлин, Э.П.Александера, К.Хадсона
Ответ: не только рассматриваются вопросы развития музейных институтов, но выявляются тенденции генезиса музея как культурной формы

15. Во второй половине XX века одно из важнейших направлений исследования феномена музея было связано с ______________
Ответ: определением основных характеристик музеологии (музееведения) как науки.
16. Как определяют музей И.Неуступный, К.Шрайнер?
Ответ: музей рассматривается как учреждение, служащее удовлетворению потребностей документирования и его общественного использования.

17.Возможный универсальный подход предложил З.Странский. Согласно его концепции предмет музееведения необходимо искать не в изучении музея как социокультурного института, а ______________
Ответ: в специфическом отношении человека к действительности

18. Укажите, с чем связана «музейная потребность»?
Ответ: с «социальным воплощением»

19.Какую особенность приобретают исследования по вопросам музеологии с конца 1960-х – начала 1970-х гг.?
Ответ: расширяется круг рассматриваемых проблем, исследования, посвященные музею,

20. Возникший в начале XIX века интерес к отечественному наследию определил появление ряда работ, осмысляющих структуру возможного музейного собрания. Такие работы появились и в России. Приведите примеры.
Ответ: статьи членов кружка графа Н.П.Румянцева Ф.Аделунга и Г.Вихмана.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачет по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и
предмет еѐ исследований.
2. Какие подходы к определению целей, задач музеологии
(музееведения) вам известны?
3. Объясните причину появления концепций, отрицающих
музееведение как самостоятельную научную дисциплину?
4. В чем заключается, на ваш взгляд, специфика музеологии
(музееведения) как науки?
5. Почему музеологию (музееведение) относят к
междисциплинарным наукам?
6. Какова структура музееведения, как науки?
7. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните
взаимосвязь и взаимозависимость этих понятий.

1.История и современная структура высшего профессионального образования в России. Общая характеристика направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».
2.Понятие «музеология». История формирования научной и учебной дисциплины.
3.Базовые понятия современной музеологии.
4.Подходы к трактовке понятия «музей». Античные коллекции натуралиев.
5.Средневековые протомузейные формы за рубежом и в России.
6.Коллекционные музеи и музеи под открытым небом.
7.Классификация музеев по принадлежности.
8.Профильная классификация музеев.
9.Краеведческие музеи.
10.Мемориальные музеи как категория.
11.Понятие «культурное наследие». Разновидности наследия.
12.Разновидности памятников недвижимого культурного наследия.
13.Индустриальное наследие.
14.Законодательство РФ в области музейного дела и сохранения наследия.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Задание 1. Проанализируйте определение К. Шрайнера: «Музееведение – это исторически возникшая общественная дисциплина, изучающая свойства, закономерности, основные законы, структуры и методы комплексного процесса комплектования, хранения, изучения, исследования,
экспонирования и коммуникации отобранных движимых, аутентичных исторических предметов природы и общества как первоисточников рационального и эмоционального познания и создающая на основе обобщенного и систематизированного практического опыта теоретические основы музейного дела». Какие структурные составляющие науки выделены ученым? Насколько полно данное определение отражает современное состояние музееведения?

Задание 2. Приведите пять определений науки музееведение, принадлежащих отечественным и иностранным ученым-музееведам. Прокомментируйте каждое из них. Дайте собственное определение науки.

Задание 3. Проанализируйте определение музейности, которое предлагает З.Странский: «Музейность – это понятие, связанное со специфическим отношением человека к действительности, которое проявляется в стремлении к приобретению, сохранению и использованию объектов, выступающих носителями ценности социо-культурного характера». Приведите примеры проявления музейности в современной культуре.

Задание 4. З. Странский считал, что предметом науки музееведения является именно музейность. Эту точку зрения разделяет большинство современных специалистов-музееведов. Назовите основные блоки проблем, которые может изучать наука музееведение в соответствии с таким пониманием своего предмета.

Задание 5. Представьте, что Вам необходимо сделать сообщение на научной конференции, посвященной актуальным проблемам развития музеев в начале XXI века. Сформулируете тему своего доклада, обсудить которую Вы считаете возможной в рамках подобной конференции и сформулируйте
основные тезисы своего выступления.

Задание 6. Сформулируйте и прокомментируйте важные, на ваш взгляд, тенденции культуры XX века, кардинальным образом повлиявшие на развитие музейного пространства в XX столетии и определившие его современный облик и специфику.

Задание 7. Представьте, что Вы сотрудник конкретного музея (предварительно Вам необходимо выбрать музей и ознакомиться с историей, современной экспозицией, уровнем работы по основным направлениям этого музея и т.д.). Определите, как тенденции развития культуры, сформулированные Вами в предыдущем задании, повлияли на развитие Вашего музея в XX столетии.

Задание 8. Составьте перечень вопросов для сотрудников музеев по теме «Задачи музея в XXI веке». Проведите опрос в своей группе, оцените качество составленного Вами опросного листа.

Задание 9. Какие тенденции, на Ваш взгляд, будут определять специфику музейного пространства в XXI веке? Подготовьте пресс-релиз конференции на эту тему.

Задание 10. Подготовьтесь к круглому столу в рамках практического занятия на тему «Современные мировые проблемы и музей: вызов или ответ?».

Задание 11. Составьте таблицу общенаучных и специальных методов музеологии, приведите примеры задач, решить которые возможно с применением каждого из методов.

Задание 12. Подготовьте презентацию на тему «Возможности музея в историческом образовании». Составьте аналитическую записку на любой объект культурного наследия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Музеология. Введение в профессию: учебное пособие Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Архив журнала «Музей» [Электронный ресурс]. www.panor.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний www.elibrary.ru
Э3 Портал «Музеи России» museum.ru
Э4 Сайт «Музей будущего» [Электронный ресурс]. www.future.museum.ru
Э5 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и иностранных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности www.rsuh.ru
Э6 История и теория музеологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Материал лекций позволяет проследить становление и развитие музея и музеологии как научной дисциплины, сформировать начальный уровень профессионального интереса и профессиональной деятельности в сфере музейного дела и наследиеведения.
При подготовке к семинарам студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента, необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое практическое задание.
Все материалы для самостоятельного изучения представлены в Электронном учебно-методическм комплексе по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=125
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно индивидуально после освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка выставляется по пятибалльной шкале.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл.
Оценка выставляется по результатам освоения электронного курса